Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс
Оценка 5

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Оценка 5
Научные работы +2
docx
русский язык
1 кл
25.03.2018
Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского гос-ударственного университета им. В.Г.БелинскогоЛ.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию ре-чи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.Цель рабочей программы: • повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. Задачи рабочей программы: • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматиче-ских форм, синтаксических конструкций; • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников; • воспитание познавательного интереса к родному языку; • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников; • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке; • содействие развитию речи детей.
Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Бакряжская общеобразовательная школа» Рабочая программа курса учебной деятельности «Школа развития речи» 1 – 4  класс С.Бакряж ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                      Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   и   обеспечена   УМК   (рабочие   тетради, методические   рекомендации   для   учителя).   Данная     рабочая   программа   имеет   предметную направленность   и   разработана   в   соответствии   с   программой   курса   «Речь»,   составленного преподавателями   Пензенского   государственного   университета   им.   В.Г.БелинскогоЛ.Д.Мали, О.С.Арямовой,   С.А.Климовой,   Н.С.   Песковой   и   рекомендованной   Управлением   развития   общего среднего   образования   Министерства   образования   Российской   Федерации.   Автор   комплекта   учебно­ методических   пособий   курса   «Речь»   Т.Н.Соколова.   Пособие   представляет   собой   методические рекомендации   по   работе   с   рабочими   тетрадями   для   учащихся   1­4   классов.   В   нём   даны   подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку.  Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.     Цель рабочей программы: повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а   также   начальных   представлений   о   единстве   и   многообразии   языкового   и   культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.   Задачи рабочей программы: обеспечение   правильного   усвоения   учащимися   достаточного   лексического   запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;   формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;     воспитание познавательного интереса к родному языку; решение проблемы интеллектуального развития младших школьников; способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке; содействие развитию речи детей. Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет  успешность обучения по другим предметам начальной школы.  Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:  Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 в редакции от 02.05.2015 (ФЗ   №122­ФЗ)  «Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего  образования»   (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897 в редакции от 29.12.2014 (приказ Минобрнауки №1643)   Устав МКОУ АГО «Бакряжская СОШ» (утвержден постановлением администрации Ачитского  городского округа  № 316 от  05 мая 2015 г.)  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ АГО «Бакряжская  СОШ» (утвержден приказом №132/2 от 29.08.2014, изменения  от 25.06.2015 (приказ № 143/1) Учебно­методический комплект для обучающихся: Т. Н. Соколова «Школа развития речи: Курс "Речь": Рабочие тетради для детей   6,5 – 10 лет: В 2­х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2014. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА                       Формы организации  образовательного процесса: уроки  рефлексии,уроки открытия  новых знаний,уроки   систематизации   знаний,дидактические   игры,   занятия­исследования,   уроки­путешествия ,этические беседы, игры с ролевым акцентом, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие 2 работы, проектные работы, выставки­отчёты, экскурсии,тестовая работа, самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый контроль. Формы работы учащихся на занятиях: коллективные; групповые; индивидуальные.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  КУРСА                          Язык ­ это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум   и   чувства,   носитель   данного   языка   должен   хорошо   владеть   им,   то   есть   обладать   речевой культурой. Владение словом ­ инструментом общения, мышления ­ это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление   не   может   развиваться   без   языкового   материала.   Начальный   школьный   период   ­   одна   из наиболее важных ступеней в овладении речью.   Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.    Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной   речи   учащихся.   Для   реализации   развития   связной   речи   учащихся   используется   программа «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно­нравственном развитии и воспитании младших школьников.  