Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
23.08.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский», направление: русский язык Возраст обучающихся: 12-13 лет. Срок реализации: 2018-2019 учебный год (34 часа). Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, календарно-тематическое планирование, список используемой литературы
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Магнитогорска Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский»  Направление: русский язык  Возраст обучающихся: 12­13 лет Срок реализации: 2018­2019 учебный год (34 часа)  Автор­составитель:  ФИО: Мясникова Елена Николаевна,  должность : учитель русского языка и литературы Магнитогорск, 2018                                     Пояснительная записка 1. Обоснование   необходимости   разработки   и   внедрения   программы   в образовательный процесс:    Актуальность программы заключается  в том, чтобы  ввести  учащихся в сложный   и   увлекательный   мир   русской   речи,   показать   слово   как   бы   изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов   обусловлена   всё   чётче   проявляющейся   проблемой   современной   речевой культуры.      Данная   программа   является   попыткой   научить   детей   видеть   и   слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес   детей   к   познавательной   деятельности,   будет   способствовать   развитию мыслительных   операций   и   общему   интеллектуальному   развитию.     Не   менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у   учащихся   умение   самостоятельно   работать   с   различными   источниками информации,   решать   творческие   задачи,   а   также   совершенствовать   навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Практическая значимость. Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку. Итогом   работы   в   кружке   является   участие   в   олимпиадах   и   конкурсах различного   уровня,   создание   учебно­исследовательских   проектов       (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОУ.       Цель и задачи программы. Цель –   расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым  ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой  культуры.   Задачи: 1) закрепление уже изученных лингвистических терминов   2) знакомство с новой лексикографической терминологией; 3)  развитие умения работать со словарем; 4) развитие навыка поиска лингвистической информации; 5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка; 6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и  наблюдения над художественным текстом.   Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь: Разделы   программы   изложены   в   логической   последовательности.   Каждый последующий   раздел   связан   с   предыдущим.   Программа   реализуется   в   течение одного учебного года.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Возраст обучающихся  12­13  лет. Это возраст, когда  развивается отношение  к  Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание  внести свой вклад в какую­нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается  найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты,  участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в  коллективной творческой деятельности. Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.), число  обучающихся по годам обучения (обосновать).     Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из 15 учащихся  6­7 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка.    Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.  Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.     Программа  рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по          1 часу. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.  Обучающие должны знать: ­ языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения; ­ назначение лингвистических словарей; ­ историю современного русского письма; ­ материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов; ­ приёмы работы с текстом; ­ художественно – выразительные средства языка. Обучающиеся должны уметь: ­ самостоятельно выполнять различные творческие работы; ­ опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности; ­ извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных   задач,   свободно   пользоваться   лингвистическими   словарями, справочной литературой; ­   моделировать   речевое   поведение   в   соответствии   с   задачами   общения   и языковыми нормами; ­   уметь   объяснять   взаимосвязь   фактов   языка   и   истории,   языка   и   культуры русского  народов. Уровень результатов работы по программе: Первый   уровень   результатов приобретение   школьниками   знаний   о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка,  о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском   языке,   о   способах   нахождения   информации   в   справочной   литературе; расширение   словарного   запаса,   осознанное   овладение   лингвистическими терминами.   Второй   уровень   результатов —   развитие   ценностных   отношений школьников   к   родному   языку,   Отечеству,   родной   культуре,   народу;   умения находить   необходимую   информацию,   употреблять   термины   в   речи,   работать   с лингвистическими   словарями,   выявлять   «болезни   языка»   и   бороться   с   ними, применять полученные знания на практике.     Третий   уровень   результатов — получение   школьниками   опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка,  изготовление наглядных пособий по   русскому   языку,   раздаточного   материала,   лингвистических   бюллетеней (карточки, буклеты,  сменный материал для стендов).       Формы проведения занятий лекции; практические   занятия   с   элементами   игр   и   игровых   элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная   работа   (индивидуальная   и   групповая)   по   работе   с разнообразными словарями; анализ и просмотр проектов; составление проектов. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 класс 34 часа 1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном   языке.   