Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 7-7 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 7-7 классы

Оценка 4.7
Образовательные программы
pdf
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
23.01.2018
Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 7-7 классы
Документ содержит рабочую программу и тематическое планирование по изобразительному искусству для 5-7 классов общеобразовательной школы с объёмом обучения 35 учебных часов в год. Материал составлен на основе авторской программы по изобразительному искусству (Неменский Б.М.) в соответствии с ФГОС. Документ содержит: планируемые результаты обучения, содержание программы, тематическое планирование с формой организации учебных занятий и основными видами деятельности обучающихся.Рабочая программа и тематическое планирование по ИЗО (по Неменскому Б.М)
рабочая программа и планирование изо 5-7 кл..pdf

 

 

Рассмотрена на заседании педагогического совета                                                              Утверждена

 Протокол № 9      от  25.08.2016 года

                                                                                   Директор 

             

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по учебному предмету (курсу)

 

 

Изобразительное искусство

наименование предмета в соответствии с учебным планом

 

КЛАСС      5-7            

 

 

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ  основное общее

 

 

 

УЧИТЕЛЬ  Бабанова Светлана Николаевна

Ф.И.О.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ      высшая

 

 

ПРОГРАММА   для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» (под

 руководством Б.М. Неменского); Москва «Просвещение», 2013 г.

название, автор, год издания

 

 

УЧЕБНИК   5 класс  Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 2013 г

название, автор, год издания

 

6   класс  Л.А. Неменская. Искусство в жизни человека, 2013 г.

7   класс А.С Питерских, Г.Е.Гуров, Дизайн и архитектура в жизни человека, 2015 г.

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД     5-7 кл-35 ч.      В НЕДЕЛЮ 5-7 кл.- 1 ч.

 

 

ГОД СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ    2016

 

 

1. Планируемые предметные результаты.

 

Выпускник научится:

 

              характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

              раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; 

              создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

              создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

              определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

              создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

              умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

              выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

              владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

              распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

              различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

              различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

              находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

              различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

              называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

              классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

              объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

              композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

              создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

              простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

              изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

              создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

              строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

              характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

              передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

              творческому опыту выполнения   графического            натюрморта   и          гравюры

наклейками на картоне;

              выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

              применять перспективу в практической творческой работе;

              навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

              навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

              видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

              навыкам создания пейзажных зарисовок;

              различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

              использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

              навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

              различать       основные       средства         художественной       выразительности      в

изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

              определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

              пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

              различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

              различать и характеризовать виды портрета;

              понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

              пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

              видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

              видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

              использовать графические материалы в работе над портретом;

              использовать образные возможности освещения в портрете;


пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

              называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

              навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры

человека;

              навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

              навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

              рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

              приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

              характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

              объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

              изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

              рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

              называть имена нескольких известных художников объединения «Мир

искусства» и их наиболее известные произведения;

              анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

              культуре зрительского восприятия;

              характеризовать временные и пространственные искусства;

              понимать разницу между реальностью и художественным образом;

              представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

              опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

              собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

              представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

              опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

              систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

              распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

              понимать сочетание различных объемов в здании;

              понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

              иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;

              понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

              различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

              характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

              понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –

вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

              применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

              применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

              создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

              создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;

              получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

              приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

              характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

              понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

              называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

              понимать основы краткой истории костюма;

              характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

              применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

              использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

              отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

              использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

              узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

              различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

              различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

              узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

              характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

              раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

              работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

              различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

              работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней

Руси;

              рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

              ориентироваться       в          широком        разнообразии            стилей            и             направлений

изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

              использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

              выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи

XVIII века;

      характеризовать признаки и особенности московского барокко;

      создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

 

2. Содержание учебного предмета.

 

5 класс 

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (17 часов)  Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.  

 Виды изобразительного искусства и основы образного языка (17 часов)

 Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Натюрморт в живописи. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.  

 

 6 класс   Понимание смысла деятельности художника (17 часов)

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы


представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

 Вечные темы и великие исторические события в искусстве (17 часов)

 Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно- прикладного искусства. Стилизация изображения животных.  

