Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология
Детсад
24.03.2019
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Ведение
2. Актуальность
3. Научное обоснование
4. Условия возникновения опыта
5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.
6. Описание средств достижения цели
7. Вывод
8. Предполагаемые результаты
9. Список используемой литературы.
10. Приложение
Введение
ПУСТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК
ОЩУТИТ, ЧТО ПРИРОДА-
-ИСТОЧНИК ОГРОМНОГО
КОЛИЧЕСТВА ОТКРЫТИЙ И НАХОДОК,
ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ И ТРУДА
Л.Галина.
Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. На планете стремительно исчезали различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполнялись вредными и опасными организмами, в связи с чем у меня возникло желание научить детей охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное отношение к ней.
И начинать эту работу нужно с раннего возраста.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно- речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к тому месту, где родился и живешь.
«Учитель всех учителей природа»
Леонардо да Винчи
«Формирование начал экологической культуры дошкольников».doc
Рабочая программа
Дошкольного образования
«Формирование начал экологической культуры
дошкольников»
Детский сад №46 «Сказка» филиал АН ДОО «Алмазик»
Программу составила:
2019г.
Газизуллина Файруза Зиннуровна воспитатель
Детский сад №46 «Сказка» филиал АН ДОО «Алмазик»
Республика Саха(Якутия) Мирнинский район г. Удачный.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Ведение
2. Актуальность
3. Научное обоснование
4. Условия возникновения опыта
5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.
6. Описание средств достижения цели
7. Вывод
8. Предполагаемые результаты
9. Список используемой литературы.
10. Приложение Введение
ПУСТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК
ОЩУТИТ, ЧТО ПРИРОДА
ИСТОЧНИК ОГРОМНОГО
КОЛИЧЕСТВА ОТКРЫТИЙ И НАХОДОК,
ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ И ТРУДА
Л.Галина.
Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной
педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и
тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно
взаимосвязаны. К.Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из
могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное
воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью,
односторонностью, неприятной искусственностью».
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и
пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. На планете
стремительно исчезали различные виды животных и растений, а
освободившиеся места заполнялись вредными и опасными организмами, в
связи с чем у меня возникло желание научить детей охранять природу от ее
неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях
бережное отношение к ней.
И начинать эту работу нужно с раннего возраста.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее
продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально,
как нечто живое.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие
хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы
пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре,
художественно речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на
всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к тому
месту, где родился и живешь.
«Учитель всех учителей природа»
Леонардо да Винчи
Актуальность. Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся
социальнокультурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего
экологического кризиса усиливается значение экологического образования в
дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии
личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует
помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое
воспитание личности дошкольника означает формирование у них
экологического сознания – сознательного отношения к окружающей
природной среде с целью охраны и рационального использования природных
ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является
формирование личности, характеризующейся развитым экологическим
сознанием и культурой.
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной
педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с
природой.
Цель программы формирование начал экологической культуры. Эта цель
согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Она ориентирована на
общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребёнка
на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо
заложить экологическую культуру, чтобы ребёнок с детства понимал
значимость природы.
Проблема экологического воспитания и образование – одна из самых
актуальных на сегодняшний день. Свой опыт работы я посвятила актуальной
теме – экологическому воспитанию дошкольников. Всеми признано: в системе
непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное
детство; именно в этот возрастной период идёт становление важнейших
качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы
экологической культуры. Две взаимосвязанные особенности характеризуют
настоящий момент. Речь идёт о поиске и становлении методов экологического
воспитания детей, преобразовании методики ознакомления с природой в
методику экологического воспитания, создание программ и технологий
экологического воспитания. Мой опыт работы соединил в себе как бы две
программы – формирование начал экологической культуры у детей (с позиции
усвоения на конкретных примерах знаний о закономерных явлениях природы,
способности понимать причинно – следственные связи, запоминать
интересные факты из жизни животных; возможность дифференцировать
живое и неживое, понимать потребности живого существа) и развитие
экологической культуры у взрослых – воспитателей. Я считаю, что этот
подход вполне обоснован, так как проблемы, созданные человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, настоятельно требуют
пропаганды экологических знаний у всех слоёв населения, особенно
педагогов.
Уже с дошкольного возраста, я считаю необходимо закладывать в детях
представление о том, что человек нуждается в экологически чистой
окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту
природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и
стремиться к здоровому образу жизни.
Мой опыт работы включил в себя:
научно обоснованный психолого – педагогический взгляд на
проблему экологического воспитания дошкольников;
экологически обоснованный подход к построению содержания и
методов обучения; отбор работы, как в детском саду, так и в семье;
подготовку воспитателя (повышения уровня экологической
грамотности и эколого – педагогической готовности к работе с
детьми);
конкретную технологию формирования начал экологической
культуры во всех возрастных группах;
перспективу создания программы и целостной технологии
личностного мировоззрения.
Ведущий стержень моей работы – программа личностного развития –
формирование в детях положительного отношения к окружающему миру,
целостной ориентации к этому миру (немаловажную роль играет при этом
личностная позиция воспитателя, система и методы его работы в течение
года).
Главная цель моей работы – заложить в детях начала осознанно –
правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам
природного происхождения на основе усвоения систематизированных
занятий.
Так как воспитатель формирует начала у детей, он должен:
владеть элементарными основами экологии;
ориентироваться в экологических проблемах мира, страны, своего
региона;
сознательно перестраивать методы ознакомления детей с природой
на методы экологического воспитания (циклы наблюдений,
прослеживающие особенности взаимодействия организма со средой;
календари наблюдений, где фиксируется на протяжении отдельного
времени те или иные объекты природы, меняющиеся под
воздействием условий; познавательные, обобщающие, комплексные
типы занятий со старшими дошкольниками; игровые обучающие
ситуации соединяющие игру (сюжетно – ролевую) с дидактическими
задачами познания экологических связей в природе; моделирование и моделирующую деятельность, в ходе которой дети должны
обнаруживать связи в природе, познать свойства средообразующих
факторов). Я считаю – знания о взаимоотношениях человека с
природой необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.
Задачи экологического воспитания:
обогащать детей знаниями о природе, ее многообразии, целостности
живого организма, его потребностях, отличительных особенностях,
чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
формирование экологического мировоззрения;
формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;
развивать художественные способности, эстетические чувства, умение
замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы,
оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной
природы;
воспитание любви к природе родной станицы;
В своей работе я использую различные педагогические формы работы:
экскурсии, целевые прогулки, занятия в группе, в уголке природы,
дидактические игры и упражнения, аудио и видеозаписи, видеофильмы,
презентации и многое другое. В работе с детьми я учитываю их возрастные
особенности, умозаключение детей, основываясь на собственный и
практический опыт.
