Рабочая программа практикума по русскому языку рассчитана на 35 часов. Система занятий включает в себя тестовые задания по всем основным темам курса русского языка. Характер и уровень сложности тестовых заданий соответствует требованиям подготовки, отраженным в “Обязательном минимуме содержания общего образования по русскому языку” (Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56). Практикум поможет обучающимся при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные при изучении орфографии и пунктуации в 5-6 классах.
Материал представлен в виде тренировочных заданий, призванных проверить практические умения обучающихся, а также теоретическое знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил, морфологии, словообразования, орфоэпических норм.
Основная часть заданий отвечает требованиям ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
МБОУ СОШ №40
города Новосибирска
Рабочая программа
среднего общего образования
курса внеурочной деятельности
« Исследовательская и проектная
деятельность»
для 67 классовразработала: учитель русского языка и литературы I категории
Мельникова Р.В.
г. Новосибирск
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Проектная деятельность» составлена на
основе примерных программ общеобразовательных учреждений.
Современные стандарты образования требуют развития новых способов
педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, творческих способностей, самостоятельности.Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно
деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы
обучающихся.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для
школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в
проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться
дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения
навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в
педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается
только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская.
Исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели – развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом
этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей,
учителей.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации
исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе
и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность
к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной
деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки,
формированию позитивной Я концепции (опыт интересной работы и публичной
демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у
обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают
в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и
другие ценные личностные качества.
Цели:
Формирование УУД обучающихся через:
освоение социальных ролей, необходимых для научноисследовательской и
проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития:
умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности,
целеустремленности, преодоление трудностей;
освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни
общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение
методами и методологией познания;
развитие компетентности общения;
Овладение обучающимися продуктивно ориентированной деятельностью
при помощи поэтапного освоения:
основных этапов, характерных для исследовательской и проектной
деятельности; методов определения конкретного пользователя продукта проекта или
исследования;
технологий анализа инновационного потенциала продукта
Развитие творческих способностей инновационного мышления
обучающихся на базе
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников,
учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей
учебно исследовательской и проектной деятельности
Задачи:
Обучение целеполаганию, планированию, контролю
Овладение приемами работы с неструктурированной информацией,
применение различных методов исследования (анкетирование,
интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);
Обучение методам творческого решения проектных задач;
Формирование конструктивного отношения к работе;
Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире
профессий.
Принципы организации управления проектно исследовательской
деятельностью:
Доступности освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных
способностей
Естественности тема исследования должна быть интересной и актуальной
для ученика Наглядности или экспериментальности позволяет учащемуся выходить за
рамки созерцательного восприятия и экспериментировать
Осмысленности деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения
научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и
оригинальности подходов.
Принцип успешности и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым
и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его
отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик
будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах
он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка
успешности ученика была искренней и неформальной, она должна
отмечать реальный успех и реальное достижение.
Содержание программы
Содержание данной рабочей программы согласовано с содержанием
общеобразовательной программы МБОУ СОШ№40. Логика построения
программы обусловлена системой последовательной работы по овладению
учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути
исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от
творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению
составных частей исследовательской деятельности.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в
процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по
общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы
узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами
составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из
основных источников информации по теме.
Рабочая программа «Основы научноисследовательской и проектной
деятельности»» создана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№40
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 67 классов. На проектную
деятельность в 67 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 34 часа в 6 классе, 34 часа – 7 классе.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного
типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает
проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад. викторин и
т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях,
в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
Основные методы и технологии.Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент, наблюдение, экспресс исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, миниконференция, научно
исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
Общая характеристика курса
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида
учебнопознавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в
микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение
рекомендаций по организации учебноисследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска,
отбора, анализа и использования информации.Важнейшим приоритетом начального образования является формирование
общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют
успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной,
практической, социальной.
Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий
характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём
проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный
характер.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
соответствии с конкретными условями;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Календарнотематическое планирование.
Тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Колво часов
13
Введение в проектную деятельность. Классификация проектов.
3
47
Работа над проектом. Планирование. Выбор темы. Поиск информации.
Определение будущего продукта.
4
89
Защита проекта (презентация)
21011
Исследовательский проект. Структура. Постановка проблемы, гипотеза.
2
1214
Выбор темы, определение результата.
2
1517
Работа над исследовательским проектом.
3
1819
Защита проекта.
2
2021
Инженерный проект. Теория решения изобретательских задач.
3
2224
Выбор темы инженерного проекта, определение продукта или результата.
3
2526
Защита проекта.
2
2728
Социальный групповой проект (деление на группы).
229
Выбор темы, поиск информации.
1
3032
Работа над проектом.
3
33
Защита проекта.
1
34
Итоговая выставка лучших проектов.
1
Итого 34 часа
Тематическое планирование. 7 класс (34 часов)
№
Тема
Колво часов
1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
23Как задавать вопросы? Банк идей.
2
45
Стендовый доклад. Требования к стендовому докладу. Критерии оценки
стендового доклада.
2
6
Выбор темы проекта, поиск информации.
1
78
Поиск информации
2
911
Работа над проектом.
3
12
Оформление проекта.
1
1314
Защита проекта.
2
15
Выставка проектных работ.
116
Промежуточный тест (проектная деятельность)
1
1719
Исследовательский проект, выбор темы
1
2023
Сбор материала для исследования, работа над исследованием.
1
24
Защита проекта
2
25
Выбор итоговой темы для проекта
1
2628
Работа над проектом
2
2930
Оформление стенда
1
3132
Подготовка к защите (практическое занятие).
133
Стендовая защита проектов.
1
34
Итоговая выставка лучших проектов.
Итого 34 часа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVDпроектор). Благодаря
Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,
http://schoolcollection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к
подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств
обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об
изучаемых объектах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.
Гин. – 9е изд. – М.:ВИТАПРЕСС, 2009
2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с
первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр
«Aкадемия», 1999г. – 204с.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]:
/Зиновьева Е.Е., 2010, 5с.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: /
Савенков А.И. М.: Академия, 2005 345с.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор
школы, 1998, № 3 256с.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998
320с.
7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский
центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
8. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе
[Текст]: В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 12с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2ое изд. – М.: Просвещение,
2100. – 152с.
10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. – М.: Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
А.Ликум Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_
vsem._5_ (09.03.11)
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
3. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/I
temid,118/
http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)