Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
Взрослым
11.05.2018
Рабочая программа Учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов разработана на основе ФГОС СПО и примерной основной образовательной программы по данной специальности и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ) по программе подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
ОГСЭ.01 ГОТОВО.docx
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе
требований «Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1570)
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
ОГАПОУ «ЮАТ им.
Ковалевского»
___________ Степовая И.В.
« » 2018 г.
Е.П.
Организацияразработчик:
ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум им. Е.П. Ковалевского»
Разработчик:
Алейникова И.Н. преподаватель ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум им. Е.П.
Ковалевского»
РАССМОТРЕНО
на заседании МК преподавателей
дисциплин общеобразовательного
цикла, протокол № _
от «
председатель МК
ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»
»
__________ Тарановская В.П.
» 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы
философии является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности технического профиля
27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социальноэкономический цикл
(ОГСЭ) по программе подготовки специалистов среднего звена технического профиля
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в
современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях
философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами
развития и функционирования природных и общественных систем;
дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического
мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией
и идеалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы
и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста,
социокультурный контекст;
Выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научной, философской и религиозной картин мира;
Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности;
развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
Общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде., связанных с
Код ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Формулировка ОК
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 11
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня
физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часа. 2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
Контрольная работа
Самостоятельная работа1
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем в часах
36
30
4
2
1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
1
Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1.
Понятие
«философия»
и его значение
Содержание
Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения.
1.
Сциентизм и антисциентизм в подходе к философии: соотношение философии и науки.
Философия и искусство. Философия и религия. Философия – «ничья земля» (Б. Рассел). Функции
философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и
специфика философии и её метода. Главные разделы философского знания.
2.
Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны. Выделение
главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии.
Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм объективный и
субъективный. Монизм, дуализм и плюрализм. Гностицизм, скептицизм и агностицизм.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1.
Восточная
философия
Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в
Содержание
1.
возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии.
2.
Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны. Миф
о Пуруше. Веды как памятник предфилософии. Пантеон ведических божеств. Космогонические
мифы Ригведы. Учение о единстве мироздания. Рита – мировой закон. Учение Упанишад о
тождестве Атмана и брахмана (субъективного и объективного духа). Учение о переселении душ,
его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы. Этическое учение
«Бхагаватгиты». Йогин как идеал личности и учение об отрешённом действии. Формирование
тримурти. Астика и настика как противоположные течения индийской философии. 6 даршан:
миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика. Материализм школы чарвакалокаята. Буддизм
как наиболее значительное из учений настики. Жизнь Будды. Учение о срединном пути и четырёх
благородных истинах. Принцип ахимсы. Нирвана как цель стремлений буддистов. Основные
направления в буддизме: хинаяна и махаяна. Нагарджуна – представитель буддистской мысли.
3.
Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм. Роль
Объем в
часах
Осваиваемы
е элементы
компетенци
й
3
1
1
18
4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06 Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Традиционализм и
ритуалистичность китайской культуры. Почтительность в культуре Китая. Представления о
государстве как семье. Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и
культ предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги перемен».
Учение об инь и ян и 5 стихиях. ЛаоЦзы и учение даосизма. Чжуаньцзы. Дао как первоначало
сущего и мировой закон. Дэ как овеществлённое Дао. Диалектическое учение о взаимопереходе
противоположностей. Даосский идеал личности, его отношения с обществом и природой.
Конфуций и его учение. «Ицзинь». Представления Конфуция о ритуале, человечности,
государстве. Учение об «исправлении имён». Идеал благородного мужа в учении Конфуция.
Педагогические идеи Конфуция. Полемика последователей Конфуция об этической природе
человека: позиции Гаоцзы, Мэнцзы, Сюньцзы. Моизм. Философия легизма. ХаньФэйцзы.
Отличие легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и методов управления
государством.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая тематика: Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий
параграф учебника «Основы философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014.
Содержание
1.
Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного мировоззрения.
Поиски вещественных субстанций как путь поиска первоначала (архе). Милетская школа
философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр). Диалектика Гераклита. Учение Пифагора: поиски
количественных, числовых закономерностей. Элейская школа философии. Учение Парменида о
бытии и невозможности небытия. Апории Зенона как путь выработки философских
представлений о веществе, пространстве и времени. Демокрит и древние атомисты. Атомизм как
попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление древнего и современного атомизма. Теория
гомеомерий у Анаксагора. Философия Эмпедокла.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Сущность антропологического поворота в античной философии. Субъективный идеализм
софистов. Протагор – человек как мера вещей. Философия Платона. Природа идей.
Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как
порождающей модели класса вещей. Космология Платона. Социальная философия Платона,
построение идеального государства. Философия Аристотеля. Критика теории идей. Материя и
форма (гилеморфизм). Учение о 4х видах причин. Учение Аристотеля о природе (физика).
Учение об обществе и этические представления Аристотеля.
Тема 2.2.
Античная
философия.
(доклассически
й период).
Тема 2.3.
Античная
философия
(классический
и
эллинистическ
оримский
2
2
ОК1ОК6
ОК1ОК6 период)
Тема 2.4.
Средневековая
философия.
Тема 2.5.
Философия
эпохи
Возрождения
Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии.
2.
Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от классического этапа развития
античной философии. Философская проблематика стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и
кинизма. Главные представители этих школ. Римская философия. Неоплатонизм.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника О. Д.
Волкогоновой, Н. М. Сидоровой «Основы философии» М. 2013. с. 58 105.
Содержание
1.
Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и
схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия
Августина. Учение о земном и божественном градах. Основная проблематика схоластической
философии. Проблема доказательств бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма
Кентерберийского и 5 физикокосмологических доказательств Фомы Аквинского. Томизм как
наиболее последовательное выражение западной средневековой философии. Жизненный путь и
философия Пьера Абеляра. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
«Бритва Оккама» и роль этого принципа в изживании средневекового мировоззрения
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая тематика: Перечитать конспект лекции в тетрадиМусульманская философская
мысль средневековья, а также соответствующий параграф учебника «Основы философии» А.А.
Горелов, М. Академия, 2014
Содержание
1.
Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Основные
направления философии эпохи Возрождения и их представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка,
Н. Кузанский (учение о совпадении противоположностей), Л да Винчи, Н. Коперник
(гелиоцентрическая система мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и множестве
миров), Г. Галилей.
2.
Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Антропоцентризм как основная
черта философии Возрождения. Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в эпоху
Возрождения, роль натурфилософии и естествознания в этом процессе. Социальная философия
Возрождения: Н. Макиавелли. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм М. Монтеня.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая тематика: Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий
параграф учебника «Основы философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
2
2
ОК1ОК6
ОК1ОК6 Тема 2.6.
Философия
XVII века.
Тема 2.7.
Философия
XVIII века
Тема 2.8.
Немецкая
классическая
философия
Содержание
1.
Эмпиризм и рационализм Нового времени. Механицизм как господствующая парадигма
познания мира. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода
и метода индукции. Эмпиризм Бэкона. Материалистические воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и
сенсуализм Локка, учение о душе как «чистой доске».
Философия Р. Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод, поиск
2.
рационального порядка, концепция врождённых идей, дуализм. Механистические концепции Р.
Декарта и его вклад в развитие науки. Пантеистические воззрения Б. Спинозы. Рационализм в
философии Г.В.Лейбница: принципы тождества, предустановленной гармонии, идеальности
монад, непрерывности. Теодицея и учение нашем мире как лучшем из возможных.
Контрольная работа № 1 (1 час)
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1. Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с философией
прошлого века. Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века.
2. И. Ньютон: создание теоретической механики. Субъективный идеализм Д. Беркли, агностицизм
и скептицизм Д. Юма. Философия европейского Просвещения. Характерные черты философии
эпохи Просвещения. Французское Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах, Ж.
Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Немецкое Просвещение XVIII в.
Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника «Основы
философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Содержание
1.
Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта: принцип
трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы материализма в
философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка категорического
императива. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа идей.
Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и
гегелевской диалектики. Противоречие между идеалистической системой и диалектическим
методом. Материалистическое понимание природы и философская антропология Л. Фейербаха.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая тематикаПеречитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий
параграф учебника «Основы философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
2
1
1
ОК1ОК6
ОК1ОК6
ОК1ОК6 Тема 2.9.
Современная
западная
философия.
Тема 2.10.
Русская
философия.
Содержание
1.
Основные черты современной западной философии. Неклассическая философия жизни как
противовес классической рациональной философии. Философия А. Шопенгауэра. Философия
воли к власти Ф. Ницше.
2.
Экзистенциализм. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и
атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П.
Сартра, К. Ясперса, А. Камю.
3.
Позитивизм: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль); «второй
позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Л.
Витгенштейн, Б. Рассел); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Прагматизм Ч. Пирса и его последователей. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на
философию и культуру.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской
философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские
взгляды. Философия русского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов.
Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурно исторических
типов Н.Я. Данилевского. Философия революционного демократизма: А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды либеральных и
революционных народников. Религиозно – этические искания Ф.М. Достоевского и Л. Н.
Толстого. Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство, София. Философия Н.А.
Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н. Булгакова. Диалектическая
феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Философия в СССР и современной России.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Русский космизм
Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника «Основы
философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Тема
3.1.Онтология
– философское
учение о
бытии.
Содержание
1.
Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в различных
направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи. Материя как
субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый атрибут материи,
Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии.
ОК1ОК6
ОК1ОК11
ОК1ОК11
1
1
1
1
15 основные виды движения. Основные свойства материи. Структурированность материи.
Применение системного подхода относительно материи. Пространство и время как атрибуты
существования материи. Обзор основных теорий пространства и времени. Время физическое,
психическое, биологическое и социальное.
Контрольная работа № 2 (1 час)
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника «Основы
философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Содержание
1.
Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и использования
фактов, их синтеза в целостные философские концепции. Диалектика как методология, теория и
метод познания. Концепция развития в диалектической философии. Категории диалектики:
качество, количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики. Диалектика и общая теория
мироздания. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в теории
современной философии и науки.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Проявление законов диалектики в печатном деле
Содержание
1.
Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части философии.
Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и альтернативные
гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания.
2.
Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Память и
воображение. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном.
Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в
процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер
познавательной деятельности человека.
3.
Учение о сознании в историко – философской мысли. Происхождение сознания и его
сущность. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность.
Идеальность сознания и его структура. Общественная природа сознания.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуема тематика: Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий
параграф учебника «Основы философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Содержание
Тема
3.2.Диалектика
– учение о
развитии.
Законы
диалектики.
Тема
3.3.Гносеологи
я –
философское
учение о
познании.
Тема
1
1
1
1
1
ОК1ОК11
ОК1ОК11
1
ОК1ОК11 3.4.Философск
ая
антропология о
человеке.
Тема
3.5.Философия
общества.
Тема
3.6.Философия
истории.
Тема
3.7.Философия
культуры.
Свобода как философская категория. Проблема свободы человека.
1.
Философская антропология как научная дисциплина и её предмет. Философия о природе
человека. Проблема человека в истории философской мысли. Биосоциальная сущность человека.
Проблемы антропосоциогенеза. Представление о сущности человека в истории философской
мысли.
2.
Человек как личность. Сущность характеристик личности. Проблемы типологии личности.
Механизмы социализации личности. Личность и индивид. Деятельность как способ существования
человека. Сущность и специфические характеристики деятельности человека. Структура, виды,
формы и уровни деятельности.
3.
Контрольная работа № 3 (1 час)
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.
Содержание
1.
Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально –
философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение
общества. Сущность общества. Общество и его структура. Подсистемы общества. Объективное и
субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и духовное в применении к
обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания.
Основные философские концепции общества. Человек и общество.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о
направленности и движущих силах исторического развития. Теологическая историософия
(Августин), объективноидеалистическая философия истории (Гегель). Волюнтаризм в
философии истории (Т. Карлейль). Географический и экономический детерминизм в философии
истории. Философия марксизма и современность. Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая тематика: Подбор материала по теме «Роль личности в истории»
Содержание
1.
деятельностью и социумом. Виды культуры, культура материальная и духовная. Соотношение
культуры и природы как философская проблема. Основные теории происхождения культуры
(культурогенеза), их связь с философскими концепциями. Понятие «цивилизация», его
Определение культуры. Культура как неотъемлемая черта бытия человека, её связь с
ОК1ОК11
ОК1ОК11
ОК1ОК6
1
1
1 Предмет этики. Практический и императивный характер этики. Соотношение
взаимоотношение с понятием «культура». Теории локальных цивилизаций. Воспитательная роль
культуры.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Учение о ценностях в истории философской мысли. Понятие ценности, как философской
категории. Ценность, ценностная ориентация, ценностная установка, оценка, оценочное
отношение, оценочное суждение. Критерии оценки. Классификация ценностей и их основание.
Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от типа
цивилизаций. Социализирующая роль ценностей.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики.
Основные этические доктрины: эвдемонизм, ригоризм, гедонизм, квиетизм, утилитаризм и пр.
Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория.
Практическое выражение этики в поведении современного человека. Предмет эстетики.
Специфика эстетического восприятия мира. Связь эстетики с другими областями философии и с
искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое.
