Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка
8 кл—9 кл
22.04.2017
Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов
Рабочая программа по предмету «Музыка» для VIII-IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами по искусству для основного общего образования. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I-VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография,, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Программа по музыке 8-9 классы.doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя  школа №35» города Смоленска РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______________ Л. В. Киргизова Протокол №1 от    августа 2015г. СОГЛАСОВАНО Председатель МС МБОУ «СШ №35» ____________________А. В. Харчук Протокол №1 от    августа 2015 г. УТВЕРЖДАЮ И.О.Директора  МБОУ «СШ №35» ________________Е.А. Зайцева Приказ №_____  от    августа 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету «Музыка» для 8­9 классов Автор­составитель: Киргизова Л. В., учитель  музыки высшей квалификационной категории 1 2015 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Рабочая программа по предмету «Музыка» для  VIII­IX  классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами по искусству для основного   общего   образования.     Программа   учитывает   логику   изучения   предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I­VII  классы), отражает   специфику   духовного,   нравственно­эстетического   опыта   человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества. Разработана   на   основе   авторской   программы   «Искусство   8­9   классы»,   авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1­7 классы. Искусство 8­9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.  Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает   внимание   современного   общества   к   возрождению   духовности,   обеспечивает формирование   целостного   мировосприятия   учащихся,   умения   ориентироваться   в современном информационном пространстве. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Создание   данной   программы   вызвано  актуальностью  интеграции   школьного образования  в  современную культуру и необходимостью введения подростка в современ­ ное информационное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание   школьниками   значения   искусства   в   культурно­историческом   развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций. В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография,, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно­прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал   для   гармоничного,   общего художественного развития школьников в художественно­творческой деятельности.    интеллектуально­творческого,   духовного, Цель   программы  —   развитие   опыта   эмоционально­ценностного   отношения   к искусству как социально­культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Цель реализуется в ходе решения следующих задач: —формирование   целостного   представления   о   роли   искусства   в   культурно­ историческом процессе развития человечества; —воспитание художественного вкуса; —обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; —приобретение   культурно­познавательной,   коммуникативной   и   социально­ эстетической компетентности; —культурная   адаптация   школьников   в   современном   информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; —углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно­творческой деятельности в каком­либо виде искусства.                  Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. 3 Мелик­Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.),  развивающего обучения  (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни   человека   и   общества,   поэтому   стержень   ее   содержания   –   раскрытие   функций искусства,   которое   осуществляется   в   исследовательской   и   художественно­творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами. Наряду   с   уроком   в   учебном   процессе   рекомендуется   активно   использовать внеурочные   формы   работы:   экскурсии   в   художественные   и   краеведческие   музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны   приобрести   информационные   и   компьютерные   технологии,   аудио­   и видеоматериалы. При   изучении   отдельных   тем   программы   большое   значение   имеет   установление межпредметных связей  с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.  Программа   состоит   из   девяти   разделов,   последовательно   раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендованный программой,   предполагает   его   вариативное   использование   в   учебно­воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения. При   отборе   художественного   материала   авторы   программы   опирались   на   такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность,   востребованность   современными   школьниками,   множественность   его интерпретаций учителем и учащимися. Структурно   художественный   материал   программы   подчиняется  принципу концентричности  (неоднократное   обращение   к   значимым   явлениям   культуры   и произведениям   различных   видов   и   жанров   искусства   по   предметам   «Литература», «Музыка»,   «Изобразительное   искусство»).   