РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
23.09.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»
Пояснительная записка. Воспитание любви к животным является одним из основных задач объединения «Мир животных». Это - любовь к животным нашей планеты, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Многолетний опыт работы в этом направлении и наличие живого уголка, который оснащен необходимым оборудованием и инвентарем для проведения практической части занятия, натолкнули на создание модернизированной образовательной программы «Мир животных». При разработке данной программы использована типовая программа «Исследователи природы», современная литература и энциклопедии о природе и животных. Программа рассчитана на первый год обучения учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению живой природы и общению с животными. Учащимся данных классов свойственно стремление сочувствовать, заботиться и защищать животных, познавать и любить окружающий мир. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Теоретическая часть занятия проводится в учебном классе, практическая – в живом уголке. Рабочая программа «Мир животных» составлена на основе: • требований к образовательным программ дополнительного образования; • положения о рабочей программе педагога МБОУ ДОД «ДЭБЦ»; • учебного плана МБОУ ДОД «ДЭБЦ»; • модернизованной образовательной программы «Мир животных» Цель программы: Формирование знаний у учащихся о многообразии и особенностях мира животных. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1. Познакомить учащихся с основами животного мира. 2. Дать знания об особенностях содержания домашних животных. 3. Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными. 4. Научить работать с определителями птиц и животных, Красной Книгой. 5. Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации воспитанников. 6. Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление. 7. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки здорового образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому.
Рабочая программа Б.А.Ф. (2).doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей  «Детский эколого­биологический центр»  Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»                                Рассчитана на первый год обучения учащихся младшего  школьного возраста                                                                                 Педагог дополнительного   образования Бирдина А.Ф. г. Нижнекамск   2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка. Воспитание   любви   к   животным   является   одним   из   основных   задач объединения   «Мир   животных».  Это  ­   любовь   к   животным   нашей   планеты, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.  Многолетний опыт работы в этом направлении и наличие живого уголка, который оснащен необходимым оборудованием и инвентарем для проведения практической   части   занятия,   натолкнули   на   создание   модернизированной образовательной   программы   «Мир   животных».   При   разработке   данной программы   использована   типовая   программа   «Исследователи   природы», современная литература и энциклопедии о природе и животных. Программа   рассчитана   на   первый   год   обучения   учащихся   младшего школьного   возраста,   проявляющих   интерес   к   изучению   живой   природы   и общению с животными. Учащимся данных классов свойственно стремление сочувствовать,   заботиться   и   защищать   животных,   познавать   и   любить окружающий мир. Занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   по   2   часа.   Теоретическая   часть занятия проводится в учебном классе, практическая – в живом уголке.  Рабочая программа «Мир животных» составлена на основе:  требований   к   образовательным   программ   дополнительного образования;  положения о рабочей программе педагога МБОУ ДОД «ДЭБЦ»;  учебного плана МБОУ ДОД «ДЭБЦ»;  модернизованной образовательной программы «Мир животных» Цель программы: Формирование знаний у учащихся о многообразии и особенностях мира животных. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1. Познакомить учащихся с основами животного мира. 2. Дать знания об особенностях содержания домашних животных. 3. Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными. 4. Научить работать с определителями птиц и животных, Красной Книгой. 5. Способствовать развитию творческих способностей, познавательных  интересов, развитию индивидуальности и самореализации  воспитанников. 6. Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление. 7. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки  здорового образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому. В   основу   программы   заложен   экологический   принцип.   Он   поможет учащимся углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, создать близкие   природным условия для жизни животных в живых уголках. Программа предусматривает формирование у учащихся знаний об охране природы.   Изучение   живого   мира   предполагает   накопление   фактов многообразия видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых   отношений   (размножение,   способы   добывания   пищи,   пищевые связи, убежища, жилища и т.д.). При изучении животных кружковцы узнают о необходимости   охраны   отдельных   видов   животных,  занесенных   в   Красную книгу,   знакомятся   с   внешним   видом   и   морфологическими   особенностями, практическим значением животных для жизни человека. В программе много времени отводится на изучение животных в условиях уголка живой природы, в природе во время экскурсий, а также на проведение наблюдений и опытов, ведению дневника наблюдений. Очень   важно   научить   детей   правилам   поведения   в   природе,  бережному отношению к природе и ее обитателям. Эти знания воспитанники получат во время   тематических   экскурсий.   Посильное   участие   в   природоохранных акциях и операциях также научит детей с уважением и любовью относиться к зеленым насаждениям; к той живности, которая встречается в нашем регионе; хранить в чистоте водоемы и в порядке земельные участки; брать на учет редкие виды растений и животных; организовывать наглядную агитацию по вопросам охраны живой природы и т.д. В   программу   входят   как   теоретические   знания   в   виде   беседы,   так   и выполнение   практических   работ   по   наблюдению   и   уходу   за   животными   в живом уголке, их состоянием, а также предусматриваются экскурсии в лес, на озеро, экологическую тропу, в живые уголки. Программа   посвящена   происхождению   животных.   Особое   внимание уделено изучению Красной книги РТ, РФ, содержанию домашних животных, зимующим и перелетным птицам. Практические   занятия   в   живом   уголке   способствуют   выработке   у учащихся   умений   и   навыков   составления   рациона,  подготовке   витаминных препаратов, кормления животных и ухода за ними Примерный тематический план на 1 год обучения Темы № п/п I. II. III. Животный мир  Вводная часть. Родной край, его история. Татарстана. IV. Азы экологии. V. Кто такие животные. VI. Красная книга РТ. VII. Зимующие птицы. VIII. Животные среди нас. IX. Кругосветное путешествие Занимательная зоология. X. XI. Перелетные птицы. XII. Домашние животные XIII. Итоговое занятие. Итого: Всего  часов Из них: Теор. Практ. Экскур. Мероп. 8 6 12 8 6 8 14 8 24 14 24 10 2 144 2 1,5 5 3 3 2 3 2 10 2,5 4,5 3,5 42 3 1 5 3 3 6 7 6 12 9,5 17,5 6,5 2 81,5 1 3,5 2 2 2 2 12,5 2 2 2 2 8 Содержание программы 1 года обучения. I. Вводная часть. Ознакомление   с  задачами   объединения,  правилами   поведения   в   Центре, расписанием занятий и правилами поведения в живом уголке. Соблюдение правил ТБ, ПДД и противопожарной безопасности. Натуралист и его качества. История натуралистического движения. Экскурсия по ДЭБЦ. Слет юных натуралистов. II. Родной край, его история. Моя   Родина   –   Татарстан   (географическое   положение,   климатические условия, растительный и животный мир). Герб и флаг республики (атрибутика и   символика).   Мой   город   Нижнекамск,   его   достопримечательности, знаменитые люди. Животный мир Татарстана Практическое   занятие:  работа   с   литературой   и   атласом   РТ, иллюстрациями. Экскурсии в краеведческий музей ЦДЮТ и Э. Экскурсия по городу тема: «ознакомление достопримечательностью города». III. Животный мир Татарстана. Общая   характеристика.   Знакомство   с   отдельными   представителями: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, рыбы. Практическое   занятие:    работа   с   учебником   «Животный   мир Татарстана».  Наблюдение   и   уход   за   животными   в   живом   уголке   под   наблюдением педагога. IV. Азы экологии. Понятие   «Экология»,   ее   значение.   Животные   обитатели   планеты   (их разнообразие и причины их уменьшения) Практическое занятие: знакомство с учебником «Экология. V. Красная книга РТ. Красная и Зеленая книги. Знакомство с видами птиц, животных, растений занесенных Красную книгу   РТ. Знакомство с особо охраняемыми отрядами животных. Практическое занятие: работа с Красной книгой РТ.  