Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
3 кл
19.02.2018
Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы НОО. 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2016. 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2016. 3. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» / Т. Я. Шпикалова.
КТП ИЗО 3 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы НОО.  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2016. 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2016. 3. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс»  / Т. Я. Шпикалова.  Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:             Содержание  предмета «Изобразительное искусство»   предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно­творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Наряду   с   основной   формой   организации   учебного   процесса   –  уроком   –  рекомендуется   проводить   экскурсии   в   художественные   и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные   межпредметные   связи   осуществляются   с   уроками   музыки   и   литературного   чтения,   при   прохождении   отдельных   тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека,  связи  в природе),  математикой  (геометрические  фигуры  и  объемы),  трудом (природные  и искусственные  материалы,  отделка готовых изделий). Цели и задачи курса ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально­образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса: – воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; –  развитие  воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; –  освоение  первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; –  овладение  элементарной   художественной   грамотой;   формирование   художественного   кругозора   и   приобретение   опыта   работы   в различных   видах   художественно­творческой   деятельности,   с   разными   художественными   материалами;   совершенствование   эстетического вкуса. Задачи обучения: – совершенствование эмоционально­образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – формирование навыков работы с различными художественными материалами. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного  искусства  отводится  1 час  в  неделю,  всего  34 часа (34 учебные недели). В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уникальность   и   значимость   курса   определяются   нацеленностью   на   духовно­нравственное   воспитание   и   развитие   способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно­образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально­ценностного отношения ребенка к миру, его духовно­ нравственное воспитание. Овладение   основами   художественного   языка,   получение   опыта   эмоционально­ценностного,   эстетического   восприятия   мира   и художественно­творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными   художественными   материалами,   понимания   их   свойств   и   возможностей   для   создания   выразительного   образа.   Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: –  в  ценностно­эстетической  сфере  – эмоционально­ценностное  отношение  к окружающему  миру  (семье,   Родине,  природе,  людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; –  в познавательной (когнитивной) сфере  – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно­творческой деятельности; – в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно­прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. Метапредметными результатами обучающихся являются: –  умение  видеть  и  воспринимать   проявления  художественной  культуры  в  окружающей  жизни  (техника,  музеи,  архитектура,  дизайн, скульптура и др.); – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; – активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно­эстетическим содержанием; –  формирование  мотивации   и   умений  организовывать   самостоятельную   художественно­творческую   и   предметно­продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; – формирование способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами обучающихся являются: – в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; – в ценностно­эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; – в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно­творческой деятельности; –  в трудовой сфере  – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной   художественной   деятельности;   моделирование   новых   образов   путем   трансформации   известных   (с   использованием   средств изобразительного искусства и компьютерной графики). В  результате  изучения  изобразительного  искусства  на  ступени   начального    общего   образования    у обучающихся: • будут  сформированы     основы   художественной    культуры: представление  о  специфике  изобразительного  искусства,  потребность  в  художественном  творчестве  и  в  общении с  искусством,  первоначальные  понятия  о  выразительных  возможностях  языка   искусства; •   начнут   развиваться   образное   мышление,   наблюдательность   и   воображение,   учебно­творческие   способности,   эстетические   чувства,  формироваться   основы   анализа   произведения     искусства;      будут   проявляться      эмоционально      ценностное   отношение   к   миру,  явлениям  действительности  и  художественный   вкус; • сформируются      основы     духовно   нравственных      ценностей личности     — способности      оценивать     и   выстраивать      на   основе       традиционных  моральных  норм  и  нравственных  идеалов,  воплощённых    в  искусстве,    отношение    к  себе,   другим  людям, обществу,   государству,   Отечеству,   миру  в  целом;   устойчивое представление  о  добре  и  зле,  должном  и     недопустимом,  которые станут  базой  самостоятельных    поступков   и  действий   на основе  морального  выбора,  понимания    и поддержания  нравственных   устоев, нашедших   отражение   и оценку  в искусстве,   — любви,  взаимопомощи,  уважении  к  родителям,  заботе  о  младших  и  старших,   ответственности    за  другого  человека; •   появится     готовность     и   способность   к   реализации   своего   творческого   потенциала   в   духовной   и   художественно   продуктивной  деятельности,  разовьётся  трудолюбие,  оптимизм,  способность  к  преодолению  трудностей,  открытость  миру,  диалогичность; • установится   осознанное уважение и  принятие традиций, самобытных  культурных  ценностей,  форм  культурно исторической,  социальной   и   духовной   жизни   родного   края,   наполнятся конкретным содержанием понятия    «Отечество», «родная   земля»,   «моя  семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры  и  духовных  традиций  многонационального  