Реализация   этого   принципа   позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно­эстетическим опытом школьников. На   конкретных   художественных   произведениях   (музыкальных,   изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Художественно­творческая   деятельность   на   уровне   компетентного   читателя, зрителя,   слушателя,   адекватно   воспринимающего   и   оценивающего   разнообразные художественные/антихудожественные   явления  современной  жизни,  вызывает   стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в  соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных  учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в VIII­IX классах в объеме  35 часов: VIII класс – 16 часов; IX класс – 17 часов. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально­ценностное освоение   мира   и   происходящих   в   нем   явлений   в   различных   художественно­ образныхформах творческой деятельности человека. Знания   учащихся   об   основных   видах   и   о   жанрах   музыки,   пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного   и   зарубежного   искусства,   узнавать   наиболее   значимые   произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно­выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Учащиеся   постигают   многообразие   жанров   искусства,   учатся   понимать   роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональной воздействии искусства на человека. Активное   освоение   школьниками   образовательного   пространства   Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране   и   за   рубежом.   Эмоциональное   восприятие   духовного   наследия,   умение   оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности   различных   явлений   культуры,   участие   в   каком­либо   виде   художественного творчества   включают   подростков   в   процесс   художественного   познания   и   творческого освоения мира. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Личностные результаты  проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно­творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают: ­   сформированность   чувства   гордости   за   свою   Родину,   российскую   культуру   и искусство,   знание   их   истоков,   основных   направлений   и   этапов   развития;   понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей   многонационального   российского   общества,   сформированность   основ гражданской идентичности; ­  присвоение   художественного  опыта  человечества   в  его органичном  единстве  и разнообразии   природы,   народов,   культур   и   религий,   обогащение   на   этой   основе собственного духовного мира; ­   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности; ­   ответственное   отношение   к   учению,   инициативность   и   самостоятельность   в решении   учебно­творческих   задач;   готовность   и   способность   к   саморазвитию   и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; ­ уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ­   наличие   художественных   предпочтений,   эстетического   вкуса,   эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству; ­ освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной   жизни   школы   с   учетом   региональных   этнокультурных,   социальных особенностей; ­ коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности; 5 ­навыки проектирования индивидуальной художественно­творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных   учебных   действий,   проявляющихся   в   познавательной   практической деятельности учащихся, и отражают умения:  ­   самостоятельно   ставить   новые   учебные,   познавательные   и   художественно­ творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения; ­   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; ­   осуществлять   контроль   по   результатам   и   способам   действия   и   вносить необходимые коррективы; ­ устанавливать причинно­следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и   выводы;   владеть   логическими   действиями   определения   понятий,   обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации; ­ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   формулировать,   аргументировать   и отстаивать свое мнение, находить общее решение; ­ осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической и контекстной речью; ­   пользоваться   информационно­коммуникационными   технологиями   (ИКТ­ компетентности); ­   понимать   многофункциональность   искусства   и   его   значимость   для   разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно­ историческом развитии человечества, функционировании современного социума; ­ эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность,   человеческие   взаимоотношения); привносить   красоту   в   окружающую   среду, самостоятельно организовывать свой культурный досуг.  Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:   ­ расширение  сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное  и эмоциональное   развитие;   развитие   устойчивой   потребности   в   общении   с   искусством   в качестве   зрителя,   слушателя,   читателя,   в   собственной   художественно­творческой деятельности в каком­либо виде искусства; ­ присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии; ­  общее   представление   о   природе   искусств   и   специфике   выразительных   средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства; ­   развитие   художественного   мышления,   творческого   воображения,   внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно­творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком­либо виде искусства; ­ осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства; ­ умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы; ­   осознанное   отношение   к   изучаемым   явлениям,   фактам   культуры   и   искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка); 