Рабочая программа 5-9 классы по обществознанию разработана с учетом всех требований Федерального государственного образовательного стандарта, где прописаны универсальные умения и навыки учащихся, содержание учебного курса, учебно-методический комплекс, предполагаемые результаты по окончанию изучения курса истории. Рабочая программа написана для линейки учебников "Просвещение".Рабочая программа
общество 5-9 классы ФГОС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Хабаровска «Средняя школа №49 имени
героевдаманцев»
«УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МБОУ « СШ
№ 49имени героевдаманцев»
____/В.И.Абросимова/
Приказ № от
« » 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_обществознание__
59 классы
Ткаченко Ирина Сергеевна
Прохорова Инга Александровна
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » 20 г. 20162017
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО
___ /______________
/
ФИО
Протокол № от
« » 20 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
руководителя поУВР
_____ /___________/
ФИО
« » 20
г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования;
примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и
науки РФ, 2015.
федерального перечня учебников.
Целью школьного обществоведческого образования является формирование
мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания,
приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений.
поликультурности,
толерантности,
Задачи изучения обществознания в основной школе:
формирование у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем;
развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний;
развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам;
выработка умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося
современного общества;
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на
пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час. Количество учебных недель – 34.
Особенности учебного предмета.
«Обществознание» учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.
Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание
изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных
наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную
психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных
явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно
нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные
контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм,
социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к
преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для
образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования
ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску
созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность
подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять
свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток
приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным
гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы
«Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении
курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать
метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Структура и специфика курса.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но
и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9
классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены
два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9
классы.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему
подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни
человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о
социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через
противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания
являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и
воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного
поведения.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его
содержательные компоненты
моральноэтические,
социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно,
систематично, целостно.
(социальнопсихологические,
Учебнометодический комплекс.
Учебники: Обществознание 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Дидактические материалы:
Рабочая тетрадь Обществознание 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / под ред. Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хоттенковой . – М.: Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь Обществознание 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / под ред. Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хоттенковой . – М.: Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь Обществознание 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / под ред. Котовой О.А., Лисковой Т.Е. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь Обществознание 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / под ред. Котовой О.А., Лисковой Т.Е. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь Обществознание 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / под ред. Котовой О.А., Лисковой Т.Е. – М.: Просвещение, 2014.
Перечень ЦОРов и ЭОРов:
Мультимедийное приложение к учебнику Обществознание 5 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.:
Просвещение, 2013.
Мультимедийное приложение к учебнику Обществознание 6 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.:
Просвещение, 2014.
Мультимедийное приложение к учебнику Обществознание 7 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.:
Просвещение, 2014.
Мультимедийное приложение к учебнику Обществознание 8 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.:
Просвещение, 2015.
Мультимедийное приложение к учебнику Обществознание 9 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.:
Просвещение, 2015. Планируемы результаты изучения учебного предмета обществознание.
Предметные результаты освоения курса обществознания на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы знания в следующих разделах:
Человек. Деятельность человека
Ученик научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоубизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике семейных
конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственнотерриториального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
и
в
благополучии
государственной
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной
жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества,
страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
процветании
своей
и
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
ученик научится: сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Познавательные:
ученик научится объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив
Коммуникативные:
ученик научится сотрудничать с другими учениками, коллективной работе, усвоит
основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Содержание учебного курса.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее
основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и
зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научнотехнический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования
в Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры
общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и
пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение
властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство.
Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской
Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
Местное самоуправление. Цели наказания.
Виды наказаний.
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административноправовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное
право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая
оборона.
Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда
и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные
и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Тематическое планирование по предмету обществознание 59 классы
Раздел программы,
количество часов
5 класс
Тема урока
Колво
часов
Срок проведения
Введение. 1 час
Вводный урок
1
1 ч
№
п/п
1. 2.
Человек. 5 часов
Загадка человека
2
2 ч
Отрочество – особая пора жизни.
2
2 ч
Практикум по теме «Человек»
1
1 ч
3.
Семья. 5 часов
Семья и семейные отношения.
1
1 ч
Семейное хозяйство.
1
1 ч Свободное время
1
1 ч
Практикум по теме «Семья»
2
2 ч
4.
Школа. 6 часов
Образование в жизни человека
2
2 ч
Образование и самообразование
2
2 ч
Одноклассники, сверстники,
друзья
1
1 ч Практикум по теме «Школа».
1
1 ч
5.
Труд. 6 часов
Труд – основа жизни
2
2 ч Труд и творчество
Практикум по теме «Труд»
2
2
2 ч
2 ч
6.
