Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"
Оценка 5

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
2 кл
04.06.2018
Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Изобразительное искусство» основывается на следующих программно – методических материалах: - Изобразительное искусство и художественный труд. Авторская программа Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н.А. Горяева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. - ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст № 17785 от 22.12.2009. направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО +.docx
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   разработана   на   основе   авторской       программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.,   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования.                Программа «Изобразительное искусство» основывается на следующих программно – методических материалах:   ­    Изобразительное   искусство   и   художественный   труд.   Авторская программа Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н.А. Горяева – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2009.   ­  ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст № 17785 от 22.12.2009. направлена    обучающимися   личностных, метапредметных   (регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных)   и предметных результатов. на   достижение Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели). Для   реализации   программного   содержания   используется   следующий учебно­методический комплект: ­ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2014 ­   Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1­4 классы.­ М.: Просвещение, 2011. Цель  учебного   предмета   «Изобразительное   искусство»  — формирование   художественной   культуры   обучающихся   как   неотъемлемой части   культуры   духовной,   т.   е.   культуры   мироотношений,   выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые   искусством,   должны   быть   средством   очеловечения, формирования   нравственно­эстетической   отзывчивости   на   прекрасное   и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс   разработан   как  целостная   система   введения   в   художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных   (пластических)   искусств.   Они   изучаются   в   контексте взаимодействия   с   другими   искусствами,   а   также   в   контексте   конкретных связей с жизнью общества и человека.  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  ­изобразительная художественная деятельность; ­декоративная художественная деятельность; ­конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе   выступают   для   детей   в   качестве   доступных   видов   художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие   детей   в   этих   трех   видах   деятельности   позволяет   систематически приобщать их к миру искусства. Предмет   «Изобразительное   искусство»   предполагает   сотворчество учителя   и   обучающегося;   диалогичность;   четкость   поставленных   задач   и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Место курса  в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч   в   неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).   Общая характеристика курса Основные  виды   учебной   деятельности  —   практическая художественно­творческая деятельность младшего школьника и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая   художественно­творческая   деятельность  (ребенок выступает   в   роли   художника)   и  деятельность   по  восприятию   искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) Обучающиеся   осваивают   различные имеют   творческий   характер. художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна   из   задач   —  постоянная   смена   художественных   материалов,  Многообразие   видов овладение   их   выразительными   возможностями. деятельности  стимулирует   интерес   детей   к   предмету   и   является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие   произведений   искусства  предполагает   развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.   Только   в   единстве   восприятия   произведений   искусства   и собственной   творческой   практической   работы   происходит   формирование образного художественного мышления детей.  Особым   видом   деятельности   обучающихся   является   выполнение творческих проектов и презентаций.  Развитие   художественно­образного   мышления  детей   строится   на единстве   двух   его   основ:   развитие   наблюдательности,   т.е.   умения вглядываться   в   явления   жизни,  и   развитие   фантазии,  т.  е.  способности   на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков  индивидуального   практического   творчества  обучающихся  и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные   формы   работы:   работа   по   группам;   индивидуально­ коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).  Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры,   по   памяти,   по   представлению);   декоративная   и   конструктивная работа;   восприятие   явлений   действительности   и   произведений   искусства; обсуждение   работ   товарищей,   результатов   коллективного   творчества   и индивидуальной   работы   на   уроках;   изучение   художественного   наследия; подбор   иллюстративного   материала   к   изучаемым   темам;   прослушивание музыкальных   и   литературных   произведений   (народных,   классических, современных). Обсуждение   детских   работ  с   точки   зрения   их   содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть   и   оценить   свои   работы,  ощутить   радость   успеха.  Выполненные   на уроках   работы   обучающихся   могут   быть   использованы   как   подарки   для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно­ нравственное развитие ребенка.  Культуросозидающая   роль   программы   состоит   в   воспитании гражданственности   и   патриотизма:   ребенок   постигает   искусство   своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.  В   основу   программы   положен   принцип   «от   родного   порога   в   мир общечеловеческой   культуры».   