Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
информатика +1
Взрослым
17.01.2017
Рабочая программа творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”, составлена с учётом требований информационной подготовки выпускников основной школы. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет, и состоит из 2 уровней. На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером, носит пользовательский характер, т. е дети учатся пользоваться стандартными программами. В втором году обучения программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся к 8 классу, когда в учебном плане предусмотрен предмет «Информатика и ИКТ». Таким образом, получается непрерывный курс информатики, начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом.Программа является общеразвивающейся, так как способствует формированию самостоятельного мышления и самостоятельных действий и решений.
По целевой установке программа является общеобразовательной, знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности. Основная идея курса – это ознакомление с компьютерными методами, т.е. новыми информационными технологиями.
Рабочая программа творческого объединения Компьютерный мир. Компьютерные технологии.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КамскоУстьинская кадетская школаинтернат имени
Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича»
Рабочая программа
дополнительного образования
творческого объединения
“Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Срок реализации: 2 года
57 классы
Составил: учитель информатики
ГБОУ «КамскоУстьинская
кадетская школаинтернат
имени Героя Советского Союза
Чиркова Михаила Алексеевича»
КамскоУстьинского
муниципального района
Акулова Роза Раиновна,
I квалификационной категории
п.г.т. Куйбышевский Затон 20162017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь
же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений
аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной
отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что
в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все
сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта
компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный
с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пятьсемь лет в мире не останется
людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого
мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной
техники и персональных компьютеров. К профессиональной деятельности уже
приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших
образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению уже невозможно
представить мир без персональных компьютеров.
Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью современных офисов. Всё больше
их появляется и в личном пользовании, и всё большую роль они играют в
общеобразовательном процессе.
Первые компьютеры появились более полувека назад в США. Ранние модели
компьютеров назывались электронновычислительными машинами (ЭВМ). Высокая
стоимость и необходимость специального образования ограничивало их широкое
использование.
Теперь компьютеры стали доступными не только богатым фирмам, но и отдельным
гражданам. Компьютер приблизился к человеку и стал называться персональным, т.е.
находящийся в личном пользовании. Компьютер – это универсальное устройство для
хранения, обработки и передачи информации. И умение владеть им это неотъемлемая
часть нашей повседневной жизни.
Современный период общественного развития характеризуется интенсивным
становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении
фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование.
Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не
ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен
не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать
проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной
деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей,
использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую
информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,
сотрудничать с другими учащимися.
В этой связи на этапе школьного образования ставится задача достижения новых
образовательных результатов, под которыми понимается:
• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация
информации;
• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей
деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; • выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных
результатов;
• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение
реальных и виртуальных экспериментов;
• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои
действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной
парадигмы и модернизацию российского образования, является информатизация
образования,
рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования
методологией и практикой разработки и оптимального использования современных
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на
реализацию психологопедагогических целей обучения, воспитания. Эффективное
использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ,
связывается сегодня с формированием ИКТкомпетенции всех участников
образовательного процесса. ИКТкомпетенция учащегося — это его готовность
использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области
информатики, информационных и коммуникационных технологий для:
• доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
• обработки информации (использование заданных схем организации и классификации
информации);
• интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая
резюмирование, сравнение, сопоставление);
• оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности
информации);
• создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.
С 1985 года и по настоящее время единственным предметом отечественной школы,
целенаправленно и систематически формирующим ИКТкомпетенцию учащихся, был и
остается курс «Информатика и ИКТ». Именно на уроках информатики формируются и
систематизируются знания, умения и навыки, позволяющие молодому человеку
осуществлять доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания; по
нимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и
числовой формах; иметь представление о существовании общедоступных источников
информации и уметь ими пользоваться; уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся
данные с различных точек зрения; уметь пользоваться техниками анализа статистической
информации; уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним
задач. Можно сказать, что курс информатики и ИКТ является своеобразной точкой роста
процесса информатизации отечественного образования:
• информатизация школы опирается на знания учащихся, которые формируются в
предметной области «Информатика»;
• обучение информатике и информатизация учебной деятельности неразрывно связаны
между собой.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года
определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в
основной школе:
•
•
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий,
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
•
•
•
Бесспорно, это высокие и правильные цели, но их постановка перед учащимися 89
классов не совсем корректна хотя бы по той причине, что несвоевременна. Действительно,
часть подрастающего поколения к 14 годам уже активно использует ИКТ, в том числе и в
учебной деятельности; как правило, эти ребята считают курс школьной информатики
очень простым и не очень интересным; в итоге большой образовательный потенциал этого
предмета (особенно касающийся теоретических аспектов) оказывается нереализованным.
Вместе с тем, не меньшие трудности возникают и при работе с учениками, которые
приступают к систематическому изучению курса информатики впервые, так как за
отводимое базисным учебным планом время освоить заложенное в стандарт содержание
практически невозможно; что же касается «навыков применения средств ИКТ в
повседневной жизни», то в 8—9 классах их нужно не «вырабатывать», а активно ис
пользовать!
•
в настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного
курса информатики:
сформировано научно обоснованное содержание
общеобразовательного курса информатики, которое по объему материала и его
значимости для образования далеко выходит за рамки часов, отводимых курсу
базисным учебным планом; накоплен положительный опыт преподавания
информатики в младшей школе.