6 ­   воспроизведение   полученных   знаний   в   активной   деятельности,   владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности; ­ иметь личностно­оценочные  суждения  о роли и  месте культуры  и искусства  в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни; ­ использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончании VIII класса школьники научатся: ­  ориентироваться   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; ­   организовывать   свою   творческую   деятельность,   определять   ее   цели   и   задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения; ­   мыслить   образами,   проводить   сравнения   и   обобщения,   выделять   отдельные свойства и качества целостного явления; ­   воспринимать   эстетические   ценности,   высказывать   мнение   о   достоинствах произведений высокого и массового искусства;  ­ использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при   индивидуальном   выполнении   учебных   и   творческих   задач   и   работать   в   проектном режиме,   взаимодействуя   с   другими   людьми   в   достижении   общих   целей;   проявлять толерантность в совместной деятельности; ­ участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей. По окончании IX класса школьники научатся: ­   понимать   значимость   искусства,   его   место   и   роль   в   жизни   человека;   уважать культуру другого народа;  ­ воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства; ­   личностно   интерпретировать   художественные   образы,   делать   выводы   и умозаключения;  ­ описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию; ­ воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности; ­   осуществлять   самооценку   художественно­творческих   возможностей;   проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;  ­ структурировать изученный материал, полученный из других источников, в том числе   в   Интернете;   применять   информационно­коммуникативные   технологии   в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;  ­   ориентироваться   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности; ­   аккумулировать,   создавать   и   транслировать   ценности   искусства   и   культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру; ­ использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при   выполнении   учебных   и   творческих   задач;   проявлять   толерантность   в   совместной деятельности; 7 ­  участвовать   в  художественной   жизни   класса,  школы,   города  и   др.;  заниматься художественным самообразованием.                                                    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  Основное   содержание   образования   в   примерной   программе   представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве, обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе. Искусство как духовный опыт человечества.  Народное   искусство   как   культурно­историческая   память   предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как   закономерность   искусства   и   специфика   ее   преломления   в   народном   и профессиональном   искусстве.   Древние   образы   и   их   существование   в   современном искусстве.   Специфика   языка   народного   искусства,   взаимосвязь   с   природой   и   бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление  в современной   культуре.   Этническая   музыка.   Национальное   своеобразие   и   особенности региональных традиций. Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их взаимодействие   на   человека.   Особенности   воплощения   вечных   тем   жизни   в   музыке   и литературе:   любовь   и   ненависть,   война   и   мир,   личность   и   общество,   жизнь   и   смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе. Пространственные   (пластические)   искусства:   живопись,   скульптура,   графика, архитектура   и   дизайн,   декоративно­прикладное   искусство.   Средства   художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля  эпохи в архитектуре, живописи, материальной   культуре.   Роль   пластических   искусств   в   жизни   человека   и   общества: формирование   архитектурного   облика   городов,   организация   масс   средствами   плаката, открытие мира в живописи,  книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно­прикладного   искусства   и   др.   Особенности   современного   изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др. Пространственно­временные искусства. Средства художественной выразительности в   киноискусстве.   Создание   кинофильма   как   коллективный   художественно­творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия   –   основа   театрального   искусства.   Опера   как   синтетический   жанр. Возникновение   танца   и   основные   средства   его   выразительности.   Балет.   Воздействие хореографического искусства на зрителей. Современные технологии в искусстве.  Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального   мира.   Применение   данной   технологии   в   изобразительном   искусстве: компьютерный   дизайн,   анимация,   художественное   проектирование,   полиграфия, спецэффекты   в   кинематографе.   Соотношение   технических   характеристик   и художественной   основы   получаемого   творческого   продукта.   Различия   в   восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера. Электронная   музыка.   Электронная   музыка   как   музыкальное   сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Мультимедийное   искусство.   Влияние   технического   прогресса   на   традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании   произведений   искусства.   