РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
8 кл
06.11.2017
Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и на основе авторской программы под редакций Г.И. Беленького; авторы-составители: Г.И. Беленький, Э.Э. Кац, Э.А. Красновский, М.А. Снежневская, О.М. Хренова (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы» / Авторы-составители: Г.И. Беленький, М.М. Голубков, Г.Н. Ионин Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под редакцией Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – Мнемозина, 2009, с. 30 – 36).
РП 8 лит. 16-17.doc
общеобразовательное бюджетное учреждение
Нефтеюганское районное муниципальное
«Салымская средняя общеобразовательная
школа №2»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________В.А.Саморокова
Протокол № ___ от
«____»____________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
учебновоспитательной работе
_____________М.В.Голубкова
«____»____________2016 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________Т.А.Алифирова
Приказ № ___ от «___»___2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
8 класс
(базовый уровень)
Курочкиной Марины Викторовны,
высшая квалификационная категория 2016 2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы
составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного
стандарта и на основе авторской программы под редакций Г.И. Беленького; авторысоставители:
Г.И. Беленький, Э.Э. Кац, Э.А. Красновский, М.А. Снежневская, О.М. Хренова (Сборник
«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы» / Авторы
составители: Г.И. Беленький, М.М. Голубков, Г.Н. Ионин Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А.
Снежневская, О.М. Хренова; под редакцией Г.И. Беленького. – 4е изд., перераб. – Мнемозина,
2009, с. 30 – 36).
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа.
2. Осознание своеобразия и богатства литературы как искусства слова.
3. Освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений.
4. Воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении.
5.
Использование изучения литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Для достижения данных целей должны быть реализованы следующие задачи:
1. Усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историколитературных сведений и теоретиколитературных понятий (художественный
образ, образхарактер, художественная правда и вымысел в литературе, сатира и юмор в
драматическом произведении, композиция произведения, соотношение понятий композиции и
сюжета произведения, антитеза, образ автора в художественном произведении, комедия, трагедия
как жанры драматургии).
2. Развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личную позицию,
связанную с нравственной проблематикой произведения.
3. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции.
4.
Формирование умения анализа и интерпретации художественного текста,
предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным
контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
5. Формирование умения чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления
в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания.
6. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
7. Развитие навыков грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
В авторскую программу внесены следующие изменения: с учётом 35й недели добавлено 2
часа учебного времени. Дополнительные часы отведены на следующие темы: «Повторение.
Художественная литература, её особенности и значение. Роды и виды литературы», «Повторение.
Произведение художественной литературы как художественное единство. Задание на лето» (см.
уроки 69, 70 в календарнотематическом планировании). Данные уроки будут способствовать
расширению и углублению жизненного и читательского опыта учащихся.
2 Для достижения поставленных целей и задач используется учебник: «Литература. 8 класс:
учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.» / авт.–сост. Г.И. Беленький. –
М: Мнемозина, 2012».
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Формы организации
учебного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,
комбинированный урок, урок обобщающего повторения, урок развития речи, урок контроля знаний,
умений и навыков, интегрированный урок.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение текстов
художественных произведений или их фрагментов, чтение наизусть стихотворных и прозаических
текстов, составление плана к тексту, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный,
с элементами комментария, с творческим заданием), тестирование, анализ текста (прозаического,
стихотворного), анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших
отрывков из изучаемых произведений, составление характеристики героя, сравнительных
характеристик героев, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения,
письменный ответ на вопрос, создание учебного проекта.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Оканчивая 8 класс, учащиеся должны знать:
• содержание художественных произведений, предусмотренных программой;
• основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
• роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейнонравственного
содержания в изображении характеров героев;
• основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции
художественного произведения;
• некоторые особенности выражения авторского сознания (лирическое «я», рассказчик, роль
«обрамления»);
• средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно
выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
• родожанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ,
повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
Учащиеся должны уметь:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев;
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица) –
небольшого отрывка, главы, рассказа, повести);
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
• пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой,
ресурсами Интернета;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• писать сочинениярассуждения на заданную тему, работать над отзывом о самостоятельно
прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
3 №
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
89.
3. Календарнотематическое планирование
Наименование раздела и тем
Часы
учеб
ного
врем
ени
Плановые сроки
прохождения
По
Факти
чески
пла
ну
Введение – 1 ч.