• Сегодня, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов,
выстраивается многоступенчатая структура предмета «Информатика и ИКТ»: на
чальный, или пропедевтический, курс, базовый курс, курсы для старшей ступени
школы.
Рабочая программа творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные
технологии”, составлена с учётом требований информационной подготовки выпускников
основной школы. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся
заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им
приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом
информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если
не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся.
Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на
детей 11 – 14 лет, и состоит из 2 уровней. На первом году обучения учащиеся получают
начальные знания и навыки пользования компьютером, носит пользовательский характер,
т. е дети учатся пользоваться стандартными программами. В втором году обучения
программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся к 8
классу, когда в учебном плане предусмотрен предмет «Информатика и ИКТ». Таким образом, получается непрерывный курс информатики, начиная с 5 класса и заканчивая 11
классом.
Раскрываемое программой содержание, представляет собой необходимый компонент
общекультурной подготовки учащихся.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует
формированию самостоятельного мышления и самостоятельных действий и решений.
По целевой установке программа является общеобразовательной, знания не только
усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Основная идея курса – это ознакомление с компьютерными методами, т.е. новыми
информационными
технологиями. Содержание программы включает не только
теоретическое обобщение информационной науки, но и практические занятия, на которых
ребята закрепляют знания теоретического курса. В основе содержания программы лежит
системный подход. Усиление целостности курса информатики достигается за счёт
рассмотрения общих знаний по компьютерным технологиям, а также знаний по различным
видам программ и языкам программирования. Интеграция знаний на основе системного
подхода позволит повысить воспитательный потенциал курса и осуществить
последовательное развитие фундаментальных общеинформационных понятий от
знакомства с устройством компьютера до новых компьютерных технологий.
Данная программа составлена с учетом достижений современной информационной науки,
служит ориентиром для нормативов изучения информатики в школе и может быть
использована при составлении вариативных программ.
Исходя из вышесказанного, данным курсом образовательной программы я хочу дать
тот материал, который:
формирует общеучебные умения и способы интеллектуальной деятельности на
основе методов информатики;
формирует у учащихся готовность к использованию средств ИКТ в
информационноучебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиливает культурологическую составляющую школьного образования;
пропедевтику понятий базового курса школьной информатики;
развивает познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Программа разработана на основе:
государственной программы по информатике для 511 классов
«Информатика. Информационные технологии 1011 классы», Н. Угринович, Москва,
«Просвещение» 2002.
«Уроки информатики в 57 классах», Л.Босова, А. Босова, Москва «Бином» 2009.
«Информатика 89 класс», Семакин И.Г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ДЕТЕЙ.
По данной программе обучается группа детей численностью 15 учащихся – 1 год
обучения и 15 учащихся – 2 года обучения. Возраст детей первого года обучения 1112
лет, второго года обучения 1314 лет. Программа рассчитана на два года. Занятия строятся с учётом скорости усвоения детьми предложенного материала, а
также навыков и умений работать с компьютером. При необходимости вносятся
дополнительные задания для отработки этих навыков.
Я, считаю, что целесообразность начала изучения информатики в младших классах,
помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого
использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более
ранней ступени, обусловлена следующими факторами:
положительным опытом обучения информатике детей этого возраста.
существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании
научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
В основу представляемого вводного курса информатики для 57 классов положены такие
принципы, как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным
звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и
коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается
осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего
более глубокое изучение предмета в 89 (основной курс) и 1011 (профильные курсы)
классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения
(включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом
возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение,
адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом
ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо,
если чтото слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.
3.
Практикоориентированность,
обеспечивающая отбор содержания,
направленного на решение простейших практических задач планирования
деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов
деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности,
реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно
усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в
методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом
имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение,
создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение
новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на
активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников
обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Цель
данной программы помочь детям узнать основные возможности компьютера,
приобретение навыков работы с ним и ознакомление учащихся с различными
компьютерными технологиями для дальнейшего использования их в повседневной жизни. Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной
и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления.
Задачи:
Основные задачи первого года обучения:
Формирование знаний об информации – как неотъемлемой части нашей повседневной
жизни;
формирование у школьников понятийного аппарата, необходимого для понимания и
оценки информационной среды на доступном младшему школьнику уровне;
развитие целостной системно информационной картины мира;
Совершенствование начальных навыков работы на компьютере.
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные задачи второго года обучения:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
путём усвоения и использования методов информатики и средств ИКТ в
межпредметных связях.
Умение применять полученные знания и опыт в различных ситуациях.
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной деятельности;
Формирование знаний о роли информационных процессов в обществе, биологических и
технических систем.
Развитие индивидуальных способностей ребят.
Особенности курса:
1. Подробное изучение материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
При организации занятий школьников 57 классов по информатике необходимо
использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы, с одной стороны,
свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь
наибольшего педагогического эффекта.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы,
связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с
учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические
компьютерные работы);
проблемное обучение;
ролевой метод.
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности
учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед
учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у них потребности в
решении возникшей проблемы, вовлечении учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками,
развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к
самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Широкое применение у
нас в стране и за рубежом находит метод проектов, в наибольшей степени обеспе
чивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной
современному информационному обществу.
