Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познаватель-ную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно вы-полнять и осуществлять их рефлексию
мир деятельности 1 кл.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир деятельности» для 1 класса
разработана в соответствии с нормативноправовыми документами и методическими
рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г.№ 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября
2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29
декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных
языков № 4» г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования"
СанПиН 2.4.2.282110 (постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении
изменений №3 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования
к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях»
Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №75 от 08.04.2016г.)
Программа направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психологомедикопедагогическое сопровождение школьников,
проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
имеющих
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 20162017 уч. год на изучение
данной программы выделено: в 1м классе – 66 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по
1 часу. Занятия длятся по 45 минут. Занятия по данному курсу проводятся во второй
половине дня после динамической паузы по плану внеурочной деятельности школы.
Цель курса:
создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и
деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как
необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на
инновационное развитие экономики.
Задачи курса:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
определение особых образовательных потребностей детей;
определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их
2
выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с умеренно ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального
общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты
и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект субъектных отношений;
системная организация управления учебновоспитательным процессом
(систематичность, контролируемость, последовательность, доступность,
наглядность, построения программного материала
«от простого к
сложному»).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
У обучающегося формируются:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
формирование рефлексии.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции
лидера, так и в позиции рядового участника
умения разрешать конфликты на основе договорённости
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
слышать и слушать партнёра,
уважать своё и чужое мнение,
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера,
так и в позиции рядового участника
разрешать конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД:
3 Обучающийся научится:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под
руководством учителя;
устанавливать причинноследственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта,
преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ставить вопросы и находить ответы
планировать свои действия под руководством учителя
делать выводы и обобщения
Обучающийся получит возможность научиться:
Развивать любознательность, инициативность в учении, познавательную
активность
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся
содержательнометодических линий:
I. Организационнорефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте
(личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное
4 действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять
план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать
проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию
ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с
методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственноэтических норм, ценностных ориентиров, норм
самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно
рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения
детей, которые определяющих умение учиться, готовность и способность к саморазвитию,
необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить
способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно
выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную
мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять
и осуществлять их рефлексию. Представим структуру учебной деятельности по ТДМ на
схеме:
Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Мотивация
Пробное
действие
Затруд-
нение
Цель
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими
основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут
ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую
реализацию современных целей образования.
Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю
(возможно за счет школьного компонента, в рамках про ведения классных часов или
во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу
МИД,
учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике,
русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель
проводит уроки в технологии деятельностного метода (ТДМ).
5 Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин,
поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно
помнить, что основной целью оценки является формирование положительной
познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.
Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения
обычных уроков, а итоговый на уроках по курсу МИД.
Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха
для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип
психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть
достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для
учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к
учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение
для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает
формирование умения учиться.
1 класс
Организационнорефлексивная линия (18 часов)
Коммуникативная линия (6 часов)
Познавательная линия (2 часа)
Ценностная линия (12 часов)
Обобщение и систематизация знаний (6 часа)
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (2 часа)
Диагностика (4 часа)
Резерв (14 часов)
№
п/п
1
Кол
во
часов
18 ч
Название
раздела
Организацио
нно
рефлексивн
ая линия
Тематическое планирование
Темы раздела
Количество часов
Теория Практи
ка
Учиться…А что это значит
Учитель и ученик
Я ученик. Правила работы
на уроке
Я ученик. Правила работы
на уроке
Личностные
ученика:
учебной деятельности
Учимся дружно. Работа в
парах
Учимся дружно. Работа в
парах
Я ученик: что я уже знаю и
умею
качества
активность в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Общее
количест
во часов
2
2
2
2
2
2
2
2
6 2
3
4
5
6
7
8
6 ч
Коммуника
тивная
линия
Познавател
ьная линия
2ч
Ценностна
я линия
12ч
6 ч
2 ч
Обобщение
и
систематиз
ация знаний
Праздник
первоклассн
ика «Что
значит
уметь
учиться?»
Диагностик
а
4 ч
Резерв
14 ч
мой
Как научиться быть
внимательным
Затруднение
–
помощник в учении
Ценность нашей жизни.
Здоровье
Учимся дружно. Работа в
группах
Учимся дружно. Работа в
группах
качества
в
Личностные
ученика:
терпение
учебной деятельности
Я ученик: что я уже знаю и
умею
Урок диагностики № 1
Как выяснить. Что я не
знаю.