Рисование на тему:  «Птицы ­ красно книжники».  VI. Кто такие животные? Происхождение   животных.   Сколько   животных   на   земле? Морфологические особенности животных. Практическое занятие:  наблюдение за животными в живом уголке.  VII. Зимующие птицы. Знакомство   с   отдельными   видами   зимующих   птиц.   Зимующие   птицы, занесенные в Красную книгу. Виды кормушек и кормов для зимующих птиц. Зимующие лесные обитатели. Викторина: «Встреча зимующих птиц». Экскурсия в лес «Лесные обитатели».  Контроль знаний: викторина «Мир животных». VIII. Животные среди нас. Человек   и   животные.   Птицы   ­   метеорологи.   Рекордсмены   среди   птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека Экскурсия в лес. Тема: «Зимний лес и ее обитатели». IX. Кругосветное путешествие Животный мир Татарстана. Животные   Евразии и Австралии. Общая характеристика. «Африканское птичье   царство».   Животные     Северной   и   Южной   Америки.   «Среди   льдов Антарктиды» Практическое   занятие:   Работа   с   атласом   определителем   «Птицы Республики Татарстан» Рахимов И.И. Работа с картой «Природа мира».  Экскурсия в краеведческий музей ЦДЮТ и Э X. Занимательная зоология. «Профессии» пернатых. Птичьи базары России. Птицы разных материков. Олимпиада «Птицы» .Практическое   занятие:  работа   с   литературой:   «Это   интересно». Викторина «Птицы нашего города».  Экскурсия на Святой ключ «Наблюдение за птицами». Мероприятие: «А ну­ка девочки»; «А ну­ка мальчики» XI. Перелетные птицы. Знакомство   с   отдельными   отрядами   перелетных   птиц.     Наблюдение   за птицами   на   природе.   Перелетные   птицы,  занесенные   в   Красную   книгу   РТ. Виды искусственных гнезд для перелетных птиц.  Практическое   занятие:  работа   с     Красной   книгой   РТ.   Викторина «Перелетные птицы». Экскурсия на Красный Ключ «Наблюдение за изменениями в природе». XII. Домашние животные. История   одомашнивания   животных.   Знакомство   с   отдельными   видами домашних животных. Содержание домашних животных. Экзотические виды птиц,   содержащиеся   в   домашних   условиях.   Попугаи.   Содержание экзотических птиц. Канарейки. Неразлучники. Практическое   занятие:  Наблюдение   за   повадками   животных   в   живом уголке. XIII. Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы». Этапы педагогического контроля 1 года обучения № п/п 1. Сроки Какие знания, умения, навыки Формы проведения контролируются октябрь Животный мир Татарстана.  Викторина: Определение представителей:  млекопитающие, пресмыкающиеся,  земноводные, птицы, рыбы. Виды кормушек и кормов для  зимующих птиц. Изготовление и  развешивание кормушек на  территории ДЭБЦ, школы  и   подкормка птиц. Занимательная зоология Подведение итогов. Проверка знаний,  умений и навыков за учебный год. 2. декабрь 3. 4. март май «Животный мир Татарстана». Практическая работа. Олимпиада «Птицы» Творческий отчет. Перечень знаний, умений, навыков  к концу 1­го года обучения Учащиеся должны знать: ­ историю родного края; ­ животный мир Татарстана; ­ зимующих, перелетных, домашних птиц и виды кормов для их кормления; ­ значение животных в природе и в жизни человека; ­ виды животных, занесенных в Красную книгу РТ; ­ экологию города; ­ значение и роль природоохранных организаций; ­ правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: ­ работать с литературой, определителем, периодическим изданием; ­ ухаживать за животными в живом уголке; ­ пользоваться инвентарем в живом уголке; ­ составлять рацион для животных; ­ проводить опыты; Условия реализации программы. Материально технические условия: Занятия проводятся на базе центра и в школах: теоретическая часть – в  учебном классе, практическая часть – в живом уголке. Организуются  экскурсии на экологическую тропу, на природу, в зоомагазины, в  пригородный лес, городской парк, на Красный Ключ. В течение учебного года  учащиеся посещают городские и краевеведческие музеи, выставки, участвуют  в природоохранных мероприятиях центра и города. Программа также предполагает самостоятельную работу учащихся с  тематической литературой, учебниками, картами, методическими пособиями,  Красной и Зеленой книгами, определителем, журналами и работу в  компьютерном кабинете. Для успешной реализации программы и проведения практических занятий  в ДЭБЦ созданы все условия. Кабинет «Мир животных» полностью оснащен  необходимым оборудованием и инвентарем. При проведении занятий  используются ТСО, компьютер, мультимедийное оборудование, телевизор,  аудио и видеоаппаратура. Методическое обеспечение: 1. Таблицы: содержание животных, кормовой рацион, 2. Плакаты: ­ по правилам дорожного движения; ­ «Морфологическое строение животных» 3. Раздаточный материал, рисунки, схемы и фотографии и чучела птиц. 4. Настольная игра «Мир животных», кроссворды, сборник настольных  игр. 5. Видеофильмы. 