Для настройки мышления учащихся на максимальную четкость на уроках
информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод: можно попросить
учащихся представить себя в роли объясняющего или предложить учащимся роль
человека, которому предстоит воспользоваться чьимто алгоритмом. Попытка
представить себя в роли другого заставляет человека и на себя взглянуть со стороны.
Однако навык исполнения роли весьма непрост и должен специальным образом
формироваться. Ролевое исполнение и составление алгоритмов способствуют
приобретению такого навыка.
Известно, что организационные формы оказывают заметное влияние на многие
стороны учебного процесса. Они обеспечивают усвоение определенной части содержания
образования (общей для всех учеников и всех предметов). Они учат слушать, обсуждать
при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою деятельность при
индивидуальной работе.
Анализ характера деятельности людей, занятых в информационной «индустрии»,
позволяет сделать вывод, что ведущей в этой сфере является коллективная форма
деятельности. Поэтому следует шире применять такие формы работы учащихся, как
учебные дискуссии, коллективнораспределительные формы работы с учебным
материалом. В то же время при обучении информатике видно расслоение учащихся по
степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Следовательно, нужен
индивидуальный подход к каждому школьнику; система индивидуальных заданий для
практических занятий по информатике. Достаточно эффективны на уроках информатики
такие формы работы, как: фронтальная беседа; работа за компьютером индивидуально и
попарно; демонстрация картин, презентаций, сайтов или работы программы всему
классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение
заданий.
В дидактике доказано, что злейший враг учения — это скука. Поэтому в работе
учителя на занятии должны быть интегрированы знание предмета, профессиональное
мастерство и артистизм. Большое значение для правильной организации учебного
процесса имеет учет возрастных особенностей восприятия.
При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная
длительность работы за компьютером для учащихся 57 классов не должна превышать 10
20 минут за урок. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервноэмоциональное
снимается достижением
положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит
к возрастанию такого напряжения.
напряжение
Педагогический опыт показывает, что в 57 классах наиболее приемлемы
комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и
деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения
информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить
объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая
наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В
комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие
задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и
повторение ранее изученного материала);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач,
составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной
презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по
возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия, в процессе
беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при
необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками
основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения;
4) работа на компьютере (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ
компьютерного практикума, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов урока.
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля —
входного, промежуточного, проверочного, итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее
изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует
активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает
необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что
предложенной его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться,
что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили
понятия, предложенные им в ходе урока.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он
позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы. Формы итогового контроля разнообразны:
контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование),
творческая работа и др. При итоговом контроле я применяю в основном творческую
работу: конкурс рисунков, презентации, сайтов и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
НАБОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует
достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонст рационных, информационносправочных, тренажеров, обучающих, имитационных,
моделирующих, контролирующих и др. Некоторые из них имеют очень высокий уровень.
Тем не менее, эти продукты достаточно редко используются в реальном учебном
процессе, так как, вопервых, подавляющее большинство существующих цифровых
образовательных ресурсов не соответствует стандартам, учебникам и учебным
программам; вовторых, нет методических рекомендаций по использованию цифровых
образовательных ресурсов в учебном процессе. Устранение названных причин возможно
за счет создания наборов цифровых образовательных ресурсов, привязанных к
конкретным учебникам и удовлетворяющих следующим требованиям:
• в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального
уровня, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи
модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и программам,
используемым в большинстве регионов;
• обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы
обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности
школьников;
Рекомендации по использованию ЦОР
• обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
(это относится к уровню формирования как предметных умений и знаний, так и
интеллектуальных и общих умений);
• учитывать возрастные психологопедагогические особенности учащихся и
существующие различия в их культурном опыте;
• содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в
различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных
жанров, видеоряды и т. д.);
• содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера),
ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение
опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений,
освоенных в рамках данного предмета;
• обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое
использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной ис
следовательской деятельности;
При этом под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели,
ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика,
текстовые документы и иные учебные материалы, позволяющие организовать учебный
процесс по выбранному учебнику.
С помощью ЦОР возможно:
• создать условия для повышения качества обучения на основе использования в
учебном процессе широкого спектра цифровых ресурсов;
• ориентировать учителя на применение образовательных технологий, способствующих
формированию у учащихся новых образовательных результатов;
• обеспечить учебный процесс методическими материалами, стимулирующими учителей
к использованию современных образовательных технологий, интерактивных методов обучения; материалами, обеспечивающими возможность использования различных
форм учебной работы;
• создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт выполнения заданий,
требующих выбора стратегии собственных действий.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 год обучения
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»,
«информационный объект»;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
2 год обучения
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и
форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования рисунков, а также работать в графическом пакете
CorelDraw.
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в
зависимости от цели ее создания;
выполнять операции с основными объектами операционной системы; выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний,
списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде
электронных таблиц;
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные,
областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации,
содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели
рассматриваемого объекта.