7 класс   Конструктивное искусство: архитектура и дизайн  

 Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.  Искусство полиграфии  

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое.  Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Моделируй себя – моделируешь мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

3. Тематическое планирование

 

5 класс

№ п/ п

Тема раздела. Количество часов.

Тема урока

№ урок

а по разде лу

Форма организ ации учебных занятий

Основные             виды     учебной

деятельности 

Домаш

нее

задани

е

1

2

 

3

4

5

6

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Тема 1       Древние корни народного искусства (9 часов)

 

1

Древние образы в народном искусстве

1

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы

 

2

Убранство русской

избы  

 

2

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного

 

 

 

 

 

 

обобщения в изображении.

 

3

Внутренний мир русской избы

3

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

 

4-

5

Конструкци я и декор предметов народного быта

4-5

 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 

6

Русская народная вышивка

6

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 

7-

8

Народный праздничны

7-8

Индивид уально-

Понимать и анализировать образный строй народного костюма,

 

 

 

й костюм

 

группова я форма работы. Практич еская работа

давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

 

9

Народные праздничны е обряды (обобщение темы)

9

Индивид уальногруппова я форма работы.

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

 

 

Тема 2  Связь времён в народном искусстве (8 часов)

 

10

11

Древние образы в современны х народных игрушках

1-2

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать

форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции

 

 

 

 

 

 

одного из промыслов.  

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.  

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя

 

12

Искусств о Гжели

3

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.  

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.  

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского  кистевого мазка - «мазка с тенями».  Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

.

 

13

Городецкая роспись

4

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Эмоционально            воспринимать,

выражать свое 

отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

 Определять и выявлять  характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать    основные       приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.  

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

 

14

Хохлома

5

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.  

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

 

15

Жостово.

6

Индивид уальногруппова

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения

 

 

 

 

 

я форма работы. Практич еская работа

жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.  

Осваивать основные приемы жостовского письма.  

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

 

16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

7

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи

 

17

Роль народных художествен ных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

8

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.  

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественнопознавательного материала.  

Участвовать в презентации выставочных работ.  

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

 

 

Тема 3  Декор – человек, общество, время (11 часов)

 

18

Зачем людям украшения

1

Индивид уальногруппова я форма работы.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).  

 

 

 

 

 

Практич еская работа

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.  Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.  

 

19

20

Роль декоративно го искусства в жизни древнего общества

2-3

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.  

Создавать эскизы украшений (брас-

лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.  

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.  

 

21

22

Одежда говорит о человеке

4-5

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.  

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.  Участвовать 

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.  

Передавать в          творческой             работе цветом, формой, пластикой линий стилевое             единство        декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.  

 

23

24

О чём рассказываю т нам гербы и эмблемы

6-7

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.  

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.  

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного

 

 

 

 

 

 

и изобразительного элементов.  Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового         и             символического

изображения гербов

 

25

27

Создание

декоративно

-

живописной композиции «Бал во дворце»

8-9

Практич еская работа

Участвовать  в творческой групповой работе.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.  

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-

прикладного искусства

 

28

Роль декоративно го искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

10

Виктори

на

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.  

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-

прикладному             искусству         и

систематизировать его по социальностилевым признакам.  

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.  

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-

прикладного искусства и его отличии от искусства народного

(крестьянского).  

Использовать в речи новые художественные термины.

 

  

Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов)

 

29

Современно

е

выставочное искусство

1

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.  

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.  

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.  

 

 

 

 

 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.  

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.  

 

30

Работа над эскизом проекта

2

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.  

 

31

33

Работа над проектом

3-5

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.  

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств  

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

 

34

Подготовка проекта к защите

6

Индивид уальногруппова я форма работы. Практич еская работа

Подготовка проекта к защите

 

35

Презентация готового проекта

7

 

Презентация готового проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

 

№ п/ п

Тема раздела. Количество часов.

Тема урока

№ уро ка по раз

дел

у

Форма организаци

и      учебных

занятий

Основные           виды            учебной

деятельности 

Домашн ее задание

1

2

 

3

4

5

6

 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8часов)

 

1

Изобразитель ное искусство. Семья пространствен ных искусств.

1

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём  состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитие культуры и представлений человека о самом себе.   

