РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
классное руководство
9 кл
16.03.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»
Основная цель данного направления — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Содержание предмета призвано содействовать профессиональному самоопределению обучающихся, реализации индивидуального потенциала, достижению сбалансированности между профессиональными интересами обучающегося, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда.
профопределение 9 кл(1).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение         «Бронцевская средняя общеобразовательная школа»      муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___________ от  «___»__________2017г.                                                                                            «Утверждаю» Директор  МОУ «Бронцевская СОШ» ____________/Гасанбекова Т. М./ Приказ № _____ от «__» _________ 2017г РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию» 9 класс На 2017 – 2018 учебный год                                                           Тихонова Елена Анатольевна Составитель программы 2017 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка ____________________________________ 3 2. Содержание программы  ___________________________________4 3. Требования к уровню подготовки выпускников основной  школы___________________________________________________ 6 4. Учебно­тематический план  _______________________ _________6 5. Календарно тематическое планирование  ______________________7 6. Ресурсное обеспечение программы ___________________________ 12 3 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Введение в профессию» направлена на реализацию предпрофильной подготовки выпускников основной школы и  разработана с учетом   реализации   междисциплинарных   учебных   программ:   «Формирование универсальных   учебных   действий»   (УУД),   «Основы   учебно­исследовательской   и проектной деятельности» (УИиПД). Современными социально­психологическими исследованиями установлено, что выбор молодыми людьми будущей профессии   часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, мнение друзей, действие рекламы и   т.   д.   Представление   о   профессии   у   подростков   неадекватны   реальности   вследствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально­экономических отношений.   Необоснованно   завышенные   требования   к   уровню   заработной   платы   при отсутствии   необходимых   знаний   и   навыков,   не   связанных   с   рынком   труда,   карьерные притязания ставят подростка вне рынка труда, делают его неконкурентоспособным при трудоустройстве. Основная  цель  данного   направления   —   сформировать   готовность   учащихся   к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.         В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:         обобщить   у   учащихся   знания   о   сферах   трудовой   деятельности,   профессиях, карьере;  сформировать   знания   и   умения   объективно   осуществлять   самоанализ   уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;  развивать   представление   о   народном   хозяйстве   и   потребности   в   трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;  воспитывать уважение к рабочему человеку. Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Технология   введения   в   профессию» реализуется в объеме 34 учебных часов в 9 классе (1 учебный час в неделю), в том числе: 1. Профессиональное образование и профессиональная карьера – 20 часов; 2. Мир профессий  –12 часов; 3. Проектная деятельность учащихся – 2часа.   Для   реализации   тематического   планирования   используется   учебник   «Технология»   9 класса, под ред. В.Д. Симоненко, 2010.                    В процессе преподавания предмета будут использоваться разнообразные формы организации   занятий   и   методы   обучения:   комбинированный   урок,   урок­консультация, урок­лекция,   урок­практикум,   урок­экскурсия,   урок­деловая   игра,   индивидуальные   и групповые беседы; описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.                  В   ходе изучения   курса у обучающихся должен быть сформирован комплекс представлений, умений и отношений, который, в свою очередь, является интегрированной оценкой сформированности готовности к профессиональной карьере.         Содержание предмета призвано содействовать профессиональному самоопределению обучающихся, реализации индивидуального потенциала, достижению сбалансированности 4 между   профессиональными   интересами   обучающегося, особенностями и возможностями рынка труда.   его   психофизическими 2. Содержание программы. Профессиональное образование и профессиональная карьера. Основные теоретические сведения        Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии.            Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и  сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные  качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и  путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в  профессиональной деятельности.                                                             