Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Оценка 5
Разработки курсов
docx
обществознание
7 кл
31.03.2017
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса и ориентирована на использование УМК издательства ВИТА - ПРЕСС. Программа рассчитана на 17 часов и реализуется в первом или во втором полугодии учебного года. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Рабочая программа факультативного курса Финансовая грамотность. 7 класс.docx
Рабочая программа факультативного курса
«Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая
грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2015) в соответствие со следующими нормативно правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской
Федерации,
Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации»,
Региональная программа Архангельской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения и
развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 7 класса, рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, 17 учебных недель в первом
или во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом
работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 7 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик.
— М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик,
И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю гова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова,
Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 7 классы обеощеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в
сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления
личными финансами.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания
и литературы.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических
ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы,
графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о
причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин Тематическое планирование
№ Тема урока
Количество
часов
Содержание
Основные
понятия
Компетенции
Домашнее задание
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч)
1
Деньги
1
выгоды
Объяснить
обмена и причины
появления
денег;
рассмотреть различные
формы денег и области
их использования.
Обмен.
Деньги.
Товарные деньги.
Символические
деньги.
Драгоценные
металлы.
Монеты.
Купюры.
Наличные деньги.
Безналичные
деньги.
Центральный
банк.
Фальшивые
деньги.
Банки.
Гознак.
Найти материал по
теме «Удивительные
деньги»
роль
• Объяснять проблемы
бартерного (товарного)
обмена.
• Описывать свойства
предмета,
выполняющего
денег.
• Перечислять виды
денег.
• Приводить примеры
товарных денег.
•
преимущества
недостатки
видов денег.
• Составлять задачи с
денежными расчётами.
• Объяснять, почему
бумажные деньги могут
обесцениваться.
• Знать, что денежной
Сравнивать
и
разных 2
Доходы семьи
2
Рассмотреть различные
источники
доходов
семьи,
объяснить
причины
различий
размеров доходов у
разных семей.
от
Заработная
плата.
Собственность.
Доходы
собственности.
Арендная плата.
Проценты.
Прибыль.
Дивиденды.
Социальные
выплаты.
Материнский
капитал.
Кредиты.
Эссе «Профессии
XXI века»
Описывать
Описывать виды
системой
страны
управляет центральный
банк.
• Объяснять, почему
изготовление
фальшивых денег —
преступление.
•
и
сравнивать источники
доходов семьи.
•
заработной платы.
• Сравнивать условия
труда
совершеннолетних и
несовершеннолетних.
•
как
связаны профессии и
образование.
•
Объяснять,
руководствуется
человек при выборе
профессии.
• Объяснять причины
различий в заработной
плате.
• Приводить примеры
кредитов.
Объяснять,
чем 3
Расходы семьи 1
Рассмотреть
направления расходов
семьи и объяснить, что
принятие решений о
покупках зависит от
многих факторов.
Предметы первой
необходимости.
Товары текущего
потребления.
Товары
длительного
пользования.
Услуги.
Коммунальные
услуги.
4
Семейный
бюджет
1
Рассмотреть
соотношение доходов и
расходов
и
последствия
неравенства
объяснить
их
или
Кредит.
Проценты
по
кредиту. Долги.
Сбережения.
Вклады.
Проценты
по
и
виды
Сравнивать
Классифицировать
• Объяснять причины,
по которым люди
делают покупки.
•
Описывать
направления расходов
семьи.
•
виды благ.
• Рассчитывать расходы
семьи на условных
примерах.
•
оценивать
рекламы.
•
Обсуждать
воздействие рекламы и
промоакций
на
принятие решений о
покупке.
• Рассчитывать доли
расходов на разные
товары и услуги.
• Составлять семейный
бюджет на условных
примерах. • Сравнивать
доходы и расходы и
принимать решения. •
Объяснять причины, по
Эссе «Как сократить
расходы семьи»
Эссе
«Почему
планировать
семейный бюджет?»
нужно равенства.
вкладам.
Описывать
которым люди делают
сбережения.
• Описывать формы
сбережений.
•
последствия
превышения расходов
над доходами.
•
потребительский
банковский кредиты.
• Объяснять, при каких
условиях
можно
одалживать и занимать
деньги.
Сравнивать
и
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч)
5
2
Особые
жизненные
ситуации и как
с
ними
справиться
требующие
Рассмотреть
непредвиденные
ситуации,
дополнительных
расходов, и объяснить,
как можно смягчить их
последствия.