Использую в работе разнообразные методы и приемы: наблюдение, опытно –
экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, уроки
доброты, экологическое моделирование, практическая деятельность по уходу
за птицами и растениями уголка живой природы, проведение праздников,
конкурсов, выставок поделок из природного материала.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и
представлений, я руководствуюсь принципами:
От простого – к более сложному
От частного – более общему
В процессе экологического воспитания развивается речь детей, что очень
важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических
групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети придумывают рассказы,
сказки, отгадывают загадки на экологические темы, подбирают
прилагательные при описании объектов природы.
Решение таких задач направлено на достижение основной цели – культурно
– экологического воспитания, то есть бережного, осознанного отношения к
природе.
Дети часто связывают понятие «добро» и «красота» с природой, с
бережным отношением к ней.
На протяжении многих лет направлением в моей работе является
экологическое воспитание дошкольников. Я считаю, что экологически
грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Приобщение к природе дает возможность
наилучшим образом приобщить детей к Красоте, Гуманности и здравому
смыслу.
Я убеждена, что человек способный жить в гармонии со всем миром, вырастет
человеком с большой буквы. Без общения с природой трудно представить
себе воспитанного человека. Самая великая радость, если в маленькие сердца
войдут любовь и сострадание. Природа обогащает человека духовно, общение
с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой
и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно
быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания
существующих связей между живыми организмами (например, животными и
растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность
живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим
факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не
существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы
(лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых
организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению
природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей –
позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на
окружающую среду.
Также одной из важнейших задач экологического образования –
формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине,
покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо
искоренять потребительское отношение к природе.
Предполагаемые результаты
В результате проведения и изучения результатов педагогической
диагностики по разделам программы «Ознакомления с природой и
экологическое воспитание» дети показали высокий уровень знаний умений и
представлений, а также качеств личности детей.
Кроме того, происходит формирование общечеловеческих ценностей
личности, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни обрести стойкую
гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и обществом
людей.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития
дошкольников во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение
навыков, которые помогут детям в будущем совершенствовать их
потенциальные возможности.
Я считаю, что мне удалось заложить в детях начало осознанно правильного
отношения к природе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим, на сердце руку положа:
«Пусть будет в человеке все прекрасно: И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»
Так важно воспитать в ребенке личность,
Суметь посеять знания, добро
Заставить думать, размышлять и верить
Ведь воспитателю другого не дано.
От нас зависит то, каким наш день наступит завтра.
Ребенок:
проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей,
растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо –
плохо»;
с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать
свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время
прогулок и др.;
проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям,
животным, растениям;
пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среде.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются
различные формы и методы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– уроки доброты;
– уроки мышления;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
– экологические праздники; – экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование
экосистем, игры – путешествия);
– экологические сказки;
– инсценировки.
Материальнотехническое обеспечение программы.
книги и наглядные пособия;
произведения искусства;
игры и игрушки.
Научное обоснование опыта
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,
педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у
них на доступном им уровне современную научную картину мира,
представление о месте человека в этом мире, об особенностях
взаимоотношения в этом мире.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию
природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в
основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа
не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок
научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно
прививать с раннего детства.
Профессор М.М. Камшилов так писал: «Нужно, чтобы ребенок начиная с
раннего возраста привык оценивать свои поступки не только по
непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать
настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего
поколения будущее человечества окажется в серьезных руках».
Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности
дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным
исследованием многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания –
П.Г.Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н.Поддъякова, В.Г.Фокиной,
Л.Г.Нисканен, С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.И.Казаковой, Е.Ф.
Терентьевой, И.А. Хайдуровой, Н.А. Рыжовой и др.
Изучая научную литературу я убедилась, чтобы достичь начальных целей
экологического воспитания, необходимо просветить ребенка, дать ему
минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные
понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
Я считаю, что формирование начал экологической культуры – это
становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее богатство,
материальные и духовные ценности.
Условия возникновения опыта
Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд литературы,
которая помогла бы мне помочь в планировании работы. Познакомилась с
программами: С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа имеет
обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование,
сориентировано на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом природа» (1998г.) нацелена на
воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 56
лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Программа А.Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях
элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую
взаимосвязь природы, человека и ее деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. Я хочу видеть
своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими
ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,
самостоятельными, творческими личностями. Наблюдая за детьми, я
заметила, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием
растений, задают много вопросов.
Я решила вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом
и его надо беречь. Приобщение ребенка к природе способствует у него
воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном
возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества,
как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность,
доброжелательность и любознательность.
Так у меня возникло решение о создании опыта работы. На мой взгляд,
познавательный интерес к окружающему и максимально положительную
эмоциональную насыщенность я могу реализовать в экологическом
воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология –
простор для детской деятельности. Опыт работы по экологическому
воспитанию накапливался мною на протяжении нескольких лет, поэтому
систематизированы методические материалы, для работы с детьми, как
старшего, так и младшего дошкольного возраста (приложение –
перспективные планы).
Педагогическая идея опыта работы. Цели. Задачи.
Моя педагогическая идея формирования начал экологической культуры –
это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой
природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а
также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности.
Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым
экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих деятельности
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и
творческой личности.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в
том числе и экологическое воспитание. Являясь носителем экологической
культуры, владея методикой экологического воспитания, я организую
деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально
насыщенной, способствовала формированию практических навыков и
необходимых представлений о природе, и постепенно «переходила» в
самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать
совместная деятельность взрослого и ребенка.
Весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить
интерес к исследовательской, познавательной деятельности.
Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей
среды, применения наглядного материала: картин, муляжей, реальных
предметов, театральных персонажей, Лого ритмических упражнений, музыки
и т.д., поскольку основой содержания познавательной
детей является чувственное познание.
Правильное организованное восприятие дает ребенку сведения о предметах,
явлениях их разнообразных внешних качествах.
Условием успешной реализации моей темы является комплексное
тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее
интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности.
Изучив образовательные области, я определила следующие задачи:
расширить и уточнить, систематизировать представления детей о
растительном и животном мире природы;
конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и
животных;
учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения;
уметь сравнивать;
закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и
продуктивных видах деятельности;
развивать интерес к родному краю, к природе станицы;
учить наблюдать различные явления природы;
учить устанавливать причинно следственные связи между природными
явлениями;
подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом
зависит от окружающей среды;
закрепить умение правильно вести себя в природе.
Описание средств достижения цели
В своей работе, как средство достижения цели мною разработаны:
комплексные интегрированные ООД; оформлен экологический центр. Центр экспериментирования, где проводим
(опыты, эксперименты, наблюдения). У нас в группе находится «Огород на
подоконнике». Здесь дети выращивают лук, огурцы, помидоры, петрушку,
кинзу, укроп, пшеницу и т.п.
создана картотека, включающая подборку экологических игр,
физкультминуток, загадок, стихотворений о природе.
