Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
23.08.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский», направление: русский язык
Возраст обучающихся: 12-13 лет.
Срок реализации: 2018-2019 учебный год (34 часа). Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку,
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, календарно-тематическое планирование, список используемой литературы
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
города Магнитогорска
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский»
Направление: русский язык
Возраст обучающихся: 1213 лет
Срок реализации: 20182019 учебный год (34 часа)
Авторсоставитель:
ФИО: Мясникова Елена Николаевна,
должность : учитель русского языка и литературы Магнитогорск, 2018
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс:
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в
сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри,
вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к
обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину
слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой
культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать
слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало
своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение
лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее
важным фактором реализации данной программы является и стремление развить
у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками
информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции
по определенному вопросу.
Практическая значимость.
Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по
русскому языку.
Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах
различного уровня, создание учебноисследовательских проектов
(индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного
НОУ.
Цель и задачи программы.
Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым
ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой
культуры.
Задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и
наблюдения над художественным текстом.
Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь: Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый
последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение
одного учебного года.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст обучающихся 1213 лет. Это возраст, когда развивается отношение к
Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание
внести свой вклад в какуюнибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается
найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты,
участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в
коллективной творческой деятельности.
Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.), число
обучающихся по годам обучения (обосновать).
Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из
15 учащихся 67 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка.
Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в
проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по
1 часу.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Обучающие должны знать:
языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных
сферах общения;
назначение лингвистических словарей;
историю современного русского письма;
материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
приёмы работы с текстом;
художественно – выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно выполнять различные творческие работы;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать
их с точки зрения нормативности;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и
языковыми нормами;
уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры
русского народов.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний о
происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в
русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе;
расширение словарного запаса,
осознанное овладение лингвистическими
терминами.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений
школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения
находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с
лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними,
применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта
взаимодействия (проведение заседаний кружка, изготовление наглядных пособий
по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней
(карточки, буклеты, сменный материал для стендов).
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
анализ и просмотр проектов;
составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс 34 часа
1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в
литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Ученыелингвисты.
2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка:
средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и
средство побуждения к чемулибо. Знакомство со словарной статьей
этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
3. О слове.
Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов
познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение
языка для жизни общества. Словозаповедь.
Работа с этимологическим словарём.
4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами
чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука».
Составление транскрипций.
5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы
знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.
6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях
словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в
художественных произведениях.
7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в
художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в
произведении.
8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в
литературных произведениях.
9. Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси.
Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен.
Происхождение фамилий. Прозвища.
10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение
и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)
11. Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения.
12. Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно
ли обойтись без запятых?
13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение
утренника «Язык мой друг мой!». Учебнометодический план
6 класс (34 часа)
Наименование разделов и тем
№
п/п
Количество часов
всего
теори
практик
я
а
Основн
ые виды
деятель
ности
учпщихс
я
1
Введение. Языкознание –
1
удивительная наука.
Наш язык. Когда и как люди
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1,5
1,5
2
1
1,5
0,5
1
1
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
2
3
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
научились говорить
(проблема происхождения
языка)
Происхождение и развитие
письма.
Фонетика. Звуковая жизнь
слова.
Как рождаются и живут слова
Как рождаются и живут слова
Омонимы и многозначность.
Явление синонимии в русском
языке.
Русская фразеология.
Русская фразеология.
11
Как вас зовут?
Имена, фамилии, прозвища.
Где вы живете?
Всегда ли мы правильно
12
13
говорим?
14 А всетаки она хорошая!
(Русская орфография и
ее принципы) 15
16
Особенности русской
пунктуации.
«Я люблю свой родной язык!»
1
1
1
2
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного –
умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения
учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно
следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д):
Учитель русского языка, библиотекарь, заместитель директора по УВР.
Материальнотехническое:
Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.
Информационнометодическое (пособия, методическая литература и т.п.,
интернет):
лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,
портреты учёных – языковедов;
рисунки и творческие работы учащихся;
магнитофон и аудиокассеты;
компьютер, диски с материалами по русскому языку.
Рекомендуемая литература.
I. Литература, используемая педагогом для разработки
программы и организации образовательного процесса
М.:
Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.:
ООО «ТИД «Русское слово».1999.
Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.:
Просвещение, 1971.–143с.
Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее.
Просвещение, 1984.–190с.
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6
9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.–
М.: Просвещение, 1975.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая
школа, 1990.–158с.
Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбукаклассика, 2005г.
Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение,
1989.–142с.
Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.:
Просвещение, 1988.–207с.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание,
1983.–191с.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в
истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.
Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение,
1988.–205с.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха,
Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.:
Просвещение, 1982.–190с.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая
школа, 1990.–158с.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М.
Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.