Прекрасное и возвышенное как главные эстетические категории. Безобразное и низменное как
эстетические антиценности. Трагическое и ужасное в искусстве и жизни. Сущность смешного и
комического: основные теории
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Определение религии. Философия и религия: сходства и различия. Классификация
философскорелигиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений:
политеизм и монотеизм. Особенности религий откровения. Основные черты религиозного
мировоззрения. Специфика религиозных ценностей. Понимание Бога в различных мировых
религиях и философских системах. Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы
совести, реализация этого принципа в современном мире. И России.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание
1.
Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие
науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Понятие
Понятие науки. Основные черты научного знания, его отличие от вненаучного знания.
Тема
3.8.Аксиология
как учение о
ценностях.
Тема
3.9.Философск
ая
проблематика
этики и
эстетики.
Тема
3.10.Философи
я и религия.
Тема
3.11.Философи
я науки и
ОК1ОК6
ОК1ОК11
1
1
1
*
2 техники.
Тема
3.12.Философи
я и глобальные
проблемы
современности.
Всего:
Этическая сторона научной и технической деятельности. Наука и техника в современном
техники, соотношение научной и технической деятельности. Требования к личности учёного и
изобретателя.
2.
обществе.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника «Основы
философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Содержание
1.
Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация глобальных
проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные проблемы.
Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового поражения, рост
социального неравенства мировых регионов, международный терроризм, распространение
наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в
этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.
Контрольная работа № 4 (1 час)
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Рекомендуемая ьемаьтка: Демографические глобальные проблемы современного мира
перечитать конспект лекции в тетради, а также соответствующий параграф учебника «Основы
философии» А.А. Горелов, М. Академия, 2014
Дифференцированный зачет
2
2
36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Гуревич П.С. Основы философии [Текст]: Учебное пособие. Для студентов средних
Ерина, Е.Б. Основы философии [Текст]: карманное учебное пособие. / Е.Б. Ерина – 2е
Информационное обеспечение реализации программы
3.1. Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета
«Гуманитарных и социальноэкономических дисциплин», оснащенного оборудованием:
рабочее место преподавателя;
плакаты, наглядные пособия, схемы.
рабочие места по количеству обучающихся;
технические средства:
компьютер;
мультимедийный проектор;
лицензионное программное обеспечение.
3.2.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
1. Основы философии: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ А.А. Горелов . – 15е
изд.,стер. М. : Издательский центр Академия, 201
Дополнительная литература:
1.
специальных учебных заведений /В.Д. Губин. М.: ТОН. 2008.274с.
2.
специальных учебных заведений/ П.С. Гуревич. – М.: ООО УИЦ Гардарики. 2009. 438 с.
3.
изд. М.: ИД Риор. 201., 90 с.
Интернетресурсы:
3.2.2. Электронные издания
1.HTTP://FILOSOF.HISTORIC.RU/
2.HTTP://PHILOSOPHY.RU/
Губин В.Д. Основы философии [Текст]: Учебное пособие. Для студентов средних 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы оценки
Экспертное
наблюдение за
выступлениями
с рефератами,
Ответы на
вопросы.
Критерии оценки
Степень знания материала курса, Насколько
логично и ясно излагается материал, не
требует ли он дополнительных пояснений,
Отвечает ли учащийся на все дополнительные
вопросы преподавателя. На каком уровне
выполнены контрольные работы и рефераты
самостоятельной работы.
Результаты обучения
Знания:
основных философских
учений;
главных философских
терминов и понятий
проблематики и предметного
поля важнейших
философских дисциплин
Умение:
ориентироваться в истории
развития философского
знания;
вырабатывать свою точку
зрения и аргументированно
дискутировать по важнейшим
проблемам философии.
применять полученные в
курсе изучения философии
знания в практической, в том
числе и профессиональной,
деятельности
Выступления с
рефератами,
ответы на
вопросы,
участие в
дискуссии
Насколько свободно учащийся ориентируется
в истории развития философии. Может ли
верно охарактеризовать взгляды того или
иного философа.
Насколько самостоятельно, логично и
аргументированно учащийся может выдвигать
и защищать свою точку зрения по важнейшим
проблемам философии в рефератах и
дискуссиях.