народа Российской  Федерации,  зародится  целостный,   социально     ориентированный взгляд   на   мир   в его   органическом единстве   и   разнообразии   природы,   народов,   культур   и  религий; • будут   заложены   основы   российской   гражданской   идентичности,   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою Родину,   российский народ   и   историю     России,     появится     осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   ответственности      за   общее благополучие. Обучающиеся: •   овладеют   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии     произведений      пластических      искусств     и   в   различных   видах художественной  деятельности:  графике  (рисунке),  живописи,  скульптуре,  архитектуре,  художественном  конструировании,    декоративно ­   прикладном    искусстве; • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую   оценку   и выражать   своё  отношение   к  событиям   и явлениям   окружающего   мира,   к   природе,   человеку   и   обществу;   воплощать      художественные        образы     в   различных   формах художественно творческой    деятельности; • научатся     применять      художественные      умения,      знания      и представления о пластических искусствах для выполнения учебных   и  художественно практических  задач,  познакомятся  с  возможностями   использования    в творчестве   различных   ИКТ  средств; • получат  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,    научатся   вести   диалог,   участвовать    в  обсуждении значимых    для   человека    явлений    жизни и искусства,    будут способны вставать   на  позицию   другого  человека; •   смогут   реализовать      собственный      творческий      потенциал,   применяя   полученные   знания   и   представления   об   изобразительном  искусстве  для  выполнения  учебных  и  художественно­ практических  задач,  действовать  самостоятельно  при  разрешении  проблемно­   творческих    ситуаций   в  повседневной    жизни.  Как и чем работает художник? научиться: Выпускник    научится: • различать     основные      виды   художественной      деятельности (рисунок,   живопись,   скульптура,   художественное   конструирование     и  дизайн,   декоративно ­  прикладное    искусство)   и  участвовать   в  художественно   творческой    деятельности,     используя различные   художественные материалы   и приёмы   работы  с ними  для  передачи   собственного    замысла; • различать   основные   виды  и жанры  пластических    искусств, понимать   их  специфику; •  эмоционально  ценностно относиться      к   природе,     человеку,   обществу;     различать     и  передавать     в  художественно      творческой деятельности    характер,   эмоциональные     состояния    и  своё отношение    к  ним  средствами   художественно   образного   языка; • узнавать,      воспринимать,         описывать      и     эмоционально оценивать     шедевры     своего   национального,        российского      и мирового    искусства,    изображающие    природу,   человека,    различные  стороны   (разнообразие,    красоту,   трагизм   и  т. д.) окружающего   мира  и  жизненных    явлений; • приводить      примеры      ведущих     художественных        музеев России     и   художественных      музеев   своего     региона,     показывать   на  примерах   их  роль  и  назначение. Выпускник получит              возможность  • воспринимать     произведения     изобразительного     искусства,   участвовать   в   обсуждении   их   содержания   и   выразительных   средств,  различать  сюжет  и  содержание  в  знакомых   произведениях; • видеть    проявления     художественной      культуры    вокруг (музеи   искусства,   архитектура,   скульптура,   дизайн,   декоративные     искусства     в доме,   на  улице, в театре); • высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных    произведениях,      изображающих     природу   и человека в различных    эмоциональных     состояниях.  Как    Выпускник    научится: • создавать   простые    композиции     на   заданную    тему   на плоскости    и  в  пространстве; • использовать    выразительные     средства   изобразительного искусства:    композицию,     форму,   ритм,   линию,    цвет,   объём, фактуру;  различные  художественные  материалы  для  воплощения  собственного    художественно   творческого    замысла; • различать      основные      и   составные,      тёплые     и   холодные цвета;     изменять     их     эмоциональную     напряжённость     с     помощью  смешивания      с белой   и чёрной   красками;     использовать их     для     передачи      художественного        замысла      в   собственной учебно­ творческой    деятельности; •   создавать     средствами      живописи,      графики,      скульптуры,   декоративно   прикладного   искусства   образ   человека:   передавать   на  плоскости  и  в  объёме  пропорции  лица,  фигуры;  передавать  характерные  черты  внешнего  облика,  одежды,  украшений   человека; • наблюдать,      сравнивать,      сопоставлять      и   анализировать пространственную        форму   предмета;     изображать     предметы различной     формы;    использовать    простые    формы   для   создания выразительных    образов   в  живописи,    скульптуре, графике; • использовать    декоративные     элементы,    геометрические, растительные    узоры  для  украшения    своих  изделий   и предметов  быта;   использовать      ритм     и   стилизацию      форм     для   создания     орнамента;      передавать      в   собственной   художественно   творческой     деятельности    специфику    стилистики    произведений  народных   художественных   промыслов  в России   (с  учётом местных   условий). Выпускник получит            возможность      говорит         искусство?                научиться: • пользоваться         средствами         выразительности           языка живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно прикладного          искусства, художественного конструирования            в собственной  художественно творческой  деятельности; • передавать  разнообразные  эмоциональные  состояния,  используя  различные    оттенки    цвета, при   создании    живописных композиций     на  заданные    темы; • моделировать  новые  формы,  различные  ситуации  путём   трансформации      известного,     создавать    новые   образы природы,  человека,  фантастического  существа  и  построек  средствами  изобразительного  искусства  и  компьютерной  графики; • выполнять  простые  рисунки  и  орнаментальные  композиции,  используя  язык  компьютерной  графики  в  программе  Paint.  