Уметь создавать простейший сайт с помощью конструктора сайтов,
простейшую Webстраницу
Умение и навыки учащихся, формируемые данной программой:
навык самостоятельного составления компьютерных программ;
навык самостоятельной работы с электронной справочной литературой;
умения самостоятельного нахождения и устранения неисправности в работе
компьютера;
умения работать с офисными информационными технологиями;
умения работать с компьютерной графикой и умения создавать компьютерные
презентации;
умения осуществлять компьютерные коммуникации, создавать и публиковать сайты
в Интернете.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на два года и может являться дополнительной частью
общеобразовательного курса информатики в школе. Умение работать с различными
компьютерными
программами – это сложный трудоёмкий процесс, поэтому на
программу отводится по 70 часов на каждый год (один раз в неделю по 2 часа). Всего
140 часов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
После завершения усвоения программы ребята должны знать хорошо компьютер,
уметь работать на нём, применяя все свои знания и умения, полученные при изучении
данной программы.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема
Количество часов
Всего
теория
практика 1 год обучения
Тема 1. Информатика и информационные процессы (6 часов)
Понятие информации. Источник информации
Виды информации
Информационные процессы
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (26 часов)
Техника безопасности в компьютерном классе
Основные компоненты компьютера
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2
4
2
2
2
4
2
2
3
Задачи и использование компьютера
Клавиатура. Процессор.
Оперативная и долговременная память
Устройства ввода, вывода
Программы
Файл. Файловая система
Единицы информации
Практическая работа “Клавиатура”
Клавиатурный тренажер
Тема 3. Проводник (Мой компьютер), (9часов)
Запуск программы. Окно программы проводник.
Создание новой папки. Создание ярлыка.
Копирование файлов.
Работа с файлами и папками.
Удаление ярлыка и папок.
Тема 4. Антивирусные программы. (8 часов)
Компьютерные вирусы
Средства профилактики и лечения
Запуск программы Касперский
Возможности и использование программы Касперского
Практическая работа «Поверка диска на вирусы»
Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (21 час)
Технология обработки числовой информации
Практическая работа “Калькулятор”.
Технология обработки текстовой информации
Практическая работа “Мы изучаем WordPad”.
Технология обработки графической информации
Графический редактор Раint
Создание и хранение изображений.
Практическая работа “Создание рисунков”.
Практическая работа “Печать изображений”
Итог: Конкурс рисунков
Всего
1
2
2
2
2
2
2
4
2
2
70
1
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
4
2
2
2 год обучения
Тема 5. .Продолжение. Информационные и коммуникационные технологии (7
часов) Технология обработки числовой информации
Электронная таблица Exсel. Назначение и основные
возможности
Практическая работа “Заполнение ячеек”
Практическая работа «Заработная плата сотрудников»
Практическая работа «Построение диаграмм»
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся
Тема 6. Cоздание презентаций в Power Point (15 часов)
Общая характеристика, запуск программы
Знакомство с инструментами
Создание стандартной презентации
Перемещение слайдов в презентации
Создание текста, вставка рисунка, создание гиперссылки
Создание таблиц
Шаблоны оформления, цветовое оформление
Создание заметок, вставка диаграммы
Практическая работа« Создание титульного листа»
Практическая работа «Создание слайда с таблицей»
Практическая работа «Создание своей презентации»
Итог: Выставка презентаций учащихся
Тема 7. Текстовый редактор Word (19 часов)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый
редактор Word
Назначение и основные возможности.
Панели инструментов, установка параметров страницы,
Правила ввода и редактирование текста, перестановка
фрагментов
Форматирование текста, создание списков, создание
колонтитулов,
Создание таблиц, вставка иллюстраций
Макетирование страниц, буквица, создание макроса
Практическая работа «Редактирование и форматирование
документа»
Практическая работа «Набор текста и форматирование»
Практическая работа «Оформление титульных листов»
Практическая работа «Оформление открыток,
поздравлений»
Практическая работа «Оформление визиток»
Итог: Конкурс иллюстрированных сочинений
Печать текстовой информации
Тема 8. Графический пакет Corel Draw 11 (18 часов)
Первое знакомство. Векторная и растровая графика
Экран Corol Draw
Палитра цветов, окно документа
Направляющие
Средства выравнивания объектов, свитки
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1 задание
«Создание
собственных
Стандартная панель управления
1
Контуры и фигуры, заливки и обводки
1
Работа с текстом, специальные эффекты
1
Практическое задание «Создание примитивов»
1
Практическое задание «Преобразование контура в объект» 1
Практическое задание « Однородная заливка»
1
1
Практическое задание «Работа с объектами в диспетчере
объектов»
Практическое задание «Выбор подходящей палитры»
Практическое задание «Копирование и клонирование
объектов»
Практическое
распылителей»
Практическое задание «Создание
графики»
Итог: Конкурс компьютерной графики
Тема 9. Коммуникационные технологии ( 10 часов)
Поиск информации в Интернете. Поисковые системы
Электронная почта
Создание Web – страницы.
Телекоммуникационные системы. Поиск информации
Создание Webсайта
Тестирование и публикация Webсайта
Практическая работа «Создание сайта»
Итог: Конкурс сайтов
Тема 10. Система компьютерного перевода (1часа)
Работа с электронными словарями
Всего
компьютерной
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
1
70
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Тема занятий
№
урок
а
Виды учебной
деятельности.
Тип урока
Планируемые результаты
Дата
план Факт.
Понятие
информации.
Источник
информации
Виды информации
34
Тема 1. Информатика и информационные процессы (6 часов)
12
Усвоение новых
знаний.
Вводная лекция
Знать: что такое понятие
информация, источники
информации.
