Рабочая программа Гигиена и экология человека
Оценка 4.6

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
экология
Взрослым
13.03.2019
Рабочая программа Гигиена и экология человека
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело». Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и области гигиены и санитарии, эпидемиологии, лабораторного дела, гигиенического воспитания населения.
Рабочая программа Гигиена и экология человека.doc
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Специальность 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Фельдшер Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 3 года и 10 мес. на базе среднего общего образования г. Череповец Рабочая   программа   учебной   дисциплины   разработана   на   основе 2017 год Федеральных   специальностям среднего профессионального образования: государственных   образовательных   стандартов   по 31.02.01 «Лечебное дело». Организация­разработчик:  БПОУ ВО «Череповецкий медицинский  колледж  имени Н.М. Амосова» Разработчик: Ганичева Эльвира Раджабовна,  преподаватель высшей категории БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Рекомендована   Методическим   советом   БПОУ   ВО   «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Заключение Методического совета № ___ от «___» __________ 20___г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. стр. 4 ­ 6 7 ­ 19 20 ­ 21 22 ­ 24 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело». Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и области   гигиены   и   санитарии,   эпидемиологии,   лабораторного   дела, гигиенического воспитания населения. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Дисциплина  «Гигиена  и   экология  человека»   входит  в  состав  раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  давать санитарно­гигиеническую оценку факторам окружающей среды;  проводить   санитарно­гигиенические   мероприятия   по   сохранению   и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;  проводить гигиеническое обучение и воспитание населения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;  факторы, окружающей среды, влияющие на здоровье человека; 4  основные положения гигиены;  гигиенические принципы организации здорового образа жизни;  методы, формы и средства гигиенического воспитания населения Фельдшер   (углубленной   подготовки)   должен   обладать  профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности: ПК 1.4. Проводить диагностику беременности. ПК   5.1.   Осуществлять   медицинскую   реабилитацию   пациентов   с   различной патологией. ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь. ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию. ПК   7.4.  Консультировать   пациента   и   его   окружение   по   вопросам   ухода   и самоухода. Фельдшер   (углубленной   подготовки)   должен   обладать  общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. 5 ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного   осознанно   планировать   и развития,   заниматься   самообразованием, осуществлять повышение своей квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК   10.   Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по отношению к природе, обществу, человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны труда,   производственной   санитарии,   инфекционной   и   противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и   достижения   жизненных   и спортом   для   укрепления   здоровья, профессиональных целей. 1.4.  Рекомендуемое   количество  часов  на  освоение   программы  учебной дисциплины по специальности СПО: 31.02.01  «Лечебное дело»: максимальной учебной нагрузки обучающегося    81   час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося    54  (12)   часов; самостоятельной работы обучающегося    27  часов 6 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: ­ практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:  Написание реферата,  Подготовка докладов,  Подготовка презентаций,  Составление таблицы  Составление конспекта  Разработка буклета/памятки Объем часов Лечебное дело 81 54 12 27 8 4 8 4 1 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» Наименование  разделов и тем Раздел 1.Предмет гигиены и   экологии   человека. Основы общей экологии Тема 1.1. Предмет гигиены и   экологии   человека. Основы общей экологии Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1 1. Предмет   гигиены   и   экологии   человека.   Содержание,   связь   с   другими дисциплинами,   междисциплинарными   курсами.   Роль   гигиены   и   экологии   в системе   наук,   изучающих   природную   среду.   Задачи   гигиены   и   экологии. Разделы   гигиены   и   экологии.   Методы   гигиенических   исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики. 2. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека. 3. Характеристика   результатов   антропогенного   воздействия   на   окружающую природную   среду,   основные   причины   глобальных   экологических   проблем (изменение климата, кислотные дожди, "озоновые дыры", сокращение площади лесов,   "легких   планеты",   загрязнение   мирового   океана,   сокращение разнообразия   биологических   видов).   Влияние   природных   и   антропогенных экологических   факторов   на   здоровье   населения.   