Элективный курс «ЕГЭ-2017. Русский язык» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная
школа №2»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________В.А.Саморокова
Протокол № ___ от
«____»____________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по учебно
воспитательной работе
_____________М.В.Голубкова
«Утверждено»
Директор школы
_____________Т.А.Алифирова
«____»____________2016 г.
Приказ № ___ от «___»___2016 г.
Рабочая программа учителя
Курочкиной Марины Викторовны
(высшая квалификационная категория)
элективный курс «ЕГЭ2017. Русский язык»
11 класс
12016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому
Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего
(полного) общего образования по русскому языку, контрольноизмерительных материалов к проведению ЕГЭ по
русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит
дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Элективный курс «ЕГЭ2017. Русский язык» используется в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной
школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной
практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне,
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также
пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми
выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на
уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты
выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового
анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным
уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественновыразительных средств
русского языка;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной
работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в
практике правописания;
умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного
сообщения (текста, микротекста);
умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами
литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной
работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь
трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины
нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение
ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический
анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая
сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное
использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные
случаи русской орфографии: правописание –Н и –НН в суффиксах различных частей речи; правописание корней.
Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н/НН); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и
раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в
бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении
с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между
частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение,
словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении
стиля текста, его фрагмента.
Изобразительновыразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их
характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне
выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность
текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника.
Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и
проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное
оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в
письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Функциональносмысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
3Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов.
Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности
приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы,
их предупреждение.
Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Обобщающее повторение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи.
Учебнотематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
тестирование
1
2
Выполнение тестовых заданий в форме ЕГЭ.
Задания 124
Сочинениерассуждение. Задание 25
2
Литература
Сочинение
рассуждение
2
Всего
2
2
1. ЕГЭ 2010 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, М .:Эксмо, 2012.
2. ЕГЭ 2010 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.М.:Эксмо, 2012.
3.ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.М.:Эксмо, 2012.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2010.Русский язык. Тематические тренировочные задания.М.:Эксмо, 2010.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.М.: Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С): М.:Издательство
«Экзамен», 201. ЕГЭ2012.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы
составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова,
Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.
4№
п/п
1.
2.
Тема занятия
Введение. Цели и задачи курса.
Знакомство демоверсией.
Кол
ч.
1
Элементы содержания
Структура и содержание ЕГЭ по
русскому языку, спецификация, бланки
ответов, правила их заполнения.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
ЕГЭ 4
1
3.
Лексика. Лексические нормы.
Слова – паронимы. ЕГЭ 5
4.
5.
Лексические выразительные
средства. Тропы. ЕГЭ 24
Синтаксические средства
выразительности. ЕГЭ 24
1
1
1
Календарно тематическое планирование элективного курса
«ЕГЭ2017. Русский язык» ( 34 часов 1 час в неделю )
Основные тенденции постановки
ударения в различных частях речи (в
прилагательных, глаголах, причастиях,
формах И.п., Р.п. мн. числа имен
существительных).
Лексикология, лексика, характеристика
русской лексики, лексическое значение
слова, слова – синонимы, омонимы,
антонимы, паронимы. Стилистически
окрашенная лексика. Лексика
ограниченной сферы употребления.
Лексические средства выразительности:
аллегория, гипербола, литота,
метафора, метонимия, олицетворение,
синекдоха, сравнение, эпитет,
фразеологизм.
Синтаксические средства
выразительности: анафора, инверсия,
синтаксический параллелизм, антитеза
Требования к уровню подготовки
учащихся
Знать структуру и содержание ЕГЭ по
русскому языку, спецификацию,
правила заполнения бланков ответов.
Уметь ориентироваться в тестовом
задании, заполнять бланки ответов.
Знать основные тенденции постановки
ударения в различных частях речи (в
прилагательных, глаголах, причастиях,
формах И.п., Р.п. мн. числа имен
существительных).
Уметь ставить ударение в наиболее часто
встречающихся словах, работать с
орфоэпическим словарем.
Знать определения понятий.
Уметь определять лексическое значение
слова, находить в тексте синонимы,
антонимы, паронимы, стилистически
окрашенную лексику (разговорную,
книжную), лексику ограниченной сферы
употребления (диалектизмы,
жаргонизмы, профессионализмы,
просторечную лексику), работать с
толковы словарем, словарями
синонимов, антонимов, паронимов.
Знать лексические средства
выразительности: аллегория, гипербола,
литота, метафора, метонимия,
олицетворение, синекдоха, сравнение,
эпитет, фразеологизм.
Уметь находить тропы в тексте.
Знать синтаксические средства
выразительности.
Уметь находить синтаксические
средства в тексте
Домашнее
задание
Выполнить тест.
Дата пр.
Выполнение
задания 4 ЕГЭ
Выполнение
заданий 5 ЕГЭ
Выполнение
задания ЕГЭ 24,
анализ текста.
Выполнение
задания ЕГЭ 24,
анализ текста
56.
7.
8.
9.