Насколько успешно студент может применять
свои знания по курсу «Основы философии» в
повседневной и профессиональной
деятельности. Насколько он способен к
диалектическому и логически
непротиворечивому мышлению в своей
специальности. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся развитие общих компетенций
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК1. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к различным
контекстам
ОК2.Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач и
личностного развития
ОК3. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие
ОК4.Работать в коллективе
и команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами
ОК6. Проявлять
гражданско
патриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и
оценки
демонстрация интереса к
будущей профессии
Экспертное наблюдение на
уроках при выполнении
учебных заданий
эффективный поиск необходимой
информации;
получение информации из
различных источников, включая
электронные
Экспертное наблюдение на
уроках при выполнении
учебных заданий,
внеаудиторная
самостоятельная работа
демонстрация способности
планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие
взаимодействие обучающихся и
преподавателей в процессе
обучения.
демонстрация гражданско
патриотической позиции,
осознанного поведения на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей
Экспертное наблюдение и
оценка на уроках;
тестирование.
Экспертное наблюдение за
применением способов
бесконфликтного общения и
саморегуляции в процессе
организации устного опроса,
самостоятельной
деятельности.
Экспертное наблюдение на
уроках при выполнении
учебных заданий
основных
Наименование
раздела, темы
Характеристика
видов
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1. Понятие
«философия» и его
значение
Происхождение слова «философия». Отличие
философии от других видов мировоззрения.
Сциентизм и антисциентизм в подходе к
философии: соотношение философии и
науки. Философия и искусство. Философия и
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет и
практическая
Функции
религия. Философия – «ничья земля» (Б.
Рассел).
философии:
познавательная,
мировоззренческая,
ценностная,
пр.
Проблематика и специфика философии и её
метода. Главные разделы философского
знания.
Основной вопрос философии, его
онтологическая и гносеологическая стороны.
Выделение главных направлений в философии
в соответствии с решением основного вопроса
философии. Материализм и идеализм как
главные направления философии, идеализм
объективный и субъективный. Монизм,
дуализм и плюрализм. Гностицизм,
скептицизм и агностицизм.общества.
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1. Восточная
философия
Проблема происхождения философии.
4.
Роль мифологии и обыденного сознания в
возникновении философии. «От мифа к
логосу» как путь формирования философии.
5.
Философия древней Индии. Деление
общества на варны, обязанности каждой
варны. Миф о Пуруше. Веды как памятник
предфилософии. Пантеон ведических
божеств. Космогонические мифы Ригведы.
Учение о единстве мироздания. Рита –
мировой закон. Учение Упанишад о
тождестве Атмана и брахмана (субъективного
и объективного духа). Учение о переселении
душ, его влияние на индийскую культуру.
Понятие дхармы, сансары и кармы. Этическое
учение «Бхагаватгиты». Йогин как идеал
личности и учение об отрешённом действии.
Формирование тримурти. Астика и настика
как противоположные течения индийской
философии. 6 даршан: миманса, веданта,
йога, санкхья, ньяя, вайшешика. Материализм
школы чарвакалокаята. Буддизм как
наиболее значительное из учений настики.
Жизнь Будды. Учение о срединном пути и
четырёх благородных истинах. Принцип
ахимсы. Нирвана как цель стремлений
буддистов. Основные направления в
буддизме: хинаяна и махаяна. Нагарджуна –
представитель буддистской мысли.
Культура Китая, её своеобразие.
Представления китайцев о мире, их
китаецентризм. Роль Неба как верховного
божества. Небо как источник порядка и ритуала. Традиционализм и ритуалистичность
китайской культуры. Почтительность в
культуре Китая. Представления о
государстве как семье. Специфика
религиозных воззрений в Китае.
Представления о духах и культ предков.
Развитие письменности в Китае.
Мировоззренческое значение «Книги
перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях.
ЛаоЦзы и учение даосизма. Чжуаньцзы. Дао
как первоначало сущего и мировой закон. Дэ
как овеществлённое Дао. Диалектическое
учение о взаимопереходе
противоположностей. Даосский идеал
личности, его отношения с обществом и
природой. Конфуций и его учение. «Ицзинь».
Представления Конфуция о ритуале,
человечности, государстве. Учение об
«исправлении имён». Идеал благородного
мужа в учении Конфуция. Педагогические
идеи Конфуция. Полемика последователей
Конфуция об этической природе человека:
позиции Гаоцзы, Мэнцзы, Сюньцзы. Моизм.
Философия легизма. ХаньФэйцзы. Отличие
легизма от конфуцианства в трактовке
сущности человека и методов управления
государством
Периоды в развитии философии античности.
Демифологизация античного мировоззрения.
Поиски вещественных субстанций как путь
поиска первоначала (архе). Милетская школа
философии (Фалес, Анаксагор,
Анаксимандр). Диалектика Гераклита.
