Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
3 кл
21.04.2017
Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс.docx
Изобразительное искусство Пояснительная записка Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования   (ФГОС)   (2009   года),   Примерной   программы   начального     общего   образования   по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений   автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1­4 классы» (УМК «Школа России»). Выбор программы обусловлен тем, что данная программа разработана  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей третьеклассников.   В   федеральном   базисном   учебном   плане   на   изучение   предмета   «Изобразительное   искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Корректировка  часов возможна в разделах «Художник и зрелище» и «Художник и музей», так как темы этого   раздела   не   представляют   сложности   для   изучения   и   дополнены   знаниями,   полученными   на экскурсиях, выставках, в тематических играх и во внеурочной деятельности Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, По сравнению с остальными   учебными   предметами,   развивающими   рационально­логический   тип   мышления, изобразительное   искусство   направлено   в   основном   на   формирование   эмоционально­образного, художественного типа  мышления,  что является условием становления  интеллектуальной  и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» ­ формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.   Эти   ценности,   как   высшие   ценности   человеческой   цивилизации,   накапливаемые искусством,   должны   быть   средством   очеловечения,   формирования   нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.   Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: овладение   знаниями   элементарных   основ   реалистического   рисунка,   формирование   навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно­прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка ­ главный смысловой стержень программы. Систематизирующим   методом   является   выделение   трех   основных   видов   художественной деятельности:    изобразительной декоративной конструктивной       Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и   конструктивный   —   в   начальной   школе   выступают   для   детей   в   качестве   хорошо   им   понятных, интересных   и   доступных   видов   художественной   деятельности:   изображение,   украшение,   постройка. Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности   позволяет систематически приобщать их к миру искусства.       Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально­ пространственных   искусств   на   виды:   изобразительные   искусства,   конструктивные   искусства, декоративно­прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при   создании   любого   произведения   искусства   и   поэтому   является   основой   для   интеграции   всего многообразия   видов   искусства   в   единую   систему,   членимую   не   по   принципу   перечисления   видов искусства,   а   по   принципу   выделения   того   и   иного   вида   художественной   деятельности.   Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Необходимо   иметь   в   виду,   что   в   начальной   школе   три   вида   художественной   деятельности представлены   в   игровой   форме   как   Братья­Мастера   Изображения,   Украшения   и   Постройки.   Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры.                                                                                     Предмет   «Изобразительное   искусство»   предполагает   сотворчество   учителя   и   ученика; диалогичность;   четкость   поставленных   задач   и   вариативность   их   решения;   освоение   традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно­творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и  деятельность   по   восприятию   искусства  (ребенок   выступает   в   роли   зрителя,   осваивая   опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы   (гуашь   и   акварель,   карандаши,   мелки,   уголь,   пастель,   пластилин,   глина,   различные   виды бумаги,   ткани,   природные   материалы),   инструменты   (кисти,   стеки,   ножницы   и   т.   д.),   а   также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.  Многообразие   видов   деятельности  стимулирует   интерес   учеников   к   предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие   произведений   искусства  предполагает   развитие   специальных   навыков,   развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит   формирование   образного художественного мышления детей.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для   этого   необходима   работа   со   словарями,   поиск   разнообразной   художественной   информации   в Интернете. Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и  развитие фантазии, т. е. способности   на   основе   развитой   наблюдательности   строить   художественный   образ,   выражая   свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных   переживаний,   своего   внутреннего   мира   являются   важными   условиями   освоения   детьми материала   курса.   Конечная  цель  —  духовное   развитие   личности,  т.   е.   формирование   у   ребенка способности   самостоятельного   видения   мира,   размышления   о   нем,   выражения   своего   отношения   на основе освоения опыта художественной культуры. Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает  чередование   уроков индивидуального   практического   творчества  учащихся  и  уроков  коллективной   творческой деятельности. Коллективные   формы   работы   могут   быть   разными:   работа   по   группам;   индивидуально­ коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул   для   дальнейшего   творчества   и   уверенность  в  своих   силах.   Чаще   всего   такая  работа   —   это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение   на   плоскости   и   в   объеме   (с   натуры,   по   памяти,   по   представлению);   декоративная   и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного   наследия;   подбор   иллюстративного   материала   к   изучаемым   темам;   прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные   знания,   умения   и   навыки   являются   основным   средством   приобщения   к художественной   культуре.   Средства   художественной   выразительности   —   форма,   пропорции, пространство,   светотональность,   цвет,   линия,   объем,   фактура   материала,   ритм,   композиция   — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.  Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает   осознавать   искусство   как духовную   летопись   человечества,   как   выражение   отношения   человека   к   природе,   обществу,   поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,   скульптуры,   живописи,   графики,   декоративно­прикладного   искусства,   изучают классическое   и   народное   искусство   разных   стран   и   эпох.   Огромное     значение     имеет     познание художественной  культуры  своего народа. Обсуждение детских работ  с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая  организация выставок  дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.  Учебно ­ тематический план Название раздела Искусство в твоём доме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей ИТОГО Количество часов 8ч 7ч 11 ч 8 ч 34 часа № четв . 1 Наименование разделов Искусство   в твоем доме Кол­ во часов 8 2 7 Искусство   на улицах   твоего города 3 Художник   и 11 Содержание программы (34 часа) Содержание программного материала Универсальные учебные действия. Предметы   искусства   в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.         задания Осуществлять  поиск необходимой   информации   для   выполнения с   использованием учебной литературы. Овладевать основами   языка   живописи, графики,   скульптуры,   ДПИ, художественного конструирования. Понимать  субъективность художественного образа. Выполнять  учебные   действия. Выражать  в   беседах   свое отношение   к   произведению искусства. условность   и Формирование художественных представлений   о   работе художника   на   улицах города. Атрибуты   современной жизни   города: фонари, витрины, парки,   ограды,   скверы; их образное решение. Деятельность  художника Эмоционально  откликаться   на зрелище в театре в зависимости от видов   зрелищ   или особенностей работы. 