Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
11 кл
02.11.2017
Школьное преподавание литературы в целом и практика выпускных сочинений в частности показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения на литературную тему. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного факультативного курса. Этот курс позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.Рабочая программа
Практика сочинений Басаргина.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Согласовано:
заместитель директора
_______________________
«_____»________20___г.
Рабочая программа элективного курса
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
(наименование учебного предмета)
____Среднее общее образование,__11 класс __
(уровень образования)
____________________________20172018
учебный год_____________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы Н. Г. Гольцовой, М. А. Мищериной «Русский язык» 10 – 11
классы базовый, профильный уровень, Москва. « Русское слово», 2008
к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мещериной, Москва. « Русское слово» ,
2009
Басаргина Татьяна Александровна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Югорск, 2017 г 1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего среднего образования (с учетом специфики учебного
курса).
Факультативный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” предназначен для учащихся 11 класса.
Цель: подготовка учащихся к выпускному экзамену,
– развитие творческих способностей учащихся.
Основными задачами курса являются:
– изучение факультативного курса в соответствии с познавательными и учебными потребностями детей;
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;
– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на
личный опыт учащихся;
– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;
– развитие способности к самостоятельной деятельности;
– привитие стремления к приобретению знаний.
2.Общая характеристика учебного курса.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать
восприятию языка как системы. Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на повторение,
обобщение, систематизацию и углубление знаний по фонетике, г ра м м а т и к е , о рф ог р а ф и и и пу н к т у а ц и и , п о лу ч е н н ы х в
ос н о в н о й ш к о л е . Программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ)
Программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров», рассчитанная на учащихся 11 классов, отвечает
широким образовательновоспитательным задачам нашей школы. Она вооружает участников факультатива умением правильно и хорошо
выражать свои мысли в устной и письменной форме. Кроме того, факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся — развитию их литературнотворческих способностей,
особенно если что программа предусматривает знакомство школьников с тем, как писатели работают над своими произведениями, с
элементами теории и техникой сочинительства.
Особенность содержания факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» состоит в том, что этот курс не
отражает какоголибо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто
прикладных предметов, как литературоведение, статистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.
Программа по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» основывается на тех же принципах, что и
программа для классных занятий. И в той, и в другой программе обозначен круг умений, которые необходимо формировать в определенной
системе, чтобы научить школьников излагать свои мысли в связной форме. Чем же в таком случае отличается по своему содержанию
программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»?
При отборе материала для нее учитывалось, что любой факультативный курс по русскому языку в конечном итоге должен повышать
уровень языкового (речевого) развития учащихся. Следовательно, в программу факультативного курса должен быть в первую очередь
включен материал, в наибольшей мере способствующий решению этой задачи. Отсюда усиленное внимание в программе факультатива к
вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению связного целого различных жанров. Это направление нашло отражение
в названии данного факультативного курса.
В программу факультатива включены и новые (сравнительно с обязательной программой по развитию речи) вопросы (такие, например,
как «Литературные заготовки» «Цитирование») и вопросы, предполагающие рассмотрение материала, знакомого какойто мере, но в иных
связях, в ином аспекте, с целью расширения и углубления знаний учащихся. Новый подход к изученному отражен в названиях тем занятий и в
формулировках программы. Так, например, иной аспект рассмотрения понятий «тема» и «основная мысль» сочинения отражен, на наш взгляд,
в формулировке «Тема и основная мысль сочинения». Формулировки подобного типа предполагают рассмотрение названных понятий в их
взаимосвязи, то есть на более высоком уровне, Собственно, все (или почти все) указанные в программе факультатива вопросы имеют
практическую направленность. В этом его специфика. И хотя некоторые вопросы факультативной программы в какойто мере совпадают с
вопросами обязательной программы (например, собирание и систематизация материала к сочинению, совершенствование написанного),
включение их в программу факультативных занятий оправдано. Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировка, упражнения; языковое (речевое) чутье как опредёленного рода способность тоже развивается в деятельности. На уроке зачастую не хватает
времени для тренировки учащихся в связных письменных и особенно устных высказываниях. Факультативные занятия в значительно большей
степени предоставляют учащимся такую возможность и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.