Природа   и   жизнь   являются   базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа   построена   так,   чтобы   дать   обучающимся   ясные представления   о   системе   взаимодействия   искусства   с   жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из   окружающей   действительности.   Работа   на   основе   наблюдения   и эстетического   переживания   окружающей   реальности   является   важным условием   освоения   детьми   программного   материала.   Стремление   к выражению   своего   отношения   к   действительности   должно   служить источником развития образного мышления. Одна   из   главных   задач   курса   —   развитие   у   ребенка  интереса   к внутреннему   миру   человека,   способности   углубления   в   себя,   осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной   форме,  в форме личного  творческого  опыта.  Для   этого необходимо   освоение   художественно­образного   языка,   средств художественной   выразительности.   Развитая   способность   к   эмоциональному уподоблению   —   основа   эстетической   отзывчивости.   На   этой   основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально­ценностных критериев жизни. Содержание учебного предмета Учимся у природы Наблюдение   природы   и     природных   явлений;   характеристика эмоциональных   состояний,   которые   они   вызывают   у   человека.   Различия   в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных   географических   широт.   Использование   различных   материалов   и средств для создания выразительных образов природы. Изображение   деревьев,   птиц,   зверей,   общие   и   характерные   черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества:   цветы,   раскраска   бабочек,   переплетение   ветвей   деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства. Основы   художественного   языка.  Особенности   композиции   при изображении   природных   объектов.   Понятия:   линия   горизонта,   ближе   – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм. Начальные   представления   о     цветоведении:   основные   и   составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных. Фантастические образы в изобразительном искусстве Сказочные   образы   в   искусстве.   Художественное   воображение   и художественная фантазия. Перенос художественного образа  с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм   в   изобразительной   деятельности.   Сказочные   образы   в   живописи, скульптуре,   архитектуре,   декоративно­прикладном   искусстве,   в   книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных   искусствах.   Выбор   художественных   материалов   и   средств   для создания   проектов   красивых,   удобных   и   выразительных   предметов   быта, видов транспорта. Ознакомление   с   шедеврами   русского   и   зарубежного   искусства, изображающими  сказочные и фантастические образы. Основы   художественного   языка.    Особенности   композиции   при передачи   сказочных   образов,   при   создании   фантастических   композиций. Понятия:   главное   –   второстепенное,   большое   –   маленькое,   плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма. Форма   предмета   и   стилизация   природных   форм   в   декоративном творчестве. Пропорции: соотношение целого и частей. Учимся на традициях своего народа. Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи   родной   природы.   Синтетический   характер   народной   культуры (взаимосвязь   украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки,   песен,   былин,   сказаний,   сказок).   Образ   человека   в   традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно­прикладного искусства. Ознакомление   с   шедеврами   русского   и   зарубежного   искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества. Основы   художественного   языка.  Возможности   композиции   (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно­символическая   роль   цвета   в   декоративно   ­   прикладном искусстве. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме. Приобщаемся  к культуре  народов  мира Взаимосвязь народного искусства с традициями народа  и окружающей природой. Развитие   представлений   о   роли   изобразительного   искусства   в общечеловеческой культуре. Знакомство   с   несколькими     наиболее   яркими   культурами   мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере   культурных   традиций   разных   народов   мира.   Образ   человека   в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства. Ознакомление   с   шедеврами   русского   и   зарубежного   искусства, затрагивающими  природу, сказками и мифами других народов. Основы   художественного   языка.  Использование   пропорций   и   форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений. Ритм в архитектуре  и декоративном искусстве. Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени. Использование   контраста   крупных   и   мелких,   длинных   и   коротких, округлых и острых форм в объеме. Опыт художественно­творческой деятельности Изображение   с   натуры,   по   памяти,   по   представлению   (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение   основ   рисунка,   живописи,   скульптуры,   декоративно­ прикладного   искусства.   Создание   моделей   предметов   бытового   окружения человека. Выбор   и   применение   выразительных   средств   для   реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача   настроения   в   творческой   работе   (живописи,   графике, скульптуре,   художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.   декоративно­прикладном   искусстве, Использование   в   индивидуальной   и   коллективной   деятельности различных   художественных   техник   и   материалов:     коллажа,   граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов. Выражение   своего   отношения   к   произведениям   изобразительного искусства,   участие   в   обсуждении   содержания   и   выразительных   средств произведений изобразительного искусства. к с е и ч т и к л а о р К   П 8 о а в т   № Раздел 1 Чем и как  работают  художники Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся УУД 8 Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги,  посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными  навыками. Изображать на основе смешивания трех  основных цветов разнообразные цветы по  памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и  светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной  для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью.  