Целью предлагаемого курса школьной риторики является формирование коммуникативных риторических умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах дея-тельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук.
Задачи преподавания:
-- обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
Следовательно, в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы её преподавания.
Эффективное общение предполагает не только следование нормам литературного языка. Эф-фективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда дава-лись рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценивать свою речь и т.д.
Общая характеристика учебного курса
В рабочей программе, как и в авторской, два смысловых блока:
-- первый - «Общение», соотносящийся с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
-- второй – «Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII – XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое назы-вается общением. О видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.); речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как). На этой основе у обучаю-щихся постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, опре-делять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в обще-нии.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) си-туация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фи-гуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (комму-никативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной на-правленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые су-ществуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысле-ние его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В данной рабочей программе отобраны и сделаны предметом обучения в школе наиболее упот-ребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобра-зие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потен-циал при создании своих текстов.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выде-ляется на формирование риторических умений.
Важное место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Пра-вила для говорящего» и т.д.).
Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», ко-гда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для фор-мирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу включён такой компонент, как риторические идеи.
Вот образец формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рас-сматривать как примерные возможные (по существу и по форме).
Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица).
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский).
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков).
Такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соот-ветствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Методы и приемы преподавания. Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на занятиях риторики обучающиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как всту-пительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.Рабочая программа по риторике для 5 класса разработана на основе авторской программы Т.А. Ладыженской: «Программы по риторике. 5 класс // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа // под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М., 2004г.
В авторской программе Т.А. Ладыженской не указано количество часов, предусмотренных на изучение учебного курса.
Количество часов, предусмотренных данной рабочей программой на изучение риторики в 5 классе, позволяет проводить факультативные занятия с учётом уровня подготовки учащихся шко-лы.
проект языковой школы по русскому языку Риторика.docx
«Көкшетау қаласының білім бөлімі» Мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Отдел образования города Кокшетау»
«№ 11 орта мектепгимназиясы» Коммуналдық мемелекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школагимназия № 11»
Келісемін:
Согласовано:
ӘБ меңгерушісі:
Руководитель МО
Сенчук О.М.
__________________
«___» ______ 2017 ж.
Келісемін:
Согласовано:
Оқу ісінің меңгерушісі:
Заместитель директора по УР
Каримова Д.С.
__________________
«____» _______ 2017 ж.
Бекітемен:
Утверждаю:
Директор школы
Нугертаева А.Б.
_________________
«____» _______ 2017 ж.
Пән: школная риторика
Предмет: школная риторика
Сынып: 5
Класс: 5
Мұғалім: Дмитриченко Н.А.
Учитель: Дмитриченко Н.А.
Жылдық сағат саны\количество часов в год: 34
Аптасына\ в неделю: 5 ч.
Жоспар/программа:
Школьная риторика. 5 класс. Программа для общеобразовательной школы // Под ред.
Т.А.Ладыженской – 2е изд., перераб. – М.: ООО «Синфо»; ООО «Баласс», 2006
(құжат көрсету\указать документ)
Оқулық\учебник:
Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./
Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2е изд. перераб.М.: ООО «Баласс», ООО «Синфо»; 2006
(аты, авторы, мекеме, шыққан жылы/ название, автор,издательство, год издания)
Тақырыптық жоспарды құрған\тематическое планирование составил(а):
Дмитриченко Наталья Александровна
(мұғалімнің аты жөні, қолы \ ФИО учителя, подпись)
Көкшетау қаласы 201718 о. ж.
г. Кокшетау 201718 у. г.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 5 класса разработана на основе авторской программы Т.А.
Ладыженской: «Программы по риторике. 5 класс // Образовательная система «Школа 2100».
Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа // под
научной редакцией А.А. Леонтьева. – М., 2004г. В авторской программе Т.А. Ладыженской не указано количество часов, предусмотренных на
изучение учебного курса.
Количество часов, предусмотренных данной рабочей программой на изучение риторики в 5
классе, позволяет проводить факультативные занятия с учётом уровня подготовки учащихся
школы.
