Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство +1
3 кл—4 кл
12.02.2017
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Данная программа внеурочной деятельности кружка «Рукодельница» составлена на основе программы «Декоративно-прикладное искусство», автор Кожина О.А.
Программа кружка внеурочной деятельности Рукодельница.docx
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Руководитель МО Директор МОУ «УльканскаяСОШ №2» ГОРБУНОВА С.П. ____________ РУСАНОВА Е.П. ______________ Протокол № _______ от Приказ № _______ от «____» «______________» 2014 г. «____» «______________» 2014 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Юринской Веры Витальевны, I квалификационная категория по внеурочной деятельности кружок «Рукодельница» (Декоративно-прикладное искусство) Рассмотрено на заседании ТПГ учителей начальных классов Руководитель ТПГ Юринская _____________________ Протокол № _________ от «____» «________________» 2014 г. В.В. Улькан, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Декоративное   творчество   является   составной   частью   художественно­эстетического направления   внеурочной   деятельности   в   образовании.   Оно   наряду   с   другими   видами искусства   готовит   обучающихся   к   пониманию   художественных   образов,   знакомит   их   с различными  средствами выражения.  На основе эстетических  знаний и  художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Декоративное   творчество   способствует   изменению   отношения     ребенка   к   процессу познания,   развивает   широту   интересов   и   любознательность,   что   «является   базовыми ориентирами   федеральных   образовательных   стандартов».   Программа   по   внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная   учитывать   личные   запросы   школьника,   стремится   к   их   удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Данная программа внеурочной деятельности кружка «Рукодельница» составлена на основе программы «Декоративно­прикладное искусство», автор Кожина О.А. Цель программы:     ­Воспитание   личности   творца,   способного   осуществлять   свои   творческие   замыслы   в области разных видов декоративно – прикладного искусства.  ­Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию   и самоопределению   в процессе   познания   искусства, истории, культуры, традиций.  Задачи:  ­Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.   ­Формировать   эстетическое   отношение   к   окружающей   действительности   на   основе   с декоративно – прикладным искусством.  ­Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;  ­Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.  ­ Приобщать школьников к народному искусству;  ­Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; ­Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.  ­Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2» приказ №187 от 31 августа 2011г. Общая характеристика курса Содержание программы «Рукодельница» является продолжением изучения смежных предметных   областей   (изобразительного   искусства,   технологии,   истории)   в   освоении различных видов и техник   искусства. В программу   включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография,  бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.  Программа способствует:  ­развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;  ­помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;   ­формированию   понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;  ­освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;             ­обучению   практическим   навыкам   художественно   –   творческой   деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; ­созданию   творческой   атмосферы   в   группе   воспитанников   на   основе     взаимопонимания коллективной работы; народными традициями в данных областях.   ­знакомству   с   историей   пластилина,   бумагопластики,     и   изготовления   кукол, Программа   строится   на   основе   знаний   возрастных,   психолого–   педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.  Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях   предусматриваются следующие   формы   организации   учебной   деятельности:   индивидуальная,   фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.          Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с   использованием   компьютерных   технологий).   Изложение   учебного   материала   имеет эмоционально   –   логическую   последовательность,   которая   неизбежно   приведет   детей   к высшей точке удивления и переживания. Дети   учатся   аккуратности,   экономии   материалов,   точности   исполнения   работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе   с   техническими   средствами,   которые   разнообразят   деятельность   и   повышают интерес детей. Описание места курса Программа «Рукодельница» разработана на два года занятий с детьми младшего школьного   возраста   и     рассчитана   на     поэтапное   освоение   материала   на   занятиях   во внеурочной  деятельности.  