Важнейшей   особенностью   курса   «Школа   развития   речи»   является   его   коммуникативная направленность,   которая   предполагает   целенаправленное   обучение   школьников   осуществлению   всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и   последовательности,   связи   теории   с   практикой,   сознательности   и   активности,   наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно­познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.  Наряду   с   данными   принципами   имеются   особенности,   которыми   определяют   содержание   и формы, виды, методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:  Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся;  Систематичность в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.   Такая   взаимосвязь   обеспечивает   системность   в   усвоении   материала   и   обеспечивает выработку речевых умений;  Учет   индивидуальных   особенностей   учащихся.   Содержание   работы   должно   определяться   с  учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; Занимательность  является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе   и   достигается   главным   образом   путем   использования   материалов   занимательной грамматики ­ игр, шарад, ребусов, загадок, а   также путем привлечения средств наглядности ­ картин,   слайдов,   презентаций.   Однако   занимательность   в   данной   программе   не   сводится   к развлекательности.   Занимательность   ­   это   то,   что   удовлетворяет   интеллектуальные   запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком;  Использование   разнообразных   форм   и   видов   работы.   Интерес   учащихся   поддерживается   не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы: 3 взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями,  научной углубленности,  практической направленности,  занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику, тесная взаимосвязь с литературным чтением.      Данная  программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического  материала и на его базе одновременно   формируется   и   совершенствуется   целый   ряд   интеллектуальных   качеств   личности: восприятие,   внимание,   формы   мышления   ­   наглядно­действенное,   наглядно­образное,   словесно­ логическое.  Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии: информационно коммуникативные; здоровьесберегающие;    технология развивающего обучения;  системно ­ деятельностный. Основные методы обучения:       объяснительно­иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; эвристический; исследовательский; проектный; Эвристический,   исследовательский   и   проектный     методы   являются   приоритетными   при   реализации данной программы. Материал   учебного   курса   «Речь»   представлен   в   программе   следующими   содержательными линиями: 1. Слово 2. Предложение и словосочетание 3. Текст 4. Культура общения Рекомендуемая модель занятий: 1)  Активизация   мыслительной   деятельности   учащихся,   подготовка   к   выполнению   заданий   основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно­поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры­загадки, игры­задачи и так далее). Занятия  построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.Для организации занятий используется читальный зал библиотеки, актовый зал, филиал городской детской библиотеки. Результатом     работы   по   программе   данного   курса   можно   считать   сформированность   у   детей любознательности,   интереса   к   учению,   стремления   к   творческому   решению   познавательной   задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Школа развития речи» 1 ­ 4 класс  выделяется— по 34 ч (1 ч в неделю) в каждом классе, всего 136 часов. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая ­  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ осознание ответственности человека за благосостояние общества; ­  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; ­ отказ от деления на «своих» и «чужих»;  4 ­ уважение истории и культуры каждого народа. 2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. ­ доброжелательность, доверие и  внимание к людям,  ­ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ­   уважение   к   окружающим   –   умение   слушать   и   слышать   партнера,   признавать   право   каждого   на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;   3.Развитие   ценностно­смысловой   сферы   личности   на   основе   общечеловеческой   нравственности   и гуманизма. ­ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  ­ стыда, вины, совести  ­ как регуляторов морального поведения; ­     формирование   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств   на   основе   знакомства   с   мировой   и отечественной художественной культурой; 4.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: ­ развитие широких познавательных интересов, инициативы   и любознательности, мотивов познания и творчества; ­   формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности   (планированию, контролю, оценке); 5.   Развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности   как   условия   ее самоактуализации: ­  формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе; ­ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;  критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; ­ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; ­ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ­ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; ­ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.                           Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи». Личностные результаты:  ­ формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;  ­ воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;  ­ развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;  ­ формирование духовных и эстетических потребностей;  ­ воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;  ­ отработка навыков самостоятельной и групповой работы.  ­ ориентация  в  нравственном содержании  и  смысле  поступков  как  собственных,  так и  окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); ­ осознание роли речи в общении людей; ­ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи. Метапредметные результаты : Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными  учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса  является формирование перечисленных ниже универсальных учебных  действий (УУД):  Регулятивные УУД : ­проговаривать последовательность действий на уроке;  ­учиться работать по предложенному учителем плану;  5 ­учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  ­учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке (основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания  образовательных достижений).  Познавательные УУД : ­ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  ­добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроках.  ­перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  ­ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); ­ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); ­ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;  ­ пользоваться словарями, справочниками;  ­ строить рассуждения. Коммуникативные УУД : ­уметь донести свою позицию до собеседника;   ­уметь слушать и понимать высказывания собеседников;   ­ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное); ­ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ­учиться согласованно работать в группе; ­ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; ­ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; ­ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; ­ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; ­ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; ­ владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты:  ­ сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно­ нравственном развитии человека;    ­ устойчивой учебно­познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;   совершенствованию речи;     ­ интерес к изучению языка.   ­   чувство   прекрасного   –   уметь   чувствовать   красоту   и   выразительность   речи,   стремиться   к СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 класс. Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение  выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.  Слова­«родственники». Слова­«родственники» и слова­«друзья» (синонимы). Слова­«родственники» и  слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу  (антонимы). Умение выделить слова­«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову  слова­«родственники», установить общность их значения на основе элементарного  словообразовательного анализа. Установить общность написания слов­«родственников». 6 Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).  Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова­«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или  звуковым» сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение  членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и  предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении,  заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое  распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с  данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,  восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых  общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение  частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме,  сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста.  Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова ­ выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова ­ выражения  приветствия, прощания. Умение пользоваться словами ­ выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в  собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. 2  класс. Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Слово. Повторение   изученного   в   1   классе.Слово.   Слово   имеет   значение.   Синонимы.   Омонимы. Многозначные   слова.   Изобразительные   средства   языка:   сравнение,   олицетворение.   Вежливые   слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить   основу   переноса   значения.   Умение   сконструировать   образное   выражение   (сравнение, олицетворение)   по   образцу,   из   данных   учителем   слов,   умение   использовать   слова   с   переносным значением   при   составлении   предложений,   текстов   описательного   и   повествовательного характера.Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание.Текст.  Предложение.   Виды   предложений   по   цели   высказывания   и   интонации.   