Рабочая программа группы "Шустрики"

  • Документация
  • docx
  • 25.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа разработана воспитателями группы старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики». Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики», кадровый потенциал и информацию о семьях воспитанников. Рабочая программа состоит из трех разделов. Реализацию программы осуществляют воспитатели группы.
Иконка файла материала Рабочая программа группы Шустрики.docx

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики»

 

1. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики» дошкольного отделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 (далее по тексту - Программа) рассматривается как нормативно-управленческий документ, определяющий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной группе.

Рабочая программа разработана воспитателями группы старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования) с учетом комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.

Также при разработки Программы учитывались следующие нормативные документы:

- Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013  №26);

- Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014;

- Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принят государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013;

- Устав МБОУ СОШ №26 и другие документы федерального, регионального, муниципального и локального уровней.

Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена:

- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции Программы:

1) Программа служит механизмом реализации стандартов и указывает способ достижения содержащихся в ней результатов образования.

2) Программа служит основой для организации образовательного процесса в данной группе, а также осуществления его контроля и коррекции, если он перестает соответствовать требованиям, нужным для получения результатов.

3) Все дети получают равные возможности для получения образования. Для этого Программа опирается на ту методологию, те основные теоретические базовые принципы, которые содержатся в стандарте, соответствует единым целевым ориентирам.

Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуются педагоги группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и социальным заказом родителей.

Цели и задачи реализации Рабочей программы

Целью Программы является позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Достижение поставленной цели требует решения определённых задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип развивающего образования.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Также при формировании обязательной части Программы учитываются следующие принципы:

- принцип адаптивности;

- принцип психологической комфортности;

- принцип систематичности;

- принцип овладения культурой;

- принцип целостности содержания образования;

- принцип смыслового отношения к миру;

- принцип обучения деятельности;

- креативный принцип.

Основа безопасности детей дошкольного возраста предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

 Основной целью  программы «Наш дом - природа»  является - воспитание с первых лет жизни гуман­ной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и лю­бить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнози­ровать возможные последствия своих поступков. Необходимая предпосылка для ее реализации — организация в образовательном учреждении специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. Авторская программа «Наш дом  РыжоваН.А. «Наш дом - природа» / Под общ.ред. Г.Н. Гребенюк (для детей дошкольного возраста).  утверждена Министерством образования РФ и рекомендована к внедрению в дошкольных учреждени­ях. Ее название отражает значение слова «экология» в переводе с грече­ского («наука о доме») и подчеркивает неразрывную связь человека с при­родой.

Программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в эко­логическом образовании дошкольни­ков и учащихся начальной школы по предметам «Окружающий мир», «При­родоведение», «Экология». Особое внимание в ней уделяется формирова­нию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отноше­ния к окружающей среде, к своему здоровью.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. (Для до­школьников эти связи называются «невидимыми ниточками природы».) Еще одним важным направлением является формирование у детей первоначальных представлений о цик­личности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно — «волшебные превраще­ния», «путешествия капелек» (круго­ворот воды) и т. п.

Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Содержание эко­логического обучения включает в себя вопросы биологиче­ской экологии или охраны природы, элементы социальной и прикладной экологии, экологической безопасности.

Дошкольники получают на­учно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде. Экологические занятия с детьми дадут предполагаемый эффект лишь в том случае, если будут интересными, привлекательными для ребенка. Про­грамма не подразумевает запоминание терминов, не рассчитана на механи­ческое воспроизводство знаний: в иг­ровой и другой, доступной для них форме старшие дошкольники знако­мятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и приспособленностью жи­вотных, растений к условиям этих сред, их ролью в природе, с фактора­ми, влияющими на их существование, со взаимосвязями в сообществах (лес, озеро) и рядом других природных явлений и закономерностей.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать кра­соту окружающего мира; самостоя­тельно мыслить, логически рассуж­дать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально со­переживать), на интеллектуальное, эс­тетическое, речевое, физическое разви­тие, развитие культуры чувств. Знания при этом не являются самоцелью — они лишь средство для воспитания человека с новым типом мышления.

Большое внимание в программе уде­лено вопросам экологической без­опасности. Ведь от соблюдения неко­торых правил зависят здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Правилам экологической безопасности обучаются не только дети, но и их родители.

Занятия по программе направлены на формирование активной жизнен­ной позиции. Они помогают убедить ребенка в том, что от каждого челове­ка, в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую (или в худшую) сторону свое окружение. С этих пози­ций большое внимание уделяется по­сильной практической деятельности детей. Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 14).

