Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Оценка 4.8
Документация
docx
изобразительное искусство +1
1 кл—4 кл
12.02.2017
Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".
Данная рабочая программа разработана для учащихся 1 - 4 классов.Программа творческого объединения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, авторской программы О.А. Кожина «Декоративно-прикладное искусство».Содержание программы кружка «Декоративно- прикладное искусство» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Рабочая программа кружка ДПИ Папсулина И.Н..docx
Рабочая программа творческого объединения «Декоративно – прикладное искусство» Педагог: Папсулина Инна Николаевна 2016 ­ 17 учебный год Содержание   1. Пояснительная  записка......................................................................... ....................3 2. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы .................................................................................................................... 5 3. Тематическое планирование  1­4 класс..............................................................….10 4. Содержание программы 1­4 класс............................................................................15 5.Список литературы.............................................................................................. ……23 Пояснительная записка Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно­эстетического  направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами  искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их  с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и  художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной  художественной  деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к  процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является  базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.  Программа творческого объединения разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного стандарта начального общего  образования, примерной программы внеурочной деятельности (В.А. Горский, А.А.  Тимофеев, Д.В. Смирнов, авторской  программы О.А. Кожина «Декоративно­ прикладное искусство».            Цель программы:   ­воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие  замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.  ­формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к  саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.  Задачи:  ­расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного  искусства.  ­формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на  основе с декоративно – прикладным искусством.  ­вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые  практические умения и навыки;  ­учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.  ­ приобщать школьников к народному искусству;  ­реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,  развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;  ­воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.  ­помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.           Содержание программы  кружка «Декоративно­ прикладное искусство»  является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного  искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. В  программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного  творчества: пластилинография,  бумагопластика,  изготовление кукол, которые не  разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое  внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей  формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в  содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Программа способствует:  ­развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; ­помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;  ­формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства  в жизни;  ­освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;       ­обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности,  пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению  обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных  средств;  ­созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе  взаимопонимания коллективной работы;   ­знакомству с историей пластилина, бумагопластики,  и изготовления кукол,  народными традициями в данных областях. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических,  физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа  разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного  возраста и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности. Программа рассчитана на 140  часов  (1 час в неделю). Основной формой работы являются занятия. На занятиях  предусматриваются  следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность  обучающихся.          Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного  материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного  материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,  качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности  при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и  повышают интерес детей. Планируемые  результаты. Освоение детьми программы   декоративно – прикладное искусство направлено  на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение  выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и  предметных результатов. Личностные результаты: ­   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному  творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  мультикультурной картиной  современного мира; ­  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении  практических творческих работ; ­  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; ­ способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; ­ заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:  трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,  инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к  чужому труду и результатам труда, культурному наследию.   Младшие школьники получат возможность для формирования: ­ устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;  ­ осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на  искусство как значимую сферу человеческой жизни; ­ возможности реализовывать творческий потенциал в собственной  художественно­творческой деятельности, осуществлять самореализацию и  самоопределение личности на эстетическом уровне;   ­ эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать  систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные результаты: Регулятивные: ­   выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной выразительности   для   создания   творческих   работ.   Решать   художественные задачи с опорой на знания о цвете,  правил композиций, усвоенных способах действий; ­   учитывать   выделенные   ориентиры   действий   в   новых   техниках, планировать свои действия; ­   осуществлять   итоговый   и   пошаговый   контроль   в   своей   творческой деятельности;            ­ адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;                       ­ навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; ­   вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе оценки и характере сделанных ошибок.   