Умение   устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносо­ чиненное   предложение:   исправлять   порядок   слов   или   порядок   частей,   распространять   части предложения,   заменять   неудачно   употреблённые   слова.   Умение   интонационно   правильно   читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.План текста. Виды планов.   Умение   составлять   планы   различных   видов.Связь   между   предложениями   в   тексте.   Умение устанавливать   тип   связи   между   предложениями   в   тексте,   составлять   цепочки   связей   из   опорных 7 слов.Умение   писать   творческое   изложение   с   языковым   разбором,   сочинение   по   данному   началу   и опорным словам, по наблюдениям.Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. 3 класс. Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно­выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение  дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 4 класс. 8 Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст­ монолог и текст­диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению  произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1­3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового  словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет ­ сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее. Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно­следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно­публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. 9 Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Тематическое планирование 1 класс ( 33 ч) 10 Тема занятия Элементы содержания № п/п 1 Речь. 2 3 4 5 6 7 Тише, громче. Слова, слова, слова.  Озорные буквы. Слова играют в прятки. Слово и его значение. Прямое и переносное значение  слова. 8 Многозначные слова 9  Омонимы. 10  Синонимы. 11  Антонимы. 12  Тематические группы слов. 13  Наш цветной мир. 14 Что на что похоже. 15 Голоса природы. 16  Проверочная работа. 17  Загадки. Знакомство с ролью речи в  жизни людей Обсуждение значения  употребления выразительной речи в жизни. Формирование  представлений о слове как  комплексе звуков. Обсуждение важности  сохранения  позиции каждой  буквы в слове. Развитие познавательного  отношения к языку,  внимательного отношения к  слову. Сведения о лексическом  значении слова. Сведения  о прямом и переносном  значении слова. Формировать первичное  представление об  многозначных словах. Формирование первичного  представления об омонимах  и их значении в речи. Формировать первичное  представление о синонимах,  их значении в речи. Формировать первичное  представление об антонимах  и их значении в речи. Познакомить с  тематическими группами  слов Формировать первичное  представление об  образности. Формировать первичное  представление о сравнении. Использование изученного  материала для развития  воображения, памяти. Выявить уровень усвоения  изученного материала и  умения применять свои  знания в нестандартной  ситуации. Формировать умения  отгадывать загадки. Характеристика основных видов  деятельности ученика Уметь применять на практике правила  красивой, правильной речи,  составленные на уроке вместе с  учителем. Уметь применять правило  выразительной речи (четко, правильно  соблюдая интонацию) Уметь составлять слова по  определенным правилам, работать с  анаграммами, палиндромами  Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные  при составлении слов,   видеть важность изученного правила. Уметь работать с шарадами, исправлять  ошибки, допущенными намеренно. Уметь работать с различными  словарями, пользоваться помощью  взрослых для точного употребления  слов. Уметь объяснять переносное значение  слова, подбирая ему замену. Уметь работать с многозначными  словами и применять их в речи. Уметь выделять в речи омонимы,  правильно употреблять их в речи. Уметь различать группы слов,  пользоваться  ими в речи, а так же  синонимами для исключения речевых  ошибок (повторов одних и тех же слов) Уметь пользоваться словами, имеющими противополож–ный смысл, работать с  поговорками. Уметь работать со словами различных   тематических групп. Уметь работать с пословицами,  используя антонимы, применять  образные слова и выражения для  «окрашивания» текста.   Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого  предмета, используя собственные  наблюдения . Уметь использовать собственные  наблюдения  при работе с текстом. Уметь находить разные группы слов,  объяснять значения слов, используя  образные выражения. Уметь отгадывать анаграммы, находить  11 образные выражения и сравнения при  работе с загадками, доказывать свою  точку зрения. 18  Культура речи. Вежливые слова. Обсуждение значения слов в  Уметь выбирать необходимые слова в Тематическое планирование 2 класс (34 ч) Дата Тема занятия Элементы содержания 1 2 3 4 5 6 Слово. Значение слова. Многозначные слова.  Омонимы. Омофоны. Омоформы. Синонимы Антонимы 7 ­ 9 Фразеологизмы 10 11 12 13 14 Пословицы Загадки Изобразительные средства  языка. Сравнение. Изобразительные средства  языка. Олицетворение. Текст. Тема текста. Заглавие.. 15­16 Опорные слова Продолжить работу над  понятием «слово» Продолжить работу над  понятием «многозначное»  слово. Развивать память,  внимание. Продолжить формирование  понятия «омонимы» Познакомить с такими  разновидностями омонимов,  как омоформы и омофоны.  Развивать интерес к языку. Продолжить формирование  понятия «синонимы».  