Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».
Оценка 4.6

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл—9 кл
05.02.2017
Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».
Русский язык и культура речи – языковая дисциплина, которая изучает основные нормы литературного языка. Коммуникативная функция становится основополагающей, и именно на ней базируются все представления о функционировании нормативных вариантов в разных сферах человеческой деятельности. Основной задачей является сохранение литературного языка, поскольку он в языковом плане объединяет нацию. Литературный язык – высшая форма национального языка; он является основой культуры речи. Речевая культура – показатель общей грамотности специалиста любого профиля. Повышение речевой культуры нации – повышение культуры вообще. Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно, доступно, точно формулировал свои мысли. Наше время – время науки и техники, знания о языке помогут людям в их борьбе за действенное слово, за речевую культуру общественного производства.
русский язык и культура речи.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская  средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области Рассмотрено  на заседании РМО учителей  русского языка и  литературы Согласовано заместитель директора по УВР ____________ Е.Н.Тюшина Утверждено директор школы ____________ О.Л.Сазанова Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи». Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. срок освоения 2 года 1 1.Пояснительная записка Федерального   базисного   учебного   плана   для   образовательных   учреждений   РФ, Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов и материалов: • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года, приказа     Министерства   образования   и   науки   РФ   от   05.03.2004   года   №1089   «Об утверждении   федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. • реализующих программы общего образования. Учебный план Одоевской средней школы на текущий учебный год. • Программа   для   общеобразовательных   учреждений:     Русский   язык..   5­9   классы. • Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2010. Цель:   развитие умений построения самостоятельного коммуникативно­мотивированного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации. 2.Общая характеристика учебного предмета Русский язык и культура речи – языковая дисциплина, которая изучает основные нормы литературного языка. Коммуникативная функция становится основополагающей,  и именно на   ней   базируются   все   представления   о   функционировании   нормативных   вариантов   в разных сферах человеческой деятельности.     Основной задачей  является сохранение литературного языка, поскольку он в языковом плане объединяет нацию.              Литературный язык – высшая форма национального языка; он является основой культуры речи.        Речевая культура – показатель общей грамотности специалиста любого профиля.        Повышение речевой культуры нации – повышение культуры вообще.              Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно, доступно, точно формулировал свои мысли. Наше время – время науки и техники, знания о языке помогут людям   в   их   борьбе   за   действенное   слово,   за   речевую   культуру   общественного производства. Класс Содержание Р.р. Количество часов Всего К.р. 3 1 3 20 34 21 5 33 3 4 3 1 4 8 Итого : 9 Итого : Языковая норма и её виды Культура речи Коммуникативный аспект культуры речи Нормативный аспект культуры речи Этический аспект культуры речи 4 4 3 1 4 3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Цели   обучения:  развитие   умений   построения   самостоятельного   коммуникативно­ мотивированного   высказывания   и   умений   оперирования   информативным   содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации. Общие задачи: готовую   к   самопознанию   и   развивать   на   базе   работы   с   текстом   такие   качества   речи,   как   логичность,  1.Общеобразовательные задачи: ­развивать образное и аналитическое мышление, литературно ­ творческие   способности, читательский интерес, художественный вкус;  ­ совершенствовать умения красиво и грамотно излагать свои мысли; ­ активизировать речевую деятельность учащихся; ­воспитывать   духовно   развитую   личность, самосовершенствованию.     2.Предметные задачи:  ­ способствовать дальнейшему овладению основными нормами    современного русского литературного языка;  ­ обеспечивать практическое использование знаний и умений по культуре речи в различных ситуациях; ­   последовательность, точность. Формы обучения:  урок­беседа, урок­лекция, урок­диалог, урок­зачет.  Основные формы организации учебного процесса в 5 классе ­ традиционный  урок.  Преобладающие формы текущего контроля знаний и умений ­  словарный диктант, диктант, сочинение, изложение, зачет, тест, проверочная работа  Методы     обучения:анализ,   практикумы,   ролевые   игры,   беседы,   редактирование собственного   высказывания   или   речи,   устные   выступления   учащихся   с   последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, буклетов. Результаты работы обсуждаются на итоговой конференции. Технологии обучения Элементы:  технология проблемного обучения, развивающее обучение, дифференциация, личностно­ориентированное   обучение,   проблемно­поисковое   обучение,   компьютерные технологии. Место предмета «Русский язык и культура речи» в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской  Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного  общего образования. 8 класс  9 класс  34 часа 33 часа 4.