Значимые темы  искусства. О       чём говорит       искусство? Выпускник    научится: • осознавать    значимые    темы   искусства    и  отражать   их  в собственной    художественно   творческой    деятельности; • выбирать  художественные  материалы,  средства  художественной  выразительности  для  создания  образов  природы,  человека,   явлений   и   передачи     своего   отношения      к   ним;   решать художественные        задачи     с   опорой      на     правила      перспективы, цветоведения,     усвоенные   способы   действия; • передавать  характер  и  намерения  объекта  (природы,  человека,  сказочного  героя,  предмета,  явления  и  т.  д.)  в  живописи,  графике  и  скульптуре,  выражая  своё  отношение  к  качествам   данного   объекта. Выпускник получит  • видеть,  чувствовать  и  изображать  красоту  и  разнообразие    природы,    человека, зданий, предметов; • понимать        и   передавать        в   художественной         работе разницу   представлений   о   красоте   человека   в   разных   культурах      мира,  проявлять     терпимость     к  другим    вкусам  и мнениям; • изображать  пейзажи,  натюрморты,  портреты,  выражая   к ним   своё   отношение; • изображать     многофигурные     композиции     на  значимые жизненные    темы   и участвовать     в коллективных работах на  эти   темы.             возможность             научиться:       ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мир изобразительных (пластических) искусств Образное   содержание   искусства.   Отражение   в   произведениях   изобразительных   (пластических)   искусств   человеческих   чувств,   идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно­прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет  (на примере произведений Леонардо да Винчи);  пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников   –   по   выбору).   Виды   художественной   деятельности   (изобразительная,   декоративная,   конструктивная).   Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство   и   разнообразие   художественной   культуры   России   (образы   архитектуры,   живописи,   декоративно­прикладного   народного искусства) и мира  (образы  архитектуры  и  живописи). Патриотическая  тема  в  произведениях  отечественных  художников  (на  примере произведений А. А. Дейнеки и др.). Художественный язык изобразительного искусства Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей,  ритм,  силуэт);  декоративно­прикладного  искусства и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.  Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной   художественно­творческой   деятельности.   Работа   в   различных   видах   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура), декоративно­прикладной  (орнаменты,   росписи,   эскизы   оформления   изделий)   и  художественно­конструктивной   (бумагопластика) деятельности. Первичные   навыки   рисования   с   натуры,   по   памяти   и   воображению   (натюрморт,   пейзаж,   животные,   человек).   Использование   в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  тушь, карандаш,  фломастеры, пластилин,  глина, подручные и природные материалы.  Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно­прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства,   линии,  штриха,   пятна,  объема,  материала,   орнамента,   конструирования  (на   примерах   работ   русских   и   зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль   изобразительных   (пластических)   искусств   в   организации   материального   окружения   человека   (вторая   природа),   его повседневной   жизни   (архитектура   зданий,   планировка   парков,   оформление   интерьера   квартиры,   школы;   дизайн   одежды,   мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание курса Тематическое планирование    Характеристика деятельности учащихся  РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ) Изображения   в   жизни   человека. «Изобразительное искусство». Чему   мы   будем   учиться   на   уроках   изобразительного искусства.   Предмет «Земля   одна,   а   цветы   на ней разные.» Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать  о   содержании   рисунков,   сделанных   детьми.  Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Придумать   свой   орнамент;   образно,   свободно   писать красками и кистью эскиз на листе бумаг Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет.   Эмоциональное   и   ассоциативное   звучание   цвета (что напоминает цвет каждой краски?).  Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.  Цвет и краски  в произведениях художников Первоначальный   опыт   художественного   творчества   и опыт   восприятия   искусства.   Восприятие   детской изобразительной   дея­тельности.   Цвет   и   краски   в картинах художников. Украшения   в   окружающей   действительности. Разнообразие   украшений   (декор).   Многообразие   и «В   подносе   России.» жостовском   ­   все   цветы «О   чем   может   рассказать русский поднос.»   художник земли «Каждый   урожай   своей   хвалит». Натюрморт.  «Славный урожай» «Лети,   лети   бумажный змей»   Орнамент   народов мира. «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.»   «Живописные   просторы Родины.»  Пейзаж. «Родные   края   в   росписи гжельской майолики. «Двор,   что   город.   Изба, что терем.»   В   мире   народного творчества «То ли терем, то ли царев дворец.» Находить,  рассматривать  красоту   в   обыкновенных   явлениях   природы   и рассуждать  об увиденном.  Выявлять  геометрическую форму простого плоского  Сравнивать  различные   листья   на   основе   выявления   их тела   (листьев). геометрических форм. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть  зрительную метафору —  находить  потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать  (на доступном уровне) изображения на основе пятна  в  иллюстрациях   художников  к  детским  книгам.  Овладевать  первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской Находить  выразительные,   образные   объемы   в   природе   (облака,   камни,   коряги, плоды и т. д.). Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает  Экспериментировать, красным,   желтым   и   т. д.),   приводить   примеры. исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный  мир, но и мир наших   чувств   (радость   или   грусть,   удивление,   восторг   и   т.   д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать   и   эмоционально   оценивать  выставку   творческих   работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . красота  форм,  узоров,  расцветок   и фактур   в природе. Яркая     и   неброская,   тихая   и   неожиданная   красота   в природе «Каждая   птица   своим пером красуется.»  Живая природа. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.   