Рабочая программа регионального компонента учебной дисциплины Краеведение для студентов СПО обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Программа создана автором . В программе отражается содержание дисциплины, самостоятельная работа студентов как аудиторная, так и внеаудиторная. Программа по дисциплине содержит 4 раздела:
I. Географическое краеведение Воронежской области
II. Экономическое краеведение Воронежской области
III. Развитие культуры Воронежского края
IV. Историческое краеведение Воронежской областиРабочая программа регионального компонента учебной дисциплины Краеведение для студентов СПО обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Программа создана автором .
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КРАЕВЕДЕНИЕ БМТКdocx.docx
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КРАЕВЕДЕНИЕ 2015 г.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебновоспитательной
работе______О.А. Стребкова
Рабочая программа дисциплины ОДР 01 Краеведение составлена в
соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной
политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении
регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Воронежской области.
Организацияразработчик:
Государственное образовательное бюджетное
учреждение среднего профессионального образования Воронежской области
«Бутурлиновский механикотехнологический колледж
Разработчик:
С. В. Осипова преподаватель ФГОУ СПО БМТК
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
специальности общеобразовательных дисциплин
Протокол № от
Председатель ПЦК______________
2 СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
26
32
3 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
1. 1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям ПКРС.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебный план ГОБУ СПО ВО «БМТК г. Бутурлиновки» в соответствии с
ФГОС по специальностям ПКРС и в соответствии с приказом №760
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской
области от 27 июля 2012 г. предусматривает
обязательное изучение
краеведения как региональный компонент на базовом уровне среднего
(полного) общего образования.
1.3. Статус документа
Рабочая программа дисциплины Краеведение составлена в соответствии с
приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики
Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Воронежской области.
Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах
образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост.
авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц
Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина
Э.В., ВОИПКРО, 2008.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данной
учебной дисциплины.
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения,
определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
структурирование учебного материала,
5 1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:
понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
взаимодействовал с ним;
осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких
людей, в общей судьбе народов России;
интересовался жизнью края;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его
объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах
трудоустройства;
участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое
народов края, совокупность природногеографических, этносоциальных и
социокультурных особенностей развития региона.
Методологической основой содержания предмета является философская
категория единства общего и особенного: своеобразие историкокультурного
развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом
содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте
общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Образовательные задачи курса – формирование знаний:
об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым
культурным наследием на примере конкретных объектов;
об этапах развития историкокультурного наследия на примере
конкретных объектов;
о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
о проблемах и перспективах собственного существования в этом крае.
Ценностные ориентиры, формируемые курсом:
Гражданственность;
Патриотизм;
Толерантность;
Интеллектуальная и творческая активность;
Уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
Основные дидактические принципы
Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно
эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей
6 знаний, объединенных краеведческим подходом: географическое краеведение,
экономическое краеведение, искусствоведческое краеведение, историческое
краеведение.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в
распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться
особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой
выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым
образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы. Поэтому,
программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по
Бутурлиновскому району и местному поселению.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний
глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий
потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент
делается на поисковых методах (эмпирических,
социологических,
теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками
краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы
преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Географическое краеведение – это один из путей патриотического и
нравственноэстетического воспитания учащихся Оно помогает увидеть и
оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и
нравственное воздействие природы.
Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно
следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к
исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную
роль в их профессиональном становлении.
Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий
– района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения
важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же
время выявляются местная специфика природных компонентов и их
территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу
родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Экономическое краеведение рассматривает вопросы современной социально
экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении
являются: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его
отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и
сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и
учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися
7 потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии
экономики всей страны.
Все стороны социальноэкономической жизни людей тесно взаимосвязаны.
Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при
рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего
развития.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных
(познавательной,
видов
преобразовательной, ценностноориентационной, коммуникативной и др.).
историкокраеведческой
деятельности
Учащиеся в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают
знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом.
Участие учащихся в историкокраеведческой деятельности способствует
углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов
общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и
осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность,
формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым
влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их
гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Искусствоведческое краеведение нацелено на формирование представлений
о художественной культуре Воронежского края как части национальной
духовной культуры, на приобщение учащихся
к общечеловеческим и
национальным ценностям через знакомство с художественной культурой
Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение
к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно
культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и
будущим.
Краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи,
графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также
знакомит учащихся с личностью художника писателя, живописца, актера,
режиссера, музыканта, архитектора.
Использование культурноисторического потенциала Воронежской области
особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих
способностей.
Различные формы краеведческого образования (научноисследовательская,
экскурсионномассовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют
углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя
обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности,
спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут
способствовать последовательному, содержательному и системному познанию
обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение
8 к происходящему, посильное участие учащихся в преобразовании родного края
являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни
людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается
возможности быть механизмом организации воспитательной системы в лицее.
в
Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и
познание, и труд, и творчество учащихся. В этом смысле оно удачно реализует
свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и
внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром»
воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
В результате изучения дисциплины Краеведение обучающийся должен
иметь следующие знания и умения.
В результате изучения раздела I.
Воронежской области
Географическое краеведение
9 Студент должен иметь представление:
•
о классификации топонимов: ойконимы,
урбанонимы, годонимы, агоронимы, дромонимы, микротопонимы.
об источниках изучения ойконимии Воронежского края.