В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую
различные традиционные и не традиционные формы, методы и приемы,
учитывая возрастные индивидуальные особенности детей.
Формы работы с детьми
интегрированные занятия;
опытническая экспериментальная деятельность;
прохождение экологического маршрута;
организация экологической тропы;
проведение экологических праздников;
просмотр видеофильмов;
совместная деятельность;
наблюдение в природе;
экскурсии в музеи, выставки;
организация конкурсов и поделок из природного материала;
экспериментирование;
целевые прогулки за пределы детского сада.
проблемные ситуации;
КВН, викторины, конкурсы;
уроки доброты;
дидактические игры экологического содержания.
Методы и приемы по экологическому воспитанию
дошкольников
беседы;
чтение художественной литературы;
поручения;
поисковая деятельность детей;
проблемные ситуации;
метод моделирования;
метод интеграции (театрализованная музыкальная двигательная
деятельность);
наблюдения.
Современные методы:
наглядные методы;
практические методы;
словесные методы;
В основу работы положены принципы:
сезонности; научности и доступности понятий;
возрастной адресованности;
интеграции;
от простого – к сложному;
взаимосвязь с семьей.
Вся работа по экологии ведется в тесной связи с педагогами ДОУ,
специалистами и родителями воспитанников. Только опираясь на семью,
только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую
как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы,
конференции), так и не традиционные (деловые игры, бюро педагогических
услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Работу провожу в двух
направлениях:
педагог – родитель;
педагог – ребенок – родитель;
В итоге вместе с родителями сделала вывод: показателем эффективности
экологической образованности и воспитанности являются не только знания и
поведения ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного
окружения своей местности.
В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим
поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую
следующие педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии;
физкультурно – оздоровительные (направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств,
закаливания, дыхательной гимнастики, физкультурные минутки).
образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно –
ориентированного воспитания и обучения);
обеспечение социально – психологического благополучия ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные
на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками
и взрослыми в детском саду и в семье;
технологии психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в
педагогическом процессе ДОУ;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
сохранения и стимулирования здоровья (технология использования
физкультурной НОД, коммуникативные игры, система НОД из серии «Уроки
здоровья», проблемно – игровые (игр тренинги, игротерапия) самомассаж);
Коррекционные (технология музыкального воздействия, сказкотерапия,
психогимнастики и др.) К числу здоровьесберегающих педагогических технологий согласно ФГОС следует отнести и педагогическую технологию
активной сенсорно развивающей среды, под которой понимается
совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для
достижения педагогических целей.
Также использую игровые технологии в педагогическом процессе
экологического образования, которые положительно влияют на качество
образовательного процесса.
Я использую игровую технологию в непосредственной образовательной и
повседневной бытовой деятельности, утренней гимнастики, развлечениях,
труде, прогулке.
В своей деятельности особое внимание уделяю дидактическим, подвижным,
словесноречевым, театрализованным играм.
Технология проектирования ориентирует на совместную деятельность
участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель –
ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к улучшению
работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на
развитии личности ребенка.
Я считаю, что одно из достоинств технологий проектирования в том, что
каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в
коллективе.
В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность,
активность, ответственность, интерес к познанию.
Гуманно – личностная технология в воспитательно – образовательном
процессе это ключевое звено, коммуникативная основа личностных
отношений воспитанников в коллективе.
В своей работе я также использую цифровые ресурсы, я рассматриваю их не
просто, как использование компьютера и других электронных средств в
обучении, а как новый подход к организации воспитания и обучения детей.
Использование цифровых ресурсов в воспитательно – образовательном
процессе позволяет мне улучшить процесс обучения, реализовать идеи
развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем наглядного
материала.
В результате интерес у воспитанников повышается.
Для проведения занятий и мероприятий я использую авторские презентации,
с которыми знакомлюсь на сайте «Сети творческих педагогов», а также на
сайтах:
http://www.openclass.ru/node/136410
http
http
http://www/ignom.ru
. ru / obrazovanie
http
http
. ee /
:// detsad
kitty
:// detskiysad
/ metodicheskie
:// www
:// www
/ maam
/ solnet
. ru /
. ru /
razrabotki . metodcenter
:// ldv
. e osnova
:// www
. ru
. edusite
. ru / journal
http
http
итд
/18
Календарнотематическое планирование Месяц
Сентябрь
1
Тема
«Цветы на
участке
осенью»
2
«Осень
Припасиха»
«Что нас лечит
от простуды»
3
4
«Доброе
солнышко»
Формировать
представления детей
о солнце осенью.
Формировать умения
определять погоду
по приметам.
Экспериментирование
: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый
год»
Октябрь
1
«Осеннее
дерево»
Формировать умения
детей
наблюдать
явления природы,
Нетрадиционная
техника рисования:
кляксография.
Цель
Создать условия для
ознакомления детей
с осенними садовыми
цветами: отличиями
по внешнему виду.
Уточнить
представления детей
о садовых работах
осенью.
Активизировать
словарь.
Создать условия для
изучения детей
овощей и фруктов.
Уточнить знания
детей об уходе за
овощами.
Воспитывать
трудолюбие.
Формировать у детей
представление о
лекарственных
травах, пользе лука и
чеснока Развивать
познавательную
активность.
Содержание
Загадывание загадок,
игра «Угадай по
описанию»,
экспериментирование:
«Растениям
легче
дышится, если почву
полить и порыхлить»
Сбор и засушивание
осенних
листьев
«Осенняя палитра»
Чтение стихов
«Здравствуй, осень!»
Благинина, беседа
«Что растет на
грядке? «Заучивание
физминутки» Мы
капусту рубим..»
Сбор овощей на
опытно
экспериментальном
участке.
.Дидактическая .игра
«Узнай на вкус»
Рассматривание
лекарственных
растений, загадывание
загадок, наблюдение.
Пространстве
нное
планирование
Садовый
инвентарь
Садовый
инвентарь
Мультимедиа
проектор
Настольная игра
Гуашь, альбомные
листы, салфетки,
вода.
Дидактическая
игра
«Деревья» анализировать
и
делать выводы о
некоторых
взаимосвязях
закономерностях.
и
2
3
4
«Дождик,
дождик.»
«Деревья
нашего края»
«Расскажи о
комнатных
растениях»
Ноябрь
1
«Воробьишка»
Развивать
способности детей
наблюдать сезонные
явления и их
изменения.
Формировать умения
выделять
характерные
признаки осеннего и
летнего дождя.
Познакомить детей с
разнообразием
деревьев
произрастающих
Северном крае,
правилам
безопасного для
человека и
окружающего мира
природы поведения.
Формировать
представления детей
о растениях в группе,
о необходимых для
них условиях жизни.
Познакомить с
новыми растениями.