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

 

2

Художественн ые материалы. Рисунокоснова изобразительн ого творчества

2

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Понимать, что восприятие произведения искусства относится рассматриваемое произведение.

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построение художественного образа.

 

 

 

 

 

 

Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.

Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами.

Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.

Различать виды рисунка по их целям и художественного творчества.

 

3

Линия     и    её

выразительны

е возможности.

Ритм линий.

3

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Приобретать представления о выразительных возможностях линии. Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.

Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.

 

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

4

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.

Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.

Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).

Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.

Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

Осуществлять на основе ритма тональных     пятен собственный художественный      замысел, связанный     с          изображением состояния природы(гроза, туман, солнце и т. д.).

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

5

Индивидуаль но-групповая форма

Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.

 

 

 

 

 

работы.

Практическа я работа

Получать представление о воздействии цвета на человека.

Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных.

Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.

Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.

Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.

Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета

 

6

Цвет    в произведения х живописи

6

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе       создания         красками цветовых       образов           с            различным эмоциональным звучанием.

 

7

Объёмные изображения в скульптуре.

7

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Называть       виды       скульптурных

изображений, объяснять их назначение в жизни людей.

Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художест-

венной выразительности в скульптурном образе.

Осваивать простые навыки художественной выразительности в

 

 

 

 

 

 

процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика

и др.)

 

8

Основы языка изображения  (обобщение темы)

8

Индивидуаль но-групповая форма работы. 

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.

Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык.

Рассказывать о разных художест-

венных          материалах    и          их выразительных свойствах.

 

 

                                            Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)

9

Реальность     и фантазия        в творчестве художника.

1

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.

Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.

 

10

Изображение предметного

мира   - натюрморт.

2

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.

д.) в зависимости от целей художественного изображения.

 

 

 

 

 

 

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

3

Индивидуаль но-групповая форма работы. Практическа я работа

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.

Выявлять       конструкцию             предмета через             соотношение простых геометрических фигур.

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

 

12

Изображение

объёма на плоскости и линейная перспективы

4

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.

д.)       в          зависимости от             целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

 

 

13

Освещение.

Свет и тень.

5

Практическа я работа

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).

Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции

 

 

 

 

 

 

натюрморта.

 

14

Натюрморт в графике

6

Практическа я работа

Осваивать      первичные     умения графического            изображения натюрморта   с          натуры           и             по представлению.

Получать представления о различных графических техниках.

 

15

Цвет               в

натюрморте

7

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

 

16

Выразительны

е

возможности натюрморта (обобщение темы).

8

Индивидуаль но-групповая форма работы

Узнавать историю развития жанра натюрморта.

Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для пе-

редачи            собственного художественного      замысла         при создании натюрморта.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

 

 

                             Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)

 

17

Образ человека- главная             тема искусства

1

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.

Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

 

18

19

Конструкция головы человека и её основные пропорции.  

2-3

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.

 

20

Изображение головы

человека        в

пространстве

4

Индивидуаль но-групповая форма работы. Практическа

Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств

 

 

 

 

 

я работа

рисунков        мастеров             портретного жанра.

Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенности при общих закономерностях строения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

Создавать зарисовки объёмной конструкции головы.

 

21

22

Портрет         в

скульптуре

5-6

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульптурах-портретистах.

Получать       представление           о выразительных         средствах скульптурного образа.

 

23

Графический портретный рисунок

7

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать  художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

 

24

Сатирические образы человека

8

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

 

25

Образные возможности освещения     в

портрете

9

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения.

 

26

Роль цвета в портрете

10

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Развивать художественное видение цвета, понимание     его эмоционального,      интонационного воздействия.

Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.

 

27

Великие портретисты

11

Индивидуаль но-групповая

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров

 

 

 

прошлого

 

форма работы.

Практическа я работа

европейского и русского искусства.

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей.

Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения  духовных ценностей эпохи.

 

28

Портрет         в

изобразительн ом искусстве

XX века

12

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве xx века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве xx века.

Приводить примеры известных портретов отечественных

художников

 

 

                                        

                                              Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)

29

Жанры в изобразительн ом искусстве. Изображения пространства

1

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Знать и          называть        жанры             в изобразительном искусстве.

Объяснять разницу между предметом изображения,            сюжетом        и содержанием изображения.

Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира.

Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра.

Активно участвовать в беседе по теме.

 Получать      представление           о различных     способах             изображения пространства, о перспективе как о средстве             выражения     в изобразительном искусстве разных эпох.

Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов.

Наблюдать     пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.

 

30

Правила построения перспективы. Воздушная

2

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода»,

«вспомогательные линии.»

 

 

 

перспектива

 

Практическа я работа

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.

 

31

Пейзаж- большой мир

3

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в  произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы.

 

32

Пейзаж настроения. Природа и художник.

4

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Получать представления о том, как понимали красоту природы  и использовали новые средства выразительности в живописи XIX века.

Характеризовать       направления импрессионизма       и постимпрессионизма           в             истории изобразительного искусства.

Приобретать навыки передачи в цвете состояния и настроения в природе.

 

33

Пейзаж в русской живописи Пейзаж в графике

5

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Получать представление об истории развития         художественного             образа природы в русской культуре.

Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины.

Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И.

Левитана.

Получать       представление           о произведениях графического пейзажа в          европейском и             отечественном искусстве.

Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях.

 

34

Городской пейзаж

6

Индивидуаль но-групповая форма работы.

Практическа я работа

Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.

Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа.

 

35

Выразительны

е

возможности

7

Индивидуаль но-групповая форма

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни

 

 

в

изобразительн ого искусства. Язык и смысл (Обобщение темы)

 

работы.  

человека.

Получать       представление           о взаимосвязи реальной действительности     и          её художественного      отображения,             её претворении         в             художественный образ.

Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

Тема

Форма

Основные

виды

учебной

Дома

 

п/п

раздела. Количество часов.

Тема урока

уро ка по разд елу

организации учебных занятий

деятельности 

шнее задан ие

1

2

 

3

4

5

6

 

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.

Художник –  дизайн - архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8часов)

 

1-2

Основы композиции в конструктивн ых искусствах. Гармония, контраст и выразительно сть, или «Внесём порядок в хаос!»

1-2

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмнопространственных композиций.

Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм.

 

 

 

3

Прямые линии в организации пространства

3

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации  пространства.

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий.

 

4-5

Цвет-элемент композицион ного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

4-5

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать       роль    цвета   в конструктивных искусствах.

Различать       технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

Применять цвет в графических композициях как акцент или  доминанту.

 

6

Буква-строкатекст.

Искусство шрифта.

6

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

 

7

Когда текст и изображение вместе.

Композицион ные основы

7

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и  объяснять образноинформационную             цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.  

 

 

 

макетировани

я в

графическом дизайне.

 

 

 

 

8

В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

8

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.

Создавать практическую творческую работу в материале.

 

       Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов)

 

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

1

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Развивать       пространственное воображение.

Понимать       плоскостную композицию как      возможное схематическое           изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д.

 

10

Взаимосвязь объектов в архитектурно м макете.

2

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки.

Осознавать    взаимное        влияние объёмов         и          их             сочетаний      на образный характер постройки.

 

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание объёмов и образ времени. Понятие модуля.

3

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

 

12

Важнейшие архитектурны е элементы здания

4

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.

Создавать разнообразные творческие работы в материале.

 

13-

14

Красота и целесообразн ость. Вещь как сочетание

5-6

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая

Понимать общее и различное во внешнем облику вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов.

Образующих форму вещи.

 

 

 

объёмов и образ времени.

 

работа

Осознавать    дизайн            вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это.

 

15

Форма и материал.

7

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.

Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

 

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчес тве.

8

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

 

 

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

(11ч.)

 

17

Город сквозь времена и страны. Образ материальной культуры прошлого.

1

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.

Понимать       значение архитектурнопространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры       прошлого       в собственной творческой работе.  

 

18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

2

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.

Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ

«примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.

 

19-

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

3-4

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции.

 

 

21-

22

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

5-6

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.

Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого.

 

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространстве нно-вещной среды интерьера.

7

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест  

( театр, кафе, вокзал), а также индивидуальных помещений. Создавать             практические творческие работы с опорой на собственное             чувство композиции и стиля, а также на умение             владеть             различными

художественными материалами.  

 

24-

25

Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтног о

пространства

8-9

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать       эстетическое             и экологическое             взаимное сосуществование             природы         и архитектуры.