Объем,   образ   в   трехмерном   пространстве. Симметрия, фантазийный узор. Графические   материалы,   Выразительность   фактуры. Красота   узоров   (орнаментов),   созданных   человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. «Каждая   изба   удиви­ тельных вещей полна.»  Натюрморт. «Русская зима.» Пейзаж в графике. «Зима   не   лето,   в   шубу одета.» Орнамент народов мира. «Зима за морозы, а мы за праздники.» Карнавальные фантазии «Всякая красота фантазии   да   умения требует» Маски «В  каждом посаде в своём наряде» Узоры ­обереги в русском на­родном костюме.       Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать  роспись   цветов­заготовок,   вырезанных   из   цветной   бумаги   (работа гуашью). Находить  природные   узоры   (сережки   на   ветке,   кисть   ягод,   иней   и   т.   д.) Разглядывать  узоры и формы, созданные природой,  интерпретировать  их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью  и графической росписи  и т. д. Изображать  (декоративно) бабочек,   рыб, птиц,   передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Создавать  несложные   новогодние   украшения   из   цветной   бумаги   (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать  украшения   как   знаки,   помогающие   узнавать   героев   и характеризующие   их.  Изображать  сказочных   героев,   опираясь   на   изображения характерных   для   них   украшений   (шляпа   Незнайки   и   Красной   Шапочки,   Кот   в сапогах и т. д.). РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК­ЛАДНОГО  ИСКУССТВА»   (18 ЧАСОВ) Первичное   знакомство   с     дизайном.   Строят   не   только дома,   но и вещи,   создавая  для  них  нужную  форму  — удобную и красивую Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение   внешнего   вида   здания   и   его   назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Природные   постройки   и   конструкции.   Многообразие природных   построек,   их   формы   и   конструкции. Соотношение форм и их пропорций. Понятие сюжетная композиция Понятие  «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов     костюм «Жизнь   костюма   в   теат­ ре.» Сценический героев. «Россия державная»   В   мире   народного зодчества. Памятники архитектуры. «Город чудный…» Памятники архитектуры. «Защитники русской» Сюжетная композиция «Дорогие родные.» Женский портрет. любимые, земли   Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов   современного   дизайна   с   целью   развития   наблюдательности   и представлений   о   многообразии   и   выразительности   конструктивных пространственных форм.  Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они    состоят Наблюдать постройки в  городских форму, конструкцию, пропорции. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). «Широкая Масленица» Сюжетно­декоративная композиция. Конструкция   предмета.   Любое   изображение   —  взаимодействие   нескольких   простых   геометрических форм. «Красота   и   мудрость народной игрушки.» Зарисовка игрушек. Изображение   сказочного   мира.   Мастера   помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.  Выразительность   размещения   элементов   коллективного панно. «Герои   сказки   глазами художника» Декоративно­сюжетная композиция. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. «Водные России» Морской   пейзаж:   линия горизонта, колорит. «Цветы   России   на Павловских   платках   и шалях». Русская традиции мастерства. Взаимодействие   художественной деятельности:   участвуют   в   процессе   создания практической   работы   и   в   анализе   произведений искусства;   как   этапы,   последовательность   создания  произведения; у каждого своя социальная функция. просторы набойка:     трех   видов   Основы символики Времена   года.   Как   они   выглядят.   Художники   – пейзажисты. «В   весеннем   небе   салют Победы» Декоративно­сюжетная композиция. «Гербы   городов   Золотого кольца.» Символические изображения: герба. «Сиреневые перезвоны» Натюрморт состав   Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. «У   всякого   мастера   свои затеи»   Орнамент   народов мира. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы   работы   в   технике   бумагопластики.   Создание   коллективного   макета. Конструировать(строить)   из   бумаги   (или   коробочек­упаковок)   разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать  различные   предметы   с   точки   зрения   строения   их   формы,   их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять,  конструировать  из   простых   геометрических   форм   изображения животных в технике аппликации. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство   с   работой   дизайнера:   Мастер   Постройки   придумывает   форму   для бытовых   вещей.   Мастер   Украшения   в   соответствии   с   этой   формой   помогает украшать вещи. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы   с   позиции   творчества   Мастера   Постройки.   Анализ   формы   домов,   их элементов,   деталей   в   связи   с   их   назначением.   Создание   образа   города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Различать  три вида художественной деятельности (по цели де­ятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать  и   обсуждать  выставку   детских   работ   (рисунки,   скульптура,  выделять  в   них   знакомые   средства   выражения, постройки,   украшения), определять  задачи,   которые   решал   автор   в   своей   работе  Анализировать деятельность   Мастера   Изображения,   Мастера   Украшения   и   Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создание  коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно­коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать,   придумывать  декор   на   основе   алгоритмически   заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Картина и скульптура. Репродукция. «Наши достижения Наш   проект.   «Я   знаю.   Я могу» Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА                                                        Дидактическое и методическое обеспечение Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2016. 2.  Шпикалова,   Т.   Я.  Изобразительное   искусство. Творческая   тетрадь.   3   класс       :   пособие     для     учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2016.                        1.Шпикалова,   Т.   Я.  Изобразительное   искусство.   Рабочая программа.   Предметная   линия   учебников   под   редакцией   Т.   Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2016. 2.  Шпикалова,   Т.   Я.  Методическое   пособие   к   учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» / Т. Я. Шпикалова. Наименования объектов и средств материально­технического обеспечения Материально­техническое обеспечение Количество Примечание 1.Компьютер. 2.Проектор 3. Экспозиционный экран        4.