Зачем ученику домашнее
задание
Семья – мой помощник в
учении
Пробное учебное действие
Не могу. – Остановлюсь,
чтобы подумать
Причина затруднения
«Невероятные
Праздник:
приключения
первоклассников
в
Тридевятом царстве, или
история о том, что значит
учиться».
Я ученик: что я уже знаю и
умею
Я ученик: что я уже знаю и
умею
Как проверить свою работу
Личностные
качества
ученика:
честность в
учебной деятельности
Урок диагностики № 2
Личностные
ученика:
Доброжелательность
учебной деятельности
качества
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7 в
качества
Личностные
ученика:
Доброжелательность
учебной деятельности
Я ученик: что я уже знаю и
умею
Я ученик: что я уже знаю и
умею
Резерв
6364
6566
Итого:
66
1
1
1
1
31
1
1
1
1
35
2
2
2
2
66
8 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1 КЛАСС
Приложение к рабочей программе
№ п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
19
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
качества
ученика:
ученика:
качества
Учиться…А что это значит
Учиться…А что это значит
Учитель и ученик
Учитель и ученик
Я ученик. Правила работы на уроке
Я ученик. Правила работы на уроке
Я ученик. Правила работы на уроке
Я ученик. Правила работы на уроке
Личностные
активность в учебной деятельности
Личностные
активность в учебной деятельности
Учимся дружно. Работа в парах
Учимся дружно. Работа в парах
Учимся дружно. Работа в парах
Учимся дружно. Работа в парах
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Как научиться быть внимательным
Как научиться быть внимательным
Затруднение – мой помощник в учении
Затруднение – мой помощник в учении
Ценность нашей жизни. Здоровье
Ценность нашей жизни. Здоровье
Учимся дружно. Работа в группах
Учимся дружно. Работа в группах
Учимся дружно. Работа в группах
Учимся дружно. Работа в группах
Личностные качества ученика: терпение
в учебной деятельности
Личностные качества ученика: терпение
в учебной деятельности
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Урок
«Самоорганизация, рефлексия»
Урок
диагностики
диагностики
№
№
1
1
Дата
План
05.09
07.09
12.09
14.09
19.09
21.09
26.09
28.09
03.10
05.10
10.10
12.10
17.10
19.10
24.10
26.10
31.10
09.11
14.11
16.11
21.11
23.11
28.11
30.11
05.12
07.12
12.12
14.12
19.12
21.12
26.12
28.12
Коррекция
Факт
9 33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
«Самоорганизация, рефлексия»
Как выяснить. Что я не знаю.
Как выяснить. Что я не знаю.
Зачем ученику домашнее задание
Зачем ученику домашнее задание
Семья – мой помощник в учении
Семья – мой помощник в учении
Пробное учебное действие
Пробное учебное действие
Не могу. – Остановлюсь, чтобы
подумать
Не могу. – Остановлюсь, чтобы
подумать
Причина затруднения
Причина затруднения
Праздник: «Невероятные приключения
первоклассников в Тридевятом царстве,
или история о том, что значит учиться».
Праздник: «Невероятные приключения
первоклассников в Тридевятом царстве,
или история о том, что значит учиться».
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Как проверить свою работу
Как проверить свою работу
Личностные
качества
честность в учебной деятельности
Личностные
честность в учебной деятельности
Урок
«Коммуникативные умения»
Урок
«Коммуникативные умения»
Личностные
Доброжелательность
деятельности
Личностные
Доброжелательность
деятельности
Личностные
Доброжелательность
деятельности
Личностные
Доброжелательность
деятельности
Я ученик: что я уже знаю и умею
ученика:
учебной
ученика:
учебной
ученика:
учебной
ученика:
учебной
качества
в
качества
в
качества
в
качества
в
диагностики
диагностики
№
№
качества
ученика:
ученика:
2
2
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
01.02
06.02
08.02
20.02
22.02
27.02
02.03
06.03
13.03
15.03
20.03
22.04
03.04
05.04
10.04
12.04
17.04
19.04
24.04
26.04
03.05
10.05
15.05
17.05
10 62
63
6466
Я ученик: что я уже знаю и умею
Я ученик: что я уже знаю и умею
Резерв
22.05
24.05
11
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.