Программа рассчитана на 33 часа  (1 час в неделю). Количество часов в год 1 класс 33 часа 2 класс 34 ч. Описание ценностных ориентиров Личностные, метапредметные результаты курса Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно   –   прикладное   искусство   «Маленький   мастер»   направлено   на   достижение комплекса   результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного   стандарта.   Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты ­   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;  ­     навык   самостоятельной   работы     и   работы   в   группе   при   выполнении   практических творческих работ; ­  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; ­ способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;  ­ заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность   помогать   другим,   уважение   к   чужому   труду   и   результатам   труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: ­ устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;   ­   осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений     ориентаций   на   искусство   как значимую сферу человеческой жизни; ­   возможности   реализовывать   творческий   потенциал   в   собственной   художественно­ творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;    ­ эмоционально – ценностное отношения  к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметныерузультаты Регулятивные ­   выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной   выразительности   для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; ­   учитывать   выделенные   ориентиры   действий   в   новых   техниках,   планировать   свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;            ­ адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;                 ­ навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться:  ­осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ­   самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. ­ пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;   ­   моделировать   новые   формы,   различные   ситуации,   путем   трансформации   известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества. ­осуществлять   поиск   информации   с   использованием   литературы   и   средств   массовой информации;  ­отбирать  и  выстраивать  оптимальную   технологическую  последовательность  реализации собственного или предложенного замысла; Познавательные ­ различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; ­   приобретать   и   осуществлять   практические   навыки   и   умения   в   художественном творчестве; ­ осваивать особенности художественно – выразительных средств,   материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. ­   развивать   художественный   вкус   как   способность   чувствовать   и   воспринимать многообразие видов и жанров искусства; ­ художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; ­  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память; ­ развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению   к   различным   произведениям   изобразительного   декоративно   –   прикладного искусства;              Младшие школьники получат возможность научиться:  ­создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; ­ понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; ­ более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные ­первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;  ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться:  ­ учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнером; ­адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся   должны быть развиты такие   качества   личности,   как   умение   замечать   красивое,   аккуратность,   трудолюбие, целеустремленность. Содержание учебного курса Первый год обучения (33 ч.) Первый   год   обучения   направлен   на   удовлетворение   интересов   детей   в   приобретении базовых   знаний   и   умений   о   простейших   приемах   и   техниках   работы   с   материалами   и инструментами   (пластилин,   бумага   и   картон,   бисер   и   проволока   и   т.д.),   знакомство   с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. Введение: правила техники безопасности ­1ч. Знакомство   с   основными   направлениями   работы   на   занятиях;   материалами   и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. Пластилинография­ 9 ч. Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию». Теория.Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы   и   приспособления,   применяемые   при   работе   с   пластилином.   Разнообразие техник работ с пластилином. Плоскостное изображение. «Подарки осени». Теория.  Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.  Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой». Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке». Теория.  Создание   выразительного   образа   посредством   объема   и   цвета.   