Учение Пифагора: поиски количественных,
числовых закономерностей. Элейская школа
философии. Учение Парменида о бытии и
невозможности небытия. Апории Зенона как
путь выработки философских представлений
о веществе, пространстве и времени.
Демокрит и древние атомисты. Атомизм как
попытка преодоления апорий Зенона.
Сопоставление древнего и современного
атомизма. Теория гомеомерий у Анаксагора.
Философия Эмпедокла.
Сущность антропологического поворота в
античной философии.
Субъективный
идеализм софистов. Протагор – человек как
мера вещей. Философия Платона. Природа
идей.
Сопричастность идей и вещей.
Понимание идеи как предела становления
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Тема 2.2. Античная
философия.
(доклассический
период).
Тема 2.3. Античная
философия
(классический и
эллинистическо
римский период) вещей и как порождающей модели класса
вещей. Космология Платона. Социальная
философия Платона, построение идеального
государства.
Философия Аристотеля.
Критика теории идей. Материя и форма
(гилеморфизм). Учение о 4х видах причин.
Учение Аристотеля о природе (физика).
Учение об обществе и этические
представления Аристотеля.
Философия эпохи Эллинизма, её специфика и
отличие от классического этапа развития
античной философии. Философская
проблематика стоицизма, эпикуреизма,
скептицизма и кинизма. Главные
представители этих школ. Римская
философия. Неоплатонизм.
Основные черты средневековой философии,
её отличие от античной философии.
Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и
фидеизм средневековой философии.
Патристика и схоластика – основные этапы
развития средневековой философии.
Философия Аврелия Августина. Учение о
земном и божественном градах. Основная
проблематика схоластической философии.
Проблема доказательств бытия Бога.
Онтологическое доказательство Ансельма
Кентерберийского и 5 физико
космологических доказательств Фомы
Аквинского. Томизм как наиболее
последовательное выражение западной
средневековой философии. Жизненный путь и
философия Пьера Абеляра. Спор
номиналистов и реалистов в средневековой
философии. «Бритва Оккама» и роль этого
принципа в изживании средневекового
мировоззрения
Основные черты философии эпохи
Возрождения,
её переходный характер.
Основные направления философии эпохи
Возрождения и их представители: Данте
Алигьери, Ф. Петрарка, Н. Кузанский (учение
о совпадении противоположностей), Л да
Винчи, Н. Коперник (гелиоцентрическая
система мира),
Бруно (учение о
бесконечности вселенной и множестве
миров), Г. Галилей.
Сущность ренессансного гуманизма.
Понимание человека как мастера и
художника. Эстетическое – доминирующий
Д.
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Тема 2.4.
Средневековая
философия
Тема 2.5. Философия
эпохи Возрождения принципы
порядка,
Эмпиризм
схоластики,
дедуктивный метод,
аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм как основная черта
философии Возрождения. Борьба со
схоластикой. Изменение картины мира в
эпоху Возрождения, роль натурфилософии и
естествознания в этом процессе. Социальная
философия Возрождения: Н. Макиавелли.
Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Скептицизм М. Монтеня.
Эмпиризм и рационализм Нового времени.
Механицизм как господствующая парадигма
познания мира. Философия Ф. Бэкона:
критика
развитие
экспериментального метода и метода
индукции.
Бэкона.
Материалистические воззрения Т. Гоббса.
Эмпиризм и сенсуализм Локка, учение о душе
как «чистой доске».
Философия Р. Декарта: интеллектуальная
поиск
интуиция,
рационального
концепция
врождённых идей, дуализм. Механистические
концепции Р. Декарта и его вклад в развитие
науки.
Пантеистические воззрения Б.
Спинозы. Рационализм в философии Г.
В.Лейбница:
тождества,
предустановленной гармонии, идеальности
монад, непрерывности. Теодицея и учение
нашем мире как лучшем из возможных.
Контрольная работа № 1 (1 час)
Основные идеи философии XVIII века,
преемственность и новизна в сравнении с
философией прошлого века. Эмпиризм и
рационализм в философии XVIII века.
И. Ньютон: создание теоретической
механики. Субъективный идеализм Д. Беркли,
агностицизм и скептицизм Д. Юма.
Философия европейского Просвещения.
Характерные черты философии эпохи
Просвещения. Французское Просвещение 18
века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах,
Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж.
Руссо и пр.
Основные достижения немецкой
классической философии. Философия И.
Канта: принцип трансцендентального
идеализма. Теория познания, агностицизм.
Элементы материализма в философии Канта.
Антиномии и их разрешение. Этика Канта:
формулировка категорического императива.
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Тема 2.6. Философия
XVII века.