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный
образ. Литература как искусство слова
I. Устное народное творчество. Народные песни – 3 ч.
Исторические песни как жанр устной народной поэзии,
выражение в них патриотических стремлений народа
Лирические песни как жанр устной народной поэзии,
выражение в них «горя или радости сердца».
Авторы и собиратели народных песен. Рассказ
К.Г. Паустовского «Колотый сахар»
II. Русская старина – 3 +1 р/р ч.
А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич». Древнерусская
литература (обзор)
Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия
Радонежского» (фрагменты)
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
(фрагменты)
РР Письменная работа по теме «Древнерусская
литература»
РР Письменная работа по теме «Древнерусская
литература»
1
1
1
1
1
1
1
2,
сдво
енны
е
III. Литература XIX века –
34 ч.: 26 ч. + 6 ч. р/р + 2 ч. в/ч
А.С. Пушкин – 12 ч.: 9 ч. + 2 ч. р/р + 1 ч. в/ч
10. А.С. Пушкинпрозаик. «Капитанская дочка». Историческая
1
основа повести. Особенности композиции
4 11. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Гринёв, его роль в
произведении, формирование характера и взглядов
12. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Маша Миронова, её
душевная стойкость, нравственная красота
13. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Отношение автора и
рассказчика к Пугачёву и народному восстанию
14. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Утверждение автором
нравственных идеалов гуманности, чести и долга
15. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая правда и
художественный вымысел в повести
16. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Точность и лаконизм
пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер
эпиграфов
РР Подготовка к написанию контрольного сочинения по
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка
РР Написание контрольного сочинения по повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Повести Белкина».
Повесть «Станционный смотритель»
17
18.
17
18.
19.
М.Ю. Лермонтов – 6 ч.: 5 ч. + 1 ч. р/р
20. М.Ю. Лермонтов – певец Родины и свободы. Мотивы вольной
кавказской природы в стихотворениях «Кавказ», «Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..»
Символические образы тюрьмы и узничества в лирике М.Ю.
Лермонтова. «Пленный рыцарь», «Сосед», «Завещание»
21.
22. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Мцыри – любимый идеал
23.
24.
25.
26.
Лермонтова» (В.Г. Белинский.)
Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
«Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности
построения поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
РР Подготовка к домашнему контрольному сочинению по
поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Н.В. Гоголь – 8 ч.: 6 ч. + 2 ч. р/р
Сатира в творчестве Н.В. Гоголя. «Ревизор». Жизненная
основа комедии
27. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Страх перед ревизором как основа
развития комедийного действия
28. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Мастерство композиции и речевых
характеристик, роль авторских ремарок
29. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина
30. Общечеловеческое значение характеров комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор». Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино
Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в
драматическом произведении
Внеклассное чтение. Н.В Гоголь. «Женитьба»
32.
31.
1
1
1
1
1
1
2,сдв
оенн
ые
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5 33
34.
РР Подготовка к написанию контрольного сочинения по
комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
РР Написание контрольного сочинения по комедии Н.В.
Гоголя «Ревизор»
2,
сдво
енны
е
И.С. Тургенев – 4 ч.: 3 ч. + 1 ч. в/ч
35. Анализ сочинений. И.С. Тургенев. Особенности прозы
писателя. Повесть «Ася»
36. И.С. Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»,
скромность, обаяние, решительность. Сложность характера
Аси
37. И.С. Тургенев. «Ася». Драма рассказчика, обречённого на
одиночество. Приемы психологической характеристики героев
Л.Н. Толстой – 4 ч.: 3 ч. + 1 ч. р/р
38. Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды. Рассказ
«После бала»
39. Антитеза как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа
Л.Н. Толстого «После бала». Особенности композиции
рассказа
40. Л.Н. Толстой. «После бала». Автор и рассказчик в
Подготовка к написанию контрольного
произведении.
сочинения
РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.
Толстого «После бала»
IV. Литература конца XIX – начала XX века –
22 ч.: 17 ч. + 1 ч. р/р + 4 ч. в/ч
В.Г. Короленко – 2 ч.
В.Г. Короленко. Гуманизм писателя. Проблема смысла жизни и
назначения человека в рассказе «Парадокс»
В.Г. Короленко. «Парадокс». Духовный перелом в жизни юных
героев, его причины. Поэтическая миниатюра «Огоньки»
И.А. Бунин – 2 ч.
41.
42.
43.
44. И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя. Стихотворения
«Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр…», «Густой зелёный
ельник у дороги…», «Родине», «Слово»
Трагедия и самоотверженность «маленького человека» в
рассказе И.А. Бунина «Сверчок»
45.