Анализ   свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)  Практическая часть.Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические   умения   и   навыки   детей   при   создании   заданного   образа   посредством пластилинографии. Плоскостное изображение.  «Рыбка». Теория.Особенности построения композиции подводного мира. Практическая   часть.  Создание   сюжета   о   подводном   мире,   используя   технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. «Натюрморт из чайной посуды» Теория.  Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.  Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Рельефное изображение «Ферма». Теория. Создание сюжета в полуобъеме. Практическая   часть.  Создание   композиции   из   отдельных   деталей,   с     использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке. Теория. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.  Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой   на   границе   их   соединения.     Закрепление   технического   приема   работы   с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа. Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы». Теория. Формирование композиционных навыков. Практическая часть.  Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки. «Ромашки» Теория. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Практическая   часть.  Выполнение   лепной   картины   с   использованием   трафаретной технологии Бумагопластика – 7 ч. Вводное   занятие   «Технология   изготовления   поделок   на   основе   использования   мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты. Теория.  История   возникновения     и   развития   бумагопластики,     сведения   о   материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой   бумаги.     Способы   декоративного   оформления   готовых   работ.   Инструктаж   по правилам техники безопасности. «Фрукты», «Чудо – дерево» Теория.  Последовательность   изготовления   работы   с   использованием   аппликации   и кусочков мятой бумаги.   Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги «Птенчики». Теория. Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги «Снегирь» Теория.Последовательность   выполнение   работы.   Композиционные навыки. Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги. Новогодняя игрушка. Символ года  Теория.История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги Открытка к Новому году. Теория.Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.   Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги. «Праздничный салют».  Теория.Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.   Практическая   часть.  Выполнение   работы   с   использованием   аппликации   и   кусочком мятой бумаги   Пространственные   представления. Бисероплетение ­10ч. Вводное занятие.  Теория.Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Практическая   часть.План   занятий.   Демонстрация   изделий.   История   развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения.   Инструменты   и   материалы,   необходимые   для   работы.   Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ. Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку. Теория.Основные приёмы бисероплетения­  параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая часть.Выполнение отдельных элементов Параллельное низание. Теория.Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья   коровка,   черепаха,   бабочка,   стрекоза,   и   др.)   Основные   приёмы   бисероплетения, используемые   для   изготовления   фигурок   животных   на   плоской   основе:   параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая   часть  .Выполнение   отдельных   элементов   на   основе   изученных   приёмов.   Сборка   брошей,   брелков   или   закладок.   Подготовка   основы   для   брошей.   Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Низание крестиками Теория.Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”.   Различные   способы   плоского   и   объёмного   соединения   цепочек   “в   крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.  Практическая   часть.  Освоение   приемов   бисероплетения.   Упражнения   по   низанию цепочки в крестик.   Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков. Изготовление кукол – 6 ч. Вводное занятие.  Теория.История куклы. Техника безопасности Практическая   часть.Игровые   и   обереговые   куклы.  Бабушкины   уроки   или   как   самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Кукла на картонной основе.  Теория.Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма. Практическая   часть.  Создание   картонного   силуэта   девочки   и   мальчика   в   русском народном   костюме.   Оплетение   с   использованием   пряжи.   Создание   образа.   Цветовое решение. Композиция «В лесу» Теория.Особенности построения композиции Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции. Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы. Теория.Разнообразие   техники   аппликации,   а   также   с   различными   материалами, используемыми   в   данном   виде   прикладного   искусства.   