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Уметь: определять виды
информации, приводить
примеры 56
Информационные
процессы
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Знать: основные виды
информационных
процессов (хранение,
передача, обработка
информации);
приводить примеры
информационных
процессов
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (26 часов)
7
Техника
безопасности в
компьютерном
классе
Основные
компоненты
компьютера
89
Знать: технику
безопасности при работе
на ПК, организация
рабочего места
Знать: как устроен
компьютер, уметь
правильно включать и
выключать ПК
Знать: важность
информационно
компьютерных технологий
в жизни современного
общества;
Роль информации в жизни
людей;
Уметь: отличать
пользователя от
программиста;
Называть цели
использования ПК людьми
разных профессий;
Осознавать: ценность
информации и
информационного
воздействия
Знать: различные
устройства ввода
информации в компьютер;
правила
квалифицированного ввода
текстовой информации;
Уметь: пользоваться
клавиатурой – важнейшим
устройством ввода
информации в ПК.
Знать: виды памяти
(внутренняя, внешняя);
Разновидности обработки
Усвоение новых
знаний.
Вводная лекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Урок повторения
и обобщения
знаний.
Семинар
1011 Задачи и
использование
компьютера
1215 Клавиатура.
Процессор.
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция с
элементами
практической
работы
1617 Оперативная и
долговременная
память
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция информации (вычисления,
логическое рассуждение,
кодирование и.т.д.)
Уметь: определять
правила процесса
обработки информации на
конкретных примерах;
Осознавать: роль внешних
носителей информации
для передачи знаний
Знать: различные
устройства ввода и вывода
информации в компьютер;
Уметь: работать на
клавиатуре
Знать: общее
представление о
программном обеспечении;
Что такое ОС компьютера,
прикладная программа
(приложение)
Уметь: работать со
стандартными
программами в меню
«Пуск»
Знать: на интуитивном
уровне понятие файла.
Уметь: создавать,
копировать, удалять файл.
Знать: единицы измерения
информации;
что называется 1 битом
Уметь: переводить
количество информации в
различные системы
измерения
Знать: правила набора
текста с использованием
русского и латинского
алфавитов;
Способы переключения
клавиатуры на латинский
алфавит и обратно.
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция с
элементами
практической
работы
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция с
элементами
самостоятельной
работы
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
1819 Устройства ввода,
вывода
2021 Программы
2225 Файл. Файловая
система
2627 Единицы
информации
2829 Практическая
работа
“Клавиатура”
3032 Клавиатурный
тренажер
Урок обучения
умениям и
Уметь: вводить текст с
клавиатуры, используя навыкам.
Практическая
работа
русский и латинский
алфавит.
Осознавать: важность
умения ввода простого
текста с клавиатуры для
дальнейшей учёбы и
профессиональной
деятельности
Знать: общие
представления о
программах
(приложениях), о
файловой системе;
Уметь: проводить
основные операции с
файлами и папками
(модификация,
копирование, удаление,
перемещение),
Тема 3. Проводник (Мой компьютер), (9часов)
3334 Запуск программы.
Окно программы
проводник.
3536 Создание новой
папки. Создание
ярлыка.
3738 Копирование
файлов.
3940 Работа с файлами и
папками.
41
Удаление ярлыка и
папок.
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
вирусы
4445 Средства
Тема 4. Антивирусные программы. (8 часов)
Усвоение новых
4243 Компьютерные
знаний.
Уроклекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
профилактики и
лечения
Запуск программы
Касперский
46
Знать: типы компьютерных
вирусов, методы их
проникновения, какие
вредоносные действия они
выполняют;
антивирусные программы.
Уметь: применять
программные способы
защиты ПК от вирусов; 47
Возможности и
использование
программы
Касперского
4849 Практическая
работа «Поверка
диска на вирусы»
Усвоение новых
знаний.
Семинар
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Закачивать антивирусные
программы и работать с
ними;
Обнаруживать и
обезвреживать вирусы на
компьютере.
Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (21 час)
50
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Самостоятельна
я работа
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция
Усвоение новых
знаний.
Уроклекция с
элементами
практической
работы
Технология
обработки числовой
информации
5152 Практическая
работа
“Калькулятор”.
5354 Технология
обработки
текстовой
информации
5556 Практическая
работа “Мы изучаем
WordPad”.
5758 Технология
обработки
графической
информации
5960 Графический
редактор Раint
6162 Создание и
хранение
изображений.
Знать: о процессе
обработки информации, о
трёх типах обработки
информации;
Компьютер инструмент
обработки числовой
информации
Уметь: работать с
приложением
Калькулятор, делать
вычисления
Знать: что компьютер это
инструмент обработки
текстовой информации;
программные средства –
текстовые редакторы и
текстовые процессоры;
что такое документ.
Уметь: работать в
текстовых редакторах
(набирать, редактировать,
форматировать текст)
Знать: графические
возможности компьютера,
графические редакторы,
инструменты
графического редактора;
Уметь: работать в
графическом редакторе,
создавать графические
изображения. 6366 Практическая
работа “Создание
рисунков”.
6768 Практическая
работа “Печать
изображений”
6970 Итог: Конкурс
рисунков
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Итоговый
контроль и учёт
знаний и навыков
2 год обучения
Тема занятия
№
урок
а
Виды
учебной
деятельнос
ти
Тип урока
Планируемые результаты
Дата
план Факт
.