Результаты обучения 1)Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса После прохождения программы ожидаются следующие умения:          развертывать аргументацию и раскрывать тему выступления; отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать информацию в текстах;     учитывать особенности коммуникативной ситуации; различать письменную и устную речь; импровизировать.      2)Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В ходе изучения курса школьниками должны быть достигнуты следующие результаты: приобретение навыков культуры общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;    овладение нормами русского литературного языка;  формирование коммуникативной грамотности;  развитие логического мышления, самостоятельности. Теоретический и практический материал программы  позволяет научить учащихся  свободно владеть стилистическими нормами языка и подготовить их к итоговой  аттестации. 3)Требования к уровню подготовки выпускников В результате освоения программы учащиеся должны знать:              определения понятий «культура речи», «язык», «речь», «текст», «коммуникация»,  «коммуникативная компетенция», «качества речи», «литературный язык»,  «литературная норма», «стиль», «языковой стандарт», «языковая личность»,  «формы речи», «виды речи», «речевой этикет, «нормативный аспект культуры  речи», «коммуникативный аспект культуры речи», «этический аспект культуры  речи», «языковая норма», «монологическая речь», «приветственная речь»,  «информационная речь», «агитационная речь», «изобразительно­выразительные  средства русского языка», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола»,  «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение»,  «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон»,  «синтаксический параллелизм», «плеоназм», «парцелляция», «присоединение»,  «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое  обращение»; основные аспекты культуры, их особенности (нормативный, коммуникативный,  этический); концепцию ученых, считающих, что язык есть система знаков; взаимоотношение языка и речи; основные функции языка (коммуникативную (функцию общения), когнитивную  (познавательную функцию), кумулятивную (культуроносную функцию)); критерии языковой нормы; основные виды языковых норм (орфоэпические, акцентологические,  орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические  (словообразовательные, морфологические, синтаксические), стилистические); коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, понятность,  краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность; этические нормы речевой культуры; композицию монологической речи; основные этапы подготовки монологической речи; классификацию видов монологической речи; схему анализа текста;                  способы подготовки к публичному выступлению; технику подготовки конспекта публичного выступления; основные рекомендации при подготовке к публичному выступлению, с целью  выработки уверенности в себе; технику речевой импровизации; значение зрительно воспринимаемых элементов речи (внешний вид, манеры, поза,  жесты и мимика) и правила их соблюдения при публичном выступлении; требования к манере выступления.  уметь: дать определения понятиям «культура речи», «язык», «речь», «текст»,  «коммуникация», «коммуникативная компетенция», «качества речи»,  «литературный язык», «литературная норма», «стиль», «языковой стандарт»,  «языковая личность», «формы речи», «виды речи», «речевой этикет, «нормативный  аспект культуры речи», «коммуникативный аспект культуры речи», «этический  аспект культуры речи», «языковая норма», «монологическая речь»,  «приветственная речь», «информационная речь», «агитационная речь»,  «изобразительно­выразительные средства русского языка», «анафора», «эпифора»,  «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет»,  «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха»,  «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «плеоназм», «парцелляция»,  «присоединение», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое  восклицание», «риторическое обращение»; назвать основные аспекты культуры, их особенности (нормативный,  коммуникативный, этический); представить концепцию ученых, считающих, что язык есть система знаков; рассказать о взаимоотношении языка и речи; охарактеризовать основные функции языка (коммуникативную (функцию общения),  когнитивную (познавательную функцию), кумулятивную (культуроносную  функцию)). грамотно выразить свои мысли. уметь различать орфоэпические, акцентологические, орфографические,  пунктуационные, лексические, грамматические (словообразовательные,  морфологические, синтаксические), стилистические нормы; находить примеры неправильного использования языковых норм и корректировать  ошибки; строить свою речь согласно соблюдению норм русского языка. анализировать монологическую речь; назвать основные этапы подготовки монологической речи;                   строить собственное монологическое высказывание; грамотно отбирать языковые средства при создании монологической речи. анализировать тексты; находить в текстах изобразительно­выразительные средства языка (тропы и  стилистические фигуры), объяснять цель их употребления; использовать изобразительно­выразительные средства языка (тропы и  стилистические фигуры) при создании собственных текстов. подготовить конспект публичного выступления; психологически и физически подготовиться к публичному выступлению; правильно использовать зрительно воспринимаемые элементы речи (внешний вид,  манеры, позу, жесты и мимику); публично выступать, не боясь аудитории; подводить под понятия предложенный текст; создавать тексты разных типов и стилей; править и редактировать текст; строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка,  вариантов их употребления; производить стилистический разбор текста; соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости; употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими  нормами; правильно интонировать коммуникативные единицы языка; пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями. 5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 класс  Языковая норма и её виды  Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления. Основные   аспектыкультуры   речи:   нормативный, Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка. Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма   и   её   признаки.   Виды   норм   русского   литературного   языка:   орфоэпические, интонационные,   лексические,   морфологические,   синтаксические,   стилистические   и правописные (орфографические и пунктуационные). Исторические изменения норм. Вариативность норм. Нормативные   словари   современного   русского   языка   и   справочники:   орфоэпический словарь,   толковый   словарь,   словарь   грамматических   трудностей,   орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.  Культура речи    Понятие   о   культуре   речи. коммуникативный и эстетический. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Основные   требования   к   речи:   правильность,   точность,   ясность,   логичность,   чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств. Коммуникативный аспект культуры речи    Точность   речи.   Точность   словоупотребления.   Основные   причины   нарушения   точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. Ясность   речи.   Основные   условия   достижения   ясности,   понятности   речи.   Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи. Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический). Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи. Чистота   речи.   Речевые   штампы,   шаблоны,   клише   и   канцеляризмы,   приводящие   к обезличенности   речи,   пустословию.   Жаргонизмы,   слова­паразиты.   Слова   и   выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Богатство и разнообразие речи. Лексическо­фразеологическое и грамматическое богатство русского  языка.  Словообразование  как  источник  речевого  богатства.  Заимствования   — один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения. Выразительность   речи.   Источник   богатства   и   выразительности   русской   речи:   звуковой строй   языка;   грамматическая   синонимия; многозначность слова, антонимия и др. Звуковая   сторона   русской   речи.  Благозвучие   речи   как   гармоничная   фонетическая   её организация.   Звукопись   как   изобразительное   средство.   Роль   словесного   ударения   в стихотворной   речи.   Интонация   в   системе   звуковых   средств   языка,   интонационное   бо­ гатство родной речи. Выразительные   возможности,   русского   словообразования.  Индивидуально­авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями­омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели). Лексическое   богатство   русского   языка.  Троп   как   оборот   речи,   в   котором   слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их   мастерами   русского   слова:   эпитет,   сравнение,   метафора,   метонимия,   синекдоха, гипербола,   олицетворение.   Изобразительные   возможности   синонимов,   антонимов,   лексическая,   словообразовательная, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи. Грамматические   средства   выразительности   речи.  Грамматическая   синонимия   как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно­ выразительных   свойствах   русского   синтаксиса:   параллелизм,   антитеза   и   оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие. Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика). Уместность   речи.   Стилевая,   ситуативно­контекстуальная,   личностно­психологическая уместность речи. Лексическая   и   грамматическая   синонимия   как   источник   точности,   стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов   наиболее   точных,   уместных   и   выразительных   языковых   средств   с   учётом особенностей речевой ситуации. Оценка   точности,   чистоты,   богатства,   выразительности   и   уместности   речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка. 9 класс Нормативный аспект культуры речи  Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка. Орфоэпические   (произносительные   и   акцентологические)   нормы.  Роль   орфоэпии   в устном   общении.   Основные   нормы   современного   литературного   произношения: произношение   безударных   гласных   звуков,   некоторых   согласных,   сочетаний   согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические   нормы.  Употребление   слова   в   строгом   соответствии   с   его   лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова   с   учётом   его   значения   и   стилистических   свойств.   Молодёжный   сленг  (крутой, клёвыйи т. п.) и отношение к нему. Грамматические   нормы.  Нормативное   употребление   форм   слова.   Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование   сказуемого   с   подлежащим.   Правильное   построение   предложений   с обособленными   членами,   а   также   сложноподчинённых   предложений.   Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. Интонационные   нормы.  Основные   элементы   интонации:   логическое   ударение,   пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло­различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных   и   строчных   букв;   4)   правила   переноса   слов;   5)   правила   графического сокращения слов. Пунктуационные нормы.  Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2)  знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного   предложения;   4)   знаки   препинания   при   передаче   чужой   речи;   5)   знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Этический аспект культуры речи  Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые   средства   выражения   речевого   этикета:   речевые   стереотипы,   формулы вежливости.   Использование   этикетных   выражений   для   установления   контакта   и поддержания   доброжелательности   и   взаимного   уважения   в   разных   ситуациях   речевого общения. Особенности речевого этикета в официально­деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные   речевые   правила   общения   посредством   телефона,   в   том   числе   мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS­сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные   правила   письменного   общения   в   виртуальных   дискуссиях,   конференциях   на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении;  их этикетная функция. 6. Календарно – тематическое планирование (смотри Приложение 1) 7. Описание УМК Рабочая программа составлена на основе дидактического компонента государственного стандарта  по русскому  языку  и  авторской  программы  по  русскому  языку.  5­9  классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2010. 8.Описание учебно – материальной базы по предмету 1)Список технических средств 1. Мультимедийный компьютер  2. Мультимедиапроектор. 3. Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет). 4. Сканер. 5. Принтер лазерный. 6. Копировальный аппарат. 7. Экран на штативе. 8. Телевизор. Эл.ресурсы 1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс. 2.Русский язык. Справочник школьника. 5­11класс. 3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс. 4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ. Таблицы Русский язык 8 класс    1.тире между подлежащим и сказуемым. 2.Союзы при однородных членах предложения. 3.Обобщающие слова при однородных членах. 4.Предложения с прямой речью. 5.Односоставные предложения. 6.Обособления обстоятельств. 7.Обособление определений. Русский язык 9 класс    1.Знаки препинания в ССП. 2.Знаки препинания в ССП. 3.ССП с несколькими придаточными . 4.Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. 5.Знаки препинания в БСП. 6.Стили речи. Словари 1. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для  учащихся/ Лапатухин М.С., Е.В.Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П.Филина.­ М.:Просвещение,1981.­463с.    2. Ушаков Д.Н.,Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы.36­е  изд.­М.: Просвещение ,1981.­224с 3. Грушников П.А. Орфографический словарик :Пособие для учащихся нач.классов.­15­е  изд.­М.:Просвещение,1980.­80с. 4. Современный словарь иностранных слов. М.:­ «Ладком»­1013.­704с. 5. Словообразовательный словарь русского языка.­ М.:ООО «Стандарт»­2014.­768с. 6.Универсальный словарь русского языка. ­ Спб.: ИГ «Весь»,2010.­832с. 7.   Е.А.   Быстрова.   Фразеологический   словарь   русского   языка:   ок.   1 000   единиц   /   Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский. – 2­е изд., испр. И доп. – М.: «Астрель»: АСТ, 2008. – 413, [3]c. 8.   С.И.   Ожегов   и   Н.Ю.   Шведова.   Толковый   словарь   русского   языка:   80 000   слов   и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4­е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010, ­ 944с. 9.Толковый   словарь   русского   языка   с   приложениями   /   Под   ред.   В.   Бутромеева.   –   М: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с. : ил. – (Карманный БЭС) 10. Ушаков, Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 50­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 316, [4]с. 11.словарь   синонимов   и   антонимов   для   школьников   /   сост.   О.А.   Михайлова.   – Екатеринбург: У – Фактория, 2007. – 512 с. 12.Словарь иностранных слов для школьника / сост. Л.А. Субботина. ­ Екатеринбург: У – Фактория, 2007. – 496 с. 2) Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи». http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой» http://www.slovari.ru  —   сайт   «Русские   словари»   (толковые   словари,   орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru  —   Грамота.Ру   (справочно­информационный   интернет­портал «Русский язык»), http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about­russian­language.com — сайт по культуре речи. http://www.languages­study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru  —   этимология   и   история   слов   русского   языка   (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка http://www.wordsland.ru  — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме. http://www.school­collection.edu.ru  —   единая   коллекция   цифровых   образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com  —   уроки   русского   языка   онлайн   (история   языка,   интересные статьи по филологии, словари, тестирование). 9.Описание видов контроля и учёта результатов Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Устный   опрос является   одним   из   основных   способов   учета   знаний   учащихся   по литературе и русскому языку. Развернутый   ответ   ученика   должен   представлять   собой связное,   логически последовательное   сообщение   на   заданную   тему,   показывать   его   умение   применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Балл  Степень выполнения учащимсяобщих требований к ответу «5» 1)   ученик   полно   излагает   изученный   материал,   дает   правильное   определение языковых понятий; 2)   обнаруживает   понимание   материала,   может   обосновать   свои   суждения, применить   знания   на   практике,   привести   необходимые   примеры   не   только   из учебника, но и самостоятельно составленные; 3)   излагает   материал   последовательно   и   правильно   с   точки   зрения   норм литературного языка. ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но   допускает   1   ­   2   ошибки,   которые   сам   же   исправляет,   и   1   ­   2   недочета   в последовательности и языковом оформлении излагаемого. ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; «4» «3» 2)   не   умеет   достаточно   глубоко   и   доказательно   обосновать   свои   суждения   и привести свои примеры; 3)   излагает   материал   непоследовательно   и   допускает   ошибки   в   языковом оформлении излагаемого 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 Отметка   «2»   ставится,   если   ученик   обнаруживает   незнание   большей   части соответствующего   раздела   изучаемого   материала,   допускает   ошибки   в   формулировке определений   и   правил,   искажающие   их   смысл,   беспорядочно   и   неуверенно   излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за  сумму  ответов,  данных  учеником  на  протяжении  урока  (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных) «5» «4» «3» «2» В   контрольной   работе,   состоящей   из   диктанта   и   дополнительного (фонетического, лексического,   орфографического,   грамматического   и   т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При оценке   выполнения   дополнительных   заданий рекомендуется   руководствоваться следующим: Балл Степень выполнения задания «5» «4» «3» Контрольный словарный диктант При   оценке   контрольного   словарного   диктанта   рекомендуется   руководствоваться следующим: Балл Количество ошибок ошибки отсутствуют «5» «4» 1 – 2 ошибки 3 – 4 ошибки «3» «Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубыеошибки и однотипные/неоднотипные ошибки. Критерии оценки орфографической грамотности ученик выполнил все задания верно ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий выполнено не менее половины заданий В   письменных   работах   учащихся   встречаются   неверные   написания   двух   видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические   ошибки представляют   собой   нарушение   орфографической   нормы, требований,   предусмотренных   орфографическими   правилами   или   традицией   письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.). Орфографические ошибки бывают: 1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, не изучаемые в школе. Все   ошибки   исправляются   учителем,   но   учитываются   только   ошибки   первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди   ошибок   на   изученные   правила   выделяются негрубые   ошибки.   Они   отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения  из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами). К негрубым относятся ошибки: 1) в словах­исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами; 4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в написании собственных имен нерусского происхождения; 7) в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,… При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В   письменных   работах   учащихся   могут   встретиться повторяющиеся   и   однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка. К   однотипным   относятся ошибки   на   одно   правило,   если   условия   выбора   написания связаны   с   грамматическими   и   фонетическими   особенностями   слова. Не   относятся   к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого   основано   на   анализе   грамматических   особенностей   слова   ­   определения спряжения глагола. Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как   применение   правил   в   данном   случае   связано   с   анализом   семантики   слов;   это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы. Описки ­ это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии   (перестановка   букв,   их   пропуск   и   т.п.).   Описки   не   отражают   уровня орфографической   грамотности   учащихся.   Они   свидетельствуют   о   невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом. Критерии пунктуационной грамотности Все   пунктуационные   ошибки   отражают   неправильное   выделение   смысловых   отрезков   в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. К негрубым относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.); 2)   ошибки,   связанные   с   применением   правил,   которые   ограничивают   или   уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между   частями   сложносочиненного   предложения   с   союзом   и.   Действие   этого   правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный   член,   то   запятая   перед   союзом   и   не   ставится.   Постановка   учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; 3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков   в   предложении   типа Лес,   расположенный   за   рекой,   ­   самое   грибное   место   в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые   пунктуационные   ошибки не   учитываются   при   оценке   письменных   работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди   пунктуационных   ошибок   не   выделяется   группа   однотипных   ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом   анализе   предложений   и   его   частей.   В   остальном   учет   пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок. Нормативы,   определяющие   уровень   орфографической   и   пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы. II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ Критериями   оценки   содержания   и   композиционного   оформления изложений   и сочинений являются: 1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; 2.полнота раскрытия темы; 3.