Технология   создания   кукол, которые одеваются на палец из бумаги. Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение. Итоговое занятие. Выставка – ярмарка. Второй год обучения (34ч.) Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при  изготовлении  более  сложных  по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. Введение: правила техники безопасности­1ч. Чему будем учиться на занятиях. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ. Пластилинография – 10 ч. Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка». Теория.Создание композиции в полуобъеме из пластилина. Практическая часть.  Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки:   придавливание   деталей   к   основе.   Примазывание.   Приглаживание   границ соединения отдельных частей.  Жанр изобразительного искусства  ­ натюрморт. «Осенний натюрморт» Теория.Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.  Практическая   часть.  Лепка   отдельных   деталей.   Использование   разнообразного материала. Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» Теория.Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение. Практическая   часть.  Лепка   отдельных   деталей.   Использование   разнообразного материала. Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» Теория.Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.   Практическая   часть.  Лепка   отдельных   деталей.   Использование   разнообразного материала. Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка». Теория.Народная   игрушка.   История   создания   матрешки.   Отражение   характерных особенностей оформления матрешки Практическая   часть.  Лепка   отдельных   деталей.   Использование   разнообразного материала. Бумагопластика­ 6 ч. История бумаги. Технологии работы с бумагой Теория.Историческая   справка   о   бумаге.   Виды   бумаги,   ее   свойства   и   применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности. Цветы из бумаги. Теория.Знакомство   с   технологией   работы   креповой   бумагой.   Технология   изготовления цветов из креповой бумаги. Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион. Снежинки Теория.Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки. Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки Новогодняя открытка Теория.Знакомство с видом вырезания ­   силуэтное вырезание. Историческая справка о данном   виде   работы.   Технология   выполнения   силуэтного   вырезания.   Композиционное построение сюжета. Практическая часть. Новогодняя открытка. Бисероплетение– 9ч. Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит». Теория.Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения. Практическая часть. «Мышка», «Кит». Техника параллельного низания. «Бабочка» Теория.Технология   слоистого   плетения.   Техника   двойного   соединения.   Правила выполнения   объёмных   миниатюр   на   проволоке.   Анализ   образцов.   Выбор   проволоки   и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. Практическая часть. «Бабочка» Аппликация из бисера. «Открытка» Теория.Понятие   «аппликация».   Исторический   экскурс.   Анализ   образцов.   Приёмы бисероплетения,   используемые   для   изготовления   аппликации:   параллельное,   петельное, игольчатое   плетение,   низание   дугами.   Комбинирование   приёмов.   Техника   выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая   часть.Выполнение   отдельных   элементов   аппликации.   Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера. Бисерная цепочка с петельками. Теория.Низание   из   бисера   “в   одну   нить”:   простая   цепочка,   цепочка   с   бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Практическая   часть.  Освоение   приемов   бисероплетения.   Упражнения   по   выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Изготовление кукол ­ 8ч. Народная кукла. Русские обряды и традиции. Теория.Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Бесшовные куклы. Теория.Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» Теория.Элементы   русского   народного   костюма.   Создание   образа.   Символика   кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Практические занятия.Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.   Учебно­тематическое планирование Учебный план занятий по программе курса  «Рукодельница» Номер раздела I. II. III. IV. V. Название разделов 1 класс 2 класс Введение:   правила техники безопасности Пластилинографи я Бумагопластика Бисероплетение Изготовление кукол 1 9 7 4 4 1 5 4 4 3 9 7 10 6 10 6 9 8 33 ч. 34 ч. Календарно­тематическое планирование 1 класс № п/п Дата Тема занятия Теория Практика Введение: правила техники безопасности ­1 ч. 1 1 2 3 Знакомство с  основными  направлениями  работы на  занятиях;  материалами и  оборудованием;  инструктаж по  правилам техники  безопасности. Пластилинография­ 9 ч. Вводное занятие   «Путешествие в  Пластилинию». Плоскостное  изображение.  «Подарки осени». Теория.  Историческая  справка о  пластилине. Виды  пластилина, его  свойства и  применение.  