Рабочая программа Основы философии

  • Образовательные программы
  • doc
  • 28.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основ философии и реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина "Основы философии" входит в общеобразовательный цикл ОПОП и относится к дополнительным учебным дисциплинам по выбору обучающихся, предлагаемых профессиональной образовательной организацией.
Иконка файла материала основы философии 3 курс 57 ч (1).doc
комитет образования, науки и молодежной политики  Волгоградской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Специальность  23.02.03  автомобильного транспорта Курс 3  Техническое   обслуживание   и   ремонт                                                                     2018г.Рассмотрено и рекомендовано на заседании ПЦК   социально­ экономических дисциплин                         Протокол №______  от «____»_____________20___г. Председатель ПЦК  _____________   С.А. Ананьев                     УТВЕРЖДЕНО  на заседании методического  совета техникума Протокол № ___ от ____________  Председатель методического совета Зам. директора по учебно­ методической работе  _____________ А.М. Коротеева СОГЛАСОВАНО Руководитель службы стандартизации __________  Н.Н. Артюшенко  Протокол №    от  2Программа   разработана   на   основе   требований   ФГОС   среднего   общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам освоения   учебной   дисциплины   «Основы   философии»,   в   соответствии   с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования   на   базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований федеральных   государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой профессии   среднего   профессионального   образования   (письмо Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  Организация­разработчик:    ГБПОУ "ВПТ" Разработчик:      Удалова   Н.А. –    преподаватель   высшей   квалификационной категории   Рассмотрена и   рекомендована на заседании ПЦК социально­экономических дисциплин Протокол №  10 от 21.05.2018 3СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 5 7 12 14   41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________Основы философии____________________ название дисциплины 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Основы   философии» предназначена для изучения основ философии и реализации образовательной программы   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина "Основы философии" входит в общеобразовательный цикл ОПОП и относится к дополнительным учебным дисциплинам по выбору обучающихся, предлагаемых профессиональной образовательной организацией. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: Содержание   программы   «Основы   философии»   направлено   на   достижение следующих целей:   формирование общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления,   стремясь   дать   ответы   на   вопросы   о   целях   и   смысле существования общества и личности ;  увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. ;  развитие критического образа мышления;   Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Основы   философии» обеспечивает достижения студентами следующих результатов: Знать\понимать: ­основные категории и понятия философии; 5­роль философии в жизни человека и общества; ­основы философского учения о бытии; ­сущность процесса познания; ­основы научной, философской и религиозной картин мира; ­об   условиях   формирования   личности,   свободе   и   ответственности   за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; ­   о   социальных   и   этических   проблемах,   связанных   с   развитием   и использованием достижений науки, техники и технологий; ­уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,   ценностей,   свободы   и   смысла   жизни   как   основе   формирования культуры гражданина и будущего специалиста;   1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента  85 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента    57  часов; самостоятельной работы студента    28  часов. 62. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: ­ Составление развернутого плана по учебному материалу ­ Ответы на вопросы учебной статьи. Мини­сочинение на заданную тему ­ Выполнение контрольных заданий по тексту документа ­ Создание логических схем по материалу учебной статьи ­ Решение «философских задач» ­ Конспектирование учебного материала ­ Анализ исторических документов ­ Выполнение разноуровневых контрольных заданий ­ Составление тезисного плана ответа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета       85ч 57ч ­ 34ч ­ 28ч 2 2 2 3 3 4 3 6 3   72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  "Основы философии" Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Основы  философии, учение о  бытии. Тема2. Философские идеи  древнего Востока. Тема 3.   Философия античного  мира. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 2 Содержание учебного материала 1 Вводный урок. Предмет «Основы философии», цели и задачи учебного курса. Основные категории и  понятия философии .  Роль философии в жизни человека и общества. 2 Лабораторные работы Практические занятия:  Характеризовать основной вопрос философии. Язык философии. Становление  философии из мифологии   Практические занятия: Мировоззрение и его структура, выявить соотношение философии, науки, религии,  искусства... Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся. Составление развернутого плана по учебному материалу. Содержание учебного материала 1 Культура и философия древней Индии. Будда и буддизм о путях познания истины. Упанишады. Нирвана  как идеальное состояние личности.   Проблема души в древнеиндийской философии. 