Рабочая программа факультатива История кубанского казачества
Оценка 4.6

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл
11.02.2017
Рабочая программа факультатива История кубанского казачества
Поурочное планирование
Рабочая программа факультатива История кубанского казачества.doc
Программа внеурочной деятельности  по изучению истории казачества на Кубани  для 1 класса «История казачества на Кубани» 2015­2016 учебный год Автор работы: учитель начальных классов Куцемир Марина Федоровна 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества.   Мы   являемся   свидетелями   того,   как   считавшееся   давно   похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. ХХI«Об основных направлениях деятельности   Кубанского  казачьего войска», среди таковых  были  признаны военно­ патриотическое   воспитание   казачьей   молодежи,   возрождение   и   сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.   Поэтому   изучение   истории   казачества   в   школах   Кубани   представляется достаточно актуальным.            В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки  и диктует нам новые требования   к   процессу   воспитания   на   основе   черпания   всего   положительного,   что накоплено веками народами Кубани, традиционной культурой кубанского казачества.                   Процессы   реабилитации   и   возрождения   казачеств,   перевод   казачьих формирований   на   государственную   службу   обусловили   создание   и   все   большее распространение   в   крае   классов   казачьей   направленности,   чтобы   обеспечить социальный   заказ   на   формирование   гражданина   с   развитым   чувством   патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к учебе и труду.          Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и   развитие   социально   значимых   ценностей,   гражданственности   и   патриотизма.   В средствах,   основанных   на   казачьих   народных   традициях,   заложены   огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения. Данная программа курса рассчитана на учеников II классов в объеме 34 часов в течение учебного года (один раз в неделю). Она соответствует возрастным возможностям учащихся.  Программа дает общее представление   о   кубанском   казачестве   и   в   значительной   мере   посвящена   изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества. Аннотация Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории казачества на заданную тему. Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на   уроке   и   дома:   туда   вклеивается   информация   по   темам,   картинки,   делаются зарисовки.      С первых занятий дети знакомятся с историей казачества, узнают заповеди казака, учатся уважать и слушаться старших. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выглядела одежда, жилище казаков раньше, отличие казачьего оружия от других видов оружия. Подготовка мероприятий развивает у детей самостоятельность и инициативность   и   позволяет   детям   еще   больше   проникнуться   темой. Актуальность При   переходе   на   федеральные   государственные   стандарты   второго   поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость развитие и становление ребенка как патриота своей страны, знающего свою историю.  Цели курса ­ способствовать формированию образовательного пространства,  воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения  исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно­ нравственного, психологического, гражданского и военнопатриотического воспитания.            Задачи:   1.   Формирование   у   школьников     познавательного   интереса   к   истории   и традициям казачества.   2.   Изучение   бытовых   и   духовных   традиций   и   правил   поведения   казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.  3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.   Преподавание   «Истории   казачества   на   Кубани»   в   классе   казачьей направленности   предполагает,   как   минимум,   три   условно   выделяемых   уровня познавательной   работы   учащихся   (в   реальной   педагогической   практике   они органически   связаны   друг   с   другом,   составляют   единое   «поле»   познавательной деятельности школьников):  1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя или куратора класса;   2)самостоятельное   приобретение   знаний,   обеспечивающее   условия   для   более активной познавательной работы учащихся;  3)исследовательский поиск (проектная деятельность).   На материале курса формируются основные компетенции учащихся, к которым относятся:  1) ключевые интеллектуальные умения:  а) постановка проблемы; б)   работа   с   информацией   (поиск,   анализ,   организация,   обобщение, представление, передача);  в) планирование работы;  г) выдвижение и проверка гипотез, проектирование процессов и явлений;  д) рассуждение: вынесение и аргументация суждений, выявление или указание их границ;  е) оценка (самооценка) и коррекция;  2) универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия,  3) базовые структурообразующие знания, общее представление о системе знаний,  4) социальный опыт;  5) адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний. Продолжительность   занятия   —   40   минут.   