Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
7 кл
22.02.2017
Программа кружка «Занимательная лексика» построена с учётом основных понятий раздела, которые учащиеся получают на уроках русского языка. Курс предусматривает углубленную подготовку учащихся в сфере лексикологии и направлен на расширение лингвистического кругозора, способствует овладению нормами литературного словоупотребления, имеющего большое практическое значение при подготовке к государственной итоговой аттестации.Рабочая программа кружка по русскому языку для 6 класса "Занимательная лексика"
Кружок.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Оренбурга
Рассмотрено на заседании «Согласовано» Утверждено приказом
ШМО учителей Зам. директора по УВР по МОБУ «СОШ № 47»
рус.яз и литературы _________________ №____ от________2016г.
протокол №1 ____________________
от «____»_________2016г. «____»_________2016г.
рук. ШМО __________
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу кружка «Занимательная лексика»
класс
учитель ________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
(предмет, курс)
7 2016 2017 учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная лексика» построена с учётом основных понятий раздела, которые учащиеся получают на уроках
русского языка. Основой для него послужили книги: «Русский язык. Лексика. Словообразование» Н.М. Шанского; «Углубленное изучение
русского языка» В.А. Сидоренкова; «Русское слово» Л.А. Введенской, М.Т. Баранова, Ю.А. Гвоздарева.
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для
людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык – это оружие для выражения мысли.
Разделу «Лексика» принадлежит особая роль в развитии у учащихся чувства языка, в формировании у них умений употреблять слово
с учётом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости.
Курс «Занимательная лексика» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с
лексикологией.
Углубленное изучение раздела «Лексика» направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся и способствует
овладению нормами литературного словоупотребления. Последнее имеет большое практическое значение для каждого в подготовке и сдачи
экзамена по русскому языку в форме регионального экзамена (написание сочинения).
Знание литературных норм словоупотребления позволяет избежать разнообразных ошибок, встречающихся в речевой практике, даёт
возможность правильно и четко, ярко и доходчиво выражать свои мысли.
При изучении курса кружка осуществляются межпредметные связи с литературой.
Цели курса:
1. обобщение и углубление знаний раздела «Лексика»;
2. обогащение словарного запаса учащихся, усиление внимания к вопросам сочетаемости слов;
3. развитие речи учащихся, повышение речевой культуры;
4. воспитание устойчивого интереса к родному языку.
Задачи:
1. ознакомить учащихся с основными лексическими понятиями;
2. научить применять в речи и распознавать в тексте синонимы, антонимы, омонимы и другие лексические единицы;
3. отработать навыки учащихся в умении пользоваться различными словарями;
4.
заинтересовать темой и содержанием курса с помощью подбора интересных и разнообразных заданий.
Программа кружка «Занимательная лексика» предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 35 часов.
2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения данного курса кружка учащиеся должны:
знать основные лексические понятия;
знать особенности построения словарной статьи в различных словарях;
1.
2.
3. уметь ориентироваться в основных словарях (словарях синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, толковых словарях и др.);
4. уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;
5. подбирать синонимы, строить синонимические ряды;
6. подбирать антонимические пары;
7. различать омонимию и многозначность слова, выявлять пары и ряды омонимов, тип омонимов;
8. определять с помощью словарей паронимов особенности в значении и употреблении похожих по звучанию слов с целью предупреждения
речевых ошибок;
9. выявлять сочетаемость слова с целью правильного употребления слов в синтаксических конструкциях;
10. уметь выделять родовое и видовое понятия в словарной статье, строить однотипные толкования слов;
11. уметь исправлять ошибки на употребление синонимов, антонимов, омонимов, редактировать текст;
12. уметь наблюдать над художественным использованием словомонимов, составлять загадки;
13. уметь обобщить в виде проекта или презентации полученные знания.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Значение курса, его цели и задачи, содержание.
Знакомство учащихся с содержанием курса кружка.
Тема 2. Понятие о лексике. Грамматическое и лексическое значения слова.
Словарный состав языка. Что такое слово. Слово и его значение. Толковые словари и их создатели.
Тема 3. Родовидовые группы слов.
Лексическое значение слова и его признаки. Родовой признак.
Тема 4. Лексическая (словарная) форма слова.
Лексическая форма слова как его начальная форма. Характеристики лексической формы (звуковая, грамматическая,
словообразовательная).
Тема 5. Однозначные и многозначные слова.
Понятие однозначности и многозначности. Многозначные слова – явление историческое. Использование многозначных слов в
художественных произведениях.
4 Тема 6. Прямое и переносное значения слов. Типы переноса значения.
Многозначность и перенос значения слова. Перенос наименования по сходству. Перенос наименования по смежности. Связь части и
целого.
Тема 7. Связи слов по значению. Синонимы. Синонимический ряд.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстуальные
синонимы. Использование синонимов в речи. Словари синонимов.
Тема 8. А если бы синонимов в языке не было?
Во время подготовительного этапа учащиеся пишут творческую работу (лингвистическую миниатюру) по теме. На уроке проводится
конкурс сочинений.
Тема 9. Связи слов по значению. Антонимы.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные
антонимы. Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов.
Тема 1011.Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон).
Тема 12. Связи слов по форме. Паронимы.
Что такое паронимы. Употребление паронимов. Словари паронимов.
Тема 13.Связи слов по форме. Омонимы. Омографы. Омоформы. Омофоны
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимия и многозначность. Употребление
омонимов. Словари омонимов.
Тема 14. Омонимы в художественной литературе.
Явление омонимии в художественной литературе. Наблюдение за омонимами, омоформами и омофонами в поэтических и
прозаических произведениях (Примеры можно найти в произведениях А. С. Пушкина («Евгений Онегин»), В. Брюсова, Д. Минаева, К.
Паустовского («Кордон 237») и др.
Тема 15.Неологизмы.
Что такое неологизмы. Сфера употребления неологизмов.
Тема 16.Устаревшие слова, архаизмы и их роль в тексте.
Понятие устаревшие слова и архаизмы. Роль в тексте.
Тема 17. Исконно русские и заимствованные слова и их история.
Понятие исконно русские слова и заимствованные. Сфера употребления.
Тема 18. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Тема 19.Этимология слов. Этимологический словарь.
Что такое этимология. Этимологический словарь.
Тема 20. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
5 Что такое фразеологизмы. Словари фразеологизмов. История происхождения фразеологизмов.
Тема 2122. Стили речи.
Виды стилей речи и их отличительные признаки. Сфера употребления стилей речи. Роль стилей речи в тексте.
Тема 2324. Типы речи.
Виды типов речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Роль типов речи в тексте.
Тема 2526. Анализ текста.
Тема 27. Лексический разбор. Систематизация знаний учащихся по лексике. Схема лексического разбора. Овладение операциями
лексического разбора.
Тема 28 Лексический состав русского языка как отражение «русской души».
Черты русского национального характера. Анализ русской лексики. Язык, его лексический состав – яркое отражение характера и
мировоззрения народа.
Тема 29. Структура сочинениярассуждения (клише).
Тема 30.Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
Тема 3132. Интересные страницы» русского языка.
Тема 33. Лингвистические игры.
Тема 3435. Защита презентации или проекта по выбранной теме.
5. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Значение курса, его цели и задачи, содержание
Понятие о лексике. Грамматическое и лексическое значения слова
Родовидовые группы слов
Лексическая (словарная) форма слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значения слов. Типы переноса значения
Связи слов по значению. Синонимы. Синонимический ряд
А если бы синонимов в языке не было?
Колво
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Форма проведения занятия
Лекция
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Практикум
Лабораторная работа
Комбинированный урок
Практикум
Конкурс лингвистических миниатюр
6 9
Связи слов по значению. Антонимы
1011 Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон)
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Связи слов по форме. Паронимы
Связи слов по форме. Омонимы. Омографы. Омоформы. Омофоны
Омонимы в художественной литературе
Неологизмы
Устаревшие слова, архаизмы и их роль в тексте
Исконно русские и заимствованные слова и их история
Старославянизмы в составе русского литературного языка
Этимология слов. Этимологический словарь
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
2122 Стили речи
2324
Типы речи
2526 Анализ текста
27.
28
29
30
3132
33
3435
Лексический разбор
Лексический состав русского языка как отражение «русской души»
Структура сочинениярассуждения (клише)
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
«Интересные страницы» русского языка
Лингвистические игры
Защита презентации или проекта по выбранной теме.
Итого
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
35ч.
Семинар
Практикум
Практикум
Комбинированный урок
Исследование
Практикум
Практикум
Практикум
Комбинированный урок
Практикум
Практикум
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Практикум
Практикум
Семинар
Комбинированный урок
Практикум
Исследование
Игра
7
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Рабочая программа кружка по русскому языку для 7 класса "Занимательная лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.