Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")
Оценка 5

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
15.08.2018
Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")
Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России"). Актуальность изучения учебного предмета, курса «Литературное чтение» обусловлена тем, что это, один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Литературное чтение 4 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной категории       Ивлевой Татьяны Михайловны «Литературное чтение» начальное общее образование, 4 класс 2017/2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая   программа   по   литературному   чтению   составлена   на   основании     следующих Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. нормативно­правовых документов: 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); 1. 2. 5. 6. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); 3. Федерального   базисного   учебного   плана,   утв.   приказом   Минобразования Российской   Федерации   от   09.03.2004   № 1312   (в   редакции   приказов   Минобрнауки   РФ   от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74); 4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08­1786 «О рабочих программах учебных предметов». Учебного   плана   МОУ   «СОШ   №  12   с   углубленным   изучением   отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год. Основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   МБОУ «СОШ №12». 7. 8. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №12». Авторской  программы «Литературное чтение 1­4 классы». Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина,  методических рекомендаций Стефаненко Н.А. Литературное чтение. 4 класс: пособие для учителей ОУ.  Актуальность изучения учебного предмета, курса            Актуальность   изучения   учебного   предмета,   курса   «Литературное   чтение» обусловлена  тем, что это,  один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно­ нравственному и эстетическому воспитанию. Цели и задачи изучения учебного предмета, курса Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: —   овладение   осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как   базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; —   развитие   художественно­творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отноше­ ния к слову и умения понимать художественное произведение; —   обогащение   нравственного   опыта   младших   школьников   средствами   художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ 2 ности;   воспитание   интереса   и   уважения   к   отечественной   культуре   и   культуре   народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство   учащихся   с   доступными   их   возрасту   художественными   произведениями, духовно­нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим   аспектом   литературного   чтения   является   формирование   навыка   чтения   и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,   чтением   текстов   про   себя,   учатся   ориентироваться   в   книге,   использовать   её   для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог   в   соответствии   с   речевой   задачей,   работать   с   различными   видами   текстов, самостоятельно   пользоваться   справочным   аппаратом   учебника,   находить   информацию   в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему   школьнику   осознать   себя   грамотным   читателем,   способным   к   использованию читательской   деятельности   для   своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает потребностью   в   постоянном   чтении   книг,   владеет   техникой   чтения   и   приёмами   работы   с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс   литературного   чтения   пробуждает   интерес   учащихся   к   чтению   художественных произведений.   Внимание   начинающего   читателя   обращается   на   словесно­образную   природу художественного   произведения,   на   отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Общая характеристика учебного предмета, курса                «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел  «Круг   детского   чтения»  включает   произведения   устного   творчества   народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных   писателей   России   и   других   стран   (художественные   и   научно­познавательные). Программа   включает   все   основные   литературные   жанры:   сказки,   стихи,   рассказы,   басни, драматические произведения. Учащиеся   работают   с   книгами,   учатся   выбирать   их   по   своим   интересам.   Новые   книги пополняют   знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду,   к   Родине.   В   процессе   обучения   обогащается   социально­нравственный   и   эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа   предусматривает   знакомство   с   книгой   как   источником   различного   вида информации и формирование библиографических умений. 3 Раздел  «Виды  речевой  и читательской   деятельности»  включает   все   виды   речевой   и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами   текстов.   Раздел   направлен   на   формирование   речевой   культуры   учащихся,   на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык   чтения.   