Тема 5. .Продолжение. Информационные и коммуникационные технологии (7
часов)
1
Усвоение
новых
знаний.
Урок
лекция
Усвоение
новых
знаний.
Урок
лекция
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Знать: что такое электронная
таблица и табличный
процессор;
основные информационные
единицы ЭТ: ячейка, строки,
столбцы, блоки;
какие типы данных заносятся в
ЭТ;
основные функции
(математические,
статистические), используемые
при записи формул;
графические возможности
табличного процессора.
Уметь: открывать готовую ЭТ
в одном из табличных
процессоров;
редактировать содержимое
ячеек, осуществлять расчёты
по готовой ЭТ;
выполнять основные операции
с фрагментами ЭТ;
Технология
обработки числовой
информации
2
3
Электронная таблица
Exсel. Назначение и
основные
возможности
Практическая работа
“Заполнение ячеек”
45
Практическая работа
«Заработная плата
сотрудников»
Урок
обучения
умениям и
навыкам.
Практическ
ая работа получать диаграммы с
помощью графических средств
табличного процессора;
создавать ЭТ для несложных
расчётов
6
7
Практическая работа
«Построение
диаграмм»
Итоговое занятие.
Выставка работ
учащихся
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Итоговый
контроль и
учёт знаний
и навыков
Тема 6. Cоздание презентаций в Power Point (15 часов)
8
Усвоение
новых
знаний.
Урок
лекция
Усвоение
новых
знаний.
Урок
лекция
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Знать: историю компьютерной
графики, её область
применения;
Что такое компьютерная
анимация;
Два принципа представления
изображения (растровое и
векторное);
Средства (программные и
технические) получения
растровой графической
информации;
Режимы работы ГР,
составляющие среды (рабочее
поле, меню инструментов,
цветов, меню команд, печати
рисунка).
Уметь: указывать команды
управления ГР через текстовое
и пиктографическое меню;
Формулировать
последовательность действий
для создания изображения,
сохранения рисунка;
Использовать различные
инструменты, откат,
копировать и перемещать
фрагменты изображения,
Изменять рабочий и фоновый
цвета;
Общая
характеристика,
запуск программы
9
10
11
12
Знакомство с
инструментами
Создание
стандартной
презентации
Перемещение
слайдов в
презентации
Создание текста,
вставка рисунка,
создание
гиперссылки 13
Создание таблиц
Усвоение
новых
знаний, с
элементами
практическ
ой работы
Стирать часть изображения с
помощью ластика.
Осознавать: необходимость
владения возможностями ГР
для дальнейшего изучения
курса информатики
14
15
Шаблоны
оформления,
цветовое
оформление
Создание заметок,
вставка диаграммы
1617 Практическая
работа« Создание
титульного листа»
1819 Практическая работа
«Создание слайда с
таблицей»
2021 Практическая работа
«Создание своей
презентации»
22
Итог: Выставка
презентаций
учащихся
Усвоение
новых
знаний.
Урок
лекция
Урок
обучения
умениям и
навыкам.
Практическ
ая работа
Урок
обучения
умениям и
навыкам.
Практическ
ая работа
Урок
обучения
умениям и
навыкам.
Практическ
ая работа
Урок
обучения
умениям и
навыкам.
Практическ
ая работа
Итоговый
контроль и
учёт знаний
и навыков
Тема 7. Текстовый редактор Word (19 часов)
23
Технология
обработки текстовой
информации.
Текстовый редактор
Word
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Знать: возможности
компьютера по обработке
текстовой информации;
возможности редактирования текста как
наиболее важном изменении
в технологии подготовки
текстовых документов;
структуру текстового
документа;
основные режимы работы
ТР;
Уметь: задавать параметры
страницы;
задавать шрифт, его
размеры, начертания;
выделять, удалять,
копировать, перемещать
фрагменты текста;
устанавливать параметры
абзаца, форматировать его;
проводить
орфографическую
проверку текста;
создавать таблицы,
работать со списками,
вставлять изображения;
выводить документы на
печать
Осознавать: преимущества
текстового редактора
Microsoft Word перед Word
Pad
24
25
Назначение и
основные
возможности.
Панели
инструментов,
установка
параметров
страницы,
26
Правила ввода и
редактирование
текста,
перестановка
фрагментов
Форматирование
текста, создание
списков,
создание
колонтитулов,
Создание таблиц,
вставка
иллюстраций
Макетирование
страниц, буквица,
создание макроса
27
28
29
3031 Практическая
работа
«Редактирование и
форматирование
документа»
Практическая работа
«Набор текста и
форматирование»
32
3334 Практическая работа
«Оформление
титульных листов»
3536 Практическая работа
«Оформление
открыток,
поздравлений»
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа 3738 Практическая работа
«Оформление
визиток»
39
Печать текстовой
информации
4041 Итог: Конкурс
иллюстрированных
сочинений
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Самостоятельн
ая работа
Итоговый
контроль и учёт
знаний и
навыков
Тема 8. Графический пакет Corel Draw 11 (18 часов)
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Первое знакомство.