Изобразительновыразительные
средства языка. ЕГЭ 24
Морфология. Самостоятельные и
служебные части речи. ЕГЭ 13, 23
Морфологические нормы.
Грамматические ошибки, связанные
с их нарушением. ЕГЭ 6
Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки, связанные
с их нарушением.
ЕГЭ 7
10.
Синтаксис. Предложение. Простое,
осложненное, сложное
предложение. Синонимия
синтаксических конструкций.
ЕГЭ 15
1
1
1
1
1
Лексические средства, синтаксические
средства выразительности
Морфология как раздел науки о
русском языке. Классификация частей
речи, их морфологические признаки.
Трудные случаи образования форм
слова: И.п, Р.п. мн. числа имен
существительных, формы
количественных числительных,
степеней сравнения имен
прилагательных, повелительного
наклонения глаголов.
Распространенные грамматические
ошибки, связанные с нарушением
синтаксических норм.
Синтаксис как раздел науки о русском
языке.
Предложение. Виды предложений по
цели высказывания, по интонации, по
количеству ГО, по характеру основы,
по наличию второстепенных членов,
структурно необходимых элементов, по
степени осложнения. Типы сложных
предложений.
11.
Синтаксические выразительные
средства. Стилистические фигуры.
ЕГЭ 24
1
Синтаксические выразительные
средства: парцелляция, параллелизм,
инверсия, бессоюзие. Стилистические
фигуры: анафора, эпифора, градация,
антитеза, оксюморон, риторический
вопрос, обращение.
Знать лексические и синтаксические
средства выразительности.
Уметь находить синтаксические и
лексические средства в тексте
Знать определение частей речи, их
морфологические признаки.
Уметь определять принадлежность слова
к части речи.
Знать трудные случаи образования форм
слова: И.п, Р.п. мн. числа имен
существительных, формы
количественных числительных, степеней
сравнения имен прилагательных,
повелительного наклонения глаголов.
Уметь определять ошибочное
образование формы слова.
Знать распространенные грамматические
ошибки, связанные с нарушением
синтаксических норм.
Уметь находить предложения с
нарушением синтаксических норм.
Знать виды предложений по цели
высказывания, по интонации, по
количеству ГО, по характеру основы, по
наличию второстепенных членов,
структурно необходимых элементов, по
степени осложнения, типы сложных
предложений.
Уметь характеризовать предложение,
находить предложения указанной
характеристики в тексте, производить
синонимическую замену СПП с
придаточным определительным на
простое предложение с причастным
оборотом.
Знать синтаксические выразительные
средства, стилистические фигуры.
Уметь находить синтаксические
выразительные средства, стилистические
фигуры в тексте.
Выполнение
задания ЕГЭ 24
Выполнение
задания ЕГЭ 13,
23
Выполнение
задания ЕГЭ 6.
Выполнение
задания ЕГЭ 7.
Выполнение
заданий ЕГЭ 15.
Выполнение
задания ЕГЭ 24
Анализ текста.
612.
13.
14.
15.
Пунктуация. Знаки препинания в
простом предложении,
осложненном однородными
членами, обособленными
определениями, обстоятельствами,
вводными словами. ЕГЭ 15, 16
Пунктуация. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении.
ЕГЭ 19
Пунктуация. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Пунктуация. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении.
ЕГЭ 18,19
16.
Пунктуация. Знаки препинания в
предложениях с разными видами
связи. ЕГЭ 19
17.
18.
Тестирование.
Текст. Выделение основной и
1
1
1
1
1
1
1
Правила постановки знаков препинания
в простом предложении, осложненном
однородными членами, обособленными
определениями, обстоятельствами,
вводными словами.
Правила постановки знаков препинания
в сложносочиненном предложении.
Правила постановки знаков препинания
в БСП
Правила постановки знаков препинания
в сложноподчиненном предложении.
Правила постановки знаков препинания
в предложениях с разными видами
связи.
Знать правила постановки знаков
препинания в простом предложении,
осложненном однородными членами,
обособленными определениями,
обстоятельствами, вводными словами.
Уметь определять условия постановки
знаков препинания в простом
предложении, осложненном
однородными членами, обособленными
определениями, обстоятельствами,
вводными словами.
Знать, что такое сложносочиненное
предложение, правила постановки знаков
препинания в нем.
Уметь определять условия постановки
знаков препинания в сложносочиненном
предложении.
Знать, что такое бессоюзное
предложение, правила постановки знаков
препинания в нем.
Уметь определять условия постановки
знаков препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Знать, что такое сложноподчиненное
предложение, правила постановки знаков
препинания в нем.
Уметь определять условия постановки
знаков препинания в сложноподчиненном
предложении.
Знать правила постановки знаков
препинания в предложениях с разными
видами связи.
Уметь определять условия постановки
знаков препинания в предложениях с
разными видами связи.
Выполнение
заданий ЕГЭ 15,16
Выполнение
задания А26.
Выполнение
тестовых заданий
Выполнение
задания ЕГЭ
18,19.
Выполнение
задания 19 ЕГЭ
Выполнений тестовых заданий
Текст. Смысловой анализ текста. Текст.
Уметь выполнять задания, применять
знания при тестировании.