Материалы и  приспособления,  применяемые при  работе с  пластилином.  Разнообразие техник работ с  пластилином. Знакомство с  понятием  натюрморт.  Закрепление знаний  о колорите осени. Показать прием «вливания одного цвета в другой». Знакомство со средствами выразительности.  «Червячок в яблочке»,  «Кактус в горшке». Знакомство со  средствами  выразительности.  «Червячок в  Создание  выразительного  образа посредством  объема и цвета.  Сплющивании,  разглаживании  поверхностей в  создаваемых объектах. 4 5 6 7 8 яблочке», «Кактус  в горшке». Плоскостное  изображение.   «Рыбка». Анализ свойств  используемых в  работе материалов и применение их в  работах  (раскатывание.) Особенности  построения  композиции  подводного мира. Практические умения и  навыки детей при  создании заданного образа посредством  пластилинографии. Создание сюжета о  подводном мире,  используя технику  пластилинографии.  Совершенствовать  технические и  изобразительные навыки и  умения. «Натюрморт из  чайной посуды» Композиция и цвет в расположении  элементов на  поверхности. Соединение частей  изделия, путем  сглаживания мест  скрепления. Рельефное  изображение  «Ферма». Создание сюжета в  полуобъеме. Знакомство с  симметрией.  Аппликация  «Бабочки» .«Божьи коровки на  ромашке. Понятие симметрия  на примере бабочки  в природе и в  рисунке. Лепная картина.  Формирование  композиционных  навыков.«Цветы  для мамы». Формирование  композиционных  навыков. Создание композиции из  отдельных деталей, с   использованием  имеющихся навыков  работы с пластилином –  раскатывание,  сплющивание,  сглаживание. Работа в технике мазок  пластилином, плавно  «вливая» один цвет в  другой на границе их  соединения.  Закрепление  технического приема  работы с пластилином в  технике  пластилинография.  Создание рельефа. Выполнение лепной  картины, когда детали  предметов сохраняют  объем и выступают над  поверхностью основы.  Выполнение тонких и  удлиненных лепестков с  использованием  чесноковыжималки. 9 «Ромашки» Трафаретные  технологии  пластилиновой  живописи. Выполнение лепной  картины с использованием трафаретной технологии Бумагопластика – 7 ч. Вводное занятие  «Технология  изготовления  поделок на основе  использования  мятой бумаги».  «Волшебные  комочки». Фрукты. «Фрукты», «Чудо – дерево» «Птенчики». «Снегирь» Новогодняя  игрушка. Символ  года  История  возникновения  и  развития  бумагопластики,   сведения о  материалах,  инструментах и  приспособлениях,  знакомство с  техникой создания  работ с  использованием  мятой бумаги.   Способы  декоративного  оформления  готовых работ.  Инструктаж по  правилам техники  безопасности. Последовательность изготовления  работы с  использованием  аппликации и  кусочков мятой  бумаги. Последовательность выполнение работы.  Благоприятные  цветовые сочетания. Последовательность выполнение работы.  Пространственные  представления.  Композиционные  навыки. История  возникновения  символов.  Последовательность выполнение работы. Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги. Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги 6 7 1 2 Открытка к  Новому году. Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги. Композиционные  навыки.  Закрепление умений и навыков работы  с  использованием  мятой бумаги.  Последовательность выполнение работы. «Праздничный  салют». Последовательность выполнение работы  в составлении  мозаичного панно. Выполнение работы с  использованием  аппликации и кусочком  мятой бумаги План занятий.  Демонстрация изделий.  История развития  бисероплетения.  Использование бисера в  народном костюме.  Современные направления бисероплетения.  Инструменты и  материалы, необходимые  для работы. Организация  рабочего места.  Правильное положение  рук и туловища во время  работы. Правила техники  безопасности, ППБ. Выполнение отдельных  элементов Бисероплетение ­10 ч. Вводное занятие.  Основные виды  бисерного  искусства. Техника  безопасности. Знакомство с  основными  технологическими  приемами  низания  на проволоку. Основные приёмы  бисероплетения­   параллельное,  петельное,  игольчатое  плетение.  Комбинирование  приёмов.  Анализ  моделей. Зарисовка  схем. 3­6   Параллельное  низание. Плоскостные  миниатюры в  технике  параллельного  низания (утенок,  Выполнение отдельных  элементов на основе  изученных приёмов.  Сборка брошей, брелков  или закладок. Подготовка основы для брошей.  Составление композиции.  Прикрепление элементов  композиции к основе.  Оформление. Освоение приемов  бисероплетения.  Упражнения по низанию  цепочки в крестик.   Изготовление браслета  “ёлочка”. Выполнение  украшений для кукол,  брошей, кулонов и  брелоков. лягушка, гусь,  божья коровка,  черепаха, бабочка,  стрекоза, и др.)  Основные приёмы  бисероплетения,  используемые для  изготовления  фигурок животных  на плоской основе:  параллельное,  петельное и  игольчатое  плетение. Техника  выполнения  туловища,  крылышек, глаз,  усиков, лапок.  Анализ моделей.  Зарисовка схем. Традиционные виды  бисероплетения.  