Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Компьютерное делопроизводство» разработана на основе:
- программы элективного курса «Делопроизводство и информационные технологии» Н.В. Селивановой, Н.В. Болутанова, Л.В. Листратовой;
- программы профильного курса «Машинопись и основы делопроизводства»
Н.К. Лебедянцевой.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на обучающихся 10-11 классов.
Цель курса
Курс «Компьютерное делопроизводство» даст старшеклассникам представление о современных подходах в организации делопроизводства для эффективной работы с документацией секретаря-менеджера.
Основная задача курса
Данный курс поможет овладеть компьютерной грамотностью, инструментарием компьютерных технологий делопроизводства, информационной культурой в соответствии с действующими нормами и правилами.
Одной из важнейших задач современного менеджмента является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в офисе. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка; анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, что уже невозможно пользоваться традиционными методами и средствами обработки информации. Известно, что в бизнесе низкая эффективность работы служащих офиса значительно замедляет производительность труда в целом по фирме и ухудшает ее позиции на внешнем рынке. Становится необходимым увеличивать оперативность обработки информации, а также следить за эффективностью организации деятельности современного офиса с точки зрения принятия обоснованных и современных управленческих решений.
Однако если учесть, что во все области деятельности человека, в том числе и в сферу управления, стремительно входят компьютерные технологии, обеспечение необходимой эффективности труда офисных служащих в современных условиях становится реально выполнимой задачей. Особое значение приобретают компьютерные технологии в тех структурах, где основная деятельность связана с приемом, обработкой и передачей информации. В первую очередь к таким структурам относятся все подразделения, обеспечивающие систему управления организации любого уровня: фирмы, банка, государственного учреждения, высшего учебного заведения, школы, предприятий социально–культурного значения.
Умение грамотно оформить на компьютере деловой документ, обучиться этике делового общения стало необходимым в наше время для менеджера любого уровня, секретаря-референта и просто для любого современного человека. Владение основами делопроизводства – один из показателей высокого уровня информационной культуры.
Главное внимание в курсе уделяется изучению систем обработки текстовой информации. Обучающиеся знакомятся, как и со способами компьютерной обработки деловой информации, так и изучают основы делопроизводства, методы организации делопроизводства, знакомятся со стандартами деловых документов.
Навыки, полученные при изучении этого курса, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой сфере деятельности. Знание форм и методов оформления деловой деятельности предприятий, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять при помощи компьютера, умение использовать при этом и графику, позволит учащимся в будущем адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» рассчитан на 34 часа в учебный год, по 1 часу в неделю.
В результате изучения курса обучающиеся смогут:
· получить представление о современных подходах к организации российского делопроизводства;
· познакомиться с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
· научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
· освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
· научить культуре делового общения секретаря-менеджера;
· получить навыки использования мультимедийных возможностей компьютера;
· освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения;
· организовать рабочее место секретаря-менеджера, используя современные информационные технологии.
Содержание основных тем курса
Разделы |
Темы |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Ι |
ТБ на уроке. Представление о документах. Нормативная база делопроизводства. Классификация документов. Бумажные, электронные и трафаретные документы.
|
2 |
|
ΙΙ |
Основные требования к оформлению документов. Правила составления документов. Установка формата бумаги и размеров полей. Основные и обязательные реквизиты документов. Язык документов. Деловая переписка. Язык управленческих документов. Правовая охрана документов.
|
2 |
|
ΙΙΙ |
Виды документов. Внутренние документы управления. Приказы. Протоколы и решения. Акты. Докладные записки. Справки. Внешние документы. Письма и факсы. Телефонограммы. Язык документов. Деловая переписка. Язык управленческих документов. Правовая охрана документов.
|
2 |
|
ΙV |
Организация документооборота. Обработка входящих, исходящих и внутренних документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел.
|
2 |
|
V |
Техническая база делопроизводства. Рабочее место секретаря. Эргономика и организация труда. Компьютеризированное рабочее место секретаря. Санитарно – гигиенические нормативы для работников офиса. Классификация средств организованной техники.
|
2 |
|
VΙ |
Средства административно – управленческой связи и средства тиражирования документов. Телефонная, пейджинговая, телеграфная, факсимильная связи. Модемы. Принтеры. Средства копирования документов. Средства размножения документов. Диктофонная техника. Сканирующие устройства.