Гигиеническое   значение климата и погоды. 4. Федеральная   служба   по   надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 8 4 ч. 2 Подготовка рефератов по темам: 1. «История возникновения и развития гигиены в России». 2. «Актуальные региональные экологические проблемы Вологодской области» 3. «Влияние климата на здоровье человека» 18 ч. Раздел 2.  Гигиена среды   окружающей 9 Тема   2.1.   Атмосферный воздух,   его   физические   и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.     Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 4 ч. 1 1. Физические   свойства   воздуха   –   температура,   влажность,   подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние, их гигиеническое значение. Характеристика солнечной радиации. 2. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение –   газообразные   примеси, постоянные   составные   части   воздуха, микроорганизмы,   Источники   загрязнения.   механические   примеси. Механизмы образования смога. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения. 3. Принципы   защиты   воздушной   среды.   Мероприятия   по   профилактике загрязнений   атмосферного   воздуха.   Представление   о   технологических, санитарно­технических мероприятиях. Меры планировочного характера для защиты населения от воздействия источников загрязнения воздушной среды. Роль зеленых насаждений. Значение благоустройства. Понятие о ПДК. Практические занятия: Практические занятия: 1. Изучение   приборов,   методик   для   измерения   физических   параметров 2 ч. воздушной среды. 2. Определение   и   гигиеническая   оценка   физических   параметров   воздушной среды в помещении. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по темам: «Здоровье и санитарно­гигиеническое состояние атмосферного   воздуха»,   «Строение   земной   атмосферы»,   «Очистительные сооружения для удаления вредных веществ». 2 ч. 2 2 10 Вода, Тема   2.2.   ее физические   и   химические свойства,   гигиеническое   и экологическое значе­ние Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 4 ч. 1 Разработка   презентаций   по   темам:   «Специальные   методы   очистки   воды», «Эпидемическое   значение   воды»,   «Механическая   и   биологическая   очистка сточных вод».   ее Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: Тема   2.3.   Почва, 11 1. Физиологическая   роль,   хозяйственно­бытовое,   санитарно­гигиеническое значение воды. 2. Органолептические   свойства   воды.   Химический   состав.   Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения   воды   на   здоровье   человека.   Инфекционные   заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и  сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности  водных эпидемий. 3. Виды   источников   водоснабжения   и   их   санитарно­гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана источников водоснабжения. Гигиеническая   характеристика систем   хозяйственно­питьевого водоснабжения.   Гигиенические   требования   к   качеству   питьевой   воды. Методы улучшения качества питьевой воды.   Практическое занятие: Практическое занятие: 1. Отбор   проб   воды.   Определение   органолептических   свойств   воды. Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов.  Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 2 ч. 4 ч. 4 ч. 2 2 1 физические   и   химические свойства,   гигиеническое   и экологическое значение Раздел   населенных мест. 3.   Гигиена 1. Гигиеническое   значение   состава   и   свойств   почвы.   Почвенный   воздух, пористость, капиллярность. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного   характера.   Эпидемиологическое   значение   почвы. Самоочищение почвы. 2. Проблемы накопления и утилизации отходов. Мероприятия по санитарной охране почвы. Гигиенические требования к очистке населенных мест (сбор, транспортировка,   хранение,   обезвреживание,   переработка   твердых   и жидких отходов). Санитарная оценка почвы. Семинарское занятие: Семинарское занятие 1.   Почва,   ее   физические   и   химические   свойства,   гигиеническое   и экологическое значение Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблиц по темам: «Виды почв и их гигиеническая характеристика», «Эпидемическое значение почвы». 2 2 2 ч. 2 ч. 6 ч. 12 Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1 Тема   3.1.   Гигиенические основы   планировки   и благоустройства населенных   мест.   Гигиена жилых   и   общественных зданий. 1. Урбанизация и экология человека. Микроклимат города. Городской шум и профилактика   его   вредного   воздействия.   Гигиенические   принципы планировки   и   застройки   населенных   мест.   Гигиеническое   значение озеленения. 2. Совокупное   воздействие   жилищных   условий   (физические,   химические, биологические   факторы)   и   степени   их   благоустройства   на жизнедеятельность   и   здоровье   человека.   Экологическая   характеристика современных строительных и отделочных материалов, бытовой техники. 3. Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению,   отоплению,   вентиляции   помещений   различных   назначений: жилых   помещений, здравоохранения. Нормирование.   