Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Оценка 4.6

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
экология
Взрослым
14.03.2018
Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», входящей в укрупнённую группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», входящей в укрупнённую группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
рабочая программа 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  «МОЖГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Т.К.БОРИСОВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКАЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МОЖГА 2017 г. Рабочая программа междисциплинарного курса  разработана  на основе Федерального   государственного   стандарта   среднего   профессионального образования   по   специальности   44.02.01   «Дошкольное   образование», утверждённого   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   от   27   октября   2014г.   №   1351   «Об   утверждении   федерального государственного   образовательного   стандарта   среднего   профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», входящей в укрупнённую группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки. Разработчик: Сергеева Надежда Витальевна, преподаватель, к.п.н Заключение   Экспертного   совета   БПОУ   УР   "Можгинский   педагогический колледж имени Т.К. Борисова" №   от «___» _____________ 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА стр. 4 5 11 11 1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 01.05 ЕСТЕСВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   МДК   является   частью   рабочей   Основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по   специальности  44.02.01   «Дошкольное   образование»,   входящей   в укрупнённую группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогика. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: МДК   входит   в   состав   профессионального   модуля   ПМ   03.  Организация экологического образования и  воспитания дошкольников. 1.3.Цели и задачи МДК ­ требования к результатам освоения МДК: Целью   дисциплины   «Теория   и   методика   экологического   образования дошкольников»   является   формирование   у   студентов   профессиональной готовности к осуществлению экологического образования дошкольников на основе   освоения   теории   и   современных   подходов   к   экологическому образованию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  Формулировать   задачи   обучения,   воспитания   и   развития   личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;  Оценивать   задачи   обучения,   воспитания   и   развития   на   предмет   их соответствия поставленной цели;  Использовать   разнообразные   методы,   формы   и   средства   организации деятельности детей на занятиях;  Анализировать занятия, наблюдения, экскурсии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  Структуру   и   содержание   примерных   и   вариативных   программ дошкольного образования;  Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;  Особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;  Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений. Код компетенции ОК 11. ПК 3.1 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 5.1 ПК 5.3 ПК 5.4 Содержательная часть компетенции Строить   профессиональную   деятельность   с   соблюдением регулирующих её правовых норм. Определять   цели   и   задачи,   планировать   занятия   с   детьми дошкольного возраста. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. Анализировать занятия. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с   учётом   особенностей   возраста,   группы   и   отдельных воспитанников. Систематизировать   и   оценивать   педагогический   опыт   и образовательные   технологии   в   области   дошкольного образования   на   основе   изучения   профессиональной литературы,   самоанализа   и   анализа   деятельности   других педагогов. Оформлять   педагогические   разработки   в   виде   отчётов, рефератов, выступлений. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение МДК:  максимальной учебной нагрузки обучающегося ­   129   часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ­  90   часов;  самостоятельной работы обучающегося ­   39  часов, практической работы ­ 40   час. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА  2.1. Объем МДК и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  Объем часов 129 90 в том числе:      теоретические занятия      практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена    50 40 39 2.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса Раздел ПМ 3.  Организация  экологического  образования и   воспитания  дошкольников МДК 03.03. Теория и методика  экологического  образования  дошкольников   Тема 3.1. Освоение   основ  экологического  воспитания и  образования  дошкольников    Содержание  1. Экологические идеи в истории педагогической мысли 2 Экологическое воспитание как часть содержания дошкольного образования 3. 