|
2 |
|
VΙΙ |
Программный инструментарий прикладной среды. Роль и назначение прикладной среды. Особенности Windows – приложений. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование и форматирование документа. Форматирование объектов документа.
|
1 |
1 |
VΙΙΙ |
Компьютерные сети и настройка пользовательского интерфейса. Виды компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Администратор сети. Сведения по операционной системе Windows. Папки и файлы. Графический интерфейс. Подготовка рабочего места секретаря. Архивация файлов. Передача файлов по локальной сети.
|
1 |
2 |
ΙX |
Работа с документами в текстовом редакторе Word. Текстовый редактор Word. Графический интерфейс и основные объекты документа Word. Оформление личных документов. Создание бланка предприятия с эмблемой. Оформление информационного стенда. Подготовка конвертов и наклеек. Создание визитки. Проверка правописания. Автозамена. Проверка готового текста. Оформление доклада. Нумерация страниц. Способы оформления писем. Создание приказов, протоколов, выписок из протоколов и решений.
|
1 |
6 |
X |
Электронный офис. Сведения по программной среде Outlook. Программа организации работы секретаря. Планирование рабочего времени. Учет выполненной работы. Просмотр и настройка Дневника. Учет выполненной работы. Пересылка сообщений по электронной почте.
|
1 |
2 |
XΙ |
Работа в табличном процессоре Excel. Использование электронной таблицы как формы для ведения отчетности. Составление диаграмм. Статистическая обработка данных.
|
1 |
1 |
XΙΙ |
Создание презентация в среде Power Point. Мастер автосодержания. Заполнение слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука. Демонстрация презентации.
|
1 |
2 |
XΙΙΙ |
Базы данных в офисе. Назначение, структура, инструменты системы управления базой данных. Окна базы данных. Создание, редактирование и обработка баз данных. Слияние полей базы данных с документом Word.
|
1 |
1 |
Итого: |
|
19 |
15 |
Календарно–тематическое планирование курса «Компьютерное делопроизводство»
№ урока |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Представление о документах |
2 |
|
|
1
|
Нормативная база делопроизводства. |
1 |
5.09 |
2 |
Классификация документов. Бумажные, электронные и трафаретные документы. |
1 |
12.09 |
Основные требования к оформлению документов |
2 |
|
|
3 |
Правила составления документов. Установка формата бумаги и размеров полей. Основные и обязательные реквизиты документов. |
1 |
19.09 |
4 |
Язык документов. Деловая переписка. Язык управленческих документов. Правовая охрана документов. |
1 |
26.09 |
Виды документов |
2 |
|
|
5 |
Внутренние документы управления. Приказы. Протоколы и решения. Акты. Докладные записки. Справки. Внешние документы. Письма и факсы. Телефонограммы. |
1 |
3.10 |
6 |
Документы по личному составу. Резюме. Заявления. Приказы по личному составу. Командировочное удостоверение. |
1 |
10.10 |
Организация документооборота |
2 |
|
|
7 |
Обработка входящих, исходящих и внутренних документов.
|
1 |
17.10 |
8 |
Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел. |
1 |
24.10 |
Техническая база делопроизводства |
2 |
|
|
9 |
Рабочее место секретаря. Эргономика и организация труда. Компьютеризированное рабочее место секретаря. |
1 |
31.10 |
10 |
Санитарно – гигиенические нормативы для работников офиса. Классификация средств организованной техники. |
1 |
7.11 |
Средства административно–управленческой связи и средства тиражирования документов |
2 |
|
|
11 |
Телефонная, пейджинговая, телеграфная, факсимильная связи. Модемы. Принтеры. Средства копирования документов. |
1 |
14.11 |
12 |
Средства размножения документов. Диктофонная техника. Сканирующие устройства. |
1 |
28.11 |
Программный инструментарий прикладной среды |
2 |
|
|
13 |
Роль и назначение прикладной среды. Особенности Windows – приложений. Структура интерфейса прикладной среды. |
1 |
5.12 |
14 |