Практические работы       Ознакомление по Единому тарифно­квалификационному справочнику с массовыми  профессиями. Выбор и характеристика  по справочнику условий поступления и обучения в  профессиональном учебном заведении.        Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ  предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о  возможностях получения профессионального образования в различных источниках,  включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов  профессионального образования и трудоустройства. Варианты объектов труда.       Единый  тарифно­квалификационный справочник. Справочники профессиональных  учебных заведений.       Единый тарифно­квалификационный справочник, справочники по трудоустройству,  справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники  диагностических тестов, компьютер.                     Мир профессий.      Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность.  Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия»,  «специальность», «специализация», «квалификация».      Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера  и условий труда различных профессий.      Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е. А. Климову.  Формула профессии. Работа с таблицей Е. А. Климова. Профессиограмма: подробное  описание профессии. Выявление профессиональных предпочтений обучающихся. 5 Характера профессий типа «человек­человек». Подтипы профессий типа «человек­ человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа  «человек­человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов «человек­ человек». Профессиональные пробы.      Характера профессий типа «человек­техника». Подтипы профессий типа «человек­ техника». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа  «человек­техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов «человек­ техника». Профессиональные пробы.     Характера профессий типа «человек­ знаковая система». Подтипы профессий типа  «человек­ знаковая система». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК  профессий типа «человек­ знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов «человек­  система». Профессиональные пробы.     Характера профессий типа «человек­природа». Подтипы профессий типа «человек­ природа». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа  «человек­природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов «человек­ природа». Профессиональные пробы.      Характера профессий типа «человек­ художественный образ». Подтипы профессий типа «человек­ художественный образ». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК).  ПВК профессий типа «человек­ художественный образ». Анализ характеристик профессий  различных подтипов «человек­ художественный образ». Профессиональные пробы. 6 3. Требование к уровню подготовки выпускников основной школы.      Выпускник научится: планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и  возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их  востребованностью на региональном рынке труда.      Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную  карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;  ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.      Знать/понимать:  Сферы современного производства; разделения труда на производстве; понятие о  специализации и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда;  пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к  качествам личности при выборе профессии.       Уметь: Находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о  путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои  способности и возможности с требованиями профессии. Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути  продолжения образования или трудоустройства.  4. Учебно­тематический план.                 Наименование темы (раздела) Количество часов Профессиональное образование и  профессиональная карьера Мир профессий Защита проекта 20 12 2 34        № п/п              1.              2.              3.             итог 7 5. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональное образование и профессиональная карьера. 23 знакомство с миром профессий. Вооружить учащихся знаниями о различных  профессиях, правилами выбора профессиональной деятельности и требованиями  которые предъявляют профессии к человеку, изучить свои интересы, склонности,  способности состояние, состояние здоровья и индивидуальные личностные  особенности. Выпускник  научится:  планировать   варианты   личной   профессиональной   карьеры   и путей   получения   профессионального   образования   на   основе   соотнесения   своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник   получит   возможность   научиться:  планировать   профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.  Поурочное планирование изучения темы Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы 2 Введение в предмет  «Введение в  профессию». Основы  профессионального  самоопределеня.  Проблемы выбора  профессии. Отрасли экономики.  