 

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики», кадровый потенциал и информацию о семьях воспитанников.

            Группу посещают 31 воспитанников (дети от 5 до 6 лет).  В группе 20 мальчиков (65%) и 11 девочек (35%).

Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада,  интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения (группы) необходима характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников группы

 

Возрастные особенности

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта (когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия); по типу равного партнерства (когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности), по типу «опекаемый взрослый» (когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.).

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Индивиду-альные особенности

У всех детей старшего дошкольного возраста лет физическое развитие соответствует возрастным особенностям. Все дети выполняют гигиенические процедуры, имеют общее представление о здоровье, закаливании, понимают смысл проведения утренней гимнастики. Но есть в группах дети, у которых низкий уровень развития физических качеств и основных движений , которые не выполняют самостоятельно основные гигиенические процедуры. Есть малоподвижные дети, с которыми построена образовательная работа в соответствии с их индивидуальными особенностями. Присутствуют дети, у которых не очень хорошо развита координация движений, выносливость и ловкость, испытывают затруднения при выполнении упражнений с мячом и скакалкой. Предполагается использование физических упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка. Есть в группе дети, которые знают правила ЗОЖ, но не всегда применяют их в жизни.

Дети любознательны и активны, интересуются новыми предметами, наблюдают за опытами, но есть дети, которые не проявляют любознательность, не интересуются причинами явлений . Есть скромные дети, они ведут себя тихо, незаметно. Присутствуют и лидеры.  Эти дети не всегда могут смириться с лидерством других детей. Дети в группе эмоционально отзывчивы, переживают при слушании художественных произведений. Но есть дети, которые не откликаются на положительные эмоции сверстников.

Дети общительны, достигают успеха в установлении вербальных и невербальных контактов с взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении. Участвуют в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения. Но есть дети, которые при осуществлении детских видов деятельности не ориентируются на сверстников, которые не умеют согласовывать действия в коллективной деятельности .

Воспитанники умеют самостоятельно распределять роли и договаривается о совместных действиях в игровой и продуктивной деятельности. Но не все дети умеют уступать друг другу. Конфликты редко решаются физическим взаимодействием, т.к. ребята умеют строить диалог друг с другом. Ребята знают правила поведения в детском саду, но об этом приходится иногда напоминать . На замечания все дети реагируют адекватно. Есть дети, которые не всегда слышат взрослого; которые не умеют действовать по простому правилу. Воспитанники обладают отдельными читательскими предпочтениями, высказывают их при выборе взрослыми книг для чтения. Дети используют прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым). Они способны решать творческие и интеллектуальные задачи, решают их с использованием наглядно-образных средств. Но есть дети, которые не решают интеллектуальные задачи, как в практических действиях, так и с использованием наглядно-образных средств; при решении личностных задач не ориентируются на реакции взрослого и сверстника.

Дети способны самостоятельно организовать игру с небольшой подгруппой ребят, договориться с партнёрами по игре, при необходимости обращаются к взрослым. Девочки более творчески подходят к выполнению различных видов деятельности, в сюжетно ролевых играх ориентируются на образец поведения родителей в семье. Некоторые дети не могут договориться с другими детьми без помощи взрослого.

Самооценка у детей слегка завышена, все стремятся быть главными, лучшими, знают о своих внешних данных, но не злоупотребляют ими. Но есть дети с низкой самооценкой. У детей имеются четкие, информативные, осознанные представления; они аргументируют свое мнение, рассуждают. Но некоторые дети затрудняются аргументировать свое мнение, собственный опыт у них отражен в конкретных эпизодах. Дети проявляют разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. У некоторых воспитанников интересы не оформлены, не дифференцированы; они реагируют на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряют интерес к происходящему у некоторых детей. Дети любят экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляют яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремятся самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способны к мысленному экспериментированию,  рассуждают,  выдвигают  и  проверяют гипотезы.

В этом возрасте дети самостоятельны, но у некоторых детей наблюдается нарушение требуемой последовательности действий. Есть дети, которые обращаются за помощью в тех ситуациях, когда сами не могут решить проблему.

 

Характеристика детей от 5 до 6 лет

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление (слушают и понимают).

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил(прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

(Внеситуативно-личностное).

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

Внутренний план действий.

