Рабочая программа "Основы социальной педагогики"
Оценка 5

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
24.04.2018
Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"
Рабочая программа "Основы социальной педагогики"разработана для специальности 44.02.03 "Педагогика дополнительного образования". Цель изучения курса - осмысление значения и места социальной педагогики в системе человекознания и обществознания; раскрытие основных проблем социальной педагогики; содействие формированию у студентов нового социально-педагогического мышления и системы соответствующих теоретических знаний и практических умений. Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и может быть использована не только в рамках реализации специальности, но и в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров.
Рабочая программа Основы социальной педагогики.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И.А. КУРАТОВА» » Я И Н А Д З Е И Ы Н М М А Р Г О Р О-П Н Б Е Ч У « РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 44.02.03 Основы социальной педагогики Для студентов, обучающихся по специальности Педагогика дополнительного образования (углубленная подготовка) Сыктывкар, 2017 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования код Педагогика дополнительного образования 44.02.03 (программа подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки) наименование специальности [наименование специальности, уровень подготовки в соответствии с ФГОС] Разработчики Фамилия, имя, отчество 1 Пружинская Вера Борисовна Ученая степень (звание) [квалификационная категория] высшая Должность преподаватель [вставить фамилии и квалификационные категории разработчиков] [число] [месяц] [дата представления на экспертизу] [год] Экспертиза Фамилия, имя, отчество Ученая степень (звание) [квалификационная категория] Должность 1 2 3 [вставить фамилии и квалификационные категории разработчиков] Рекомендована ПЦК (название)  Председатель ПЦК Протокол № ____ от «__» _______ 20__ г.     ФИО Рассмотрена научно­методическим советом ГПОУ  «Сыктывкарский гуманитарно­педагогический колледж имени И.А. Куратова» Председатель совета Протокол № ____ от «__» _______ 20__ г. ФИО 2 Содержание программы учебной дисциплины 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 3 1. ПАСПОРТ  рабочей программы учебной дисциплины ОП 09 Введение в профессию «Социальная работа» 1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   ППССЗ   в   соответствии   с ФГОС СПО по специальности укрупненной группы специальностей 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  только в рамках реализации специальности в   дополнительном   профессиональном   образовании   при   реализации   программ   повышения квалификации и переподготовки 44.02.03 Педагогика образования   дополнительного в рамках специальности СПО 1.2   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   основной профессиональной образовательной программы Данная учебная дисциплина входит: в обязательную часть циклов ППССЗ в вариативную часть циклов ППССЗ 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины Цель изучения курса ­  осмысление значения и места социальной педагогики в системе   человекознания   и   обществознания;   раскрытие   основных   проблем социальной педагогики; содействие формированию у студентов нового социально­ педагогического мышления и системы соответствующих теоретических знаний и практических умений. Задачи курса ­ 1. Формирование представлений о предмете и задачах социальной педагогики как части современного человекознания и обществознания, раскрытие ее значения для широкой социальной и воспитательной практики. 2. части социальной педагогики. 3. 4. групповые и социальные субъекты. Ознакомление с историей становления и развития социальной педагогики. Раскрытие   факторов   социализации   и   их   влияния   на   индивидуальные, Ознакомление с основными понятиями теории социального воспитания как + 4 5. Анализ   социальной   структуры   общества,   выделение   основных   типов реальных,   потенциальных   и   латентных   жертв   неблагоприятных   условий социализации как субъектов социально­педагогической виктимологии и основных направлений социально­педагогической работы с ними. 6. 7. как областями научного знания и сферами практической деятельности. Знакомство с деятельностью социального педагога в системе образования. Установление связи между социальной педагогикой и социальной работой 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 3. 4. 5. 6. 7. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии профессиональными  ценностями социально­педагогической деятельности, оперировать основными  понятиями и категориями специальности; обосновать необходимость взаимодействия образовательной организации с  учреждениями и организациями социальной сферы и иных систем; характеризовать специфику деятельности социального педагога (цель, задачи,  направления и т.д.) в учреждениях социальной сферы; определять взаимосвязь социальной педагогики в системе наук, её связь с другими  науками; определять проблемное поле, практические проблемы социально­педагогической  деятельности, принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в  корректной форме осуществлять социально­педагогическую диагностику, коррекцию, профилактику и  консультирование; взаимодействовать с педагогами, родителями, специалистами социальных и других  служб в оказании помощи детям и подросткам; использовать методики и технологии социально­педагогической работы с разными  категориями детей и родителей, в различных сферах микросреды, в различных  социальных институтах; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные категории и понятия социальной педагогики, специфику профессии; сущность   социально­педагогической   деятельности:   цели   и   принципы,   направления   и закономерности, уровни и субъекты; особенности   профессиональной   деятельности   специалиста:   функциональные   и должностные   обязанности   социального   педагога,   квалификационные   требования   к специалисту; ценности   профессиональной   деятельности   социального   педагога, компетентности и социальной ответственности; теорию, методику и историю социальной педагогики; закономерности   воспитания,   образования,   развития   личности   на   всех   стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности; основы   методики   и   технологии   социально­педагогической   работы   с   разными категориями   детей   и   подростков,   в   различных   сферах   микросреды,   в   различных социальных институтах; основы   социальной   политики   государства   и   социально­правовой   защиты   детей, особенности социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;   границы В результате изучения дисциплины  5 Основы социальной педагогики обучающийся должен освоить общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции. Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 Наименование общих компетенций   определять   методы   решения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать   собственную   деятельность, профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно­коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Ставить   цели,   мотивировать   деятельность   обучающихся   (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК   9.   Осуществлять   профессиональную   деятельность   в   условиях   обновления   ее целей, содержания, смены технологий. Осуществлять   профилактику   травматизма,   обеспечивать   охрану   жизни   и   здоровья обучающихся (воспитанников). Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Исполнять   воинскую   обязанность,   в   том   числе   с   применением   полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2.1.  Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с  указанием области деятельности). ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия ПК 1.2 Организовывать и проводить занятия. ПК 1.3 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области  дополнительного образования. ПК 1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения  дополнительной образовательной программы. ПК 1.5 Анализировать занятия. ПК 1.6 Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. 5.2.3. Методическое обеспечение образовательного процесса ПК 3.1 Разрабатывать   методические   материалы   (рабочие   программы,   учебно­тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2 Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­развивающую среду. ПК 3.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области   дополнительного   образования   на   основе   изучения   профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного 6 образования детей. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   примерной программы учебной дисциплины: всего часов максимальной учебной нагрузки обучающегося обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 135 в том числе 135 часов, в том числе 90 часов, самостоятельной работы обучающегося 45 часов; 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы № Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 1 2 в том числе: 2.1 2.2 3 лекции семинарские и практические работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Итого Объем  часов 135 90 63 27 45 135 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Введение в профессию «Социальная работа» Темы 1 Тема 1. Наименование разделов и тем Содержание учебного материала: лекции, семинарские (практические) занятия; лабораторные и контрольные работы; самостоятельная работа обучающихся  (если предусмотрены) 2 Социальная педагогика, ее предмет и задачи.  Исторические предпосылки возникновения  социально­педагогической деятельности Общее понятие о социальной педагогике и ее связи с социальной работой. Назначение, основные функции, задачи социальной педагогики Основные категории социальной педагогики. Принципы социальной педагогики Создание кластера «Социальная педагогика как наука» Лекции Содержание учебного материала  1 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов 1. Сопоставление определения социальной педагогики из  различных учебных пособий по социальной педагогике.  Анализ понятий «социальная педагогика» и «социальная  работа». 2.Подготовить доклад по теме «Общая характеристика  основных принципов социальной педагогики и их  требования». Системно­функциональная модель социально­ педагогической деятельности Тема 2. Лекции Содержание учебного материала  1 2 Понятие, сущность и содержание социально­педагогической деятельности. Структура социально­педагогической деятельности. Характеристика  компонентов. Характеристика основных функций социально­педагогической  деятельности. Профессионально значимые ценности социально­педагогической  деятельности. Понятие о профессиональной этике. Категории  профессиональной этики. 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Выполнение ситуативных заданий, решение социально­ психологических задач Работа с литературой:  1. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Москва, 2015. Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной  работы. – Н. Новгород, 2016. 2. Знакомство с опытом работы специалистов в области  социально­педагогической деятельности 3. Разработка модели «Образ личности социального  педагога» Объем  часов Уровень  освоения Формиру емые  компетен ции  (ОК, ПК) 4 2 2 2 1 2 2 1 1 ОК   1, ОК   6, ПК   1.1, ПК   1.3, ПК 3.3. ОК2, ОК 4,   ПК 1.2,   ПК 1.1,   ПК 1.5. 3 5 1 1 2 1 2 Тема 3. Социализация как основа социально­педагогической  деятельности Сущность социализации и ее особенности Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации. Сущность и содержание социального воспитания Семинар «Факторы социализации» Лекции Содержание учебного материала  1 2 3 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 4. 1. Подготовка к семинару «Факторы социализации  личности» 2. Создание таблицы «Факторы социализации» Социально­педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики Лекции Содержание учебного материала  1 2 Социально­педагогическая виктимология: ее сущность и содержание. Основные предпосылки превращения человека в жертву  неблагоприятных условий социализации и их предупреждение. Трудная   жизненная   виктимная   ситуация   для   ребенка   и   оказание   ему социально­педагогической помощи. 