Редактирование и форматирование документа. Форматирование объектов документа. Практ. работа. ТБ
|
1 |
12.12 |
Компьютерные сети и настройка пользовательского интерфейса |
3
|
|
|
15
|
Виды компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Администратор сети. |
1 |
19.12 |
16
|
Сведения по операционной системе Windows. Папки и файлы. Графический интерфейс. Практ. работа. ТБ Тестирование по пройденным темам. |
1 |
26.12 |
17 |
Подготовка рабочего места секретаря. Архивация файлов. Передача файлов по локальной сети. Практ. работа. ТБ |
1 |
9.01 |
Работа с документами в текстовом редакторе Word |
7 |
|
|
18 |
Текстовый редактор Word. Графический интерфейс и основные объекты документа Word. |
1 |
16.01 |
19 |
Оформление личных документов. Практ. работа. ТБ |
1 |
23.01 |
20 |
Создание бланка предприятия с эмблемой. Практ. работа. ТБ |
1 |
30.01 |
21 |
Оформление информационного стенда. Подготовка конвертов и наклеек. Создание визитки. Практ. работа. ТБ |
1 |
6.02 |
22 |
Проверка правописания. Автозамена. Проверка готового текста. Практ. работа. ТБ |
1 |
13.02 |
23 |
Оформление доклада. Нумерация страниц. Практ. работа. ТБ |
1 |
27.02 |
24 |
Способы оформления писем. Создание приказов, протоколов, выписок из протоколов и решений. Практ. работа. ТБ |
1 |
6.03 |
Электронный офис |
3 |
|
|
25 |
Сведения по программной среде Outlook. Программа организации работы секретаря. |
1 |
13.03 |
26 |
Планирование рабочего времени. Учет выполненной работы. Просмотр и настройка Дневника. Практ. работа. ТБ |
1 |
20.03 |
27 |
Учет выполненной работы. Пересылка сообщений по электронной почте. Практ. работа. ТБ |
1 |
27.03 |
Работа в табличном процессоре Excel |
2 |
|
|
28 |
Использование электронной таблицы как формы для ведения отчетности. |
1 |
3.04 |
29 |
Составление диаграмм. Статистическая обработка данных. Практ. работа. ТБ |
1 |
17.04 |
Создание презентаций в среде Power Point |
3 |
|
|
30 |
Мастер автосодержания. Заполнение слайдов. |
1 |
24.04 |
31 |
Конструктор слайдов. Практ. работа. ТБ |
1 |
|
32 |
Настройка эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука. Демонстрация презентации. Практ. работа. ТБ |
1 |
15.05 |
Базы данных в офисе |
2 |
|
|
33 |
Назначение, структура, инструменты системы управления базой данных. Окна базы данных. |
1 |
22.05 |
34 |
Создание, редактирование и обработка баз данных. Слияние полей базы данных с документом Word. Практ. работа. ТБ Итоговое тестирование по пройденному курсу (он-лайн). |
1 |
29.05 |
Список учебно-методической литературы
1. Бройдо В.А. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1998, 424 с.
2. Васильев Д.В. Делопроизводство на компь.тере. М.: ПРИОР, 1996, 224 с.
3. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993, 74 с.
4. ГОСТ Р 6.30 – 97. Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов.
5. ГОСТ Р 1.5 – 92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
6. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Москва – Новосибирск, 2000, 276 с.
7. Макакрова Н.В., Г.С. Николайчук, Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. – СПб.: Питер, 2004, 411 с.
8. Макарова Н.В. Информатика 10 – 11 кл. СПб.: Питер, 2004, 304 с.
9. Паневчик В.В. Делопроизводство. – Минск, 2000, 182 с.
10. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. М.: Приор, 1997, 144 с.
Аппаратные средства
§ Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
§ Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
§ Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
§ Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
§ Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
§ Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
§ Операционная система.
§ Антивирусная программа.
§ Программа-архиватор.
§ Клавиатурный тренажер.
§ Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
§ Простая система управления базами данных.
§ Виртуальные компьютерные лаборатории.
§ Программа-переводчик.
§ Система оптического распознавания текста.
§ Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
§ Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
§ Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
§ Программа интерактивного общения
4. Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Содержание (раздел темы) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Оборудование урока |
|
П |
Ф |
||||
Ι. |
Представление о документах.
|
2 |
|
|
|
1 |
Нормативная база делопроизводства. |
1 |
|
|
|
2 |
Классификация документов. Бумажные, электронные и трафаретные документы. |
1 |
|
|
|
ΙΙ. |
Основные требования к оформлению документов.
|
2 |
|
|
|
3 |
Правила составления документов. Установка формата бумаги и размеров полей. Основные и обязательные реквизиты документов. |
1 |
|
|
|
4 |
Язык документов. Деловая переписка. Язык управленческих документов. Правовая охрана документов. |
1 |
|
|
|
ΙΙΙ.
|
Виды документов. |
2 |
|
|
|
5 |
Внутренние документы управления. Приказы. Протоколы и решения. Акты. Докладные записки. Справки. Внешние документы. Письма и факсы. Телефонограммы. |
1 |
|
|
|
6 |
Документы по личному составу. Резюме. Заявления. Приказы по личному составу. Командировочное удостоверение. |
1 |
|
|
|
ΙV.
|
Организация документооборота. |
2 |
|
|
|
7 |
Обработка входящих, исходящих и внутренних документов. |
1 |
|
|
|
8 |
Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел. |
1 |
|
|
|
V.
|
Техническая база делопроизводства. |
2 |
|
|
|
9 |
Рабочее место секретаря. Эргономика и организация труда. Компьютеризированное рабочее место секретаря. |
1 |
|
|
|
10 |
Санитарно – гигиенические нормативы для работников офиса. Классификация средств организованной техники. |
1 |
|
|
|
VΙ.
|
Средства административно – управленческой связи и средства тиражирования документов.
|
2 |
|
|
|
11 |
Телефонная, пейджинговая, телеграфная, факсимильная связи. Модемы. Принтеры. Средства копирования документов. |
1 |
|
|
|
12 |
Средства размножения документов. Диктофонная техника. Сканирующие устройства. |
1 |
|
|
|
VΙΙ.
|
Программный инструментарий прикладной среды. |
2 |
|
|
|
13 |
Роль и назначение прикладной среды. Особенности Windows – приложений. Структура интерфейса прикладной среды. |
1 |
|
|
|
14 |
Редактирование и форматирование документа. Форматирование объектов документа. |
1 |
|
|
|
VΙΙΙ.
|
Компьютерные сети и настройка пользовательского интерфейса. |
3 |
|
|
|
15 |
Виды компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Администратор сети. |
1 |
|
|
|
16 |
Сведения по операционной системе Windows. Папки и файлы. Графический интерфейс. |
1 |
|
|
|
17 |
Подготовка рабочего места секретаря. Архивация файлов. Передача файлов по локальной сети. |
1 |
|
|
|
ΙX.
|
Работа с документами в текстовом редакторе Word. |
7 |
|
|
|
18 |
Текстовый редактор Word. Графический интерфейс и основные объекты документа Word. |
1 |
|
|
|
19 |
Оформление личных документов. |
1 |
|
|
|
20 |
Создание бланка предприятия с эмблемой. |
1 |
|
|
|
21 |
Оформление информационного стенда. Подготовка конвертов и наклеек. Создание визитки. |
1 |
|
|
|
22 |
Проверка правописания. Автозамена. Проверка готового текста. |
1 |
|
|
|
23 |
Оформление доклада. Нумерация страниц. |
1 |
|
|
|
24 |
Способы оформления писем. Создание приказов, протоколов, выписок из протоколов и решений. |
1 |
|
|
|
X.
|
Электронный офис. |
3 |
|
|
|
25 |
Сведения по программной среде Outlook. Программа организации работы секретаря. |
1 |
|
|
|
26 |
Планирование рабочего времени. Учет выполненной работы. Просмотр и настройка Дневника. |
1 |
|
|
|
27 |
Учет выполненной работы. Пересылка сообщений по электронной почте. |
1 |
|
|
|
XΙ.
|
Работа в табличном процессоре Excel. |
2 |
|
|
|
28 |
Использование электронной таблицы как формы для ведения отчетности. |
1 |
|
|
|
29 |
Составление диаграмм. Статистическая обработка данных. |
1 |
|
|
|
XΙΙ.
|
Создание презентаций в среде Power Point |
3 |
|
|
|
30 |
Мастер автосодержания. Заполнение слайдов. |
1 |
|
|
|
31 |
Конструктор слайдов. |
1 |
|
|
|
32 |
Настройка эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука. Демонстрация презентации. |
1 |
|
|
|
XΙΙΙ.
|
Базы данных в офисе. |
2 |
|
|
|
33 |
Назначение, структура, инструменты системы управления базой данных. |
1 |
|
|
|
34 |
Окна базы данных. Создание, редактирование и обработка баз данных. Слияние полей базы данных с документом Word. |
1 |
|
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.