Проявление произвольности всех психических процессов.

Возникновение соподчинения мотивов.

Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

 

 

 

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6) обязательная часть ООП обеспечивает комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

        Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,

а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам и обязательной части, и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий.

 

Критерии достижения целевых ориентиров в группе старшего дошкольного возраста

 (дети от 5 до 6 лет)

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной образовательной программы

«Физическое развитие»

Имеет устойчивые культурно-гигиенические привычки, охотно и с удовольствием выполняет все культурно-гигиенические правила. Гигиенические навыки достаточно устойчивы.

Может уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры – правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, подмываться, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом.

Имеет представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья; о гигиенических основах организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы и пр.).

Может ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп; выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие; перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча; лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа; прыгать на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляться, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80–100 см, с разбега (не менее 100–180 см), в высоту с разбега (не менее 40–50 см), прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами; перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом; знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе; самостоятельно скатываться с горки, выполнять повороты, катать друг друга на санках; скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание; ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2–3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске; активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис); самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку.

Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выпол­нения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру.

Ребенок имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его.

Ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения на воде.

Проявляет самостоятельность, ответственность. Понимает значение правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Владеет приемам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях. Проявляет осторожность во время купания в водоемах и бассейне. Умеет ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрестков. Владеет основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными.

«Социально – коммуникативное развитие»

Умеет согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам; проявляет игровую самостоятельность, инициативу, творчество.

Может понимать другого человека, осознать собственную ценность и ценность других людей; проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми; видеть друг в друге сходные черты и различия; проявлять эмпатию и толерантность; описывать свое настроение, понимать настроение других; осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека; делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями; анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них; находить конструктивное решение конфликта.

«Познавательное развитие»

Может устанавливать простейшие причинно-следственные связи; различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; пользоваться календарем погоды; ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения; соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Может называть числа от 1 до 10; продолжить заданную закономерность; производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра; сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.); распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу; обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»; ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Может выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами; разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку; сопоставлять части и целые для предметов и действий; называть главную функцию

(назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности; выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; применять какое – либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз « наоборот»); формулировать отрицание по аналогии; пользоваться разрешающими и запрещающими знаками; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях; проводить аналогию между разными предметами; находить похожее у разных предметов; переносить свойства одного предмета на другие.   

Может при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях; правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе; анализировать свою работу; поддерживать порядок на рабочем месте.

При подготовке к приему пищи умеет накрывать столы, а во время еды пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом), быть аккуратными и чистоплотными. Умеет анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий; выполнять работы по условиям и по замыслу; усложнять, преобразовывать работу.

«Речевое развитие»

Может конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; отвечать на вопросы педагога; задавать свои вопросы; подробно пересказывать текст по зрительной опоре; составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; выделять звук в начале слова; различать звуки и буквы; узнавать и называть буквы русского алфавита; соединять звуки в слоги.

Может оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.); ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.п.; внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Может слушать и слышать художественный текст; эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям; слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников; выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста; отвечать на элементарные актуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации («Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик?» и пр.); запоминать отдельные слова, выражения из текста; выражать свое отношение к прочитанному, услышанному; узнавать и называть некоторые литературные жанры.

«Художественно – эстетическое развитие»

 

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению; различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты); поёт без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносит отчётливо слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поёт в сопровождении музыкального инструмента; ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки; самостоятельно меняет движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами; выполняет танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении; самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая другим; играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Может самостоятельно применять различные техники в рисовании; использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета; выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке; уметь передавать в рисунке движение и его характер; использовать основные и производные цвета в работе; самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами; подбирать колорит для рисунка; рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции; изготавливать и расписывать декорации-задники.

Может под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы; объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой; изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции; дополнять и украшать свою работу новыми деталями; поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

Может рационально использовать материалы для работы; выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты; строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы; изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу; правильно изображать основные элементы изделий народных промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского, городецкого и т.д.); правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.

 

 

 

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Для проведения педагогической диагностики используются методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, создание диагностической ситуации, диагностическое задание.

Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

1.                  коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

2.                  игровой деятельности;

3.                  познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

4.                  проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

5.                   художественной деятельности;

6.                   физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

            1.  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

            2. оптимизации работы с группой детей.