4 Художник   и музей 8 Знакомство   с   жанрами изобразительного искусства,   крупнейшими музеями России и мира.     персонажей образы театрализованных представлений.  Понимать   и объяснять  важную   роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно­пространственной композиции.  Иметь представление  о самых разных   музеях   и   роли в художника создании экспозиции.  Рассуждать, рассматривать   и   сравнивать картины.  Создавать композиции на заданную тему.   ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся Обучение   в   третьем   классе   строится   на   приобщении   детей   к   миру   искусства   через   познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда ­ от древности до наших дней. Задача ­ введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.                  В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится: понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира; понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры; понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения; понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы; работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; использовать элементарные приемы изображения пространства; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет; называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи­мемориалы); сравнивать   различные   виды   изобразительного   искусства   (графики,   живописи,   декоративно­ прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские); называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель); использовать   художественные   материалы   (гуашь,   акварель,   цветные   карандаши,   восковые   мелки, тушь, уголь, бумага). Третьеклассник получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; оценивать   произведения   искусства   (выражение   собственного   мнения)   при   посещении   выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;     использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности; использовать   выразительные   средства   для   воплощения   собственного   художественно­творческого замысла; анализировать   произведения   искусства,   приобретать   знания   о   конкретных   произведениях выдающихся   художников   в   различных   видах   искусства,   активно   использовать   художественные термины и понятия; осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве;   украшение   или   декоративная   художественная   деятельность   с   использованием различных художественных материалов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:     чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность   эстетических   потребностей   (потребности   общения   с   искусством,   природой, потребности   в   творческом   отношении   к   окружающему   миру,   потребности   в   самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение   навыками   коллективной   деятельности   в   процессе   совместной   творческой   работы   в команде одноклассников под руководством учителя; умение  сотрудничать с  товарищами  в процессе  совместной  деятельности,  соотносить  свою  часть работы с общим замыслом; умение   обсуждать   и   анализировать   собственную   художественную   деятельность   и   работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содерж а ния и средств его выражения.      Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформулированности   универсальных способностей   третьеклассников,   проявляющихся   в   познавательной   и   практической   творческой деятельности:   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение   умением   творческого   видения   с   позиций   художника,   т.е.   умением   сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование   средств   информационных   технологий   для   решения   различных   учебно­творческих задач   в   процессе   поиска   дополнительного   изобразительного   материала,   выполнение   творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; умение   планировать   и   грамотно   осуществлять   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий; осознанное   стремление   к   освоению   новых   знаний   и   умений,   к   достижению   более   высоких   и оригинальных творческих результатов.       Предметные   результаты  характеризуют   опыт   третьеклассников   в   художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  сформированность   первоначальных   представлений   о   роли   изобразительного   искусства   в   жизни человека, в его духовно­нравственном развитии; сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на   материале   художественной культуры   родного   края,   эстетического   отношения   к   миру;   понимание   красоты   как   ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии,   анализе   и   оценке   произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­ творческих работ; умение обсуждать и анализировать произведения искусства; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.         Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе   выполнения   итоговых   проверочных   работ.   Результаты   накопленной   оценки,   полученной   в   ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при   определении   итоговой   оценки.   Преодолению   неуспешности   отдельных   учеников   помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью­то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­ тивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания  работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания  объектов), техника выполнения (оправданность выбранных   средств,   использование   различных   способов   изображения),   техническая   реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично»)  ­ учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает   изученный   материал   и   умеет   применить   полученные   знания   на   практике;   верно   решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» («хорошо») ­ учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает   неточности   второстепенного   характера;   гармонично   согласовывает   между   собой   все компоненты   изображения;   умеет   подметить,   но   не   совсем   точно   передаёт   в   изображении   наиболее характерное. «3»   («удовлетворительно»)  ­   учащийся   слабо   справляется   с   поставленной   целью   урока; допускает неточность в изложении изученного материала. «2» («плохо»)  ­ учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Материально­ техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса: портреты русских и зарубежных художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам, декоративно­прикладному искусству.      Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: классная доска с креплениями для таблиц;   магнитная доска;   CD/DVD­проигрыватель;  мультимедийный проектор. персональный компьютер с принтером; Учебно­практическое оборудование           учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование; набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой; краски акварельные или гуашевые; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 13; ёмкости для воды;  стеки (набор); пластилин \ глина; ножницы; подставка для натуры. Источники информации Учебные пособия 1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений./ Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. ­ М.: Просвещение, 2013.  2. Учебные пособия для учащихся. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс./ Горяева Н.А.  и др. ­ М.: Просвещение, 2013. 1. Рабочие программы.Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1­4 классы, М.: Просвещение, 2011. Методическая литература 2. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России» / Буряк М. В.  – М,: Планета, 2013 г. 3. ДавыдоваМ.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. – М.:Вако, 2014. 4. Рабочие   программы.   Начальная   школа.   3   класс.   УМК   «Школа   России»/Автор­   составитель   М.В. Буряк;под ред. Е.С. Галанжиной.­М.: Планета, 2013.

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класс

Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017