Из   истории   слов   и   выражений.   Почему   мы   так   говорим. Ученые­лингвисты. 2.  Начальные   сведения   о   происхождении   слов.  Этимология.  Назначение   языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство   побуждения   к   чему­либо.   Знакомство   со   словарной   статьей этимологического словаря.  Работа с этимологическим словарем. 3. О слове. Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово­заповедь.  Работа с этимологическим словарём. 4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций. 5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари. 6.   Омонимы   и   многозначность.   Лексическое   богатство   русского   языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.   Омонимы,   их   отличие   от   многозначных   слов.   Роль   омонимов   в художественных произведениях. 7.   Явление   синонимии   в   русском   языке.   Синонимы   и   антонимы,   их   роль   в художественных   произведениях.  Неологизмы,  устаревшие   слова.   Их   значение   в произведении. 8.   Русская   фразеология.   Изучение   особенностей   фразеологических   сочетаний. Введение   понятия   «фразеологические   обороты».   Беседа   о   правильном употреблении   фразеологизмов   в   речи.   Нахождение   фразеологизмов   в литературных произведениях.  9.  Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно   русские   имена   и   заимствованные.   Грамматика   собственных   имен. Происхождение фамилий. Прозвища. 10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.) 11.  Всегда ли мы говорим правильно?  Орфоэпия. Речь  и культура общения. 12. Русская пунктуация и ее особенности.  История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых? 13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение утренника «Язык мой ­ друг мой!». Учебно­методический план 6 класс (34 часа) Наименование разделов и тем № п/п Количест­во часов всего теори практик я а Основн ые виды деятель ности учпщихс я 1 Введение. Языкознание –  1 удивительная наука. Наш язык. Когда и как люди 0,5 1 1 1 0,5  1 1 1 1 1 1,5 1,5 2 1 1,5 0,5 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 1 2 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. научились говорить (проблема происхождения языка) Происхождение и развитие письма. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Как рождаются и живут слова Как рождаются и живут слова Омонимы и многозначность. Явление синонимии в русском языке. Русская фразеология. Русская фразеология. 11                    Как вас зовут?     Имена, фамилии, прозвища. Где вы живете? Всегда ли мы правильно 12 13 говорим? 14 А все­таки она хорошая!                 (Русская орфография и ее принципы) 15 16  Особенности русской пунктуации. «Я люблю свой родной язык!» 1 1 1 2  Планируемые результаты. Личностные результаты:              эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других  людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к  совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в  чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое  и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения  учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои  действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и  работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:             перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,  справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно­ следственные связи; строить рассуждения;              Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами  речи, высказывать и обосновывать свою точку  зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.   Ресурсное обеспечение реализации программы:    Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д): Учитель русского языка, библиотекарь,   заместитель директора по УВР. Материально­техническое: Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.              Информационно­методическое   (пособия,   методическая   литература   и   т.п., интернет): ­лингвистические   словари   и   справочники,  дополнительная   и   занимательная литература, компьютер, проектор, доступ  в Интернет, ­портреты учёных – языковедов; ­  рисунки и творческие работы учащихся; ­  магнитофон и аудиокассеты; ­  компьютер, диски   с материалами по русскому языку. Рекомендуемая литература. I. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса   М.: Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.:  ООО «ТИД «Русское слово».1999.  Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.:  Просвещение, 1971.–143с. Горбачевич   К.С.   Русский   язык:   прошлое,   настоящее,   будущее. Просвещение, 1984.–190с. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6­ 9 кл.М.: Просвещение, 2009 г. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.  Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая  школа, 1990.–158с. Откупщиков Ю.В.К истокам  слова. Азбука­классика, 2005г. Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г. II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей. Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с. Голуб   И.Б.   Занимательная   стилистика.   /   И.Б.   Голуб,   Д.Э.   Розенталь.–   М.: Просвещение, 1988.–207с. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с. Горшков   А.И.   Всё   богатство,   сила   и   гибкость   нашего   языка   /Пушкин   в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с. Граник   Г.Г.   Секреты   орфографии.   /   Г.Г.   Граник,   С.М.   Бондаренко,   Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с. Григорян   Л.Т.  Язык   мой  –  друг   мой. /   Л.Т.  Григорян.–  М.:   Просвещение, 1988.–205с. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с. Колесов   В.В.   История   русского   языка   в   рассказах.   /   В.В.   Колесов.–   М.: Просвещение, 1982.–190с. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с. Постникова   И.И.   Фонетика   –   это   интересно.   /   И.И.   Постникова,   И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2019