Рабочая программа "Основы предпринимательства" 11 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Движение России к прогрессу, которого так ожидает народ, будет более эффективным, если наряду с крупным бизнесом в полную мощь заработает малый бизнес. При этом следует учесть, что именно в предпринимательстве могут в большей степени проявить себя сегодня школьники. Школа должна приучать своих питомцев и к большому, и к малому предпринимательству. Вырастить своих, отечественных предпринимателей – создателей новых товаров и услуг – важное направление в работе школы, профессиональных учебных заведений.
Иконка файла материала осн. предпр. 11.doc
Пояснительная записка     Статус программы Рабочая программа  по «Основам предпринимательства в 11 классе» составлена  на основе  образовательной  программы по «Основам предпринимательства» МОУ  «СОШ с. Студенки   им. А.И. Бородина» с учетом образовательных стандартов . Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики  образовательного учреждения, материально­технического и учебно­методического обеспечения  учебного процесса.  Структура программы: пояснительная записка, учебно­тематический план, содержание, требования к  уровню подготовки, использованная литература, календарно – тематическое планирование Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественно­полезную деятельность, то есть  освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства.   Согласно учебному плану МОУ  «СОШ с. Студенки» настоящий  учебный курс предназначен для  обучения учащихся 11 класса основам предпринимательства и рассчитан на 17 часов с учетом  образовательных потребностей и интересов обучающихся.        Каждому человеку со дня его рождения присуще такое качество, как самореализация. У одних оно   развито   больше,   у   других   ­   меньше.   Каждый   человек   хочет   что­то   сделать,   быть   оцененным окружающими,  признанным. Как  раз  эти природные  качества личности,  а точнее  ее потребности и являются основой предпринимательства.  Создание новых товаров и услуг за счет собственных или привлеченных средств, под свою материальную ответственность, риск, ради получения удовлетворения от своей деятельности и получения прибыли для дальнейшего расширения производства ­ является ведущим мотивом в деятельности предпринимателя. Движение России к прогрессу, которого так ожидает народ, будет более эффективным, если наряду с крупным бизнесом в полную мощь заработает малый бизнес. При этом следует учесть, что именно в предпринимательстве могут в большей степени проявить себя сегодня школьники. Школа   должна   приучать   своих   питомцев   и   к   большому,   и   к   малому   предпринимательству. Вырастить   своих,   отечественных   предпринимателей   ­создателей   новых   товаров   и   услуг   ­   важное направление в работе школы, профессиональных учебных заведений. Программа   курса   «Основы   предпринимательской   деятельности»   для   11     классов   является логическим   продолжением   программы   курса   «Основы   предпринимательства»   для   9   класса   и предусматривает   более   глубокое   изучение   теоретических   основ   предпринимательства     и совершенствование навыков и умений, полученных в 9 классе. Основная   цель  курса:  содействие   личности   в   выборе,   на   основе   учета   индивидуальных особенностей, области деятельности и предоставление возможности осуществить профессиональную пробу,   результатом   чего   должна   стать   уверенность   в   правильности   профессионального   выбора   и получение первичных знаний и умений в избранной профессии, а высшим желаемым достижением ­ получение профессии. Задачи курса: •   развитие понимания роли предпринимательства в экономике России; •   знакомство с организационно­правовыми основами предпринимательства; •   маркетинговых исследований; •   развитие логического мышления, интуиции и деловых качеств; •   знакомство с историей становления предпринимательства в Пензенской области; •   профессиональная ориентация. Программа   разработана   в   целях   реализации   государственной   программы   профильного   обучения, удовлетворения познавательных интересов учащихся, подготовки их к осознанному выбору профессии. Данная программа рассчитана на 35 часов и включает в себя пояснительную записку, тематический план, содержание программы, список литературы.   формирование   практических   навыков   по   составлению   деловых   документов   и   проведению Тематический план Всего Тема 11  классВведение Тема 1. Развитие предпринимательства в  Пензенской области  1.1. История развития предпринимательства в  Пензенской области  1.2. Потенциал предпринимательской  деятельности в Пензенской области. Современные  предприниматели нашего края   Тема 2. Открываем собственное дело (4ч.) 2.1. Правовые основы предпринимательства.  Знакомство с нормативными документами,  регламентирующими предпринимательскую  деятельность (1 ч.)  2.2. Выбор организационно­правовой формы  предприятия (1 ч.) 2.3. Налоги  Менеджмент (1 ч.) 2.5. Этапы создания предприятия  (1ч.)  Тема 3. Чем заниматься или как провести  маркетинговое исследование (4 ч.) 3.1 Маркетинг и виды маркетинговых  исследований  (1 ч.) 3.2. Составляем план маркетингового  исследования  (1 ч.) 3.3. Роль маркетинга в развитии предприятия (1 ч.) 3.4. Реклама в предпринимательской деятельности   (1 ч.) Тема 4. Планирование предпринимательской  деятельности (5 ч.) 4.1. Бизнес­план – основа создания фирмы (1 ч.) 4.2. Структура бизнес­плана (1 ч.) 4.3. Разработка бизнес­плана (3 ч.) Итоговый урок 1 2 1 1 1 4 1 1 1 1 2 4 1 1 1 1 5 1 1 3 1 ИТОГО:  17 Содержание программы Введение (1 ч.) Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности» Тема I Развитие предпринимательства в Пензенской области (2 ч.) История   развития   предпринимательства   в   Пензенской   области.   Потенциал   предпринимательской деятельности в Пензенской области. Природно­климатические условия и ресурсы Пензенской области. Предпринимательство и региональный рынок труда. Факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Пензенской области. Современные предприниматели нашего края.         Тема II Открываем собственное дело (4 ч.)   