Векторная и
растровая графика
Экран Corol Draw
Палитра цветов, окно
документа
Направляющие
Средства
выравнивания
объектов, свитки
Стандартная панель
управления
Контуры и фигуры,
заливки и обводки
Работа с текстом,
специальные
эффекты
Практическое
задание «Создание
примитивов»
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Знать: интерфейс
векторного редактора Corel
Draw . Название панелей;
основные фигуры, способы
редактирования простых
фигур;
основные операции с
объектами, трансформацию
объектов;
вспомогательные средства,
способы группировки
объектов, способы заливки;
как работать с текстом,
способы редактирования,
инструмент текст;
основные эффекты при
создании изображений.
Уметь: ориентироваться в
панелях данного редактора;
рисовать и редактировать
простые фигуры;
выполнять основные
операции с объектами;
применять
вспомогательные средства
при создании изображений;
группировать и
разгруппировывать
объекты; пользовать абрисом и
заливкой при создании
изображений;
работать с текстом в Corel
Draw;
использовать основные
эффекты при создании
изображений.
51
52
53
54
55
56
Практическое
задание
«Преобразование
контура в объект»
Практическое
задание «
Однородная
заливка»
Практическое
задание «Работа с
объектами в
диспетчере
объектов»
Практическое
задание «Выбор
подходящей
палитры»
Практическое
задание
«Копирование и
клонирование
объектов»
Практическое
задание «Создание
собственных
распылителей»
5758 Практическое
задание «Создание
компьютерной
графики»
59
Итог: Конкурс
компьютерной
графики
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Итоговый
контроль и учёт
знаний и
навыков
Тема 9. Коммуникационные технологии ( 10 часов)
6061 Поиск информации в
Интернете.
Поисковые
системы
Усвоение
новых знаний.
Уроклекция
Знать: назначение основных
видов услуг глобальных
сетей; основные поисковые
серверы;
типы сайтов, для каких
целей они создаются;
значение тегов для
создания Webстраницы.
Уметь: осуществлять
приём/передачу
электронной почты с
помощью почтовой клиент
программы;
работать в поисковом
сервере;
создавать Webстраницы,
вводить текст, создавать
гиперссылки;
оздавать Webсайт
62
Электронная почта
63
Создание Web –
страницы.
Усвоение
новых знаний с
элементами
самостоятельно
й работы
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
64
Создание Webсайта Урок обучения
65
Тестирование и
публикация Web
сайта
6668 Практическая работа
«Создание сайта»
69
Итог: Конкурс
сайтов
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
Итоговый
контроль и
учёт знаний
и навыков
Тема 10. Система компьютерного перевода (1часа)
Уметь:
70
электронными словарями
Работать
Работа с
электронными
словарями
Урок обучения
умениям и
навыкам.
Практическая
работа
с
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения (70 часов)
Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов).
Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации.
Информационные процессы.
Требования к знаниям и умениям:
понятие информации, источники информации;
определять виды информации; приводить примеры информационных процессов.
Тема 2. Компьютер (26 часов).
Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в
компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода.
Практическая работа “Клавиатура. Клавиатурный тренажер»
Требования к знаниям и умениям:
понятие компьютера как информационной машины;
знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
приводить области применения компьютера;
выбирать и загружать нужную программу.
Практические работы: “Клавиатура», Клавиатурный тренажер.
Тема 3. Проводник (Мой компьютер) 9 часов.
Основные вопросы: роль программы Проводник, дополнительные средства, значки,
панель управления, свойства. Файл, папка, ярлык.
Требования к знаниям и умениям:
уметь работать в программе Проводник;
изменять вид структуры программы Проводник;
получать информацию о параметрах папки.
Тема 4. Антивирусные программы (8 часов)
Основные вопросы: вирусы, типы вирусов, признаки появления вируса, классификация
вирусов. Антивирусная программа, её вид и назначение, классификация антивирусов.
Требования к знаниям и умениям:
определение термина «компьютерный вирус»;
классификация компьютерных вирусов;
пути заражения;
способы профилактики и методы борьбы с ними;
вид и назначение антивирусных программ;
проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.
Практическая работа «Поверка диска на вирусы»
Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (21 часов). Microsoft Paint простой (или лучше сказать простейший) редактор, входящий в
стандартную поставку операционных систем Microsoft. Он обладает набором простейших
функций (кисточка, карандаш, резинка и т.д.), которые позволяют создавать
незамысловатые картинки. К сожалению, для обработки графики он практически не
пригоден.
Основные вопросы:
Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание
и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.
Требования к знаниям и умениям:
работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать
их и сохранять).
Практические работы: «Создание рисунков», «Печать изображений».
2 год обучения (70 часов). Продолжение
коммуникационные технологии (7 часов).
темы 5. Информационные и
Основные вопросы: технология обработки числовой информации. Электронная таблица.
Назначение и основные возможности. Практическая работа “Заполнение ячеек”.
Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта.
Требования к знаниям и умениям:
работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование,
печать);
использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ);
строить простейшие диаграммы;
иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи;
пользоваться поисковыми средствами Интернет.
Практические работы:
1. Заполнение ячеек электронной таблицы, построение диаграмм.
2. Поиск информации в компьютерных сетях. Знакомство с принципами работы сети
Интернет.
Тема 6. Создание презентаций в Power Point (15 часов)
Основные вопросы: назначение программы Power Point , слайд, фон, звук, анимация,
гиперссылка, сортировщик.
Требования к знаниям и умениям:
создавать слайд;
вставлять рисунок из файла; вставлять диаграммы;
создавать гиперссылки;
создавать таблицы;
изменять шаблоны оформления.
