Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий по ИЗО в 1 классе. Направлена на развитие мелкой моторики рук первоклассников, а также развитие фантазии. Все занятия подразумевают обучение рисованию с помощью геометрических фигур. Программа предусматривает тесную связь с предметом обучение грамоте.
Рабочая программа факультативного курса.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«АКВАРЕЛЬКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 12 КЛ
Л.Л. Шамрай
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школагимназия с. Алмалыбак с дошкольным миницентром»
село Алмалыбак, Карасайский район, Алматинская область
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Акварелька» составлена в
государственного общеобразовательного
соответствии с требованиями
стандарта начального образования;
Закона Республики Казахстан «Об образовании»;
Инструктивнометодического письма «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 20172018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017
Введение
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим
в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего сталкиваются со
следующими затруднениями : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка,
не получается правильное написание букв, ребёнок не различает понятия
нередко встречается
«лево», «право», «лист», «страница», «строка»,
«зеркальное» письмо. Эти затруднения возникают изза слабо развитой
мелкой моторики пальцев руки и недостаточными навыками зрительно
двигательной координации, зрительной памяти. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче
творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке,
тем он умнее. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой
моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому возникла
необходимость в организации факультатива «Акварелька» во внеурочное
время.
Актуальность
Основная часть родителей при подготовке малышей к школе, обращает
внимание только на чтение и счет. Взрослые даже не задумываются насколько
важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие
у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий
последующего успешного овладения письмом.
Большинство детей при поступлении в школу неуверенно держат кисточку,
ручку, карандаш. У них очень слабо развита фантазия и мелкая мускулатура
пальцев рук.
Неподготовленность к рисованию, письму, недостаточность движений ручной
моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на
самых первых его этапах.
На факультативных занятиях, ребята не чувствуют утомления и усталости,
нет скучающих детей и не падает интерес детей к занятиям, а также при
овладении навыками штриховки, рисования, быстрее идет подготовка к
обучению грамоте и письму.
Цель: Развитие графических навыков за счет совершенствования технических
навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели,
почувствовать себя успешным.
Задачи:
сформировать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
научиться владеть ими, используя игры и упражнения: рисуем по точкам,
графические диктанты, рисуем, используя помощниковгеометрические
фигуры, штриховка в разных направлениях,
формирование зрительномоторной координации.
формирование мышления, сосредоточенности, памяти, зрительного и
слухового восприятия, внимания, пространственной ориентации на листе
бумаги и в окружающем пространстве.
Новизна:
Интегрированный подход в
рисовании и обучении грамоте младших
школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, постановке
задач, самостоятельность в раскрытии темы, выстраивании учебного
материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.
Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на
разработку своих учебнотворческих заданий, форм и видов работы.
Практическая значимость:
1. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии
способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.
2. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному
обучению. 3. Систематизированный методический материал по развитию мелкой
рук, памяти, мышления, зрительно пространственного
моторики
восприятия, пополнит методическую копилку МО начальных классов.
Отличительные особенности программы:
Особое внимание в программе уделяется самостоятельной творческой
деятельности учащихся , направленной на развитие мелкой моторики рук и
письма. Как показывает опыт работы, развитие
овладению навыками
графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит
ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей
базой для успешного обучения в школе. В основе преподавания предмета
« Акварелька» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействия с
другими образовательными дисциплинами.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
а) учесть интересы и желания, вкусы малышей, технические и
изобразительные возможности каждого учащегося, которые реализуются за
счет широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
б) обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
в) познакомить с разнообразными техниками применения карандашей, красок,
гуаши;
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Акварелька» разработана для 1 — 2 классов начальной
школы. На изучение предмета в первом классе отводится 1 ч. в неделю, всего
в год 33 ч, во втором классе 1 час в неделю, в год 34 часа Содержание учебного предмета
Учебный материал в программе представлен тематическими блоками,
отражающими деятельностный характер:
«Учимся у природы»,
«Учимся на традициях своего народа»,
«Приобщаемся к культуре народов мира».
В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с
дисциплинами:
1.
Обучение грамоте: формирование выразительной речи; обогащение
словарного запаса на материале рисунков; развитие умений сравнивания и
сопоставления прочитанного и увиденного; развитие умений описывать
изображения к прочитанному тексту; изображение в материале прочитанного
текста;
2.
Самопознание: использование жизненного опыта, в процессе рисования
по памяти, воображению; использование объектов природы, окружающего
мира в качестве объектов для рисования с элементами черчения;
3.
Математика: использование пространственных понятий (выше, ниже,
дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в
рисунке; обогащение речи математическими терминами;
4.
Технология: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
Предполагаемый результат:
По окончании года обучения дети знают:
способы изображения предметов на бумаге (животные, растения, буквы,
используя геометрические фигуры);
различные техники штриховки. умеют изображать различные объекты при помощи геометрических фигур.
Умеют:
расслаблять и напрягать мышцы руки;
координировать движения пальцев и кистей рук;
выполнять различные виды штриховки: горизонтальные (слева направо),
прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), наклонные, полукругами (чешуя
у рыбы, черепица крыши и т. д.),клубочками (круговыми движениями руки,
имитирующими наматывание и разматывание нити), крупными петельками;
выполнять графические диктанты;
использовать полученные умения и навыки в жизни.
Перспектива
обобщение опыта работы по данному направлению: в форме методических
публикаций,
представления опыта на интернет – сайтах педагогических идей,
участия в конкурсах и фестивалях различного уровня;
пополнение программы « Акварелька» новыми игровыми упражнениями,
разработками, минипроектами для детей младшего и среднего возраста;
реализация программы в работе с учащимися последующих наборов.
Список использованной литературы
Инструктивнометодическое письмо «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН В 20172018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017г По залам государственного музея искусств Республики Казахстан. Алматы,
Жалын, 1976 г.
Громов Е.С. Природа художественного творчества. Алматы, 1998 г.
А. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство» том 2 Алма Ата
«Өнер» 1986 год
«Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С.Е.
Большакова, М.: ТЦ Сфера, 2008
«Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство
Пресс, 2008
«Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е. Гаврина.–
Ярославль: Академия развития, 1997
«Особенности психического развития детей 67летнего возраста», Д.Б.
Эльконин, А.Л. Венгер, М.: Педагогика, 1988
«Готовимся к школе». Е.А. Нефедова, О.В. Узорова, Аквариум, 1997;
«Готовим руку к письму», О.М. Сахарова, М.: ЗАО «Росменпресс», 2008;
«Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, М.: ДРОФА, 2000;
«100 лучших игр для подготовки к школе», О.В.Белякова, М.: АЙРИСпресс,
2008;
«Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. М. Эксмо,
https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9uc3BvcnRhbC5ydS9kZXRza2l5LXNhZC9yYXp
ub2UvMjAxNy8wMi8wMi9wcm9la3QtcmF6dml0aWUtbWVsa295LW1vdG9ya
WtpLWNoZXJlei1ncmFmaWNoZXNraXktZGlrdGFudC1wcmk%3D
https://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5tYWFtLnJ1L2RldHNraWpzYWQvcHJvZWt
0LWxvdmtpZS1wYWxjaGlraS5odG1s http://www.maam.ru/detskijsad/proektnatemurazvitiegraficheskihnavykov
pismaudoshkolnikov.html
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Рабочая программа факультатива по ИЗО 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.