Форма   обучения   —   групповая. Преобладает   комплексный   тип   занятий   (рассматриваются   как   теоретические,   так   и практические   вопросы).   Основной   формой   работы   являются   учебные   занятия.   Это занятие­встреча,   занятие­заочная   экскурсия,   занятие­гостиная,   занятие­экспедиция, занятие­творческий портрет, занятие­праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи. Занятия по данной программе носят практико­ориентированный, творческий, игровой   характер.   Занятия   носят   активный   и   интерактивный   характер (исследовательская   деятельность,   Занятия проводятся   и   на базе   школы, музеев, с привлечением кураторов классов казачьей направленности, атамана казачьего общества «Ореховатое».   самостоятельный   поиск   знаний). Отчёт   о   работе   проходит   в  форме   открытых   занятий,  ярмарок,  фольклорных   и казачьих праздников,  встреч с представителями казачества , конкурсов.  2. Тематический план программы. Наименование разделов № п/п Всего часов Количество часов Ауди­ тор­ ные Вне­ ауди ­тор­ ные 1. Вводное занятие. 1 1 Характеристика деятельности учащихся Слушать и понимать  речь других людей.  Выбирать в учебной игре  оптимальные формы  поведения во  взаимоотношениях с  одноклассниками,  друзьями, взрослыми.  Сопровождать 2. История   казачества   на Кубани. 3. Заповеди казака. 8 4 6 2 2 2 4. Православие   казаков. ­   религия 6 3 3 5. Казачий фольклор. 4 2 2 6. Физическое воспитание  3 1 3 обсуждение  иллюстративным  материалом. Подготавливать  небольшие сообщения об  истории казачества.  Понимать содержание  казачьих заповедей.  Проявлять уважение,  взаимопомощь, умение  прислушиваться к чужому мнению. Познакомить с  православным  праздниками Подготавливать  небольшие сообщения о  традициях казачества. Записывать и  фиксировать  информацию  У Познакомить с красотой, духовным богатством  казачьего фольклора (на  примере загадок,  пословиц, поговорок,  колыбельных песен). Изучать  лучшие   работы мастеров   декоративно­ прикладного   искусства. Находить  и   предъявлять информацию   о   народных промыслах своего региона. Вызвать интерес  к казаков. 7. 8. Материальная кубанского казачества.   культура 5 3 2   Подведение проведение   воспитательных мероприятий. итогов, массовых 3 3 Итого часов 34 18 16 воинской службе,  казачеству; укреплять  физическое здоровье  учащихся; приучать к  дисциплине.  Рассказывать по  результатам экскурсии в  музей о прошлом и  настоящем родного края,  о местах исторических  событий, памятниках  истории и культуры  родного края. Осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения  исследовательских работ   в ходе   проектной  деятельности.  Работа в группах.  Учиться выполнять  различные роли в группе  (лидера, исполнителя,  критика). Делать  предварительный отбор  источников информации  для  решения задачи.  Перерабатывать  полученную информацию. Извлекать необходимую  информацию из  дополнительных  источников знаний,  обсуждать полученные  сведения по данной теме. 2. Содержание программы:  (34 часа) Вводное занятие. (1 час) Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение»,   «Основы   православной   культуры»,   «Традиционная   физическая культура кубанского казачества». Что   такое   казачество,   кто   такой   казак?   Происхождение   казачества.   Казачьи войска   дореволюционной   России,  территория  их   расселения.  Казачество   прошлое   и современное:   общее   и   особенное.   Казаки   в   устном   народном   творчестве, художественной литературе и искусстве. История казачества на Кубани. (8 часов) Исторические   материалы:  « Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Кубанское казачье войско», « Наказы казачества».        Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия «Исторические места г. Армавира», урок­встреча «История Кубанского казачества».         Заповеди казака.       (4 часа) Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь — верный друг казака. Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки. Православие – религия казаков (6 часов) Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ ­ место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки ­ старообрядцы на Кубани в XVH в. Особенности религиозного   сознания   черноморских   переселенцев.   Черноморское   духовенство. Духовная жизнь линейных станиц. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.   Традиционные   религиозные   праздники   и   обряды   кубанского   казачества. Рождество.   Колядование.   Щедрование.   Посевание.   Крещение   Господне.   Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина ­ покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно­крестильный   обряд.   