В данной программе отражены основные задачи музыкального воспитания и представлены формы работы, с помощью которых они решаются:
- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.
Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности: пение, музыкальное движение — различные упражнения, танцы, игры; слушание музыки – классической, современной, народной; игра на музыкальных инструментах и игра-драматизация.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Нагорной
Татьяны Михайловны.
ВВЕДЕНИЕ
На основании Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы
дошкольного образования и с учетом комплексной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А Васильевой. Москва Мозаика Синтез 2014г.
Основное назначение рабочей программы:
• предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (вокальных,
двигательных и инструментальных, позволяющих усвоить программу;
Музыкальная деятельность детей построена на основе:
1. Слушание и восприятие музыки
2. Музыкальнообразовательная деятельность
3. Певческая деятельность.
4. Песенное творчество.
5. Музыкальноритмическая деятельность
6. Приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Принципы программы музыкального воспитания:
• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
• учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей
• соответствие комплекснотематическому принципу построения
образовательного процесса.
Задачи:
1.Развить музыкальные и творческие способности с помощью различных видов
музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;2. Формировать начало музыкальной культуры;
3. Способствовать формированию общей духовной культуры.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Дети 34 лет к концу учебного года могут:
1. различать музыку по характеру: весёлая – грустная;
2. различать громкость звучания музыки: громко – тихо;
3. иметь представление о классической и народной музыке;
4. петь в заданном темпе, передавать характер песни;
5. иметь желание к сочинительству весёлых и грустных мелодий по образцу ;
6. выполнять притопы попеременно 2 ногами и одной;
7. передавать в движениях образы: крадётся мышка, ходит петушок, птички
клюют зёрнышки;
8. проявлять желание самостоятельно исполнять танцевальные движения под
весёлую и грустную музыку;
9. уметь подыгрывать на знакомых детских музыкальных инструментах
музыкальному руководителю.
Дети 45 лет к концу учебного года могут:
1. различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
2. слушать музыку на основе навыков культуры слушания музыки (не отвлекаться,
слушать до конца) ;
3. узнавать знакомые произведения, чувствовать их характер и настроение,
высказываться о них;
4. различать звуки по высоте, громкости звучания, по темпу звучания мелодии;
5. замечать средства музыкальной выразительности и высказываться о них;
6. уметь петь протяжно – быстро, в зависимости от характера песни;
7. уметь брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
8. смягчать концы фраз, чётко произносить слова;
9. пробовать петь с музыкальным сопровождением и без него (с помощью
взрослого) ;10. сочинять ответы на музыкальные вопросы, пропевать их на
импровизированную мелодию;
11. самостоятельно менять танцевальные движения в соответствии с 2 и 3
частной формой музыки;
12. участвовать в небольших инсценировках песен и танцев;
13. играть мелодии из 1 – 2 звуков на металлофоне.
Дети 56 лет к концу учебного года могут:
1. интересоваться и любить музыку, различать классическую, народную,
современную музыку;
2. знать и называть (45) композиторов и их произведения;
3. знать и различать структуру 2и 3 частного произведения;
4. узнавать знакомое произведение по вступлению, по отрывку;
5. различать звучание клавишно – ударных и струнных инструментов;
6. петь сольно, дуэтом, в ансамбле, хором, с запевалой;
7. проявлять творчество и инициативу при исполнении песен, танцев, ролей в
играх;
8. сочинить мелодии – импровизации на заданную или выбранную им самим тему;
9. передавать через движения характер музыки, её эмоционально – образное
содержание;
10. исполнять шуточные и тематические танцы и пляски;
11. изображать сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях
имузыкальных драматизациях;
12. придумать движения к танцам, составить композицию, отражающую;
13. исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах
индивидуально и небольшими группами, соблюдая общую динамику и темп.
Дети 67 лет к концу учебного года могут:
• Знать и исполнять Государственный гимн России.
• Должны иметь сформированные музыкальнослуховые и певческие
представления, уметь запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в
течение года и предназначенные для данного возраста.
• Иметь представления об образной природе песен, в которых представлены два
три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.• Иметь представление о различных видах современных и народных песен.
• Иметь развитое целостное музыкальноэстетическое восприятие песен.
• Иметь определенные певческие умения, уметь отмечать точность, ясность
певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического
рисунка;
• Помнить и исполнять песни, выученные в течение года.
• Иметь навыки выразительного, осознанного исполнения песен различного
характера.
• Уметь осознанно использовать в певческой деятельности музыкально
сенсорный опыт, приобретенный в течение предшествующих пяти лет.
• Организовывать самостоятельное исполнение знакомых песен в
организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и
семьи) .
• Уметь активно выражаться о собственных впечатлениях об исполненной песне.