6. Периодические издания: «Юный натуралист», «Мир животных»,  «Свирель», «Муравейник», «Мой друг», «Биология в школе». Кадровые условия: Обучение учащихся по данной программе могут вести педагоги,  работающие с учащимися начального и среднего школьного возраста.  Пользуясь программой, педагог может внести изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания  воспитанников. Уровень усвоения материала зависит от возраста и личных  качеств учащихся. Внешние условия: Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:  ­ с общеобразовательными школами и другими УДО.  ­ лесничеством, городскими ветеринарными и экологическими службами;  ­ средствами массовой информации;  ­ родителями учащихся. № п/п 1. 2. 3.  Образовательно – воспитательная работа Задачи Дела коллективные Сроки Профориентация Учащихся. Работа по созданию и развитию Коллектива. Организация досуга. ­ знакомство с деятельностью  природоохранных и  экологических служб города; ­ встреча с ветеринаром; ­ экскурсии в зоомагазин. ­   мероприятия   и   чаепитие   с детьми   и   их   родителями, посвященные   знаменательным датам; ­ дни именинников. ­ экскурсии в музей, на  природу, Красный Ключ,  городской парк; ­ дни здоровья; ­ экскурсии на зимние  в течение  учебного года в течение учебного года в течение учебного года 4. Участие в мероприятиях. новогодние елки; ­ пешие и лыжные вылазки в лес. ­ Слет натуралистов; ­ День защиты животных; ­ День птиц; ­ День Земли; ­   природоохранные   акции­ операции: * Операция «Ель»; * «Осторожно, первоцвет»; * «Поможем реке»; * «Марш парков». сентябрь октябрь март апрель декабрь апрель­май апрель­май апрель­май № I. II. Темы занятий Вводная часть. Ознакомление с задачами  объединения, правилами  поведения в Центре,  расписанием занятий и  правилами поведения в живом  уголке. Соблюдение правил ТБ,  ПДД и противопожарной  безопасности. Экскурсия по  ДЭБЦ. Натуралист   и   его   качества. История   натуралистического движения.   юных натуралистов. Родной край, его история.   Слет Количество  часов 2ч Дата  проведения 12.09 2ч 2ч 14.09 18.09 Моя Родина – Татарстан  (географическое положение,  климатические условия,  растительный и животный мир). Герб и флаг республики  (атрибутика и символика).  Практическая работа: работа с литературой и атласом РТ,  иллюстрациями. Мой город Нижнекамск, его  достопримечательности,  знаменитые люди. Животный мир Татарстана Экскурсия по городу тема:  «ознакомление  достопримечательностью  города». III. Животный мир Татарстана. Общая характеристика Практическая работа:  работа  с учебником «Животный мир  Татарстана».  Знакомство с отдельными  представителями:  млекопитающие Пресмыкающиеся, земноводные,  Птицы, рыбы. Практическое занятие:  Наблюдение и уход за  животными в живом уголке под  наблюдением педагога IV. Азы экологии. Понятие «Экология», ее  значение. 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч Практическое занятие:  Знакомство с учебником  «Экология» Практическое занятие:  работа  с  учебником «Экология» 2ч 2ч 21.09 25.09 28.09 26.09 28.09 5.10 9.10 12.10 16.10 19.10 23.10 12.10 26.10 Животные обитатели планеты. Их разнообразие и причины их  уменьшения V. Красная книга РТ. Знакомство с видами птиц,  животных, растений занесенных  Красную книгу  РТ Практическое занятие:   работа с  учебником «Экология». Рисование на тему: «Птицы ­  красно книжники». Знакомство с особо  охраняемыми отрядами  животных. VI Кто такие животные? Происхождение животных.  Практическое занятие:  наблюдение за животными в  живом уголке под наблюдением  педагога.  Сколько животных на земле?  Морфологические особенности  животных VII. Зимующие птицы. Знакомство с отдельными  видами зимующих птиц. Зимующие птицы, занесенные в  Красную книгу. Виды кормушек и кормов для  зимующих птиц. Зимующие лесные обитатели. Викторина: «Встреча зимующих  птиц». Контроль знаний: викторина  «Мир животных Экскурсия в лес «Зимний лес и  ее обитатели».  VIII. Животные среди нас.  Человек и животные. 