Принтер 1 1 1 1 Электронные ресурсы   образовательные Информационно­комммуникационные средства Ресурсы Интернета 1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki 2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет­педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org 3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru  4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru 5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su Календарно­тематическое планирование  по изобразительному чтению – 3 класс №п/п Тема  урока I  ТРИМЕСТР – 12 ЧАСОВ Кол­ во часов Тип  урока Характеристика вида деятельности Вид контроля ИКТ Дата По плану Факт «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч) ОСЕНЬ. 1 Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт:   форма.  цвет,     свет, Текущий Презентация 1 Комбинирова нный   репродукций   Беседа «Земля одна, а цветы на ней разные». Рассматривание картин­ натюрмортов   отечественных   художников (мультимедийная   презентация,   учебник). Коллективное   обсуждение   и   ответы   на в о п р о с ы : какие цветы дети знают? Какого цвета   бывают   цветы?   Какую   они   имеют форму?   Показ   приемов   работы   кистью   при изображении   осенних   цветов.   Выполнение упражнения   в   творческой   тетради. Обсуждение с учащимися того, как они будут рисовать кистью композицию на тему «Чужие цветы   краснее,   а   свои   милее».   Рисование  Основы осенних   цветов   в   тетради. художественного изображения.  Рисование   с   натуры   или   по   памяти   (акварель, гуашь, кисти) 2 3 4 В   жостовском   подносе   все   цветы России.  Русские   мастерства. традиции лаки:   1 Комбинирова нный О   чем   может   рассказать   русский расписной   поднос.   Русские   лаки: традиции мастерства. 1 Комбинирова нный Каждый   художник   урожай   своей земли хвалит.  Натюрморт: и тень, и объем.     форма свет       1 Комбинирова нный Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация           промысла, технологии собственного Беседа   о   работах   жостовских   мастеров­ кузнецов,   о   секретах   рождения   формы жостовского подноса «В жостовском подносе все   цветы   России.   Русские   лаки». Коллективное   обсуждение   особенностей художественного обмен впечатлениями о работах народных мастеров. Анализ конструирования объемного   подноса   из   плотной   бумаги   по мотивам   жостовских   изделий.   «Твоя мастерская»,   самостоятельная   работа   по изготовлению   варианта объемного   подноса   из   плотной   бумаги приемами   сгибания,   складывания,   вырезания, склеивания. Показ приемов работы кистью при рисовании   узоров   по   мотивам   жостовской росписи.  Народный   орнамент   России. Повтор   по   мотивам   цветочной   росписи Жостова   (акварель, гуашь, кисти) Путешествие в   прошлое: и его хозяин».  Беседа   о   сходстве   и   различии   в   приемах   кистевой   росписи   мастеров Жостова   и   Городца.   Проговаривание учащимися   состава   своей   композиции цветочной  росписи  на  подносе  и  приемов  ее выполнения.   в   творческой   тетради.   Обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов.  Народный орнамент России.  Вариации   по   мотивам   цветочной   росписи Жостова (гуашь, белила, кисть) Рассматривание многообразия осенних плодов в   природе   и   в   произведениях   художников   (мультимедийная   презентация,   учеб   ник, рабочая   тетрадь,   Восхищение богатством урожая.  Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.   Выявление   приемов   и   способов передачи   иллюзии   объемности   на   плоской   Самостоятельная   работа   «Жостовский   поднос   образцы). лети, и         змеев карандаши)    воздушных поверхности листа.  Коллективное   рассуждение   о   форме   даров природы   и   способах   передачи   их   объема   на плоскости   листа.   Выполнение   рисунка натюрморта   из   овощей   и   фруктов   с использованием   одной   из   предложенных композиционных   схем.   Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных  ими способах воплощения замысла. Основы художественного изображения.  Рисование с натуры  (акварель, гуашь, кисти, цветные (по выбору) Беседа   «Лети,   бумажный   змей». Путешествие   в   историю   этого   искусства художественного конструирования оформления   (мультимедийная     презентация,   учебник). Коллективный   обмен   мнениями   об   игре­ искусстве,   оформлении   воздушных   змеев. Расширение   представлений   о   зеркально­   многоярусного симметричной орнамента.   Рассматривание   одного     из вариантов   конструкции   змея   в   виде   птицы (ласточки) схемы орнаментальной   композиции   (в   творческой тетради).  Завершение композиционной схемы орнамента, украшающего   форму   воздушного   змея. Создание   эскиза   воздушного   змея   и   его украшения.  Орнамент   в   искусстве   народов   мира. Декоративная   по   мотивам   народной   орнаментики   (акварель,   гуашь,   кисти,   фломастеры   или цветные карандаши) (по выбору) Знакомство  с  произведениями  традиционного искусства   из   текстильных   материалов (мультимедийная   презентация,   учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий).  Коллективный   об   увиденных   произведениях   декоративно­ прикладного искусства.    мнениями   графической композиция   основе   обмен   и     Текущий Презентация Текущий Презентация 5 6 Лети, лети, бумажный змей.  Орнамент народов мира: традиции мастерства.   1 Комбинирова нный Чуден  свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная   мозаика:   традиции мастерства. 1 Комбинирова нный 7 8 Живописные просторы Родины.  Пейзаж: и цвет. пространство     края Родные в росписи гжельской майолики.  Русская   майолика: мастерства.   традиции 1   Комбинирова нный   1 Комбинирова нный             Работа «Чуден Беседа   свет – мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. Творческая работа: композиционные схемы   орнамента   лоскутных   ковриков, пояснение   названия   композиций.   Создание эскиза   орнамента   для   своего   лоскутного коврика.  Прослушивание   пояснений   авторов композиций   к   выполненным   схемам   и найденному   цветовому   решению   эскиза,   а также названию коврика. Народный   орнамент   России.  Декоративная композиция по мотивам народного орнамента (акварель, гуашь, кисти, фломастеры)  Знакомство   с   пейзажем   в   произведениях поэзии   и   изобразительного   искусства. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных услышанных полотнах,   замыслах   авторов   этих стихотворениях,     Рассказы   о   наблюдениях произведений.   природы.   с учебником, подготовка ответов на вопросы, помогающие особенности изображения   пространства   на   плоскости. Выполнение   упражнений­экспериментов   в рабочей тетради. Творческая работа в тетради. Выслушивание     авторов   работ   о   найденных ими решениях пространственных планов. Основы художественного изображения.  