Научить узнавать и
называть части
растения (корень,
стебель, лист, цветок
Знакомить детей с
зимующими птицами:
воробьи. (Уточнить с
детьми, как
изменения в природе
повлияли на жизнь
воробья). Развивать
интерес к
наблюдениям за
Дидактическая игра «.
Найди листок какой
покажу»
Осенние листья
игра
Пальчиковая
«Дождик»
Экспериментирование
«Искусство дождя»
Музыкотерапия «Шум
дождя»
Гуашь,
кисти.
бумага,
Аудио
проигрыватель
Экскурсия в
городской парк.
Дидактическая игра
«Найди в букете такой
же листок», «Найди
листок, как на
дереве».
Подвижная игра «Беги
в дом, какой назову»
Музыкотерапия «Шум
леса».
Игра «Найди
растение»,
физкультминутка
«цветы»,
дидактическая игра
«Узнай по описанию»;
экспериментирование:
«В погоне за светом».
Подвижная игра «Кто
в домике живет?»
Пальчиковая
гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же
это?»
Участие в акции
«Покормите
птиц
зимой» (совместно с
Комнатные
растения
Мультимедиа
проектор
Мультимедиа
проектор 2
3
4
птицами.
родителями)
«Синичкин
праздник 12
ноября»
Формировать у детей
желание подоброму
относиться к живой
природе. Учить
организовывать
самостоятельно
подкормку птиц
регулярно.
Беседа «Угадай, какая
птица»,
наблюдение,
использование
художественного
слова, подвижная игра
«Лиса и птицы»
Музыкотерапия
«Голоса птиц»
Аудио
проигрыватель
«Птицы
нашего края»
Формировать у детей
представление о
зимующих птицах.
В Крайнем Севере
Наблюдение за
птицами на прогулке.
Рассматривание
иллюстраций птиц.
Чтение произведений:
“Воробьишко”
Горький, “Где обедал
воробей”
Мультимедиа
проектор
Иллюстрации
птиц
Чтение
стихотворений, пение
песен о птицах, Игра:
«Займи домик»
Дидактическая игра
«Четвёртый лишний»
Декорации леса
(деревья,
скворечник,
кормушка,
костюмы для
птиц, полумаски
птиц, звуковая
фонограмма,
аудио
проигрыватель.
«Птицы – наши
друзья»
Формировать у детей
интерес к птицам,
узнавать их по
внешнему виду,
Развивать
наблюдательность
внимание при
рассматривании птиц
у кормушки.
Продолжать
знакомить детей с
птицами в природе,
особенностями их
жизни. Расширять
представления о
внешнем виде,
повадках.
Воспитывать чувство
любви к природе,
доброе отношение к
птицам. Развивать
интерес к жизни
птиц. Вызвать яркий,
эмоциональный
отклик. Декабрь
1
«Снежинка»
2
3
«Ёлочка
зелёная
иголочка»
«Плыли по
небу тучки»
4
Январь
1
«Снежный
хоровод»
«Наблюдение
за снегом и
льдом»
Развивать
способности
наблюдать сезонные
явления и их
изменения, внимания
и памяти, видеть
красоту природы.
Знакомить детей с
понятием, что в
шишках находятся
семена хвойных
деревьев.
Формировать умение
детей различать
еловую и сосновую
шишку.
Расширять
представления детей
о явлениях неживой
природы: рассказать
детям, какие бываю
облака. Развитие
наблюдательности.
Продолжать учить
детей наблюдать
явления природы:
снегопад и видеть
красоту
окружающего мира.
Формировать
реалистическое
понимание неживой
при роды; закреплять
знания о том, что
вода может быть в
твердом состоянии
(снег, лед).
Наблюдение, беседа,
чтение
познавательных
рассказов,
экспериментирование:
«Знакомство со
свойствами снега и
льда»
Снег, лед,
сундучок, части
льдинки, 10
снежинок 2х
цветов и разные
по величине.
Аудиосредства:
магнитофон.
Наблюдение, беседа,
игра «Найди по
описанию», «Укрась
ёлочку».
Беседа «Какие бывают
облака», наблюдение,
использование
художественного
слова;
экспериментирование:
«Ветер дует, лодочка
плывёт»
Наблюдение,
рассматривание
картины «Зима»,
рисование
«Снежинки»
Экспериментирование
«Вода может литься и
брызгать»,
использование
художественного
слова. Чтение
рассказа Николаевой
«Путешествие
капельки»
Аудио
проигрыватель
Ёлка
искусственная
или настоящая во
дворе детского
сада.
Шишки хвойных
деревьев.
Ёмкость с водой,
бумажная
лодочка.
Мультимедиа
проектор
Гуашь, альбомные
листы,
ватные
палочки, вода.
Мультимедиа
проектор
Снег, лёд, вода
Сито, ёмкость
для воды.
2
«Мороз –
удивительный
художник»
Вызывать у детей
интерес к зимним
явлениям природы.
Развивать
зрительную
наблюдательность,
способность
замечать необычное в
Загадывание загадок,
наблюдения на
прогулке,
использование
художественного
слова,
Практическая работа
Лопатки для
снега, формы для
заморозки
цветных льдинок. «Снеговик»
окружающем мире и
желание отразить
увиденное в своем
творчестве.
Развивать
воображение и
творчество.
3
4
«Дикие
животные в
лесу зимой»
«Дикие звери
Крайнего
Севера»
Февраль
1
«Выращиваем
лук на
окошке»
Способствовать:
обогащению и
углублению знаний
детей о диких зверях
в зимний период,
развитию умения
устанавливать связи
между зимними
условиями и
особенностями
поведения зверей.
Продолжать
формировать знания
о лесных обитателях.
Развивать у детей
представления о
последовательности
событий в жизни
лесных зверей.
Вызывать интерес к
выращиванию
огорода на окошке,
желание наблюдать
за изменениями в
луковицах. Учить
создавать ситуацию
опыта
Беседа о белке, еже,
зайце, лисе, медведе,
игра «Мы маленькие
зайчики», игра «Чья
тень?». Игра «Чей
домик?»
Мультимедиа
проектор
Изображения
животных
Чтение
стихотворений,
подвижная игра
«Зайцы и волк»,
беседа, «Найди маму»
дидактическая. Игра.
Музыкотерапия
«голоса зверей»
Беседа с элементами
труда,
экспериментирование.
Аудио
проигрыватель
Маски зверей
Иллюстрации
животных и
детёнышей.
Стаканы, земля,
луковицы,
садовый
инвентарь, лейки.
2
«Лаборатория
добрых дел»
Формировать
понятие о доброте,
привычку совершать
Опыты с водой,
воздухом, игры с
мыльными пузырями
Полиэтиленовые
пакеты, баночки с
крышкой. добрые поступки;
воспитывать интерес
к экспериментальной
деятельности;
анализировать
явления, делать
выводы; развивать
познавательный
интерес, логическое
мышление, речь
детей; вызвать
чувство радости у
детей.