На   протяжения   четырёх   лет   обучения   меняются   приёмы   овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают  рациональными  приёмами  чтения  и  понимания  прочитанного,  орфоэпическими  и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное,   ознакомительное,   изучающее)   и   используют   их   в   соответствии   с   конкретной речевой задачей. Параллельно   с   формированием   навыка   беглого,   осознанного   чтения   ведётся целенаправленная   работа   по   развитию   умения   постигать   смысл   прочитанного,   обобщать   и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника,   понимать   цели   речевого   высказывания,   задавать   вопросы   по   услышанному   или прочитанному   произведению,   высказывать   свою   точку   зрения.   Усваиваются   продуктивные формы   диалога,   формулы   речевого   этикета   в   условиях   учебного   и   внеучебного   общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь   учащихся   (с   опорой   на   авторский   текст,   на   предложенную   тему   или   проблему   для обсуждения),   целенаправленно   пополняется   активный   словарный   запас.   Учащиеся   осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На   уроках   литературного   чтения   совершенствуется   представление   о   текстах   (описание, рассуждение,   повествование);   учащиеся   сравнивают   художественные,   деловые   (учебные)   и научно­познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной   мыслью),   овладевают   такими   речевыми   умениями,   как   деление   текста   на   части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  Программой   предусмотрена  литературоведческая   пропедевтика.   Учащиеся   получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях   малых   фольклорных   жанров   (загадка,   пословица,   считалка,   прибаутка).   Дети учатся   использовать     изобразительные   и   выразительные   средства   словесного   искусства («живописание   словом»,   сравнение,   олицетворение,   эпитет,   метафора,   ритмичность   и музыкальность стихотворной речи).  При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.   Слово   становится   объектом   внимания   читателя   и   осмысливается   как   средство создания   словесно­художественного   образа,   через   который   автор   выражает   свои   мысли   и чувства. Анализ   образных   средств   языка   в   начальной   школе   проводится   в   объёме,   который позволяет   детям   почувствовать   целостность   художественного   образа,   адекватно   воспринять героя произведения и сопереживать ему. 4 Дети   осваивают   разные   виды   пересказов   художественного   текста:   подробный   (с использованием   образных   слов   и   выражений),   выборочный   и   краткий   (передача   основных мыслей). На   основе   чтения   и   анализа   прочитанного   текста   учащиеся   осмысливают   поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося   их   с   нормами   морали,   осознают   духовно­нравственный   смысл   прочитанного произведения. Раздел  «Опыт творческой деятельности»  раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные   творческие   способности.   При   работе   с   художественным   текстом   (со   словом) используется   жизненный,   конкретно­чувственный   опыт   ребёнка   и   активизируются   образные представления,   возникающие   у   него   в   процессе   чтения,   развивается   умение   воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно­эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения            Контроль   и   оценивание   осуществляется   в   соответствии   с   Положением   о   формах, периодичности   и   порядке   текущего   контроля   успеваемости   и   промежуточной   аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным   предметам в МБОУ «СОШ №12» . Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности  в обучении: ­ разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;  ­ дифференцированное домашнее задание;  ­ консультационная поддержка и помощь;  ­ обеспечение эмоционально­психологического комфорта, создание ситуации успеха. Количество учебных часов, на реализацию рабочей программы            Согласно авторской программе на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 136 часов. По учебному плану МБОУ «СОШ №12» на 2017­2018 учебный год в 4 классе 35 учебных недель. В связи с этим добавляются 4 часа на повторение в конце рабочей программы. Итого по рабочей программе 140 часов. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА                 Реализация   программы   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   в   соответствии   с требованиями ФГОС НОО: Личностные результаты освоения учебного предмета, курса Учащиеся научатся: 5 – – понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки­ концерты, уроки­праздники, уроки­конкурсы и пр.);   составлять   сборники   стихов   и   рассказов   о   Родине,   включать   в   них   и   произведения собственного сочинения;   принимать   участие   в   проекте   на   тему   «Моя   Родина   в   произведениях   великих художников, поэтов и музыкантов». – – Учащиеся получат возможность научиться: – познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; – рассказывать  о своей  Родине,  об авторах  и  их  произведениях о  Родине,  о  памятных местах своей малой родины; находить   в   Интернете,   в   библиотеке   произведения   о   Родине,   о   людях,   совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать   свои   собственные   проекты   о   Родине,   писать   собственные   произведения   о Родине. – – Предметные результаты освоения учебного предмета, курса Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: – понимать   значимость   произведений   великих   русских   писателей   и   поэтов   (Пушкина, – – Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; читать   вслух   бегло,   осознанно,   без   искажений,   интонационно   объединять   слова   в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; выбирать   при   выразительном   чтении   