Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
- формировать у детей мотивационной сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания... я;
- обеспечить физическое и психологическое саморазвитие.
Данная программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство, физическая культура.Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 2» города Воронежа
394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65Б
Тел/факс: (4732) 2733010; email: progimn
2@
icmail
. ru; www.progimn.narod.ru
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Моё здоровье»
для 2 классов
на 20162017 учебный год
Составитель:
Мерзлютина Ирина Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Прогимназия № 2»
города Воронежа
Воронежской области, 2016 г.2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативноправовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья обучающихся «Школа докторов природы» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (2011);
СанПиН,
2.4.2.117802 «Гигиенические требования к режиму учебно
воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52ФЗ «О санитарноэпидемиологическом
благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в
части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №
220/1113 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования (2009 г.);
Основная образовательная программа начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 2» (новая
редакция);
Программа для младших школьников Л. А. Обухова, О. Е. Жиренко, Н. А.
Лемяскина «Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов природы» (14 класс). М. ВАКО,
2012.
Назначение программы в том, что она помогает создать поведенческую модель,
направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать
решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность и перспективность программы
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего
возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений
россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит
понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически
и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в
полной мере творцом своей судьбы.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение
было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно на решение этих вопросов
направлена программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы».
Цель курса
научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя
знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса
формировать у детей мотивационной сферу гигиенического поведения, безопасной
жизни, физического воспитания;обеспечить физическое и психологическое саморазвитие.
Данная программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с
такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык,
технология, изобразительное искусство, физическая культура
Данная программа строится на принципах: Научности: содержится анализ статистических
медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. Доступности: содержание курса в
соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Системности: взаимосвязь и
целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс занятий «Уроки здоровья» нацелен на формирование у школьника
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на
расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. При проведении занятий педагог
ориентируется не только на усвоение обучающихся знаний и представлений, но и становление его
мотивационной сферы гигиенического поведения ,реализации усвоенных знаний и представлений.
Ученик изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы поэтому курсу строится в направлении личностноориентированного
взаимодействия с обучающимся, делает акцент на самостоятельное экспериментирование,
поисковую активность детей, практического применения, самообучение, саморазвитие,
самореализацию и самоанализ своей деятельности.
Занятия по факультативному курсу во 14 классах ведутся по рабочим тетрадям. Рабочие
тетради для младших школьников созданы авторами курса Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е
Жиренко «Уроки здоровья». Рабочие тетради пособия, которые помогают решать задачу
формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического
воспитания, обеспечение физического и психического развития.
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение
игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. На занятиях
изучаются правила хорошего тона ,здоровые и вредные привычки, теория закрепляется практикой,
формируется положительный настрой ,закрепляются здоровые принципы питания. На уроках
здоровья отметки не выставляются. Основной инструментарий для оценивания результатов
положительная словесная оценка и контроль деятельности обучающихся.Мало научить ребёнка
чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего
детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек , живущий в гармонии с собой и
с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также
пробуждать желание прийти на занятие снова.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Здоровье как одна из важнейших основ жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии
её форм.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные здоровье сберегающие технологии человека
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социальнонравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
годовым календарным учебным планом на 20162017 учебный год курс «Школа докторов
природы», и составляет во 2 классе – 16 часов (1 раз в неделю в течение I полугодия
продолжительностью 45 минут).
Содержание программы и
тематического распределения тем
Программа «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый
информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа
жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели
поведения.
№ п/п
Глава, раздел программы
Количество часов
Авторская
программа
Рабочая
программа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Почему мы болеем
Кто и как предохраняет нас
от болезней
Кто нас лечит
Прививки от болезней
Что нужно знать о
лекарствах
Как избежать отравлений
Безопасность при любой
погоде
Правила безопасного по
ведения в доме, на улице, в
транс порте
Правила общения с огнем
Как уберечься от поражения
электрическим током
Как уберечься от порезов,
ушибов, переломов
Как защититься от
насекомых
Предосторожности при
обращении с животными
Первая помощь при
отравлении жидкостями,
пищей, па рами, газом
Первая помощь при
перегревании и тепловом
3
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Типы и виды
контрольных и
проверочных работ
Анкетирование
Тестирование
Составление плана
эвакуации
Составление памяток,
практическая работа
Практическая работа,
тестирование.16.
17.
18.
19.
ударе, при ожогах и
обморожении
Первая помощь при травмах
Первая помощь при
попадании инородных тел в
глаз, ухо, нос
Первая помощь при укусах
насекомых, змей, собак и
кошек
Сегодняшние заботы
медицины
Итого
3
1
1
3
32
16
В авторскую программу внесены изменения.
Авторская программа предполагает изучение курса «Доктора природы» в объёме 34 часа (1
час в неделю, 34 недели).
В соответствии с годовым календарным планом МБОУ «Прогимназия № 2» на изучение
курса «Доктора природы» во 2 классе отводится 1 час в неделю в течение первого полугодия.
Таким образом, в настоящей рабочей программе в разделы календарнотематического
плана вносятся изменения: количество часов с 32 сокращено до 16 часов за счёт объединения тем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами программы «Уроки здоровья» является формирование
следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения в доме и на улице.
Метапредметными результатами программы «Уроки здоровья» является формирование
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Предполагаемые результаты: Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную
систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование
его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни
как средство физического совершенствования.
Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного
здоровья.
Классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать
факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.),
и их возможные последствия.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту,
и их возможные последствия для здоровья.
Анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет
своевременно оказана первая помощь.
Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий
при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся
в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства
в конкретных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов)
для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической
и социальной составляющих.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Дата
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
Календарнотематическое планирование
факультатива «Моё здоровье»
Количество
часов
Тема
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Причина и признаки болезней
Как организм помогает сам себе? Здоровый образ жизни
Какие врачи нас лечат?
Прививки от болезней. Встреча с медсестрой.
Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка.
Отравление лекарствами. Пищевые отравления.
Безопасность при любой погоде. Экскурсия.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в
транспорте.
Вода – наш друг. Правила безопасного поведения на воде.
Чтобы огонь не причинил вреда. Правила обращения с
огнем.
Чем опасен электрический ток?
Травма.
Укусы насекомых.
Что мы знаем про собак и кошек.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей,
парами, газом.
Первая помощь при травмах. Расти здоровым!
Учебнометодическое оснащение1. Интерактивная доска.
2. Компьютер с выходом в Интернет.
3. Мультимедийные презентации.
4.
5. Электронные обучающие диски.
Проектор.
Учебнометодическое обеспечение литература:
1. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А., Жиренко, О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа
докторов природы (14 классы). – М.: ВАКО, 2011 г.
2. Обухова Л. А. Жиренко О. Е. Рабочая тетрадь «Уроки здоровья. 2 год обучения», Воронеж,
ВОИПКиПРО, 2012.