Формировать
представления детей
о природных
явлениях. Создать
условия для
развития речи,
обогащения
словарного запаса.
Формировать
представления об
изменениях в
природе;
Учить различать
характерные
приметы конца зимы
(первая капель);
Закреплять умение
воспринимать
поэтическое
описание зимы.
Продолжать
формировать
представления об
изменениях,
происходящих
ранней весной в
природе. Развивать
навыки
элементарной
исследовательской
деятельности,
логическое
мышление.
беседы о добре и зле.
Трубочки для
коктейля,
воздушные шары,
ленточки,
емкость с водой.
Мультимедиа
проектор
Наблюдение за
снегопадом, метелью.
Использование
художественного
слова.
Бумажный
флигель
Использование
художественного
слова; Подвижные
игры: «Хитрая лиса»,
«Круглый год»
настольная игра
Экспериментирование
«Откуда дует ветер»
Мультимедиа
проектор
Снег, вода,
ёмкость.
Чтение стихотворения
“Март», «Весна идёт»,
Рассматривание
картины И. Левитана
«Весна. Большая
вода»
д/и «Найди
настроение, покажи
настроение»,
экспериментирование:
«Взаимодействие воды
и снега»
3
4
«Метель
метелица»
«Наблюдение
за сезонными
изменениями»
Март
1
«К нам весна
шагает
быстрыми
шагами» 2
«Забота о
здоровье»
3
«Первые цветы
в природе»
4
«Пернатые
гости»
Апрель
1
«Божья
коровка»
Мультимедиа
проектор
Игра «Порадуйся
солнышку», «Что
полезно для здоровья,
что вредно», беседа о
витаминной пище.
Дидактическая
игра
Мультимедиа
проектор
Цветная бумага,
клей, шаблоны
Цветная бумага,
клей, шаблоны
Наблюдения на
прогулке.
Сравнительный
рассказ о матьи
мачехе и одуванчике,
загадки, чтение
стихов, «Собери
цветок из частей»
Беседа, изготовление
скворечников
(совместно с
родителями),
наблюдение за
птицами на участке
детского сада,
рассматривание
иллюстраций (разные
виды гнезд, появление
птенцов и т. д.),»
Узнай по голосу Какая
птичка» игра.
Аппликация «Птицы
на кормушке»
Наблюдение за божьей
коровкой, аппликация.
Использование
художественного
слова.
Способствовать
воспитанию у детей
бережного
отношения к своему
здоровью;
формировать
представления о том,
что в весеннее время
особенно полезны
витаминная пища
(зеленый лук и др.) и
солнце.
Побуждать детей
радоваться первым
весенним цветам,
продолжать
знакомить их с
названиями, с
особенностями
строения.
Способствовать
обобщению
представлений о
птицах в весенний
период: изменение их
поведения – греются
на солнце, на
деревьях, чирикают,
гнездуются, выводят
птенцов и др.;
воспитывать
любознательность,
желание заботиться о
птицах.
Учить детей
внимательно
относиться к
окружающему миру.
Воспитывать интерес
к природным
явлениям, уточнить
представления о
внешних
особенностях жучка.
2
«Жучки»
Расширить знания об
охране природы.
Загадывание загадок,
«Угадай, что за
Мультимедиа 3
«Волшебница
весна»
4
«Что такое
облака, дождь,
гроза?»
Май
1
«Солнышко на
травке»
2
«Песочные
фантазии»
Воспитывать у детей
интерес ко всему
живому и бережное
отношение к
природе.
Закреплять
представления детей
о весне, о
характерных
особенностях
данного времени
года. Обратить
внимание детей на
первые признаки
весны. Развивать у
детей интерес к
живой природе,
эмоциональную
отзывчивость.
Дать понятие об
испарении воды,
образовании облаков,
электрических
разрядах в
доступной форме.
Познакомить детей с
правилами
поведения во время
грозы.
Уточнить знания
детьми цветка,
умение найти его по
листьям, форме
соцветия,
формировать у детей
интерес к работе с
краской. Продолжать
вызывать у детей
интерес к живым
цветам.
Расширять кругозор
детей. Формировать
знания о свойствах
песка. Развивать
образное и
логическое
мышление. Развивать
насекомое», лепка
«зелёная гусеница»
Беседа,
художественное
слово, аппликация из
ткани «Полянка
цветов»
проектор,
Пластилин
стеки, досточки,
Салфетки.
Мультимедиа
проектор
лоскутки ткани,
цветной картон,
клей, салфетки.
Наблюдение,
Рассматривание
иллюстраций,
Чтение.
Экспериментирование
«Что такое облака?»
Иллюстрации
Сосуд с горячей
водой, стекло.
Наблюдение на
прогулке.
Чтение стихов,
продуктивная
деятельностьромашка
экспериментирование
«Тепло – холодно».
Пальчиковая
гимнастика; игры с
песком;
экспериментирование:
«почему песок
сыплется».
Песок сухой и
мокрый, решето,
совок, формы. тактильную
чувствительность и
мелкую моторику
рук. Обогащать
эмоциональную
сферу детей.
Развивать умение
наблюдать,
любоваться красотой
природы, не
причиняя ей вред.
Экологичес
кая тропа
Мертвое
озеро
Формировать у детей
представление об
уникальности озера,
его лечебных
свойствах.
Экскурсия,
рассматривание
обитателей тропы,
чтение стиха
«Берегите
природу».подв.игра
«Раз.два,три к дереву
беги»
Экскурсия к речке
Экспериментирование
«В солёной воде
предметы не тонут»
3
4
Две ёмкости для
воды (пресной и
солёной)
Картофель.
http://nsportal.ru/node/2257186
и создаю собственные презентации.
Презентации включаю в ход занятия для достижения большей наглядности
Вывод:
Я считаю, и как показывает практика, что в ходе систематической,
планомерной, и целенаправленной работы с детьми по экологическому
воспитанию есть положительные результата. Дети активны, стремятся к
общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомят, проявляют
большой интерес к окружающему миру. У них сформированы начала
экологической культуры. Дети приобрели познавательные и речевые умения,
они научились:
использовать наблюдения как способ познания;
принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно.
делать выводы;
дети научились практическим действиям по охране природы.
У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности.
План работы на год
2.1 Календарнотематическое планирование Раздел
Изучение
методической
литературы
Сроки
Сентябрь –
май
Практические выходы
Анализ изученной
литературы (в плане
по самообразованию).
Содержание работы
1. Виноградова Н.Ф.
«Рассказызагадки о
природе», «Вентана
Граф», 2007 г.
2. Дошкольное
воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др.
Ребенок в мире поиска:
Программа по
организации поисковой
деятельности детей
дошкольного возраста.
М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В.
Неизведанное рядом:
занимательные опыты и
эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И.
Методика организации
экологических
наблюдений и
экспериментов в детском
саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с
водой и песком. // Обруч,
1997. №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух:
Книжка для талантливых
детей и заботливых
родителей. СПб., 1998. Работа с детьми
Сентябрь
1. Комплектование
группы, диагностика;
2. Беседа о временах
года, об осени, о
признаках осени.