гидронимы, оронимы,
•
Студент должен знать:
•
экономикогеографическое положение Воронежской области, состав
области и ЦЧР, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат,
влияние климата на хозяйственную деятельность области, почвы, влияние
деятельности человека на почву, природные зоны, современный растительный
покров и животный мир области, памятники природы (ботанические, водные,
геологические, ландшафтные, парковые);
•
историю заселения области и происхождение географических названий,
современное население области, размещение населения, населенные пункты,
миграционные процессы, происходящие в области;
Студент должен уметь:
•
России;
Воронежской области;
выделять, описывать и объяснять положение области на территории
•
находить в разных источниках и анализировать информацию о
•
•
приводить примеры памятников природы;
составлять характеристику экономикогеографического положения
области на основе различных источников географической информации и форм
ее представления;
•
определять координаты области, ее местоположение по отношению к
В результате изучения раздела II. Экономическое краеведение
другим территориям.
Воронежской области.
Студент должен иметь представление:
•
об экономическом положении Воронежской области, состав области и
об отраслевой специализации области и районов.
ЦЧР;
•
Учащийся должен знать:
•
структуру производства, трудовые ресурсы, отраслевой состав, основные
производственные предприятия области, перспективы и проблемы развития
промышленности и сельского хозяйства области, экономические районы, их
специализация и уровень развития, межрайонные и внешние экономические
связи области, туристские возможности области.
Учащийся должен уметь:
•
•
выделять, описывать и объяснять экономическое развитие области;
находить в разных источниках и анализировать информацию о
Воронежской области;
10 приводить примеры промышленных и сельскохозяйственных предприятий
области;
края.
•
•
•
•
•
•
•
•
составлять характеристику экономикогеографического положения
области на основе различных источников;
В результате изучения раздела III. Развитие культуры Воронежского
Студент должен иметь представление:
•
•
о знаменитых земляках Воронежской области;
о понятиях музыка, литературные жанры, декоративноприкладное
искусство, архитектура, музыкальные жанры.
Учащийся должен знать:
•
основные сведения о музыкантах, художниках, архитекторах, которые
жили и творили на территории Воронежской области;
•
основные села, районы, города на территории Черноземного края,
связанные с изобразительным и музыкальным искусством;
•
улицы, учебные заведения, театры и т.п., названные в честь музыкантов,
художников, архитекторов, которые жили и творили на территории
Воронежской области;
памятники и мемориальные доски, установленные в честь художников и
музыкантов на территории Воронежской области;
основные даты, адреса, события, связанные с местными художниками и
музыкантами;
Воронежа и области;
области.
художественные и музыкальные музеи, находящиеся на территории
художественные произведения, в которых рассказывается о Воронеже и
Студент должен уметь:
•
вписывать биографию музыканта, художника, архитектора в историко
культурный контекст определенной эпохи и местности;
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете;
писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий
материал.
дней;
В результате изучения раздела IV. Историческое краеведение
Воронежской области.
Студент должен иметь представление:
•
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших
•
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
11 изученные виды исторических источников.
•
Учащийся должен знать:
•
необходимых фактов, дат, терминов;
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение
Учащийся должен уметь:
•
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе
текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников;
•
соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории края;
•
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
•
показать на исторической карте территории расселения народов, границы
края, города, места значительных исторических событий;
•
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том
числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
•
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
явлений современной жизни;
понимания исторических причин и исторического значения событий и
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов
•
•
•
края;
•
•
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
12 Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
практической работы, самостоятельной работы учащихся на уроках 7 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
13 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
домашняя работа
Итоговая форма аттестации дифференцированный зачет
60
40
7
20
20
14 15 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Краеведение»
Наименование
разделов и тем
Раздел I.
Географическое
краеведение.
Тема 1.1.
Географическое
положение
Воронежской области.
История заселения
области и
происхождение
географических
названий.
Тема 1.2. Почва,
климат, рельеф и
полезные ископаемые.
Природные
достоприме
чательности области.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Положение области на физической, административной картах России,
физической и политической картах мира, материке, ВосточноЕвропейской
равнине, на градусной сетке. Пограничные области. Размер, площадь,
протяженность территории. Граница. Наши соседи. Заселение Воронежа
в эпоху палеолита, бронзовом веке. Дославянский этап. Древнеславянский
этап. Татаромонгольский этап. Этап русской колонизации. Этап русско
украинской колонизации. Население Воронежской области в XIX веке.
Характерные черты развития хозяйства, присущие каждому этапу.
Топонимика Воронежского края. Классификация топонимов: ойконимы,
гидронимы, оронимы, урбанонимы, годонимы, агоронимы, дромонимы,
микротопонимы.
Источники изучения ойконимии Воронежского края.
Ойконимия отражение этапов истории материальной и духовной
культуры создавшего ее народа и языковые закономерности. Ойконимия
историкогеографический и лингвистический источник. Ученыекраеведы
Воронежской области, исследования по истории края.
Самостоятельная работа (0,5 часа): Привести примеры ойконимов,
гидронимов, оронимов, урбанонимов, годонимов, агоронимов, дромонимов,
микротопонимов.
Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв области. Различия в их
главном свойстве плодородии. Почвенная карта области.
Времена года и типы погод на территории Воронежской области.
Температура воздуха по сезонам года. Распределение июньских и январских
температур, распределение осадков, преобладающее направление ветра.
Влияние климата на условия жизни и деятельность человека в Воронежской
Объем
часов
4,5
Уровень
усвоения
2
1
2
16 области. Атмосферные явления. Отражение особенностей атмосферных
явлений в народном творчестве.
основные месторождения.
Положение территории области на Среднерусской возвышенности,
Калачской возвышенности, ОкскоДонской низменности Восточно
Европейской равнины (на плите Русской платформы). Движения земной
коры на территории области. Средние и мелкие формы рельефа. Основные
формы рельефа Воронежской области (долины рек, овраги, балки,
западины), их происхождение. Роль внешних процессов в изменении
современного рельефа. Особенности залегания горных пород на территории
области. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, мел, известняк,
граниты,
Рациональное использование
минеральных богатств области.
Природные зоны Воронежской области – общая характеристика.
