Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
программа логопеда.doc
Рабочая программа
логопедических занятий с группой учащихся 89 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе
коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс
гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию,
позволяющую поновому оценить логопедическую работу.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка,
направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой
развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при
достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас),
а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях
общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Эффективность
логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой
программы, которая изучается в классе.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII
вида требует организации
специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального
коррекционного образовательного учреждения VIII
вида предусмотрены часы
логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 24
обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой
обучающихся отводится, как правило, 30 минут.
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 2 класса школ VIII вида с учетом
учебного плана 2 раза в неделю и программы для коррекционных школ под редакцией
В.В.Воронковой. Количество часов указанных в программе примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических
занятий.
Методологические и теоретические основы программы.
Программа составлена опираясь на разработки научных представлений о различных
формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е.
Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., базирующихся на учении Л.С. Выготского, А.Р.
Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса в школе VIII вида, где обучаются
дети, имеющие нарушение интеллектуального развития, при создании использовались
материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С
Певзнер.
Программа логопедических занятий опирается на принципы, определяющие
построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного
подхода
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного, динамично развивающегося субъекта
рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами
психического развития
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации,
единства диагностики и коррекционноразвивающей работы
деятельностного подходаопоры коррекционноразвивающей работы на
ведущий вид деятельности, свойственный возрасту
индивидуальнодифференцированного подхода изменение содержания,
форм и способов коррекционноразвивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы
системного подхода – взаимосвязь коррекционноразвивающих действий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический
строй речи.
Цель программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей
успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей
логопатов.
Основные задачи программы:
1.
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных
особенностей учащихся.
2.
3.
4.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной
речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого
развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического
слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Структура занятия:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звукослоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты логопедической работы
активно пользоваться различными способами словообразования
ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи
каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов,
образуются новые слова и как изменяются их значения
правильно использовать новые слова в предложениях различных
синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении)
определять основную мысль, тему рассказа
определять последовательность и связность предложений в тексте
устанавливать смысловую зависимость между словами в
предложении, между предложениями в тексте
составлять план связного высказывания
Литература
1. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия». Москва. 1995 г.
2.
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989.
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»,
1999.
3.
4. С.Ф. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях
речи». Москва. 1987 г.
5. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». Москва. 1989 г.
6. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи». Москва. 1983 г.
7. Л.Н. Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей
олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
8. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 14
классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: «Просвещение», 1991.
10. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989.
11. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
12. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
16. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
17. Е.Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое
пособие. – СПб., 2009. Примерное тематическое планирование логопедических занятий
1 четверть
№ Темы
Занят Формирование
1
2
3
4
5
6
7
Органы артикуляции.
Строение, основные функции
и движения.
Речь. Предложение
Предложение.
Дифференциация.
“предложение” “слово”
Звуки речи
Слово.
Понятий
Звуки и буквы. Гласные и
согласные, их различия
1
1
1
1
1
Дифференциация
согласных
гласных
1
анализ
Слоговой
слов.
Деление слов на слоги.
Перенос слов
1
фонетических процессов и
навыков звукового анализа и
синтеза
Выделение (узнавание) звука
на фоне слова
деление
Практическое
предложений на слова
Анализ предложений, слов.
Звукослоговой анализ слов.
Анализ и синтез прямых и
обратных слогов
Звукобуквенный анализ слов.
Определение сильных/слабых
позиций гласных
звуков.
Установление
последовательности звуков в
слове.
Звукобуквенный анализ слов
анализ
Слоговой
слов.
Звукобуквенный анализ слов
со сложным строением
Формирование
лексической стороны
речи
Формирование
грамматической стороны речи
Лето
Составление предложений по
картинкам
Погода ранней осенью
Овощи. Фрукты.
Подготовка птиц к
перелету
Подготовка
зиме. Деревья осенью
зверей к
Поздняя осень. Первый
снег
Занятия людей осенью
Определение количества слов в
предложении. Деление слов на
слоги.
Определение количества звуков
в слове
Различение сходных букв
пар
Сравнение
слов,
отличающихся одним звуком или
последовательностью
Словообразовательные
гласных
роли Анализ гласных в сильной
позиции
Занятия людей осенью
8
9
10
Выделение
безударного гласных
ударного и
Анализ гласных первого ряда
О, А. У. Э,Ы
Гласные второго ряда Я, Е, Ю.
Е. И. Дифференциация АЯ,
ЭЕ, ОЁ, ЫИ, УЮ
11 Анализ звука и букв “П,П”
1
1
1
1
12 Анализ звука и букв “Б.Б ”
1
13 Дифференциация ПБ
14 Дифференциация
“ ПБ ”
15 Анализ звуков ФФ
16 Слова
согласных.
работа
со
стечением
Проверочная
1
1
2
2
места
Звукобуквенный анализ слов.
Определение
(по
порядку) звука в слове.
Составление слов по схеме
Звукобуквенный анализ слов
артикуляции.
Уточнение
правильной
артикуляции и произношения
звуков
Уточнение
Фонетический анализ слов
Развитие
навыков
фонетического анализа со
звуками ПБ
Звукобуквенный анализ слов.
Определение места звука в
слове
Уточнение артикуляции и
правильного произношения
звуков
Анализ и синтез слов со
стечением согласных
Составление, анализ одних и
болеесложных слов. Слова со
стечением согласных
Словообразовательная
гласных
роль
второго
Составление и анализ слов с
гласными
ряда.
Правописание гласных. После
шипящих
Согласные звонкие и глухие
Погода осенью. Огурцы.
Помидоры
Школьная мастерская.
Кустарники.
Овощной
огород. Клумбы. Газоны.
Морковь, свекла, овощи
Звонкие/глухие согласные
Чеснок. Лук
Согласные звонкие, глухие
Огород.
огороде осенью
Работа в
Составление слогов, слов
Укроп, петрушка. Мой
дом (квартира)
Согласные звонкие и глухие
Мой адрес.
Правописание слов с парными
звонкими и согласными
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Рабочая программа логопеда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.