интонацию,   темп,   логическое   ударение,   паузы, особенности   жанра   (сказка   сказывается,   стихотворение   читается   с   чувством,   басня читается с сатирическими нотками и пр.); – пользоваться   элементарными   приёмами   анализа   текста   с   целью   его   изучения   и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические   ценности   (добра,   мира,   терпения,   справедливости,   трудолюбия); эстетически   воспринимать   произведения   литературы,   замечать   образные   выражения   в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из  прочитанных произведений;  – – формулировать   вопросы   (один­два)   проблемного   характера   к   изучаемому   тексту; находить   эпизоды   из   разных   частей   прочитанного   произведения,   доказывающие собственный взгляд на проблему; – делить   текст   на   части,   подбирать   заглавия   к   ним,   составлять   самостоятельно   план – – пересказа, продумывать связки для соединения частей;  находить в произведениях средства художественной выразительности;   готовить   проекты   о   книгах   и   библиотеке;   участвовать   в   книжных   конференциях   и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться: 6 – осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   успешного   обучения   по   другим предметам;   научно­познавательной, – приобрести   потребность   в   систематическом   просматривании,   чтении   и   изучении   учебной   и   художественной   литературы; справочной, воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно­эстетическую оценку. соотносить   нравственно­эстетические   идеалы   автора,   раскрытые   в   произведении,   со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); работать с детской периодикой. – – – – Творческая деятельность Учащиеся научатся: – пересказывать   содержание   произведения   подробно,   выборочно   и   кратко,   опираясь   на самостоятельно   составленный   план;   соблюдать   при   пересказе   логическую последовательность   и   точность   изложения   событий;   составлять   план,   озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3­го лица; составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); – подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника  («Русские национальные праздники»,   «Русские   традиции   и   обряды»,   «Православные   праздники   на   Руси»  и   др.); участвовать   в   литературных   викторинах,   конкурсах   чтецов,   литературных   праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; писать отзыв на прочитанную книгу. Учащиеся получат возможность научиться: – создавать   собственные   произведения,   интерпретируя   возможными   способами произведения   авторские   (создание   кинофильма,   диафильма,   драматизация,   постановка живых картин и т. д.). Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: – – – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,   автор)   и   средств   художественной   выразительности   (сравнение,   олицетворение, метафора). Учащиеся получат возможность научиться: определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса Регулятивные УУД Учащиеся научатся: – формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини группе или паре; 7 – – – – – читать   в   соответствии   с   целью   чтения   (в   темпе   разговорной   речи,   без   искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмыслять   коллективно   составленный   план   работы   на   уроке   и   план,   выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный)   или   некоторые   пункты   плана,   приводить   аргументы   в   пользу   своего плана работы;  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;   выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; оценивать   свою   работу   в   соответствии   с   заранее   выработанными   критериями   и выбранными формами оценивания;  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; – – фиксировать   по   ходу   урока   и   в   конце   урока   удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); – фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться: – – – самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   задачу,   понимать   конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений; самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой; владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;   пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей. Познавательные УУД Учащиеся научатся: – – – – – – – – – – находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; находить   в   литературных   текстах   сравнения   и   эпитеты,   олицетворения,   использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; сравнивать   литературное   произведение   со   сценарием   театральной   постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений; – понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; 8 – проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений,   в   процессе   чтения   по   ролям,   при   инсценировании   и   выполнении проектных заданий; – – предлагать   вариант   решения   нравственной   проблемы   исходя   из   своих   нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; определять   основную   идею   произведений   разнообразных   жанров   (летописи,   былины, жития,   сказки,   рассказа,   фантастического   рассказа,   лирического   стихотворения), осознавать смысл изобразительно­выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно   анализировать   художественные   произведения   разных   жанров, определять   мотивы   поведения   героя   и   смысл   его   поступков;   соотносить   их   с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; определять   