Развивающие задачи:
• Совершенствовать и развивать музыкальные и творческие способности детей;
• В разных видах музыкальной деятельности развивать музыкальное мышление
детей;
Образовательные задачи:
• Формирование музыкальных умений и навыков;
• Развитие коммуникативных качеств;
• Развитие танцевальных и песенных способностей;
Воспитательные задачи:
• Формирование индивидуальной музыкальной культуры;
• Воспитание положительных черт характера: организованность, скромность,
отзывчивость, чувство собственного достоинства, чувство товарищества,
взаимопомощь, умение заниматься в коллективе.
Задачи по дополнительному образованию:
Приобщение детей к культуре, музыке, традициям своего народа;
Прививать любовь к народным песням.
Данная рабочая программа отличается новизной и имеет развивающий характер,
отражает интеграцию всех образовательных областей.Учебно – тематический план.
Продолжительность непосредственно организованной образовательной
деятельности по музыке:
• во 2младшей группе – 2 занятия в неделю по 15минут;
• средняя группа – 2 занятия в неделю по 20минут;
• старшая группа 2 занятия в неделю по 25минут;
• подготовительная группа – 2 занятия в неделю по 30минут;– Обязательное
проведение динамической паузы между НОД.
Вариативная (модульная) часть представлена занятиями кружка «Весёлые
нотки», которые проводятся во 2 половине дня.
Примерное комплексно тематическое планирование.
День знаний. Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам.
Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в
школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать положительные
представления о профессии учителя и «профессии» ученика. Исполнение
знакомых песен, танцев о школе, дружбе. 15 августа — 10 сентября Праздник
«День знаний».
Осень. Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с песнями,
стихами, танцами, рассказами о приметах осени. Закреплять знания о правилах
безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года,
последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к
природе.
Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства.
130 октября. Праздник «Осень».
Мой город, моя страна, моя планета.
Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с
достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных
стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать
их культуру, обычаи и традиции. Разучивание и исполнение песен, стихов, танцев
о родном крае.
День Пожилого человека. Воспитывать любовь к своим ближним пожилым
родственникам и взрослым. 1 октября.
Праздник концерт «Мой доммоя Россия» 1 7 ноября.День Матери
Воспитывать любовь и уважение к маме. 25 27 ноября.
Праздничное представление « День матери»
Новый год. Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к
празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в
коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной
культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему
празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Продолжать
знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.
Разучивание новогоднего музыкального репертуара, инсценировок. 15 ноября
31 декабря
Праздники «Здравствуй, Новый год».
Зима. Продолжать знакомить с зимой, с зимними праздниками, играми,
забавами. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы,
чувствовать через музыку, поэзию, движения красоту зимней природы.
1119 января Праздник «Встречи в музыкальной гостиной».
День защитника Отечества. Продолжать расширять представления детей о
Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать
Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро
сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать
в духе патриотизма, любви к Родине. Разучивание песен, стихов, игр на военную
тематику Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные,
танковые войска, боевой техникой. Расширять гендерные представления,
формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать
защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим
защитникам Родины. 1 23 февраля
Праздник «23 февраля – день защитника Отечества» совместный с папами и
дедушками.
Международный женский день. Организовывать все виды детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально
художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления,
воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны
внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к
изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких
добрыми делами. Разучивание песен, инсценировок, игр и танцев к празднику. 24
февраля — 8 марта .
Праздник «Женский день 8 Марта отмечает вся страна»
Народные праздники. Знакомить детей с народными традициями и обычаями.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Продолжать знакомить детей с родными песнями, плясками. Расширять
представления о разнообразии народного искусства Разучивание закличек,
песен, хороводов к праздникам. 7 13 марта
Фольклорные праздники.: «Масленица»,
Весна. Формировать у детей обобщенные представления о весне,
приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
Расширять знания о характерных при знаках весны; о прилете птиц; о связи
между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о
весенних изменениях в природе. Разучивание песен, хороводов, стихов, танцев.
115 апреля .
День Земли 22 апреля.
День Победы.
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей
страны в войне.
Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.
Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей
до героев Великой Отечественной войны. Разучивание детских песен о войне и
их героях, слушание и исполнение со взрослыми песни военных лет. 15 апреля
10 мая Праздник «День Победы».
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!
Формировать эмоционально положи тельное отношение к предстоящему
поступлению в школу, 1 – й класс. Разучивание песен, частушек, танцев, стихов,
сценок к празднику. 1031 мая Праздник «До свиданий, детский сад! »
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня —31
августа.
План работы на летний период 2016г.
Июнь
«Здравствуй, лето! » Концертная программа.
«Мы дружим с песенкой» Концертная программа .
Июль.
« Встреча со сказкой» Театрализованная музыкальная программа.
. «День Нептуна» Театрализованное представлениеАвгуст.
«Летние забавы» Музыкально – спортивный праздник .
«День знаний»
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности ДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
Мониторинг проводится 2 раза в год: октябрь , апрель.