Родина. 10 часов
Наша Родина Россия
2
2 ч
Государственные символы
2
2 ч
России.
Гражданин России.
2
2 ч Мы – многонациональный народ
2
2 ч
Практикум по теме «Родина»
2
2 ч
7.
Заключительный урок. 1
Человек и общество
1
1
час 1.
Введение. 1 час
Вводный урок
1
1 ч
6 КЛАСС 35 часов
2.
Человек в социальном
измерении. 12 часов
Человек личность
Человек познает мир
2
2
2 ч
2 ч
Человек и его деятельность
2
2 ч
Потребности человека.
2
2 ч. На пути к жизненному успеху
2
2 ч
Практикум по теме «Человек в
социальном измерении»
2
2 ч
3.
Человек среди людей. 10
часов
Межличностные отношения.
2
2 ч Человек в группе
2
2 ч
Общение
2
2 ч
Конфликты в межличностных
отношениях.
2
2 ч
Практикум по теме «Человек
2
2 ч среди людей»
4.
Нравственные основы
жизни. 8 часов
Человек славен добрыми делами.
2
2 ч
Будь смелым
2
2 ч
Человек и человечность
2
2 ч Практикум по теме
2
«нравственные основы жизни»
2 ч
5.
Заключительные уроки. 2
Взаимоотношение людей.
2
2 ч
часа
Резерв 1 час 1.
Введение 1 час
Вводный урок
1
1 ч
7 класс 34 часа
2.
Регулирование поведения
людей в обществе. 12
часов
Что значит жить по правилам.
Права и обязанности граждан
1
2
1 ч
2 ч
Почему важно соблюдать законы.
2
2 ч
Защита Отечества
2
2 ч
Для чего нужна дисциплина
1
1 ч Виновен – отвечай.
1
1 ч
Кто стоит на страже порядка
2
2 ч
Практикум по теме
«Регулирование поведения людей
в обществе»
3.
Человек в экономических
отношениях. 14 часов
Экономика и ее основные
участники
1
2
1 ч
2 ч
Мастерство работника
1
1 ч Производство, затраты, выручка,
2
2 ч
прибыль.
Виды и формы бизнеса.
2
2 ч
Обмен, торговля, реклама
2
2 ч
Деньги, их функции
Экономика семьи
1
2
1 ч
2 ч Практикум по теме «Человек в
экономических отношениях»
2
2 ч
4.
Человек и природа. 6
Человек – часть природа.
2
2 ч
часов
Охранять природу – значит
охранять жизни.
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и
природа»
5.
Заключительный урок
Итоговое повторение курса
1
1
2
1
1 ч
1 ч
2 ч
1 ч 1.
Введение. 1 час
Вводный урок
1
1 ч
8 класс 35 часов
2.
Личность и общество
Что делает человека человеком?
1
1 ч
Человек, общество, природа
1
1 ч
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
1
1 ч Развитие общества
1
1 ч
Как стать личностью.
1
1 ч
Практикум по теме «Личность и
1
1 ч
общество»
3.
Сфера духовной
культуры
Сфера духовной жизни
1
1 ч
Мораль
1
1 ч Долг и совесть
Моральный выбор
Образование
1
1
1
Наука в современном обществе.
1
Религия как одна из форм
1
культуры.
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
Практикум по теме «Сфера
1
1 ч
духовной культуры»
4.
Социальная сфера
Социальная структура общества.
1
1 ч Социальные статусы и роли
1
1 ч
Нации и межнациональные
отношения
1
1 ч
Отклоняющееся поведение
1
1 ч
Практикум по теме «Социальная
1
1 ч
сфера»
5.
Экономика. 13 часов
Экономика и ее роль в жизни
1
1 ч
общества
Главные вопросы экономики
1
1 ч Собственность
1
1 ч
Рыночная экономика
1
1 ч
Производство – основа
экономики
Предпринимательская
деятельность
1
1
1 ч
1 ч Роль государства в экономике.
1
1 ч
Распределение доходов
1
1 ч
Потребление
1
1 ч
Инфляция и семейная экономика
1
1 ч
Безработица, ее причины и
последствия.
Мировое хозяйство и
международная торговля.
1
1
1 ч
1 ч Практикум по теме «Экономика»
1
1 ч
1.
Введение. 1 час
Вводный урок
1
1 ч
9 класс 34 часа
2.
Политика. 9 часов
Политика и власть
Государство
Политические режимы.
Правовое государство
Гражданское общество и
государство.
1
1
1
1
1
Участие граждан в политической
1
жизни
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч Политические партии и движения
1
1 ч
Практикум по теме «Политика»
2
2 ч
3.
Право. 18 часов
Роль права в жизни общества и
государства.