Растительность степей, лугов, болот, водоемов. Реликтовые растения.
Лекарственные растения. Животные лесов, степей, полей, лугов, водоемов,
подземные животные. Природные достопримечательности области. Красная
книга. Памятники природы: ботанические, водные, геологические,
ландшафтные, парковые. Археологические комплексы. Редкие растения и
животные,
области.
Достопримечательности своей местности. Охраняемые территории.
Заповедники. Заказники.
распространенные
на
территории
Тема 1.3. Население,
его численность и
плотность. Современное
население области.
Принадлежность населения области к европеоидной расе, индоевропейской
языковой семье, славянской группе. Национальный состав. Толерантность.
Влияние истории заселения населения на его плотность. Особенности быта.
Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей
нашей области.
Размещение населения на территории области. Типы населенных
2
3
17 пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. Топонимы
Воронежской области. Связь топонимов с природой области. Знаменитые
люди Воронежской области.
Изменение численности населения. Размещение населения.
Национальный состав. Городское и сельское население. Населенные пункты
области. Закономерности размещения населенных пунктов. Половозрастной
состав населения. Миграция населения. Демографическая ситуация в
Воронежской области.
Самостоятельная работа (1 час). Используя Интернет сайт
http://ru.wikipedia провести сравнительный анализ изменения численности
городского и сельского населения. ( 1 час)
Экономикогеографическое положение области. Структура производства,
изменения в структуре производства. Инвестиционная политика области.
Инвестиции внешние и внутренние. Национальные проекты. Трудовые
ресурсы области. Состояние рынка труда. Социальное положение населения
области. Учебные учреждения области. Отраслевой состав. Топливно
энергетический комплекс Воронежской области. АЭС. ВОГРЭС. Авиазавод
(ВАСО).
Химическая промышленность.
Строительство и производство строительных материалов. Транспорт и
транспортные магистрали области. Роль и значение машиностроительного
комплекса для Воронежской области. Тяжелое машиностроение. Точное
машиностроение. Транспортное машиностроение. Перспективы и проблемы
машиностроительного комплекса области. Роль агропромышленного
комплекса (АПК) в хозяйстве области. Состав и структура АПК. Четыре
группы отраслей: а) животноводство, растениеводство, рыболовство,
лесные промыслы; б) переработка сельскохозяйственного сырья, пищевая и
легкая промышленность, в) заготовка, транспортировка, хранение,
реализация сельскохозяйственной продукции; г) отрасли, обеспечивающие
предприятия АПК средствами производства (техника, машины, удобрения и
другая продукция). Агропромышленные районы области.
Самостоятельная работа (2 часа). Используя Интернетресурсы написать
Газификация области.
Раздел II.
Экономическое
краеведение.
Тема 2.1.
Экономическое
положение области,
промышленность,
транспорт,
машиностроительный
комплекс,
агропромышленный
комплекс.
4
2
18 Тема 2.2.
Экономические районы
области.
Тема 2.3. Межрайонные
и внешние
экономические связи
области.
эссе «развитие отрасли ( на выбор из 4х групп) Воронежской области.
Внутриобластные экономические районы. Крупные города и их
особенности. Районные центры: характеристика районов, их экономические
особенности
Социальноэкономическое сотрудничество районов Воронежской области.
Взаимосвязь районов области с областным центром. Экономические связи
Воронежской области с территориями ЦентральноЧерноземного района.
Экономические
российскими регионами.
Внешнеэкономическое сотрудничество области со странами ближнего и
дальнего зарубежья. Инвестиции. Товарооборот. Культурные взаимосвязи.
связи области
с
2
1
2
2
19 Раздел III. Развитие
культуры
Воронежского края.
Тема 3.1. Культура и
музыкальный быт
Воронежского края.
Композиторы и
творческие
музыкальные
коллективы
Воронежского края.
Светский музыкальный быт: театры, филармонические общества.
История возникновения театров драмы и музыкальной комедии.
Воронежское русское музыкальное общество.
Воронежский государственный театр оперы и балета: история создания,
репертуар. Воронежское государственное концертное объединение
«Филармония». Воронежский государственный театр юного зрителя.
Воронежский государственный театр кукол «Шут».
Музыка и жизнь. Знакомство с терминами «краеведение», «музыкальное
краеведение». Композиторы Воронежского края. Воронежская организация
союза композиторов России.
Воронежский академический симфонический оркестр под руководством
В.И. Вербицкого. История создания оркестра. Репертуар, концертная
деятельность.
Государственный академический Воронежский русский народный хор
им. Пятницкого, Государственный академический Воронежский русский
народный хор под управлением В.Н. Помельникова. История создания
хоров, творчество, песенный репертуар. Христианская традиция хорового
пения в Воронежских храмах.
Воронежские исполнители русских народных песен. Жизненный путь,
песенное творчество М. Мордасовой, Е. Молодцовой. Музейквартира
М. Мордасовой (посещение). Ансамбли песни и танца: «Воронежские
девчата», «Весенние зори», «Черноземочка».
Практическая работа. Семинар на тему: «Культура и музыкальный быт
Воронежского края».
Самостоятельная работа
подготовить устные сообщения по теме.
(0,5 часа). Используя Интернетресурсы
2
2
20 Тема 3.2.
Формирование и
развитие
архитектурного образа
города.
Тема 3.3. Памятники в
формировании образа
города.
Тема 3.4. Творчество
художников родного
края.
Тема 3.5. Декоративно
прикладное искусство.
Традиции и
современность.
Родной край в далеком прошлом, в дореволюционные годы, в годы
советской власти. Историкоархитектурные памятники Воронежа.
Успенская Адмиралтейская церковь. Александровский Акатов монастырь,
Арсенал.
Улицы города – часть городской культуры. Прогулка по главной улице.
Воронежский дворец. Здание Казенной палаты. Дом Тулинова. Здание
Мариинской гимназии. Гостиница «Бристоль».