развитие   настроения;   выразительно   читать,  отражая   при   чтении   развитие чувств; создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: – – – – – – высказывать   свою   точку   зрения   (9—10   предложений)   на  прочитанное   произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; – формулировать   цель   своего   высказывания   вслух,   используя  речевые   клише:   «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось  бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; – пользоваться   элементарными   приёмами   убеждения,   приёмами   воздействия   на эмоциональную сферу слушателей; участвовать   в   полилоге,   самостоятельно   формулировать   вопросы,   в   том   числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия – – между участниками диалога (полилога); – – предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; –  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; – использовать   найденный   текстовый   материал   в   своих   устных   и   письменных – – – высказываниях и рассуждениях; отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; определять   совместно   со   сверстниками   задачу   групповой  работы   (работы   в   паре), распределять функции в группе (паре)  при выполнении заданий, при чтении по ролям, при   подготовке   инсценировки,   проекта,   выполнении   исследовательских   итворческих заданий; определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; 9 – оценивать своё поведение по критериям, выработанным на  основе нравственных норм, принятых в обществе; – искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно – – – – разрешать конфликтные ситуации; обращаться   к   перечитыванию   тех   литературных   произведений,   в   которых   отражены схожие конфликтные ситуации; находить   в   библиотеке   книги,   раскрывающие   на   художественном   материале   способы разрешения конфликтных ситуаций; находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; самостоятельно   готовить   презентацию   из   9—10   слайдов,   обращаясь   за   помощью   к взрослым только в случае серьёзных затруднений; – использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; – озвучивать   презентацию   с   опорой   на   слайды,   на   которых  представлены   цель   и   план выступления. Учащиеся получат возможность научиться: – – участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного   и   учебного   опыта,   на   основе   прочитанных   литературных   произведений; интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы. 10 № урока 1 2­12 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Знакомство с учебником «Литературное чтение». Система   условных   обозначений.   Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить  нужную   главу   и   нужное   произведение   в   содержании   учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника Летописи. Былины. Жития (11 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».   События   летописи   –   основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из   летописи:   «И   вспомнил   Олег   коня   своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение   текста   летописи   с   текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический   текст   былины   «Ильины   три поездочки».   Сказочный   характер   былины. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать  ценность   и   значимость   литературы   для   сохранения   русской культуры. Читать  отрывки   из   древнерусских   летописей,   былины,   жития   о   Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Прозаический   текст   былины   в   пересказе   Н. Карнауховой.   Сравнение   поэтического   и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли Русской. В.   Клыков.   Памятник   Сергию   Радонежскому. Житие   Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на   Куликовом   поле   на   основе   опорных   слов   и репродукций известных картин. Проект   «Создание   календаря   исторических событий». Оценка достижений   Сергия   Радонежского. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить  в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и  других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника,  проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с  текстом, используя обобщающие вопросы учебника Чудесный мир классики (22 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. Ершов. «Конёк­горбунок». Сравнение   литературной   и   народной   сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя.   Сравнение   словесного   и   изобразительного искусства. А.   Пушкин.   Стихотворения.   «Няне»,   «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация Сравнение произведений   словесного   и   изобразительного искусства. стихотворения.     Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать  позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать  произведения   словесного   и   изобразительного   искусства. Наблюдать  за   выразительностью   литературного   языка   в   произведениях лучших русских писателей. 12 13­34 Выражать  своё   отношение   к   мыслям   автора,   его   советам   и   героям произведений. Высказывать  суждение   о   значении   произведений   русских   классиков   для России и русской культуры. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои   достижения   на   основе диагностической работы, представленной в учебнике Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление   плана.   Пересказ   основных   эпизодов сказки. М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик­Кериб. Турецкая сказка». Сравнение   мотивов   русской   и   турецкой   сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.   