Правоотношения и субъекты
права.
1
1
1 ч
1 ч
Правонарушения и юридическая
1
1 ч
ответственность
Правоохранительные органы
1
1 ч Конституция Российской
Федерации. Основы
конституционного строя.
2
2 ч
Права и свободы человека и
гражданина.
2
2 ч
Гражданские правоотношения
1
1 ч
Право на труд. Трудовые
правоотношения.
1
1 ч
Семейные правоотношения
1
1 ч Административные
правоотношения.
1
1 ч
Уголовноправовые отношения
1
1 ч
Социальные права.
1
1 ч
Международноправовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
1
1 ч
Правовое регулирование
отношений в сфере образования
1
1 ч
Практикум по теме «Право»
2
2 ч 4.
Заключительный урок. 2
часа
Итоговое повторение и проверка
знаний по всему курсу
2
2
Резерв 4 часа Календарнотематическое планирование по предмету обществознание.
5 класс. 35 часов.
Колво
часов
Дата проведения
план
факт
№ урока
1.
Тема урока
Вводное занятие. «Как работать с
учебником?»
2 3
Загадка человека
4 5.
Отрочество – особая пора жизни
6– 7.
78.
Семья и семейные отношения.
.
Семейное хозяйство
910.
Свободное время.
11.
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Семья»
1213
Образование в жизни человека.
.
1415
Образование и самообразование
1617.
Одноклассники, сверстники, друзья.
18.
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Школа»
Формы текущего
контроля
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
Семья
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Школа
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы 1920.
2122.
23.
Труд – основа жизни.
.
Труд и творчество.
Обобщение и система знаний по теме
«Труд»
2425.
Наша Родина Россия
2627.
Государственные символы России.
2829
Гражданин России.
3031 Мы – многонациональный народ.
32
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Родина».
3334
Человек и общество.
35.
Резерв
Труд
2
2
1
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Заключительные уроки 4 часа
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Защита проектов
2
2
2
2
1
2
1 Календарнотематическое планирование по предмету обществознание.
7 класс. 35 часов.
№ урока
Тема урока
Колво
часов
Формы текущего
контроля
Дата проведения
план
факт
1.
2
34.
56.
78.
9
10.
Вводный урок. Знакомство с основным
содержанием курса 7 класса.
Что значит жить по правилам.
Права и обязанности граждан.
Почему важно соблюдать законы.
Защита Отечества.
Для чего нужна дисциплина
Виновен отвечай.
1112.
Кто стоит на страже закона.
13
1415
Практикум по теме «Регулирование
поведения людей в обществе»..
Экономика и ее основные участники.
1
1
2
2
2
1
1
1
2
Семья
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
2
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Устные ответы, работа с
текстом, тестами 16.
Мастерство работника.
1718.
Производство, затраты, выручка, прибыль.
1920.
Виды и формы бизнеса.
2122.
Обмен, торговля, реклама
23.
Деньги, их функции.
2425.
Экономика семьи.
2627.
Практикум по теме «Человек в
экономических отношениях».
28
29
30
Человек – часть природы.
Охранять природу – значит охранять
жизнь.
Закон на страже природы.
3132
Практикум по теме «Человек и природа».
3334
Итоговое обобщение и повторение курса.
35.
Резерв
1
2
2
2
1
2
2
1
1
1
2
2
1
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Устные ответы, работа с
текстом, тестами
Творческие работы,
тестовые работы
Защита проектов №
урока
1
2
3
4
5
6
7
Календарнотематическое планирование. Обществознание. 9 класс. 34 часа.
Дата проведения урока Тема урока
Часы
Контроль
план
факт
Тема 1. Политика и социальное
управление
1 повтор. теста, 2 понятийных диктанта, 1
повторитетобобщающий урок
Понятийный диктант
Введение в курс обществознания.
Политика и власть. Роль политики в
жизни общества
Основные направления политики
Государство и его отличительные
признаки. Государственный
суверенитет
Внутренние и внешние функции
государства. Формы государства
Политический режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в
современном мире
Правовое государство. Разделение
властей. Условия становления
1
1
1
1
1
1
1 8
9
10
11
12
13
14
15
правового государства в РФ
Повторительнообобщающий урок по
темам: «Политика. Государство.
Политический режим. Правовое
государство»
Гражданское общество. Местное
самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ
Участие граждан в политической
жизни. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в
демократическом обществе.
Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма
Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни
Политические партии и движения в
РФ. Участие партий в выборах
СМИ. Влияние СМИ на политическую
жизнь общества. Роль СМИ в
предвыборной борьбе
Повторительнообобщающий урок по
теме: «Политика и социальное
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторит. Тест
Понятийный диктант
Контрольный тест 16
17
18
19
20
21
22
2 теста, 2 понятийных диктанта и 1
повторобобщ.урок
Понятийный диктант
управление»
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека,
общества и государства. Понятие
нормы права.