А.В. Миронова, Н.С. Топоева. Здание Управления ЮВЖД, Театр кукол.
Современный город. Творчество архитекторов Н.В. Троицкого,
Памятники в формировании образа города. Памятники Петру Первому,
А.В. Кольцову, И.С. Никитину. Мемориальные ансамбли. Ротонда. Площадь
Победы. Ф.А. Сушков.
Творчество скульпторов Э.Н. Пак, И.П. Дикунова. Памятники
М.Е. Пятницкому, А.П. Платонову, И.А. Бунину. Памятники литературным
и кинематографическим героям.
Самостоятельная работа (0,5 часа). Используя Интернетресурсы
подготовить презентацию по теме.
Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.
А.А. Бучкури, Е.А. Киселева. Наши современники, В.П. Криворучко, М.И.
Лихачев, Ю.Ф. Внодченко и др. Графика, М.Ф. Ахунов.
Керамика, глиняная свистулька. Воронежская матрешка. Творчество
народных мастеров. Современное декоративноприкладное искусство
Воронежской области и Бутурлиновского района.
Самостоятельная работа (1 час). Используя Интернетресурсы подготовить
презентацию по теме
1
3
1
1
Тема 3.6.
Народный
костюм Воронежской
губернии.
Традиционный воронежский орнамент, его особенности и отличия.
Красочность и декоративность, необычность сочетаний белого, черного и
красного цветов в ансамбле костюма.
Основные элементы костюма (понева, рубаха, передникзавеска).
2,5
2
2
2
2
21 Создатели
поэзии,
Тема 3.7.
литературы,
журналистики
Воронежского края.
Сочетание двух поясов. Украшения. Головной убор – сорока.
Самостоятельная работа (1,5 часа). Используя Интернетресурсы
подготовить презентацию по теме
« Что расскажет народный костюм моего края»
Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева,
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И.
Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью
знаменитых воронежцев.
Листая страницы прошлого. Н. Задонский о воронежской старине. В.
Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской. Н. Задонский
«Донская либерия». В. Кораблинов «Жизнь Кольцова», «Жизнь Никитина»,
«Падре Евфимиус».
Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым.
Памятники А.В. Кольцову. Жизнь и творчество А.П. Серебрянского.
Кружок Н.В. Станкевича. Улица Н. Станкевича. В.Г. Белинский и
М.И. Щепкин в Воронеже. Воронеж в рисунках В.А. Жуковского.
Ф.Н. Глинка – гость Кольцова. Улица Кольцовская. Улица Белинского.
И.С. Никитин. Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.
Никитиным. Воронеж в произведениях Никитина. Памятники и памятные
доски, посвященные И.С. Никитину. И.Н. Крамской в Воронеже и
Острогожске. А.Н. Островский в Воронеже. Воронежский драматический
театр. Н.С. Лесков в Воронеже и о Воронеже. Доммузей И.С. Никитина.
Улицы Никитинская, Крамского, Островского в Воронеже.
Горький на Воронежской земле. А.М. Пешков – садовник
Митрофановского монастыря. М. Горький в Задонске. Воронеж в
воспоминаниях и произведениях М. Горького. Улица Горького в Воронеже.
Е.Н. Замятин – воронежский гимназист. Отражение воронежских впечатлений
в произведениях Е. Замятина, Б. Зайцев в Воронеже. Воронежские мотивы в
2,5
2
22 романе «Путешествие Глеба», «Бесполезный Воронеж». В.А. Гиляровский –
король репортажа. Летний сезон 1879 г. Очерк «Восходящая звезда».
Встреча с М.Н. Ермоловой. Литературный Воронеж 20х гг. XX века.
В.И. Нарбут – поэт и редактор. Журнал «Сирена». В.М. Бахметьев о
гражданской войне. И.В. Грузинов – имажинист. Литературная жизнь
Воронежа 20х гг. XX века. Платонов в Воронеже и о Воронеже.
Воронежские реалии в произведениях А. Платонова. В. Маяковский, А.
Серафимович. Приезд В. Маяковского в 1926 г в Воронеж. Литературная
группа «Чернозем». Встречи с Воронежскими поэтами. Путешествие
А.С. Серафимовича по Дону. Пребывание Серафимовича в г. Лиски.
Память о С. Есенине в Воронеже. М.А. Шолохов в Богучаре. Отражение
событий гражданской войны в Воронежской области в романе М. Шолохова
«Тихий Дон». Воронеж в рассказе «Судьба человека». О.Э. Мандельштам
и А. Ахматова в Воронеже и о Воронеже. О. Мандельштам в Воронеже и
Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в
Воронеж. Стихи о Воронеже.
Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских
писателей.
К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин,
О. Кожухова о Великой Отечественной войне, о героизме, подвиге,
патриотизме, человеческом счастье.
Самостоятельная работа
(0,5 час).
подготовить устные сообщения по теме.
А.Т. Прасолов и А.В. Жигулин. Воронежские адреса А.Т. Прасолова.
Философская лирика Прасолова. Жигулин о своем поколении. «Черные
камни» повесть о КПМ и не только о ней. «Воронеж. Родина. Любовь» А.
Жигулина.Литературный Воронеж во второй половине ХХ века. Г.Н.
Троепольский, О. Кретова, К.М. Гусев, В.И. Дегтев, Е.П. Дубровин, Ю.Д.
Гончаров, В.Г. Гордейчев, В.В. Будаков и другие на литературной карте
Воронежа.
Самостоятельная работа
Используя Интернетресурсы
(0,5 час).
Используя Интернетресурсы
1,5
2
23
Тема 3.8.
Литературный Воронеж
во второй половине XX
века. Рубежное
тестирование
Раздел IV.
Историческое
краеведение.
Тема 4.1. История
Воронежского края в
древности.