Целью предлагаемого курса школьной риторики является формирование коммуникативных
риторических умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный
заказ – учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах
деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности,
лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других
смежных наук.
Задачи преподавания:
обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
Следовательно, в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих
курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы её преподавания.
Эффективное общение предполагает не только следование нормам литературного языка.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное
намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались
рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею
контакт, как реализовывать свой замысел, оценивать свою речь и т.д.
Общая характеристика учебного курса
В рабочей программе, как и в авторской, два смысловых блока:
первый «Общение», соотносящийся с тем, что в классической риторике называлось общей
риторикой;
второй – «Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в
учебниках XVIII – XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое
называется общением. О видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных
качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.);
речевой
(коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как). На этой
основе у обучающихся постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации
общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его
реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная)
ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические
фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях
текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной
коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те
жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления,
аннотации,
т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет
тот вид высказывания, которому следует учить. Это – дидактическая единица, которая во
многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра,
осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных
задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра;
создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на
предложенную
тему.
хроники
и В данной рабочей программе отобраны и сделаны предметом обучения в школе наиболее
употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается
своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами
интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый
потенциал при создании своих текстов.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно
смысловые и стилевые особенности.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика –
предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени
выделяется на формирование риторических умений.
Важное место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности
(типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника»,
«Правила для говорящего» и т.д.).
Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке
курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его
эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда
оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию;
формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том,
что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном
мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для
формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Поэтому в разработанную программу включён такой компонент, как риторические идеи.
Вот образец формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно
рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме).
Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица).
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский).
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков).
Такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в
соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Методы и приемы преподавания. Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы
действительно хотим научить эффективному общению, то на занятиях риторики обучающиеся
должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как
вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое
место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
1
2
3
Разделы
Количество часов
Общение
Виды общения
Несловесное общение
2ч.
2ч.
2ч. 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Учимся слушать
Учимся читать
Речь правильная и хорошая
Учимся редактировать
Будь вежлив
Тексты и речевые жанры
Вторичные тексты
Объявление
Рассказы
Спор
Сказки
Итого:
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
3ч.
2ч.
3ч.
3ч.
3ч.
2ч.
3ч.
34ч.
Содержание учебного курса
(34 часа)
Общение (2ч.)
Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная задача.
Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
Виды общения (2ч.)
Твой голос. Мимика, жесты.
Несловесное общение (2ч.)
Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Учимся слушать (3ч.)
Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Учимся читать (2ч.)
Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори – пиши точно.
Речь правильная и хорошая (2ч.)
Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть — льстивые слова.
Учимся редактировать (2ч.)
Будь вежлив (3ч.)
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Тексты и речевые жанры (2ч.)
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Вторичные тексты (3ч.)
Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Рассказы (3ч.)
Объявление (3ч.)
Что такое спор. Правила спора.
Спор (2ч.)
Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.
Сказки (3ч.)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
В КАБИНЕТЕ РИТОРИКИ
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система,
привод для чтениязаписи компактдисков, аудио и видеовходы/выходы, возможности выхода в
Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом
прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
2. Мультимедиапроектор (может входить в материальнотехническое обеспечение школы).
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет;
создаются в рамках материальнотехнического обеспечения всей образовательной организации при
наличии необходимых финансовых и технических условий).
4. Сканер.
5. Принтер лазерный.
6. Копировальный аппарат (может входить в материальнотехническое обеспечение школы).
7. Диапроектор или оверхэд (графопроектор).
8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры
1,25 / 1,25).
9. Видеоплеер, DVDплеер (видеомагнитофон).
10. Телевизор (диагональ не менее 72 см).
11. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочноинформационный интернетпортал
«Русский язык».
www.febweb.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. Т.А. Ладыженская. «Программы по риторике. 5 класс // Образовательная система «Школа
2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая
школа // под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М., 2004г.
2. «Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под
ред. Т.А. Ладыженской.—2е изд., перераб. М.: Издательский дом «Синфо»; Издательство
«Баласс», 2008г.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Рабочая программа факультатива по риторике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.