Нормативноправовой акт. Виды НПА.
Система законодательства
Понятие правоотношения. Виды
правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних
Понятие правонарушения. Признаки и
виды правонарушений. Понятия и
виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности
Правоохранительные органы. Судебная
система РФ. Адвокатура. Нотариат
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство
Органы государственной власти в РФ.
Взаимоотношение органов
1
1
1
1
1
1
1 23
24
25
26
27
28
29
государственной власти и граждан
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Всеобщая декларация прав человека –
идеал права. Воздействие
международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод
человека и гражданина РФ
Гражданские правоотношения. Право
собственности. Основные виды
гражданскоправовых договоров.
Права потребителей
Трудовые правоотношения. Право на
труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника.
Трудоустройство несовершеннолетних
Семейные правоотношения. Порядок и
условия вступления в брак. Права и
обязанности детей и родителей
Административные правоотношения.
Административное правонарушение.
Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты
уголовного права. Понятие
преступления. Пределы допустимой
1
1
1
1
1
1
1
Контрольный тест
Понятийный диктант
Повторит. Тест 30
31
32
33
34
самообороны. Уголовная
ответственность несовершеннолетних
Социальные права. Жилищные
правоотношения
Международноправовая защита жертв
вооруженных конфликтов. Право на
жизнь в условиях вооруженных
конфликтов. Защита гражданского
населения в период конфликтов
Правовое регулирование отношений в
сфере образования
Повторительнообобщающий урок по
теме: «ПРАВО»
Резерв
1
1
1
1
1
тест Приложение:
Примерные темы проектных работ по обществознанию: (возможен стенд,
плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов
прессы и т.п.):
5 класс
Кто на кого похож
Экономия семейных ресурсов
Наш класс
Творчество в науке и искусстве
Русский язык – язык межнационального общения
6 класс
Человек и его деятельность
Как вести себя в конфликтной ситуации
Варианты золотого правила морали
7 класс
Подвиги российских солдат и офицеров в наши дни.
Использование информационных технологий в школе.
Экологическая безопасность родного края
8 класс
Профессии XXI века
Учреждения культуры – моим землякам
Правила, которые следует придерживаться в отношениях между людьми разных
национальностей.
Как работает современный рынок
9 класс
Защита прав детей, оставшихся без попечителей родителей
Защита правопорядка
Знай свои права (пособие для подростка)
Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?)
Примерные темы творческих работ по обществознанию: (возможен стенд,
плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка
материалов прессы и т.п.):
5 класс:
Мифы о происхождении человека.
Как государство помогает семье.
История параолимпийских игр.
6 класс:
Права ребёнка в конституции РФ.
Организация семейного досуга. Свободное время школьника.
Роль семьи в моей жизни (родословное дерево).
Мой дедушка (бабушка) участник Великой Отечественной войны.
Моё доброе дело.
7 класс: Традиции народов России. Национальный костюм (народы России).
Хорошо учиться это значит?
8 класс:
Социальный портрет моего сверстника.
Знай свои права (пособие для подростка).
Защита правопорядка.
9 класс:
Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
Здоровый образ жизни.
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
Человек долга кто он, каков он?
Формы организации учебного процесса:
парные,
групповые,
коллективные,
индивидуальногрупповые,
Индивидуальные,
фронтальные, классные и внеклассные.
Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:
Формирование знаний: лекция, конференция.
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.
Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.
Типы уроков:
урок изучения нового
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок – лекция
урок – семинар
урок – зачет
урок – практикум
Методы обучения:
и
методы
учебнопознавательной
деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.);
практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.);
осуществления
организации исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя;
дидактическая игра;
методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в
учении;
методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка,
индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические
работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительноиллюстративный
и репродуктивный, частичнопоисковый, проектноисследовательский во внеурочной
деятельности.
Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение,
технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное
обеспечение урока.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и
промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по
предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана)
и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний, обучающихся через опросы,
самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока,
терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения
урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу
выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,
тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительнообобщающими уроками ( в форме
тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,
осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым
календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за
собой «1» единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий
оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением какихлибо ошибок в процессе
выполнения задания четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности
– тремя баллами;
полное отсутствие активности отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75100% отлично «5»;
6074% хорошо «4»
5059% удовлетворительно «3»;
менее 50% неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
активная и правильная работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий по желанию;
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
отсутствие выполнения дополнительных заданий;
низкий уровень знания базового материала;
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Рабочая программа "Обществознание" (5-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.