Тема 4.2. Воронежский
край в составе
Древнерусского
государства и
феодальной
раздробленности.
подготовить устные сообщения по теме.
Самостоятельная работа ( 1 час). Самоподготовка к рубежному
тестированию.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает
краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы,
заповедники – хранилища исторической памяти.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования
на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина
палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и
земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в
крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский
лабиринт в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа,
Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Чертовицкие могильники в
Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. – по
выбору учителя).
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край –
окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек
Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников.
Хозяйственная деятельность славян на Дону. Сельская община – основная
организация славянского общества. Первое упоминание в русских
летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель.
Воронежская земля в составе Рязанского княжества. Монгольское
нашествие. Упоминания о Воронежском крае в период татаромонгольского
нашествия.
Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской
земли.
Самостоятельная работа (1 час). Используя Интернетресурсы подготовить
устные сообщения по теме «Белые пятна» в истории Воронежской земли».
2
2
3
2
3
2
Тема 4.3. Воронежский
Образование Российского государства. История вхождения воронежских
2
2
24 край в период
образования и
укрепления
Российского
государства.
Тема 4.4. Социально
экономическое и
политическое развитие
Воронежского края в
XVII веке.
Тема 4.5. Воронеж и
Воронежский край при
Петре I.
земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими
татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об
основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки
Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения.
Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), городакрепости «на
черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла,
торговли в городах края.
Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные
восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход
Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.).
Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с
донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г.
Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на
Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Роль
русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность
Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города:
Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие
местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство
боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера
кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа
для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей
(1714 г.).
Связь основания СанктПетербурга (1703 г.) с воронежскими событиями.
Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.).
Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова,
1
2
2
2
25 Дивногорского монастыря и других мест.
Возникновение новых сёл и деревень в конце XVII – первой половине
XVIII в.
Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления
городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное
состояние. Памятники Петру I в Воронеже.
Практическая работа (1 час). Семинар « Пётр Первый на Воронежской
земле».
Самостоятельная работа (2 часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу подготовить устные сообщения о деятельности
о соратниках Петра I.
Самостоятельная работа (2 часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу подготовить устные сообщения по теме.
Изменение социальной структуры населения.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение
края.
Феодально
крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета
воронежских крестьян во второй половине XVIII века
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство
промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Повседневная жизнь жителей края.
Образование Бутурлиновской слободы. Бутурлины. Заселение,
развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли.
Общественнополитическая жизнь губернии. Воронежские полки и
воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского
дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета
«Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социальноэкономическое развитие края. Развитие земледелия,
Тема 4.6.
Образование
Воронежской
губернии и её
развитие в XVIII
веке.
Тема 4.7.
Социально
экономическая,
общественно
1
2
1
2
26 политическая
история
Воронежского края
в первой половине
XIX века.
Тема 4.8. Воронежская
губерния во второй
половине XIX века.
Бутурлиновская
слобода во второй
половине XIX века.
крестьянских промыслов. Товарноденежные отношения в губернии.
Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в
Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других
городов губернии по «регулярным планам» (с 70х гг. XVIII в.). Учебные
заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.),
народные училища.
Освобождение Бутурлиновской слободы от крепостной зависимости.
Начало развития Бутурлиновской слободы как промышленного центра
Воронежской губернии.
Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и
последствия. Развитие рыночных товарноденежных отношений и изменение
структуры населения губернии.
Открытие реального училища в Воронеже. Деятельность выдающего
русского математика А.П. Киселёва.
Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный
передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал
демократических организаций.
Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов,
И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.
Экономическое и культурное развитие Бутурлиновской слободы во второй
половине XIX века.
Практическая работа( 1час). Семинар «Бутурлиновская слобода во
второй половине XIX века».
Самостоятельная работа (2часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу провести сравнительный анализ развития
Бутурлиновской слободы .
Социальноэкономическое развитие губернии. Положение рабочих,
крестьян. Социалдемократические организации накануне первой русской
революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии:
Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона,
Тема 4.9. События
начала XX века в
истории Воронежского
2
2
1
2
27 края.
Тема 4.10.
Социально
экономическое
положение
Воронежского края в
1920 – 1930е годы.
Тема 4.11.
Воронежская область в
годы Великой
Отечественной войны и
послевоенного
строительства.
декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной
1906 года. Зарождение представительной демократии в крае. Воронежский
край в первой мировой войне. Повседневная и общественнокультурная
жизнь губернии.
События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение
советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов
новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало
вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 –
зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.
Бутурлиновка в начале XX века.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство
Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)
Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации
в деревне. Образование ЦентральноЧерноземной области (1928 г.) и
преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост
промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы
индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье.
Массовые
работников,
интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
партийногосударственных
репрессии
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном
строительстве.
Бутурлиновка в 1920 – 1930е годы.
Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского
добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на
военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных
налетов фашистской авиации на город.
Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование
Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев
за Воронеж. Героизм защитников города. ОстрогожскоРоссошанская и
ВоронежскоКасторненская наступательные операции и их значение.
Освобождение города Воронежа.
1
2
6
2
28 Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые
подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах,
памятниках, музеях, названиях улиц.
Бутурлиновский край в годы Великой Отечественной войны. Герои
Бутурлиновской земли.
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950
гг.).
Практическая работа (1 час). Семинар «Их именами названы улицы
города Воронеж».
1. Самостоятельная работа (2часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу подготовить устные сообщения с
презентацией.
«Защитники г. Воронеж в годы Вов».
2. Самостоятельная работа (2часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу подготовить устные сообщения с
презентацией.
«Богатыри земли Воронежской».
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий
(Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод
радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная
электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация
сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни.