Создавать живописными материалами  различные по настроению пейзажи,  посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных  материалах. Понимать красоту и выразительность пастели,  мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками,  Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: ­эмоциональная отзывчивость на доступные  и близкие ребенку по настроению  произведения изобразительного искусства,  включая образы природы Земли; ­образ Родины, отраженный в художе­ ственных произведениях, в том числе через  восприятие пейзажей городов Золотого  кольца России; ­представление о труде художника, его роли в жизни общества; ­приобщение к мировой художественной  культуре, архитектуре разных стран  (рубрика «Приглашение в путешествие»); ­интерес к художественно­творческой  деятельности; ­понимание чувств других людей; ­первоначальное осознание роли прек­ расного в жизни человека; ­понимание значения иллюстраций к акварелью. Овладевать первичными знаниями  перспективы (загораживание, ближе ­ дальше). Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности  изображения на плоскости с помощью пятна. Понимать выразительные возможности линии,  точки, темного и белого пятен (язык графики)  для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими  материалами (тушь, палочка, кисть). Развивать навыки работы с целым куском  пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином  (выдавливание, заминание, вытягивание,  защипление. Овладевать приемами работы с бумагой,  навыками перевода плоского листа в  разнообразные объемные формы. Обобщать пройденный материал, обсуждать  творческие работы на итоговой выставке,  оценивать свою деятельность и деятельность  своих одноклассников. 2 Реальность  и фантазия 7 7 Изображать животных ,выделяя пропорции  частей тела. Передавать в изображении характер  литературным произведениям (сказкам),  живописи в мультипликации; ­выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений. Обучающийся получит возможность  для формирования: ­нравственно­эстетических переживаний  художественных произведений; ­представления о разнообразии и широте  изобразительного искусства; ­интереса к характерам и настроениям  людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра  изобразительного искусства; принятия на первоначальном уровне  нравственного содержания произведений  изобразительного искусства; ­понимания значения изобразительного  искусства в собственной жизни; ­первоначальной потребности воплощать  в реальную жизнь эстетические замыслы. Регулятивные УУД. Обучающийся научится: ­принимать учебную задачу и следовать выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к  частному. Придумывать выразительные фантастические  образы животных. Изображать сказочные существа путем  соединения воедино элементов разных  животных и даже растений.  Развивать навыки работы гуашью. Создавать с помощью графических  материалов, линий изображения различных  украшений в природе (паутинки, снежинки и  т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Осваивать: приёмы создания орнамента:  повторение модуля, ритмическое чередование  элемента. Осваивать навыки работы с бумагой  (закручивание, надрезание, складывание,  склеивание). Участвовать в создании коллективной работы. Обсуждать творческие работы на итоговой  выставке, оценивать свою деятельность и  деятельность своих одноклассников. 3 О чем  11 11 Характеризовать доброго и злого сказочных  инструкции учителя; ­планировать свои действия в соответствии  с учебными задачами, инструкцией учителя  и замыслом художественной работы; ­выполнять действия в устной форме; ­осуществлять контроль своего участия в  ходе коллективных творческих работ. Обучающийся получит возможность  научиться: ­осуществлять контроль по результату и  способу действия; ­выполнять действия в опоре на заданный  ориентир; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить соответствующие коррективы; ­выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек. Познавательные УУД. Обучающийся научится: ­расширять свои представления об ис­ кусстве (например, обращаясь к разделу  «Знакомство с музеем»); ­ориентироваться в способах решения говорит  искусство героев. Сравнивать и анализировать возможности  использования изобразительных средств  для  создания доброго и злого образов. Учиться  изображать эмоциональное состояние  человека. Создавать живописными  материалами выразительные контрастные  образы доброго и злого героя (сказочные и  былинные персонажи). Создавать противоположные по характеру  сказочные женские образы, используя  живописные и графические средства. Изображать живописными материалами  контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы  гуашью. Сравнивать и анализировать украшения,  имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной  формы. Учиться видеть художественный образ в  архитектуре. Приобретать навыки восприятия  архитектурного образа в окружающей жизни  и  сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. исполнительской задачи; ­читать простое схематическое изобра­ жение; ­различать условные обозначения; ­осуществлять поиск нужной информации,  используя материал учебника и сведения,  полученные от взрослых, сверстников; ­сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств  (литература, музыка) и жизненного опыта. Обучающийся получит возможность  научиться: ­осуществлять поиск дополнительной  информации (задания типа «Найдите на  сайте...») с помощью взрослых; ­работать с дополнительными текстами  (рубрика «Советуем прочитать»); ­соотносить различные произведения по  настроению, форме, по некоторым  средствам художественной  выразительности; ­соотносить схематические изображения с содержанием заданий; ­выбирать из нескольких вариантов  выполнения работы приемлемый для 4 Как  говорит  искусство 8 8 Повторять и закреплять полученные на  предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой  выставке, оценивать свою деятельность и  деятельность одноклассников. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность  тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и  взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью  (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы  гуашью. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и  звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной  выразительности цвета ­ глухого и звонкого. Изображать борьбу тихого (глухого) и  звонкого цветов, изображая весеннюю землю Создавать колористическое богатство внутри  одной цветовой гаммы.  Закреплять умения работать кистью. Анализировать детские работы на выставке,  себя. Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: ­использовать простые речевые средства  для передачи своего впечатления от  произведения живописи, принимать участие  в их обсуждении; ­формулировать собственное мнение и  позицию; выполнять работу со сверстниками; ­воспринимать и учитывать настроение  других людей, их эмоции от восприятия  произведений искусства; ­договариваться, приходить к общему  решению. Обучающийся получит возможность  научиться: ­контролировать действия других  участников в процессе коллективной  творческой деятельности; ­понимать содержание вопросов и  воспроизводить их; ­контролировать свои действия в  коллективной работе; ­проявлять инициативу, участвуя в рассказывать о своих впечатлениях от работ  товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые  решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих  творческих планах на лето. создании коллективных художественных  работ; ­узнавать мнение друзей или однок­ лассников; ­вести диалог с учителем и однокла­ ссниками, прислушиваясь к их мнению, и  выражать свое терпимо и убедительно. ИТОГО 34 34 Требования к уровню подготовки обучающихся № Раздел 1 Чем и как  работают  художники Обучающийся  научится: ­ понимать, что такое деятельность художника (что  может изобразить художник – предметы, людей,  события; с помощью каких материалов изображает  художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть,  Обучающийся получит возможность научиться: ­ воспринимать произведения  изобразительного искусства, участвовать в  обсуждении их содержания и выразительных  средств, объяснять сюжеты и содержание краски и пр.); ­ узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж,  анималистический жанр, портрет) и виды  произведений (живопись, графика, скульптура,  декоративно­прикладное искусство и архитектура)  изобразительного искусства; ­узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных  и зарубежных художников, называть их авторов; ­ различать основные и составные, теплые и холодные  цвета; изменять их эмоциональную напряженность с  помощью смешивания с белой и черной красками;  использовать их для передачи художественного  замысла в собственной учебно­творческой  деятельности; ­использовать художественные материалы (гуашь,  акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь,  уголь, бумага). ­принимать и сохранять учебную, в том числе  художественно­творческую задачу, понимать смысл  инструкции учителя и вносить в нее коррективы; ­планировать свои действия в соответствии с  учебными задачами и собственным замыслом работы,  различая способ и результат собственных действий; ­выполнять простейшие композиции из бумаги и  бросового материала; ­эмоционально откликаться на образы, созданные в  знакомых произведений; ­ высказывать суждение о художественных  произведениях, изображающих природу и  человека в различных эмоциональных  состояниях; ­ моделировать новые формы, различные  ситуации, путем трансформации известного;  создавать новые образы природы, человека,  фантастического существа средствами  изобразительного искусства; ­ видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,  предметов; ­ изображать пейзажи, натюрморты,  портреты, выражая к ним свое  эмоциональное отношение. ­выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  соответствующие коррективы с учетом  характера сделанных ошибок; ­осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения учебной (художественной)  задачи. 2 Реальность и  фантазия 3 О чем  говорит  искусство 4 Как говорит  искусство изобразительном искусстве. ­осуществлять поиск информации в справочном  материале учебника и в дополнительных источниках; ­использовать знаково­символические средства, в том  числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения  учебных (художественных) задач; ­воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья),  ­соотносить их с визуально представленным  материалом; проводить сравнение и классификацию по заданным  критериям; ­ пользоваться простейшими приёмами лепки  (пластилин, глина); ­называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково); использовать примеры иллюстраций при обсуждении  особенностей творчества того или иного художника. ­использовать декоративные элементы,  геометрические, растительные узоры для украшения  своих изделий и предметов быта;  ­использовать ритм и стилизацию форм для создания  орнамента; передавать в собственной художественно­ творческой деятельности специфику стилистики  произведений народных художественных промыслов в  России (с учетом местных условий); ­применять основные средства художественной  выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с  ­ пользоваться средствами выразительности  языка живописи, графики, скульптуры,  декоративно­прикладного искусства,  художественного конструирования в  собственной художественно­творческой  деятельности;  ­самостоятельно расширять свои  представления о живописи; соотносить различные произведения по  настроению и форме; ­строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; ­обобщать учебный материал; устанавливать аналогии; ­сравнивать средства художественной  выразительности в разных видах искусства. ­ высказывать суждение о художественных  произведениях, изображающих природу и  человека в различных эмоциональных  состояниях; ­ моделировать новые формы, различные  ситуации, путем трансформации известного;  создавать новые образы природы, человека,  фантастического существа средствами  изобразительного искусства; ­ видеть, чувствовать и изображать красоту и натуры, по памяти и воображению);  разнообразие природы, человека, зданий,  предметов; ­ изображать пейзажи, натюрморты,  портреты, выражая к ним свое  эмоциональное отношение. Контроль и оценка планируемых результатов Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся, их  промежуточной и итоговой аттестации: индивидуальный, групповой,  фронтальный. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Формы и способы оценивания   Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1.Активность участия. 2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3.Искренность развернутость, ответов,   их       образность, аргументированность. 4.Самостоятельность. 5.Оригинальность суждений.  Критерии и система оценки творческой работы 1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2.Владение техникой: как  обучающийся пользуется художественными материалами,   как   использует   выразительные   художественные   средства   в выполнении задания. 3.Общее   впечатление   от   работы.   Оригинальность,   яркость   и эмоциональность   созданного   образа,   чувство   меры   в   оформлении   и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.           Из   всех   этих   компонентов   складывается   общая   оценка   работы обучающегося. Критерии оценивания знаний и умений Высокий уровень (оценка «5») ­ поставленные задачи выполнены  быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Повышенный уровень (оценка «4»)­ поставленные задачи выполнены  быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Базовый уровень(оценка «3»)­ поставленные задачи выполнены  частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Низкий уровень (оценка «2»)­ поставленные задачи не выполнены. Календарно­тематическое планирование Тема урока Элементы содержания Деятельность обучающихся е м е т     в № 1 № п/ п 1 Три основных цвета.  Рисование по памяти   «Цветочная поляна». Как и чем работает художник? (8 ч) Три основных цвета и их составные. Умение  смешивать краски. Зрительный ряд:  живые цветы, слайды  цветов, цветущего луга; наглядные пособия,  демонстрирующие 3 основных цвета и их  смешение (составные цвета); репродукции с  картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.   Смешивание цветных красок с белой. Зрительный ряд: слайды природы в резко  выраженных состояниях — гроза, буря  и  т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря —  дождь», Ф. Васильев «Перед грозой»,  «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака»,  «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на  Днепре», «Эффект заката» Первичные навыки рисования с натуры  (пейзаж) Зрительный ряд: слайды осеннего леса и  репродукции работ художников на эту тему:  И. Шишкин «Осень», «Перед грозой»,  «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан  «Золотая осень», В. Поляков «Осень в  Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский  «Опавшие листья»; наглядное пособие по  Наблюдать цветовые сочетания в  природе. Смешивать краски сразу на  листе бумаги, посредством приёма  «живая краска». Овладевать  первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания  трёх основных цветов разнообразные  цветы по памяти и впечатлению. Учиться сравнивать и различать  тёмные и светлые оттенки цвета и  тона. Смешивать цветные краски с  белой краской и чёрной краской для  получения богатого колорита.   Развивать навыки работы гуашью.  Создавать живописными  материалами различные по  настроению пейзажи, посвящённые  изображению природных стихий. Расширять знания о художественных  материалах. Понимать красоту и  выразительность пастели, мелков,  акварели. Развивать навыки работы  пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями   перспективы. Изображать осенний  лес, используя выразительные  возможности материалов. 2 2 Богатство цвета и  тона. Рисование по  представлению  «Радуга на грозовом  небе». ХКК («Осень в  Хабаровском крае») 3 3  Рисование по памяти  и представлению   «Осенний лес».  ХКК («Краски  осеннего леса  Хабаровского края»). а к и т к а р П +   д и В я л о р т н о к Теку щий   а т а Д 07.09 + Теку щий 14.09 + Теку щий 21.09 4 4 Создание в технике  аппликации ­ коврик  «Осенний листопад» 5 5 Рисование по памяти  «Графика зимнего  леса» Тушь.  ХКК («Красота  зимнего леса  Хабаровского края»). работе с разными красками и материалами;  практический показ техники графического  рисунка. Бережное использование и экономное  расходование материалов.  Зрительный ряд: живые листья, слайды  осеннего леса, земли, асфальта с опавшими  листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский  «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет  цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий  «Цветы и плоды».  Элементарные основы рисунка: линия,  штрих. Зрительный ряд: материалы или слайды  деревьев зимнего леса; репродукции  графических произведений: М. Мибурич  «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин  «Русский север» 6 6 Работы в объеме.  Лепка из пластилина  «Звери в лесу».  ХКК («Зимние  жители лесов  Хабаровского края»). Выполнение изделий из пластичных  материалов.  Овладение основными приемами обработки  пластичных материалов. Зрительный ряд: методические таблицы  («Последовательность рисования, лепки  птиц и животных»); фотографии скульптур,  сувениров  7 7 Конструирование.  «Игровая площадка»  Изготовление изделий из бумаги и картона;  основные приемы работы: разметка, резание,  Овладевать техникой и способами  аппликации. Понимать и  использовать особенности  изображения на плоскости с  помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших  листьев. Понимать выразительные  возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания  художественного образа. Осваивать  приёмы работы графическими  материалами. Наблюдать за  пластикой деревьев, веток, сухой  травы на фоне снега. Изображать,  используя графические материалы,  зимний лес. Сравнивать, сопоставлять  выразительные возможности  различных художественных  материалов, которые применяются в  скульптуре. Развивать навыки работы с целым куском пластилина .