Низание из бисера  “в две нити”:  цепочка “в  крестик”. Различные способы плоского и  объёмного  соединения цепочек  “в крестик”.   Назначение и  последовательность  выполнения.  Условные  обозначения. Анализ и зарисовка  простейших схем.  7­10 Низание  крестиками 1  2 Изготовление кукол – 6 ч. Вводное занятие.  История куклы.  Техника  безопасности Игровые и обереговые  куклы. Бабушкины уроки  или как самим сделать  народную куклу. Правила  техники безопасности,  ПДД, ППБ. Кукла на картонной основе.  Традиционные виды  аппликации из  Создание картонного  силуэта девочки и пряжи. Технология  создания силуэтной  куклы. История  русского  народного костюма. мальчика в русском  народном костюме.  Оплетение с  использованием пряжи.  Создание образа.  Цветовое решение. Композиция «В  лесу» Особенности  построения  композиции Прикрепление элементов  к основе. Создание  композиции. Создание героев сказки  «Теремок». Цветовое  решение. Разнообразие  техники  аппликации, а также с различными  материалами,  используемыми в  данном виде  прикладного  искусства.  Технология  создания кукол,  которые одеваются  на палец из бумаги. Аппликация.  Куклы – актеры.  Пальчиковые  куклы. Итоговое занятие.  Выставка –  ярмарка. 3 4­5 6 2 класс № п/п Дата Тема занятия Теория Практика Введение: правила техники безопасности ­1 ч. 1 Чему будем  учиться на  занятиях. Знакомство с  разнообразием  технологий и  материалов для  создания изделий  декоративно­ прикладного  искусства Пластилинография­ 10 ч. Полуобъемное  изображение на  плоскости.  «Чебурашка» Создание  композиции в  полуобъеме из  пластилина Жанр  изобразительного  искусства  натюрморт.  «Осенний  натюрморт» Жанр  изобразительного  искусства –  портрет. «Весёлый  клоун» Жанр  изобразительного  искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» Оформление  народной игрушки  в технике  пластилинография  «Матрешка» Знакомство с  понятием  «натюрморт» Знакомство с  понятием  «Портрет». Цветное решение. Знакомство с  понятием «Пейзаж». Контраст.  Использование  работ в интерьере.  Народная игрушка.  История создания  матрешки.  Отражение  характерных  особенностей  оформления  матрешки. Истоиия бумаги.  Технологии работы  с бумагой. Бумагопластика – 6 ч. Историческая  справка о бумаге.  Виды бумаги, ее  свойства и  применение.  Целостность объекта из  отдельных деталей,  используя имеющие  навыки: придавливание  деталей к  основе.  Примазывание.  Приглаживание границ  соединений отдельных  частей. Лепка отдельных деталей.  Использование  разнообразного материала. Лепка отдельных деталей.  Использование  разнообразного материала. Лепка отдельных деталей.  Использование  разнообразного материала. Лепка отдельных деталей.  Использование  разнообразного материала. 1­2 3­4 5­6 7­8 9­10 1 Цветок «Роза» Цветок «Тюльпан» Плоскостные снежинки Объемные снежинки Цветы из бумаги Цветы из бумаги Снежинки Снежинки Новогодняя  открытка Материалы и  приспособления,  применяемые при  работе с бумагой.  Условные  обозначения.  Инструктаж т/б. Знакомство с  технологией работы  креповой бумаги.  Технология  изготовления цветов из креповой бумаги. Технология  изготовления цветов из креповой бумаги. Откуда появилась  снежинка. Строение  снежинки.  Технология  изготовления из  бумаги плоскостной и объемной  снежинки. Откуда появилась  снежинка. Строение  снежинки.  Технология  изготовления из  бумаги плоскостной и объемной  снежинки. Знакомство с видом  вырезания­ силуэтное  вырезание.  Историческая  справка о данном  виде работы.  Технология  выполнения  силуэтного  вырезания.  Композиционное  построение сюжета. Вводное занятие. Бисероплетение – 9 ч. Основные виды  бисерного  искусства. Демонстрация изделий.  Правила техники  безопасности. 2 3 4 5 6 1. 2 3 4­6 7­9 1 2­3 4 Техника слоистого  плетения.  Техника  параллельного  низания. Аппликация из  бисера. Бисерная цепочка с петельками. Знакомство с  техникой объемного параллельного  плетения.  Технология  слоистого плетения. Технология  слоистого плетения. Техника двойного  соединения.  Правила  выполнения  объемных миниатюр на проволоке Понятие  «Аппликация».  Исторический  экскурс. Анализ  образцов. Приемы  бисероплетения  используемые для  изготовления  аппликации. Низание из бисера  «в одну нить»:  простая цепочка,  цепочка с  бусинками.  Назначение и  последовательность  выполнения.  Условные  обозначения. Вводное занятие Изготовление кукол – 8 ч. История куклы.  Техника  безопасности.  Бабушкины уроки  или как самим  сделать народную  куклу. Классификация  кукол. Их роль и  место в русских  обрядах и  традициях. Народная кукла.  Русские обряды и  традиции. Бесшовные куклы Технология  изготовления  бесшовных кукол.  Изделие «Мышка», «Кит». Изделие «Бабочка» «Открытка» Игровые и обереговые  куклы.  Создание картонного  силуэта девочки и  мальчика в русском  народном костюме.  Оплетение с  использованием пряжи. Прикрепление элементов  к основе. Создание  композиции. 5­7 8. Материалы и  инструменты. Элементты русского народного костюма.  