Массовое жилищное и социальнобытовое строительство в г. Воронеже и
области.
Достижения наших земляков в области культуры.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе
развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система
управления областью и органы местного самоуправления: их функции,
взаимодействие, эффективность.
Тема 4.12.
Хозяйственное и
культурное развитие
области в 1950 – 1990
годы.
Тема 4.13.
Современный этап
развития Воронежа и
2
1,5
2
2
29 области.
Дифференцированны
й зачёт
Развитие образования и культуры в Воронежской области.
Современное муниципальное устройство и крупнейшие города
Воронежской области. Население. Природные условия и полезные
ископаемые. Основные социальноэкономические показатели в 2000 –е
годы. Основные отрасли промышленности. Сельское хозяйство.
Внешнеэкономическая деятельность. Транспортная инфраструктура.
Туризм.
Самостоятельная работа (0,5 часа). Используя Интернетресурсы и
дополнительную литературу подготовить устные сообщения по теме
Самостоятельная работа (1час). Подготовка к зачёту.
2
3
30 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории,
оборудованного ТСО.
Требования материальнотехническому обеспечению
Для реализации дисциплины имеются:
•
Кабинет истории
посадочные места 24
рабочее место преподавателя;
учебные стенды:
1.
2.
3.
4.
5.
•
1.Компьютер.
2. DVD – плеер.
3. Сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Символика РФ
Преемственность Российской государственности
Мир истории
Конституции (основные законы)
Стандарт образования РФ.
Информационнокоммуникационные средства
Перечень учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
Литература для учителя
М.И.Баранникова Историкокультурное краеведение. Учебнометодическое
Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, .В.А. Федотов Люби и знай родной край. /Учебное
1.
пособие . 2012. Воронеж
2.
пособие по географии, истории. и культуре Воронежской области для учащихся
общеобразовательных школ.2008. Воронеж60 лет нашей Победы. Воронежская область.
Цифры и факты. – Воронеж, 2005.
3.
4.
1997.
5.
Азовские походы. – М., 1990.
Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1994.
Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. – Воронеж,
Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. – Т. 1: Детство. Юность.
6.
Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.
Воронеж – колыбель Российского военноморского флота : тез. докл и собщ.
7.
республ. научн. конф., посв. 300летию русского военноморского флота. 16–18 мая
1996 г. – Воронеж, 1996.
8.
Воронеж в документах и материалах. – Воронеж, 1987. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За¬горовский. –
Воронежская историкокультурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О.Г.
Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300летию Российского
Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В.
Воронеж: экономикогеографическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров,
Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. – Воронеж, 1988.
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. – Воронеж,
9.
И.С. Шевцов и др. – Воронеж, 1986.
10.
Ласунский. – Воронеж, 2006.
11.
флота. – Воронеж, 1996.
12.
Гринько. – Воронеж, 1985.
13.
14.
1989.
15.
Загоровский. – Воронеж, 1973.
16.
Воронеж, 1982.
17. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы
Великой Отечественной войны. – Воронеж, 2003.
18. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках /
В.И. Кононов. – Воронеж, 2005.
19. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. –
Воронеж, 1979.
20. Край наш Воронежский. К 50летию образования области. – Воронеж, 1985.
21. Кретова О.К. Русский город Воронеж / О.К. Кретова. – Воронеж, 1986.
22. Люби и знай родной край : учебнометодическое пособие. – Воронеж: Центр
духовного возрождения Черноземного края, 2007.
23. Москаленко А.Н. Славяне на Дону / А.Н. Москаленко. – Воронеж, 1981.
24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. – Воронеж,
1980.
25. Очерки истории Воронежского края / под ред. Е.Г. Шуляковского. – Воронеж,
1961. Т. 1; 1967. Т. 2.
26. Панова В.И. История Воронежского края : учебнометодическое пособие / В.И.
Панова. – Воронеж, 2004.
27. Прохоров В.А. Вся воронежская земля / В.А. Прохоров. – Воронеж, 1973.
28. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края.
XVIII – начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1999.
29. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917–1991 / Ю.В.
Пыльнев, О.Ю. Ширяев. – Воронеж, 2002.
30.
31.
32.
2004.
Список литературы , имеющейся в городской библиотеке.
1. География.
1.Блаженов В.А. География России / В.А. Блаженов, Т.М. Худякова. – 2000.
России Черноземный край. – Воронеж, 2000.
Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный / Г.Б. Рыбин. – Воронеж, 1985.
Топонимические предания Воронежской области / сост. Е.А. Орлова. – Воронеж,
32 2.Краеведение : пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А.
Крушова, В.К. Лукьянова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
3.Миликов Ф.Н. География Воронежской области / Ф.Н. Миликов, В.Б. Михно, Ю.В.
Поросенков. – 1994.
4.Нестеров Ю.А. География Воронежской области / Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В.
Пономарева, В.Н. Сушков. – 2002.
2. Искусство.
1.Акиньшин А.Н. Четыре штриха к прошлому драмтеатра / А.Н. Аки¬ньшин //
Воронежский курьер. – 1992. – 16 марта.
2.Акиньшин А. Записки старого пешехода / А. Акиньшин, О. Ласунский. – Воронеж,
1995.
3.Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1994.
4.Антюхин Г. Встречи на Воронежской земле / Г. Антюхин. – Воронеж, 1969.
5.Анчиполовский З.Я. Люди русского театра / З.Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центр.
Чернозем. кн. издво, 1983.
6.Анчиполовский З.Я. Старый театр. Воронеж 1787–1917 / З.Я. Анчиполовский. –
Воронеж, 1996.
7.Воронеж в документах и материалах / под ред. В.В. Кудиновой. – Воронеж, 1987.
8.Воронеж. Культура и искусство / под общей ред. И.П. Чухнова. – Воронеж: Центр
духовного возрождения Черноземного края, 2006. – 645 с.