Рисование   по   памяти,   по   представлению (акварель, гуашь, кисти) Путешествие  в   «машине   времени»:   Гжель   230   лет   назад. Майолика   XVIII (мультимедийная презентация,   учебник,   творческая   тетрадь, образцы).   Коллективный   обмен   своими впечатлениями об увиденных работах.  Ответ   на  в о п р о с :   в  чем  отличие   росписи гжельского фарфора от майолики?  Освоение   детьми   на   практике   палитры мастеров   гжельской   майолики.   Рисование кистью   по   мотивам   пейзажа   майолики   Гжели.   Сравнение   работ,   выполненных   на   данном   уроке   и   предыдущем уяснить   в.   Текущий Презентация Текущий Презентация 9 «Двор, что город, изба, что терем». В   мире   народного   зодчества: традиции русского мастерства 1 Комбинирова нный 10 «То ли терем, то ли царёв дворец».  В   мире   народного   зодчества: традиции народного мастерства  1 Комбинирова нный Текущий Презентация Текущий Презентация   вывода и   посвященных   образу   родной   природы; формулирование   о том, что истоки различных художественных произведений едины. Народный орнамент России.   Декоративная композиция   по   мотивам   росписи   гжельской майолики (акварель, кисти)   фасада избы   на   Работа суждений Беседа   «Крестьянская   изба   как   модель   материале мироздания». изобразительного   ряда   в   учебнике, помогающая   понять   связь   красоты   и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского   дома,   усвоить   архитектурные термины   и   понятия.   Рисование   по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков­оберегов,   отражающих   восприятие нашими   предками   природы   и   их   понимание   Обсуждение   работ, устройства   мира. выслушивание     о красоте памятников деревянного зодчества. Народный орнамент России.  Декоративная композиция по мотивам резного убранства     (карандаш, перо, фломастер) Продолжение беседы о деревянном зодчестве России.   Расширение   представлений   о старинной архитектуре на примере теремных построек.  Работа с литературными  текстами, сказками,  подготовка ответов на вопросы  об особенностях конструкции и декора теремов. Выполнение   зарисовок   отдельных   элементов конструкции   дома­терема.   Сочинение композиции  «Сказочный  терем».  Обсуждение сказочных   картин,   анализ   тех   из   них,   в которых   качество   сказочности,   необычности  Основы передано   особенно   удачно. художественного изображения. Тематическая   композиция   на   тему   народной сказки (акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры) (по выбору) 11 12   Каждая   своим   пером   красуется.  Живая природа: форма,  цвет, пропорции. птица 1 Комбинирова нный   впечатлений, связанных   наблюдением   Беседа «Каждая птица своим пером красуется. Живая   природа:   форма   и   цвет».   Обобщение с детских   предварительным   птиц, зимующих   в   нашем   краю,   в   природе. Знакомство с техникой акварельной живописи «по   сырому»   на   примере   набросков   птиц, выполненных   художником   В.   Каневским. Выполнение   быстрых   акварельных   набросков птиц   по   памяти   в   технике   «по   сырому». Обсуждение   рисунков,   выявление   наиболее выразительных,   точных   по   форме,   цвету, легких по живописному исполнению работ. Основы   художественного   изображения. Рисование   по   памяти,   по   представлению (акварель, кисти) ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч) Каждая изба удивительных вещей  полна.  Натюрморт: и тень, и пропорции свет объем           1 Комбинирова нный     с «Вхождение» в предметный мир крестьянской художественными избы.   Работа произведениями     Коллективное в   жанре   натюрморта. рассуждение о зависимости цветовой гаммы от вечернего   или   дневного   освещения,   об особенностях   колорита   при   искусственном источнике   света.   Выполнение   упражнения   на подбор   оттенков   цвета   в   тени   к   заданному набору   оттенков   цвета   освещенных поверхностей.   Завершение   графического рисунка   натюрморта   в   цвете   с   учетом  Основы искусственного   освещения. художественного изображения. Рисование по представлению, выявление объема  (акварель, кисти). Обсуждение рисунков: какие из них наиболее привлекательны,  достоверны,  в   каких   из   них достаточно   ярко   проявлены   творчество   и фантазия   II  триместр – 11  часов 13 Русская  зима.  Пейзаж в графике: черный и белый цвета. 1 Комбинирова нный Беседа   о   меняющейся   каждый   день   зимней красоте   об   образе   природы   на   зимних   пейзажах вернисажа. Работа по графической композиции природе; в     Текущий Презентация Текущий Презентация приемов     схемами   Показ   Кравченко   «Зима». А.   Коллективное обсуждение   возможностей   графических средств   в   изображении   красоты,   состояний   природы зимой. работы. Экспериментирование   с   белой   краской.   образов   зимних   растений   в Создание   самостоятельных   творческих   работах. Обсуждение   работ   с   целью   выявления наиболее   изящных,   тонких,   выполненных   с любовью рисунков. Основы художественного изображения.  Рисование по памяти, по представлению (перо, тушь, белая гуашь)    Беседа о красоте орнамента в традиционной зимней одежде разных народов мира, Крайнего Севера,   о   связи   функции   и   красоты   в   Знакомство   с художественном   изделии. сетчатого композиционными   орнамента   вязаных   изделий   (варежки, перчатки).   Сравнение   традиционной   одежды народов Севера (саами, финны, ханты, манси) по   иллюстрациям   в   учебнике,   в   тетради. Определение   общих   мотивов   и   раскрытие символики   орнамента.   Поиск   ответа   на в о п р о с :   о   чем   могут   рассказать   знаки­ символы   в   меховой   мозаике   и   украшении   из   бисера?   Творческая   работа   над   эскизом украшения   из   бисера   с   ис­пользованием колорита орнамента традиционной   зимней   одежды   и   украшений. Подведение итогов конкурса на лучший эскиз бисерного украшения.  Орнамент в искусстве народов мира.  Декоративная  композиция  по мотивам народного орнамента  (гуашь, кисти, фломастеры, (по выбору) Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о   подготовке   к   нему.   Рассказ   о   традициях празднования Нового года у разных народов. Завершение   композиции   праздничного карнавала   с   использованием   нарисованных фигурок для    цветные   карандаши)  элементов   и     Текущий Презентация Текущий Презентация 14   лето, Зима не в шубу одета.  Орнамент народов мира: традиции мастерства.     1 Комбинирова нный 15 Зима за морозы,  а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.   1 Комбинирова нный 16 Всякая   красота   фантазии   да умения   требует.   