Тема 2.7. Философия
XVIII века
Тема 2.8. Немецкая
классическая
философия Тема 2.9.
Современная
западная философия
Тема 2.10. Русская
философия
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Практическая работа
Дифференцированный
зачет
Кьеркегора,
Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный
объективный идеализм, природа идей.
Взаимоотношения духа и природы.
Достоинства и недостатки гегелевского
идеализма и гегелевской диалектики.
Противоречие между идеалистической
системой и диалектическим методом.
Материалистическое понимание природы и
философская антропология Л. Фейербаха.
Основные черты современной западной
философии.
Неклассическая философия
жизни как противовес классической
рациональной философии. Философия А.
Шопенгауэра. Философия воли к власти Ф.
Ницше.
Экзистенциализм. Истолкование проблемы
существования человека. Религиозный и
атеистический экзистенциализм. Основные
идеи философии С.
М.
Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А.
Камю.
Позитивизм: классический позитивизм (О.
Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль); «второй
позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус);
неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О.
Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел);
постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И.
Лакатос, П. Фейерабенд). Прагматизм Ч.
Пирса и его последователей. Школа
психоанализа З. Фрейда и её влияние на
философию и культуру.
Русская философия: генезис и особенности
развития. Характерные черты русской
философии. Философская мысль
средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его
философские взгляды. Философия русского
Просвещения. Философия А.Н. Радищева и
декабристов. Западники и славянофилы (И.В.
Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция
культурно исторических типов Н.Я.
Данилевского. Философия революционного
демократизма: А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г.
Белинский. Философские взгляды
либеральных и революционных народников.
Религиозно – этические искания Ф.М.
Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия
В.С. Соловьёва: положительное всеединство,
София. Философия Н.А. Бердяева: темы
свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н. Булгакова. Диалектическая
феноменология и символизм А.Ф. Лосева.
Философия в СССР и современной России.
Тема 3.2.Диалектика
– учение о развитии.
Законы диалектики
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Предмет и проблематика онтологии. Понятие
Тема 3.1.Онтология –
бытия. Материализм и идеализм о бытии.
философское учение
Дуалистические и плюралистические
о бытии.
концепции бытия. Специфика понимания
бытия в различных направлениях философии.
Бытие объективное и субъективное. Понятие
материи. Материя как субстанция и как
субстрат всего существующего. Движение как
неотъемлемый атрибут материи, основные
виды движения. Основные свойства материи.
Структурированность материи. Применение
системного подхода относительно материи.
Пространство и время как атрибуты
существования материи. Обзор основных
теорий пространства и времени. Время
физическое, психическое, биологическое и
социальное.
Контрольная работа № 2 (1 час)
Диалектика и метафизика как способы
рассмотрения мира, подбора и использования
фактов, их синтеза в целостные философские
концепции. Диалектика как методология,
теория и метод познания. Концепция
развития в диалектической философии.
Категории диалектики: качество, количество,
мера, скачок и пр. Законы диалектики.
Диалектика и общая теория мироздания.
Диалектический характер природы, общества
и мышления, его отражение в теории
современной философии и науки.
Понятие и необходимость теории познания
(гносеологии)
как составной части
философии.
основных
проблем гносеологии. Различные решения и
альтернативные гносеологические концепции.
Агностицизм. Субъект и объект познания.
Чувственное познание и его формы.
Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Единство чувственного и
рационального познания. Творчество. Память
и
Сознательное,
бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
о бессознательном.
Понятие истины
(объективная абсолютная и относительная
истина). Место и роль практики в процессе
познания,
проблема критерия качества
Тема 3.3.Гносеология
– философское
учение о познании.
Формирование
воображение.
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет Тема
3.4.Философская
антропология о
человеке.
Тема 3.5.Философия
общества.
человека.
Представление
личности.
знаний. Творческий личностный характер
познавательной деятельности человека.
Учение о сознании в историко – философской
мысли. Происхождение сознания и его
сущность. Сознание как высшая форма
психического отражения и объективная
реальность. Идеальность сознания и его
структура. Общественная природа сознания.
Философская антропология как научная
дисциплина и её предмет. Философия о
природе человека. Проблема человека в
истории философской мысли. Биосоциальная
Проблемы
сущность
антропосоциогенеза.
о
сущности человека в истории философской
мысли.
Сущность
Человек как личность.
Проблемы
характеристик
личности.
Механизмы
типологии
социализации личности. Личность и индивид.
Деятельность как способ существования
человека.
Сущность и специфические
характеристики деятельности человека.