Цифровое   фото.   Фотография   как   способ художественного   отражения   действительности.   Современное   телевидение   и   его 8 образовательный   потенциал.   Особенности   телевизионного   изображения   подвижных объектов. Ресурсы  цифрового телевидения  в передаче  перспективы,  светотени,  объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально­творческом развитии личности.  Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. 8 класс Тема первого раздела  «Искусство в жизни современного человека»  раскрывает следующие содержательные линии: Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с   целью   выявления   его   полифункциональности   и   ценности   для   людей,   живших   во   все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад – Россия – Восток). Стилистические   особенности   выразительных   средств   разных   видов   искусства.   Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного). Тема   второго   раздела  «Искусство  открывает  новые  грани мира»  строится   на следующих содержательных линиях: Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая   жизненный   опыт   человека,   его   знания   и   представления   о   мире.   Знание научное   и   знание   художественное.   Искусство   как   опыт   передачи   отношения   к   миру   в образной   форме,   познания   мира   и   самого   себя.   Открытие   предметов   и   явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие   ценности   и   формы   их   передачи   в   искусстве.   Стремление   к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений,   происходящих   в   обществе   и   жизни   человека.   Непосредственность   получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве. Тема   третьего   раздела  «Искусство   как   универсальный   способ   общения» раскрывает   следующие   содержательные   линии:   Искусство   как   проводник   духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как   процесс   коммуникации.   Способы   художественной   коммуникации.   Знаково­ символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании   смыслов   информации,   посылаемой   средой   человеку   и   человеком   среде. Лаконичность   и   емкость   художественной   коммуникации.   Диалог   искусств.   Обращение творца   произведения   искусства   к   современникам   и   потомкам.   Информационная   связь между   произведениями   искусства   и   зрителем,   читателем,   слушателем.   Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Тема четвертого раздела «Красота в искусстве и жизни» строится на следующих содержательных линиях: Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического   переживания.   Символы   красоты.   Различие   реакций   (эмоций,   чувств, поступков)   человека   на   социальные   и   природные   явления   в   жизни   и   в   искусстве. Творческий   характер   эстетического   отношения   к   окружающему   миру.   Соединение   в художественном   произведении   двух   реальностей   –   действительно   существующей   и порожденной   фантазией   художника.   Красота   в   понимании   разных  народов,   социальных 9 групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Тема   пятого   раздела  «Прекрасное   пробуждает   доброе»  раскрывает   следующие содержательные   линии:   Преобразующая   сила   искусства.   Воспитание   искусством   –   это «тихая   работа»   (Ф.   Шиллер).   Ценностно­ориентирующая,   нравственная,   воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.   Соотнесение   чувств,  мыслей,  оценок  читателя,  зрителя,  слушателя   с ценностными   ориентирами   автора   художественного   произведения.   Идеал   человека   в искусстве. Воспитание души. 9 класс Тема первого раздела  «Воздействующая сила искусства»  раскрывает следующие содержательные   линии:   Выражение   общественных   идей   в   художественных   образах. Искусство   как   способ   идеологического   воздействия   на   людей.   Способность   искусства внушать   определенный   образ   мыслей,   стиль   жизни,   ценностные   ориентации   личности. Массовая   культура,   ее   функции.   Позитивные   и   негативные   грани   внушающей   силы искусства.   Коммерциализация   искусства   как   неотъемлемая   характеристика   массовой культуры.   Массовые   и   общедоступные   искусства   (тиражная   графика,   эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Тема   второго   раздела  «Искусство   предвосхищает   будущее»  строится   на следующих   содержательных   линиях:   Порождающая   энергия   искусства   –   пробуждение чувств   и   сознания,   способного   к   пророчеству.   Миф   о   Кассандре.   Использование иносказания,   метафоры   в   различных   видах   искусства.   Предупреждение   средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий ХХ­ XXI  вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Тема   третьего   раздела  «Дар   созидания.   Практическая   функция   искусства» раскрывает  следующие  содержательные  линии:  Эстетическое формирование  искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его   значение   в   жизни   современного   общества.   Произведения   декоративно­прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация   быта.   Функции   легкой   и   серьезной   музыки   в   жизни   человека. Арттерапевтическое   воздействие   музыки.   Расширение   изобразительных   возможностей искусства в фотографии, кино и современного художественного мышления. Специфика изображений   в   полиграфии.   