Учебный план образовательного учреждения МБОУ «Гимназия» предусматривает факультативные занятия в объеме 1 час в неделю,
3.Описание места учебного предмета учебном плане.
что составляет 35 учебных часов в год.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Данная программа обеспечивает в преподавании е д и н с т в о процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления
основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти,
воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого
самосовершенствования. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность.
Программа реализует системно – деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса
совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе
чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
В программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, так как
свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и
владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной
речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и
целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за
функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки
лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка
становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и
формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического
феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только
укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические,
грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию,
предъявленную в словаре специфическим способом.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к
разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того
или иного языкового явления.
5. Предметные, компетентностные результаты освоения учебного предмета.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому
языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика
и его повседневной жизни.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально
смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Компетентностные результаты освоения учебного предмета:
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно
лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных
орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка,
элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие компетентности: познавательные: использование элементов причинно – следственного и структурного анализа, участие в проектной деятельности, сравнение
и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, создание собственных творческих
произведений;
информационно – коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;
рефлексивные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию,
учитывать мнения других, соотносить приложенные усилия с полученными результатами, владеть навыками организации ПД и участвовать в
коллективной ПД, корректировать свое поведение в окружающей среде.
6. Содержание учебного предмета.
Факультативный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 35 часов и состоит из четырех разделов:
I. Введение (2 ч)
Введение. Цели и задачи факультативного курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”.
Анализ тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам.
II. Теория сочинения (12 ч)
Сочинение как вид письменной работы по литературе. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Структура сочинениярассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, “киношное”, дневниковое, цитатное. Виды
концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к творчеству писателя, поэта. Особенности подобного сочинения.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.
Способы выражения авторского отношения к персонажу.
Как анализировать стихотворный текст. (Примерная схема анализа.) Лексический материал для анализа стихотворного текста. Комплексный анализ текста (отрывка из произведения, эпизода, небольшого по объему рассказа). Примерная схема анализа эпизода.
Тема, заданная цитатой. Особенности такого сочинения. Анализ подобных тем из перечня для выпускного экзамена.
Жанр рецензии. Структура сочинениярецензии. Композиция. Вступление. Тема, идея, сюжет, композиция, проблематика. Система образов.
Смысл названия произведения. Концовка рецензии.
Сочинение на свободную тему. Особенности такого вида сочинений. “Подводные” камни “легкой” темы.
III. Практика сочинения (10 ч)
Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок сочинений, входящих в “пакет тем” для выпускного экзамена.
Практическая работа № 2. Отработка теоретического материала по теме “Сочинениерассуждение”.
Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме “Выражение личного отношения к персонажу”.
Практическая работа № 4 по теме “Способы выражения авторской позиции и авторского отношения к персонажу”.
Практическая работа № 5, № 6. Написание сочинений на тему “Восприятие, истолкование, оценка стихотворения…” (На изученном
материале.)
Практическая работа № 7. Отработка теоретического материала по теме “Комплексный анализ текста”.
Практическая работа № 8. Написание сочинения, тема которого задана цитатой. (На изученном материале.)
Практическая работа № 9. Отработка каждого элемента рецензии. Написание сочинениярецензии.
Практическая работа № 10. Написание сочинения на свободную тему. (На изученном материале.)
IV. Рецензирование сочинений, редакторская правка (4 ч)
Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных
упражнений.
Как работать со словарями разных видов на выпускном экзамене: толковым, синонимов, антонимов, лексической сочетаемости слов,
управления слов и проч.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
V. Выполнение тренировочных упражнений (7 ч) Название темы
Дата
пров
уро
ка
1.Введение. Цели и
задачи
факультативного
курса “Теория и
практика написания
сочинений разных
жанров”.