2 Лабораторные работы Практические занятия:   Конфуций  о проблеме совершенствования человека и общества. Основные идеи  Дохизма. .Особенности философии древнего Китая. 100 философских школ древнего Китая.    Практические занятия: .  Характеризовать основные философские школы древней Индии Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.   Ответы на вопросы учебной статьи .  Мини­сочинение на заданную  тему. Содержание учебного материала Объем часов 3 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены 2 4 1 1 не предусмотрены 1 не предусмотрены 1 2 4 Досократики  (милетская школа, Гераклит, Демокрит).   Философские идеи Сократа. 1 2 Лабораторные работы Практические   занятия:        Обобщить  и  проанализировать  философское   наследие   Эпикура.Киники.   Стоики  и проблемы поиска смысла жизни.   Практические занятия: Сравнительный анализ философского спора  Платона и Аристотеля Контрольные работы 1 1 не предусмотрены              1              1 не предусмотрены Уровень освоения 4 1 1 1 1 1 1 8Самостоятельная работа обучающихся  Выполнение контрольных заданий по тексту документа.  2 2 Тема 4.  Философия  Средневековья. Тема  5.  Философия Нового и  Новейшего времени. Тема 6. Русская философия. Тема 7.  Человек как главная  философская  проблема. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский) Философия как служанка богословия. Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические занятия:   Рассмотреть влияние религии на  человека    в эпоху средневековья .    Практические занятия:     Проанализировать особенности  философии  Возрождения. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.   Создание  логических  схем по материалу учебной статьи. Содержание учебного материала 1 Характеристика эпохи Нового времени. Сенсуализм (Ф.Бекон , Т.Гопс, Дж.Локк) и рационализм  ( Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц). Немецкая классическая философия (И.Кант, Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах,  К.Маркс) Общая характеристика и особенности русской философии. Россия на историческом перепутье: западники и славянофилы. Лабораторные работы Практические занятия:  Характеризовать пост классическую философию второй половины ХIХ века­начала ХХ  века.     Практические занятия: Исследовать  философские труды А.Шокенгауэра, Ф.Ницше Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.   Решение «философских задач» Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические   занятия:     Анализировать  русскую   религиозную   философию   конца   ХIХ   века.   Л.Н.   Толстой   и В.Соловьев. Русский марксизм. Г.Плеханов и В.И.Ленин . Практические занятия: Определить и характеризовать черты русского космизма. Философия русской эмиграции Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.      Анализ исторических документов Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические   занятия:  Проанализировать   фундаментальные   характеристики   человека:   несводимость, неповторимость, незаменимость. Основополагающие категории бытия человека.   Практические   занятия:  Дать   оценочную   характеристику       отношению   человека   к   самому   себе,   к   другим,   к обществу, к природе. Проблема «Я», внутреннее и внешнее «Я» Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся .   Конспектирование учебного материала   Философия о происхождении и сущности человека. Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и мира. не предусмотрены               1               1 не предусмотрены 4 1 1 3 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены                3 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены 4 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены 3 1 2 1 1 1 1 1 2 9Тема 8. Проблема сознания. Тема 9. Учение о познании. Тема 10. Философия и  наука Тема11. Философия и религия. Философия о происхождении и сущности сознания. Сознание, его структура. Сознательное и бессознательное. Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические занятия:    Анализ проблемы идеального. Сознание, мышление, язык.   Практические занятия: Исследовать взаимосвязь современной цивилизации и психического здоровья. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся .  выполнение разноуровневых контрольных заданий. Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические занятия : Исследовать познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное  мышление.   Практические занятия: Характеризовать интуицию.. Что может и не может познать человек. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся .   Специфика философского подхода к познанию Истина и заблуждение. Формы истины. Философская и научная картина мира.  Прогресс как проблема.     Основные категории научной картины мира: вещь, пространство.   Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические занятия:  Социальные и этические проблемы развития и использование достижений науки и  технологий. Практические занятия:Дать оценочную характеристику понятиям  время, достижение, их философская  интерпретация.. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся . Содержание учебного материала 1 2 Лабораторные работы Практические занятия :   Исследовать религию как смысл  человеческого существования. Вера, формы веры. Практические занятия: Характеризовать понятие  веры, вывести формы веры Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.   Ответы на вопросы учебной статьи .  Мини­сочинение на заданную  тему. Философская и религиозная картина мира.   Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены 3 4 1 1 1 не предусмотрены 1 не предусмотрены не предусмотрены 4 1 1 не предусмотрены               1               1 не предусмотрены не предусмотрены 4 1 1 3 не предусмотрены              1              1 не предусмотрены 1 2 1 1 1 1 1 1 10Тема 12.   Философия и  искусство. Тема 13.  Философия и культура. Тема  14.  Философия и история. Содержание учебного материала Лабораторные работы Практические занятия Проанализировать взаимосвязь и дать оценку талантам и поклонникам.   Практические   занятия:  Исследовать   с   философской   точки   зрения   ,   кто   есть   гений   и     в   чем   проявляется гениальность. Практические занятия: Искусство как философское понятие. Дегуманизация современного искусства.. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся   .  Теория происхождения культуры. Природа и культура.  Западная и Восточная культура. Содержание учебного материала 1 Лабораторные работы Практические занятия:  Критический анализ философской проблемы формирования культуры гражданина и  будущего специалиста.   Практические занятия: Характеризовать  понятие свободы и ответственности. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.     Содержание учебного материала Лабораторные работы Практические занятия :  Проанализировать философские модели исторического развития. Практические занятия :  Проанализировать концепции однолинейного, прогрессивного, многолинейного и  цикличного развития . Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся.   Составление тезисного плана ответа  Дифференцированный зачет  Всего     Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 4 не предусмотрены 1 1 2 не предусмотрены не предусмотрены 3 1 не предусмотрены                1                1 не предусмотрены не предусмотрены не предусмотрены 6 2 2 не предусмотрены 1               2            85 ч     1 11Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета    « Социально­экономических дисциплин».    Оборудование учебного кабинета:  ­посадочные места по количеству обучающихся­25 ­рабочее место преподавателя­1   Учебные плакаты: ­Философские модели исторического развития  ­Духовное бытие ­Общество. Культура. Цивилизация. ­Сознание. Мышление. Познание. ­Человек и смысл его существования ­Философия и её роль в жизни общества ­Западная философия 19­20 веков 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:    Интернет­ресурсов, 121. Основы архитектуры и строительных конструкций: учеб. для вузов / ред. А. К. Соловьев. ­ Москва: Юрайт, 2015. ­ 458 с.. ­ (Бакалавр. Базовый курс).   2. Сабиров, В. Ш. Основы философии. Учебник [Электронный ресурс] / Сабиров В. Ш. ­ М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. ­ 330 с.  3. Губин, Валерий Дмитриевич. Основы философии [Текст]: учеб. пос. для студентов учреждений среднего проф. образования / В. Д. Губин. ­ 3­е изд. ­ Москва: Форум, 2013. ­ 286, [1] с.   Дополнительные   источники:  1.Грядовой,   Д.   И.   Основы   философских знаний [Электронный ресурс] / Грядовой Д. И. ­ М.: Юнити­Дана, 2012. ­ 302 с.. ­ (Cogito ergo sum)  . 2.Ракитов,   А.   И.   Философия.   Основные   идеи   и   принципы  [Электронный ресурс] / Ракитов А. И. ­ Москва: Директ­Медиа, 2014. ­ 369 с.    Полное   собрание   философских   статей   из 3.Соловьев, Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] / Соловьев В. С. ­ М.: Директ­Медиа, 2012. ­ 561 с.  4.Конт­Спонвиль,   А.   Философский   словарь   [Электронный   ресурс]   /   А. Конт­ Спонвиль. ­ Москва: Этерна, 2012. ­ 751 с   С.   В.     http://www.philos.msu.ru/library.php Библиотека философского факультета МГУ http://lib.ru/FILOSOF/ Философский раздел в библиотеке М. Мошкова http://psylib.org.ua/books/index.htm Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию  психической культуры (включает библиотеку по философии). http://www.i­u.ru/biblio/default.aspx Русский Гуманитарный Интернет­Университет (библиотека философской  литературы). http://ru.wikipedia.org/ Сетевая энциклопедия (включает философский раздел). http://www.krugosvet.ru/humanit.htm Сетевая энциклопедия (включает статьи по философии). http://filosof.historic.ru/ Философская библиотека. http://humanities.edu.ru/ Социально­гуманитарное и политологическое образование (включает раздел  Философия). http://anthropology.ru/ru/texts/index.htm 134. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  Умения: Ориентироваться   в   наиболее   общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,   свободы   и   смысла   жизни   как основе культуры гражданина и будущего специалиста.   формирования   критически   анализировать   источник исторической информации анализировать   информацию, представленную   в   разных   знаковых системах     Формы и методы контроля и оценки результатов обучения     оценка полноты найденной информации   в конспекте   оценка решения практических задач самостоятельная   работа, сравнительной таблицы   составление 14результаты   изучения   материала   в устанавливать   причинно­следственные связи между явлениями, пространственные   и   временные   рамки изучаемых   процессов и явлений представлять историко­философского   формах конспекта , реферата , рецензии Знания: основные   факты,   процессы   и   явления, характеризующие   целостность     научной, философской и религиозной картин мира   современные   версии   и   трактовки   об условиях   формирования   личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды   Обусловленность   социальных   и   этических современного общества,   связанных   с   развитием   и использованием   достижений   науки, техники и технологий   проблем     дифференцированный зачет Оценка  защиты рефератов , сообщений тестирование Оценка выполнения самостоятельной работы :ответы на вопросы учебной статьи решение аналитических задач и их анализ 15