Практическая работа: создание собственной презентации.
Результат: учащиеся смогут
работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование,
печать);
работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки,
редактировать их и сохранять);
использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ);
строить простейшие диаграммы;
иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи;
пользоваться поисковыми средствами Интернет;
создавать презентации;
оформлять документы.
Тема 7. Текстовый редактор Word (19 часов).
Основные вопросы
: панели инструментов, установка параметров страницы, правила
ввода текста, редактирование текста, перестановки фрагментов, форматирование
текста, создание списков, создание колонтитулов, создание таблиц,
вставка
иллюстраций, макетирование страниц, буквица, оформление титульного листа, создание
макроса.
Требования к знаниям и умениям:
работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование,
печать);
работать с текстом;
редактировать и форматировать текст;
работать с фрагментами;
создавать списки, таблицы, колонтитулы,
Создание макроса.
Практические работы: 1. Редактирование и форматирование документа
2. Набор текста и форматирование.
3. Оформление титульных листов
4. Оформление открыток, поздравлений
5. Оформление визиток
Тема 8. Графический пакет Corel Draw (18 часов).
CorelDraw известный графический пакет. Пакет по своей мощности практически не
уступает графическим редакторам Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Помимо
обработки векторной графики, в этом пакете существует обработчик растровой графики
(PhotoPaint), трассировщик изображений, редактор шрифтов, подготовки текстур и
создания штрихкодов, а также огромные коллекции с изображениями (CorelGallery).
Основные вопросы :
Векторная и растровая графика, панель инструментов, окно
документа, направляющие, линии, свитки, контуры и фигуры, работа с текстом,
индексы и регистры, заливки и обводки, специальные эффекты.
Требования к знаниям и умениям:
работать в ColorDraw, создавать компьютерную графику.
Практическое задание «Создание примитивов» .
Практическое задание «Преобразование контура в объект»
Практическое задание « Однородная заливка»
Практическое задание «Работа с объектами в диспетчере объектов»
Практическое задание «Выбор подходящей палитры»
Практическое задание «Копирование и клонирование объектов»
Практическое задание «Создание собственных распылителей»
Практическое задание «Создание компьютерной графики»
Тема 9. Коммуникационные технологии (10 часов).
Основные вопросы :
Webстраницы и Webсайты.
Требования к знаниям и умениям:
Технология World Wide Web, поиск информации в Интернете,
Создавать функционально насыщенные и профессионально оформленные интернет
страницы;
создавать новый проект Web – сайта;
работать в конструкторе сайтов;
публиковать и обновлять сайт в Интернете.
Практическая работа «Создание сайта» Тема 10. Система компьютерного перевода (1 часа).
Работа с электронными словарями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам.
Наилучшие результаты даёт машинный вариант преподавания, используется более
оптимальный вариант – чередование теоретической и практической работ.
Теоретическая часть проводится в виде лекций, бесед, обсуждений, использования
межпредметного материала. Практическая – отработка навыков и умений работы с
компьютером, при этом используются интерактивные формы обучения. Показывается
большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, картинок,
рисунков, которые ребята применяют при составлении рефератов, презентаций,
титульных листов, а также используются компактдиски обучающий программ.
В первый год обучения используются в основном объяснительнопоказательные методы
обучения. Затем обучение принимает более самостоятельный характер, в основном
проводятся практические занятия, которые строятся от «простого» к «сложному» и
предполагают постепенное закрепление, расширение и углубление знаний,
развитие навыков и умений, которые ребята усвоили на теоретических занятиях.
Практические занятия составлены таким образом, чтобы дети смогли овладеть
всем комплексом знаний работы с компьютером, при этом применяются
дополнительное оборудование: дискеты, лазерные диски (CDROM,CDR,CD
RW,
mp3 диски, флешкарта, сканер, принтер, ксерокс, интернет,
мультимедиа т.д.
DYD),
Для каждого учащегося по пройденным темам по мере усвоения им материала
предусматривается индивидуальная работа, но чаще используется коллективная
творческая работа, где ребята могут поделиться друг с другом своими творческими
идеями, а педагог помогает им осуществить их на деле.
Работа за компьютером организовывается с учётом возрастных особенностей и
санитарногигиенических требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0, начальный курс М. 2006.
2. Практические задания, Базовый курс, Чита 2002.
3. Базовый курс, методическое пособие, Чита 2002.
4. Киселёв С.В. «Оператор ЭВМ», М 2002.
5. Угринович Н «Информатика. Информационные технологии 1011 классы», М.2002.
6. Семакин И. «Базовый курс 789 классы», М. 2004.
7. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ 57 классы, М. «Бином. Лаборатория знаний»,
2009
8. Марысаев В.Б. «1001 вопрос и ответ про компьютер», М. “Терра” 2000.
9. Программирование и разработка баз данных и приложений на основе MICROSOFT
ACCESS 2000. Чита 2000.
10.М. Миллхоллон, К. Мюррей «Microsoft Offise Word 2003», «Питер» 2005.
11.СDдиск учебное пособие по CorоlDraw.
12. Первая помощь 1.0 13. Конструктор сайтов – обучающая программа.
14.ЦОРСD диск
15.Единая коллекция ЦОР http:// schoolcollection.edu.ru
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Рабочая программа дополнительного образования творческого объединения “Компьютерный мир. Компьютерные технологии”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.