7.Тематическое планирование.
Планируемый результат
Познавательны
е
умеют сравнивать,
сопоставлять,
классифицировать
объекты
по
предложенным
критериям; умеют
аргументировано
обосновать,
доказать
свою
точку
зрения;
умеют
самостоятельно
творчески решать
практические и
учебные задачи
Компетенции
Информацион
ные
умеют проводить
грамматический
анализ текста,
работать
с
дополнительным
и источниками,
владеют
монологиче
ской речью,
ЗУН
Знать:
значения
термина
"тема и
основная
мысль
сочинения";"
цитирование
".
этапы
работы над
сочинением;
рефлексивные
Самостоятельно
организуют
учебную
деятельность
(постановка цели,
планирование,
определение
оптимального
соотношения цели и
средства и др.);
владеют навыками
контроля и оценки
своей деятельности,
умеют предвидеть
возможные
последствия
Понятийны
й
аппарат
Методы и
формы
Контроль
Жанровое
многообрази
е сочинений
Устное
сообщение,
требующее
творчес
кого
осмысле
ния
Методы:
Практикум
Лекция
Формы:
фронтальная
, групповая,
парная,
индивидуаль
ная
2.
Анализ
тем
умеют: создать письменное высказывание по
Синтаксис,
практически
конспект сочинений
выпускных
экзаменов,
классификация их по
сходным признакам.
прослушанному, прочитанному, составить план, подбирать
аргументы, формулировать выводы, адекватно
воспринимать устную речь и передавать содержание
услышанного.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в
диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать
право на иное мнение).
Использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет
ресурсы
Знать:
теоретические
сведения о
структуре и
компонентах
сочинения
рассуждения;
Умение
создавать
тексты
разных
типов и
стилей речи
Самостоятельно
организуют учебную
деятельность
3.Сочинение как вид
письменной работы
по
литературе.
Требования
к
сочинению. Оценка
сочинений.
его
Виды
4.Структура
сочинения
рассуждения,
композиция.
вступлений:
академическое,
личностное,
“киношное”,
дневниковое,
цитатное.
Виды
концовок. Кольцевая
композиция.
5.Сочинение,
подразумевающее
выражение
Уметь:
извлечение
необходимой
применять в
практике
письма
пунктуация,
функции
знаков
препинания,
принципы
пунктуации
Синтаксис,
пунктуация,
функции
знаков
препинания,
принципы
пунктуации
Виды
синтаксичес
кой связи,
сочинения
рассуждения
, кольцевая
композиция.
е занятия,
предназначе
нные для
закрепления
учащимися
полученных
знаний;
Опрос
Конспект
параграфа
опорный
конспект
монологиче
ское
высказыван
ие на
лингвистич
ескую тему
Репродуктив
ный,
частично
поисковый
фронталь
ная беседа,
дифференци
рованная
работа
композиция
Творческий
сочинение
Исследовате
Знать:
основные
виды
пунктограмм
Знать:
Структуру
сочинения
рассуждения
, его
композицию;
виды и
формы
вступления.
Уметь:
анализирова
ть строение
и значение
словосочета
ния;
правильно
сочетать
слова
Знать:
признаки личностного
отношения
к
творчеству писателя,
поэта. Особенности
подобного
сочинения.
информации из
источников,
созданных в
различных
знаковых
системах;
пунк
туационные
нормы со
временного
русского ли
тературного
языка.
Иметь
представле
ние
о
системе
правил
постановки
знаков
препинания
6.Способы
выражения
авторской позиции в
сочинении: прямые
формы,
косвенные
формы.
Умение собирать
и
воспринимать
и основную
мысль текста
текста и его
функциональ
но
смысловых
типов;
принцип
построения
текста.