Развивать внимательное  отношение к языку.  Развивать память,  логическое мышление. Продолжить формирование  понятия «антонимы».  Развивать внимательное  отношение к языку и памяти. Познакомить с понятием  «фразеологизмы» Продолжить знакомство с  пословицами. Продолжить знакомство  учащихся с загадками, их  художественными  особенностями. Учить выделять и сравнивать существенные признаки  предметов, составлять  предложения описательного  характера с использованием  сравнений. Познакомить с  олицетворением, как  изобразительным средством  языка. Продолжить работу по  формированию умения  определять тему текста и  озаглавливать её.  Упражнять в выделении из  Характеристика   основных   видов  деятельности ученика Уметь составлять предложения из слов.  Составлять из слов пословицы. Знать  какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной  интонацией. Уметь отличать  многозначные слова с прямым и  переносным значением.  Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская  речевых ошибок. Уметь различать омофоны и омоформы Уметь различать слова, которые по  разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за  выразительностью речи. Уметь правильно расставлять ударение в  словах. Уметь подбирать слова близкие  по значению и противоположные по  значению. Находить антонимы в  пословицах. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение  фразеологизмов; уметь уместно  употреблять крылатые слова в речи. Уметь объяснять и  применять  пословицы в своей речи. Уметь  узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. Уметь составлять словосочетания со  словами – сравнениями, делая свою речь  выразительной и красивой. Уметь называть признаки текста.  Правильно озаглавливать текст. Уметь выделять в тексте опорные слова,  12 17 18 Проверочная работа План текста текста опорных слов и  составлении рассказа по  опорным словам. .Продолжить работу над  выработкой умения  составлять план. для пересказа текста. Уметь делить текст на части, выделять в  каждой части самое важное. 19­20 Виды плана Познакомить с разными  видами плана. Уметь различать картинный план,  цитатный план. Связь между предложениями в  тексте. Работа над  деформированным текстом. Наблюдать за связью между  частями текста. Развивать  внимание, логическое  мышление. Проверить умение учащихся  устанавливать связь между  предложениями и  восстанавливать  деформированный текст Проверить навыки  построения связного текста,  умение употреблять  образные выражения.  Развивать воображение,  память. Познакомить с текстом­ описанием. Развивать  воображение, внимание. Познакомить с текстом –  повествованием. Развивать  воображение. Познакомить с текстом­ рассуждением. Развивать  логическое мышление. Уметь  находить в деформированном  тексте начало рассказа и уметь  продолжать составлять рассказ. Уметь находить в тексте части и как они  связаны друг с другом. Уметь устанавливать связь событий и  соединять события линией. Уметь  записывать рассказ. Уметь подбирать к словам слова­ признаки, дополнять словами текст,  придумывать свои образные выражения. Уметь выбирать из текста  словосочетания для описания. Уметь по  вопросам составлять описание предмета,  существа. Уметь сравнивать не только одинаковые  предметы, но и разные, сравнивая у них  только одинаковые признаки. Уметь составлять текст по опорным  словам и по плану. Уметь различать текст­рассуждение от  других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Уметь отвечать на поставленные  вопросы, записывать план, работать с  опорными словами, записывать текст. Уметь находить и исправлять речевые и  орфографические ошибки в тексте. Уметь ориентироваться в изученных  понятиях, отличать их и правильно  13 Связь между частями текста Работа с деформированным  текстом 24 Редактирование текста 25­26 Типы текста. Описание. 21 22 23 27 28 Текст – сравнительное описание Познакомить с текстом – сравнительным описанием  нескольких предметов. Типы текста. Повествование 29­30 Типы текста. Рассуждение 31 32 33 Сочинение на тему: «Мой  выходной день» Обучение письменному  сочинению Редактирование текста Повторение пройденного Исправление ошибок,  допущенных в тексте. Повторить основные  понятия, с которыми 34 Резервное. Материал дляКВН, викторин. учащиеся познакомились в  течение учебного года. Отработка знаний, умений,  навыков. называть признаки понятий. Тематическое планирование 3 класс (34 ч) №п/п Тема занятия Элементы содержания Многозначные слова. Знакомство с многозначными словами. Омонимы, омоформы  омофоны. Познакомить с омонимами,  омоформами, омофонами. Фразеологизмы.  Познакомить с понятием  «фразеологизмы». Характеристика основных видов  деятельности ученика Уметь различать многозначные слова;  уметь находить выражения с прямыми  значениями слов. Уметь находить омонимы, омоформами  и омофонами; уметь составлять с  омонимами предложения, в которых  раскрывался бы смысл слов. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение  фразеологизмов; уметь уместно  употреблять крылатые слова в речи. Уметь подбирать и употреблять  сравнения в устной и письменной речи. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сравнения.  Олицетворение.  Изобразительно­ выразительные средства  языка. Эпитеты. Слова нейтральные и  эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. Этимология.  