Аварии. Болезни.
Несчастные
случаи.
Катастрофы.
Страхование.
Страховая
компания.
Страховой полис.
Исследование:
«Таинственные
аббревиатуры»
жизнь
• Описывать события,
существенно влияющие
на
семьи
ребёнка,
(рождение
смерть
внезапная
кормильца,
форс
мажорные случаи и т.
п.).
Определять
•
последствия
таких
событий для бюджета
семьи. •
почему
Различать
и
•
обязательное
добровольное
страхование.
Объяснять,
существует
обязательное
страхование.
• Объяснять, почему
государство
платит
заболевшему человеку.
• Сравнивать различные
виды страхования.
Исследование
«Подоходный налог»
• Объяснять, почему
государство собирает
налоги.
• Приводить примеры
налогов.
• Описывать, как и
когда платятся налоги.
•
Рассчитывать
6
1
Итоговая
работа
по
разделам 1 и 2
Закрепить полученные
знания и умения по теме
«Семейный бюджет»,
совершенствовать
навыки
работы
групповой
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)
7
Налоги
2
Объяснить,
что
государство собирает
налоги для выполнения
своих функций и
социальной поддержки.
Налог. Налоговая
инспекция.
Подоходный
налог. Налоговая
ставка. Налог на
прибыль.
Физические лица.
Пеня. Налоговые льготы. Налог на
добавленную
стоимость.
Акциз.
Пособие. Пенсия.
Пенсионный
фонд. Стипендия.
Больничный лист.
Пособие
по
безработице.
величину подоходного
налога и НДС.
• Объяснять, почему
вводятся
акцизные
налоги.
•
Описывать
последствия невыплаты
налогов для граждан.
• Приводить примеры
выплаты налогов в
семье.
• Объяснять, почему
существуют социальные
выплаты. • Описывать
ситуации, при которых
выплачиваются пособия,
приводить
примеры
пособий.
• Находить информацию
о социальных выплатах.
Эссе
«Почему
государство платит
пособия?»
8
Социальные
пособия
1
9
Итоговая
работа
разделу 3
1
по
Рассмотреть
виды
пособий и оценить
последствия
их
выплаты.
Закрепить полученные
знания и умения по
разделу «Семья и
государство: как они
взаимодействуют»,
совершенствовать
исследовательские и
творческие
навыки, Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч)
10 Банковские
1
услуги
навыки
групповой
работы и публичных
выступлений.
Рассмотреть
виды
банковских услуг для
физических лиц и
объяснить
значение
банков для экономики
семьи.
Вклады
Банки.
(депозиты).
Процентная
ставка.
Страхование
вкладов.
Агентство
страхованию
вкладов. Кредит.
Залог.
по
Подобрать
пословицы по теме
и
• Приводить примеры
банковских услуг.
• Описывать условия
вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего
зависит размер выплат
по вкладу. • Объяснять,
почему
как
страхуются вклады.
• Находить информацию
о вкладах и кредитах.
• Объяснять причины и
последствия решений о
взятии кредита.
• Объяснять условия
кредита,
приводить
примеры.
Рассчитывать
•
проценты по депозитам
и кредитам.
• Объяснять принцип
работы пластиковой
карты.
11 Собственный
1
Дать представление о Бизнес.
Малый •
Сравнивать Сообщения по теме бизнес
предпринимательской
деятельности
и
основных проблемах
малого бизнеса.
Бизнес
бизнес.
план. Кредит.
12 Валюта
в
1
современном
мире
13 Итоговая
2
по
работа
курсу
«Финансовая
грамотность»
Познакомить
с
основными валютами и
объяснить,
как
определяется валютный
курс.
Валюта.
Валютный курс.
Обменный пункт.
Валютный вклад
Обобщение
систематизация
материала по курсу
и
возможности работы по
найму и собственного
бизнеса.
• Объяснять, как и
почему государство и
частные организации
поддерживают малый
бизнес.
• Объяснять, что такое
бизнесплан.
•
примеры
Приводить
бизнеса,
которым
занимаются подростки.
• Приводить примеры
валют разных стран.
• Объяснять, что такое
валютный курс.
• Находить информацию
о валютных курсах.
• Проводить расчёты с
валютными курсами.
«Предприниматели
Архангельского
Севера»
Исследование
«Какие
валюты
можно приобрести в
банках
Архангельска?»
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность". 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.