4. 5.  Определение понятия экологическое образование, экологическая воспитанность  Изучение научных  основ ознакомления детей с природой  Изучение требований к содержанию экологического образования детей дошкольного  возраста  Освоение структуры  и содержания программ по экологическому воспитанию  дошкольников Планирование работы по экологическому образованию детей 6. 7. Практические занятия  1. Цели и задачи экологического воспитания. ПК 3.1. Анализ целей и задач экологического воспитания в разных образовательных программах дошкольного образования  2. Научные понятия в области экологии. ПК 5.3.Анализ взглядов современных педагогов и  психологов на отбор научных   понятий в области экологии и их адаптации к дошкольному  возрасту 129 12 1 2 2 2 2 2 1 6 2 2 1 1 1 2 3 Тема 3.2. Организация  деятельности по  экологическому  воспитанию  дошкольников 3. Экологическое содержание в комплексных и парциальных программах. ПК 5.1.  Выявление особенностей в  содержании разделов по экологическому воспитанию в  комплексных и парциальных программах в разных возрастных группах Самостоятельная работа 1 2 3 Составление  реферата  по проблеме экологического образования и воспитания  дошкольников на современном этапе Оформление   таблицы примеров  адаптации экологических знаний к дошкольному  уровню.  Подбор взаимосвязанных задач в области экологического образования в комплексных и  парциальных программах.  Изучение экологоразвивающей  среды в ДОУ как метод экологического воспитания  Определение экологического подхода к содержанию животных, птиц  Определение экологического подхода к содержанию комнатных растений в детском саду Содержание  1. 2. 3. 4. Организация экологического пространства  в помещении ДОУ 5. Практические занятия 1. Мини­экосистемы в ДОУ. ПК 5.1. Создание образцов мини­экосистем в разных   Организация экологического пространства на участке ДОУ возрастных группах  Организация  работы  по уходу за  аквариумом Составление паспорта комнатных растений для разных возрастных групп 2. Эколого­развивающая среда в ДОУ. ПК 5.4. 1) Составление плана экологической  комнаты ДОУ. Разработка требований к экологической комнате. 2) Разработка маршрута  экологической тропы. Составление заданий для работы дошкольников на экологической  тропе. 3. Опытно­исследовательская деятельность в ДОУ. ПК 5.4. 1) Определение содержания  опытно­исследовательской деятельности в лаборатории природы в разных возрастных  группах.  2) Планирование и демонстрация опытов по теме воздух, вода, почва. Составление  методических рекомендаций для проведения опытов детьми. 4. 3ащита практических работ по пройденному разделу 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 14 3 4 4 1 2 5. Контрольная работа по разделу «Организация деятельности по экологическому воспитанию дошкольников» Самостоятельная работа 1 Выделение  компонентов эколого­развивающей среды в методической и природоведческой  литературе.  Разработка  проекта организации и построения одного из компонентов экологически  развивающей среды (по выбору студента).  Подготовка  мультимедийной презентации по проблеме организации экологоразвивающей  среды в дошкольном учреждении   Разработка плана опытно­исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на  разных объектах развивающей среды детского сада. Разработка  плана наблюдения с использованием  опыта с предметами неживой природы  для детей старшей группы. 2 3 4 5 Тема 3.3.   Содержание методов  экологического  воспитания  дошкольников Содержание  1. Определение  методов экологического воспитания дошкольников в экологоразвивающей  среде.  Классификация методов (опосредственные и неопосредственные,  метод  проблемного воспитания и обучения, наглядные, словесные, практические, игровые)  Организация наблюдения как метод чувственного познания природы 2. 3. Освоение методики проведения наблюдений в разных возрастных группах и их особенности 4. (ежедневные, недельные, цикличные, с использованием опытов)  Использование графических моделей  и моделирующей деятельности в процессе  ознакомления детей с природой 5 Система экологических представлений как основа развития элементов экологического  15 6 сознания дошкольников 6 Технологии экологического образования дошкольников Практические занятия 1. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями. ПК 3.4.,  5.4. Составление схемы недельной методики ознакомления дошкольников с сезонными  явлениями природы  и ее анализ 2. Наблюдения дошкольников в уголке природы. ПК 3.1., 5.4. Составление цикла  наблюдений за обитателями уголка природы (на примере обитателей аквариума) в разных  возрастных группах 2 2 2 1 2 6 2 2 1 2 2 2 3. Календарь наблюдений. ПК 5.4. Создание макета календаря наблюдений за сезонными  явлениями природы. Заполнение календаря наблюдений за неделю. Анализ погоды за день,  неделю. Самостоятельная работа Изготовление учебно­наглядного пособия с изображением экосистем. Оформление   дневников наблюдений и фенологических календарей.  