Создание образа.  Символика кукол.  Традиционные  приемы  изготовления кукол. Технология  продевания:  «кукла­ ремесленник»,  «Хозяйка­ рукодельница» Итоговое занятие.  Выставка­ярмарка. Оценка  планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.  Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки :  однодневные ­ проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;   постоянные  ­ проводятся в помещении, где работают дети;  тематические ­ по итогом изучения разделов, тем;  итоговые   –   в   конце   года   организуется   выставка   практических   работ   учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.          Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это   сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.                        В   портфолио   ученика   включаются   фото   и   видеоизображения   продуктов исполнительской   деятельности,   материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Предметные результаты   продукты   собственного   творчества, уважать и ценить искусство и художествено­творческую деятельность человека; понимать образную сущность искусства;  сочувствовать   событиям   и   персонажам,   воспроизведенным   в   произведениях пластических   искусств,   их   чувствам   и   идеям;   эмоционально­ценностному отношению   к   природе,   человеку   и   обществу   и   его   передачи   средствами художественного языка.  выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. создавать   элементарные   композиции   на   заданную   тему   на   плоскости   и   в пространстве.  создавать   графическими   и   живописными   средствами   выразительные   образы природы, человека, животного.         Учащиеся должны знать: пластилин,   виды   пластилина,   его   свойства   и   применение.   Материалы   и приспособления,   применяемые   при   работе   с   пластилином.   Разнообразие   техник работ с пластилином;  жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;               особенности   построения   композиции,   понятие   симметрия   на   примере   бабочки   в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера; историю   возникновения     и   развития   бумагопластики,     сведения   о   материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;  общие   понятия   построения   объемно­пространственной   композиции.   Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;  о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного; основные   виды   бисерного   искусства,   история   развития   бисероплетения. Использование   бисера   в   народном   костюме,   современные   направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера; основные приёмы бисероплетения­  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;   понятие   «аппликация»,   виды   аппликации,   исторический   экскурс.   Цветовое   и композиционное решение; историю   возникновения     и   развития   бумагопластики,   историю   возникновения бумаги,     сведения   о   материалах,   инструментах   и   приспособлениях,   о   технике создания работ с использованием мятой бумаги;   виды   бумаги,   ее   свойства   и   применение.   Материалы   и   приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;  общие   понятия   построения   объемно­пространственной   композиции.   Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия; традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;  историю русского  народного костюма;  игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;  сувенир, виды и назначение сувениров;  Оберег ­   как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.   Учащиеся должны уметь:   передавать   в   собственной   художественно­творческой   деятельности   специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;     моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования.  воспринимать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   русского   и   зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления; понимать   культурные   традиции,   отраженные   в   предметах   рукотворного   мира,   и учиться   у  мастеров   прошлого;  осознавать,  что  в   народном  быту   вещи  имели   не только   практический   смысл,   но   еще   и   магическое   значение,   а   потому изготавливались строго по правилам;                учитывать   символическое  значение  образов  и  узоров  в  произведениях  народного искусства называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;  выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); выполнять   приемы   удобной   и   безопасной   работы   ручными   инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож; выполнять   графические   построения   (разметку)   с   помощью   чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль; выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей наблюдать и описывать свойства используемых материалов; подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах добывать необходимую информацию (устную и графическую). анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления; определять основные конструктивные особенности изделий; подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом соблюдать общие требования дизайна изделий; планировать   предстоящую   практическую   деятельность. самоконтроль   Осуществлять Список литературы Основная литература: Горский   В.