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 30.10 2.11 9.11 13.11 16.11 20.11 23.11 27.11 30.11 4.12 7.12 11.12 14.12 18.12 21.12 28.12 25.12 IX. X. XI. Птицы ­ метеорологи.  Рекордсмены среди птиц. Значение птиц в природе и в  жизни человека Кругосветное путешествие Животный мир Татарстана.  Животные  Евразии и Австралии Общая характеристика. «Африканское птичье царство». Животные     Северной   и   Южной Америки. Экскурсия   в   краеведческий музей ЦДЮТ и Э  «Среди льдов Антарктиды» Практическое  занятие:  работа   с картой «Природа мира» Занимательная зоология. «Профессии» пернатых» Птичьи базары России.  Мероприятие: «А ну­ка  девочки»;  «Это интересно». Мероприятие: «А ну­ка  мальчики» Птицы разных материков. Олимпиада «Птицы». Викторина «Птицы нашего  города». Экскурсия на Святой ключ  «Наблюдение за птицами». Перелетные птицы. Знакомство с отдельными  отрядами перелетных птиц. Наблюдение за птицами на  природе. Перелетные птицы, занесенные в  Красную книгу РТ Практическое занятие: работа  2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 15.01 18.01 22.01 29.01 1.02 5.02 8.02 15.02 19.02 12.02 22.02 26.02 1.03 5.03 12.03 5.03 15.03 19.03 22.03 26.03 29.03 2.04 5.04 9.04 12.04 с учебником  Красная книга РТ Виды искусственных гнезд для  перелетных птиц. Викторина «Перелетные птицы». Экскурсия на Красный Ключ  «Наблюдение за изменениями в  природе». XII. Домашние животные. История одомашнивания  животных Практическое занятие:  наблюдение за повадками  животными в живом уголке. Знакомство с отдельными  видами домашних животных.  (продолжение) Знакомство с  отдельными видами домашних  животных.  Содержание домашних  животных. Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы». Экзотические виды птиц  содержащиеся в домашних  условиях. Попугаи Содержание экзотических птиц  Канарейки. Неразлучники. 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч ИТОГО: 144ч 16.04 19.04 23.04 26.04 30.04 3.05  7.05 14.05 17.05 21.05 24.05 28.05 31.05 Используемая литература 1. Басихес И.Е., Рудометов О.А. Птицы в нашем доме. Минск: «Ураджай», 1994. 2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2003.­644с. 3. Бровкина Е.Т. Сивоглазов В.И. Животные луга. Атлас определитель. ­ М.: Издательство «Эмонт Россия». 2001. 64с. 4. Волина Валентина. Мир животных (для родителей, учителей и милых детей). – Ростов­на­Дону: изд. «Феникс», 1999.­512с. 5. Зауер   Ф.   Птицы   ­   обитатели   озер,   болот   и   рек.   Пер.   с   немецкого С.Мещеряковой. ­ М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с. 6. Зауер   Ф.   Птицы   лугов,   полей   и   лесов..   Пер.   с   немецкого С.Мещеряковой. ­ М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с. 7. Клаус Шпайхер. Канарейки. – М.: Аквариум, 2006. 8. Ласухов Р. Птицы. Карманный определитель. ­ М.: Рольф, 2000. 301с. 9. Маланин   Л.П.   и   др.   Ветеринарные   препараты:   Справочник.   ­   М.: Агропромиздат, 1988. ­319с. 10.Малькольм Пенни. Ночные животные. – М.: РОСМЭН, 2000. 11.Михеев   А.В.   Биология   птиц.   Определитель   птичьих   гнезд.   ­   М.: «Цитадель», 1996.­460с. 12.Нестерева Д.А. Загадочные птицы. – М.: ООО Изд. РОСМЭН­ПРЕСС, 2003.­301с. 13.Нимани   Райнер.   Волнистые   попугаи.   –   М.:   Издательство   ООО   АСТ, 2002. ­27с. 14.Онегов А. Школа юннатов. Живой уголок. – М.: Детская литература, 1990. ­271с. 15.Отто   фон   Фриш,   Герман   Фай.   Зверята   со   всего   света.   Лик­Пресс Поматур, 1996. 16.Павлинов И.Я. Удивительная жизнь животных. – М.: ООО изд. Астрель, 2002. 17.Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996. ­544с. 18.Рахимов И.И. Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань. Татполиграфия, 1999. ­133с. 19.Рик Моррис. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 1997. 20.Стив Паркер. Планета животных. – М.: Махаон, 2005. 21.Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира. – М.: РОСМЭН, 2005. 22.Фратини С. Чудеса природы. – М.: ООО изд. АСТ; ООО изд. Астрель, 2002. 23.Энциклопедия знаний. Животные. – М.: Астрель. АСТ, 2001. 24.Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта, 2005. ­704с. 25.Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта, 2003. ­448с. 26.Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – М.: Аванта, 2006. ­448с. 27.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: АСТ, 2000.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир животных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018