3. Беседа «Осень в
музыке, живописи и
поэзии». Рассматривание
репродукций
И.Левитана"Золотая
осень",
«Осень».Аудиозапись
пьесы П. И.
Чайковского“Октябрь.
Осенняя песня” из цикла
“Времена года”,2й части
концерта для скрипки с
оркестром А. Вивальди
“Осень” из цикла
“Времена года”.
Слушание стихотворения
Ф.И.Тютчева «Осень»,
И.Бунина «Осень».
4. Наблюдение за
признаками осени на
прогулке;
5. Чтение произведения
С. Воронина «Моя
берёза»;
6. Соберем семена
садовых цветов;
7. Коллективная
творческая работа.
Определение уровня
экологической
воспитанности детей.
Беседа, презентация.
Прослушивание
музыки, слушание
стихотворений,
рассматривание
репродукций.
Наблюдение за
природой на улице,
зарисовка увиденного
в дневнике
наблюдений.
Анализ прочитанного
произведения.
Обращать внимание
детей на появление у
растений семян на
месте цветов (на
примере петунии и
бархатцев);
Умение передавать в
творчестве
особенности сезонных
явлений. Октябрь
1. Недельный цикл
наблюдений за явлениями
природы и работа с
календарем;
2. Мастеркласс
«Дождемер своими
руками»
3. Занятиеопыт «Облако
в банке»;
4. Комплексное занятие
«Растения в нашем
природном уголке».
Ноябрь
1.Беседа о зимующих и
перелетных птицах.
2.Экологическая игра
«Птицы, рыбы, звери»
3.Изготовление книжки
малышки «Птицы вокруг
нас»
4.Изготовление гербария
осенних листьев.
5.Начало зимней
подкормки птиц,
обустройство кормушки
6.Чтение рассказов
В.Бианки «Белкина
сушильня»,
«Прячутся…»
Формирование
умения замечать
сезонные изменения,
определять характер
погод.
Изготовление из
бросового материала
дождемера для
метеорологического
уголка;
С помощью
эксперимента
сформировать
представление о том,
как образуются
облака.
Уточнение
представлений о
комнатных растениях
и условиях их жизни.
Расширение
представлений о
видах птиц, их
приспособленности к
условиям зимы.
Создание пособия
«Деревья и
кустарники родного
края»
Воспитание
сочувствия к птицам,
бережного отношения
к природе.
Уточнение и
расширение
представлений о
зимних явлениях
природы. Приобщение
к прослушиванию
чтения
природоведческих
произведений
В.Бианки. Декабрь
Приобщение к
прослушиванию
чтения
природоведческой
литературы,
прослеживание
сезонных изменений в
состоянии дерева.
Воспитание доброго
отношения к людям и
природе; знакомство с
жанром плаката.
Расширение
представлений о воде,
ее свойствах и
различных состояниях
1.Беседа о зиме,
признаках зимы.
2.Беседа «Зима в музыке,
живописи и поэзии»;
3.Наблюдение за
признаками зимы на
прогулке;
4.Чтение произведения
С. Воронина «Моя
берёза». Обсуждение
прочитанного;
5.Комплексное занятие
«Станем юными
защитниками природы»;
6.Цикл наблюдений за
снегом, льдом, водой.
Опыты.
7.Чтение экологической
сказки «Разве озеро
свалка?»;
Январь
1.Коллективная работа
«Зимний лес»;
2.Занятие «Как лесные
звери белка, заяц,
медведь, лиса – проводят
зиму в лесу»;
3.Комплексное занятие
«Как лесник заботится о
лесе»;
4.Чтение экологической
сказки Путилиной «Про
зиму».
Рассматривание
картин с зимними
пейзажами.
Выполнение
творческой работы.
Формирование
представлений о
приспособленности
лесных зверей в
зимнее время. Февраль
Март
1.Посадка рассады
(сажаем семена петунии);
2.Наблюдение за
рассадой, уход;
3. «Огород на
подоконнике», цикл
наблюдений за
прорастающим луком.
4.Комплексное занятие
«Лесэто дом для многих
жильцов»;
5.Начало чтения книги
В.Бианки «Синичкин
календарь»;
6.Комплексное занятие
«Прошла зима холодная».
1.Наблюдение за
рассадой цветов;
2.Беседа «Весна в
музыке, живописи и
поэзии»;
3.Подготовка и
проведение занятия
«Наши четвероногие
друзья»;
4. Продолжение чтения
произведения В.Бианки
«Синичкин календарь»;
5.Посадка рассады
однолетних цветов.
Воспитание интереса
к выращиванию
растений, проведению
опытов.
Формирование
представлений о лесе
как о сообществе
растений и животных,
их взаимосвязи.
Воспитание интереса
к природе и
произведениям В.
Бианки;
Уточнение
представлений о зиме,
развитие восприятия
красоты природы.
Воспитание интереса
к выращиванию
растений.
Приобщение к
прослушиванию
чтения
природоведческой
литературы,
прослеживание
сезонных изменений;
Формирование
представлений о
собаках, как о
домашних животных и
умных помощниках
человека;
Уточнение
представлений о
зимних явлениях
природы;
Воспитание интереса
к выращиванию
растений. Апрель
1.Наблюдение за
комнатными растениями,
изучение условий для
оптимального развития и
роста растений;
2.Уход за рассадой
однолетних цветов;
3.Ежегодная весенняя
пересадка комнатных
цветов
4.Комплексное занятие
«Весна в жизни зверей»;
5.Подготовка к
празднику Дня Земли.
Праздник юных
любителей природы.
6.Чтение экологической
сказки «Любопытное
солнце»
Опыты «С водой и без
воды», «На свету и в
темноте»;
Воспитание интереса
к выращиванию
растений;
Уточнение и
расширение
представлений о
жизни лесных
животных.
Формирование
представлений о
планете как доме для
всех людей,
воспитание любви к
природе, желания ее
сберечь. Май
1.Пересадка рассады на
участок;
2.Комплексное занятие
«Береги деревянные
предметы»;
3.Недельный цикл
наблюдений за явлениями
природы и работа с
календарем;
4.Комплексное занятие
«Весна кончается лето
начинается»
5.Диагностика
Воспитание интереса
к выращиванию
растений;
Расширение
представлений об
изготовлении
предметов из дерева и
бережном обращении
с ними.
Определение погоды
и сезонного состояния
живой природы в мае,
развитие
наблюдательности;
Уточнение и
обобщение
представлений о
весне быстро
меняющихся условий
жизни и
приспособленности
растений, и животных
к ним. Развитие
эстетического
восприятия природы.
