Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
4 кл
15.08.2018
Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)
Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс). Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
ИЗО 4 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной категории       Ивлевой Татьяны Михайловны «Изобразительное искусство» начальное общее образование, 4 класс 2017/2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании  следующих Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. нормативно­правовых документов: 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); 1. 2. 5. 6. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); 3. Федерального   базисного   учебного   плана,   утв.   приказом   Минобразования Российской   Федерации   от   09.03.2004   № 1312   (в   редакции   приказов   Минобрнауки   РФ   от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74); 4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08­1786 «О рабочих программах учебных предметов». Учебного   плана   МОУ   «СОШ   №  12   с   углубленным   изучением   отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год. Основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   МБОУ «СОШ №12».  7. 8. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №12». Авторской     программы   «Изобразительное   искусство   1­4   классы».  /  Б.   М. Неменский [и др.].,   методического пособия «Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1­4 классы / Б.М. Неменский и др.  Актуальность изучения учебного предмета, курса             Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который   включает   в   себя   все   основные   виды   искусства:   живопись,   графику,   скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно­прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.   Они   изучаются   в   контексте   взаимодействия   с   другими   искусствами,   а   также   в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Цели и задачи изучения учебного предмета, курса        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.  Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: ­ овладение   знаниями   элементарных   основ   реалистического   рисунка,   формирование навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по   представлению,   ознакомление   с   особенностями работы в области декоративно­прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; ­ развитие   у   детей   изобразительных   способностей,   художественного   вкуса,   творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.                        В основу программы положены идеи и положения Федерального   государственного образовательного     стандарта     начального     общего   образовании       и     Концепции   духовно­ 2 нравственного развития и воспитания личности гражданина России.                          Программа  создана  на основе  развития  традиций  российского  художественного образования,   внедрения   современных   инновационных   методов   и   на   основе   современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного   проекта,   разрабатываемого   на   основе   системной   исследовательской   и экспериментальной   работы.   Смысловая   и   логическая   последовательность   программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.              Художественно­эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально­нравственного потенциала ребенка, его души средствами  приобщения  к  художественной  культуре  как  форме духовно­ нравственного   поиска   человечества.   Содержание   программы   учитывает   возрастание   роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.            Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.          Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества,   значение   искусства   в   развитии   каждого   ребенка   —   главный   смысловой   стержень программы. Общая характеристика учебного предмета, курса                 Систематизирующим   методом   является  выделение   трех   основных   видов     Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально­пространственных искусств: живопись, графику,   скульптуру,   дизайн,   архитектуру,   народное   и   декоративно­прикладное   искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.   художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: —  изобразительная  художественная  деятельность; —  декоративная  художественная  деятельность; —  конструктивная  художественная  деятельность.                   Три   способа   художественного   освоения   действительности   —   изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им   понятных,   интересных   и   доступных   видов   художественной   деятельности:   изображение, украшение,   постройка.   Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.         При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание   предметно­пространственной   среды;   декоративная   деятельность   —   это   способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.         Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают   вначале   структурно   членить,   а   значит,   и   понимать   деятельность   искусств   в 3 художественно­творческая   окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.                 Тематическая  цельность и последовательность развития курса  помогают обеспечить прозрачные   эмоциональные   контакты   с   искусством   на   каждом   этапе   обучения.   Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры.                Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.               Основные  виды   учебной   деятельности  —   практическая   художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая     деятельность  (ребенок   выступает   в   роли художника) и  деятельность по восприятию искусства  (ребенок выступает в роли  зрителя, осваивая   опыт   художественной   культуры)   имеют   творческий   характер.   Учащиеся   осваивают различные   художественные   материалы   (гуашь   и   акварель,   карандаши,   мелки,   уголь,   пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка,   бумажная   пластика   и   др.).   Одна   из   задач   —  постоянная   смена   художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.        Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств,   а   также   овладение   образным   языком   искусства.   Только   в   единстве   восприятия произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым   видом   деятельности   учащихся   является   выполнение   творческих   проектов   и компьютерных   презентаций.   