Овладевать приёмами работы с  пластилином.  Создавать объёмное  изображение животного с передачей  характера. Развивать навыки создания  геометрических форм из бумаги,  + Теку щий 28.09 + Теку щий 05.10 + Теку щий 12.10 19.10 Теку щий для вылепленных  зверей.  8 8 Обобщение по  разделу. Аппликация  «Праздничный город.  Серпантин.  Конфетти». сгибание, складывание, склеивание.  Последовательность операций. Декоративное оформление. Зрительный ряд: слайды произведений  архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с  бумагой. Изготовление изделий из бумаги и картона;  основные приемы работы: разметка, резание,  сгибание, складывание, склеивание.  Последовательность операций. Декоративное оформление. Зрительный ряд: слайды произведений  архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с  бумагой. 9 1 Рисование по памяти и представлению «Наши друзья: птицы»   ХКК («Птицы  Хабаровского края»). 10 2 Изображение и  фантазия. Рисование по  представлению   Реальность и фантазия (7 ч) Изображение по памяти.  Передача настроения в творческой работе с  помощью цвета. Зрительный ряд:  рисунки, выполненные  детьми; иллюстрации В. Серова к басням  И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в  павлиньих перьях»), В. Фаворский —  иллюстрации к рассказу Л. Толстого  «Ласточки», М. Врубель «Лебедь» Взаимосвязь изобразительного искусства с  литературой. Зрительный ряд: слайды реальных и  фантастических животных и птиц в русской  Рассматривать, изучать и  анализировать строение реальных  животных. Изображать животных,  выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер  выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Размышлять о возможностях  изображения как реального, так и  фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические  навыки перевода плоского листа в  разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с  бумагой. Конструировать из бумаги  объекты игровой площадки. + Повторять и закреплять полученные  на предыдущих уроках знания о  художественных материалах и их  выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с  помощью разнообразных  неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал,  обсуждать творческие работы на  итоговой выставке, оценивать  собственную художественную  деятельность и деятельность своих  одноклассников. 26.10 + Тема тичес кий  2 чет. + Теку щий 09.11 + Теку щий 16.11 «Сказочная птица».  11 3 Рисование по  представлению   «Паутинка» (веточка  с инеем или паутинка  с капелькой росы). 12 4 Украшения и  фантазия. Рисование  по представлению   «Кружевные узоры» 13 5 Конструирование из  бумаги «Подводный  мир». ХКК («Подводный  мир Хабаровского  края»). 14 6 Постройка и  фантазия. и каменной резьбе, в европейском и  восточном искусстве; М.Врубель «Царевна  Лебедь», методические таблицы «Цветовой  круг» Изображение при помощи линий. Зрительный ряд: слайды  фрагментов  природы, увиденных глазами художника,  фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры  плесени и грибков на камнях, стволах  деревьев) Работа в различных видах декоративно­ прикладной деятельности. Зрительный ряд: слайды и фотографии  кружев, вышивок, вещи бытового  назначения, декоративно украшенные,  вышивка, узоры; иллюстрации к русским  народным сказкам:  Н. Рерих «Снегурочка»,  В. Васнецов «У царевны подземного  царства», В. Суриков «Меншиков в  Березове». Изготовление изделий из бумаги и картона;  основные приемы работы: разметка, резание,  сгибание, складывание, склеивание.  Последовательность операций. Декоративное оформление. Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей;  репродукция картины А. Матисса «Красные  рыбы». Изготовление изделий из бумаги и картона;  основные приемы работы: разметка, резание,  образы животных. Изображать  сказочные существа путём  соединения элементов разных  животных и растений. Развивать  навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться видеть  украшения в природе. Создавать с  помощью графических материалов,  линий изображения различных  украшений в природе (паутинки,  снежинки и т.д.). Развивать навыки  работы тушью, пером, углём, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в  кружевах, тканях, украшениях на  посуде. Осваивать приёмы создания  орнамента. Создавать украшения (воротничок  для платья, подзор, закладка для  книги и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с  помощью линий различной толщины. Рассматривать природные  конструкции, анализировать их  формы, пропорции. Осваивать  навыки работы с бумагой  (закручивание, надрезание,  складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы  подводного мира. Участвовать в  создании коллективной работы. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными  + Теку щий 23.11 + Теку щий 30.11 + Теку щий 07.12 + Теку щий 14.12 Конструирование из  бумаги «Городок­ коробок». 15 7 Работа с бумагой  «Новогодние  игрушки». сгибание, складывание, склеивание.  Последовательность операций. Декоративное оформление. Зрительный ряд: слайды и фотографии  конструктивных форм в природе (домики  моллюсков, улиток, черепах, соты пчел,  яйцо, головка мака или стручок гороха и  многое другое). Слайды архитектурных  композиций.  Определение формы, размеров,  последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. постройками. Осваивать приёмы  работы с бумагой. Придумывать  разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических  зданий, фантастического города. Участвовать в создании  коллективной работы. Повторять и закреплять полученные  на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в  работе трёх Братьев­Мастеров (их  триединство). Конструировать и  украшать ёлочные украшения. Обсуждать творческие работы на  итоговой выставке, оценивать  собственную художественную  деятельность и деятельность своих  одноклассников. 21.12 + Тема тичес кий  16 1 Изображение природы. Рисование по памяти «Зима  пришла».  ХКК («Зимняя  красота Хабаровского края») Изображение  природы. Рисование  по представлению и  памяти «Море». 