Приобретать общее представление о традициях

ландшафтно-парковой архитектуры.

 

26-

27

Ты - архитектор. Замысел архитектурно го проекта и его осуществлени

е.

10-

11

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией.

Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с

архитектурно-смысловой логикой.

 

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)

 

28

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, а я скажу, какой у тебя дом.

1

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Осуществлять в собственном архитектурно- дизайнерском проект как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище.

Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические з0адачи.

 

 

 

 

 

 

Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами.

 

29

Интерьер, который мы создаём.

2

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования.

Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или

квартиры             образноархитектурный композиционный замысел.

 

30

Пугало в огороде, или ...под шёпот фонтанных струй. Дизайн и архитектура моего сада.

3

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории.

Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка.

 

31

Мода, культура и ты.

Композицион ноконструктивн ые принципы дизайна одежды.

4

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Приобретать                       общее

представление о технологии  создании одежды.

Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике

 

32

Встречают по одёжке.

5

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.

Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед примером и перед визажистом.

 

33

Автопортрет на каждый день. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

6

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.

Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед примером и перед визажистом.

 

34

Имидж: лик или личина? Сфера

7

Индивидуально -групповая форма работы.

Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные

 

 

имидждизайна.

 

Практическая работа

аспекты          моды,             визажистику, парикмахерское        дело, ювелирную пластику.

Объяснять связи имидж- дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой и политикой.

 

35

Моделируешь себя моделируешь мир.

8

Индивидуально -групповая форма работы. Практическая работа

Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего

нужно «быть», а не «казаться» Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года

 

 

 

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Рассмотрена на заседании педагогического совета

УЧЕБНИК 5 класс Н.А.Горяева,

УЧЕБНИК 5 класс Н.А.Горяева,

России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать…

России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать…

• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;…

• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;…

Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства

Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства

XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов…

XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов…

Понимать значение иконы «Троица»

Понимать значение иконы «Троица»

Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,

Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,

В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

Конструкция: часть и целое.

Конструкция: часть и целое.

Тематическое планирование 5 класс № п/ п

Тематическое планирование 5 класс № п/ п

Убранство русской избы 2

Убранство русской избы 2

Конструкци я и декор предметов народного быта 4-5

Конструкци я и декор предметов народного быта 4-5

Практич еская работа давать ему эстетическую оценку

Практич еская работа давать ему эстетическую оценку

Древние образы в современны х народных игрушках 1-2

Древние образы в современны х народных игрушках 1-2

Городецкая роспись 4

Городецкая роспись 4

Щепа. Роспись по лубу и дереву

Щепа. Роспись по лубу и дереву

Практич еская работа Выявлять и объяснять , в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства

Практич еская работа Выявлять и объяснять , в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства

О чём рассказываю т нам гербы и эмблемы 6-7

О чём рассказываю т нам гербы и эмблемы 6-7

Роль декоративно го искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) 10

Роль декоративно го искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) 10

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

Тема раздела. Количество часов

Тема раздела. Количество часов

Художественн ые материалы. Рисунокоснова изобразительн ого творчества 2

Художественн ые материалы. Рисунокоснова изобразительн ого творчества 2

Пятно как средство выражения. Ритм пятен 4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен 4

Цвет в произведения х живописи 6

Цвет в произведения х живописи 6

Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч

Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь)

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь)

Освещение. Свет и тень. 5

Освещение. Свет и тень. 5

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч

Графический портретный рисунок 7

Графический портретный рисунок 7

Портрет в изобразительн ом искусстве

Портрет в изобразительн ом искусстве

Практическа я работа Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства

Практическа я работа Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства

Городской пейзаж 6

Городской пейзаж 6

Тема № Форма

Тема № Форма

Прямые линии в организации пространства 3

Прямые линии в организации пространства 3

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету

Форма и материал. 7

Форма и материал. 7

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Ты - архитектор. Замысел архитектурно го проекта и его осуществлени е

Ты - архитектор. Замысел архитектурно го проекта и его осуществлени е

Пугало в огороде, или ...под шёпот фонтанных струй

Пугало в огороде, или ...под шёпот фонтанных струй

Моделируешь себя моделируешь мир

Моделируешь себя моделируешь мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018