Определение уровня
экологической
воспитанности в
конце учебного года. Работа с семьёй Сентябрь
май
1.Организация
экологической тропы на
территории детского
сада;
2.Сбор информации для
создания картотеки
опытов, экспериментов,
дидактических игр.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
1Привлечение родителей
к созданию уголка
«Юные исследователи»:
оборудовать уголок
полочками, собрать
природный материал;
2.Совместная посадка
деревьев на участке.
3.Субботник
1.Консультация для
родителей на тему
«Организация детского
экспериментирования в
домашних условиях»;
1.Изготовление книжки
малышки «Птицы
родного края»;
2.Совместная
организация стенда
«Сохраним мир в
чистоте»
Формирование и
развитие
экологической
культуры у
воспитанников.
Экономия природных
ресурсов (деревьев,
воды, электричества)
за счёт сдачи во
вторичную
переработку
макулатуры.
Повышение
экологического
сознания у родителей
и воспитанников ДО.
Картотека опытов и
экспериментов для
детей 67 лет
Создание и
оборудование уголка
«Юные
исследователи».
Газета для
любознательных
родителей.
Повышение
экологического
сознания у родителей
и воспитанников ДО.
Пополнение
библиотеки в уголке
природы. Информац.
просветит.
Информац.
просветит.;
Пополнение
библиотеки в уголке
природы.
Совместный досуг.
Посадка семян
однолетних цветов на
рассаду.
Создание сказочных
персонажей для
экологической тропы
из бросового
материала,
формление
сказочного уголка на
участке.
Совместный труд
родителей и
воспитанников на
участке.
Фотовыставка «Юные
исследователи».
Январь
Декабрь Папкапередвижка
«Зимние прогулки с
детьми».
1.Папкапередвижка «На
личном примере»;
2.Изготовление книжки
малышки «Лесные
жители».
Открытое занятие «Сеем,
сеем, посеваем».
Февраль
Март
Конкурс «Сказочный
герой из бросового
материала».
Апрель
1.Посадили мы цветы
небывалой красоты»
Май
1.Подготовка
фотографий детей во
время
экспериментирования,
познавательно
исследовательской
деятельности.
2.Субботник;
Самореализация Ноябрь
Консультация для
педагогов ДОУ
«Значение экологической
культуры в развитии
ребенка».
Выступление на
педагогическом
совете. Февраль
Доклад и презентация по
теме «Опыт работы с
родителями по развитию
интереса ребенка к
экологии».
Выступление на
семинарепрактикуме.
Май
Отчет о проделанной
работе.
Выступление на
педсовете,
презентация
Список используемой литературы:
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003
г.
7. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Мозаика синтез», 2000 г.
9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом природа» программа Москва ООО «Карапуз
дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух невидимка» LINKAPRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство пресс», С.Петербург, 2008 г.
13. Бобылева Л.К. Интерес к природе – с добротой: экологическая беседа со
старшими дошкольниками/ Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное
воспитание. 2010. №4. –С.3844.
14. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по
экологическому воспитанию детей/ Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика.
2010. №1. –С.57.
15. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг/ Виноградова Н.Ф.,
Куликова Т.А. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
Приложение: Мною были разработаны экологические ООД, брошюры: «Как воспитать
маленького патриота», «Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников».
Перспективное планирование в младшей,
старшей и
подготовительной группах. Работа с родителями, схемы, анкеты по
экологическому воспитанию.
благодарности,
благодарственные письма.
Прилагаются грамоты,
средней,
Участие в IV Всероссийском конкурсе «Таланты России» в
2014 г.
номинации: «Исследовательские работы детей и взрослых»
Исследовательский проект: «Огород на окошке» umnici
umnicy@yandex.ru, диплом 2 место.
Участие во Всероссийском конкурсе «Сказки летних красок» в
номинации «Мой педагогический проект» Исследовательский проект
«Дети и природа» «Крылья творчества», диплом 2 место.
Участие в Международном творческом конкурсе «Осенние мгновения»
в номинации: «Фотография» Центр дистанционных мероприятий
«Интеллект Ум», диплом 3 место.
2015 г.
Участие в VII Международном конкурсе «Ты гений» в номинации «Моё
лучшее занятие» Методическая разработка «Витамины», диплом 2
место.
Участие VII Международном конкурсе «Ты гений» в номинации
«Педагогический проект» Исследовательский проект «Волшебное зёрнышко»,
диплом 3 место.
Имею публикации:
2015 г
. На сайте
infourok
методическая разработка проект «Огород на окошке».
На сайте
infourok
проект «Юные экологи».
разработка
. ru публикация методического материала методическая
. ru публикация методического материала
На сайте
infourok
«Осень».
разработка
. ru публикация методического материала методическая
2016 г
.
В печатном издании в сборнике популярных материалов проекта Инфоурок
2016. Публикация методической разработки «Витамины нам нужны для
здоровья всем важны»
В печатном издании в сборнике популярных материалов проекта Инфоурок
– 2016.
Благодарности. 2014 г. За профессиональное мастерство, компетентность и творческий
подход к созданию предметноразвивающей среды в группе, способствующей
психологическому комфорту ребёнка,
стимулирующей творческую
познавательную активность, г. Мирный АН ДОО «Алмазик».
Прошла дистанционные курсы повышения квалификации
2014 г. Педагогический университет «Первое сентября» и Факультета
педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова
«Экологическое образование в детском саду»108 часов.
2015 г. АНО ДПО Инновационный образовательный центр повышения
квалификации и переподготовки «Мой университет» дистанционный
курс: «Разработка занятия в дошкольном образовании на основе
технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС» в
рамках дополнительной профессиональной образовательной программы
повышения квалификации «Технология активных методов обучения и
модерации современная образовательная технология новых ФГОС», г.
Пятигорск, 108 часов.
2015 г. АНО ДПО Инновационный образовательный центр повышения
квалификации и переподготовки «Мой университет» дистанционный
курс: «Проектирование образовательного процесса в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования» в рамках дополнительной
профессиональной образовательной программы повышения
квалификации «Эффективной реализации дошкольного образования в
условиях новых ФГОС», Пятигорск, 108 часов.
Обобщение и распространение опыта работы
2015 г.
Районный семинар практикум» «Создание условий для
успешной реализации Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
Обобщение опыта по теме «Экологическая тропа, как средство
приобщения дошкольников к природе».
2016 г.
Участие в II районном фестивале педагогических идей «Радуга
детства» по теме: "Формирование представлений дошкольников о
природе родного края посредством экологической тропы".
Своим опытом работы я делюсь с коллегами районных
Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах; Международный уровень: Номинация: «Летняя фантазия» Диплом 2 место
– 4 воспитанника, «Осенние мгновения» Диплом 2 место – 1 воспитанник;
Диплом 3 место – 1 воспитанник.
Благодарность куратору, Олимпиада «Весенняя карусель» -Диплом 1
место – 6 воспитанников; Диплом II место – 9 воспитанников; Диплом III
место – 3 воспитанника.