Уметь:
определять
тему,
основную
мысль
текста,
анализирова
ть структуру
и языковые
особенности
текста,
создавать
тексты
различных
стилей и
жанров.
Знать:
Типовые
ошибки при
формулиров
ании
авторской
позиции.
Уметь:
льская
индивидуаль
ная
Беседа
работа по
карточкам
Решение
тестовых
задач
Словосочета
ние, виды
синтаксичес
кой связи,
синтакси
ческий
разбор
слово
сочетаний.
речи
Адекватное восприятие
устной
и
способность передавать
содержание
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения 7.Способы
выражения
авторского
отношения
персонажу.
к
Уметь:
последовательно,
логично выражать
мысли в
письменной и
устной форме;
• выражать свои
мысли грамотно,
последовательно,
связно, с
соблюдением
языковых норм;
Умение
совершенствовать
и редактировать
написанное
8.Как анализировать
стихотворный текст.
(Примерная схема
анализа.)
Лексический
материал для анализа
стихотворного
текста.
проверять
способность
выпускника
создавать
развернутое,
логически
выстроенное
и
аргументиро
ванное
высказывани
е по
самостоятел
ьно
выбранной
им из
данного
круга
вопросов
проблеме,
Умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
собеседника, признавать
право на иное мнение).
Знать:виды
аргументов,
их
«ценность»;
структуру
аргумента.
тест
практически
е занятия,
предназначе
нные
для
закрепления
учащимися
полученных
знаний;
речи
Адекватное восприятие
устной
и
способность передавать
содержание
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения
сочинение
Знать:
признаки
текста и его
функциональ
но
смысловых
типов.
Уметь:
свободно,
правильно
излагать
свои мысли в иное
мнение).
собеседника, признавать
право на иное мнение).
Уметь:интерпрет
ировать
содержание
исходного текста;
Умение
раскрывать тему ,
• анализировать
творческие
образцы
сочинений и
рецензировать
их.
Уметь
выбирать
тему
сочинения,
обосновыват
ь ее.
текста
из
9.Комплексный
анализ
(отрывка
произведения,
эпизода, небольшого
по объему рассказа).
Примерная схема
анализа эпизода.
10.Тема,
цитатой.
Особенности такого
сочинения.
Анализ
подобных тем из
перечня
для
выпускного
экзамена.
заданная
11.Жанр рецензии.
Структура
Умение
совершенств
устной и
письменной
форме;
совершенств
овать и
редактирова
ть
собственный
текст.
Знать:
основные
нормы
русского
литературно
го языка.
Уметь:
применять
изученные
орфограммы
; соблюдать
основные
правила
орфографии
и
пунк
туации
Знать:теорет
ические
практически
е занятия,
предназначе
нные
для
закрепления
учащимися
полученных
знаний;
Комплексн
ый анализ
текста.
Тесты ЕГЭ
Составление
тезисов Тема,
сюжет,
сочинениярецензии.
Композиция.
Вступление.
идея,
композиция,
проблематика...
12.Система образов
13.Смысл названия
произведения.
Концовка рецензии
на
14.Сочинение
свободную
тему.
Особенности такого
вида
сочинений.
“Подводные” камни
“легкой” темы.
Уметь:
интерпретировать
содержание
исходного
текста;.
овать и
редактирова
ть
написанное
Умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
иное
мнение).
Использован
ие для
решения
познаватель
ных и
коммуникат
ивных задач
различных
источников
информации
, включая
энциклопед
сведения о
структуре и
компонентах
сочинения
рассуждения
;
их
Знать:
основные
единицы
языка,
признаки
Уметь
осознавать
предложения
как
минимальное
речевое
высказывани
е
Употреблять
в
речи
разные по
цели
предложения
устного
высказывани
я
Составление
тезисов
устного
высказывани
я
лекции и
беседы
учителя с
изложение
м
теоретичес
кого
материала;
самостояте
льные
наблюдени
я учащихся
над
текстом;
работа со
справочной
литературо
й.