правильность фактического материала; 4.последовательность и логичность изложения; 5.правильное композиционное оформление работы. Нормативы   оценки   содержания   и   композиции   изложений   и   сочинений   выражаются   в количестве   фактических   (см.   1­3­й   критерии)   и   логических   (см.   4­й   и   5­й   критерии) ошибок и недочетов. Так,   отметка   «5»   ставится   при   отсутствии   каких­либо   ошибок,   нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения  оцениваются с точки зрения следующих критериев: ­богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; ­стилевое единство и выразительность речи; ­правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства   речи являются   большой   объем   активного   словаря,   развитой грамматический   строй,   разнообразие   грамматических   форм   и   конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи ­ умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи,   выбрать   из   ряда   возможных   то   языковое   средство,   которое   наиболее   уместно   в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся   пользоваться   синонимами,   от   умения   правильно   использовать   возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность   речи предполагает   такой   отбор   языковых   средств,   которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую   стилевую   окраску   и   осознанно   отбирает   образные,   изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические   и   морфологические   категории,   употребляющиеся   в   переносном   значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает   выразительность   школьных   сочинений использование   штампов,   канцеляризмов, слов   со   сниженной   стилистической   окраской,   неумение   пользоваться   стилистическими синонимами. Правильность   и   уместность   языкового   оформления проявляется   в   отсутствии   ошибок, нарушающих   литературные   нормы   ­   лексические   и   грамматические   (а   в   устной   речи произносительные)   ­   и   правила   выбора   языковых   средств   в   соответствии   с   разными задачами высказывания. Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку) При   выставлении   оценки   за   содержание   и   речевое   оформление   согласно установленным   нормам   необходимо   учитывать все   требования,   предъявляемые   к раскрытию   темы,   а   также   к   соблюдению   речевых   норм   (богатство,   выразительность, точность). При   выставлении   второй   оценки   учитывается количество   орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. Основные критерии оценки за изложение и сочинение Оценка Содержание и речь «5» полностью работы     Грамотность Допускаются: I пунктуационная, грамматическая ошибки   орфографическая,     или   или   I 1   и Допускаются:   2   орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая 3 пунктуационные   ошибки,   или   4 пунктуационные   ошибки   при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки     Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.­ 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки «4»         теме единичные 1.Содержание соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа   отличается   богатством   словаря, разнообразием используемых синтаксических   конструкций,   точностью словоупотребления. 5.Достигнуты   стилевое   единство   и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1­2 речевых недочета. 1.Содержание   работы   в   основном соответствует (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание   в   основном   достоверно,   но имеются     фактические неточности. 3.Имеются   незначительные   нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический   и   грамматический   строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль   работы   отличается   единством   и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов   в   содержании   и   не   более   3­4 речевых недочетов. 1.В   работе   допущены   существенные отклонения 2.Работа   достоверна   в   главном,   но   в   ней имеются     фактические неточности. 3.Допущены   отдельные последовательности изложения 4.Беден   употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы  не отличается  единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4   и   однообразны   нарушения отдельные словарь «2» недо­   четов   в   содержании   и   5   речевых недочетов. Работа   не   соответствует   теме.   Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы,   отсутствует   связь   между   ними, работа   не   соответствует   плану.   Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными   предложениями   со   слабо выраженной   связью   между   ними,   часты случат   неправильного   словоупотребления. Нарушено   стилевое   единство   текста.   В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок Оценка обучающих работ Обучающие   работы   (различные   упражнения   и   диктанты   неконтрольного   характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При   этом   выбор   одной   из   оценок   при   одинаковом   уровне   грамотности   и содержания определяется   степенью   аккуратности   записи,   подчеркиваний   и   других особенностей   оформления,   а   также   наличием   или   отсутствием   описок.   В   работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные   работы,   выполненные   без   предшествовавшего   анализа   возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 10. Контрольно – измерительные материалы с критериями оценивания (смотри Приложение 2)

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа основного общего образования   учебного курса «Русский язык и культура речи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017