М. Горький – 3 ч.: 2 ч. + 1 ч. в/ч
46. М. Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения
47.
48.
к жизни. «Песня о Соколе»
Символикоаллегорический смысл «Песни о Соколе». Её
композиция, ритмика, интонационные особенности
Внеклассное чтение.
конфликта между Челкашом и Гаврилой
М. Горький. «Челкаш». Смысл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
IV. Литература XX века –
22 ч.: 12 ч. + 1 ч. р/р + 3 ч. в/ч
Н.А. Заболоцкий – 2 ч.
49. Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан 1
6 природой суровой…»,
природы, единство с ней человека
«Журавли».
Одухотворённость
50. Н.А.Заболоцкий. «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не
позволяй душе лениться…». Философическая глубина,
афористичность стихотворений поэта
К.Г. Паустовский – 2 ч.
51.
К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя. История создания
рассказа «Телеграмма», его композиция. Авторская позиция
52. Проблема истинной человечности в рассказе К.Г. Паустовского
«Телеграмма». Смысл названия
Внеклассное чтение. А. Грин. Повесть «Алые паруса»
53.
А.Т. Твардовский – 6 ч.: 4 ч. + 1 ч. р/р + 1 ч. в/ч
54. А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. История создания
и композиция поэмы «Василий Тёркин»
55. А.Т.
Твардовский.
«Василий Тёркин».
жизнестойкости и оптимизма русского человека.
«большой» и «малой» родины
56. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Народнопоэтическая
Утверждение
Тема
57.
58.
59.
60.
61.
62.
основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Авторский голос в
поэме. Подготовка к контрольному сочинению
РР Написание контрольного сочинения по поэме А.Т.
Твардовского «Василий Тёркин»
Внеклассное чтение. А.Т. Твардовский. Стихотворения о
Великой Отечественной войне
В.М. Шукшин – 3 ч.: 2 ч. + 1 ч. в/ч
В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя. Рассказы «Дядя
Ермолай», «Солнце, старик и девушка». Подвиг или
равнодушие героя?
В.М. Шукшин. «Микроскоп». «Чудик» как характерный герой
Шукшина
Внеклассное чтение. В.М. Шукшин. Рассказы
Н.М. Рубцов – 2 ч.
63. Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта. Патриотический
характер лирики. «Русский огонёк», «О Московском кремле»,
«Старая дорога»
64. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном»
в лирике Н.М. Рубцова. «Журавли», «Посвящение другу», «До
конца»
V. Из зарубежной литературы – 4 ч.
У. Шекспир – 2 ч.
65. У. Шекспир. Сведения из жизни драматурга. Трагедия как
жанр драматургии. «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого
сердца и предрассудков
1
1
1
1
1
1
1
2,
сдво
енны
е
1
1
1
1
1
1
1
7 66. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Герои трагедии как символ
верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их
преданность друг другу
М. де Сервантес – 2 ч.
67
68.
М. Де. Сервантес. «Дон Кихот». Душевное величие и наивная
простота героя романа. Дон Кихот – неумирающий образ
мировой литературы. Дон Кихот и Санчо Панса
П. Мериме – 1 ч.
69. П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенда «Черногорцы»
в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт
и черногорцы»
70. Повторение. Художественная литература, её особенности и
значение.
Произведение
художественной литературы как художественное единство.
Задание на лето
Роды и виды литературы.
1
1
1
1
4. Содержание программы учебного предмета «Литература»
8 класс
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство
Введение. (1 ч.)
слова. Другие виды искусства.
Устное народное творчество. Народные песни. (3ч.)
Исторические песни
Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной
поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное
своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные» и другие.
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».
Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
К.Г. Паустовский. «Колотый сахар».
Русская старина (3 ч.)
А. Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе.
8 «Жития преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский
подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Жития протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум,
его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и
красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской
литературе.
А.С. Пушкин. Пушкинпрозаик.
Литература XIX века. (26 ч. + 6 ч. РР + 2 ч. ВЧ)
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль
в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость,
нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву
и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и
художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной
поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Образхарактер, художественная правда и вымысел в литературе.
«Метель».
А.С. Пушкин. «Повести Белкина
М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь»,
«Завещание». Мотивы вольной кавказской природы, Символические образы тюрьмы и узничества в
лирике.
«Мцыри». «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Роль вступления,
лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский).
Особенности построения поэмы.
Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития
комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.
Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания
героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и в кино.
Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.
«Женитьба».
И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя.
«Ася». Образ «тургеневской девушки»; скромность, обаяние, решительность. Сложность
характера Аси. Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Приемы психологической
характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
«После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о
моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции
рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения.
Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.
Литература конца XIX начала XX века. (6 ч. + 1 ч. ВЧ)
В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом
в жизни мальчика, его причины.
«Огоньки» поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.
«Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Родине»,
«Слово».
«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.
9 «Песня о Соколе». Символико аллегорический смысл «Песни». Её композиция, ритмика,
интонационные особенности.
«Челкаш».
Литература XX века (12 ч. + 1 ч. РР + 3 ч. ВЧ)
Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не
позволяй душе лениться…».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина,
афористичность лучших стихотворений поэта.
К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери
и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских страниц»). Ёмкость
художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение
писателя (ср. «Золотой розой»).
Роль воображения в художественном творчестве.
А. Грин. «Алые паруса»
А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.
«Василий Тёркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто
стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма
русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народнопоэтическая основа поэмы,
народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и её
героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в
литературе.
А.Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда
окончилась война…», «О Родине», «Жестокая память».
В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.
«Дядя Ермолай».
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина.
Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.
«Русский огонёк», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли»,
«Посвящение другу», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в
«личном, частном».
Из зарубежной литературы (4 ч.)
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.
«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков.
Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг
другу.
Трагедия как жанр драматургии.
М. Де. Сервантес. Сведения о жизни писателя.
«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон
Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом
стихотворения «А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
5. Формы и средства контроля
10 Контрольное сочинение по повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» (классное)
Темы сочинений:
1. Какую роль сыграла Белогорская крепость в жизни Гринёва? (По повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».)
2. Гринёв и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
3. Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
4. Тема народного восстания и его предводителя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
5. Понравившийся герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Контрольное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (домашнее)
Темы сочинений:
1. Почему Мцыри бежал из монастыря? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»? (По
поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
3. Мцыри как романтический герой. (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
Контрольное сочинение по комедии НВ. Гоголя «Ревизор» (классное)
Темы сочинений:
1. О чем мечтают герои комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
2. Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. Что произойдет в городе N после приезда настоящего ревизора? (По комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор».)
4. Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Контрольное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (классное)
Темы сочинений:
1. Полковник на балу и после бала. (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
2. Утро, изменившее жизнь. (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
3. Что такое честь, долг и совесть в моём понимании?
Контрольное сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (классное)
Темы сочинений:
1. «Тёркин – кто же он такой?» (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин.)
2. Изображение войны и человека на войне в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
3. Идейнохудожественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
6. Перечень учебнометодических средств обучения
Основная литература
1. Литература. 8 класс: учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /
авт.–сост.: Г.И. Беленький. – М: Мнемозина, 2012.
2. «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы» / Авторы
составители: Г.И. Беленький, М.М. Голубков, Г.Н. Ионин Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А.
Снежневская, О.М. Хренова; под редакцией Г.И. Беленького. – 4е изд., перераб. – Мнемозина,
2009.
Дополнительная литература
1. Беленький Г.И. Методические советы к учебникухрестоматии для 8 класса. Литература.
Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. –М.: ВАКО,
2007.
3. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий,
лицеев и колледжей. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
4. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий,
11 лицеев и колледжей. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев
и колледжей. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айриспресс, 2009.
7. Турьянская Б.И. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва: Русское слово, 2002.
8. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий,
лицеев и колледжей. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Портреты писателей
1. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XVIII – XIX веков.
Наглядное пособие. – М.: ООО «Дрофа», 2006.
2. Портреты русских писателей. 19 век. Демонстрационный материал для школы. /Сост. Т.В.
Игнатьева. – М.: Айриспресс, 2003.
3. Портреты русских писателей XIX – XX века. Демонстрационный материал для школы /Сост.
Т.В. Игнатьева. – М.: Айриспресс, 2003.
Оборудование
1. Компьютер
2. Цифровой проектор
3. Экран настенный
Мультимедийные пособия
1. Большая детская энциклопедия. Литература. – Екатеринбург: ООО «Уральский электронный
завод», 2008.
2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8 – 11 классы. – Екатеринбург: ООО
«Уральский электронный завод», 2004.
3. Электронное издание «Библиотека Максима Машкова. Русская классика. 300 классиков, 5000
шедевров». – М.: ООО «ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007 – 2008.
12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Литература. 8 класс (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.