1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Варьеганский ДСКВ Олененок», определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, по основному направлению - физическому развитию детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок»
Рассмотрено на методическом совете:
Протокол №___ от «__» _____ 201_.
Протокол заседания педагогического совета
№ ____ от «___»__________ 201_г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ____________А.Ю. Кузнецова
Приказ № ____ от «___»__________ 201_.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групп комбинированной направленности с 3 до 7 лет.
Составитель:
С.В. Плиторак
Руководитель по
физвоспитанию2
Варьеган 20__г
Содержание программы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей
программы
1.4 Возрастные особенности развития детей дошкольного
возраста
1.5. Ожидаемые результаты
1.6 Итоги освоения Программы
II. Содержательный раздел
2 1. Интеграция образовательных областей
2.2 Формы, способы, методы организации реализации
программы
2.3Способы и направления поддержки детской
инициативы
2.4Особенности психологопедагогической работы
2.5 Комплекснотематическое планирование
физкультурных занятий
2.6 Особенности взаимодействия инструктора по
физической культуре с семьями воспитанников
2.7 Особенности взаимодействия инструктора по
физической культуре с другими специалистами детского
сада
III.Организационный раздел
3.1 Особенности образовательной деятельности
4
4
8
19
24
32
40
42
42
43
50
52
82
120
123
130
1303
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в
соответствии с ООП МБДОУ «Варьеганский ДСКВ Олененок», определяет
содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие
личности детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей, по основному направлению
физическому развитию детей.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования с учетом концептуальных
положений примерной основной образовательной программы дошкольного
образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в соответствии с основными
нормативноправовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30
августа 2013 года №1014 г. Москва);4
Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
дошкольных образовательных организаций»
организации режима работы
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.304913);
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАОЮгры
№112 от 05.02.2014 г. «О введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных
организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования
ХМАОЮгры»;
Устав МБДОУ «Варьеганский ДСКВ Олененок»;
Образовательная программа МБДОУ
Программа сформирована как программа психологопедагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде
целевых ориентиров дошкольного образования).
Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности.
Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического
здоровья детей. О единстве физического и психического развития свидетельствуют
многочисленные экспериментальные исследования, проведенные с детьми
дошкольного возраста (А.В.Запорожец, 1960 г.; Ю.Ф.Змановский, 1990 г.;
А.И.Федоров, 2002 г.; Л.Н.Волошина, 2004 г и др.).
В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей
дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического воздействия формируются
здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие
качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.5
Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано
с психическим здоровьем ребенка, с воспитанием эстетических чувств и
нравственно – волевых черт личности. Ряд авторов (А.А.Кенеман, Д.В.Хухлаева,
1995 г., Н.Н.Ефименко, 1999 г., Э.Я.Степаненкова, 2001 и др.) подчеркивают, что
задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с
задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
В настоящее время система дошкольного образования в России претерпевает
существенные изменения. Инновационные процессы, происходящие в сфере
дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей
дошкольного возраста. С.Б. Шарманова, А.И.Федоров наряду с положительными
изменениями отмечают и негативные тенденции в дошкольном образовании, к
которым можно отнести: не всегда обоснованное применение зарубежных систем
воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в
ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров;
разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.
Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно
быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение
сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и
внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической
культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и
психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом
совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.
Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему
физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение
стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную
интенсивность
и большое разнообразие двигательных действий;6
многовариативность форм физкультурно – оздоровительной работы и активного
отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к
подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка;
преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной
образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных
мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и
погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное
проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь задая физического
воспитания с другими сторонами воспитания.
Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной
образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно –
оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и
спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с
физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные
праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная
деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность
детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и
продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими
детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных,
подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение
задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении
индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной
образовательной организации и семьи.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В
совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий
ежедневные занятия ребенка физической культурой.7
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и
особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития
обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и
опосредована его базовыми потребностями.
Именно удовлетворение
доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально –
гармоничного развития ребенка.
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о
здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии
взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои
особенности строения и функционирования.
1.2 Цели и задачи
На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ
строится вокруг физиологического и медицинского подходов к организации
воспитательно – образовательного процесса. Первостепенное значение уделяется
вопросам здоровья детей и организации условий для его охраны и укрепления, а
целью физического воспитания становится формирование привычки к здоровому
образу жизни.