Единство   стиля   в   материальной   и   духовной   культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам). Тема   четвертого   раздела  «Искусство   и   открытие   мира   себя»  строится   на следующих содержательных линиях: Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по­новому. Мышление научное   и   художественное.   Временные   и   пространственные   искусства   и   специфика   их восприятия.   Выдающиеся   физики   и   математики   о   роли   искусства   и   творческого воображения в развитии науки и техники.  Творческое воображение  на службе  науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.   Искусство   в   жизни   выдающихся   людей.   Психологи   и   физиологи   о   пользе творческой   деятельности   человека   для   его   физического   и   душевного   здоровья. 10 Информационное   богатство   искусства.   Современный   синтез   науки   и   искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе человека.   11 Разделы   № п/п Количество часов 8 класс Тематическое планирование  Основные виды деятельности учащихся (УУД) Всего часов 1. Искусство   в   жизни современного человека. 1 2. Искусство   открывает новые грани мира. 4 Искусство как духовный опыт человечества Определять место и роль искусства в жизни человека и общества. Различать виды, стили и жанры искусства. Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и  выражать свое отношение к ним. Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства,  особенности языка, художественных средств выразительности  изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и  кино. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  художественного произведения. Записывать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки,  концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от  полюбившихся художественных произведений. Соотносить  характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Правильно употреблять термины. Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Различать основные жанры народной и профессиональной музыки. Обобщать и систематизировать представления о многообразии  материальной и художественной культуры на примерах произведений  различных видов искусства. Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями  художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении  художественных образов живописи, музыки. 12 16 1   4 3.   Искусство как универсальный   способ общения. 4 Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов  искусства. Создавать средствами любого искусства модель построения мира какой­ либо эпохи. Составлять музыкально­литературные композии. Находить сходные и различные черты, выразительные средства,  воплощающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических  музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко­культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций  художественных произведений. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях  музыкального и изобразительного искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального  способа общения и использовать коммуникативные свойства искусства. Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать  особенности их языка и соотносить их с эпохой. Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической  направленности, проявлять творческую активность при создании своего  варианта афиш конкурса или фестиваля. Определять значение классического и современного искусства в общении  людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании  толерантности. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных  переводов, выявлять стилистические особенности художественного  перевода. Участвовать в разработке совместного художественно­исследовательского проекта. Анализировать синтетичекий характер образов кино, роль музыки в  ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Определять значение искусства как универсального способа общения и  проводника духовной энергии. 13 4 4. Красота   в   искусстве   и жизни. 4 5. Прекрасное пробуждает доброе. 3 Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в  произведениях искусства, и объяснять разницу. Выбирать и использовать различные художественные материалы для  передачи собственного художественного замысла. Устанавливать образно­ассоциативные связи между памятниками  архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства  и литературы. Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального  произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого  как выражения красоты. Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи,  в разных слоях общества. Определять значения символов культуры. Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений. Передавать красоту современного человека средствами любого вида  искусства. Воплощать красоту различных состояний природы и человеческих  отношений средствами одного из видов искусства. Выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях  искусства. Разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта. Опрежделять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализации собственной исследовательской и  художественно­практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления  проекта. Использовать опыт художественно­творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством. Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района,  города. 1. Воздействующая сила  9 класс 3 Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть,  Современные технологии в искусстве 14 4 3 17 3 искусства. 2. Искусство  предвосхищает  будущее. 3. Дар созидания.  Практическая функция. 3 7 выявлять сходство и различия, называть общие (типические) черты. Оценивать произведения разных видов искусства с позиции  позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание  человека. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и  демократическим правлением. Сопоставлять особенности композиции произведений  изобразительного и музыкального искусства. Понимать и объяснять значение специальных терминов. Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями  архитектурных сооружений. Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные  мировые религии. Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей  богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного  храма. Определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых  предвосхитили явления и события будущего. Проводить примеры научного значения художественного знания. Давать эстетическую оценку произведениям различных видов  искусства, предметам быта, архитектурным постройкам,  сопровождающим жизнь человека. Определять соотношение науки и искусства, значение симметрии и  антисимметрии в искусстве и науке. Интерпретировать художественные образы современных гравюр,  произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений  разных жанров. Оценивать художественные произведения с позиции  предвосхищения будущего, реальности и вымысла. Разбираться в терминах и понятиях. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов  15 3 7 быта и орудия труда. Определять общее и особенное музыки и архитектуры. Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями. Понимать особенности художественного оформления,  иллюстрирования книги, журнала. Пользоваться справочной литературой. Определять стили дизайна. Оценивать художественные образы различных искусств с позиций  эстетических и практических функций. Называть принципы работы фотоаппарата, жанры киноискусства. Анализировать язык киноискусства как средство раскрытия  драматургии музыкальных, литературных образов. Анализировать средства художественной выразительности и делать  собственные умозаключения, выводы о функциях, значении,  особенностях влияния телевидения на человека. Анализировать произведения различных видов искусства,  высказывая суждения об их функциях (познавательной,  коммуникативной, эстетической, ценностно­ориентирующей). Определять место, которое занимают изобразительные  (пластические) искусства, музыка, литература, театр, кино и др. в  семье искусств. Называть символы красоты в жизни, в человеческих  взаимоотношениях, в произведениях искусства. Анализировать содержание, эмоциональный строй музыки,  произведений изобразительного сикусства, средства  художественной выразительности. Участвовать в создании компьютерной презентации, видео­ и  фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и  реальных путешествиях и др. 16 4 4. Искусство и открытие  мира для себя. 4 Разделы № п/п Кол­во часов Практическая часть Экскурсии Проекты 2 2 Экскурсия в Дом художника Контроль  (защита проекта, презентация  творческой работы, тест)   Тест «Искусство вокруг нас». Письменная работа «Портрет в музыке, изобразительном искусстве, кино». 8 класс Искусство в жизни современного  человека.  Искусство открывает новые грани  мира. Искусство как универсальный  способ общения. Красота в искусстве и жизни. Прекрасное пробуждает доброе. 9 класс Воздействующая сила искусства  Искусство предвосхищает будущее. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 17 2 4 4 4 3 18 3 3     Экскурсия в Художественную галерею 2 Экскурсия в Художественную галерею Защита проекта 1 Тест   «Красота   в искусстве и жизни». Защита проекта Тест «Средства музыкальной выразительности» Творческая работа «Эскиз декораций и 17 3. 4. Дар созидания. Практическая  функция. Искусство и открытие мира для  себя. 7 4 Экскурсия в культурно­ выставочный центр им. Тенишевых костюмов» Тест «Массовые и доступные искусства» Защита проекта 18 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Технические средства обучения: 1.   Автоматизированное   рабочее   место   учителя   (компьютер,   проектор,   экран (интерактивная доска) 2.   Музыкальный центр 3.   Принтер, копир, сканер 4. 5. Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер) Электронные коллекции художественных, музыкальных и др. произведений Программные средства Учебно­методическая литература   Преподавание   курса   ориентировано   на   использование   учебного   и   программно­ Программа «музыка 1­7 классы. Искусство 8­9 классы» ­ М.: Просвещение, 2010. Сергеева Г.П.  Искусство. 8­9 классы: учеб.для ОУ  / Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, методического комплекса, в который входят:  1. 2. Е. Д. Критская.  – М.: Просвещение, 2011. 3. Просвещение, 2010. 4. МР3. Сергеева   Г.П.   Уроки   искусства:   8­9   классы:   Пособие   для   учителей   ОУ.   –   М.: Искусство:   Фонохрестоматия   музыкального   материала   к   учебнику:   Аудиокурс: Дополнительная литература 1.Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986 Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005. 2.Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000. 3.Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005. 4.Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998. 5.Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997. 6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003. 7.Флоренский   П.   А.   Храмовое   действо   как   синтез   искусств.   //   Избранные   труды   по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996. 8.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. – М., 2002. 19

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету "Музыка" для 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017
Посмотрите также: