Рабочая программа кружка "Веселая грамматика"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Актуальность создания авторской образовательной программы «Веселая грамматика» предопределена тем, что период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников.
Иконка файла материала веселая грамматика КРУЖОК.docx
Пояснительная записка     Значение овладение школьниками русским языком  трудно переоценить:  «Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных  и творческих способностей, основным каналом социализации личности»  Хорошо   организованная   и   систематическая   внеклассная   работа   дает   возможность,   с   одной   стороны,   закреплять   знания   и   навыки,   полученные учащимися на уроках, с другой ­ глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Актуальность создания    авторской   образовательной   программы   «Увлекательная   грамматика»   предопределена   тем,   что   период   начального   обучения   в   школе заключает в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно развитие этих качеств у ребёнка. Чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребёнка, её следует специальным образом организовать. Новизна  программы   определяется   тем,   что   она   способствует   не   только   расширению   и   углублению   знаний   детей   о   русском   языке,   но   и   даёт возможность   проводить   специальную   работу   с   детьми,   мотивированными   на   изучение   русского   языка,   с   высоким   уровнем   интеллекта   с   целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Цели и задачи курса. Целью  данной   программы   является   формирование   личности,   полноценно   владеющей   устной   и   письменной   речью   в   соответствии   со   своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности: ­ расширение и углубление запаса знаний учащихся; ­ развитие самостоятельности мышления, воображения; ­ развитие эмоционально­волевых, нравственных качеств личности; ­ воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы  В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности. 1Основные методы и технологии ­ технология  разноуровневого обучения; ­ развивающее обучение; ­ технология  обучения в сотрудничестве; ­ коммуникативная технология. 2Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника. Данная программа рассчитана на детей 7­8 лет. Срок ее реализации ­ 1 год. Форма организации ­ кружок.  Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут Курс  изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса.   Описание места курса  в учебном плане Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Планируемые результаты. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Тематическое планирование   (33 часа)  «Веселая грамматика»Тема занятия Количество часов № 1­2 3­4 5­7 8­9 Волшебные звуки и знаки. Загадочные слова Чудесные превращения слов.  В гости к Алфавиту. 2 2 3 2 4 1 1 2 3 3 2 1 2 3 10­13 К тайнам звуков и букв. 14 15 В Королевстве ошибок. В Страну Слогов. 16­17 Чудеса в Стране Слов 18­20 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 21­23 В Театре близнецов. 24­25 Конкурс знающих. 26 Необычный урок. 27­28 В Клубе весёлых человечков 29­31 К словам – родственникам. Почему их так назвали?32 33 Экскурсия в прошлое Итоговое занятие «Знайки и Умейки» 1 1 Итого 33 часа                                                  Содержание занятий. Тема 1­2. Волшебные звуки и знаки (2 ч.)  Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням­ням». Игры  «Добавки», «Знаешь сам ­ расскажи нам». Тема 3­4 . Загадочные слова  (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.  Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Тема 5­7. Чудесные превращения слов.(3ч.) Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».  Инсценирование стихотворения А.Шибаева. Тема 8­9. В гости к Алфавиту.  (2часа)   Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Тема 10­13. К тайнам звуков и букв.  (3ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал».  Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)  Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом  «Продолжи слово». Тема 16­17.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок.  Головоломка. Слова – синонимы.Тема 18­20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (3ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование  рассказов. Головоломка. Тема 21­23.  В театре близнецов. (3ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос».  Конкурс загадок. Тема 24­25. Конкурс знающих. (2ч.)Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай ­ ка!» со словами –  антонимами. Тема27­ 28. В Клубе весёлых человечков(2ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Тема 29­31. К словам – родственникам. Почему их так назвали (3ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». Тема 32. Экскурсия в прошлое. (1ч.)Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) «Знайки и Умейки».  Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами,  омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1­го класса Обучающиеся должны знать: Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные  слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов. Обучающиеся должны уметь: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко ­ буквенный анализ слов.  Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.  Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Список использованной литературы 1. Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова. 2. Книга  «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г. 3. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодова 4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 5. «Материалы по занимательной грамматике» А.Т. Арсирий – М. 1991г. 6. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 8. 9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.       13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение»,    1991 г.