Правовые   основы   предпринимательства.   Знакомство   с   нормативными   документами, регламентирующими   предпринимательскую   деятельность.     Выбор   организационно­правовой   формы предприятия.   Налоги.   Понятие   о   налогах.   Их   значение   в   развитии   государства.   Виды   налогов. Ответственность   налогоплательщика.   Налогообложение   малых   предприятий.   Менеджмент.   Стили руководства:   авторитарный,   демократичный   и   либеральный.   Особенности   личности   руководителя. Общие   принципы   научной   организации   труда.   Работа   с   персоналом.   Этапы   создания   предприятия: подготовительный   этап,   оформление   учредительных   документов,   государственная   регистрация предприятияНаблюдение.   Опрос.   Анкетирование.   Эксперимент.  Сегментирование   рынка.   Деловая   игра Тема III Чем заниматься или как провести маркетинговое исследование (4 ч.) 1 Маркетинг и виды маркетинговых  исследований  2 Составляем план маркетингового  исследования  3 Роль маркетинга в развитии предприятия  4 Реклама в предпринимательской деятельности     «Организация маркетингового исследования»    Маркетинговое исследование: цели, задачи, стратегии. Информация о рынке как одно из главных условий   успешной   предпринимательской   деятельности.   Наблюдение,   опрос,   анкетирование, эксперимент   как   основные   методы   получения   информации   о   региональном   рынке.   Понятие   о сегментировании рынка.  Деловая   игра   «Организация   маркетингового   исследования»:   разбившись   на   творческие   группы учащиеся   планируют   и   моделируют   собственные   маркетинговые   исследования   для   того   или   иного предприятия с учетом особенностей регионального рынка. Тема IY Планирование предпринимательской деятельности (5ч.) 1 Что такое бизнес­план. Бизнес­план – основа создания фирмы  2 Структура бизнес­плана  3.Разработка бизнес­плана  Список литературы 1. Учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности» 2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа,  2001 3.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос,  1994 4.Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства. – М.: ВИТА, 2005 5.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов­на­Дону: Феникс, 1995. 6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10 ­11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.:  Вита­Пресс Методические рекомендации  Современные   социально­экономические   условия   в  России   предполагают   новые  требования   к подрастающему поколению. Для того чтобы найти свое место в жизни молодой человек должен быть более самостоятельный, более активный более целеустремленный. Государство не будет заниматься трудоустройством   молодого   специалиста.   Каждому   придется   самостоятельно   найти   свое   место   в жизни.   Для   того,   чтобы   выбор   более   осознанным,   чтобы   выпускник   был   более   адаптирован   к современной жизни ему необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству. Предприниматель   играет   значительную   роль   в   развитии   рыночной   экономики.   По   сути, предприниматель – движущая сила экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, именно   он   организует   рабочие   места   и   т.д.   Уровень   развития   экономики   в   стране   во   многом определяется уровнем культуры предпринимательства. Поэтому необходимо заботиться о подготовке квалифицированных предпринимателей. Подготовка эта должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был осознан. Данный   курс  является   логическим  продолжением   курса  для   9  класса  и  предполагает   более глубокое   изучение   «Основ   предпринимательства».   Более   подробно   раскрываются   темы   «Налоги», «Маркетинг». Работа предусматривает большую самостоятельность учащихся. Итак, основная цель данного курса ­ это формирование у школьников первоначальных знаний по основам   предпринимательства   и   умения   применять   имеющиеся   знания   из   различных   областей   при организации малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие основные задачи: Требования к уровню подготовки учащихся ­   знать     базовые   экономические   понятия   и   категории,   дающие   возможность   принимать   эф­ фективные   экономические   и   организационные   решения   в   условиях   конкуренции   и   меняющейся социально­экономической ситуации;   условиях рыночной экономики;   ­ иметь экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно­ ­   иметь   знания   о   предпринимательстве   как   о   важной   форме   человеческой   деятельности   вэкономических явлений,  ­   умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;   деятельность ­     умения   составлять   простые   бизнес   ­   проекты.   Планировать   предпринимательскую  ­ уметь использовать рыночный механизм превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности. Календарно­ тематическое планирование по основам предпринимательства в 11 классе.  Всего 17 ч.   Дата План  Факт. № Тема.  1. Введение 2. История развития предпринимательства в  Пензенской области 3. Потенциал предпринимательской деятельности в  Пензенской области. Современные  предприниматели нашего края   4. Правовые основы предпринимательства. Знакомство  с нормативными документами, регламентирующими  предпринимательскую деятельность. Выбор организационно­правовой формы  предприятия 5. 6. Налоги. Менеджмент 7 Этапы создания предприятия       8 Маркетинг и виды маркетинговых  исследований 9 Роль маркетинга в развитии предприятия 10 Реклама в предпринимательской деятельности   11 Тема 4. Планирование предпринимательской 12 Бизнес­план – основа создания фирмы деятельности 13 Структура бизнес­плана 14 Разработка бизнес­плана 15 16 17 Итоговый урок Презентация бизнес­плана Презентация бизнес­плана Вид деятельности Беседа, анализ прочит. Лекция, беседа Сообщения, беседа Лекция, беседа Лекция, беседа Работа с таблицей, беседа Лекция, беседа Беседа, работа с таблицей Работа с таблицей, беседа Лекция, беседа Беседа, работа с таблицей Работа с таблицей, беседа Лекция, беседа Лекция, беседа Мастер­класс, самост. работа Беседа, тестирование