Благодарность куратору, Олимпиада «Здравствуй, зимушка зима» Диплом
II место – 10 воспитанников, «Мир в безопасности» Диплом I место – 6
воспитанников, Диплом II место 15 воспитанников, «Мир вокруг нас Птицы»
(для дошкольников) Диплом II место 6 воспитанников; Диплом III место 1
воспитанник, «Весна идёт! весне дорогу» Диплом лауреата III степени – 1
воспитанник, «Наши пернатые друзья» Диплом I место – 10 воспитанников;
Диплом II место – 2 воспитанника.
3. Научно – исследовательская деятельность.
Тема: Формирование экологической культуры дошкольника посредством
ознакомления с природой родного края.
Современный ребенок все реже общается с природой, наблюдается
процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой,
неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из
основных источников формирования детских ощущений, восприятий,
представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру
природы начинает формироваться экологическая направленность личности,
закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей
действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления,
которые надолго остаются в памяти человека.
Цель: Формирование первичных экологических представлений у детей
дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Создавать условия для формирования экологической культуры детей
дошкольного возраста.
Формировать и расширять представления и знания детей о стихиях,
климате на планете и в частности родного края, о царствах растений и
животных, и их взаимосвязи.
Развивать способности ребенка видеть, различать, сравнивать,
группировать различные виды растений и животных. Пополнять словарный запас, развивать активную речь детей, приучать
пользоваться точными названиями, сочинять экологические сказки.
Формировать практические умения по созданию условий для
выращивания растений и ухода ха животными.
Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой
Родины – города Удачного.
Создавать условия для успешного взаимодействия с родителями.
Для решения поставленных задач использовался метод проектов.
Проект: Экологическая тропа «Тропинка в природу Севера»
Проблема:
• Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение
человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам
окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников
поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы,
осознания необходимости их оберегать.
• Недостаточная возможность использования территории детского сада для
создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края,
формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
• Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах
экологического просвещения воспитанников.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап – подготовительный:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её
объектов с учётом возраста воспитанников.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с воспитанниками на каждой точке.
2 этап – познавательноисследовательский:
«Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где
будут первые проталины?», «Почему воздух становиться грязным?» и др. Важно отметить,
Знакомя воспитанников со свойствами снега, необходимо обращать внимание
детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его
защитные свойства.
что в экспериментально
исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять
условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и
сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.
Так на тропе с детьми измеряют снегомером глубину снежного покрова около
забора, кустов и на открытом месте; просматривают высоту сугробов,
определяют слои снега. Приходим к выводу, что около заборов деревьев,
кустов и на открытой местности снег разносится ветром, сугроб
многослойный, четко просматриваются слои. Рыхлый снег лучше сохраняет
тепло, потому что там много воздуха, следовательно, растениям под таким
снегом теплее.
3 этап – обобщающий. Обобщение результатов работы, закрепление
полученных знаний.
Риски проекта:
Непредсказуемость климатических условий, не приживаемость растений.
Перспективный план
№ Название
Названия мероприятий
месяца
Сентябрь
1.
2.
Октябрь
3.
Ноябрь
Деревья и цветы на экологической тропе.
Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и т.д.
Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о
подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными
приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме;
много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев
деревьев для поделок.
Изготовление композиций из природного материала.
Слушание музыки из цикла «Времена года. Осень» П. И.
Чайковского.
Поиск объектов живой и неживой природы.
Беседа о признаках живых организмов.
Живая и неживая природа.
Вода в природе. Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок
о снеге, льде, воде.
Поиск льда под снегом. Беседа «Куда бежит река
Сытыкан?», «Кого река повстречала на своем пути?».
Рисование на тему «Кого река повстречала на своем
пути?».
Деревья зимой (лиственница).
Рассматривание силуэтов деревьев.
Посадка лука. Под проект «Огород на подоконнике».
Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.
Наблюдения за свойствами снега.
синицами,
Наблюдения за птицами: воробьями,
воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у
кормушек, их внешний вид.
Наблюдение за ветром, снегом, сугробами.
Исследование «Где быстрее растает снег».
Посадка томатов, перца, цветов.
Наблюдение за снегом: снег липкий, с дождем, серый
Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на
солнечной стороне здания и на теневой.
Наблюдение за почками на ветка в вазе, и на деревьях.
Исследование зависимости характеристик песка от
состояния погоды.
Исследование: влияние солнечных лучей на температуру.
Исследование «Что происходит с почками».
Украшение летней беседки.
Пересадка цветов в грунт.
Наблюдение за насекомыми.
Наблюдение за цветами.
Наблюдение за листьями деревьев и кустарников.
Сравнение их по цвету, форме.
Наблюдение за цветами.
4.
Декабрь
5.
6.
Январь
Февраль
7. Март
8.
Апрель
9. Май
10. Июнь
11. Июль
12. Август Беседа о насекомых и наблюдение за ними.
Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».
Поиск признаков лета.
Наблюдение за солнечными часами.
Экологические песни, игры, викторины. Эмоциональные
ситуации.
Вывод: В соответствии с требованием ФГОС большое значение в развитии
дошкольников уделяется развивающей предметнопространственной среде,
поэтому не случайно в своей работе мы обратили внимание на такой метод
приобщения воспитанников к экологии как создание экологической тропы.
Экологическая тропа выполняет образовательную,
развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции. Такой метод ознакомления с
окружающим миром позволяет развивать ребенка учитывая его
индивидуальные возможности, уровень активности и интересов.
Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной
социализации посредством расширения представлений об окружающем мире,
на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании
климатических особенностей нашего края.
Анализ мониторинга по методике С.Н. Николаевой Вывод: Диагностические исследования по методике С.Н.Николаевой
показали, что согласно опросу, у воспитанников сформированы начала
экологической культуры; они овладели практическими действиями по охране
природы; навыками экспериментирования, научились анализировать, делать
выводы. По результатам диагностического метода
наблюдения у
воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры
есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру,
единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за
осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное
включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры
является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний,
опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде
нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат
воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных
отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение
формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития
эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного
взаимодействия с природой и социумом.
Обоснование выбора образовательных программ и УМК:
Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется по
Основной образовательной программе детского сада № 46 «Сказка»,
разработанной на основе Примерной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, а также на основе ряда
парциальных программ: 1. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
(Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина);
2. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного
возраста «Ребенок в мире поиска» (О.В.Дыбина)
Приоритетное направление образовательной деятельности реализуется
посредством методических пособий:
1. «Методика экологического воспитания дошкольников», «Юный эколог»
С.Н. Николаева
2. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях» О.Ф. Горбатенко
3. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич
4. «Экологические занятия с детьми 56 лет» Т.М. Бондаренко
5. «Экологическое образование в детском саду», «Наш дом» Н.А. Рыжова
6. Интернетресурсы.
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Рабочая программа Дошкольного образования «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.