Толстой.   «Детство».   События   рассказа. Характер   главного   героя   рассказа   Л.   Толстого. Басня.  «Как  мужик  убрал   камень».  Особенности басни. Главная мысль. А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений Поэтическая тетрадь (12 ч) 35­46 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.   Тютчев.   «Ещё   земли   печален   вид...»,   «Как неожиданно   и   ярко...».   Отбор   средств художественной   выразительности   для   создания картины   природы.   Ритм,   порядок   слов,   знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.   Фет.   «Весенний   дождь»,   «Бабочка».   Картины Прогнозировать  содержание раздела.  Готовиться  к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение,  читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. 13 природы   в   лирическом   стихотворении.   Ритм стихотворения.   Интонация   (тон,   паузы,   темп) стихотворения. Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении.   А.   Плещеев.   «Дети   и   птичка». Ритм стихотворения. И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в   стихотворении.   Н.   Некрасов.   «Школьник»,   «В зимние   сумерки...».   Выразительное   чтение.   И. Бунин.   «Листопад».   Картина   осени   в   стихах   И. Бунина. художественной Слово выразительности.   Сравнения,   эпитеты.   Оценка достижений средство     как   Размышлять,   всегда   ли   совпадают   они   с   собственными,   личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение Литературные сказки (16 ч) 47­62   Одоевский. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.   «Городок   в   табакерке». Особенности   данного   литературного   жанра. Заглавие   и   главные   герои   литературной   сказки. Деление   текста   на   части.   Составление   плана сказки. Подробный пересказ. В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст­описание   в   содержании   художественного произведения.   Герои   литературного   текста. Главная мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы   народных   сказок   в   авторском   тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 14 Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений Делу время — потехе час (9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.   Шварц.   «Сказка   о   потерянном   времени». Нравственный   смысл   произведения.   Жанр произведения. Инсценирование произведения. В.   Драгунский.   «Главные   реки»,   «Что   любит Мишка».   Особенности   юмористического   текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Драгунского. В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений  Объяснять  смысл   пословицы, Прогнозировать  содержание   раздела. определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения.  Определять жанр произведения. Анализировать  заголовок произведения,  соотносить  его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить  необходимую   информацию   в   справочной   литературе   для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.  Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения Страна детства (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Особенности   развития   «Как   я   ловил   человечков».   Герой   Житков.   сюжета. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение,  читать выразительно диалоги. 15 63­71 72­79 произведения.   К.   Паустовский.   «Корзина   с еловыми   шишками».   Особенности   развития событий:   выстраивание   их   в   тексте.   Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М.   Зощенко.   «Ёлка».   Герои   произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений Находить  смешные   эпизоды   из   юмористических   рассказов,  определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений. Использовать  в   своей   речи   средства   художественной   выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Поэтическая тетрадь (5 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.   Брюсов.   «Опять   сон»,   «Детская».   Тема стихотворений.   Развитие   чувства   в   лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема   стихотворений. лирическом произведении. М.   Цветаева.   «Бежит   тропинка   с   бугорка...», «Наши царства». Тема   детства   в   произведениях   М.   Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений   Развитие   чувства   в Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять  тему,   объединяющую   разные   произведения   поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением Природа и мы (12 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.   Анализ заголовка.   Подготовка   выборочного   пересказа.   Мамин­Сибиряк.   «Приёмыш». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать  на   слух   художественное   произведение,  высказывать  своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. 16 80­84 85­96 Отношение человека к природе. А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.   Чарушин.   «Кабан».   Герои   произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление   текста   на   части.   Составление   плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить  необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Поэтическая тетрадь (8 ч) 97­ 104 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины   осени   в   лирическом   произведении   Б. Пастернака. Д.   Кедрин.   «Бабье   лето».   С.   Клычков.   Картины весны и лета в их произведениях. Н.   Рубцов.   «Сентябрь».   Изображение   природы   в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.   Есенин.   «Лебёдушка».   