Маски   – фантастические   и   сказочные образы, маски ряженых. 1 Комбинирова нный 17 В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры­ обереги. 1 Комбинирова нный     яркость     о       кисти,     фломастеры, необычность, по   акварель, эскизов   костюмов.   Заполнение   всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка. Обсуждение новогодних картин: отбор тех из них, в которых  праздничность, выражены особенно интересно. Основы художественного изображения.  представлению Рисование (гуашь, цветные карандаши) (по выбору) Беседа традициях   маскарадных представлений   у   разных   народов   и   на   Руси. Работа по созданию образа матушки­природы на   основе   отбора   интересных   и   характерных для зимы признаков и ат­рибутов. Выполнение эскиза образа матушки­зимы с использованием разнообразных   материалов.  Народный орнамент России.  Декоративная  композиция с включением мотивов народного орнамента в украшение   зимней   одежды  (гуашь,   акварель, кисти,   фломастеры,   цветные   карандаши) (по   выбору).   Обсуждение   масок:   выбор наиболее   выразительных   и   оригинальных. Прослушивание   пояснений   о   том,   какие признаки зимы в масках олицетворяет каждый образ Знакомство с ан­ самблями   северорусского   и   южнорусского костюма   из   коллекции   Государственного исторического музея и музея этнографии.  Работа   со   словарем   терминов   –   элементов русского   народного   костюма.   Проведение сравнительного   анализа   главных   частей северорусского   и   южнорусского   костюмов. Творческая   работа,   связанная   с   завершением орнаментов,   украшающих   народный   костюм. Проведение   изовикторины   и   изображение ответов в разной технике.  Народный   орнамент   России.  Повтор   по мотивам   украшения   русского   народного костюма (фломастеры, цветные карандаши) Текущий Презентация Текущий Презентация 18 Жизнь костюма  в театре.  Сценический   костюм   героя: традиции народного костюма 1 Комбинирова нный 19 Россия державная.   В   мире   народного   зодчества: памятники архитектуры. 1 Комбинирова нный 20 «Город чудный…».  Памятники импровизация.   архитектуры: 1 Комбинирова нный Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация     по     представлению  Прослушивание Знакомство   с   театральными   костюмами. Выявление   роли   художника     в   создании сценического образа (декорации   и   костюм). Разъяснение   понятий:  костюм   сценический, костюмер. суждений учащихся   о   том,   какой   эскиз   сценического костюма   выбран   для   творческой   работы,   в какой технике будет выполнен эскиз.  Напоминание   о   том,   какое   значение   имеет прием рисования от общего (целого) к деталям и снова к об­ щему   в   данной   работе.   Самостоятельная работа   над   эскизом   сценического   костюма. Обсуждение   выполненных   работ   с   целью выбора наиболее удачных  эскизов костюмов. Основы художественного изображения.  Рисование (пастель, мелки, фломастеры) Краткий   исторический   экскурс   в   прошлое нашей   Родины,   связанное   с   героической обороной   ее   рубежей.   Работа   с   текстом учебника   (с.   66–67)   и   иллюстрациями исторических   памятников   архитектуры (учебник,   с.   Знакомство   с   основными архитектурными   элементами   крепостного ансамбля. изовикторины. Выполнение творческого задания по цветовому решению   изображения   архитектурного ансамбля.  Основы художественного изображения.  Сюжетное рисование (акварель, гуашь, кисти) Беседа   о   красоте   града   Китежа.   Работа   с произведениями   искусства,   знакомящими   с памятниками (учебник, с.   68–69);   подготовка   ответов   на   вопросы   и нахождение   разнообразных   композиционных схем   в   изображении   старинных   крепостей. Чтение   композиционных   схем   крепостных построек   (тетрадь,   с.   47)   и   определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике.   Создание   творческой   композиции «Старинный   русский   город­крепость»   в архитектуры     Проведение     68–69). 21 Защитники   Сюжетная композиционный центр. земли   Русской. композиция:   1 Комбинирова нный       вопросам по представленным творческой тетради.  Основы   художественного   изображения. Рисование   по   представлению:   техника графическая, живописная (по выбору) Беседа по тексту  и репродукциям  с   исторических   произведений   искусства.   Работа к   в   учебнике   художественным   произведениям. Выполнение учащимися  в творческой тетради набросков   человека   в   движении   по представлению. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее   в   тетради.  Обсуждение   выполненных рисунков:   выявление   наиболее   удачных, интересных. Основы   художественного   изображения. Рисование   и по представлению памяти по     ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч) 22 23 Дорогие, любимые, родные.  Женский   портрет:   выражение   и пропорции лица. 1 Комбинирова нный Широкая  Масленица.  Сюжетно­ композиция: декоративная композиционный центр   и цвет.     1 Комбинирова нный (мамы,   бабушки, Беседа   о   первом   весеннем   празднике,   о празднике   всех   женщин.   Ра­бота   по репродукциям женских  портретов,  ответы на вопросы.   Чтение   схем   изображения   головы   Создание   портрета   любимого человека. человека     сестры). Выслушивание  рассказов   авторов   рисунков   о тех, кого они запечатлели в своих работах. Основы   художе­ственного   изображения. Рисование   по   наблюдению,   по   памяти (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, Беседа   о   традиционном   народном   празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений   народа.   Работа   по   репродукциям картин,   представленным   в   учебнике. Подготовка ответов на вопросы.  Анализ   композиции,   цветового   решения творческой   работы   учащихся   детской художественной   Со­здание собственной   композиции   масленичного праздника   в   технике   бумажной   аппликации.   школы. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация III  триместр – 11  часов 24 Красота и мудрость народной игрушки.  Русская   деревянная   иг­рушка: развитие традиций мастерства.   1 Комбинирова нный 25 26 Герои сказки глазами художни ка.   Сюжетная композиция: композиционный   центр и цвет.   1 Комбинирова нный Герои   сказки   глазами   художника. композиция: Сюжетная   композиционные центр   и цвет.   1 Комбинирова нный     авторов Заслушивание интересных композиций,   оценка   общего   эмоционального состояния работ. Основы художественного изображения.  Рисование по наблюдению и по представлению: техника – обрывная аппликация         народных  (акварель, Участие   Знакомство   с   народной   русской   деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных   промыслов:   Сергиев   Посад, Богородское,   Семенов,   Полховский   Майдан, Федосеево.  