9.Воронцов Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические
очерки / Ю.В. Воронцов. – Воронеж, 1994.
10.Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. –
Воронеж, 1979.
11.Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. –
Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 1994.
12.Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. – Воронеж: Центр.
Чернозем. кн. издво, 1984.
13.Сафонов Л.Г. Край песенный / Л.Г. Сафонов. – Воронеж, 1972.
14.Тепляков М.К. Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет Советской
власти / М.К. Тепляков. – Воронеж, 1957.
15.Троицкий Н.В. Воронеж / Н.В. Троицкий. – Воронеж, 1993.
16.Троицкий Н.В. Сады и парки старого Воронежа / Н.В. Троицкий // Истоки: (Портреты,
очерки, этюды.) – Воронеж, 1981.
3. История.
1.60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. – Воронеж, 2005.
2.Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1994.
3.Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. – Воронеж, 1997.
4.Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. – Т. 1: Детство. Юность. Азовские
походы. – М., 1990.
5.Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.
6.Воронеж – колыбель Российского военноморского флота : тез. докл и собщ. республ.
научн. конф., посв. 300летию русского военноморского флота. 16–18 мая 1996 г. –
Воронеж, 1996.
33 Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. – Воронеж,
7.Воронеж в документах и материалах. – Воронеж, 1987.
8.Воронеж: экономикогеографическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С.
Шевцов и др. – Воронеж, 1986.
9.Воронежская историкокультурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О.Г.
Ласунский. – Воронеж, 2006.
10.Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300летию Российского
флота. – Воронеж, 1996.
11.Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В.
Гринько. – Воронеж, 1985.
12.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. – Воронеж, 1988.
13.
1989.
14.Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. –
Воронеж, 1992.
15.Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. –
Воронеж, 1973.
16.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За¬горовский. –
Воронеж, 1982.
17.Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Исторический очерк / В.П.
Загоровский. – Воронеж, 1996.
18.Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы
Великой Отечественной войны. – Воронеж, 2003.
19.Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И.
Кононов. – Воронеж, 2005.
20.Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. –
Воронеж, 1979.
21.Край наш Воронежский. К 50летию образования области. – Воронеж, 1985.
22.Кретова О.К. Русский город Воронеж / О.К. Кретова. – Воронеж, 1986.
23.Люби и знай родной край : учебнометодическое пособие. – Воронеж: Центр
духовного возрождения Черноземного края, 2007.
24.Москаленко А.Н. Славяне на Дону / А.Н. Москаленко. – Воронеж, 1981.
25.Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. – Воронеж,
1980.
26.Очерки истории Воронежского края / под ред. Е.Г. Шуляковского. – Воронеж, 1961.
Т. 1; 1967. Т. 2.
27.Панова В.И. История Воронежского края : учебнометодическое пособие / В.И.
Панова. – Воронеж, 2004.
28.Прохоров В.А. Вся воронежская земля / В.А. Прохоров. – Воронеж, 1973.
29.Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII –
начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1999.
30.Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917–1991 / Ю.В.
Пыльнев, О.Ю. Ширяев. – Воронеж, 2002.
31.России Черноземный край. – Воронеж, 2000.
32.Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный / Г.Б. Рыбин. – Воронеж, 1985.
34 33.Топонимические предания Воронежской области / сост. Е.А. Орлова. – Воронеж,
2004.
34.Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. –
Воронеж, 2003.
35.Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. –
Воронеж, 1999.
4. Литература.
1. Акиньшин А. Записки старого пешехода / А. Акиньшин, О. Ласунский. Воронеж,
2002. – 352 с.
2. Антюхин Г. Встречи на Воронежской земле / Г. Антюхин. – Воронеж, 1969.
3. Антюхин Г.В. Друзья Л.Н. Толстого. Г.А. Русанов и В.Г. Чертков / Г.В. Антюхин. –
Воронеж, 1983. – 224 с.
4. Антюхин Г.В. Литературное былое / Г.В. Антюхин. – Воронеж, 1987. – 287 с.
5. Афанасьев В. Рылеев: Жизнеописание / В. Афанасьев. – М., 1982.
6. Бахмут Владимир. Филосов с душой поэта / Владимир Бахмут, Анатолий
Кряжников. – Воронеж, 2003. – 75 с.
7. Воронежская историкокультурная энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного
возрождения Черноземного края, 2007. – 520 с.
8. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. –
Воронеж, 1982. – 311 с.
9. Инютин В.В. Долгий путь слова / В.В. Инютин. – Воронеж, 2007
10.Историкокультурное наследие Воронежа. – Воронеж, 2000. – 576 с.
11.Кольцов А.В. Сочинения / А.В. Кольцов. – М., 1966. – 463 с.
12.Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. –
Воронеж, 1979. – 191 с.
13.Кононов В.И. Мемориальные доски Воронежа / В.И. Кононов. – Воронеж, 1984. –
96 с.
14.Кораблинов В.А. Избранное в 2 тт. Том 1. Жизнь Кольцова / В.А. Кораблинов. –
М., 1982. – 335 с. Том 2. Жизнь Никитина. – 351 с.
15.Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь воспоминаний / Н.Г. Корниенко. – Воронеж,
2000. 178 с.
16.Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы / Н.Г. Корниенко. – Воронеж,
1982. – 311 с.
17.Корниенко Н.Г. Очерки по литературному краеведению / Н.Г. Корниенко. –
Воронеж, 2007. – 76 с.
18.Красов В.И. Сочинения / В.И. Красов. – Архангельск, 1982. – 187 с.
19.Ласунский Олег. Литературная прогулка по Воронежу / Олег Ласунский. –
Воронеж, 2000. – 360 с.
20.Русанов Г.А. и Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом / Г.А.
Русанов и А.Г. Русанов. – Воронеж, 1972. – 280 с.
21.Русская провинциальная усадьба. – Воронеж, 2003. – 496 с.