А.   «Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   П76   Начальное   и основное   образование»   /   ­   2­е   изд.   –   М.:   Просвещение,   2011.   (Стандарты   второго поколения). Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  ­  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004 Иванченко   В.   Н.   Занятия   в   системе   дополнительного   образования   детей.   Учебно   – методическое   пособие   для   руководителей   ОУДОД,   методистов,   педагогов   – организаторов,   специалистов   по   дополнительному   образованию   детей,   руководителей образовательных   учреждений,   учителей,   студентов   педагогических   учебных   заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из­во «Учитель», 2007. ­288с. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика). Дополнительная литература: Астраханцева,   С.   В.   Методические   основы   преподавания   декоративно   –   прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). Блонский,   П.П.   Психология   младшего   школьника.   /   П.   П.   Блонский.,     Воронеж:   НПО «Модек», 1997. Ерошенков,   И.Н.   Культурно­досуговая   деятельность   в   современных   условия   /   И.   Н. Ерошенков ­ М.: НГИК, 1994.­32с.  Каргина,   З.   А.   Технология   разработки   образовательной   программы   дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. ­ № 5. – С. 11­15. Молотобарова,   О.   С.   Кружок   изготовления   игрушек   –   сувениров:   Пособие   для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).] Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  ­ 112с., ил. Перевертень,   Г.   И.   Самоделки   из   разных   материалов:   Кн.для   учителя   нач.   классов   по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский,   А.   А.   Тимофеев,   Д.   В.   Смирнов   и   др.];   под   ред.   В.   А.   Горского.   –   М.: Просвещение, 2010.­111с. – (Стандарты второго поколения). Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения). Сафонова Е. Ю.   Вместе с детьми ­   по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. ­ №7. – С. 36­49. Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб.пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина //   С.9­14 Дополнительное образование.   №7. 2004. – –         ­   Список литературы для детей Основная литература: Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд­во Эксмо, 2006. – 160с., ил. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская). Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров). Дополнительная литература: Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров.   –   Ярославль:   «Академия   развития»,   2006.   –   224с.,   ил.   –   (Серия:   «Бабушкин сундучок»). Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров). Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»). УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Интернет­ресурсы. 1.   Электронная   версия   газеты   «Начальная   школа».   –   Режим   доступа: http://nsc.1september.ru/index.php 2.   Я   иду   на   урок   начальной   школы:   основы   художественной   обработки   различных материалов   (сайт   для   учителей   газеты   «Начальная   школа»).   –   Режим   доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010 3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it­ n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib 4.   Уроки   технологии:   человек,   природа,   техника.   1   класс.   –   Режим   доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki­tehnologii_1kl/index.html 5.   ИЗО   и   технический   труд.   Медиатека.   Педсовет:   образование,   учитель,   школа.   – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/   6.   Начальная http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm Технология.   школа.   –   Режим   доступа: 2. Информационно­коммуникативные средства. 1. Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин­во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий). 2. 1С: Школа. Студия лепки. Животные [Электронный ресурс]. – М. : 1C­Паблишинг, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). 3.   Народные   промыслы   [Видеозапись,   кинофильм,   микроформа]   :   документальный фильм. – М. : Видеостудия «КВАРТ», 2005. – 1 вк. 3. Технические средства обучения. 1. Магнитная доска. 2. Персональный компьютер. 3. Мультимедийный проектор. 4. Экспозиционный экран. 4. Учебно­практическое оборудование. 1.   Аудиторная   доска   с   магнитной   поверхностью   и   набором   приспособлений   для крепления таблиц и карт. 2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). 5. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Рукодельница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017