Составление  графических моделей «коротких» и «длинных» ног. 1 2 3 Содержание  1. Тема 3.4.   Освоение форм  экологического  образования дошкольников  Организация занятия как одной  из форм экологического образования дошкольников.   Требования СанПиН к организации занятия. Основные  виды ТСО и их применение в образовательном процессе Труд детей в природе. Экологический подход к его организации 2. 3. Планирование, проведение  и анализ экскурсий в разных возрастных группах  4. Формирование элементарных естественнонаучных представлений у дошкольников 5. Организация  комплексных мероприятий экологического содержания  и их планирование 6 Практические занятия 1. Методы экологического образования. ПК 5.1, 5.4. Составление плана­конспекта занятия для детей на  Планирование и анализ  работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников определенную  тему с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников с использованием  разнообразных методов и ТСО 2. Формы экологического образования.   ПК 5.1, 5.4. Использование индивидуальной и коллективной форм  организации деятельности детей при подготовке экологических занятий 3. Экскурсии по экологической тропинке.  ПК 5.1, 5.4. Составление плана­конспекта  экскурсии по  экологической тропинке ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 4. Комплексные мероприятия экологического содержания.  ПК 5.1, 5.4. Планирование комплексных  мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах 5. Планирование экологического образования.  ПК 5.1, 5.4. Составление перспективного и календарного  планов по экологическому образованию детей дошкольного возраста Самостоятельная работа 1 2 Составление  плана­конспекта комплексных мероприятий экологического содержания  Подготовка  к защите   конспектов  экологических занятий разных типов с учетом особенностей возраста,  группы и отдельных воспитанников.  Подбор тематики  занятий для одной возрастной группы по блокам:  ­ формирование представлений о разнообразии животного и растительного мира; ­ формирование ценностных ориентаций у дошкольников. Выявление   разных типов  занятий из предложенных конспектов и определение  их роли в экологическом  воспитании дошкольников 3 4 2 3 2 3 3 2 9 2 1 2 1 2 1 10 2 2 2 2 2 7 3 3 3 4 2 1 1 4 2 2 Тема 3.5. Организация диагностики  экологической   воспитанности  дошкольников   Изучение  уровней  организации диагностики экологического воспитания детей  Выявление особенностей  диагностики экологической воспитанности дошкольников  Освоение  методов и методик  определения экологической воспитанности детей дошкольного возраста Содержание  1. 2. 3. Практические занятия 1. Диагностика уровня экологического образования. ПК 3.3. 5.3. Подборка методик диагностики уровня  экологической воспитанности дошкольников. Наблюдение за обследованием дошкольника на предмет  определения уровня экологической воспитанности по видеоматериалам. 4. Контрольная работа Самостоятельная работа 1 2 Подбор диагностик на проверку знаний детей о природе и на проверку отношения детей к природе. Составление календарного плана наблюдений за живой и неживой природой Учебная практика  Виды работ 1.Определение   целей   обучения     экологического   образования     и   воспитания   личности   дошкольника   в   зависимости   от   формы   организации обучения, вида занятия,  с учётом особенностей возраста  в процессе планирования и моделирования.  2.Составление:  ­конспектов разных видов деятельности с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; ­ перспективных и календарных планов по экологическому воспитанию дошкольников. 3.Моделирование: ­ компонентов эколого­развивающей среды по предложению преподавателя в условиях образовательного учреждения ­ опытно­исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на разных объектах развивающей среды в условиях образовательного учреждения ­групповых и индивидуальных занятий для  детей в разных возрастных группах с применением ТСО и   разнообразных методов и форм работы ­экскурсии по экологической тропе ДОУ в разных возрастных группах и его анализ ­исследовательской деятельности детей в лаборатории природы в разных возрастных группах (экологический подход к содержанию животных, растений, временных объектов природы, участок детского сада) ­наблюдений за обитателями уголка природы в разных возрастных группах  ­наблюдений за живой и неживой природой на прогулке и в повседневной жизни в разных возрастных группах ­ нестандартной ситуации,  оценка рисков  принятого решения в процессе организации и проведения экскурсий в природу 4.Анализ, самоконтроль собственной деятельности по экологическому образованию и воспитанию с учетом методических требований,  определение способов её коррекции 5.