Беседа, раскрыва ющая определение:  игрушка –   «зеркало   жизни»,   данное   известным художником и ис­следователем игрушки Н. Д. в Бартрамом. изовикторине.Выполнение зарисовок понравившихся   деревянных игрушек.   Выставка   «Русская   деревянная  Народный   орнамент   России. игрушка». Повтор   по   мотивам   народной   деревянной игрушки   кисти, гуашь, фломастеры, цветные карандаши) Беседа   о   сказке   как   об   одном   из   видов народного творчества. Просмотр  иллюстраций к из­ вестным фольклорным произведениям, беседа о   красоте   их   героев,   о   композиционных особенностях   Чтение композиционных   схем   к   иллюстрациям, выявление   местоположения   дополнительных элементов   по отношению к главному герою.  Выполнение   схематичного   построения   эскиза иллюстрации   к   сказке   в   технике   бумажной аппликации.  Основы   художественного изображения. Рисование по представлению.  Работа в технике бумажной аппликации Беседа   о   сказке   как   об   одном   из   видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к из­ вестным фольклорным произведениям, беседа иллюстраций. изображения     Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация иллюстраций. о   красоте   их   героев,   о   композиционных особенностях   Чтение композиционных   схем   к   иллюстрациям, выявление   местоположения   дополнительных элементов изображения  по отношению  к главному герою.  Основы художественного изображения.  Работа в любой технике (по выбору) ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)     об одном   Экспериментирование Беседа   из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении   рек,   озер,   морей.   Рассматривание морских   пейзажей,   подготовка   ответов   на вопросы.   Чтение   композиционных   схем   и нахождение соответствующих им живописных произ   ведений.   с цветом и выполнение творческого задания в тетради. Основы художественного изображения.  Рисование   по   наблюдению,   по   памяти   или представлению (акварель, кисти, карандаш) Беседа   «Цветы   России   на   павловопосадских платках   и шалях». Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветию.  Красота   родной   природы   в   росписи жостовских   подносов   и   в   декоре павловопосадских платков. Платок узорный в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи.  Повторение   растительного узора.  Народный орнамент России.  Повтор   по   мотивам   цветочной   композиции павловопосадских   узоров   на   платках   (акварель, кисти, фломастер) Беседа   об   искусстве   ручной   набойки. Просмотр   мультимедийной   презентации. Сравнение  приемов  ручной  набойки  мастера, за   мастером   элементов   вариация   и   27 28 Водные   просторы   России.   Мор­ ской   пейзаж:   линия   горизонта   и колорит. 1 Комбинирова нный   России Цветы   на павловопосадских платках и ша лях.  Русская   набойка: мастерства.    традиции 1 Комбинирова нный 29 Всяк на свой манер. Русская   набойка:   композиция     1 Комбинирова нный Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация и ритм.     – салют В весеннем не­ бе   Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно­сюжетная композиция: цвет. Гербы   городов   Золотого   кольца России. Символические состав герба. изображения:   1 1 Комбинирова нный Комбинирова нный Сиреневые перезвоны. Натюрморт: и цвет.   свет 1   Комбинирова нный 30 31 32 жившего в XIX веке,  с приемами работы современных набойщиков из Павловского Посада.  Работа   по   учебнику,   творческой   тетради. Коллективный обмен мнениями. Народный орнамент России.  Импровизация   по   мотивам   композиций   узоров   на павловопосадских платках (гуашь, кисти) Беседа   о   всенародном   празднике   Победы   с использованием   учебника.   Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование   с   красками,   поиск   цветовых   оттенков   для передачи   красоты   фейерверка.   Сочинение собственной композиции «Салют По­ беды».   Выслушивание   суждений   авторов рисунков   о   том,   как   они   добились   красоты, яркости   праздничного   салюта   в   своих произведениях. Народный   орнамент   России.  Импровизация по мотивам образов­символов в традиционной русской   культуре   кисти, фломастеры) Знакомство с ис­ кусством создания герба на примерах гербов городов   Золотого   кольца   России.   Рассказы учащихся   о   значении   изображения   на   гербе родного   города.   Ответы   на   вопросы изовикторины.   Творческая   работа   в   тетради. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся ис­пользовали при  Основы реализации   своего   изображения. художественного Символические изображения Беседа  с   учащимися   по   их  предварительным наблюдениям природы. Рассматривание   произведений   известных художников и ответы на вопросы.  Экспериментирование   с   красками:   поиск разнообразных   оттенков   цвета   для   теневой   и   освещенной   поверхности   сиреневых  (акварель, цветущей замысла.       Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация 33 34 У   всякого   мастера   свои   затеи. Орнамент     народов   мира: традиции мастерства. 1 Комбинирова нный   достижения. Наши знаю. Я Я могу. Наш проект.   1     Комбинирова нный   кисти, сирени соцветий.  Выполнение   творческого   задания:   сочинение собственной   композиции   или   рисование натюрморта с сиренью с натуры.  Основы художественного изображения.    Рисование с   натуры   и   по   представлению,   под впечатлением   увиденных   произведений (акварель,   мелки) Беседа   о   том,   как   богатый   животный   мир Земли   оживает   в   произведениях   народных мастеров мира.  Прослушивание   суждений   учащихся,   в которых они делятся своими представлениями об   образах­символах   в   народном   искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе.   Твор­ческая   работа   в   тетради. Определение   «экспертами­искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У  Орнамент всякого   мастера   свои   затеи». народов   мира.  Импровизация   по   мотивам образов­символов в искус­стве народов мира  Беседа о Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Рассматривание   произведений   ис­кусства   со сказочными   мифологическими   мотивами. Коллективное   рас   суждение   об   образах­ символах,   сюжетах   картин,   композиционных схемах.   Творческая   работа:   выполнение изображения   зверя   в   разных   техниках   (по выбору). «эк­спертами­ искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи»   Определение   гуашь,     Текущий Презентация Текущий Презентация

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.

Рабочая программа. Изобразительное искусство 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018