Как тебя зовут? Как тебя зовут? Наши фамилии. Познакомить  с понятием  «сравнение». Познакомить с понятием  «олицетворение». Уметь употреблять олицетворения в  устной и письменной речи. Познакомить с эпитетами, их назначением. Уметь употреблять эпитеты в устной и  письменной речи. Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. Познакомить с  заимствованными словами. Познакомить с разделом  языка – этимология.  Обсуждение о  происхождении и понятии  слов в языке. Познакомить с  происхождением и значением имен. Уметь выделять эмоционально  окрашенные слова из текста и  употреблять их в речи. Уметь находить слова с одной  фонетической приметой нерусского  происхождения, с двумя, с тремя. Уметь использовать этимологический  словарь; уметь объяснять происхождение слов. Уметь объяснять происхождение имен. Познакомить с  происхождением отчеств. Уметь объяснять происхождение  отчеств. Познакомить с  происхождением фамилий. Уметь высказывать предположения о  происхождении фамилии. Топонимы.  Знакомить с топонимами. Уметь объяснять топонимы. Устаревшие слова. Исследовать устаревшие  слова. Уметь находить и объяснять значение  устаревших слов. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сочинение по картине В.М.  Васнецова «Богатыри». Знакомить с написанием  сочинения – описание  картины. Уметь употреблять фразеологические  обороты. Проверочная работа.  Типы текстов. Темы текстов. Опорные  слова. Знакомим с разными типами  текстов и их признаками. Знакомить с признаками  текста, совершенствовать  навыки определения  опорных слов. Связь предложений в тексте. Обсуждение признаков  текста. Уметь различать типы текстов. Уметь определять тему текста; уметь  определять опорные (ключевые) слова в  тексте; на основе опорных слов создавать текст. Уметь из предложений составлять текст. Цепная связь предложений в  тексте. Обсудить способы цепной  связи предложений в тексте. Уметь определять способы цепной связи  предложений в тексте. Цепная связь предложений в  тексте. Обсудить понятие цепной  связи предложений в тексте. Параллельная связь  предложений в тексте. Обсудить параллельную  связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е.  Маковского «Свидание». Единый временной план  текста. Единый временной план  текста. Единый временной план  текста. Стили речи. Стили речи. Культура общения. Культура общения. Научный стиль. Исследовать единый  временной план в текстах с  цепной и параллельной  связью предложений. Знакомство с понятием о  временной соотнесённости  глаголов в  повествовательных текстах. Обсуждение с временной  соотнесённостью глаголов. Знакомство с понятием  «стиль речи» и с  разновидностями стилей  речи. Исследовать разговорный  стиль речи; дать понятия  «Монолог» и «Диалог». Исследовать правила  речевого этикета во время  спора, дискуссии. Исследовать правила  речевого этикета во время  спора, дискуссии. Обсудить признаки научного  стиля. Уметь составлять из предложений текст,  в котором предложения соединяются  цепной связью. Уметь составлять из предложений текст  с параллельной связью. Уметь правильно определять и  употреблять связь между  предложениями в тексте.  Уметь определить типы текста; уметь  находить глаголы в тексте и определять  их время. Уметь объяснять фразеологизмы; уметь  ставить в тексте в нужную форму. Уметь редактировать повествовательные  тексты. Уметь различать тексты в разговорном  стиле и в книжном. Уметь находить текст в разговорном  стиле. Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. Уметь различать научный текс от других. 15 32 33 34 Словари. Словари. Проверь себя. Исследовать разные виды  словарей (толковые, или  объяснительные словари;  словари – справочники). Исследовать разные виды  словарей (толковые, или  объяснительные словари;  словари – справочники). Уметь работать со словарями. Уметь работать со словарями. Тематическое планирование 4 класс (34 ч) № п/п Тема занятия Элементы содержания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Омонимы,омофоны,  омоформы, Каламбуры. Фразеологизмы. Фразеологизмы Диалектизмы. Сравнение, эпитеты,  олицетворение. Метафора. Пословицы и поговорки.  Афоризмы. Сочинение по пословице. Анализ сочинений по  пословицам. 10 Художественный стиль.  Общее понятие. Отличие слова   Знакомство с каламбурами.   многозначного омонимов. от   Работа   с   фразеологизмами. Заменять слова   фразеологизмами. Составить рассказ, используя фразеологизмы. Значение диалектизмов в  литературном языке. Сведения об  изобразительных средствах  языка: олицетворении,  сравнении, эпитете. Знакомство с метафорой.  Определение выражений с  метафорой. Работа с пословицами и  поговорками. Знакомство с  афоризмами. Составлять текст по  заданной пословице. Работа над  орфографическими и  речевыми ошибками. Знакомство с  художественным стилем.  Изобразительные языковые  средства художественного  стиля. Характеристика основных видов  деятельности ученика Формирование  представления об  омонимах, омофонах, омоформах,  каламбурах.   о   представления   Уметь   определять   слова   с Формирование фразеологиз­ мах. переносным значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Формирование представления о  диалектизмах. Диалекты в литератур­ ном языке. Навыки употребления изобразительно­ выразительных средств в устной речи. Роль метафоры в художествен­ ном тексте. Умение уместного употребления  пословиц в речи. Умение раскрывать смысл пословицы. Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. Умение составлять текст в  художественном стиле. 16 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Сочинение – пейзажная  зарисовка. Подбор образных средств  для написания сочинения. Умение составлять текст в художествен­ ном стиле. Рифма. Диалог и монолог. Драматические  импровизации. Драматические  импровизации. Композиция текста.  Основные элементы  композиции. Композиция. Работа с  деформированным текстом. Творческая работа. Понятие о стихотворении  как об определенном  способом организованном  тексте. Определение в тексте  диалогов, монологов. Знакомство с пьесой.  Инсценировка отрывка из  данного рассказа. Инсценировка по отрывку из  повести «Витя Малеев в  школе и дома». Знакомство с элементами  композиции текста. Определять стиль, тему,  основную мысль текста.  Работать с  деформированным текстом. Письмо сочинения на  определенную тему. Умение определять стихи, определенный ритм. Диалог и монолог как форма речи. Уметь трансформировать рассказ в  пьесу. Уметь трансформировать рассказ в  пьесу. Уметь определять все части текста. Уметь определять элементы композиции  текста. Писать сочинение на определенную тему. Сочинение – миниатюра в  художественном стиле. Письмо сочинения в  художественном стиле. Составлять текст в художественном  стиле. Творческая работа. Публицистический стиль. Газетно – публицистический  стиль. Деловая игра «Вёрстка  газеты». Официально – деловой  стиль. Письмо сочинения  «наоборот». Знакомство с  публицистическим стилем и  его особенностями. Познакомить с  особенностями газетно­ публицистического стиля. Учиться «собирать» газету,  располагать типографский  набор на страницах газеты. Знакомство с официально –  деловым стилем и  его  особенностями. Сочинение сказки по опоре. Уметь писать сочинения в  публицистическом стиле. Уметь определять корреспонденцию,  репортаж, статью. Формирование умения выпускать  стенную газету. Формировать умение написания деловых  документов. Тезисы. Конспект. Составления конспекта. Формировать умение написания  конспектов статей. 17 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Аннотация. Я пишу письмо. Личный дневник. Написание аннотации к  любимой книге. Формировать умение составления  аннотации к прочитанным книгам. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. Формирование умения оформления  адреса на письме. Важность ведения личного  дневника. Умение вести записи в личном дневнике. Сочинение «Мои любимые  стихи». Выбирать любимых поэтов,  любимые стихи. Развитие познавательного интереса,  внимания к поэзии. Сочини сценарий для  мультфильма. Придумать тему, каждому  герою роль. Формирование навыка составления  мультфильма. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Конкурс на лучшее название  конфет. Повторение по теме. Обобщение. Проверочная  работа. Собрать различные названия  конфет. Установить  источник происхождения  этих названий. Оформление своих исследований в виде  презентации. Лингвистический турнир. Умение применять полученные знания в  нестандартной ситуации 18  Дополнительная литература УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.­ Петербург, 1998. – 145 с. 2.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с. 3.Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ­ПРЕСС, 1997. ­384 с. 4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. ­448 с. 5.Григорьев   Д.   В.   Внеурочная   деятельность   школьников:   методический   конструктор:   пособие   для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.­(Стандарты второго поколения) 6.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с. 7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.­ М.: Дрофа,2002 8.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002. – 80 с. 9.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. ­240 с. 10.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2­х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения) 11.Соколова Т. Н.. Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011. – 123 с. 12.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.  Информационно­коммуникационные средства обучения 1. Компьютерная  образовательная  программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык». 2. презентационное сопровождение занятий.  Интернет­ресурсы. htt p://kidsbook.narod.ru/ http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ http://ya­umni4ka.ru/ http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ http://www.shkola­dlya­vseh.ru/shkola/metod/36­programmi/212­perspektiva.html http://www.zavuch.info/ 19 http://pedsovet.org http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/ http://900igr.net/ http://viki.rdf.ru/ http://www.o­detstve.ru/ http://www.it­n.ru/ http://videouroki.net/index.php?subj_id=17 Наглядные пособия. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Таблицы: Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Набор букв, цифр, знаков.  Модель «Звукобуквенная лента».  Касса «Лента букв» Технические средства обучения.  Мультимедийный проектор.  Интерактивная доска.   Компьютер. 20

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс

Рабочая программа курса учебной деятельности Школа развития речи 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018