Результаты педагогической диагностики используются для индивидуализации образования, поддержки ребенка, построения индивидуальной траектории его развития или профессиональной коррекции, а также для оптимизации работы с группой детей. Психологическая диагностика развития детей - это выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Проводится педагогом-психологом. Результаты используются для решения задач психологического сопровождения. Для проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития.  Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

 

 

 

 

 

2. Содержательный раздел

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6) обязательная часть ООП обеспечивает комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и  покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Образовательный процесс условно делится на непосредственно образовательную деятельность; иную образовательную деятельность, организованную педагогом в различные режимные моменты; а также самостоятельную (свободную) деятельность воспитанников.

 

 

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Двигательная (овладение основными движениями)

 

Формы, методы, средства и технологии реализации Программы

 

Образовательная

область

Формы и методы

Средства

Технологии

Социально-коммуникативное развитие

Создание ситуаций: педагогических, морального выбора.

Беседы социально-нравственного содержания,

специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми, на экологическую тематику.

Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера.

Составление и отгадывание загадок

Труд

Наблюдение

Дежурство

Поручение

Задания

Реализация проектов

«Ресурсный круг»

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм,

- атрибуты к театрализованным играм,

- оборудования для труда в природе, хозяйственно-бытового труда, дежурства,

- иллюстрации, альбомы,

- художественная литература,

- мультимедийные презентации

 

Проектная технология

Технология продуктивного чтения.

 

Проблемно-диалогическая технология.

Игровая технология.

ИКТ

Речевое развитие

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг,

детских иллюстрированных энциклопедий

Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

Викторины, сочинение загадок.

Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

- художественная литература,

- видеотека,

- сюжетные и предметные картинки,

- мультимедийные презентации,

- энциклопедии,

- дидактические игры,

- атрибуты для игр-драматизаций

 

Технология продуктивного чтения.

Игровая технология.

ИКТ.

 

Познавательное развитие

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций (КВН, викторина)

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование (конструирование)

Реализация проектов

Игры с правилами (дидактические, развивающие)

Беседы об интересных фактах и событиях,  ситуативные разговоры с детьми, на экологическую тематику.

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые,  игры-драматизации, игры на прогулке. Составление и отгадывание загадок

 

- оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности,

- картотека опытов,

- мультимедийные презентации,

- видеотека,

- дидактические игры,

- развивающие игры,

- логические игры,

- блоки Дьенеша,

- палочки Кюизенера,

- кубики Никитина,

- головоломки,

- коллекции,

- энциклопедии

- детская литература

Проблемно-диалогическая технология.

Проектная технология

Игровая технология.

ИКТ.

 

 

Художественно-эстетическое

Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки.

Исполнение (пение, танцы, подыгрывание, инсценирование и драматизация).

Пение совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен. Танцы показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы.

Подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

Импровизация

Подвижные игры с музыкальным сопровождением (хороводные, народные и др.)

Музыкально-дидактические игры

Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества: рисование, лепка, аппликация, художественный труд, по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям, изготовление атрибутов для игр, украшений для праздников, сувениров и др.

Реализация творческих проектов

- фонотека,

- музыкальные инструменты,

- костюмы,

- оборудование для музыкально-дидактических игр,

- оборудование и материалы для художественно-продуктивной деятельности: краски, кисти, бумага, пластилин, ножницы и др.,

- произведения декоративно-прикладного искусства,

- предметы искусства,

- репродукции картин художников, альбомы,

- мультимедийные презентации

 

 

Проектная технология

Игровая технология.

Логоритмика.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование пальцами, ладошками, набрызг, коллаж,

ИКТ.

Физическое развитие

Физкультурная НОД: игровая, сюжетная, тематическая (с одним видом физических упражнений), комплексная (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностическая, учебно-тренирующего характера.

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок.

Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Игровые беседы с элементами движений.

Подвижные игры, игры-эстафеты

Физминутки

- физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, скамейки, кегли, скакалки, стойки, маты и др.),

- тренажеры,

- оборудование для спортивных игр,

- лыжи,

- атрибуты для подвижных игр.

 

Круговая тренировка.

 

 

 

 

3. Организационный раздел

 

Годовой календарный учебный график

группы старшего дошкольного возраста №1 «Шустрики»

на 2016 – 2017  учебный год

 

Содержание

Группы старшего дошкольного возраста

(от 5 до 6 лет)

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

 

 

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

01 сентября 2016 – 31 мая 2017

 

 

36 нед 4 дня

 

 

1 полугодие

17 недель

 

 

2 полугодие

19 недель 4 дня

 

 

Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в т.ч.:

5 ч. 05 мин.