Классификация  профессий. Формула  профессий. Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуальную учебную деятельность 3 Вводное занятие.  Ознакомление с  курсом «Введение в профессию».  Ситуации выбора  профессии.  Ошибки и  затруднения при  выборе профессии. Отрасли  экономики.  Профессия.  Классификация  профессий.   Специальность.  Формула  Основны е виды деятельн ости обучающ ихся дата 5 Беседа 6 2.09 Беседа  9.09 Понятийный аппарат 4 Профессия,  профессионал ьное  самоопределе ние «хочу»,  «могу»,  «надо» 16.09 23.09 Профессия,  классификаци я профессий,  специальность, формула  профессий. Беседа,  рассказ.  Составлен ие  формулы професси и. Тема  Кол­во часов Цель и задачи изучения  темы Требовани я к результата м освоения программ ы учебного курса № урока в теме, дата проведени я 1 1 2 3 – 4 8 Профессиограмма и  психограмма  профессии. Внутренний мир  человека и  профессиональное  самоопределение. Профессиональные  интересы, склонности  и способности. Значение  темперамента в  профессиональном  самоопределении Роль характера в  профессиональном  самоопределении Эмоциональное  состояние личности. Психические  процессы (ощущение,  восприятие,  представление) их  роль для  профессионального  самоопределения. Психические  профессий. Профессиограмма  и психограмма  профессии. Общая  характеристика  профессий. Понятие  «самосознание»,  «самооценка»,  «образ «Я». Профессиональные  интересы,  склонности и  способности.  Эмоции, талант,  задатки,  способности. Основные  компоненты  темперамента.  Основные  характеристики  типов  темперамента. Основные  компоненты  характера. Представление об  эмоциях, чувствах,  настроениях.  Умение  контролировать  свои эмоции и  соотносить их с  требованиями  профессии.  Психологические  процессы важные  для  профессионального самоопределения.  Приемы  тренировки памяти. Управление  Профессиогра мма,  психограмма Беседа,  рассказ. 30.09 Самооценка,  личность,  дискомфорт,  мотив. Профессионал ьные  интересы,  Профессионал ьные  склонности,  эмоции,  талант,  задатки,  способности. Темперамента, моторика,  психика,  холерик,  сангвиник,  флегматик,  меланхолик. Характер.  Эмоция,  чувства,  настроение,  аффект. 7.10 14.10 21.10 Беседа,  тест на  определен ие  самооценк и. Беседа,  тест:  «Определ ение  коммуник ативно­ организат орские  склонност и» Беседа,  тест –  опросник: «Темпера мент» Беседа,  рассказ. Беседа,  рассказ. 28.10 11.11 18.11 Восприятие,  ощущение,  представление , воображение, внимание,  память,  мышление. Беседа,  тест на  образы и  произволь ное  внимание. Беседа,  25.11 5 6 7  8 9 10 11 12 9 процессы (память,  внимание, мышление)  их роль для  профессионального  самоопределения. Мотивы, ценностные  ориентации и их роль  в профессиональном  самоопределения. 13 14­15  Профессиональная  карьера, пригодность. 16­17 Культура труда.  Профессиональная  этика. 18 Здоровье и выбор  профессии. 19 20 Профессиональная  проба и ее роль в  профессиональном  самоопределении. Контрольная работа  на тему:  «Профессиональное  самоопределение». тест на  память,  мышление и т.д. Беседа,  тест:  «Мотив  выбора  професси и». Беседа,  рассказ. 2.12 9.12 16.12 Беседа,  рассказ. 23.12 20.01 Беседа,  рассказ. 27.01. 3.02 10.02 Беседа,  Ответить  на  вопросы  ОПГ. Контроль ная  работа. вниманием.  Мотивы. Мотивы выбора  профессии.  Классификация  выбора профессии. Карьера,  карьеризм,  мастерство,  творчество.   Культура  труда, этика,  мораль. Здоровье,  медицинские  показания и  противопоказа ния,  профессионал ьные  заболевания. Профессионал ьная проба,  проба сил. Понятие «карьера», «карьеризм».  Планирование  профессиональной  карьеры.  Понятие «культура  труда»,  «профессиональная этика». Необходимость  учета фактора  здоровья выбора  профессии.  Основные  медицинские  противопоказания к группам  профессии. Знакомство с  понятием  «профессиональная проба». Ответить  на вопросы ОПГ. Проверка  теоритических  знаний по разделу  «Профессионально е самоопределение» Мир профессий 11 Тема  Кол­во часов Цель и задачи изучения  темы Требовани я 10 Дать общие сведения о видах производственных сфер (индустриальное, земледелие и  животноводство, легкая и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, арттехника, перспективные технологии, социальная, предпринимательство,  управленческая деятельность).  Выпускник   научится:  определять   виды   производственных   сфер,   планировать варианты  личной   профессиональной  карьеры  и   путей  получения   профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную  карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;  ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования. к результата м освоения программ ы учебного курса Поурочное планирование изучения темы № урока в теме, дата провед ения Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Этапы  профессионального  самоопределения Этапы  профессионального  самоопределения Характеристика  труда Классификация  профессий. Классификация  профессий. Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуальную учебную деятельность Анализ различий  понятий  «Профессия».  «Специальность».  «Специализация».  «Квалификация».  Анализ различий  между понятиями  «профессия»,  «специальность»,  «специализация»,  «классификация» Анализ процесса,  характера и условий  труда различных  профессий. Цели труда Классификация  профессий по Е. А.  Климову  1 2 3 4 5 6 7 Понятийный аппарат Основные виды деятельнос ти обучающих ся Виды диагности ческого контроля Профессия.  Специальность.  Специализация.  Квалификация. Бесед,  рассказ,  сообщения  учащихся. 17.02 Беседа,  рассказ. 24.02 Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Характер,  процесс и  условия труда. . Беседа,  рассказ. Беседа,  рассказ. Беседа,  рассказ. 3.03 10.03 17.03   24.03 7.04. Формула профессий Типы профессий  Работа с таблицей Е.  А. Климова Ведущий предмет  труда каждого типа  профессий 11 Матрица выбора  профессии    Работа с  таблицей Выявление  прфессиона льных 8 9 Характеристика  профессий типа  «человек­человек» Характеристика  профессий типа  «человек­техника» 10 Характеристика  профессий типа  «человек­ знаковая  система». 11 Характеристика  профессий типа  «человек­природа» Подтипы профессий  типа «человек­ человек». Анализ  характеристик  профессий  различных подтипов  «человек­человек». Понятие  «профессиональ но важные  качества»  (ПВК). ПВК  профессий типа  «человек­ человек». Подтипы профессий  типа «человек­ техника». Анализ  характеристик  профессий  различных подтипов  «человек­техника». . Подтипы профессий  типа «человек­  знаковая система».  Анализ  характеристик  профессий  различных подтипов  «человек­ знаковая  система». Понятие  «профессиональ но важные  качества»  (ПВК). ПВК  профессий типа  «человек­ техника».. Понятие  «профессиональ но важные  качества»  (ПВК). ПВК  профессий типа  «человек­  знаковая  система». Подтипы профессий  типа «человек­ природа». Анализ  характеристик  профессий  различных подтипов  «человек­ природа». Понятие  «профессиональ но важные  качества»  (ПВК). ПВК  профессий типа  «человек­  природа». предпочтен ий  учащихся Профессио нальные  пробы. 14.04 Беседа,  рассказ. 21.04 Беседа,  рассказ. 28.04 5.05 Профессио нальные  пробы. 12 Характеристика  профессий типа  «человек­  художественный  образ» 12 Подтипы профессий  типа «человек­  художественный  образ ». Анализ  Понятие  «профессиональ но важные  качества»  (ПВК). ПВК  12.05 Профессио нальные  пробы. характеристик  профессий  различных подтипов  «человек­  художественный  образ». профессий типа  «человек­  художественный  образ ». 13 14 Защита проекта Защита проекта     19.05 26.05          6. Ресурсное обеспечение программы. 6.1 Список литературы для учителя 1. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: Книга для учителя.  М.:Вентана­Граф,2009. 2. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт. – сост. А.В. Жадаева, А.В.  Пяткова. – Волгорад: Учитель, 2011. – 88 с. 3. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9­11 класы):  Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под  науч. Ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. 6.2 Список литературы для учащихся 1.Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2­е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана­граф, 2010.   13 Система контролирующих материалов Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу:   «5» ­  полностью   освоил   учебный   материал;   умеет   изложить   его   своими   словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» ­  в   основном   усвоил   учебный   материал,   допускает   незначительные   ошибки   при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «3» ­  не   усвоил   существенную   часть   учебного   материала;   допускает   значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. «2» ­  почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может   подтвердить   ответ   конкретными   примерами;   не   отвечает   на   большую   часть дополнительных вопросов учителя. Проверка и оценка практической работы учащихся «5» ­ работа   выполнена   в   заданное   время,   самостоятельно,   с   соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; «4» ­   работа   выполнена   в   заданное   время,   самостоятельно,   с   соблюдением технологической   последовательности,   при   выполнении   отдельных   операций   допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; «3» ­   работа   выполнена   в   заданное   время,   самостоятельно,   с   нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от 14 образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; «2» –   ученик   самостоятельно   не   справился   с   работой,   технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе: «5» ­ получают учащиеся, справившиеся с работой 100 ­ 90 %; «4» ­  ставится   в  том   случае,  если   верные  ответы   составляют  70  –  80  %   от  общего количества; «3» ­ соответствует работа, содержащая 50 – 60 % правильных ответов. 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Введение в профессию»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса по выбору  «Введение в профессию»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018