Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
7 кл—8 кл
18.12.2018
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС разработана в соответствии с современными требованиями к рабочим программам в соответствии с Федеральным образовательными стандартам второго поколения, включает в себя все необходимые для ФГОС разделы: пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование, график контрольных и практических работ.
7-8 класс ученик исследователь.docx
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития
активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся
овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды.
Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение
учебноисследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную
позицию. Суть выполнения учебноисследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя
из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какуюлибо задачу,
овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ученикисследователь» для 8 класса составлена
на основе нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, (Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред.
31.12.2015 г.) «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего
образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644), с учетом положения «О
рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности Муниципального
автономного образовательного учреждения Стрехнинская средняя общеобразовательная школа» от
28.08.2005.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых
видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть
организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий
познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов. Любая
из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого
является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными
государственными образовательными стандартами.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность
планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста 1014 лет и может быть
реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных
классов и параллелей.
Программа ориентирована в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и
формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности.
Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если
включить в программу его деятельность проведения членами клуба научнопознавательных занятий
для учащихся младших классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися начальных
классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной направленности позволяет
подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя. Важный социальный
опыт школьник приобретёт в процессе проведения совместных со студентами вузов научных
конференций.
Занятия могут быть связаны с деятельностью детсковзрослых интеллектуальных клубов, что
также может усилить их воспитательный потенциал. Для этого педагогам необходимо стремится к
образованию в рамках таких клубов привлекательных для ребят детсковзрослых общностей, с
членами которых тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировался благопристойный образ
жизни. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебноисследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
деятельности;
Научить правильно оформлять результаты учебно исследовательской деятельности;
Познакомить с видами учебноисследовательских проектов;
Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить
Формировать универсальные учебные действия.
Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты
задачи, составлять и реализовывать план действий;
работы;
Познакомить с критериями оценивания учебноисследовательского проекта, объективно
оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении
и преодолении.
Предлагаемый кружок по теме: «Ученикисследователь» своим содержанием сможет привлечь
внимание учащихся 79 классов, которым интересна проектная деятельность. Занятия предполагается
проводить 1 раз в неделю (объёмом 34 часа в учебном году).
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную
деятельность ребят, где целью познавательных действий обучающихся является не просто усвоение
содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное
применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического
результата на основе применения полученного знания.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико
ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться
неизменной самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность
учащихся, совместная или индивидуальная.
Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным государственным
стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов
деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в
обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении учебного
материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Эту проблему
можно решить, используя технологию проектной деятельности. Проектное обучение ценно тем, что
оно ориентирует обучающихся на создание образовательного «продукта», т.е. школьники
индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую,
конструкторскую работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной
деятельности основной школы.
Чтобы продолжить работу с детьми 79 х классов к полноценной проектной деятельности в
основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени,
отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также во внеурочное
время.
Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей,
даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый
результат.
Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать
познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать,
создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.
Актуальность данного кружка.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах.
Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам
необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи,
распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом,
решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений
общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое
важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет
его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные
задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какуюлибо практическую,
проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело
творческое.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя.
Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и
помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со
стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
Следовательно, факультатив «Проектная деятельность учащихся» будет являться для учеников
накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации
к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебнопознавательной деятельности
к самостоятельной деятельности ученика.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной
мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за
отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития
учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта
образования.
Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности является
требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и
метапредметного развития школьников.
Программа курса составлена с учетом психологических особенностей учащихся среднего звена их
уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным
языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 79х
классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях
внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; универсальных
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебноисследовательской деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной
деятельности «Ученикисследователь»:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
•
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения
и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных
действий.
•
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
•
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
•
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
o
проекта, работа над ним, презентация);
o
o
o
o
o
o
Интернета)
o
Учащиеся должны уметь:
o
o
o
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
правила сохранения информации, приемы запоминания.
выделять объект исследования;
разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
o
выводы, выявлять закономерности,
o
o
преобразовывать из одного вида в другой,
o
o
своей деятельности в различных видах;
o
каталогами.
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
Материальнотехнические условия реализации программы.
Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:
кабинета;
ТСО;
компьютера;
мультимедийного проектора;
экрана.
Тематическое распределение часов
№ Тема
Теория
Практика
Общее
количество
часов
1
2
3
4
5
4
Введение в проектную деятельность
Ознакомление с разными видами
проектов
Теоретические основы создания
проекта
Работа над проектом
Защита проекта
Рефлексия
ВСЕГО:
3 ч.
7 ч.
2 ч.
17 ч.
3 ч.
2 ч.
34 ч.
3 ч.
7 ч.
1 ч.
4 ч.
2 ч.
17 ч.
1 ч.
13 ч.
1 ч.
2 ч.
17 ч.
Содержание деятельности
Введение в проектную деятельность (3 часа).
1.
Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение
проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и
предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.
Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Культура
оформления исследовательской работы.
2.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные
проекты; учебноисследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности,
примеры проектов.
3.
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления
проектов, создание компьютерных презентаций проектов
Ознакомление с разными видами проектов (7 часов).
Теоретические основы создания проекта (2 часа). Защита проектов (3 часов)
Работа над проектом (17 часов).
4.
Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов исследования;
работа над проектами.
5.
Воплощение в жизнь поставленных задач;
•
•
•
•
Работа в программе Power Point;
Работа в программе Publisher;
Составление таблиц, диаграмм;
Написание рефератов;
Рефлексия (2 часа).
6.
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности.
Сильные и слабые стороны работы над проектом.
Календарнотематическое планирование
№ Дата
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
Введение в проектную деятельность
Проблемы исследования, выявление его актуальности.
значимости.
Культура
Формулировка темы, определение объекта и предмета
исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка
задач исследования.
Определение теоретических основ исследования, его научно
практической
оформления
исследовательской работы.
Ознакомление с разными видами проектов
Информационные проекты
Игровые проекты
Ролевые проекты
Прикладные проекты
Социальные проекты
Учебноисследовательские проекты
Инженерные проекты
Теоретические основы создания проекта
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной
деятельности
Способы представления проектов. Создание компьютерных
презентаций проектов
Работа над проектом
Выбор темы, цели, гипотезы
Сбор материала
Сбор материала
Систематизация материала
Систематизация материала
Работа в программе Power Point
Количество
часов
3
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
17
1
1
1
1
1
1 8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Работа в программе Power Point
Работа в программе Publisher
Работа в программе Publisher
Составление таблиц, диаграмм
Составление таблиц, диаграмм
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Защита проекта
Подготовка защиты проекта
Подготовка защиты проекта
Защита проекта
Рефлексия
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.
Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны
работы над проектом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
Список литературы и Интернетресурсов
С.В.Терентьева,
А.В.Иванова,
С.Н.Чистякова,
Н.Ф.Родичева.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
1.
Сборник программ.
Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная
ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013.
2.
деятельность. Проблемноценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
3.
4.
6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
5.
Просвещение, 1994.
6.
7.
В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 45 класс, РостовнаДону «Легион», 2012
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 –
Энциклопедия для детей. Математика. М.: «Аванта+». 1998.
Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в
Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. — М. : школе. 2004. № 8. С. 1011.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.
8.
Издательскоторговый дом «Корифей» Волгоград, 2007.
Мотивация школьников к обучению математике во внеклассной работе в условиях школы с
Учитель математики высшей квалификационной
9.
углубленным изучением предметов ХЭЦ.
категории МБОУ СОШ № 156 Черникова Е.А.
10.
11.
12.
http://www.tatiana.lact.ru/proect
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204616
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619
https://sites.google.com/site/relarn2010/realarn2011/tezisynarelarn2011/vikiproektydla
13.
skolnikov
http://www.dissercat.com/content/razrabotkasistemyorganizatsiiissledovatelskoiraboty
14.
uchashchikhsyavprotsesseizucheniy#ixzz2f36XMaKB
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
images.yandex.ru
shkolo.ru›zakonyislozheniya
bymath.net›studyguide/ari/ari4.html
forschoolboy.ru
nashol.com
eek.diary.ru
lohmatik.ru›Lohmatik/str1_60_2.php
vsedlyadetey.ru›shkolnyeuchebniki…
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Рабочая программа кружка "Ученик-исследователь" 7-8 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.