Рабочая программа "Информатика" (4 класс). Актуальность изучения учебного предмета, курса «Информатика» обусловлена тем, что курс связан с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Информатика 4 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Ивлевой Татьяны Михайловны
«Информатика»
начальное общее образование, 4 класс 2017/2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основании следующих
нормативноправовых документов:
ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28;
1.
2.
5.
6.
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
3.
Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования
Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от
20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
4.
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации
(департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015
№ 081786 «О рабочих программах учебных предметов».
Учебного плана МОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных
предметов» на 2017/2018 учебный год.
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «СОШ №12».
7.
8.
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №12».
Авторской программы «Информатика и ИКТ. Примерная рабочая программа
по учебному предмету. 24 класс». Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова, методического пособия
«Информатика и ИКТ [Текст] : 4 кл.» / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова.
Актуальность изучения учебного предмета, курса
Актуальность изучения учебного предмета, курса «Информатика» обусловлена
тем, что курс связан с возможностью понимания ценности, значимости информации в
современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно
коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического,
алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования
компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к окружающим.
Цели и задачи изучения учебного предмета, курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование
первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование
навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать
информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной
деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных
информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
2 – подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных
программ на основе понимания объектной структуры современного программного
обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной
безопасности личности и государства.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается
через описание основных содержательных линий:
Информационная картина мира.
Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
Алгоритмы и исполнители.
Объекты и их свойства.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса
перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения
самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса
информатики и ИКТ: научить обучающихся поиску, отбору , организации и использованию
информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на
протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех
разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: информация,
источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории
информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на
полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им
задач.
Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о
происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача,
обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам,
в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер
рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего,
изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают
информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор);
хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор,
принтер).
В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект».
Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель
объекта, а алгоритмы изменения значения свойств – как динамическая информационная
модель процесса.
В 3м и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации:
список, таблица (3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся
выполняют практические задания, связанные:
– со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и
организацией ее различными способами;
3 – поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором
информации, необходимой для решения поставленной задачи;
– обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без
него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с
жизненным опытом учащихся.
В 3м и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации
путем непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе
общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение
уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная
информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с
помощью компьютера или без него.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс) базируется в
первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах,
помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования
с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью
методического комплекса. В 3м и 4 классах с этой целью используются также учебники по
другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии
оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые
документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в
рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов
(созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные
действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми
плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать
цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и
конечном состоянии исполнителя.
Компьютер – универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности
ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования
различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в
начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и
современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки
работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная
машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере»,
изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии.
Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при
наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
– представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
– название и назначение основных устройств компьютера;
– представление о двоичном кодировании информации;
– представление о программном управлении компьютером;
– представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном
кодировании текстовой информации и чернобелых рисунков в компьютере формируется
во 2 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется
4 хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка
информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2 классе. Часть
устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для
наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет
трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе
и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно
представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют
практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих
устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой
архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс
сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую
процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В
учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию
макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно
организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной
деятельности.
Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется
во 2м и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке
информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе
изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе
как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который
обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера».
Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы
решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе
отсутствует необходимое оборудование, а ученики не имеют опыта работы на компьютере,
обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на
экскурсиях в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы,
магазины и т. д.).
В этот же подраздел учебников 2–4 классов включены гигиенические нормы работы
за компьютером.
Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет
программ, входящий в учебнометодический комплекс. В 3м и 4 классах могут
дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы,
клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных
приложений Windows.
Алгоритмы и исполнители
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной
степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения
целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса
информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования
целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в
рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в
двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными
исполнителями.
5 При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется
планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает
положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Вопервых,
исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию
психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное
значение для практического овладения компьютером, так как
использование
компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных
последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных
документов, при запуске программ и так далее). Поэтому важно, чтобы на первом этапе
овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел
формально
выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Вовторых, самостоятельное составление
таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что
является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные
программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять
исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления
алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2 классе.
Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего
из дискретных шагов.
Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие
особенности:
– рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
– перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма,
она определена в постановке каждой задачи;
– исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению
алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике,
наблюдений за
деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается
влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их
следования в алгоритме.
В 3 классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция –
ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На
данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов
школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как
источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и
отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением
алгоритмов достижения этих целей.
В 3 классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с
такими понятиями, как объект, класс объекта, свойства объекта. Освоение объектного
подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования
систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют
алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход
рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих
исполнителей.