Младшие школьники получат возможность научиться: ­осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по  результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного  внимания; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в  конце действия.  ­ пользоваться средствами выразительности языка  декоративно –  прикладного искусства, художественного конструирования ; ­ моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации  известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного  творчества. ­осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств  массовой информации; ­отбирать и выстраивать оптимальную технологическую  последовательность реализации собственного или предложенного замысла;                                                                  Познавательные: ­ различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,  представлять их место и роль в жизни человека и общества; ­ приобретать и осуществлять практические навыки и умения в  художественном творчестве; ­ осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. ­ развивать художественный вкус как способность чувствовать и  воспринимать многообразие видов и жанров искусства; ­ художественно – образному, эстетическому типу мышления,  формированию целостного восприятия мира; ­  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память; ­ развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою  точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного  декоративно – прикладного искусства;     Младшие школьники получат возможность научиться: ­создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих  задач; ­ понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в  предметном мире, и уважать их; ­ более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.                                                     Коммуникативные: ­первоначальному   опыту   осуществления   совместной   продуктивной деятельности;  ­   сотрудничать   и   оказывать   взаимопомощь,   доброжелательно   и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться: ­ учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; ­   учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную позицию; ­задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; ­адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности; В   результате   занятий   декоративным   творчеством   у   обучающихся   должны   быть развиты   такие   качества   личности,   как   умение   замечать   красивое,   аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.                                               Оценка  планируемых результатов освоения программы. Система     отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через  участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании  портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки :   однодневные ­ проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;   постоянные  ­ проводятся в помещении, где работают дети;   тематические ­ по итогом изучения разделов, тем;             итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,  организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.          Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения  итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует  его усилия, прогресс и достижения в различных областях.            В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов  исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала  самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Предметные результаты:           ­уважать и ценить искусство и художествено­творческую деятельность  человека;                 ­понимать образную сущность искусства;                 ­сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях  пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально­ценностному  отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами  художественного языка.                ­­выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;                ­воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового  искусства.               ­создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в  пространстве. создавать графическими и живописными средствами выразительные образы  природы, человека, животного. Учащиеся должны знать:               ­   пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и  приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ  с пластилином;               ­ жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; ­ особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера; ­ историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах,  инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой  бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;  ­общие понятия построения объемно­пространственной композиции. Понятия:  масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение  рисунка на прозрачную основу; ­о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного; ­ основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения.  Использование бисера в народном костюме, современные направления  бисероплетения.     Использование бисера для оформления интерьера;  ­   основные приёмы бисероплетения­  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;   ­понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и  композиционное решение;                  ­   историю возникновения  и развития бумагопластики, историю  возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о  технике создания работ с использованием мятой бумаги;               ­  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления,  применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;             ­общие понятия построения объемно­пространственной композиции. Понятия:  масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия; ­   традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы; ­ историю русского  народного костюма;     ­игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в  русских обрядах и традициях;    ­сувенир, виды и назначение сувениров;    ­Оберег ­  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы  являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок,  рассказов, мультфильмов.      Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.   Учащиеся должны уметь:              ­передавать в собственной художественно­творческой деятельности  специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). ­наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы  предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы  для создания выразительных образов;             ­моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; ­  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,  декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования.            ­воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного  искусства, изображающие природу, человека, явления;          ­понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что ­в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и  магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;         ­учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства                – называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; ­ выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью  приспособлений (шаблон, трафарет); ­ выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами:  ножницы, игла, канцелярский нож; ­ выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных  инструментов: линейка, угольник, циркуль; ­ выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей наблюдать и описывать свойства используемых материалов; ­ подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей  изделия; ­ сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных  изделиях, творческих работах  ­добывать необходимую информацию (устную и графическую).   ­ анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;  ­ определять основные конструктивные особенности изделий; – подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и  изделия в целом ­ соблюдать общие требования дизайна изделий;  ­ планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять  самоконтроль                                                     Номер раздела, темы Тематический план занятий   1 год обучения   (1 час в неделю) Название разделов и тем I Введение: правила техники безопасности. Количество часов всего 1 теор. 1 практ     1 II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 III 1 2 3 6 7 IV 1 2 3 4 Декоративно –прикладное искусство Вводное занятие.   «Путешествие в Искусство». Плоскостное изображение. «Подарки осени». Знакомство со средствами  выразительности.«Червячок в яблочке».  «Кактус в горшке» Плоскостное изображение.  «Рыбка» «Натюрморт из чайной посуды» Рельефное изображение. «Ферма» Знакомство с симметрией. Аппликация  «Бабочки» Божьи коровки на ромашке Лепная картина. Формирование  композиционных навыков.«Цветы для мамы» «Снегурочка в зимнем  лесу» Бумагопластика    Вводное занятие «Технология изготовления  поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».  Фрукты «Чудо – дерево» Новогодняя игрушка. Символ года Открытка к Новому году Изготовление кукол Вводное занятие. История куклы. Техника  безопасности Кукла на картонной основе. Композиция «В лесу» Выставка­ ярмарка Итоговое занятие. 16 1 1 1 1 2 1 2 1 1 3 2 10 2 2 2 2 2 6 1 2 2 1 1 1 1 1     1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 Итого: 35 часов     Номер Название разделов и тем Количество 2 год обучения    (1 час в неделю) Введение: правила техники безопасности Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг. Декоративно – прикладное искусство Полуобъемное изображение на плоскости.  «Мультипликационные герои» Жанр изобразительного искусства  ­ натюрморт. «Осенний натюрморт» Жанр изобразительного искусства – портрет.  «Веселый клоун» Жанр изобразительного искусства – пейзаж.  «Цветение лотоса» Оформление народной игрушки в технике  пластилинография.«Матрешка» Бумагопластика История бумаги. Технологии работы с бумагой Цветы из бумаги. Снежинки Новогодние игрушки Изготовление кукол Народная кукла. Русские обряды и традиции Бесшовные куклы Кукла – актер. Аппликация.  Пальчиковые  куклы. Итоговое занятие  Выставка презентация     часов всего 1 теор. практ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 4 4 3 2 3 12 3 2 2 2 3 13 1 4 4 4 8 1 3 4 1 раздела, темы I 1 II 1 2 3 4 5 III 1 2 3 4 V 1 2 3 4 Итого: 35ч 3 год обучения. (1 час в неделю) Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ Введение: правила техники безопасности Вводное занятие Бумагопластика – как способ декорирования Вводное занятие. Декоративно – прикладное  искусство в интерьере. Фоторамка Ваза Объемно – пространственная композиция  «Сказочный город» Бумагопластика Что такое бумажное конструирование? Основы  конструирования из бумаги Конструирование из бумажных полос. Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и  приемы работы Бисероплетение Вводное занятие. Основные виды бисерного  искусства. Техника безопасности Знакомство с основными технологическими  приемами  низания на проволоку Параллельное низание. Плоскостные  миниатюры в технике параллельного низания  (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)   Изготовление кукол Сувенирная кукла. Оберег. Символика оберегов. Домовенок  Итоговое занятие    Выставка «Наши  достижение» 1 1 9 1 2 2 4 12 1 5 6 8 1 1 6 5 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 4 5 0,5 0,5 6 3 1 1 Номер раздела, темы I 1 II 1 2 4 5 III 1 2 3 IV V 1 2         Итого: 35часов Номер раздела, темы 4     год обучения.     (1 час в неделю) Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ I 1 II 1 2 3 4 III 1 2 IV 1 2 V 1 2 4 Введение: правила техники безопасности Чему будем учиться на занятиях Бумагопластика Панно. Знакомство принципами работы Перенесение рисунка на прозрачную основу. Подбор цветовой гаммы.  Тематические композиции. Творческо­поисковая,  самостоятельная, коллективная деятельность. Бумагопластика Квилинг Торцевание Бисероплетение Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит» Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта» Изготовление кукол Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» Работа над  образом. Эскиз Самостоятельная (коллективная) творческая  деятельность  Итого: 35 часов Итоговое занятие Выставка « Мои успехи»                         1 1 7 1 1 2 3 10 5 5 10 4 6 5 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 4 4 3 5 1 3 Содержание программы  Первый год обучения (35 ч.) Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении  базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и  инструментами (бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей  данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.                           Введение: правила техники безопасности ­2ч. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и  оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.                                                   Пластилинография­9ч. 1.Вводное занятие  «Путешествие в Искусство». Историческая справка о бумаге. Виды , его свойства и применение. Материалы и  приспособления. Разнообразие техник работ. 2. Плоскостное изображение. «Подарки осени». Теория.      Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Практическая часть.   Показать прием «вливания одного цвета в другой». 3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в  горшке». Теория Создание   выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ  свойств используемых в работе материалов и применение их в работах. Практическая часть.     Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых  объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа. 4. Плоскостное изображение.  «Рыбка». Теория     Особенности построения композиции подводного мира. Практическая часть.   Создание сюжета о подводном мире, используя технику  пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и  уменя. 5.«Натюрморт из чайной посуды» Теория        Композиция   и цвет в расположении элементов на поверхности. Практическая часть.   Соединение частей изделия, путем сглаживания мест  скрепления. 6.Рельефное изображение. «Ферма». Теория Создание   сюжета в полуобъеме. Практическая часть.   Создание композиции из отдельных деталей. 7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке. Теория Понятие   симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Практическая часть.   Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один  цвет в другой на границе их соединения. . Создание рельефа 7. Картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы». Теория Формирование   композиционных навыков. Практическая часть  .   Выполнение лепной картины, когда детали предметов  сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и  удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.            9.«Снегурочка в зимнем  лесу» Теория Формирование   композиционных навыков. Практическая часть.   Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт  детей. Реализация выразительного, яркого образа                                            Бумагопластика ­10ч. 1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой  бумаги».     «Волшебные комочки». Фрукты. Теория   История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с  использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ.  Инструктаж по правилам техники безопасности. 2.«Фрукты», «Чудо – дерево» Теория Последовательность   изготовления работы с использованием аппликации и  кусочков мятой бумаги.    Практическая часть.   Выполнение работы с использованием аппликации и  кусочком мятой бумаги 3. «Птенчики».    Теория Последовательность   выполнение работы. Благоприятные цветовые  сочетания.     Практическая часть.   Выполнение работы с использованием  аппликации и кусочком мятой бумаги 4.«Снегирь» Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления.  Композиционные навыки.    Практическая часть.   Выполнение работы с использованием аппликации и  кусочком мятой бумаги. 5.Новогодняя игрушка. Символ года История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.    Практическая часть  .   Выполнение работы с использованием аппликации и  кусочком мятой бумаги 6.Открытка к Новому году. Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием  мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.    Практическая часть.   Выполнение работы с использованием аппликации и  кусочком мятой бумаги.                                                          Изготовление кукол ­6ч. 1.Вводное занятие.   История куклы. Техника безопасности Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную  куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. 2  .Кукла на картонной основе.    Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы.  История русского  народного костюма. Практическая часть  .   Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском  народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое  решение. 3.Композиция «В лесу» Особенности построения композиции Практическая часть.   Прикрепление элементов к основе. Создание композиции. 4.Итоговое занятие.   Выставка –ярмарка.   Второй год обучения (35ч.) Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных  умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия,  работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.        Введение: правила техники безопасности­1ч. 1.Чему будем учиться на занятиях.  Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий  декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.                                               ДПИ ­12ч. 1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка». Создание композиции в полуобъеме . Практическая часть.   Целостность объекта из отдельных деталей, используя  имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание.  Приглаживание границ соединения отдельных частей. 2. Жанр изобразительного искусства  ­ натюрморт. «Осенний натюрморт» Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт. Практическая часть.   Изготовление  отдельных деталей. Использование  разнообразного материала. 3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение. Практическая часть.   Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного  материала. 4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.    Практическая часть.   Изготовление  отдельных деталей. Использование  разнообразного материала. 5.Оформление народной игрушки  «Матрешка». Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных  особенностей оформления матрешки Практическая часть.   Изготовление отдельных деталей. Использование  разнообразного материала.               Бумагопластика­13ч. 1.История бумаги.     Технологии работы с бумагой Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы  и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с  бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности. 2.Цветы из бумаги. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Практическая часть.   Цветы: роза, тюльпан, пион. 3.Снежинки Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения  снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки. Практическая часть.      Плоскостные и объемные снежинки 4.Новогодние игрушки Знакомство с видом вырезания ­  силуэтное вырезание. Историческая справка о  данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Практическая часть.   Новогодние игрушки.                             Изготовление кукол ­8ч. 1.Народная кукла. Русские обряды и традиции. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. 2.Бесшовные куклы. Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты Практическая часть.   Кукла на счастье, утешница, веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.              3  .Аппликация  . Куклы – актеры. Пальчиковые куклы. Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами,  используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол,  которые одеваются на палец из бумаги. Практическая часть.   Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение. Третий год обучения (35ч.) На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных  представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении  подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий  в соответствии с поставленной задачей.     Введение: правила техники безопасности­1ч 1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ. ДПИ ­ 9ч. 1.Бумага – как способ декорирования. Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты. 2.Фоторамка. Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ  образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза. Практическая часть  .   Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце.  Работа с инструкцией. Определение порядка работы. 3.Ваза. Ваза как  подарок или часть интерьера. Практическая часть.    Оформление поверхности вазы (пластиковой тары)  пластинами. 4.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ  сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой. Практическая часть  .     Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над  композицией ведется от центра к периферии. Бумагопластика­12ч. 1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. 2.Конструирование из бумажных полос. Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых  изделий. Практическая часть.     Выполнение творческих работ в технике бумажной  пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д. 3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной  конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.  Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Практическая часть.     Освоение способов для создания конкретной игрушки  (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя  полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка,  зонт, грибы, лиса, мышь. Бисероплетение ­8ч. 1.  Вводное занятие.    Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.  Использование бисера в народном костюме. Современные направления  бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация  рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила  техники безопасности, ППБ. 2.Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку.          Основные приёмы бисероплетения­  параллельное, петельное, игольчатое  плетение. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая часть.     Выполнение отдельных элементов 3.Параллельное низание.  Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь,  божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ  моделей. Зарисовка схем. Практическая часть  .   Выполнение отдельных элементов на основе изученных  приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей.  Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление. 4. Низание крестиками Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в  крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.  Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и  зарисовка простейших схем. Практическая часть.   Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию  цепочки в крестик.  Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для  кукол, брошей, кулонов и брелоков.  Изготовление кукол­5ч. 1.Сувенирная кукла. Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной  куклы. 2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок Оберег ­  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и  инструменты. Практическая часть  .   Домовенок.  Последовательность выполнения работы по  инструкционной карте. Презентация готовых работ   Четвёртый год обучения (35ч.) Четвертый  год направлен  на обучение учащихся проектной деятельности:  разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми  группами. Введение: правила техники безопасности­1ч. 1.Чему будем учиться на занятиях.  Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий  декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники  безопасности. ППБ.      Пластилинография­8ч. 1.Панно из пластилина.    Знакомство с принципами работы Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной  основе (с использованием бросового материала). 2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.  Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение  рисунка на прозрачную основу. Практическая часть.     Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под  основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими  линиями. 3.Подбор цветовой гаммы.          Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и  фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов. Практическая часть.        Выполнение практической работы 4.Тематические композиции.    Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более  сложных композиций. Практическая часть.     Разработка и выполнение авторских работ. Творческо­ поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.                                              Бумагопластика­10ч. 1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании. Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более  сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий  материалов, определение последовательности выполнения работы. Практическая часть.     Кошка, собака. 2.Завивка, закругления Познакомить с историей квилинга, торцевания. Показать основные формы и приёмы  квилинга, торцевания. Развивать умение самостоятельно «включать» способ  конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать  воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать  готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.  Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа. Практическая часть.     цветы, бабочка. 1.Техника параллельного низания.   «Мышка», «Кит».      Бисероплетение­10ч. Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого  плетения. Практическая часть.   «Мышка», «Кит». 2.Техника параллельного низания.     «Бабочка» Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения  объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера.  Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. Практическая часть.   «Бабочка» 3.Аппликация из бисера. «Открытка» Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы  бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное,  петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника  выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное  решение. Практическая часть.     Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление  композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации  для оформления открытки, интерьера. 4.Бисерная цепочка с петельками. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение  и последовательность выполнения. Условные обозначения. Практическая часть.   Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по  выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.               Изготовление кукол­5ч. 1.                    Авторская кукла.   Беседа «Кукла в искусстве» Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства,  сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение.  Техника исполнения. Материалы и инструменты. 3.                    Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Планирование этапов работы Практическая часть  .     Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы,  выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная  деятельность. Основная литература: Список литературы  Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  ­  культурной  деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004  Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.  Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов,  педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию  детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов  педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из­во  «Учитель», 2007. ­288с.  Программа педагога дополнительного образования: От разработки до  реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. –  (Методика). Дополнительная литература:    Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –  прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,  В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –  Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).  Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.  Ерошенков, И.Н. Культурно­досуговая деятельность в современных условия /  И. Н. Ерошенков ­ М.: НГИК, 1994.­32с.  Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы  дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. ­ № 5. – С. 11­15.  Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для  руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2­е изд.,  дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система  заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]  Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  ­ 112с., ил.  Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.  классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное  образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.  А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.­111с. – (Стандарты второго поколения).  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.  – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).  Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми ­  по ступенькам творческого роста [Текст] /  Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. ­ №7. – С. 36­49.  Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г.  Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола,  2002. – 312с.  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:  Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г.  Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.  Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.  Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б.  Фомина // Дополнительное образование. – 2004. ­ №7. – С.9­14   Список литературы для детей Основная литература: – 160с., ил.        Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд­во Эксмо, 2006.        Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И.  Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.       Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.:  Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).        Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,  2006. – 48с. – (Город мастеров). Дополнительная литература: Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова.  Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. –  (Серия: «Бабушкин сундучок»).        Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина  – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).       Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы  художественного ремесла»).                                                             Терминологический словарь Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще  всего выполняется в единственном экземпляре. Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном. Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания  на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение — вид декоративно­прикладного искусства , рукоделия ­ создание  украшений, художественных изделий из      бисера , к которой , в отличие от других  техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из  проволоки с бисером ­ так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и  вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и  конструктивно­технологическим . Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема. Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом. Задача – то, что требует исполнения,  разрешения. Это работа или часть ее,  выполненная определенным способом в определенный период. Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих  порядок и способ выполнения или осуществления чего­либо. Интерьер – художественно оформленное убранство помещения. Кукла — предмет в виде     человека или    животного, сделанный  из     фарфора,     пластика,    бумаги,    дерева и других материалов. Слово  «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле. Куклы­актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения  внешности активно или пассивно действующих персонажей в  спектаклях,     эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других  аналогичных произведениях искусства. Кокошник – от слова «кокош» ­ курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до  рождения первого ребенка. Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Мозаика (      фр. mosaque,     итал. mosaico от   лат. (opus) musivum — (произведение)  посвящённое   музам) —     декоративно­прикладное и   монументальное искусство  разных жанров, произведения которого подразумевают формирование  изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней,смальты, керамических плиток и  других материалов. Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры,  специальный предмет, использующийся в детских играх. Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых  воплощаются традиции. Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции  талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и  представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и  приобщения их к традиционной культуре народа. Пластилинография — новый вид     декоративно­прикладного искусства.  Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее  выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной  материал —      пластилин. Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое  изображение на плоскости». Силуэт — ограниченное     контуром отображение чего­либо. Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи. Сувенир (      фр. souvenir ­ воспоминание, память) — предмет, предназначенный  напоминать о чём­то. Сувенирная кукла ­ относится к куклам­игрушкам, перешедшим в пассивную  категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве,  искусстве. Традиция —  набор     представлений,     обычаев,   привычек и     навыков       практической       деяте льности, передаваемых из     поколения в поколение, выступающих одним из  регуляторов общественных отношений. Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых  распространенных в мире. Эскиз (      фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел  художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его  части. Эскиз — быстро выполненный свободный   рисунок, не предполагаемый  как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".

Рабочая программа кружка "Декоративно - прикладное искусство".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017