речи
Адекватное восприятие
устной
и
способность передавать
содержание
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения
собеседника, признавать
право на иное мнение). ии, словари,
Интернет
ресурсы
Использован
ие
мультимеди
йных и
компьютерн
ых
технологий
для
обработки,
передачи,
систематиза
ции
информации
, создания
базы
данных,
презентации
результатов
ПД.
Владение
видами
публичных
выступлени
й,
следование
этическим
нормам и
правилам
ведения
15.Практическая
работа № 1. Общий
анализ
формулировок
сочинений, входящих
в “пакет тем” для
выпускного
экзамена.
16.Практическая
работа
№
Отработка
теоретического
2.
Тест
Само
стоятельная
работа
их
Знать:
основные
единицы
языка,
признаки
Уметь
осознавать
предложения
как
минимальное
речевое
выскаывание
Употреблять
в
речи
разные по
цели
предложения
употреблять
в речи
предложения
, разные по
тест
Самостоятел
ьная работа,
тесты
Опросы
Адекватное восприятие
устной
и
способность передавать
содержание
речи материала по теме
“Сочинение
рассуждение”.
3.
17.Практическая
работа
№
Отработка
теоретического
материала по теме
“Выражение личного
отношения
к
персонажу”.
1819.Практическая
работа № 4 по теме
“Способы выражения
авторской позиции и
авторского
отношения
персонажу”.
к
Беседы
Самостоятел
ьная работа
с
самопроверк
ой
Составление
тезисов
устного
высказывани
я
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения
собеседника, признавать
право на иное мнение).
цели
высказывани
я; работать с
художестве
нными
текстами
изучаемых
литературны
х про
изведений
Умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
иное
мнение).
Устное
сообщение
на на тему:
«Анализ
устного
высказывани
я»
Структурная
неполнота
предложени
й
Знать:
основные
единицы
языка, их
признаки.
Уметь:
находить
подлежащее
и определять
способ его
выражения;
согласовыва
ть
подлежащее
в
Участие
проектной
и
исследовательско
й деятельности.
Создание
собственных
произведений
идеальных и
реальных
моделей
объектов,
процессов,
явлений, в т.ч. с
использованием
мультимедийных 20.Практическая
работа № 5, № 6.
Написание
сочинений на тему
“Восприятие,
истолкование,
оценка
стихотворения…”
(На
материале.)
изученном
7.
№
2122.Практическая
работа
Отработка
теоретического
материала по теме
“Комплексный
анализ текста”.
23.Практическая
работа
№
Написание
сочинения,
которого
цитатой.
изученном
материале.)
тема
задана
(На
8.
24.Практическая
технологий,
реализации
оригинального
замысла, умение
импровизировать
Использован
ие для
решения
познаватель
ных и
коммуникат
ивных задач
различных
источников
информации
, включая
энциклопед
ии, словари,
Интернет
ресурсы
Уметь:
интерпретировать
содержание
исходного текста;
•
последовательно,
логично выражать
мысли в
письменной и
устной форме;
• выражать свои
мысли грамотно,
последовательно,
связно, с
соблюдением
языковых норм;
Уметь: •
Соединитель
ное тире.
Интонацион
ное тире.
со
сказуемым;
различать
простые и
составные
глагольные
сказуемые
тест
Самостоятел
ьная работа,
тесты
Опросы
Беседы
Самостоятел
ьная работа
с
самопроверк
ой
Комплексн
ый анализ
текста
Тесты ЕГЭ
Использован Адекватное восприятие
Устное Знать:теорет
ические
сведения о
структуре и
компонентах
сочинения
рассуждения
;
сообщение
на на тему:
«Анализ
устного
высказывани
я»
речи
устной
и
способность передавать
содержание
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения
собеседника, признавать
право на иное мнение).
№
работа
9.
Отработка каждого
элемента рецензии.
Написание
сочинениярецензии.