17 2 О чём говорит искусство (11 ч) Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке.  Зрительный ряд: репродукции и слайды:  И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова,  А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова,  И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова,  К. Юона, И. Айвазовского, С. Жуковского,  М.Сарьяна и другие; рисунки детей. Изображение контрастных состояний  природы (море нежное и ласковое, бурное и  тревожное). Зрительный ряд: репродукции и слайды:  И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова,  Наблюдать природу в различных  состояниях. Изображать  живописными материалами  контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки  работы гуашью. Наблюдать природу в различных  состояниях. Изображать  живописными материалами  контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки  + Теку щий 28.12 3 чет. 11.01 + Теку щий 18 3 Художники­ анималисты.  Рисование по памяти  «Любимая кошка». 19 4 Рисование по  представлению  «Женский образ   русских сказок». 20 5 Мужской образ. Рисование по  представлению  «Весёлый и грустный  клоуны». 21 6 Образ сказочного  героя в объёме. Лепка из пластилина  А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова,  К. Юона, И. Айвазовского, С. Жуковского,  М. Сарьяна и другие; рисунки детей. Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке.  Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по  теме, фотографии животных, репродукции  работ художников­анималистов:  Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п. Взаимосвязь изобразительного искусства с  литературой.  Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. Зрительный ряд: репродукции картин  художников, изобразивших  женский образ. Взаимосвязь изобразительного искусства с  литературой. Выбор и применение  выразительных средств для реализации  замысла в рисунке. Зрительный ряд: репродукции: В. Васнцов  «Богатыри», «Витязь на распутье»,  М. Врубель «Пан», «Демон сидящий»,  И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом;  методические пособия «Пропорции лица»,  «Положение головы (прямо, ¾, профиль)»,  «Мимика».  Выполнение изделий из пластичных  материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. работы гуашью. Наблюдать и рассматривать  животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку­ характеристику зверей. Входить в  образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко  выраженным характером и  настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать противоположные по  характеру сказочные женские образы  (Золушка и злая мачеха, баба  Бабариха и Царевна­Лебедь, добрая  и злая волшебницы),  используя  живописные и графические средства. Характеризовать доброго и злого  сказочных героев. Сравнивать и  анализировать возможности  использования изобразительных  средств,  для создания доброго и  злого образов. Учиться изображать  эмоциональное состояние человека. Создавать живописными  материалами контрастные образы  доброго или злого героя. + Теку щий 18.01 + Теку щий 25.01 + Теку щий 01.02 Характеризовать доброго и злого  сказочных героев. Сравнивать и  анализировать возможности  + Теку щий 08.02 сказочных героев. 22 7 Аппликация  «Украшение  заготовок мужского   оружия или женских   украшений». ХКК («Национальные костюмы региона») 23 8 Коллективно панно.  «Морской бой  Салтана и пиратов». 24 9 Рисование по  представлению  «Замок Снежной  королевы». 25 10 Работа в смешанной  технике «Замок  Зрительный ряд: сувениры, куклы;  методические таблицы; фотографии  скульптуры, в том числе античной, слайды  скульптурных изображений произведений  С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика  М. Врубеля. Взаимосвязь изобразительного искусства с  литературой. Основы изобразительного  искусства. Зрительный ряд: слайды с произведениями  художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет  дочери»), иллюстрации детских книг  (И. Билибин), фотографии старинной  русской одежды, оружия, кружев, женских и  мужских костюмов, украшений разных  народов. Передача настроения в творческой работе.  Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке. Зрительный ряд: слайды и репродукции  произведений художников, иллюстрации  детских книг: И. Билибин картины к сказке  «Сказка о царе Салтане»; произведения  народного искусства; Н. Рерих «Заморские  гости». Представление о роли изобразительных  искусств организации материального  окружения человека, его повседневной  жизни. Зрительный ряд: слайды и репродукции   архитектурных сооружений. Представление о роли изобразительных  искусств организации материального  использования изобразительных  средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать  эмоциональное состояние человека. Понимать роль украшения в жизни  человека. Сравнивать и  анализировать украшения, имеющие  разный характер. Создавать  декоративные композиции заданной  формы. Украшать кокошники,  оружие для добрых и злых сказочных героев. + Теку щий 15.02 + Теку щий 22.02 Сопереживать, принимать участие в  создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета,  формы, способных раскрыть  намерения человека. Украшать  паруса двух противоположных по  намерениям сказочных флотов. Учиться видеть художественный  образ в архитектуре. Приобретать  навыки восприятия архитектурного  образа в окружающей жизни  и  сказочных построек. Приобретать  опыт творческой работы Учиться видеть художественный  образ в архитектуре. Приобретать  + Теку щий 01.03 + Теку щий 15.03 Снежной королевы».  26 11 Обобщение по   разделу  «О чем  говорит искусство» окружения человека, его повседневной  жизни. Зрительный ряд: слайды и репродукции. Выставка творческих работ навыки восприятия архитектурного  образа в окружающей жизни  и  сказочных построек. Повторять и закреплять полученные  на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на  итоговой выставке, оценивать  собственную художественную  деятельность и деятельность  одноклассников. Как говорит искусство (8 ч) 27 1 Тёплые и холодные  цвета. Рисование  «Перо жар­птицы»,  «Букет цветов». Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке. Зрительный ряд: методические таблицы  «Цветовой круг», «Теплые и холодные  цвета»; слайды угасающего костра, огня. 28 2 29 3 Цвет как средство  выражения. Рисование по памяти  «Весенняя земля». ХКК («Весна в  Хабаровском крае») Графическое  изображение  весеннего лесного  пейзажа. Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке. Зрительный ряд: слайды весенней земли,  грозового неба, тумана, методические  пособия по цветоведению. Выбор и применение выразительных средств  для реализации замысла в рисунке. Зрительный ряд: методические таблицы,  динамическая таблица «Ближе — дальше»;  японская, китайская графика (о растениях). Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную  выразительность тёплых и холодных  цветов. Уметь видеть в природе  борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы  кистью (мазок «кирпичик», «волна»,  «пятнышко»). Развивать  колористические навыки работы  гуашью. Уметь наблюдать многообразие и  красоту цветовых состояний в  весенней природе. Изображать  борьбу тихого и звонкого цветов. Создавать колористическое  богатство внутри одной цветовой  гаммы. Закреплять умение работать  кистью. Расширять знания о средствах  художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей  действительности. Развивать навыки  работы тушью. 22.03 + Тема тичес кий  4 чет. 05.04 + Теку щий + Теку щий 12.04 + Теку щий 19.04 30 4 Ритм пятен как  средство выражения Аппликация из  бумаги «Птицы». Передача настроения в творческой работе с  помощью цвета, тона, композиции, пятна. Зрительный ряд: наглядные пособия.  31 5 Ритм линий.   Рисование по  представлению. «Весенние ручьи на  фоне земли». Передача настроения в творческой работе с  помощью цвета, тона, композиции, линии,  штриха, штриха. Зрительный ряд: слайды весенней земли,  грозового неба, тумана, методические  пособия по цветоведению. 32 6 Характер линий.  Рисование по  впечатлению «Березовая роща». Передача настроения в творческой работе с  помощью цвета, тона, композиции, линии,  штриха, штриха. Зрительный ряд: крупные, большие  весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с  изображением веток 33 7 Коллективная работа. Аппликация «Весна.  Шум птиц». ХКК («Весна в  Хабаровском крае») Передача настроения в творческой работе с  помощью цвета, тона,  композиции, пятна. Зрительный ряд: детские работы,  выполненные на тему "Весна", слайды веток,  Расширять знания о средствах  художественной выразительности. Понимать, что такое ритм.  Передавать расположение летящих  птиц на плоскости листа. Развивать  навыки творческой работы в технике  обрывной аппликации. Расширять знания о средствах  художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей  действительности. Фантазировать,  изображать весенние ручьи,  извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные. Развивать навыки работы пастелью,  восковыми мелками. Уметь видеть линии в окружающей  действительности. Наблюдать,  рассматривать, любоваться  весенними ветками различных  деревьев. Осознавать, как  определённым материалом можно  создать художественный образ. Использовать в работе сочетание  различных инструментов и  материалов. Изображать ветки  деревьев с определённым характером и настроением. Повторять и закреплять полученные  знания и умения. Понимать роль  взаимодействия различных средств  художественной выразительности  для создания того или иного образа. + Теку щий 26.04 + Теку щий 03.05 + Теку щий 10.05 + Теку щий 17.05 весенних мотивов. 34 8 Обобщающий урок  года. «В гостях у  Братьев­Мастеров». Виды и жанры изобразительных искусств.  Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.  Многообразие материалов и сфера их  использования. Создавать коллективную творческую  работу «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с одноклассниками в  процессе совместной творческой  работы, уметь договариваться,  объясняя замысел, выполнять работу  в границах заданной роли. Анализировать детские работы на  выставке, рассказывать о своих  впечатлениях от работ  одноклассников и произведений  художников. Понимать и уметь  называть задачи, которые решались в  каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о  своих творческих планах на лето. + итого 24.05 вый Материально­техническое обеспечение  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты:  учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2014 2. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя       мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику  «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2014 3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред.  Б.М. Неменского . 1­4 классы.­ М.: Просвещение, 2011. 4. Учебно­наглядные пособия. 5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. 6. Альбомы по искусству. 7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного  искусства и архитектуры. 8. Научно­популярная литература по искусству.       Печатные пособия 1. Портреты русских и зарубежных художников. 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. 3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. 4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,  птиц, человека. 5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно­ прикладному искусству. 6. Альбомы с демонстрационным материалом. 7. Дидактический раздаточный материал.  Компьютерные и информационно­коммуникативные средства 1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,  обучающие программы по предмету. 2. Электронные библиотеки по искусству.      Технические средства обучения 1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. 2. Экспозиционный экран. 3. Персональный ноутбук. 4. Образовательные ресурсы (диски). Учебно­практическое оборудование 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Тушь. 3. Бумага А4. 4. Бумага цветная. 5. Фломастеры. 6. Восковые мелки. 7. Кисти беличьи, кисти из щетины. 8. Емкости для воды. 9. Пластилин. 10.Клей. 11.Ножницы. Модели и натурный фонд 1. Муляжи фруктов и овощей. 2. Гербарии. 3. Изделия декоративно­прикладного искусства и народных промыслов. 4. Гипсовые геометрические тела. 5. Керамические изделия. 6. Предметы быта.  Оборудование класса 1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"
Скачать файл