Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы надпредметного курса «Мир Деятельности по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева.
РП мир деятельности 1 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №39»
Согласовано:
Председатель
методического совета
_____________М.Н.Титова
«___» __________ 2015 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СШ №39»
_____________В.В.Кабакова
«___» ____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
внеурочной деятельности
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(уровень начального общего образования, базовый)
Класс: 1 «А»
Срок реализации данной программы: 20152016
Учитель:
уч. год
1 г. Норильск
2015
Пояснительная записка
надпредметного курса "Мир деятельности"
Настоящая программа составлена на основе: Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования и в соответствии со следующими нормативноправовыми,
инструктивнометодическими документами:
Закона РФ «Об образовании» от 10.07.2009 №32661;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального
общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Авторской программы
надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)» по
формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и
личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4.
Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, М.: 2014г.
Цели и структура курса
Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в
целом,
определяемые объективными параметрами современного уровня развития
производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам
образования. Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации
определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся
ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации
собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению,
самовоспитанию и саморазвитию.
Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят
вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности,
успешного функционирования и развития человека и общества.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и
общеучебных умений, возможно только в деятельности. Формирование любого умения проходит
через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с
имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
2 Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры,
пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь
они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий
будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и
проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с
текстами и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное
действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных
учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма)
выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику
учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его
выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Этапы 1 и 3 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных
школьных предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового
метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для
формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем − для адекватного
самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации
личности каждого ученика.
Итак, целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является
теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной
деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательнометодических
линий:
I. Организационнорефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте
(личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать
затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять
выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою
деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных
действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации,
методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация
своего рабочего места и т.д.
IV Ценностная: формирование нравственноэтических норм, ценностных ориентиров,
норм самовоспитания, здоровьесбережения.
3 1.2. Организация учебного процесса (система дидактических принципов, технология, типы
уроков).
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими
под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность, как и на уроках по
различным учебным предметам,
осуществляется на основе дидактической системы
деятельностного метода. Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в
котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции
способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения
детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия). На уроках
рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять
причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности
посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков
развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология деятельностного метода
Технологию проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального
знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на
уроках курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в
зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса
МИД (шаги 1 и 8).
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с
принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть
организовано как на уроке курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении
соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию
индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап
предполагает:
4 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания,
их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если
выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке).
3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании
пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного
действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг,
операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на
этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные
знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят
план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом
руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное
универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее
построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение,
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее
затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются
следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая
с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации
успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в
системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и
результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
5 Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную
модифицируется в зависимости от типа урока (урок рефлексии,
деятельность,
общеметодологической направленности, обучающего контроля знаний).
Использование ТДМ в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные
умения, зафиксированные в проекте новых стандартов образования. Так,
на этапе 2 у детей формируется умение фиксировать затруднение в
индивидуальной деятельности;
на этапах 3−4 они выделяют существенные признаки явлений действительности,
устанавливают причинноследственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной
деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют
гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией,
систематизируют и обобщают и др.;
на этапе 5 они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных
общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых
результатов;
на этапах 1−5, 7, 9 учащиеся учатся ориентироваться в мире социальных,
нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее
целостности. И др.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается системой
дидактических принципов, построенных также теоретическим способом, а именно:
1) принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом
виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что
способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и
общеучебных умений;
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на
уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей
развития детей;
3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире
деятельности);
4) принцип мимнимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение
на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);
5) принцип
психологической комфортности
– предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения;
6 6) принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип
психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть
достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся
2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной
деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для
выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения
учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям
культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями
традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности,
сознательного усвоения знаний, научности и др.
Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную
дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных
целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения,
обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории
при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
На изучение содержания курса в 1 4 классах отводится 1 час в неделю. 1 класс – 33 часа,
Место курса в учебном плане
2 – 4 классы – 34 часа.
1 класс
Содержание курса
Организационнорефлексивная линия (9 часов) У учащихся формируются первичные
представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые
структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности
при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять
самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной
деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика,
доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или
согласованный способ действия (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение
необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие;
фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ
действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в
пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания.
7 Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия (3 часа) Учащиеся знакомятся со способами общения на
самостоятельно строят основные правила общения,
основанные на
уроке,
доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения
высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке,
правила работы в группе, паре и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре. Правила работы в группе.
Познавательная линия (1 час) У учащихся формируется представление о внимании в
учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с
простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов) У учащихся формируются первичные представления о
ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности,
как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими
успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются
самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на
личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).
Диагностика (2 часа).
Резерв (6 часов)
Основные требования к метапредметным результатам
к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь
грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего
задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения
«пробного» действия.
8 Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у
меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности, последовательность из шести шагов
учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное
действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины
затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие
правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности,
приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться:
активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их
проявления в учебной деятельности.
2 класс
Организационнорефлексивная линия (12 часов)
Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (10 шагов).
Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге учебной
деятельности.
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам.
Образец и эталон. Самопроверка по образцу и эталону.
Урокпомощник: общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции
собственных ошибок.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию
способа преодоления возникших затруднений.
