Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
-Уточнений Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.);
- Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ РО «КТСиА» №129 (Приказ № 378 от 06.11.2015г., с изм. и доп. Пр.№404 от 04.12.2015г.)
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»
1СОГЛАСОВАНО
Цикловая комиссия математических, общих
естественнонаучных дисциплин и группы
«Информатика и вычислительная техника»
Протокол №__ от «___»______2017 г.
Председатель ЦК
_______________/_Г.Н. Филимонова /
Подпись ФИО
2017
УТВЕРЖДЕНО
Замдиректора по УР
_______________/_А.С. Золотарев /
Подпись ФИО
«___»______2017 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» предназначена
для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее –
ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г.
№ 613);
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального
образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09
декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259);
Уточнений Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных
образовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научнометодическим советом Центра профессионального
образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.);
Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ
РО «КТСиА» №129 (Приказ № 378 от 06.11.2015г., с изм. и доп. Пр.№404 от 04.12.2015г.)
Рабочая программа ОУД.07 «Информатика» составлена на основе Примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика», рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 375от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организациясоставитель:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской
области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (далее ГБПОУ РО «КТСиА»).
Составитель:
Жадан Иван Алексеевич, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
Дашкова Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»;
Бытый И.В., преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский химикомеханический
техникум»
2СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….……...…4
Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….5
Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………5
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..……..6
Тематическое планирование…………………………………….…………………..9
Тематический план…………………………………………………………………9
Содержание учебной дисциплины……………………...…………………………10
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне
учебных действий………………………………………………..…………………..16
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины…………………………………………………20
Рекомендуемая литература ………………………………………………………..21
3ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07
«Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно
коммуникационных технологий в ГБПОУ РО «КТСиА», реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих.
Рабочая программа ОУД.07 «Информатика» составлена на основе
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Информатика», рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в
качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение
следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять,
анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
средствами информатики, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий
в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных
сетях;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать
информацию с использованием ИКТ, средств образовательных и социальных
коммуникаций.
4В программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования; программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Общая характеристика учебной дисциплины
Одной из характеристик современного общества является использование
информационных технологий, средств ИКТ и информационных ресурсов во всех
сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе
профессиональным,
стоит проблема формирования информационной
компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые,
профессиональные
задачи с использованием информационных и
коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на
рынке труда.
При освоении профессии СПО естественнонаучного профиля
профессионального образования «Информатика» изучается на базовом уровне
ФГОС среднего общего образования с углубленным освоением отдельных тем с
учетом специфики осваиваемых профессии.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека.
Информация и информационные процессы.
Средства ИКТ.
Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Телекоммуникационные технологии.
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое
изучение информатики и обеспечить связь с другими образовательными
областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути
изучения материала.
В соответствии с рабочим учебным планом промежуточная аттестация по
общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.07 «Информатика» проводится в
форме дифференцированного зачета и экзамена.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУД.07 «Информатика»:
является профильной
учебной дисциплиной общеобразовательного цикла
учебного плана ОПОП СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования;
5 является учебной дисциплиной обязательной предметной области «Математика
и информатика» ФГОС СОО;
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика»
обеспечивает достижение обучающих следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям
отечественной информатики в мировой индустрии информационных
технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационнокоммуникационных
технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в
профессиональной области, используя для этого доступные источники
информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств
сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с
использованием современных электронных образовательных ресурсов;
информационнокоммуникационных
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств
профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных
технологий как
в
информационнокоммуникационных компетенций.
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для организации учебноисследовательской
и проектной деятельности с использованием информационно
коммуникационных технологий;
6 использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и
процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
представляемой
и
коммуникационных технологий.
информационных
информации
средствами
предметных:
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов
обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по
выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умением использовать основные управляющие конструкции;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными навыками формализации прикладной
задачи и
документирования программ;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об
их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизацию знаний,
относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики, в том
числе логические формулы;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная
система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах
разработки и функционирования интернетприложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования
7компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов
обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надёжного функционирования средств ИКТ;
владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними;
владение опытом построения и использования компьютерноматематических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с
помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе
моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и
справочными системами;
сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта
использования компьютерных средств представления и анализа данных;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ,
правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами
коммуникаций в Интернете.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих
компетенций (далее ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:
общие компетенции:
ОК 01. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ
и интерпретацию информации
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере.
8ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания ОУД.07 «Информатика» в пределах освоения
ОПОП СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования обязательная учебная
нагрузка обучающихся составляет –114 часов, из них:
теоретические занятия 72 часа;
практические занятия 42 часа.
Тематический план
№ Наименование разделов
и тем
Обязательная
Количество часов
В том числе
Теоретические Практические
Введение
1. Информационная
деятельность человека
2. Информация и
информационные процессы
Всего за 1 семестр
3. Средства ИКТ
4. Технологии создания и
преобразования
информационных объектов
Дифференцированный
зачет
Всего за 2 семестр
Итого за первый курс
4. Технологии создания и
преобразования
информационных объектов
Телекоммуникационные
технологии
5.
1
11
22
34
23
21
2
46
80
14
20
Итого за второй курс
Итого по дисциплине
34
114
1
8
11
20
15
15
30
50
8
14
22
72
Промежуточная аттестация в форме экзамена
3
11
14
8
6
2
16
30
6
6
12
42
9СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его
экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение
информатики при освоении профессии.
1. Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы
развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
ресурсы
Информационные
Образовательные
информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция
программного обеспечения
(в соответствии с направлением
профессиональной деятельности), его использование и обновление.
Стоимостные характеристики информационной деятельности
общества.
1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов (в
соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые
нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной
сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием
сети Интернет.
КР №1 Входной контроль.
2. Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
2.1.Представление и обработка информации. Подходы к понятию и
измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Представление информации в двоичной системе счисления.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью
компьютера: обработка информации
Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база
компьютера.
Практическое занятие
10Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической,
звуковой информации и видеоинформации.
2.2. Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и способы их
описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация,
программирование и тестирование. Переход от неформального описания к
формальному.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы
компьютера.
Практические занятия
Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков
программирования.
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических
конструкциях.
Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций
проверки условий, циклов и способов описания структур данных.
Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Среда программирования. Тестирование программы. Программная
реализация несложного алгоритма.
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов
различной природы.
2.3.Компьютерные Модели различных процессов.
Практические занятия
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов
различной природы.
2.4.Реализация основных информационных процессов с помощью
компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
Хранение информационных объектов различных видов на разных
Определение объемов различных носителей
цифровых носителях.
информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись
информации на компактдиски различных видов.
КР №2 Информационная деятельность и информационные процессы;
КР №3 за первый семестр.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Содержание учебного материала
3.1.
Основные характеристики
компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств,
подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Архитектура компьютеров.
11Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с
целями его использования для различных направлений профессиональной
деятельности
(в соответствии с направлениями технической
профессиональной деятельности).
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к
компьютеру, в учебных целях.
Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних
устройств к компьютеру и их настройка
3.2. Компьютерные сети. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер.
Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании.
Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита
информации, антивирусная защита.
Практические занятия
Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного
рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной
деятельности.
КР №4 Средства ИКТ.
Контрольная работа за первый семестр
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации
информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание,
организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Программыпереводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая
обработка числовых данных.
12Практические занятия
Использование различных возможностей динамических (электронных)
таблиц.
Использование различных возможностей динамических (электронных)
таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей
Системы статистического учета.
Представление результатов
выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
4.3. Представление об организации баз данных и системах управления
ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных
различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных,
кадровых и др. Использование системы управления базами данных для
выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из
различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов,
образовательные специализированные порталы.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности
систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и
сортировки информации в базе данных.
4.4. Представление о программных средах компьютерной графики,
мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов
средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
Использование презентационного оборудования.
Аудио и видеомонтаж с использованием специализированного
программного обеспечения.
4.5 Демонстрация систем автоматизированного проектирования и
конструирования.
Практические занятия
Компьютерное черчение.
КР №5 Технологии создания и преобразования информационных объектов;
Дифференцированный зачет.
5. Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала
5.1. Представления о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий. Интернеттехнологии, способы и
скоростные характеристики подключения, провайдер.
13Практические занятия
Браузер. Примеры работы с интернетмагазином, интернетСМИ,
интернеттурагентством, интернетбиблиотекой и пр.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные
поисковые
сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.