Проводы   на   службу.   Свадебный   обряд.   Похоронно­ поминальный обряд.  Казачий  фольклор (4 часа)   Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.     Народные   знания.   Народная   метеорология.   Народные   представления   об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.      Казачье декоративно­прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла   и   промыслы.   Художественная   ковка.   Изготовление   оружия.   Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.        Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной   традиции.   Особенность   жанровой   системы   кубанского   музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык ­ диалекты и говоры.     Физическое воспитание казаков (3 часа)         Физическое   воспитание   казачьей   молодежи   в   семье   и   общине   (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. Материальная культура кубанского казачества (5 часов) Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы   и   хутора.   Усадебная   земля   и   полевой   надел   как   основа   хозяйственной деятельности казаков. Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова ­ кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан. Традиционная   одежда   кубанских   казаков.   Шаровары.   Рубаха.   Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные   блюда.   Молочные   продукты.   Блюда   из   овощей   и   фруктов.   Борщ.   Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.              Подведение итогов, проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа) 4. Предполагаемые результаты реализации программы.   По   итогам   посещения   детьми   факультатива   предполагаются  следующие В   сфере   личностных     универсальных   учебных   действий   у   учащихся   будут ­ учебно­познавательный интерес к истории кубанского казачества и творческой результаты: сформированы:  деятельности. В сфере  регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: ­ адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими; ­ вносить необходимые коррективы   в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. В сфере  познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: ­  приобретать   и   осуществлять   практические   умения   и   навыки   по   различным фольклорным   формам   кубанского   казачества,   особенностям   проведения   обрядовых праздников кубанских казаков.   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   учащиеся В   сфере   научатся: ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.                  5.  ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. Формы контроля: фольклорные праздники,   викторины,   конкурс         поделок,   исследовательские   проекты,  выставка творческих работ. 6. Методические рекомендации. В   методике   проведения   занятий     учитываются   возрастные   особенности школьников,   в   связи,   с   чем   важное   место   в   процессе   проведения   занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми. 7. Описание материально­технического обеспечения. Наименование   объектов   и   средств   материально­ технического обеспечения № п/п                                               1.  Библиотечный фонд 1. Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII ¬ начале XIX в. // Новые  материалы  по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993. Ткаченко   П.  Кубанский   говор.   Опыт   авторского словаря. М., 2005 г. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008. 2. 3. 4. Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009. 5. Ткаченко   П.И.   Кубанские   обряды.  Краснодар: Традиция, 2010 г. Бардадым   В.П.   Кубанские   портреты.   Краснодар, 1999. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. 6. 7.                                              2. Печатные пособия 1. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009. Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010. Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001. Вакуленко   Е.П. Краснодар, 2009. Вакуленко   Е.П   Народная   культура   кубанского казачества. Краснодар, 2009.   Народные   мастера   Кубани. Количество 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2. 3. 4. 5. 6.                                                3.Технические средства обучения 1. 2. Ноутбук. Интерактивная доска. 1 1 4. Экранно­звуковые пособия 1. 2.                                                  5. Оборудование класса Презентации к занятиям. DVD фильмы. 1. Ученические   столы   двухместные   с   комплектом стульев. Стол учительский. 2. 3. Шкафы для хранения дидактических материалов. 4. Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов. 15 шт. 1 2 1

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества

Рабочая программа факультатива История кубанского казачества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017