РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для изучения основ экономики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО): - 080110.02 Контролер банка
Организация-разработчик: |
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области (ГБОУ НПО РО ПУ № 56) профессиональное училище № 56 |
Разработчик:
Абрамова Е. В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГБОУ НПО РО ПУ № 56
Рекомендована ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________20__ г.
Рецензенты:
1. Воликова А. А. – управляющий дополнительного офиса № 61 АК/01 Южного филиала ООО «ХКФ Банк» г. Аксай
2. Гапонова А. Г. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГБОУ НПО РО ПУ № 56
3. Рассмотрена на заседании методической комиссии
Протокол № _1_ от «_28_» _августа_ 2015г.
Председатель МК __________ _М. В. Алдохина_
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
19 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
20 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
экономика
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО - 080110.02 Контролер банка
Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ППКРС родственных профессий и специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080110.02 КОНТРОЛЕР БАНКА
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу: ППКРС Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен уметь:
1. Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
2. Описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
3. Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для получения и оценки экономической информации;
· составления семейного бюджета;
· оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен знать:
1. Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть соответствующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
· ПК 1.1. – Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.
· ПК 1.2. – Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств.
· ПК 1.3. – Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.
· ПК 1.4. – Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами.
· ПК 1.5. – Осуществлять контроль кассовых операций.
· ПК 1.6. – Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками.
· ПК 2.1. – Консультировать клиентов по депозитным операциям.
· ПК 2.2. – Выполнять и оформлять депозитные операции с физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
· ПК 2.3. – Выполнять и оформлять депозитные операции с юридическими лицами.
· ПК 2.4. – Выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов.
· ОК 1. – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2. – Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
· ОК 3. – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
· ОК 4. – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
· ОК 5. – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
141 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
104 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
14 |
контрольные работы |
2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
37 |
в том числе: работа над рефератами, документами, эссе, решение практических и ситуационных задач по теме |
37 |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
не предусмотрено |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение в дисциплину. Связь экономики с другими науками. |
Происхождение понятия «Экономика». Основные значения термина «экономика». Система экономических наук. |
2 |
|
Раздел 1. Экономика и экономическая наука |
|
46 |
|
Тема 1.1 Предмет экономической науки |
Сфера исследования экономической науки. Социально-экономическая эффективность. Два уровня экономических исследования: микроэкономика и макроэкономика. |
2 |
2 |
Тема 1.2 Функции и методы экономики |
Эмпирическая, теоретическая , образовательная и практическая функции экономической теории. Методы исследования экономики: наблюдение, сбор фактов, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический, графический. |
2 |
1 |
Тема 1.3 Потребности. Свободные и экономические блага. |
Экономические потребности общества. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Закон возрастания потребностей. Свободные и экономические блага общества. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа: написать товары для удовлетворения определенных видов потребностей, оформить в виде таблицы. |
4 |
|
|
Тема 1.4 Экономические отношения и их структура |
Собственность и социально-экономические отношения. Организационно-экономические связи: кооперация и разделение труда, организация хозяйственной деятельности, управление экономикой. |
2 |
|
Тема 1.5 Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов |
Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. |
2 |
1 |
Тема 1.6 Современные факторы производства |
Современные факторы производства. Человеческий фактор. Главные отличительные черты и основные пути формирования работника нового типа. Теория человеческих отношений. Предпринимательские и управленческие способности. |
10 |
1 |
Средства производства: средства и предмет труда. Деление товаров по их конечному назначению на потребительские и инвестиционные. Воспроизводство и накопление капитала. Воспроизводство простое и расширенное. |
|||
Основной капитал и показатели его использования. Деление основных фондов на активные и пассивные. Коэффициент сменности. Фондоотдача и фондоемкость. |
|||
Оборотный капитал и фонды обращения. Эффективное использование производственных фондов. |
|||
Организационно-технологические факторы производства. Информационный фактор производства. Наука как ключевой фактор современного производства. Энергетический фактор и инфраструктура. Экологический фактор. |
|||
|
Практические работы «Расчет показателей эффективного использования основных фондов» «Расчет амортизационных отчислений» |
4 |
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.6, подготовить презентацию. |
6 |
|
|
Тема 1.7 Факторные доходы |
Заработная плата и факторы ее определяющие. Номинальная и реальная заработная плата. Индексы динамики реальной заработной платы. |
6 |
1 |
Основные формы и системы оплаты труда. Современные системы оплаты труда. Регулирование заработной платы. |
|||
Рента – доход от природных ресурсов. Положение земельной ренты в обществе. Процент как доход от капитала. Процент и его основные формы. Прибыль – доход предпринимателя. Элементы прибыли. |
|||
Практическая работа «Расчет заработной платы» |
4 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.7 |
2 |
|
|
Тема 1.8 Выбор и альтернативная стоимость |