Комбинации
условия поиска.
Практические занятия
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных
образовательных порталах.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и
беспроводная связь.
Практические занятия
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение
модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
5.1.3. Методы создания и сопровождения сайта.
Практическое занятие
Средства создания и сопровождения сайта.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации
коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:
электронная
почта, чат, видеоконференция, Интернеттелефония.
Практические занятия
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование
тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети
образовательного учреждения. Настройка видео вебсессий.
5.3. Управление процессами. Представление об автоматических и
о
системах управления.
автоматизированных
робототехнических системах.
Представление
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Примеры оборудования с программным управлением.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
14Темы индивидуальных проектов
1. Информационная деятельность человека
• Умный дом.
• Коллекция ссылок на электроннообразовательные ресурсы на сайте
образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
2. Информация и информационные процессы
• Создание структуры базы данных — классификатора.
• Простейшая информационнопоисковая система.
• Статистика труда.
• Графическое представление процесса.
• Проект теста по предметам.
3. Средства ИКТ
• Электронная библиотека.
• Мой рабочий стол на компьютере.
• Прайслист.
• Оргтехника и специальность.
4. Телекоммуникационные технологии
• Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
• Резюме: ищу работу.
• Личное информационное пространство.
5. Технологии создания и преобразования информационных объектов
• Ярмарка специальностей.
• Статистический отчет.
• Расчет заработной платы.
• Бухгалтерские программы.
Тест по предметам
• Диаграмма информационных составляющих.
15ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения
Введение
1.Информационная деятельность
человека
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся (на уровне
учебных действий)
находить сходства и различия протекания
информационных процессов у человека, в
биологических, технических и социальных
системах;
классифицировать информационные процессы
по принятому основанию;
выделять
основные
информационные
процессы в реальных системах.
владеть
системой базовых
знаний,
отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины
мира;
исследовать с помощью информационных
моделей структуру и поведение объекта в
соответствие с поставленной задачей;
выявлять проблемы жизнедеятельности
человека в условиях информационной
цивилизации и оценивать предлагаемые пути
их разрешения;
использовать ссылки и цитирование
источников информации;
использовать на практике базовые принципы
функционирования
организации
и
компьютерных сетей;
владеть нормами информационной этики и
права, соблюдать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и
средств
надёжного
функционирования средств ИКТ.
16
обеспечения2.Информация и информационные процессы
2.1.Представление и обработка
информации
2.2.Алгоритмизация и
программирование
оценивать информацию с позиций ее
свойств(достоверность,
объективность,
полнота, актуальность и т.п.);
знать о дискретной форме представления
информации;
знать
декодирования информации;
кодирования
способы
и
объекты
иметь представление о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем
мире;
владеть компьютерными средствами
представления и анализа данных;
отличать представление информации в
различных системах счисления;
знать
математические
информатики;
применять знания в логических формулах;
владеть навыками алгоритмического
мышления и понимать необходимость
формального описания алгоритмов;
уметь понимать программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
уметь анализировать алгоритмы с
использованием таблиц;
реализовывать
технологию решения
конкретной задачи с помощью конкретного
программного средства выбирать метод
решения задачи, разбивать процесс решения
задачи на этапы.
определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;
определять, для решения какой задачи
предназначен алгоритм (интерпретация блок
схем);Примеры
–алгоритмы
нахождения наибольшего (или наименьшего)
из двух, трех, четырех заданных чисел без
использования массивов и циклов, а также
сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в
задач:
172.3.Компьютерные Модели
позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом
перебора;
– алгоритмы работы с элементами массива
иметь представление о компьютерных
оценивать
моделях, уметь приводить примеры;
модели
моделируемому объекту и целям
моделирования;
адекватность
выделять в исследуемой ситуации: объект,
2.4.Реализация основных
информационных процессов с
помощью компьютеров
субъект, модель;
выделять среди свойств данного объекта
существенные свойства с точки зрения целей
моделирования.