Мотивы   народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений  Подобрать  сборники   стихов   к Прогнозировать  содержание   раздела. выставке книг. Заучивать стихи наизусть.  Воспринимать  на   слух   художественное   произведение, выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить  средства   художественной   выразительности; самостоятельно дополнять. Сравнивать  произведения   живописи,   музыки   и   литературы,  определять общее настроение. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои   достижения   на   основе диагностической работы, представленной в учебнике Родина (8 ч)  читать  стихи  сравнивать  их, 105­ Знакомство с названием раздела. Прогнозировать  содержание   раздела.  Планировать  работу   на   уроке, 17 112 113­ 119 120­ 134 Прогнозирование содержания раздела. И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.   Дрожжин.   «Родине».   Авторское   отношение   к изображаемому. А.   Жигулин.   «О,   Родина!   В   неярком   блеске...». Тема   стихотворения.   Авторское   отношение   к изображаемому. Поэтический вечер. Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять  рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать  в   работе   проекта;  распределять  роли;  находить  нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Страна Фантазия (7 ч)   Велтистов.   «Приключения   Электроника». Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического   жанра.   Сравнение   героев фантастических рассказов. Оценка достижений Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать  фантастические   истории   (с   помощью   учителя   или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Зарубежная литература (15 ч)     содержания Знакомство с названием раздела. Прогнозирование раздела. Планирование   работы   учащихся   и   учителя   по усвоению содержания раздела. Дж.   Свифт.   «Путешествие   Гулливера».   Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.  Читать  и  воспринимать  на   слух   художественное   произведение,  читать диалоги выразительно. Пересказывать  самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. 18 приключенческой   литературы.   Особенности   их характеров. Г.­Х.   Андерсен.   «Русалочка».   Авторская   сказка. Рассказ о Русалочке. Марк   Твен.   «Приключения   Тома   Сойера». Особенности Герои приключенческой   литературы.   Сравнение   героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. Оценка достижений повествования.     Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 135­ 136 Резерв. Повторение и обобщение Повторение и обобщение 137­ 140 ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 Ч Резерв (2 ч) Резерв (4 ч) 19 № Дата  Тема КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Знакомство   с   учебником   «Литературное   чтение»   (4   класс).   Система   условных   обозначений.   Содержание   учебника. Рубрика «Словарь». Рассматривание иллюстраций и оформления учебника Летописи. Былины. Жития (11  ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».   Особенности   летописи   как   исторического   произведения.   Проект   «Создание   календаря   исторических событий» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».   Особенности   летописи   как   исторического   произведения.   Проект   «Создание   календаря   исторических событий» Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» Былина   «Три   поездки   Ильи   Муромца».  Развитие   речи:  составление   рассказа   об   Илье   Муромце   или   подготовка   к пересказу одного из эпизодов былины Былина   «Три   поездки   Ильи   Муромца».  Развитие   речи:  составление   рассказа   об   Илье   Муромце   или   подготовка   к пересказу одного из эпизодов былины Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» Завершение проекта «Создание календаря исторических событий». Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк­горбунок» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк­горбунок» Чудесный мир классики  (22  ч) 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк­горбунок» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов. «Конёк­горбунок» А. С. Пушкин — великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча» А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Развитие речи: пересказ одной из частей произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство» Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство» Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» А. П. Чехов — великий русский писатель. Рассказ «Мальчики» А. П. Чехов — великий русский писатель. Рассказ «Мальчики» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики» Резервный урок. Повторение и обобщение. Поэтическая тетрадь (12 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» Ф. И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…» А. А. Фет. «Весенний дождь» А. А. Фет. «Бабочка»  Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е. А. Баратынский. «Где сладкий шёпот моих лесов?» А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» 21 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов. «Школьник»  Н. А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки…» И. А. Бунин. «Листопад»  Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» Литературные сказки  (16 ч) Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   В.   Ф.   Одоевский.   «Городок   в   табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь­Динь Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   В.   Ф.   Одоевский.   «Городок   в   табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь­Динь Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   В.   Ф.   Одоевский.   «Городок   в   табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь­Динь Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   В.   Ф.   Одоевский.   «Городок   в   табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь­Динь В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» П. П. Бажов. «Серебряное копытце» П. П. Бажов. «Серебряное копытце» П. П. Бажов. «Серебряное копытце» Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина, П. П. Бажова С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» Делу время — потехе час (9 ч) 22 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Развитие речи: пересказ текста от лица героя В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Развитие речи: пересказ текста от лица героя В. Ю. Драгунский. «Что любит Мишка» Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время — потехе час» Страна детства (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».  Развитие речи: озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».  Развитие речи: озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».  Развитие речи: озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста М. М. Зощенко. «Ёлка»  М. М. Зощенко. «Ёлка» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства» Поэтическая тетрадь  (5 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» С. А. Есенин. «Бабушкины сказки» М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве  Урок­концерт,   посвящённый   произведениям   изученных   авторов.   Обобщение,   проверка   и   оценка   знаний   по   разделу «Поэтическая тетрадь» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу текста Природа и мы (12 ч) 23 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу текста Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу текста А. И. Куприн. «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин. «Выскочка»  Е. И. Чарушин. «Кабан»  В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».  Развитие речи:  озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».  Развитие речи:  озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».  Развитие речи:  озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени главного героя Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы» Резервный урок. Повторение и обобщение. Поэтическая тетрадь (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень» С. К. Клычков. «Весна в лесу»  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»  Н. М. Рубцов. «Сентябрь»  С. А. Есенин. «Лебёдушка»  Обобщающий урок по поэзии  Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» Резервный урок. Повторение и обобщение. Родина (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проекты «Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» И. С. Никитин. «Русь»  24 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 С. Д. Дрожжин. «Родине»  А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…» Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов Подведение итогов выполнения проектов («Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя») Урок­концерт, посвящённый произведениям изученных авторов Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Родина» Страна Фантазия (7 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя Внеклассное чтение: чтение произведений Е. С. Велтистова и К. Булычёва (на выбор), презентация глав и отрывков из произведений Внеклассное чтение: чтение произведений Е. С. Велтистова и К. Булычёва (на выбор), презентация глав и отрывков из произведений Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия» Зарубежная литература (15 ч)    Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). Развитие речи: пересказ текста от лица главного героя Г. Х. Андерсен. «Русалочка»  Г. Х. Андерсен. «Русалочка»  Г. Х. Андерсен. «Русалочка»  Г. Х. Андерсен. «Русалочка»  25 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Внеклассное чтение: сказки Г. Х. Андерсена М. Твен. «Приключения Тома Сойера» М. Твен. «Приключения Тома Сойера» С. Лагерлёф. «Святая ночь» С. Лагерлёф. «Святая ночь» С. Лагерлёф. «В Назарете» С. Лагерлёф. «В Назарете» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература» Резервный урок. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Резерв (2 ч) Резерв (4 ч) 137 138 139 140 ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 ч Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. 26 27 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № Наименования объектов и средств материально­технического количество обеспечения 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 4   класс.  Учебник  4   класс.  Учебник  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Литературное   чтение.  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2013. Литературное   чтение.  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2013.   Методические Стефаненко   Н.А. рекомендации. 4 класс. Климанова Л.Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1­4 классы. – М: Просвещение, 2014. Компьютерные средства   и   информационно­коммуникативные   Литературное   чтение. К Д Д Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведе­ ний. Д       Оборудование класса в соответствии с паспортом кабинета. 29 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № п\п Класс Дата   и   тема   по   рабочей учебной программе Дата   и   тема   с   учетом корректировки Причина корректировки Форма корректировк и  Согласование курирующим заместителем директора   с 30

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")

Рабочая программа "Литературное чтение" (4 класс, УМК "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018