Структура,
формы и уровни
деятельности.
Свобода как философская категория.
Проблема свободы человека.
Контрольная работа № 3 (1 час)
Социальная философия как знание об
обществе. Структура современного социально
– философского знания. Социальное как
объект философского познания.
Происхождение общества. Сущность
общества. Общество и его структура.
Подсистемы общества. Объективное и
субъективное в обществе. Социальная
трансформация. Материальное и духовное в
применении к обществу. Общественное бытие
и общественное сознание. Формы
общественного сознания. Основные
философские концепции общества. Человек и
общество.
виды,
Практическая работа
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Тема 3.6.Философия
истории.
Сущность идеалистического и
материалистического понимания истории.
Вопрос о направленности и движущих силах
исторического развития. Теологическая
историософия (Августин), объективно
идеалистическая философия истории
(Гегель). Волюнтаризм в философии истории
(Т. Карлейль). Географический и
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет Тема 3.7.Философия
культуры.
Тема 3.8.Аксиология
как учение о
ценностях.
Тема 3.9.
Философская
проблематика этики
и эстетики.
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
экономический детерминизм в философии
истории. Философия марксизма и
современность. Формационная и
цивилизационная концепции общественного
развития. Вопрос о смысле и конце истории.
Определение культуры. Культура как
неотъемлемая черта бытия человека, её связь
с деятельностью и социумом. Виды культуры,
культура материальная и духовная.
Соотношение культуры и природы как
философская проблема. Основные теории
происхождения культуры (культурогенеза),
их связь с философскими концепциями.
Понятие «цивилизация», его
взаимоотношение с понятием «культура».
Теории локальных цивилизаций.
Воспитательная роль культуры.
Учение о ценностях в истории
философской мысли. Понятие ценности,
как философской категории. Ценность,
ценностная ориентация, ценностная
установка, оценка, оценочное отношение,
оценочное суждение. Критерии оценки.
Классификация ценностей и их основание.
Высшие (абсолютные) и низшие
(относительные) ценности. Зависимость
ценностей от типа цивилизаций.
Социализирующая роль ценностей.
Предмет этики. Практический и
императивный характер этики. Соотношение
нравственности и морали. Нравственность и
право. Добро и зло как главные категории
этики. Основные этические доктрины:
эвдемонизм, ригоризм, гедонизм, квиетизм,
утилитаризм и пр. Проблема долга и
нравственной обязанности. Справедливость
как этическая категория. Практическое
выражение этики в поведении современного
человека. Предмет эстетики. Специфика
эстетического восприятия мира. Связь
эстетики с другими областями философии и с
искусством. Философское понимание
искусства и творчества. Эстетическое и
практическое. Прекрасное и возвышенное как
главные эстетические категории. Безобразное
и низменное как эстетические антиценности.
Трагическое и ужасное в искусстве и жизни.
Сущность смешного и комического: основные
теории
Тема 3.10.Философия Определение религии. Философия и религия: Устный опрос, и религия.
Тема 3.11.Философия
науки и техники
Тема 3.12.Философия
и глобальные
проблемы
современности
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
Устный опрос,
Фронтальный опрос,
Тестирование
Дифференцированный
зачет
сходства и различия. Классификация
философскорелигиозных учений: теизм,
деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных
воззрений: политеизм и монотеизм.
Особенности религий откровения. Основные
черты религиозного мировоззрения.
Специфика религиозных ценностей.
Понимание Бога в различных мировых
религиях и философских системах. Атеизм и
свободомыслие в философии. Проблема
свободы совести, реализация этого принципа
в современном мире. И России.
Понятие науки. Основные черты научного
знания, его отличие от вненаучного знания.
Наука как вид деятельности человека.
Структура и специфика научной
деятельности. Отличие науки и паранауки.
Социальные аспекты научной деятельности.
Научные институты. Понятие техники,
соотношение научной и технической
деятельности. Требования к личности учёного
и изобретателя.
Этическая сторона научной и технической
деятельности. Наука и техника в современном
обществе.
глобальных проблем.
2.
проблем.
Критерии
Классификация
глобальных проблем.
Проблемы в системе «Человек – природа»:
Экологические
глобальные проблемы.
Внутрисоциальные глобальные проблемы:
распространение
массового
поражения, рост социального неравенства
мировых
международный
терроризм, распространение наркомании и
заболеваний. Пути и способы решения
глобальных проблем, роль философии в этом.
Глобальные
проблемы и процесс
глобализации.
Контрольная работа № 4 (1 час)
глобальных
регионов,
оружия
Понятие
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.