Знать, что такое текст, основные
Выполнить тест
Выполнение
7дополнительной информации в
тексте. Способы и средства связи
предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20
23
Основные способы и средства связи
предложений в тексте: лексический
повтор, местоимения, союзы,
контекстные синонимы.
19.
Текст. Стили и типы речи. Задания
ЕГЭ 21
1
20.
Задание 25. Композиция
сочинения. Критерии оценивания
задания 25
21.
Виды вступлений к сочинению
22.
Формулировка проблемы текста.
Способы формулировки проблемы.
23.
Комментарий к сформулированной
проблеме
24.
Позиция автора
1
1
1
1
1
Текст. Стили речи: научный,
публицистический, официально
деловой, художественный, разговорный.
Типы речи: повествование, описание,
рассуждение.
Композиция сочинения
( проблема, комментарий к проблеме,
позиция автора, собственное мнение,
аргумент 1, аргумент 2, вывод).
Виды и формы вступления.
(Проблемный вопрос; общие сведения о
проблеме, ссылка на авторитетное
мнение по вопросу, близкому к
обсуждаемой проблеме; создание
определённого эмоционального
настроя, описание чувств, мыслей,
впечатлений, которые возникли после
чтения текста; цитата из исходного
текста; обращение к фактам биографии
автора, его взглядам, убеждениям)
Типы проблем. Способы выявления
проблемы. Типы проблем
(философские, социальные,
политические, нравственные,
экологические, эстетические).
Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы.
(Текстовый комментарий,
концептуальный комментарий).
Позиция автора. Способы выражения
автора
способы и средства связи предложений в
тексте: лексический повтор,
местоимения, союзы, контекстные
синонимы.
Уметь выделять основную информацию в
тексте, определять средства связи
предложений в тексте.
Знать стили речи: научный,
публицистический, официальноделовой,
художественный, разговорный; типы
речи: повествование, описание,
рассуждение.
Уметь определять принадлежность
текста к стилю и типу речи.
Уметь строить сочинениерассуждение
по стандартной трёхчастной схеме:
вступление – основная часть –
заключение.
Знать виды вступлений к сочинению и
уметь использовать эти знания при
написании сочинения рассуждения
тестовых заданий
Выполнение
задания ЕГЭ 21.
Выполнить тест
Написать
вступление к
предложенному
тексту.
Знать, как писать сочинение, раскрывая
его проблему.
Уметь формулировать проблему текста
Сформулиро
вать проблемы
текста письменно
Знать об основных требованиях к
сочинениям.
Уметь комментировать
сформулированную проблему
Уметь увидеть в тексте
сформулированную автором позицию
Прокомментироват
ь проблемы текста
письменно
Сформулиро
вать позицию
автора письменно
825.
26.
Аргументация собственного мнения
по проблеме
Способы аргументации
собственного мнения.
27.
Типы аргументов
1
1
1
Аргументация собственной позиции.
Как выражать и аргументировать свою
собственную позицию и своё мнение в
сочинении.
Аргументы: рациональные,
иллюстративные, ссылки на авторитет.
Типичные ошибки.
Типы аргументов (рациональные,
иллюстративные, ссылки на авторитет).
28.
Создание банка данных аргументов
1
Типы аргументов
29.
Виды заключений к сочинению
1
Виды заключений к сочинению
30.
Написание сочинениярассуждения
1
Сочинениерассуждение. Композиция
сочинениярассуждения
Знать, как писать сочинение, раскрывая
свою собственную позицию и своё
мнение в сочинении.
Подобрать
аргументы
(письменно)
Знать типы аргументов.
Уметь аргументировать собственное
мнение.
Знать, как писать сочинение, раскрывая
свою собственную позицию и своё
мнение в сочинении.
Уметь правильно подбирать аргументы к
проблеме
Знать, как писать сочинение, раскрывая
свою собственную позицию и своё
мнение в сочинении.
Уметь правильно подбирать аргументы к
проблеме
Знать и уметь составлять
заключение
к сочинению в разных вариантах
Знать структуру сочинения
рассуждения.
Уметь применять знания при
выполнении заданий
Знать критерии оценивания задания С.
Уметь анализировать свою письменную
работу.
Аргументация
мнения. Подбор
аргументов на
предложенные
темы.
Подобрать
аргументы
(письменно)
Составить таблицу
аргументов
Написать
заключение к
предложенному
тексту.
Написать
сочинение.
Написать
сочинение по
тексту
Знать типы ошибок, уметь их исправлять.
Выполнить тест.
Уметь выполнять задания, применять
знания при тестировании.
Работа с тестами
31.
Анализ (самоанализ) сочинения
рассуждения
32.
Речевое оформление сочинения.
33.
Выполнение контрольного
тестирования.
34.
Выполнение задания 25
1
1
1
1
Сочинениерассуждение. Композиция
сочинениярассуждения. Критерии
оценивания задания 25
Речевое оформление сочинения. Типы
ошибок (грамматические, речевые,
логические, фактические).
Выполнений тестовых заданий
Написание сочинениярассуждения.
Уметь составлять текст сочи
нения, исходя из требований
.
910