6 В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь
рассматриваются циклы с предусловием как средство планирования циклически
повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности
учеников.
Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по
проведению естественнонаучных экспериментов, что допускает интеграцию курсов
«Информатика» и «Окружающий мир».
На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных
действий: выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче
основного и вспомогательного алгоритмов используется метод последовательной
детализации, с которым обучающиеся познакомились в 3 классе.
Объекты и их свойства
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические
редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие
этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных
объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения
свойств объекта с целью изменения его внешнего вида или поведения) является
необходимым условием для успешного освоения современных информационно
коммуникативных технологий.
Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3
классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной
природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические
высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы,
табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта»
и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов
вводится понятие класса и подклассов объектов.
Логическим завершением данной содержательной линии является изучение
объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое
овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе
презентаций в 4 классе.
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность
личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных
компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако
обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть
практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на
личном опыте учащихся, а именно:
– правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
– правила использования коллективных носителей информации (3й и 4 классы);
– правила цитирования литературных источников (4 класс).
К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не
только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока
информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса,
осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной
информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при
удалении и изменении файлов.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
7 Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и
навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «СОШ №12» .
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности
в обучении:
разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации
пробелов в знаниях;
дифференцированное домашнее задание;
консультационная поддержка и помощь;
обеспечение эмоциональнопсихологического комфорта, создание ситуации успеха.
Количество учебных часов, на реализацию рабочей программы
Согласно авторской программе на изучение информатики в 4 классе отводится 34
часа. По учебному плану МБОУ «СОШ №12» на 20172018 учебный год в 4 классе 35
учебных недель. В связи с этим добавляется 1 час на повторение в конце рабочей
программы. Итого по рабочей программе 35 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета, курса
Нравственноэтическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и
применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с
информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик
сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при
использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной
сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного
имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы:
«Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных
информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях
самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к
инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных
технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных
технологий, осознает их практическую значимость.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса
По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в
учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и
фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
8 использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, для
решения задач;
основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения
учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации
объектов;
устанавливать аналогии;
строить логическую цепь рассуждений;
осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
осознанно владеть общими приемами решения задач;
формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция,
оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут
сформированы умения:
ставить учебные цели;
использовать внешний план для решения поставленной задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по
переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
сличать результат действий с эталоном (целью),
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с
ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью
тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в
усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у
ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников,
Интернетсайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в
гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в
других источниках информации;
9 составление знаковосимволических моделей (в теме «Кодирование информации»,
пространственнографических моделей реальных объектов (в темах «Устройство
компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи
условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой
природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными
программами;
одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов
(рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для
решения учебной задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от
конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных
информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения
свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
(решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов»,
«Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева»,
«Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание
алгоритмов упорядочивания объектов);
синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера»,
компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание
информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками
и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
построение логической цепи рассуждений.
10 №
урока
111
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание
Характеристика видов деятельности обучающихся
Информационная картина мира (11 часов)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки
информации разного вида (телефон, радио, телевизор,
компьютер, калькулятор, фотоаппарат).
Сбор информации разного вида, необходимой для решения
задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования.
Достоверность полученной информации. Поиск и отбор
нужной информации в учебниках,
энциклопедиях,
справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность
информации для решения поставленной задачи.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев
разной структуры вручную или с помощью компьютера
(дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево
решений. Запись дерева решений простых игр.
измерений,
искать информацию в справочном разделе учебника, в справочном
разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и
т.д.;
отбирать информацию, необходимую для решения учебной задачи
из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы;
собирать информацию, необходимую для решения задачи, путем
Фиксировать
наблюдения,
собранную информации;
искать закономерности в собранной информации;
составлять знаковосимволические модели;
создавать упорядоченные списки объектов, таблицы (описание
класса объектов,
фиксация результатов компьютерного
эксперимента, решение логических задач);
создавать информационные объекты с помощью компьютерных
программ (текстовые документы, рисунки, презентации).
интервьюирования.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (7 часов)
1218
Фундаментальные знания о компьютере
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой,
графической и численной информации и области их
применения. Компьютеры и общество. Система координат,
связанная с монитором. Координаты объекта. Гигиенические
нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии
работать с компьютерными программами, входящими в
методический комплект,
с целью формирования умения
пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом
компьютера;
проходить компьютерные мини тесты;
множественного выбора и радиокнопок;
вводить информацию в программу с помощью кнопок
11 оборудования)
Запуск программ из меню «Пуск».
