РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маринченко Екатерины Валентиновны
3 «А» класса
Литературное чтение
Квалификация: соответствие занимаемой должности
Класс: 3 «А»
Всего – 136 часа; в неделю – 4 часа;
Планирование составлено на основе требований федерального государственного стандарта начального образования.
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник,2011г
РП литературное чтение.doc
« РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
_____________________
ФИО
Протокол №____
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УР МОУ «ООШ№39»
___________/Т.В. Зеленина/
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ
«ООШ№39»
________/С.Н. Иванилова/
От «__»_______201__г.
«__»____________201_ г.
Приказ №____от________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маринченко Екатерины Валентиновны
3 «А» класса
Литературное чтение
Квалификация: соответствие занимаемой должности
Класс: 3 «А»
Всего – 136 часа; в неделю – 4 часа;
Планирование составлено на основе требований федерального государственного стандарта
начального образования.
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс. Учебник. М.: Академкнига/Учебник,2011г
20182019 учебный год.
Г. Саратов предмета.
1. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая
индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе
предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений;
перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов,
прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных
произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница
«Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники
произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее
элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух
оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в
авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем
преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые
сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в
сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп
чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные
произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в
устной речи; • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное
произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и
услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных
диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их
художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с
выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных
произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и
сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки
зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений)
делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения
литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3го года
обучения
научатся:
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить
нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных
обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро
находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и
развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею,
переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);
выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой,
тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными
словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими
учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и
иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и
тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе:
распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в
общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения,
двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать
высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся: • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата
2. Содержание учебного предмета, курса
Содержание
Количест
Учимся наблюдать и копить впечатления
Постигаем секреты сравнения
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
Учимся любить
Набираемся житейской мудрости
Продолжаем разгадывать секреты смешного
Как рождается герой
Сравниваем прошлое и настоящее
Итого
во часов
20
13
13
11
13
20
24
22
136
Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о
животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые
первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской
литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров.
Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для
анализа является попрежнему классическая и современная детская литература, русская и
зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных
народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и
взрослым.
Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями,
которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но
представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое
разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с
некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной
терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную
выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма,
создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении
литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом
произведении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант).
Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического
стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе
полилога обсуждаемый аспект.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного
чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения
(соблюдение норм литературного произношения),
выразительности
(использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности
совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
беглости,
Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности
текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи,
повторов.
Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать
высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно
опровергать.
Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с
научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух
и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с
текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Формирование библиографической культуры
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом
сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».
Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание
потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с
рекомендованным списком.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как
произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие
сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная
история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический
характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их
внешнего вида).
Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не
его физическое превосходство).
Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает
цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.
Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).
Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта.
Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или
обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации
сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль
(нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о
животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная
популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С.
Михалков, Ф. Кривин.
Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта
и морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности
характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения
авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая
характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские
комментарии.
Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение
композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной
композиции, непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить
слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка);
рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя
рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего
мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности,
используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы
(олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных нагляднообразных представлений о
линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора
(сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и
живописных произведений.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными
произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость
произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость
МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание
литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных
произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и
сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей,
чувств и переживаний.
Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых
фрагментов литературных текстов.
Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких
сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в
ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,
создание собственных текстов.
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа Литературное чтение ПНШ 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.