помещений   учреждений   Семинарское  занятие: Семинарское  занятие: Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка   докладов   по   темам:   «Влияние   электромагнитных   загрязнений   на здоровье человека», «Гигиенические требования к отоплению и вентиляции жилых и общественных зданий», «Требования к планировке жилищ», «Системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов, применяемые в бытовой практике» 2 2 2 ч. 2 ч. 14 ч. Раздел   питания. 4.   Гигиена 13 Тема   4.1.   Гигиенические основы   физиологии   и биохимии питания. Пищевая   и   биологическая ценность продуктов питания.     Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1 1. Обмен веществ и энергии в организме. Энергетический баланс. 2. Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков.  Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в  питании. 3. Жиры:   их   значение   в   питании.   Полиненасыщенные   жирные   кислоты,   их значение, источники. 4. Углеводы:   их   значение   в   питании.   Гигиеническая   характеристика   и источники   отдельных   видов   углеводов:   моносахаридов   (глюкозы, фруктозы),   дисахаридов   (сахарозы,   лактозы),   полисахаридов   (крахмала, пектиновых веществ, клетчатки). 5. Минеральные   элементы.   Минеральные   элементы   щелочного   характера: кальции,   магний,   натрий,   калий.   Минеральные   элементы   кислотного характера:   фосфор,   сера,   хлор.   Биомикроэлементы:   железо,   йод,   фтор, селен, медь, цинк и др. Основные источники минеральных элементов. 6. Витамины,   их   классификация.   Значение   витаминов   и   их   основные источники.   Профилактика   гиповитаминозов.   Витаминизация   продуктов   и готовой пищи. 7. Рекомендуемые величины физиологических потребностей в энергии и  пищевых веществах для различных групп населения. 14 4.2. Тема   Основные принципы   рационального питания. Лечебное, лечебно­профилактическое питание.   Тема   4.3   Заболевания, связанные   с   характером Пищевые питания. отравления различной этиологии их и   профилактика.       Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 4 ч. 1 1. Рациональное питание. Определение. Гигиенические требования к пищевому рациону,   его   энергетическая   ценность   и   качественный   состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. Режим питания,  часы  и  продолжительность  приема  пищи,  кратность  и  интервалы между   приемами,   очередность   приема   блюд,   распределение   рациона   по приемам   пищи.   Условия   для   приема   пищи:   интерьер   столовой   комнаты, сервировка стола, комфортность, микроклимат и пр. 2. Лечебное питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое   и   термическое   щажение   в   питании.   Особенности   кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд. Практическое занятие: Практическое занятие: 1. Оценка рациона питания взрослого населения Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Витамины». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 2 ч. 2 ч.  2 2 1 1. Заболевания,   обусловленные   недостаточным   питанием.   Болезни недостаточности   питания,   связанные   с   недостатком   в   рационе   белков, витаминов, минеральных веществ. Болезни избыточного питания. 2. Болезни животных, передающиеся человеку через мясо, молоко. Рыба как фактор передачи гельминтозов. Профилактика. 15 Раздел 5. Гигиена труда Тема 5.1. Основы гигиены труда. Профессиональные  вредности, их  классификация и  характеристика. Профессиональные заболевания,   профилактика. Характеристика медицинских работников. труда их   3. Понятие о пищевых отравлениях и их классификация. Практическое занятие: Практическое занятие: 1. Пишевые отравления Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление буклета/памятки «Профилактика пищевых отравлений» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика. 2. Классификация,   краткая   характеристика   вредных   производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно­психических, механических   факторов,   обуславливающих   динамическую   и статистическую нагрузку на опорно­двигательный аппарат. 3. Общие   понятия   о   профессиональных   болезнях   –   заболеваниях, возникающих   в   результате   воздействия   на   организм   вредных производственных   факторов.   Основные   направления   профилактических оздоровительных   мероприятий   (законодательные,   организационные, технологические, санитарно­технические, лечебно­профилактические). 4. Производственный травматизм и меры  борьбы с ним. Семинарское занятие:: Семинарское занятие Гигиена труда. 16 2 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. 2 2 1 2 ч. 2 Раздел 6. Гигиена детей и подростков.     детей Тема   6.1.   Состояние здоровья   и   физическое развитие и подростков.   Гигиенические тре­бования   к   организации учебно­воспитательного процесса. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка   рефератов   по   темам:   «Профилактика   заболеваний,   связанных   с вынужденным   положением   тела»,   «Производственный   микроклимат   лечебных учреждений, его влияние на здоровье», «Гигиена труда медицинского работника» 4 ч. 2 Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Здоровье детского населения. Группы здоровья. Физическое развитие детей и   подростков   как   критерий   здоровья.   Методы   исследования   и   оценки физического   развития   детей   и   подростков.   Явление   акселерации   и децелерации. 2. Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.   Основные   гигиенические   требования   к   организации   учебно­ воспитательного   процесса.   Гигиена   физического   воспитания   детей   и подростков. Практическое занятие: Практическое занятие: 1. Гигиеническая   оценка   режима   дня   в   детском   дошкольном   учреждении   и расписания уроков в школе. 2. Оценка физического развития детей и подростков. 8 ч. 2 ч. 2 ч. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление   буклета/памятки   «Личная   гигиена   детей   и   подростков», 1 ч. 17 1 2 2 Тема   6.2.   Гигиенические требования   к   планировке, оборудованию и содержанию   детских   и подростковых учреждений.   «Оздоровительные процедуры». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, заданиям   общеобразовательных   школ,   дошкольных   образовательных учреждений. 2. Гигиенические   требования   к   оборудованию   детских   и   подростковых учреждений,   предметам   детского   обихода.   Мебель   дошкольных образовательных   учреждений.   Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам.   Школьная   мебель. 3. Содержание   детских   и   подростковых   учреждений.   Воздушно­тепловой режим.   Показатели   микроклимата:   температура,   влажность,   скорость движения воздуха. Отопление, вентиляция. Естественное и искусственное освещение. Санитарное содержание участка и помещений. Практическое занятие: Практическое занятие: 1.   Гигиеническая   оценка   школьной   мебели   и   микроклимата   в   учебных помещениях. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта «Гигиенические требования к условиям обучения детей и подростков в различных видах дошкольных  и общеобразовательных учреждений». Раздел   7.   Гигиеническое обучение   и   воспитание населения Тема   7.1.   Компоненты здорового   образа   жизни   и Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 18 2 ч. 1 2 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. 2 2 1 пути   их   формирования. Методы, формы и средства гигиенического   воспитания населения. 1. Факторы, влияющие на здоровье человека. 2. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового   образа   жизни:   режим   труда   и   отдыха,   правильное   питание, физическая   активность,   психологический   комфорт,   отсутствие   вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность. 3. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения. 4. Методы   гигиенического   обучения   и   воспитания   населения:   устный, печатный,   изобразительный   (наглядный),   комбинированы.   Особенности методов. 5. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно­ информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки,   лозунги,   брошюры,   буклеты,   слайды,   плакаты,   схемы   и   др. Методические требования, предъявляемые к ним. 6. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые. Семинарское занятие: Семинарское занятие: 1. Выступление   перед   аудиторией   с   агитационно­информационным сообщением по вопросам формирования здорового образа жизни. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на тему, связанную с профилактикой или пропагандой здорового образа жизни (тема на выбор студента). Всего: 19 2 2 2 ч. 4 ч. 54 ч. 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ   Требования   к   минимальному   материально­техническому 3.1. обеспечению  Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гигиены и экологии человека. Оборудование учебного кабинета:  столы, стулья для преподавателя и студентов;  шкафы   для   хранения   приборов,   наглядных   пособий,   учебно­ методической документации;  доска классная; 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий:  Пивоваров   Ю.П.,   Королик   В.В.,   Зиневич   Л.С.   Гигиена   и   основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 – 528с.  Полякова   А.Н.,   Стародумов   В.Л.,   Денисова   Н.Б.   Общая   гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского   образования   медицинских   вузов/   Под   ред.   Проф.   Т.В. Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224 с.  Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). – Изд. 2­е перераб., доп. – М: ГЭОТАР МЕД, 2008 – 608 с.  Тутельян   В.А.,   Онищенко   Г.Г.  Государственного   политика   здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008 – 257с.  Коробкин   В.И.   Экология:   учебник   для   вузов/В.И.   Корбкин,   Л.В. Передельский. – Изд. 15­е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602 с.  Крымская   И.Г.   Гигиена   и   основы   экологии   человека:   Учебное пособие /И.Г. Крымская, Э.Д.Рубан. – Ростов н/Д: ­ Феникс, 2007. – 351с.  Большаков   А.М.   Руководство   к   лабораторным   занятиям   по   общей гигиене. – М.: Медицина, 2004.  Трушкина   Л.Ю.,  Трушкин   А.Г.,   Демьянова   Л.М.  Гигиена   и   экология человека:   Учебное   пособие.   Серия   «Учебники,   учебные   пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003 – 448с  Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. сохрани свое здоровье. Изд. 2­е изм. и доп. – Казань: КМК, 2007. – 32 с. 21  Гайнутдинова   С.В.,   Неделько   О.И.   Гигиеническое   воспитание населения. Изд. 2­е изм. И доп. – Казань: КМК, 2008. – 42 с. Нормативные и методические документы: ­   Федеральный   закон   РФ   от   30.03.1999   №   52­ФЗ   «О   санитарно­ эпидемиологическом благополучии населения»; ­ Федеральный закон РФ от 04.05.1999 г. № 96­ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями); ­ Федеральный закон РФ от 03.06.2006 г. № 73­ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 14.07.2008 г. № 118­ФЗ «О внесении изменений в Водный   кодекс   Российской   Федерации   и   отдельные   законодательные   акты Российской Федерации»» ­ Методические рекомендации МР 2.3.1.2432­08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации; ­   СанПиН   2.3.2.1324­03   «Гигиенические   требования   к   срокам   годности   и условиям хранения пищевых продуктов»; ­ СанПиН 2.1.4.1074­01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды   централизованных   систем   питьевого   водоснабжения.   Контроль качества»; ­   СанПиН   2.4.3.1186­03   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организации   учебно­производственного   процесса   в   образовательных учреждениях начального профессионального образования»; ­   СанПин   2.4.5.2409­08   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организации   питания   обучающихся   в   общеобразовательных   учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; ­   ГОСТ   2761­84   «Источники   централизованного   хозяйственно­питьевого водоснабжения» Информационно­правовое обеспечение: 1. Система «Консультант» 2. Система «Гарант» Профильные web – сайты Интернета: 1. Министерство   здравоохранения   и   социального   развития     РФ (http//www.minzdravsoc.ru) 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru) 22 3. ФГУЗ   Федеральный   центр   гигиены   и   эпидемиологии   Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru) 4. Информационно­методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru) 5. Центральный   НИИ   организации   и  информатизации   здравоохранения (http//www.mednet) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Результаты обучения  (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Усвоенные знания: Усвоенные знания: 1. Современное   состояние   окружающей среды   и   глобальные   экологические проблемы. 2. Факторы   окружающей   среды, влияющие на здоровье человека. 3. Основные положения гигиены. 4. Гигиенические   принципы   организации  тестовый   контроль   с   применением информационных технологий;  устный экзамен;  решение ситуационных задач;  деловая игра;  оценка   аудиторной   и   внеаудиторной самостоятельной работы студентов; здорового образа жизни.  наблюдение   и   оценка   выполнения 5. Методы,   формы   и   средства практических действий гигиенического воспитания населения Освоенные умения: Освоенные умения: 1. Давать санитарно­гигиеническую оценку факторам окружающей среды.  тестовый   контроль   с   применением информационных технологий;  устный экзамен;  решение ситуационных задач; 23  деловая игра;  оценка   аудиторной   и   внеаудиторной самостоятельной работы студентов;  наблюдение   и   оценка   выполнения практических действий:  определение   и   гигиеническая   оценка физических параметров воздушной среды в помещении;  отбор проб воды;  определение   органолептических   свойств воды;  гигиеническая   оценка   качества   питьевой воды   на   основании   нормативных документов;  гигиеническая   оценка   естественного   и 2. Проводить   санитарно­гигиенические мероприятия   по   сохранению   и укреплению   здоровья   населения, предупреждению болезней. искусственного осветления;  органолептическая   оценка   пищевых продуктов;  оценка   рациона   питания   взрослого населения;  гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях  тестовый   контроль   с   применением информационных технологий;  устный экзамен;  решение ситуационных задач;  деловая игра;  оценка   аудиторной   и   внеаудиторной самостоятельной работы студентов;  наблюдение   и   оценка   выполнения практических действий:  гигиеническая   оценка   физических параметров   воздушной   среды   в помещении;  гигиеническая   оценка   качества   питьевой воды   на   основании   нормативных документов;  гигиеническая   оценка   естественного   и 24 искусственного осветления;  органолептическая   оценка   пищевых продуктов;  оценка   рациона   питания   взрослого населения;  гигиеническая   оценка   режима   дня   в детском   дошкольном   учреждении   и расписания уроков в школе;  оценка   физического   развития   детей   и 3. Проводить гигиеническое обучение и  воспитание населения подростков;  гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях  тестовый   контроль   с   применением информационных технологий;  устный экзамен;  решение ситуационных задач;  деловая игра;  оценка   аудиторной   и   внеаудиторной самостоятельной работы студентов;  наблюдение   и   оценка   выполнения практических действий:  выступление   перед   аудиторией   с агитационно­информационным сообщением   по   вопросам   формирования здорового образа жизни;  оформление   санитарных   бюллетеней, памяток, буклетов;  оформление   агитационных   плакатов, презентаций;  подготовка радиобесед, статей в газету на свободную медицинскую тему 25

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека

Рабочая программа Гигиена и экология человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019