Воспроизведение своих реальных учебных действий при решении учебных задач. Определение
места затруднения (то есть места отклонения от правильного способа).
Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель
коррекционных действий.
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.
Как самому исправить свою ошибку.
Коммуникативная линия (7 часов)
Стили общения. Правила общения с учителем.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоций у других.
Как не вступать в конфликт.
9 Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Познавательная линия (7 часов)
Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок.
Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как
усовершенствовать свою речь.
Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и
происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.
Ценностная линия (7 часов)
Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность;
культура. Духовные ценности как общемировые.
Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу
второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 10 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их
проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное
учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление
причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий;
усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной
деятельности под руководством учителя.
Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести
опыт самооценки под руководством учителя.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и
осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и
определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).
Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.
Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания
выявленных проблем.
Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма
исправления ошибок.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых
были зафиксированы затруднения.
Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.
10
Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в
ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.
Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их
применения.
Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их
применения.
Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.
Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов,
происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и
отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки и
объединять предметы в группы по общему признаку.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать
отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании
истинных материальных и духовных ценностей.
3 класс
Организационнорефлексивная линия (12 часов)
Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм выявления места затруднения.
Алгоритм выявления причины затруднения.
Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение сроков
реализации построенного плана.
Цель и способы фиксирования нового знания.
Алгоритм самостоятельного формирования умений.
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (9 часов)
Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся.
Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не
испортить настроение другим.
Что такое «диалог». Что такое «полилог».
Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование
соответствующих умений.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Познавательная линия (6 часов)
Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия.
Исследование как метод познания.
11 Ценностная линия (6 часов)
Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность.
Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу
третьего года обучения
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении
нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя
ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.
Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять,
приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их
применять.
Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.
Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их
применения.
Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт
их применения.
Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по
результатам наблюдений.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс).
12 4 класс
Организационнорефлексивная линия (14 часов)
Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов).
Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.
Задача, проблема, тупиковая ситуация.
Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ.
Виды целей: ближние, средние, дальние (стратегические).
Выбор средств реализации плана. Выбор способа реализации плана.
Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (7 часов)
Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать.
Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда.
Спор и дискуссия. Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из
конфликтной ситуации.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Как войти в новый коллектив.
Познавательная линия (5 часов)
Работа с текстами. Конспектирование.
Поиск и представление информации.
Моделипомощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блоксхемы.
Моделирование как метод познания.
Ценностная линия (7 часов)
Уточнение диаграммы качеств Ученика: ответственность; честность; целеустремленность;
уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в командную работу.
Уточнение ценностной диаграммы класса: сотрудничество; творчество; толерантность
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу
четвертого года обучения
Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении
нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя
ее осуществлять и выполнять самооценку.
Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт
личностного самоопределения.
Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления
тупиковых ситуаций.
13
Знать структуру проектирования цель, план, сроки, средства, способ, приобрести опыт
построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год)
практикоориентированных проектов.
Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.
Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной
деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой
основе приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.
Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в
ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила вхождения в новый коллектив.
Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект
текста.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для
решения задач.
Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и
применения для решения задач.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).
Методическое обеспечение курса
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы включает в
себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. Кроме того, очевидно, что универсальные
знания об учебной деятельности, полученные детьми в рамках курса «Мир деятельности», должны
систематически применяться на предметных уроках. Это возможно при условии работы учителя по
авторскому курсу математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.
Комплект для ученика включает в себя:
1.
«Мир деятельности». Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред.
Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2015.
14 2.
«Мои открытия». Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.:
Национальное образование, 2015.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в
который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные
способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку
достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит
работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1.
«Мир деятельности». Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.:
Национальное образование, 2015.
2. Демонстрационные материалы для класса к надпредметному курсу «Мир деятельности». –
М.: Национальное образование, 2014.
3. CDдиск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса
«Мир деятельности».– М.: Национальное образование, 2014.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НАДПРЕДМЕТНОМУ
КУРСУ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1 КЛАСС
Приложение
а
к
о
р
у
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Название раздела и темы урока
Учиться… А что это значит?
Учитель и ученик
Я ученик. Правила поведения на уроке
Личностные качества ученика: активность
в учебной деятельности
Учимся дружно. Работа в парах
Я ученик: что я уже знаю и умею
Как научиться быть внимательным
Затруднение – мой помощник в учении
Ценности нашей жизни. Здоровье
Учимся дружно. Работа в группах
Личностные качества ученика: терпение в
учебной деятельности
15
Кол
во
ча
сов
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
Дата
прове
дения
Дата
реали
зации
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Я ученик: что я уже знаю и умею
Урок диагностики № 1
Как выяснить, что я не знаю
Зачем ученику домашнее задание
Семья – мой помощник в учении
Пробное учебное действие
Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать
Причина затруднения
Невероятные приключения
первоклассников в тридевятом царстве,
или История о том, что значит учиться
Я ученик: что я уже знаю и умею
Как проверить свою работу
Личностные качества ученика: честность в
учебной деятельности
Урок диагностики № 2
Личностные качества ученика:
доброжелательность в учебной
деятельности
Я ученик: что я уже знаю и умею
(Творческая гостиная для детей и
родителей)
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
15.12
22.12
29.12
12.01
19.01
26.01
02.02
16.02
01.03
15.03
22.03
29.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
16
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Рабочая программа "Мир дейтельности" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.