Для   этого   необходима   работа   со   словарями,   использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.               Программа   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные   представления   о   системе взаимодействия   искусства   с   жизнью.   Предусматривается   широкое   привлечение   жизненного опыта   детей,   примеров   из   окружающей   действительности.   Работа  на основе наблюдения  и эстетического переживания окружающей реальности  является важным условием освоения детьми   программного   материала.   Стремление   к   выражению   своего   отношения   к действительности должно служить источником развития образного мышления.        Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:  развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и  развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих   собственных   переживаний,   своего   внутреннего   мира   являются   важными   условиями освоения   детьми   материала   курса.   Конечная  цель  —   формирование   у   ребенка   способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.              Тематическая цельность и последовательность  развития курса помогают обеспечить прозрачные   эмоциональные   контакты   с   искусством   на   каждом   этапе   обучения.   Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной   культуры.   Принцип   опоры   на   личный   опыт   ребенка   и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.               Тема   1   класса   —  «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».  Дети   знакомятся   с 4 присутствием   разных   видов   художественной   деятельности   в   повседневной   жизни,   с   работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные   основания   изобразительного   языка,   —   рисовать,   украшать   и   конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.        Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на   способах   выражения   в   искусстве   чувств   человека,   на   художественных   средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.               Тема  3  класса  —  «Искусство вокруг нас».  Показано  присутствие  пространственно­ визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.        Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по­разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети   учатся   видеть,   как   многое   их   объединяет.   Искусство   способствует   взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.               Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка  и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.                Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает   чередование   уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.               Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально­ коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная   творческая   деятельность   учит   детей   договариваться,   ставить   и   решать   общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.               Художественная   деятельность   школьников   на   уроках   находит   разнообразные   формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;   обсуждение   работ   товарищей,   результатов   коллективного   творчества   и индивидуальной   работы   на   уроках;   изучение   художественного   наследия;   подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).              Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной   культуре.   Средства   художественной   выразительности   —   форма,   пропорции, пространство,   цвет,   линия,   объем,   фактура   материала,   ритм,   композиция   —   осваиваются учащимися   на   всем   протяжении   обучения.   На   уроках   вводится   игровая   драматургия   по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.         Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную   летопись   человечества,   как   выражение   отношения   человека   к   природе,   обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями   архитектуры,   скульптуры,   живописи,   графики,   декоративно­прикладного 5 искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.        Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует   внимание   детей,   формирует   опыт   творческого   общения.   Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения            Контроль   и   оценивание   осуществляется   в   соответствии   с   Положением   о   формах,   периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным   предметам в МБОУ «СОШ №12»  Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности  в обучении: ­ разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;  ­ дифференцированное домашнее задание;  ­ консультационная поддержка и помощь;  ­ обеспечение эмоционально­психологического комфорта, создание ситуации успеха. Количество учебных часов, на реализацию рабочей программы                      Согласно авторской программе на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 часа. По учебному плану МБОУ «СОШ №12» на 2017­2018 учебный год в 4 классе 35 учебных недель. В связи с этим добавляется 1 час на повторение в конце рабочей программы. Итого по рабочей программе 35 часов. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА          В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах   учащихся, которые   они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   учебного   предмета   по   программе «Изобразительное искусство»:  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;  сформированность   эстетических   чувств, наблюдательности и фантазии;  сформированность   эстетических   потребностей   (потребностей   в   общении   с   искусством, природой,   потребностей   в   творческом   отношении   к   окружающему   миру,   потребностей   в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;   художественно­творческого   мышления, 6 доброжелательности   и   эмоционально­нравственной  развитие   этических   чувств, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников   с   позиций   творческих   задач   данной   темы,   с   точки   зрения   содержания   и средств его выражения. (рисунке,   живописи,   скульптуре, Предметные результаты освоения учебного предмета, курса Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  сформированность  первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно­нравственном развитии человека;  сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического   отношения   к   миру;   понимание   красоты   как   ценности,   потребности   в художественном творчестве и в общении с искусством;  овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах художественной   деятельности     художественном конструировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной   деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);  знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);  знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств;  понимание образной природы искусства;  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;  применение   художественных   умений,   знаний   и   представлений   в   процессе   выполнения художественно­творческих работ;  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  умение   видеть   проявления   визуально­пространственных   искусств   в   окружающей   жизни:   в доме, на улице, в театре, на празднике;  способность   использовать   в   художественно­творческой   деятельности   различные 7 художественные материалы и художественные техники;  способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;  освоение умений применять в художественно­творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;  овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;  умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека   в   самых   разных   природных   условиях   создавать   свою   самобытную   художественную культуру;  изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по   урокам)   народов,   передача   особенностей   понимания   ими   красоты   природы,   человека, народных традиций;  способность   эстетически,   эмоционально   воспринимать   красоту   городов,   сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности   универсальных способностей   учащихся,   проявляющихся   в   познавательной   и   практической   творческой деятельности:  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  овладение   умением   творческого   видения   с   позиций   художника,   т.   е.   умением   сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  формирование   умения   понимать   причины   успеха   /   неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;  овладение   умением   вести   диалог,   распределять   функции   и   роли   в   процессе   выполнения коллективной творческой работы;  использование   средств   информационных   технологий   для   решения   различных   учебно­ творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;  умение   планировать   и   грамотно   осуществлять   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 8  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА № урока 1­2 3­4 5­6 Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся   Истоки родного искусства (8 ч) Пейзаж родной земли Задание:   изображение   российской   природы (пейзаж).  Материалы: гуашь, кисти, бумага. Деревня — деревянный мир Задание:  1)изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);  2)   создание   образа   традиционной   деревни: коллективное   панно   или   объемная пространственная постройка из бумаги. Материалы:   гуашь,   кисти,   бумага,   ножницы, клей. Красота человека Задание 1. Изображение женских и мужских образов   в   народных   костюмах.   Вариант задания:   изготовление   кукол   по   типу народных тряпичных или лепных фигур.   Задание   2.   Изображение   сцен   труда   из крестьянской жизни.  Материалы:   гуашь,   кисти,   бумага,   клей, ножницы. Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать   особенности   красоты   природы   разных   климатических   зон. Изображать   характерные   особенности   пейзажа   родной   природы.   Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.  Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.  Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.   Объяснять   особенности   конструкции   русской   избы   и   назначение   ее   отдельных элементов.  Изображать   графическими   или   живописными   средствами   образ   русской   избы   и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное   панно   (объемный   макет)   способом   объединения   индивидуально сделанных изображений. Овладевать   навыками   коллективной   деятельности,   работать   организованно   в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать   представление   об   особенностях   национального   образа   мужской   и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать   деятельность   каждого   из   Братьев­Мастеров   (Мастера   Изображения, Мастера   Украшения   и   Мастера   Постройки)   при   создании   русского   народного костюма.  Характеризовать   и   эстетически   оценивать   образы   человека   в   произведениях художников.  Создавать женские и мужские народные образы (портреты). 7­8 9 10 11 Народные праздники (обобщение темы) Задание:   создание   коллективного   панно   на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных   композиционных   работ). Тема   «Праздник»   может   быть   завершением коллективной   работы,   которая   велась   в течение нескольких занятий.  Материалы:   гуашь,   кисти,   склеенные   листы бумаги (или обои). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.  Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.  Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.  Овладевать на практике элементарными основами композиции. Древние города нашей земли (7 ч) Родной угол Задание:   создание   макета   древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). Вариант задания: изобразительный образ города­крепости.  Материалы:   бумага,   ножницы,   клей   или пластилин, стеки; графические материалы. Древние соборы Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Вариант задания: изображение храма.  Материалы:   пластилин,   стеки   или   бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага. Города Русской земли Задание:   моделирование   жилого   наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная   работа).   Вариант   задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).  Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).  Анализировать   роль   пропорций   в   архитектуре,   понимать   образное   значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города.  Создавать   макет   древнерусского   города.   Эстетически   оценивать   красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.  Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или   изображать   древнерусский   храм   (лепка   или   постройка   макета   здания; изобразительное решение). Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.  Изображать   и   моделировать   наполненное   жизнью   людей   пространство древнерусского города.  Учиться   понимать   красоту   исторического   образа   города   и   его   значение   для современной архитектуры.  