Программа разработана в соответствии с УМК Дорофеева, предназначена для обучающихся 7 класса. Программа направлена на повышение вычислительных навыков обучающихся. Программа данного курса включает в себя разделы: натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, целые и рациональные числа, а также разделы, посвященные буквенным и числовым выражениям, а также решению уравнений
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства
образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. и «Примерные программы основного общего
образования. Математика» М.: Просвещение, 2011, учебного плана на текущий учебный год и
направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.
Основная задача: как можно полнее развить потенциальные творческие способности
каждого ученика.
Цели: 1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, продолжения образования
2. Развитие вычислительных и формальноалгебраических умений до уровня,
позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов
(физика, химия, информатика).
3. Усвоение аппарата уравнений.
4. Ориентирование учащихся на выбор физикоматематического профиля на старшей
ступени обучения.
2. Планируемые результаты изучения программы.
Личностные результаты
у обучающихся будут сформированы:
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
ответственное отношение к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
˗ формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
ответственного отношения к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
начальные этапы адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
˗ формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
˗
у обучающихся могут быть сформированы:
˗
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися в образовательной, учебноисследовательской, творческой и
других видах деятельности;˗
˗
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
креативности мышления,
арифметических задач.
активности при решении
находчивости,
инициативы,
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
обучающиеся научатся:
˗ формулировать и удерживать учебную задачу;
˗ выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
˗ планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
˗ предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
˗ составлять план и последовательность действий;
˗ осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
˗ адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
˗ сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
˗ определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учетом конечного результата;
˗ предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
˗ выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
˗ концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий.
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
˗ умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
˗ умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве
Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной,
точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
˗ устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
˗ формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
˗ видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
˗ выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их
проверки;
˗ самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
˗ использовать общие приемы решения задач;
˗ применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
˗ осуществлять смысловое чтение;
˗ создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
˗ самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
˗ понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
математических проблем;
предложенным алгоритмом;˗ планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
˗ осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
˗ интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в
таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
˗ оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
˗ устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные УУД
обучающиеся получат возможность научиться:
˗
˗
˗
˗
˗
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в
сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Обучающийся научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую
в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и
письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью
величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из
смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться позиционными системами счисления с основаниями,
отличными от 10;
- производить вычисления с натуральными числами и использовать свойства
делимости;
- использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести
привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации
способ.
Действительные числа
Обучающийся научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных
чисел;
- оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать числа и числовые системы от натуральных до
действительных чисел; вычислениям на практике;
- десятичной записи действительных чисел (периодические и
непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценкиОбучающийся научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления,
связанные с приближёнными значениями величин.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными,
что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных
источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима
с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Обучающийся научится:
- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование»,
решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми
показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на
основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений,
применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из
различных разделов курса (например, для нахождения
наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Обучающийся научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной,
системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для
описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые
задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений,
исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач
из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений,
систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
3. Содержание учебного предмета
1. Числовые выражения
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифме-
тических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат
и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок
действий в числовых выражениях, использование скобок.
2. Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Арифметические действия
с обыкновенными дробями. Десятичные дроби. Сравнение десятичных
дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление
десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде
десятичной.3. Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Арифметические
действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий
Представление зависимостей в виде формул. Решение текстовых задач
арифметическим способом.
4. Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств
арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение
буквенного выражения. Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание,
умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат
суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование
целого выражения в многочлен. Разложение многочлена на множители:
вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул
сокращенного умножения.
5. Уравнения
Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов
арифметических действий. Решение линейных уравнений. Решение задач с
помощью уравнений
4. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
Тема раздела
Числовые выражения
Дроби
Рациональные числа
Элементы алгебры
Уравнения
Итоговый тест
Количество часов
4 ч
6 ч
5 ч
12 ч
6 ч
1 ч
5. Календарно – тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Дата проведения
по плану фактически
Числовые выражения (4 ч.)
Сложение и вычитание натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел
Задачи на все действия с натуральными числами
Вычисление значений выражений, содержащих степени
Дроби (6 ч.)
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей
Решение задач на все действия с обыкновенными
дробями
Сложение и вычитание десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей
Решение задач на все действия с десятичными дробями
Рациональные числа (5 ч)
Сложение рациональных чисел
Вычитание рациональных чисел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Умножение рациональных чисел
Деление рациональных чисел
Действия с рациональными числами
Элементы алгебры (12 ч)
Буквенные выражения и числовые подстановки
Правила преобразования буквенных выражений
Одночлены и многочлены
Правила сложения и вычитания многочленов
Умножение одночлена на многочлен.
Умножение многочлена на многочлен.
Упрощение выражений
Формулы квадрата суммы и квадрата разности
Упрощение выражений
Разложение многочленов на множители.
Формула разности квадратов
Упрощение выражений
Уравнения (6 ч)
Правила преобразования уравнений
Алгоритм решения линейного уравнения
Решение уравнений
Решение задач на движение с помощью уравнений
Решение задач на отношения и процентное содержания
Решение задач с помощью уравнения
Итоговый тест (1 ч)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора школы
Директор школы
на заседании педагогического
совета
Протокол № 1 по УВР
от 30 августа 2018 г.
Яснова Л.В.
30.08.2018 г.
Покусай Г.Ю.
Приказ № 70
от 30 августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по предмету «Математика»
7 класс(базовый уровень)
Составил:
Учитель математики и физики
Авдеева Галина Юрьевна
2018 2019 учебный год