Составление плана самообразования в области  экологического образования и воспитания дошкольников 6.Дифференцированный зачет   Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3.­продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 3.1. обеспечению Реализация программы дисциплины предполагает наличие: учебного   кабинета   теоретических   и   методических   основ   дошкольного образования. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов,  дополнительной литературы Основные источники: 1.Николаева   С.Н.   Методика   экологического   воспитания   дошкольников: учеб.пособие   для   студентов   учреждений   среднего   профессионального образования/ С.Н. Николаева, М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с. Дополнительные источники: 2.Козлова   С.А.,   Куликова   Т.А.   Дошкольная   педагогика:   учеб.для студ.сред.пед.учеб.завед.­ М.: Академия, 2011 Интернет – ресурсы: 3. http//ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал  «Профессиональное образование») 4. http:/ /biblioclub.ru /index.php?page=book&id=240137 (Газина О.М. Теория и  методика экологического образования детей дошкольного возраста.)  5.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный  государственный образовательный стандарт») 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА Контроль   и   оценка   результатов   освоения   МДК   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,  Исследований. Результаты обучения (освоение умения, усвоение знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь:   Формулировать задачи обучения, воспитания   и  развития   личности дошкольника   в   соответствии   с ­   Формулирует   задачи   обучения, воспитания   и   развития   личности дошкольника   в   соответствии   с поставленными целями;  Оценивать   задачи   обучения, воспитания   и   развития   на предмет соответствия   их   поставленной цели;    Использовать разнообразные методы,   формы   и   средства организации   деятельности   детей на занятиях; поставленными целями; ­   Оценивает   задачи   обучения, воспитания   и   развития   на   предмет их соответствия поставленной цели; ­ Использует разнообразные методы, формы   и   средства   организации деятельности детей на занятиях; ­Анализирует   занятия,   наблюдения, экскурсии.  Анализировать   занятия, наблюдения, экскурсии. ­ Знать ­ Структуру и содержание примерных и вариативных   программ   дошкольного образования; ­Теоретические и методические основы воспитания   и   обучения   детей   на занятиях; ­ Особенности проведения наблюдений и   экскурсий   в   разных   возрастных группах; ­   Педагогические   и   гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений   знает  Теоретические ­   знает  структуру   и   содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; ­   и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; ­   знает  Особенности   проведения наблюдений   и   экскурсий   в   разных возрастных группах; Педагогические   и ­ гигиенические требования   к организации   обучения   на   занятиях, при   проведении   экскурсий   и наблюдений знает      Результаты обучения  (освоенные ОК и ПК) ОК   11.Строить   профессиональную деятельность соблюдением регулирующих её правовых норм. ПК   3.1   Определять   цели   и   задачи, планировать   занятия   с   детьми с     Основные   показатели   оценки результата Строит   деятельность регулирующих её правовых норм. Определяет цели и задачи, планирует занятия   с   детьми   дошкольного профессиональную с соблюдением дошкольного возраста. ПК 3.3 Осуществлять педагогический контроль,   оценивать   процесс   и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4 Анализировать занятия. ПК   5.1   Разрабатывать   методические материалы   на   основе   примерных   с учётом   особенностей   возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК   5.3   Систематизировать   и оценивать   педагогический   опыт   и образовательные   технологии   в области дошкольного образования на основе   изучения   профессиональной литературы,   самоанализа   и   анализа деятельности других педагогов. ПК   5.4   Оформлять   педагогические разработки   в   виде   отчётов, рефератов, выступлений.   педагогический   оценивает   процесс   и возраста. Осуществляет контроль, результаты обучения дошкольников. Анализирует занятия. Разрабатывает методические материалы   на   основе   примерных   с учётом   особенностей   возраста, группы и отдельных воспитанников.   и   оценивает Систематизирует педагогический и   образовательные   технологии   в области дошкольного образования на основе   изучения   профессиональной литературы,   самоанализа   и   анализа деятельности других педагогов. педагогические Оформляет разработки   в   виде   отчётов, рефератов, выступлений. опыт

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Рабочая программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018