Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
классное руководство
3 кл
04.11.2018
Курс «Я – исследователь» направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности;
формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Программа внеурочной деятельности Я-исследователь (проектная).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Я исследователь»
3 класс
20182019 учебный год
учитель высшей
квалификационной категории
Саверьянова Зульфия Ильгизовна
г.Удачный
2018 1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых
результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ:
Начальное общее образование в соответствии с требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального образования, представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности младших школьников (14 классы) Данная программа
реализуется в «СОШ №24» в 20182019 учебном году.
Курс «Я – исследователь» направлен на формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию,
ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской
деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
приобретение
знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах
конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения
обработки и нахождения информации.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности;
формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной
науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения
самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций
комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов
поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого
воображения.
2.
Общая характеристика курса
обусловлена тем, что в новых социальноэкономических условиях особое значение
приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально
педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные
направления, формы, технологии работы с детьми.
Социальнопедагогические возможности различных видов содержательной
деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Проектная деятельность»,
базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и
развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость
для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности
для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к
коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской
практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный
информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся
широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения
к процессу познания.
4. Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности курс «Я –
исследователь» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
3 класс 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель).
5. Результаты изучения курса
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
метод исследования: анкетирование, моделирование;
основы работы с компьютером;
что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
способы и методы,
обеспечивающие ощущение успешности в работе;
стимулирующие:
саморазвитие психических процессов,
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером,
рулеткой;
осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной
деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов.
3 класс:
«Развитие познавательной сферы»
6. Содержание программы Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов:
памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений»
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений,
навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
«Исследовательская практика»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об
исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытия новых знаний,
развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и
эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного
исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
«Защита проектов
исследовательской
работы»
4 ч
В соответствии с
темами заявленных
проектов, 1 раз в
каждой учебной
четверти. Выбор
темы защиты
проекта согласуется
между учителем –
руководителем
проекта и юным
исследователем.
«Развитие
познавательной
сферы»
7 ч
Тайны памяти.
1 ч
Как улучшить свою
память?
1 ч
Конкурс
математических
развлечений.
1 ч
Неповторимость и
уникальность в
проектной
деятельности.
1 ч
Что значит для
меня ощущение
успешности?
(психологический
тренинг) 1 ч
Что значит умение
договариваться?
1 ч
3 класс. 35 часов
«Формирование
исследовательских
умений»
10 ч
МОДУЛИ
«Исследовательская
практика»
14 ч
Что такое «копилка
сведений проекта»?
«Моя родословная»
(инд. проекты)
1 ч
Анкетирование как
метод исследования.
1 ч
Компьютер – друг и
помощник.
1 ч
«Определяем время,
затраченное на
выполнение домашнего
задания»
(групп. проект) 2 ч
Проведение
микроисследований в
рамках проекта
«Движение – жизнь»
1 ч
«Как выглядит орбита
планет»
(занятие – практикум) 1
ч
1 ч
«Куклы» (инд. и
групповые проекты)
2 ч
«Кругосветные
путешествия»
(инд. проекты)
1 ч
«Гнездо мыши
малютки» (инд.
проекты)
2 ч
«Движение – жизнь»
(инд. или парные
проекты)
2 ч
«Трудный путь
картошки» (инд. или
парн. проект)
2 ч Новые приборы
в математических
подсчётах
(калькулятор,
секундомер,
рулетка) 1 ч
Изучаем трёхмерные
предметы
(моделирование)
«Парк трёхмерных
игрушек» (инд. или
групп. проект)
1 ч
2 ч
Микроисследование
«Что такое хорошая
школа»
2 ч
«Вредные звуки»
(инд. проект)
2 ч
В ходе освоения программы «Я – исследователь» целенаправленно формируются
универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные
исследовательские
Осмысливание
задачи,
Выдвижение
предположения,
планирование
этапов предстоящей
установление причинно
– следственных связей,
деятельности,
прогнозирование
последствий
деятельности.
поиск нескольких
вариантов решения
проблемы.
информационные
Самостоятельный
поиск необходимой
информации (в
энциклопедиях, по
библиотечным
каталогам, в
Интернете), поиск
недостающей
информации у
взрослых (учителя,
кооперативные
Взаимодействие с
участниками
проекта, оказание
взаимопомощи в
группе в решении
общих задач, поиск
компромиссного
решения.
руководителя
проекта,
специалиста),
структурирование
информации,
выделение главного.
коммуникативны
е
экспериментальные
рефлексивные
презентационные
Формирование
умения слушать и
понимать других,
вступать в диалог,
задавать вопросы,
участвовать в
дискуссии,
выражать себя.
Организация своего
рабочего места, подбор
необходимого
оборудования, подбор
Осмысливание
собственной
действительности (её
хода и
и приготовление
материалов,
проведение
собственного
эксперимента,
наблюдение за ходом
промежуточных
результатов),
осуществление
самооценки.
Построение устного
сообщения о
проделанной работе,
выбор различных
средств наглядности
при выступлении,
навыки
монологической
речи, ответы на
незапланированные
эксперимента,
измерение параметров,
осмысление
полученных
результатов.
вопросы. 7. Календарнотематическое планирование курса
«Я – исследователь»
№
Дата
План
Факт
Колво
часов
Тема
Модуль: «Развитие познавательной сферы»
1
5.09
1
2
3
4
5
6
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
1
1
1
1
1
«Миллион наблюдений».
(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)
Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
Как сотрудничать со взрослыми
«Самый – самый!» Психологическая игротека
Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)
Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие
пространственного воображения)
Упражнение «Пословицы»
17.10
7
Модуль: «Формирование исследовательских умений»
8
24.10
9
07.11
10
14.11
11/12 21.11
28.11
05.12
1
1
1
2
13
Что такое «копилка сведений проекта»?
Анкетирование как метод исследования.
Компьютер – друг и помощник.
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего
задания» (групп. проект)
Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение
– жизнь»
«Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)
14
12.12
1
1
1 15
19.12
16/17 26.12
16.01
1
2
Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)
Микроисследование «Что такое хорошая школа»
«Моя родословная» (инд. проекты)
«Куклы» (инд. и групповые проекты)
«Кругосветные путешествия» ( инд. проекты)
«Гнездо мыши малютки» ( инд. проекты)
«Движение – жизнь» (инд. или парные проекты)
1
2
1
2
Модуль: «Исследовательская практика»
23.01
18
19/20 30.01
06.02
13.02
21
22/23 20.02
27.02
24/25 06.03
13.03
26/27 20.03
03.04
28/29 10.04
17.04
30/31 24.04
08.05
2
2
2
2
« Трудный путь картошки» ( инд. или парный проект)
«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)
«Вредные звуки» ( инд. проект)
Модуль: «Защита проектов исследовательской работы»
32/35 15.05
22.05
29.05
31.05
В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой
учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется
между учителем – руководителем проекта и юным
исследователем.
4
8. Используемая литература
1. Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной,
учебноисследовательской деятельности школьников: научнопрактические рекомендации для
педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое
пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,
Просвещение, 2012 г.;
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение,
2010 г.;
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.;
6.
7.
школьников. pedsovet
8. Щербатых Н.И.,
http://festival.1september.ru/articles/517978/
Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor
Румянцева Н.Ю. Организация учебноисследовательской деятельности младших
8;
Данилова М.В.
Проектная деятельность.
(мастеркласс)
2@
procenter
. org
. net
. ru
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.