22.Русская провинция: Записки краеведов. Вып. 1–2. – Воронеж, 1992–1995.
Интернетресурсы.
35 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
http://www.elinik.narod.ru/biography/
http://priroda36.ru/zhivotnyevoronezhskojoblasti.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://vrnlib.ru/root/intres
http://lib.ereg36.ru/
http://www.fio1.vrn.ru/ Страницы истории воронежского края.
http://vorstu.narod.ru/posob5.html Вступительное слово.
http://iatp.vspu.ac.ru/itog2001/kraevedenie/ История воронежских земель.
http://iatp.vspu.ac.ru/itog2001/kraevedenie/lit17.htm Литература по заселению
воронежских земель. В.П. Загоровский.
10. www.край36.рф Интернет сайт поддержки курса «Географическое
краеведение Воронежской области»
http://turizm36.ru/places/nature/426426 Парад Победы – http://paradpobedy.ru/
«Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг.» –
Общедоступный электронный банк документов
1.
2.
http://podvignaroda.mil.ru/
Боевые действия Красной армии – http://bdsa.ru/
3.
Курская битва – http://www.kursk1943.mil.ru/kursk/index.html
4.
5.
Солдат.ру – http://soldat.ru/
Боевой состав фронтов, армий, корпусов:
6.
1941 год – http://tashv.nm.ru/BoevojSostavSA/1941/19410101.html
7.
8.
1942 год – http://tashv.nm.ru/BoevojSostavSA/1942/19420101.html
1943 год – http://tashv.nm.ru/BoevojSostavSA/1943/19430101.html
9.
1944 год – http://tashv.nm.ru/BoevojSostavSA/1944/19440101.html
10.
11.
1945.год – http://tashv.nm.ru/BoevojSostavSA/194 5/19450101.html
12. Ю. Веремеев «АНАТОМИЯ АРМИИ» – http://army.ramor.kiev.ua/
13. Справочник по освобождению городов и населенных пунктов
http://www.soldat.ru/spravka/freedom/
14.
15. Приказы Народного Комиссара Обороны СССР:
16.
http://ww2doc.50megs.com/nko/1941/ – 1941 год
http://ww2doc.50megs.com/nko/1942/ – 1942 год
17.
http://ww2doc.50megs.com/nko/1943/ – 1943 год
18.
19.
http://ww2doc.50megs.com/nko/1944/ – 1944 год
20.
http://ww2doc.50megs.com/nko/1945/ – 1945 год
21. Хроника победы – http://www.pobedainfo.ru/Pages/Default.aspx
22. Наша победа – http://www.9may.ru/
23.
24. Курская битва – http://www.kursk1943.mil.ru/kursk/index.html
25.
1945/
26.
27.
28.
Герои страны – http://www.warheroes.ru
Великая война – http://velikvoy.narod.ru/index.htm
Рабочекрестьянская Красная Армия (РККА) http ://w ww.rkka.ru/index.htm
Герои страны http ://www. warheroes.ru
Великая Отечественная война – http://victory.mil.ru/war/index.html
Воронеж в огне Великой Отечественной войны http://www.vrnhistpage.ru/1941
36 29. Механизированные корпуса РККАhttp ://m echcorps.rkka.ru/index.htm
30. Помните нас http://pomnitenas. http://www.battlefield.ru/ru/ru/
31.
32.
33. Красная звезда http ://www.redstar.ru/history.html
Русская военная зона http ://www.battlefield.ru/ru/
Все о наградах СССР http ://awardssu.com/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения студентом индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события
истории России и истории региона с
древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной
и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и
системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
изученные виды исторических
источников;
уметь:
соотносить даты событий
отечественной и региональной
истории с веком;
определять последовательность и
длительность важнейших событий
отечественной и региональной;
использовать текст исторического
источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач;
сравнивать свидетельства разных
источников;
показывать на исторической карте
Формы и методы контроля и
оценки
результатов обучения
формы контроля обучения:
домашние задания
проблемного характера;
практические задания по
работе с информацией,
документами, литературой;
подготовка и защита
индивидуальных и
групповых заданий
проектного характера.
формы оценки
результативности обучения:
накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется итоговая
отметка;
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на
основе которых
выставляется итоговая
отметка.
методы контроля
направлены на проверку
умения студентов:
37 отбирать и оценивать
исторические факты,
процессы, явления;
выполнять условия задания
на творческом уровне с
представлением собственной
позиции;
делать осознанный выбор
способов действий из ранее
известных;
осуществлять коррецию
(исправление) сделанных
ошибок на уровне
предлагаемых заданий;
работать в группе и
представлять как свою, так
и позицию группы;
проектировать собственную
гражданскую позицию через
проектирование
исторических событий.
методы оценки результатов:
мониторинг роста
творческой
самостоятельности и
навыков получения нового
знания каждым студентом;
формирование результата
итоговой аттестации по
дисциплине на основе суммы
результатов текущего
контроля.
территории расселения народов,
границы государств, города, места
значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших
исторических событиях и их
участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических
событий и памятников культуры на
основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов
исторических источников;
использовать приобретенные знания
при написании творческих работ (в
том числе сочинений), отчетов об
экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические
процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и
событий; группировать исторические
явления и события по заданному
признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий
и явлений; определять на основе
учебного материала причины и
следствия важнейших исторических
событий;
объяснять свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории,
достижениям отечественной и
мировой культуры;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и
исторического значения событий и
явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений
об историческом наследии народов
России и малой Родины;
38 объяснения исторически
сложившихся норм социального
поведения;
использования знаний об
историческом пути и традициях
народов России и населения
Воронежского края в общении с
людьми другой культуры,
национальной и религиозной
принадлежности.
39
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Рабочая программа Краеведение для студентов СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.