Хранение информации на внешних носителях в виде файлов.
Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в
файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.
Создание текстовых и графических документов и сохранение
их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность,
прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).
создавать информационные объекты на компьютере, сохранять
файлы в личную директорию;
искать файлы в файловой системе компьютера и открывать
файлы;
самостоятельно осваивать ранее незнакомые компьютерные
программы;
выполнять компьютерный эксперимент. Фиксировать результаты
эксперимента.
результаты эксперимента и
формулировать выводы
Анализировать
Алгоритмы и исполнители (8 часов)
1926
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека.
Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с
послеусловием. Использование переменных в теле цикла.
Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию
численной характеристики объектов. Создание и исполнение
циклических алгоритмов для формальных исполнителей.
Планирование деятельности человека с помощью
циклических алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы.
вспомогательного
Обращение
вспомогательному алгоритму.
Имя
к
алгоритма.
исполнять алгоритмы формальных исполнителей; алгоритмы
организации учебной деятельности ученика;
составлять алгоритмы перевода обучающей информационной
среды из начального состояния в конечное состояние; алгоритмы
выполнения творческого задания; алгоритмы для формальных
исполнителей;
отладить алгоритмы (сличение результатов исполнения алгоритма
с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма);
определять истинность простых и сложных логических
высказываний;
составлять простые и сложные логические высказывания для
выбора продолжения действий в условном и циклическом
алгоритмах;
выполнять лабораторную работу в соответствии с данным
алгоритмом;
составлять алгоритм выполнения лабораторной работы;
создавать графическую модель последовательности действий на
компьютере.
Объекты и их свойства (7 часов)
12 2733
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом.
Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного
класса.
Действия,
изменяющие значения свойств объектов.
Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая
информационная модель объекта. Разработка алгоритмов,
изменяющих свойства объекта,
для формальных
исполнителей и человека.
анализировать объекты окружающего мира с целью выявления их
свойств;
искать объекты по описанию его свойств;
упорядочить список объектов по убыванию или возрастанию
значения свойства;
делить набор объектов на классы на основе общности свойств.
создавать дерево деления на подклассы;
делить информационные объекты на объекты, из которых он
состоит (определять структуру информационного объекта);
использовать объектную структуру информационного объекта
для освоения новых компьютерных программ
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 час)
34
Действия над файлами (создание, изменение, копирование,
удаление). Права пользователя на изменение, удаление и
копирование файла.
соблюдать: гигиенические нормы работы за компьютером;
правила поведения в компьютерном классе; правила работы с
общими и личными файлами;
составлять список использованных в проекте информационных
источников
35
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 35 Ч.
Повторение и обобщение
Резерв (1 час)
13 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Информационная картина мира (11 ч)
Тема
Алгоритм с ветвлением.
Алгоритм с циклом.
Составление алгоритмов с циклом.
Алгоритм упорядочивания объектов.
Составление и исполнение алгоритмов с циклом.
Составление и исполнение алгоритмов с циклом.
Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник
Дерево деления объектов на подклассы.
Файловое дерево.
Вспомогательный алгоритм.
Вспомогательный алгоритм с параметром.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (7 ч)
Исполнитель алгоритмов Художник.
Составление и исполнение алгоритмов Художником
Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника
Итоговое обобщение по материалу первого полугодия
Твои успехи.
Виды информации. Обработка графической информации.
Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint
Алгоритмы и исполнители (8 ч)
Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint
Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint
Текстовая информация. Обработка текста на компьютере
Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word
Дополнительные возможности текстового процессора.
Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере».
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. 25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
Численная информация. Вычисления на компьютере.
Двоичное кодирование.
Объекты и их свойства (7 ч)
Действия объектов.
Действия над объектом
Влияние действий на значения свойства объекта.
Циклические процессы в природе и технике.
Использование компьютеров в жизни общества.
Итоговое обобщение по материалу второго полугодия.
Твои успехи
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине».
35
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 35 ч.
Повторение и обобщение
Резерв (1 ч)
15 УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
1
1.1
1.2
1.3
Наименования объектов и средств материальнотехнического
обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник
в 2х ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс:
Методическое пособие — М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Программа по предмету «Информатика
и информационнокоммуникативные технологии (ИКТ)», 2016
Д
Д
Д
Оборудование класса в соответствии с паспортом кабинета.
количество ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п\п
Класс Дата и тема по рабочей
учебной программе
Дата и тема с учетом
корректировки
Причина
корректировки
Форма
корректировк
и
Согласование
курирующим
заместителем
директора
с
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Рабочая программа "Информатика" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.