Экономический выбор. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Альтернативная стоимость. Вмененные (альтернативные) издержки. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа: заполнить классификационную таблицу по видам товаров. |
6 |
|
|
Тема 1.9 Производственные возможности общества |
Границы производственных возможностей. Резервы производства. Производственные возможности в условиях научно-технического прогресса. |
2 |
1 |
Практическая работа «Построение и анализ графика производственных возможностей» |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.9 |
2 |
|
|
Тема 1.10 Теория потребительского поведения |
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. |
4 |
1 |
|
Практическая работа «Построение и анализ кривых безразличия и линии бюджетного ограничения. Определение максимальной потребности от потребления» |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.10 |
4 |
|
Раздел 2. Экономические отношения в обществе |
|
8 |
|
Тема 2.1 Общественное разделение труда |
Основные стадии общественного производства. Плюсы и минусы специализированного производства. |
1 |
1 |
Тема 2.2 Разделение труда |
Уровни и виды разделения труда. Основные сферы производства: первичная сфера, вторичная сфера, сфера услуг. Основные виды специализации в промышленности. Абсолютные и относительные преимущества специализации. |
1 |
1 |
Тема 2.3 Экономическая интеграция |
Понятие экономической интеграции. Горизонтальная и вертикальная, конгломератная интеграция. |
2 |
1 |
Практическая работа «Определение абсолютных и относительных преимуществ специализации» |
4 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 2.3 |
4 |
|
|
Раздел 3. Собственность и формы организации бизнеса |
|
7 |
|
Тема 3.1 Собственность |
Отношения собственности и их структура. Основные типы и формы собственности (по субъектам и по объектам). Плюсы и минусы частной собственности. |
3 |
1 |
Национализация и приватизация в России в 20 в. Проблема разделения власти и собственности. |
|||
Тема 3.2 Формы организации бизнеса |
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Основные виды предприятий. Организационно-правовые формы. Имущество предприятий. Экономическая ответственность. |
4 |
1 |
Самостоятельная работа: работа со справочной литературой. Изучение ст.66-ст.123 ГК РФ, составить список предприятий г.Козьмодемьянска и Горномарийского района |
6 |
|
|
Раздел 4. Товарно-денежные отношения в обществе |
|
17 |
|
Тема 4.1 Товарное производство и товар |
Понятие «продукт» и «товар». Меновая и потребительная стоимость. Оптовая и розничная торговля. Развитие товарообменных отношений. |
2 |
1 |
Тема 4.2 Деньги |
История создания денег. Функции денег. Закон денежного обращения. Виды денег. Золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа: выполнение презентаций. Тематика внеаудиторной работы: Прошлое и настоящее денег на Руси. Денежные агрегаты. Электронные средства платежа. Инфляция в отечественной экономике. |
4 |
|
|
Тема 4.3 Банки и их роль в экономике |
Понятие банк. История создания банков. Виды банков. Виды банковской деятельности. Кредит: необходимость, сущность и основные формы. |
4 |
2 |
Практическая работа Решение деловой игры «Государственное регулирование банковской и рыночной систем» |
4 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.3. |
2 |
|
|
Тема 4.4 Рынок ценных бумаг и курс акций |
Фондовый рынок. Инвесторы, эмитенты, инвестиционные институты. Фондовая биржа. Инвестиционные консультанты, компании, фонды. Финансовая пирамида оптимальности инвестиций. |
3 |
1 |
Курс акций. Индекс Доу-Джонса. Индекс Nasdaq. |
|||
Тема 4.5 Биржи и их роль в экономике |
Понятие и история создания бирж. Виды и основные характеристики бирж. Члены бирж. Основные виды биржевых сделок. |
2 |
1 |
Раздел 4. Семейный бюджет |
|
3 |
|
Тема 4.1 Доходы и расходы семьи |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. |
1 |
1 |
Тема 4.2 Сбережения населения. Страхование. |
Денежные сбережения населения и их формы. Индивидуальное и семейное страхование жизни. Страхование имущества. |
1 |
1 |
Практическая работа «Расчет семейного бюджета» |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.2. |
2 |
|
|
Тема 4.3 Налоги. Система и функции налоговых органов. |
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. |
2 |
1 |
Раздел 7. Типы экономических систем и экономический рост |
|
6 |
|
Тема 7.1. Централизованная экономическая система |
Суть централизованной системы экономики. Основные черты, плюсы и минусы централизованной экономики. |
2 |
1
|
Тема 7.2 Рыночная экономика |
Понятие рыночной экономики. Характеристика рыночной экономики. |
2 |
1 |
Тема 7.3 Экономический рост |
Понятие, факторы, плюсы и минусы экономического роста. |
2 |
2 |
Итого: |
|
141 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики; мастерских - не предусмотрено;
лабораторий - не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета: комплект типовых стендов, посадочные места для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, шкафы для комплектов наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD плейер.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Конституция Российской Федерации. М., 2005.-48с.
Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобрадоват. учрежд. Профильный уровень образования. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Вита-Пресс. 2008.- 320 с.
Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобрадоват. учрежд. Профильный уровень образования. В 2-х книгах. Книга 2. М.: Вита-Пресс. 2008.- 320 с.
Дополнительные источники:
Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр Академия»2007.- 288 с.
Интернет ресурсы:
Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: функции денег, банковской системы, причин различий в уровне оплаты труда, основных видов налогов, организационно-правовых форм предпринимательства, видов ценных бумаг, факторов экономического роста. |
Индивидуальные задания; тестирование; опрос, домашняя работа, решение задач.
|
Умения: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем. |
Дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах. |
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; |
Практическая работа, дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах. |
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли; |
Практическая работа, индивидуальные задания. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации;
|
Практическая работа, индивидуальные задания. |
составления семейного бюджета; |
Практическая работа. |
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
|
Практическая работа, дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.