 

 

в 1 – ю  половину дня

3 ч. 25 мин.

 

 

в 2 – ю половину дня

1ч. 40 мин.

 

 

Сроки проведения мониторинга реализации ОПДО

19.09.2016 - 30.09.2016;

17.04.2017 - 28.04.2017

 

 

ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

 

Календарная продолжительность летнего периода, в том числе:

01 июня 2017 – 31 августа 2017

 

 

13 недель

 

 

Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе:

4 ч. 10 мин.

 

 

в 1 – ю  половину дня

2 ч. 05 мин.

 

 

в 2 – ю половину дня

2 ч. 05 мин.

 

 

Праздничные дни

04 ноября 2016; 01-08 января 2017; 23,24 февраля 2017;08 марта 2017;

01 мая 2017; 08,09 мая 2017; 12 июня 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Учебный план группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  №1             «Шустрики» на 2016-2017 учебный год

 

 

 

Базовая образователь

ная область

Образователь

ная деятель

ность
(вид НОД)

Периодич-ность в неде

лю

Продолжи

тельность непрерыв

ной НОД, мин

Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельнос

ти), 
мин

Группа старшего дошкольного возраста
(дети от 5 до 6 лет) №1

 

Учебный период

Летний период
дни/мин.

 

I полу

годие
дни/

мин.

II полуго

дие
дни/мин.

Итого
дни/мин.

 

Инвариантная (обязательная) часть

 

Художествен

но-эстетическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Музыка

2

25

50

34

39

73

25

 

Социально-коммуникативное развитие

Озна

комле

ние с социальным миром

1

20

20

17

19

36

12

 

Речевое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Вос

приятие художествен

ной литера

туры и фоль

клора

1

25

25

17

19

36

12

 

Речевое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Обуче

ние грамоте

1

20

20

17

20

37

13

 

Познавательное развитие и Социально-коммуникативное развитие

Эколо

гичес

кое образо

вание

25

25

13

15

28

10

 

Физическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Физи

ческая культу

ра ППДА на свежем вохдухе

1

25

25

17

20

37

13

 

Познаватель

ное развитие и Социально-коммуникативное развитие

ФЭМП

1

20

20

17

20

37

13

 

Художествен

но-эстетическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Рисова

ние

1

25

25

17

20

37

13

 

Речевое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Речевое разви

тие

1

20

20

18

19

37

14

 

Физическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Физи

ческая культу

ра

1

25

25

18

19

37

14

 

Художест

венно-эстетическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Аппли

кация

0.5

25

12.5

18

19

37

14

 

Художествен

но-эстетическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Лепка

0.5

25

12.5

18

19

37

14

 

Физическое развитие и Социально-коммуникативное развитие

Плава

ние

1

25

25

17

19

36

13

 

Познаватель

ное развитие и Социально-коммуникативное развитие

Кон

струирование

1

25

25

17

19

36

13

 

Время на реализацию инвариант

ной части Программы

330

255

286

541

193

 

Вариантная (формируемая  часть участниками образовательных отношений)

 

Познавательное развитие

Эколо

гия

1

25

25

4

5

9

3

 

Социально-коммуникативное развитие

Истоки 
(сов

местная деятельность)

1 раз в месяц

25

25

4

5

9

3

Время на реализацию вариантной части Программы -

25

8

10

18

6

 

Время на реализацию Программы -

20/25

330

330
5 ч. 05 мин.

250
4 ч. 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЖИМ  ДНЯ СТАРШАЯ  ГРУППА

(ХОЛОДНЫЙ  ПЕРИОД  ГОДА)

 

ПРИЕМ,  ОСМОТР,  ИГРЫ,  ДЕЖУРСТВО, УТРЕНННЯЯ  ГИМНАСТИКА

7.00-8.35

ПОДГОТОВКА  К  ЗАВТРАКУ,  ЗАВТРАК

8.35-8.55

ПОДГОТОВКА К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД), НОД

8.55-11.00

ВТОРОЙ ЗАВТРАК

9.50-10.00

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

10.50-11.00

ПРОГУЛКА

11.00-12.10

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОГУЛКИ

12.10-12.20

ПОДГОТОВКА К ОБЕДУ, ОБЕД

12.20-12.40

ПОДГОТОВКА КО СНУ

12.40-12.50

ДНЕВНОЙ СОН

12.50-15.00

ПОДЪЕМ, ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ИГРЫ

15.00-15.20

ПОДГОТОВКА К ПОЛДНИКУ, ПОЛДНИК

15.20-15.30

ПОДГОТОВКА К НОД,  НОД

15.30-16.05

ИГРЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНТЕРЕСАМ  НА ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16.05-16.55