11 12 13 14 15 Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти. Древнерусские воины­ защитники Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.  Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага. Новгород.   Псков.   Владимир   и   Суздаль. Москва Задание: беседа­путешествие — знакомство с исторической   архитектурой   города.   Вариант задания:   живописное   или   графическое изображение   древнерусского   города   (это особенно   уместно,   если   на   предыдущих уроках дети занимались постройкой).  Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия. Узорочье теремов Задание:   изображение   интерьера   теремных палат.   Материалы:   листы   бумаги   для   панно (бумага   тонированная   или   цветная),   гуашь, кисти. Пир в теремных палатах (обобщение темы) Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных   палатах»   как   обобщенного   образа народной   культуры   (изображение   и предметов; вклеивание аппликация). задания: индивидуальные изображения пира (гуашь).  Материалы:   гуашь,   кисти,   бумага,   ножницы, клей. персонажей,   Вариант       Интересоваться историей своей страны. Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников   Родины   (В.   Васнецов,   И.   Билибин,   П.   Корин   и   др.).   Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).  Овладевать навыками изображения фигуры человека. Уметь   анализировать   ценность   и   неповторимость   памятников   древнерусской архитектуры.  Воспринимать   и   эстетически   переживать   красоту   городов,   сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.  Выражать   свое   отношение   к   архитектурным   и   историческим   ансамблям древнерусских   городов.   Рассуждать   об   общем   и   особенном   в   древнерусской архитектуре разных городов России.  Уметь   объяснять   значение   архитектурных   памятников   древнего   зодчества   для современного общества.  Создавать образ древнерусского города. Иметь   представление   о   развитии   декора   городских   архитектурных   построек   и декоративном   украшении   интерьеров   (теремных   палат).   Различать   деятельность каждого из Братьев­Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.  Выражать   в   изображении   праздничную   нарядность,   узорочье   интерьера   терема (подготовка фона для следующего задания). Понимать   роль   постройки,   изображения,   украшения   при   создании   образа древнерусского города.  Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.  Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Каждый народ — художник (11 ч) 12 16­18   Образ   листы   мягкой   Страна   восходящего   солнца. художественной культуры Японии Задание   1.   Изображение   природы   через характерные детали.  (можно Материалы: оберточной)   бумаги,   обрезанные   как   свиток, акварель   (или   жидко   взятая   гуашь),   тушь, мягкая кисть.  Задание   2.   Изображение   японок   в   кимоно, передача   характерных   черт   лица,   прически, волнообразного   движения   фигуры.   Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.  Задание   3.   Создание   коллективного   панно «Праздник   цветения   вишни­сакуры»   или «Праздник   хризантем»   (плоскостной   или пространственный коллаж).  Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы,  клей. 19­20 Народы гор и степей Задание:   изображение   жизни   в   степи   и красоты   пустых   пространств   (развитие живописных навыков).  Материалы: гуашь, кисти, бумага. Обрести   знания   о   многообразии   представлений   народов   мира   о   красоте.   Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.  Иметь   представления   о   целостности   и   внутренней   обоснованности   различных художественных культур.  Воспринимать   эстетический   характер   традиционного   для   Японии   понимания красоты природы.  Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).  Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.  Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.  Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева   с   птичкой;   цветок   с   бабочкой;   трава   с   кузнечиками,   стрекозами;   ветка цветущей   вишни   на   фоне   тумана,   дальних   гор),   развивать   живописные   и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.  Приобретать   новые   навыки   в   изображении   природы   и   человека,   новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.  Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.  Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою   самобытную   художественную   культуру.   Изображать   сцены   жизни   людей   в степи   и   в   горах,   передавать   красоту   пустых   пространств   и   величия   горного пейзажа.  Овладевать   живописными   навыками   в   процессе   создания   самостоятельной творческой работы. 13 21 22­23 24­25 26 Города в пустыне   создание   образа   древнего Задание: среднеазиатского   города   (аппликация   на цветной   бумаге   или   макет   основных архитектурных построек).  Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.  Древняя Эллада Задание:   изображение   греческих   храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного   панно   «Древнегреческий праздник»   (пейзаж,   храмовые   постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). Материалы:   бумага,   ножницы,   клей;   гуашь, кисти. Европейские города Средневековья Задание:   поэтапная   работа   над   панно «Площадь   средневекового   города»   (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»)   с   подготовительными   этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения   (предметный   мир).   Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей. Многообразие   художественных   культур   в мире (обобщение темы) Художественные   культуры   мира   –   это пространственно­предметный мир, в котором выражается   душа   народа.   Влияние Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.  Создавать образ древнего среднеазиатского города.  Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.  Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.  Уметь   характеризовать   отличительные   черты   и   конструктивные   элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.  Моделировать   из   бумаги   конструкцию   греческих   храмов.   Осваивать   основы конструкции,   соотношение   основных   пропорций   фигуры   человека.   Изображать олимпийских   спортсменов   (фигуры   в   движении)   и   участников   праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).  Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников Видеть   и   объяснять   единство   форм   костюма   и   архитектуры,   общее   в   их конструкции и украшениях.  Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.  Создавать коллективное панно.  Использовать   и   развивать   навыки   конструирования   из   бумаги   (фасад   храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.  Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.  Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.  Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, 14 особенностей   природы   на   характер традиционных   построек,   гармонию   жилья   с природой, образ красоты человека, народные праздники   (образ   благополучия,   красоты, счастья в представлении этого народа).  Выставка   работ   и   беседа   на   тему   «Каждый народ   —   художник».   Понимание   разности творческой работы в разных культурах. эмоциональных оценках, собственной художественно­творческой деятельности.  Осознать   как   прекрасное   то,   что   человечество   столь   богато   разными художественными культурами. Искусство объединяет народы (8 ч) 27­28 Материнство Задание:   изображение   (по   представлению) матери   и   дитя,   их   единства,   ласки,   т.   е. отношения друг к другу.  Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. 29­30 Мудрость старости Задание:   изображение   любимого   пожилого человека,   передача   стремления   выразить   его внутренний   мир.   Материалы:   гуашь   или мелки, пастель, бумага. Сопереживание Задание:   создание   рисунка   с   драматическим сюжетом,   придуманным   автором   (больное животное, погибшее дерево и т. п.).  Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага. Герои­защитники Задание:   лепка   эскиза   памятника   герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. 31 32 Узнавать   и   приводить   примеры   произведений   искусства,   выражающих   красоту материнства. Рассказывать   о   своих   впечатлениях   от   общения   с   произведениями   искусства, анализировать выразительные средства произведений.  Развивать навыки композиционного изображения.  Изображать   образ   материнства   (мать   и   дитя),   опираясь   на   впечатления   от произведений искусства и жизни. Развивать навыки восприятия произведений искусства.  Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.  Создавать   в   процессе   творческой   работы   эмоционально   выразительный   образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь   объяснять,   рассуждать,   как   в   произведениях   искусства   выражается печальное и трагическое содержание.  Эмоционально   откликаться   на   образы   страдания   в   произведениях   искусства, пробуждающих чувства печали и участия.  Выражать   художественными   средствами   свое   отношение   при   изображении печального события.  Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.  Приводить примеры памятников героям Отечества.  Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).  Овладевать   навыками   изображения   в   объеме,   навыками   композиционного 15 33 34   подвигах, Юность и надежды Задание: изображение радости детства, мечты о   счастье,   путешествиях, открытиях.  Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага Искусство народов мира (обобщение темы) Вечные   темы   в   искусстве.   Восприятие произведений   станкового   искусства   — духовная   работа,   творчество   зрителя, влияющее   на   его   внутренний   мир   и представления   о   жизни.   Роль   искусства   в жизни   человека.   Многообразие   образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях   искусства   разных   народов мира.   Искусство   помогает   людям   понимать себя   и   других   людей.   Итоговая   выставка творческих   работ.   Творческий   отчет   для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. 35 ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 35 Ч Повторение и обобщение  построения в скульптуре. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.  Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.  Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Объяснять   и   оценивать   свои   впечатления   от   произведений   искусства   разных народов.  Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.  Рассказывать   об   особенностях   художественной   культуры   разных   (знакомых   по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.  Объяснять,   почему   многообразие   художественных   культур   (образов   красоты) является богатством и ценностью всего мира.  Обсуждать   и   анализировать   свои   работы   и   работы   одноклассников   с   позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. Резерв (1 ч) 16 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата  Тема Истоки родного искусства (8 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Пейзаж родной земли Пейзаж родной земли Деревня — деревянный мир Деревня — деревянный мир Красота человека Красота человека Народные праздники  Народные праздники (обобщение темы) Древние города нашей земли (7 часов) Родной угол Древние соборы Города Русской земли Древнерусские воины­защитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов Пир в теремных палатах (обобщение темы) Каждый народ — художник (11 часов) Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей Народы гор и степей Города в пустыне Древняя Эллада 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Древняя Эллада Европейские города Средневековья Европейские города Средневековья Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Искусство объединяет народы (8 часов) Материнство Материнство Мудрость старости Мудрость старости Сопереживание Герои­защитники Юность и надежды Искусство народов мира  35 Повторение и обобщение ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 35 Ч. Резерв (1 час) 19 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № Наименования объектов и средств материально­технического количество 1 1.1 1.2 1.3 обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1­ 4 класс. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015г. Неменский, Б. М.  Изобразительное искусство : 1–4 классы : Рабочие   программы   /  Б.   М.   Неменский   [и   др.].   –   М.   : Просвещение, 2015. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ —  Учебник  для   общеобразовательных художник:   4   класс. организаций / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2013.  Д Д К       Оборудование класса в соответствии с паспортом кабинета.   20 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № п\п Класс Дата   и   тема   по   рабочей учебной программе Дата   и   тема   с   учетом корректировки Причина корректировки Форма корректировк и  Согласование курирующим заместителем директора   с 21

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018