последовательно,
логично выражать
мысли в
письменной и
устной форме;
• выражать свои
мысли грамотно,
последовательно,
связно, с
соблюдением
языковых норм;
ие
мультимеди
йных и
компьютерн
ых
технологий
для
обработки,
передачи,
систематиза
ции
информации
, создания
базы
данных,
презентации
результатов
ПД.
Владение
видами
публичных
выступлени
й,
следование
этическим
нормам и
правилам
ведения № 10.
25.Практическая
работа
Написание
сочинения
на
свободную тему. (На
изученном
материале.)
умение
самостоятельно и
мотивированно
организовать
свою
познавательную
деятельность (от
постановки цели
до получения и
оценки
результата);
Адекватное
восприятие
устной речи
и
способность
передавать
содержание
прослушанн
ого текста в
сжатом или
развёрнутом
виде в
соответстви
и с целью
Знать:теорет
ические
сведения о
структуре и
компонентах
сочинения
рассуждения
;
тест
Коммен
тированное
письмо. Сло
варный
диктант.
Работа с
учебником.
Самостоя
тельная
работа речи
Адекватное восприятие
устной
и
способность передавать
содержание
прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с
целью учебного задания.
Умение вступать в
речевое
общение,
участвовать в диалоге
(понимать точку зрения
собеседника, признавать
право на иное мнение).
26.Виды ошибок в
сочинении: речевые,
грамматические,
в
содержании.
Как
избежать ошибок в
сочинении.
Выполнение
тренировочных
упражнений.
по
или
Сравнение,
сопоставление,
классификация,
ранжирование
объектов
одному
нескольким
предложенным
основаниям,
критериям.
Умение различать
факт,
мнение,
доказательство,
гипотезу,
аксиому.
Умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
иное
мнение).
Использован
ие для
решения
познаватель
ных и
коммуникат
ивных задач
различных
источников
информации
, включая
энциклопед
ии, словари,
Интернет
ресурсы 27.Как работать со
словарями разных
видов на выпускном
экзамене: толковым,
синонимов,
антонимов,
лексической
сочетаемости слов,
управления слов и
проч.
28.Рецензирование
сочинений,
написанных
учащимися.
Редакторская
правка.
Умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
иное
мнение).
Уметь:
анализирова
ть
творческие
образцы
сочинений и
рецензирова
ть их.
знать:
виды
словарей
Комплексн
ый анализ
текста
тест
Составление
тезисов
устного
высказывани
я 29.Виды ошибок в
сочинении: речевые,
грамматические,
в
содержании.
Как
избежать ошибок в
сочинении.
Умение
совершенствовать
и редактировать
написанное
Знают и распознают виды
ошибок
умение
вступать в
речевое
общение,
участвовать
в диалоге
(понимать
точку
зрения
собеседника
, признавать
право на
иное
мнение).
Использован
ие для
решения
познаватель
ных и
коммуникат
ивных задач
различных
источников
информации
, включая
энциклопед
ии, словари,
Интернет
ресурсы
30.Выполнение
тренировочных
упражнений.
31.Выполнение
тренировочных
упражнений
Уметь:
последовательно,
логично выражать
мысли в
Знать:теорет
ические
сведения о
структуре и
компонентах письменной и
устной форме;
• выражать свои
мысли грамотно,
последовательно,
связно,
с
соблюдением
языковых норм;
Уметь:
анализирова
ть
творческие
образцы
сочинений и
рецензирова
ть их.
32.Выполнение
тренировочных
упражнений
33.Выполнение
тренировочных
упражнений
34.Выполнение
тренировочных
упражнений
35.Выполнение
тренировочных
упражнений
сочинения
рассуждения
Подготовка
бюллетеня
«Мы
пишем
репортажи
и
интервью.»
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате реализации данного факультативного курса учащийся
должен знать:
– как строится сочинение;
– виды вступлений и заключений;
– основные жанры сочинений;
– основы анализа поэтического текста;
– основы анализа прозаического текста;
– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение на заданную тему; – писать сочинения различных жанров;
– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;
– работать со словарями различных типов.