оценивать и организовывать информацию, в
том числе получаемую из средств массовой
информации,
свидетельств очевидцев,
интервью;
анализировать и сопоставлять различные
источники информации.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1.Архитектура компьютеров
3.2.Компьютерные сети
передачи,
обработки,
анализировать компьютер с точки зрения
единства аппаратных и программных средств;
анализировать устройства компьютера с
точки зрения организации процедур ввода,
хранения,
вывода
информации;
определять средства, необходимые для
осуществления информационных процессов
при решении задач;
анализировать интерфейс программного
средства с позиций исполнителя, его среды
функционирования,
системы команд и
системы отказов;
выделять и
элементов окна программы.
иметь представление о типологии
компьютерных сетей,
уметь приводить
примеры;
определять программное и аппаратное
обеспечении компьютерной сети;
знать о возможности разграничения прав
доступа в сеть и применять это на практике.
18
определять назначения3.3. Безопасность, гигиена,
эргономика, ресурсосбережение
Защита информации,
антивирусная защита.
требований
владеть базовыми навыками и умениями по
соблюдению
техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при работе со средствами информатизации;
понимать основы правовых аспектов
использования компьютерных программ и
работы в Интернете, применять их на
практике;
реализовывать антивирусную
компьютера.
защиту
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
и
4.1. Понятие об информационных
системах
автоматизации
информационных процессов.
4.2. Возможности динамических
(электронных) таблиц. Математическая
обработка числовых данных.
4.3. Представление об организации баз
данных и системах управления базами
данных.
4.4. Представление о программных
средах компьютерной графики и
черчения, мультимедийных средах.
4.5.
систем
автоматизированного проектирования и
конструирования.
иметь представление о способах хранения и
простейшей обработке данных;
уметь работать с библиотеками программ;
использовать компьютерные средства
представления и анализа данных;
осуществлять обработку статистической
информации с помощью компьютера;
пользоваться базами данных и справочными
системами;
владеть основными сведениями о базах
данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними;
анализировать условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.
5. Телекоммуникационные технологии
Демонстрация
5.1. Представления о технических
и программных средствах
телекоммуникационных
технологий.
Возможности
5.2.
программного обеспечения для
организации
коллективной
деятельности в глобальных и локальных
сетевого
иметь представление о технических и
программных
средствах
телекоммуникационных технологий
применять на практике;
знать способы подключения к сети
Интернет и использовать их в своей работе;
определять ключевые слова, фразы для
поиска информации;
уметь использовать почтовые сервисы для
передачи информации;
иметь представление о способах создания и
сопровождения сайта,
уметь приводить
примеры.
иметь представление о возможностях
сетевого программного обеспечения, уметь
приводить примеры;
планировать
19
индивидуальную
икомпьютерных сетях
5.3. Управление процессами
коллективную деятельность с использованием
программных инструментов поддержки
управления проектом.
знать понятие АСУ и САУ;
знать отличия между АСУ и САУ;
приводить примеры АСУ и САУ, умение
анализировать и сравнивать
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации учебной дисциплины в наличии имеется учебный
кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности».
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД.07
«Информатика» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным
учебным материалам.
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие
станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом,
одноранговая локальная сеть кабинета,
периферийное
оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, проектор и
экран);
•
компьютеры на рабочих местах с системным программным
обеспечением (для операционной системы Windows или операционной
системы Linux), системами программирования и прикладным программным
обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины
«Информатика»;
Интернет);
• печатные и экраннозвуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для
записи (CDR или CDRW);
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных образовательных организациях,
реализующих
20образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
1 Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014
2 Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для
профессий и
специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей : учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3 Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.метод. комплекс
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413.
3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
215 Угринович М.Д. Информатика и ИКТ. Профильный курс: учебник для 11
класса. БИНОМ, 2009.
6 Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М.,
2014.
7 Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного
профилей. — М., 2014.
Интернетресурсы
1 www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационнообразовательных
ресурсов — ФЦИОР).
2 www. schoolcollection. edu. ru (Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов).
3 www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернеткурсы «Интуит» по
курсу «Информатика»).
4 www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО
ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
5 http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека
«ИИТО ЮНЕКО» по ИКТ в образовании).
6 www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы
«Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7 www. ict. edu. ru (портал «Информационнокоммуникационные технологии в
образовании»).
8 www. digitaledu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал
цифрового образования»).
9 www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Федерации).
10 www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного
обеспечения).
11 www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
12 www.
«ОpenOffice. org: Теория и практика»).
ru/altlibrary/openoffice
(электронная книга
books.
altlinux.
22