Между тем, поставленная цель может реализоваться только в комплексности
решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач во всех
направлениях работы с дошкольниками.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление
здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным
воздействиям внешней среды и работоспособности организма. Более того, охрана и
укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ являются одной из
основных задач детского сада.8
Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи физического
воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе
воспитанников в более конкретной форме:
помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы,
укреплению связочно – суставного аппарата, способствовать развитию всех групп
мышц (особенно – мышцразгибателей), формированию опортно – двигательного
аппарата и развитию двигательного анализатора;
способствовать правильному соотношению частей тела и правильному
функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности
сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции
терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы
возбуждения и торможения, их подвижность).
Однако в настоящее время уже доказано, что, кроме понятия физического
здоровья, с которым тесно связаны вышеперечисленные оздоровительные задачи,
существует понятие психического и психологического здоровья. Психологическое
здоровье делает личность самодостаточной.
Опираясь на положение психологии здоровья, можно предположить, что
именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического и
является необходимым условием полноценного развития человека в процессе его
жизни, поэтому если психологически человек здоров, то вероятнее всего, он будет
здоров и физически.
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений
и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей,
передачу простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о
спорте.9
Кроме того, современные программно – методические разработки
(Глазыриной Л.Д., Кудрявцева В.Г., Егорова Б.Б..) нацеливают воспитателей на
постановку специфических проблемно – двигательных задач физического
воспитания. Так, например, в процессе освоения основных движений у ребенка
можно развивать различные виды памяти: эмоциональную, образную, словесную.
Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль
физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения
дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии
интеллектуальных способностей. В частности, исследования, проведенные
Тарасовой Т.А., показали, что дошкольники, имеющие низкий уровень физической
подготовленности,
в 72% случаев характеризовались низким уровнем
познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической
подготовленности низкий уровень познавательной активности встретился в 22%, а
среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни
одного случая с низким уровнем познавательной активности.
В процессе физического воспитания осуществляются воспитательные
задачи, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и
потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и
эстетического отношения к физическим упражнениям. Благодаря физическому
воспитанию создаются благоприятные условия:
для воспитания волевых качеств личности (смелость, решительность,
выдержка, настойчивость и т.д.);
для формирования положительных черт характера (организованность,
скромность и др.);10
для нравственных основ личности (чувства собственного достоинства,
справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п.).
При этом очень важно, как писал известный теоретик в области физического
воспитания Новиков А.Д., что «…в определении роли физического воспитания в
формировании … моральных и волевых качеств человека мы не можем
ограничиться заявлением только о «содействии» развитию этих интересов и
качеств…». «Роль физического воспитания … заключается в том, что оно
выступает не только как одно из неотъемлемых условий…воспитания, но главным
образом в том, что сам процесс физического воспитания органически участвует в
формировании характера и моральных качеств человека».
Исходя из выше описанного, приоритетными задачами развития и
воспитания детей являются:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализациииндивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и
способностей;
4. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного
отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и
речи ребенка;11
6. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
7. Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
с
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры:
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком,
экологией, математикой, игрой; 8. Приобщение ребенка к культуре своей страны и
воспитание уважения к другим народам и культурам; 9. Приобщение ребенка к
красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем,
когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание
совершать добрые поступки
Конкретизация задач по возрастам:
3 – 4 года
1. Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
2. Создавать условия активного бодрствования.
3. Поддерживать хороший аппетит.
4. Создавать благоприятные санитарногигиенические условия в детском саду.
5. Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа
жизни.
45 лет
1. Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
2. Поддерживать хороший аппетит.
3. Создавать благоприятные санитарногигиенические условия в детском саду.
4. Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа
жизни.12
56 лет
1. Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
2. Поддерживать хороший аппетит.
67 лет
1. Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
2. Поддерживать хороший аппетит.
3. Создавать благоприятные санитарногигиенические условия в детском саду.
4. Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа
жизни.
Воспитание культурногигиенических навыков:
34 года
1. Приучать к опрятности, аккуратности (замечать непорядок в одежде,
устранять его при небольшой помощи взрослых).
2. Способствовать овладению навыками поведения во время еды, умывания,
учить пользоваться носовым платком, причёсываться, следить за своим внешним
видом.
3. Вовлекать в выполнение режимных моментов, продолжать учить мыть руки
перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.