9.Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
№
п/п
1.
Наименование объектов и средств материально
Количест
технического оснащения
во
Назначение, описание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по
предмету
1.2 Примерные программы по учебным предметам
Примерной программы среднего полного общего
образования,5 11 класс М. :Просвещение.
1
1
Представляет собой совокупность требований, обязательных при
реализации основной образовательной программы среднего (полного)
общего образования
Является ориентиром для составления рабочих программ: она
определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за
пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования 1.3
Рабочая программа по учебному предмету
1
Н.Г.Гольцова. Программа к учебнику «Русский
язык.1011 классы»
(авторы Н.Г.Гольцова,
И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). М.; ООО «ТИД
«Русское слово РС», 2008
Определяет назначение и место учебной дисциплины в подготовке
учащегося, ценности и цели, состав и логическую последовательность
усвоения элементов содержания, выявляет уровень подготовки
обучающихся
1.4
Учебники и пособия, которые входят в предметную
линию
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В., Мищерина М.А.
Русский язык. 1011 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Русское
слово, 2010
Учебная, научная, научнопопулярная литература
по учебному предмету
1.5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Богомолова Е.И. Сочинения и рассуждение в
смысле письменных работ, Владимир.,1963.
Бойко М.И. Сочинения по литературе в
средней школе . К., 1973
Бочаров Е.Е. Опыт создания системы
письменных работ в старших классах средней
школы. Саратовский городской институт
усовершенствования учителей Саратов, 1967
Гринина Земскова A.M. Сочинения в
газетных жанрах. Волгоград, 2003.
ГрининаЗемскова A.M. Сочинениям надо
учить. Вопросы теории и практики Волгоград.,
1970.
Звоненко И.И. Эссе как жанр ученического
сочинения. Харьков, " Основа",2003.
Иваницкая Г.М. Уроки развития связанной
речи.К.,1983.
1.6 Методические издания
Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинения
.М.,1977
1 экз. на
каждого
ученика
1 экз. на
каждого
ученика
1
1
1
1
1
Создание целостной среды, необходимой для реализации требований к
уровню подготовки обучающихся
Организация деятельностного подхода к процессу обучения,
формирование общих учебных умений, навыков, и обобщенных способов
деятельности.
Используя различные виды методических изданий, изложить сведения,
подлежащие распространению; проанализировать передовой
педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д.
Айзерман Л.С. Сочинения о сочинениях. М.,1986
Алексеев В.А. Руский советский очерк.1980
Анализ драматического произведения . л.,1988
Анализ одного стихотворения.л.,1985
Арпеленко Е.П., Соколова Н.К. Как готовиться к
сочинению. Воронеж.,1978
Межов Е.Д. Работа над сочинением . М.,1972
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М.,1987,
Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.
М.,1989
Никольский В.А. Сочинения в средней школе.
М.,1955.
1
1
2.
2.1
Таблицы по стандартам
2.2. Плакаты методические
Комплект плакатов по основной школе
2.3 Портреты выдающихся деятелей
Демонстрационные учебные пособия
1
наглядное пособие к урокам
3.
3.1 Аудиовизуальные пособия по основным разделам и
темам по учебному предмету
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия
3.2. Аудиозаписи, видеозаписи
Экраннозвуковые пособия
2
1
стимулирует познавательный интерес и поисковоисследовательскую
деятельность
Предназначены для использования в учебном процессе, стимулирования
познавательного процесса, для развития монологической и
диалогической речи, наглядное представление изучаемого материала
4.
Технические средства обучения
мультимедиапроектор
интерактивная доска
компьютер
1
1
1
для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов
с целью качества изучения материала
для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов
с целью качества изучения материала
для работы с компьютерными программами
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование.
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Рабочая программа элективного курса "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.