ИГРЫ, ПОДГОТОВКА К УЖИНУ,  УЖИН

16.55-17.15

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ,  ПРОГУЛКА, ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОГУЛКИ

17.15-18.45

ИГРЫ, УХОД ДЕТЕЙ ДОМОЙ

18.45-19.00

 

 

 

 

 


           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

      ГРУППЫ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА №1

   ( 5-и до 6 лет) "ШУСТРИКИ"

          ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МБОУ СОШ №26

Дни недели

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность

(ознакомление с социальным миром)

9.00 - 9.20

Музыка

11.50 – 12.15

Восприятие художественной литературы

15.40 – 16.05

Вторник

Коммуникативная деятельность (обучение грамоте)

9.00– 9.20

Познавательно-исследовательская деятельность

 (экологическое образование)

9.40 – 10.05

Физкультура

(прогулка с повышенной двигательной активностью на свежем воздухе)

15.40 – 16.05

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность

 (формирование элементарных математических представлений)

9.00 – 9.20

Музыка

9.55 – 10.20

Изобразительная деятельность

(рисование)

15.40 – 16.05

Четверг

Коммуникативная деятельность (речевое развитие)

9.00 – 9.20

Физкультура

9.30 – 9.55

Продуктивная деятельность

(аппликация / лепка

15.40 – 16.05

Пятница

Плавание

1 подгруппа 9.00 – 9.25

2 подгруппа   10.00 – 10.25

Конструирование

15.40 – 16.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График прогулок

Возраст

Полная

Сокращенная

Отменяется

3-4 года

до -15

ниже -15 и скорость ветра более 7 м/с

ниже -15 и скорость ветра более 15 м/с

5-7 лет

до - 15

ниже -15 и скорость ветра более 7 м/с

ниже -20 и скорость ветра более 15 м/с

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Обеспечением целостного развития ребенка является конструктивное взаимодействие с семьей, обладающей, по мнению отечественных и зарубежных психологов, способностью передачи и поддержки присвоения им основ материальной и духовной культуры человечества. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – создание в дошкольном учреждении необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Цель: установление партнерских взаимоотношений и сотрудничества  с семьей для успешного развития и реализации личности ребенка.

Задачи:

1.         Формирование и поддержка воспитательной компетентности родителей детей дошкольного возраста.

2.         Психологическая и педагогическая помощь родителям в изучении индивидуальных особенностей своего ребёнка, выборе оптимальных методов и приемов его воспитания и обучения.

3.         Создание условий для включения и вовлечения родителей в образовательный процесс.

4.         Формирование у родителей доверительного отношения к образовательному учреждению.

Одним из условий реализации программы является сотрудничество с семьей. Дошкольное образование настраивается над первичными отношениями ребенка и семьи, представляя родителям возможность участия во всех аспектах программы.

Анализ деятельности педагогов дошкольного отделения показал, что к настоящему моменту сложился определенный тип общения между педагогами и родителями воспитанников. Однако многие воспитатели в общении с родителями испытывают затруднения и даже относятся к ним с опаской. Причинами этого является:

- отсутствие осознания педагогическим коллективом необходимости взаимодействия с родителями как соучастниками воспитательно-образовательного процесса на основе равенства позиций, уважительного и положительного отношения;

- отсутствие понимания значимости эффективного общения воспитателя с родителями как условие воспитания самоценной личности ребенка;

- отсутствие определенных психолого-педагогических знаний об особенностях взрослых и формах организации взаимодействия с ними.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы с семьей по направлениям Программы

Направление программы

Содержание работы

 

«Физическое развитие»

 

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также в городе).

«Социально -коммуникативное развитие»

 

 

 

 

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе.

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно- обоснованные принципы, и нормативы.

«Познавательное развитие»

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

«Речевое развитие»

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители -ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство

«Художественно – эстетическое развитие»

 

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия   в   театральной   и   вокальной   студиях).

 


 

Скачано с www.znanio.ru