45 лет
1. Стимулировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
2. Расширять представления о том, что полезно и вредно для здоровья.13
3. Способствовать формированию навыков культуры еды, культуры
поведения, побуждать следить за своим внешним видом.
56 лет
1. Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в
своем шкафу.
2. Закреплять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять его
при небольшой помощи взрослых).
3. Формировать элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно
чистить зубы, мыть руки перед едой; при кашле и чихании закрывать рот и нос
платком).
4. Способствовать овладению простейших навыков поведения во время еды,
пользоваться вилкой, ножом.
67 лет
1. Способствовать усвоению основных культурногигиенических навыков:
быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только
индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги
перед сном.
2. Напоминать о правильном пользовании носовым платком и расческой.
3. Привлекать внимание к внешнему виду.
4. Поощрять проявления детей, связанные самостоятельностью в раздевании и
одевании, размещении одежды в определенном порядке, поддержании в чистоте
одежды и обуви.14
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
34 года
1. Дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище.
2. Способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной
гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на
свежем воздухе) о значении сна.
3. Учить бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей.
4. Поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации,
приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения.
5. Знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы,
знает о необходимости закаливания.
6. Направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни.
45 лет
1. Развивать умение устанавливать связи между совершаемыми действиями и
состоянием организма, самочувствием (одеваться по погоде, регулярно гулять,
заниматься зарядкой).
2. Расширять представления о полезной и вредной для здоровья пище;
Знакомить с частями тела и органами чувств человека и их функциональным
назначением.
4. Способствовать формированию потребности в соблюдении режима питания,
пониманию важности сна, гигиенических процедур для здоровья;
5. Знакомить с составляющими здорового образа жизни.
56 лет15
1. Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового
образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих
здоровье.
2. Дать представление о роли и значении для здоровья человека ежедневной
утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
3. Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
4. Знакомить с правилами ухода за больным.
67 лет
Расширять представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения
и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня,
рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека,
пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в
жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств
34 года
1. Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с
места не менее чем на 40 см.
2. Поощрять проявление ловкости в челночном беге.
3. Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп
бега в соответствии с указаниями педагога.
45 лет
1. Учить прыгать в длину с места не менее 70 см.16
2. Развивать общую выносливость в ходе бега по пересеченной местности в
медленном темпе 200–240 м.
3. Учить бросать набивной мяч (0,5 кг), стоя изза головы, на 1 м.
56 лет
1. Учить прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное
место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее
100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную
скакалку.
2. Учить лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
3. Учить метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в
вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с
броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на
месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
67 лет
1. Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко
приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега
(180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную
скакалку разными способами.
2. Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из
разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с
расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
метать предметы в движущуюся цель.
3. Способствовать проявлению статического и динамического равновесия,
координации движений при выполнении сложных упражнений.17
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными
движениями):
34 года
1. Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости,
при перешагивании через предметы.
2. Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенкестремянке,
гимнастической стенке произвольным способом.
3. Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем
направлении.
4. Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч
двумя руками от груди, изза головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3
раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не
менее 5 м.
45 лет
1. Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе, держась
прямо, не опуская головы.
2. Закреплять умение уверенно ходить по бревну (скамейке), удерживая
равновесие.
3. Развивать умение лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным
и чередующимся шагами.
4. Учить прыжкам в длину с места отталкиваясь двумя ногами и мягко
приземляется, подпрыгивая на одной ноге.
5. Учить ловить мяч руками( многократно ударяет им об пол и ловит его).
6. Учить бросать предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку.18
7. Развивать чувство ритма (умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять
положение тела в такт музыке или под счет).
56 лет
1. Способствовать развитию умения ходить и бегать легко, ритмично,
сохраняя правильную осанку, направление и темп.
2. Привлекать к выполнению упражнений на статическое и динамическое
равновесие.
3. Учить перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться
в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
4. Продолжать учить ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около
2 км; ухаживает за лыжами.
5. Учить кататься на самокате.
6. Привлекать к участию в спортивных играх и упражнениях, в играх с
элементами соревнования, играхэстафетах.
67 лет
1. Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных
движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья.
2. Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первыйвторой; соблюдать интервалы во время
передвижения.
3. Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных
исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по
словесной инструкции.
4. Способствовать формированию правильной осанки.