3 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 5. Обсуждение в группах проблем, требующих социально­ педагогического решения, характерных для различных  категорий детей в микросоциуме. Проведение общей  дискуссии. 1.Работа с Интернет­ресурсами, подготовка сообщений  «Основные направления социально­педагогической  деятельности по профилактике и преодолению  виктимизации человека». Социальные отклонения в воспитании, их причины и  пути преодоления Лекции Содержание учебного материала  1 Понятие «норма» и «отклонение от нормы» в социальном развитии и  воспитании человека, причины социальных отклонений.  Характеристика физических, психических и социальных отклонений. Основные направления социально­педагогической деятельности по  профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков. Самостоятельная  работа студентов Тема 6. Сформулировать, требующие социально­ педагогического решения проблемы, характерные для  различных категорий детей, подростков, юношей, в  микросоциуме. Подготовка к дискуссии. Детская субкультура и социокультурный мир  ребенка 2 3 2 3 Лекции Содержание учебного материала  1 Детская субкультура и ее признаки. Субкультура и социализация,  субкультура и воспитание. Формы проявления детской субкультуры. Детская субкультура в условиях временного коллектива. Коррекция  негативных проявлений. 10 2 1 2 2 1 1 3 1 2 ОК   5, ОК7, ПК 1.1,   ПК 1,   2,   ПК 1.4. ОК6,  ОК9, ПК 1.3, ПК  3.1, ПК  1.6. ОК2, ОК 5,   ПК 1.2,   ПК 1.5,   ПК 1.6,   ПК 3.3. ОК6,  ОК9, ПК 1.3, ПК  3.1, ПК  1.6. 3 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 1 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 7. Дискуссия по материалам книг и статей М.А.  Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира  взрослых» Подготовка сообщений по книге М.А. Осориной  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Составление таблицы «Основные компоненты  социокультуры ребенка и их характеристика» Методы социального воспитания Лекции Содержание учебного материала  1 Понятие метода как научно­обоснованного способа взаимодействия с  воспитуемым. Специфика   методов   социальной   педагогики. Классификация методов. Методы   формирования   сознания.   Методы   организации   деятельности. Методы стимулирования. Методы самовоспитания.    Выбор   методов. Методы социальной педагогики и методы социальной работы, их взаимосвязь и специфика. Соотношение   принципов   и   методов   социальной   педагогики.   Условия эффективности применения методов.  2 3 4 5 Самостоятельная  работа студентов Тема 8. Составление кластера «Методы социально­педагогической  деятельности» Подготовка к семинару «Методы социально­ педагогической деятельности» Нормативно­правовое регулирование защиты детства в  России Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Понятия «социальная защита», «система социальной защиты», «управление социальной защитой детства». Декларация   прав   ребенка,   Конвенция   о   правах   ребенка.   Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Нормативно­правовые документы по защите ребенка в России. 2 3 Самостоятельная  работа студентов Тема 9. Подготовка пакета документов «Нормативно­правовая  база социально­педагогической деятельности» Девиации как социально­педагогическая проблема.  Социально­педагогическая деятельность с детьми и  подростками девиантного поведения Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1   Понятие   «девиантное   поведение».   Биологические,   психологические   и   социальные теории девиаций. 2 3 4 Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Типология отклоняющегося поведения. Предпосылки   девиаций   в   подростковом   возрасте.   Причины   социальной дезадаптации.   Типичные   проявления   отклоняющегося   поведения   у подростков.    Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки. Факторы девиации подростков.  Самостоятельная  работа студентов Тема 10.  Изучение опыта образовательных учреждений по  профилактике девиантного поведения школьников.  Работа с Интернет­ресурсами и литературой  библиотеки. Аддиктивное поведение подростков. 11 1 2 6 2 3 1 6 2 ОК   5, ОК7, ПК 1.1,   ПК 1,   2,   ПК 1.4. ОК2, ОК 4,   ПК 1.2,   ПК 1.1,   ПК 1.5. ОК2, ОК 5,   ПК 1.2,   ПК 1.5,   ПК 1.6,   ПК 3.3. 2 2 3 2 1 2 1 2 2 2 2 1 Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Понятие   «Аддиктивное   поведение».   Виды   аддикций.   Классификация аддиктивного поведения. Зависимость. Психическая зависимость. Физическая зависимость. Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение. Подростковый   алкоголизм   и   табакокурение   как   формы   проявления аддиктивного поведения. Наркомания как форма проявления аддиктивного поведения подростков Социально­педагогическая   деятельность   с   детьми   и   подростками, склонными  употреблению   психоактивных   веществ.   Профилактика   аддиктивного поведения. 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 11. Изучение Интернет­ресурсов «Современные исследования аддиктивного поведения детей и подростков в России». Наблюдение занятия по первичные профилактики  наркомании в образовательном учреждении. Анализ.  Проектирование собственного занятия. Создание   кластера   «Виды   аддикций».   Подготовка характеристик   аддиктивного   поведения.   выявление методов   и   приемов   профилактики   аддиктивного поведения. Преступность как форма проявления делинквентного  поведения несовершеннолетних Социально­ педагогическая деятельность с несовершеннолетними  правонарушителями Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Преступность несовершеннолетних как социально­педагогическая  проблема. Причины   и   последствия   преступности   несовершеннолетних.     Социально­ психологический портрет несовершеннолетнего осужденного. Система специальных учебно­воспитательных учреждений для  несовершеннолетних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы,  специальные профессиональные училища, воспитательные колонии; цели,  задачи и особенности их работы 2 3 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 12. Встреча с сотрудниками отдела по профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних по теме  «Особенности привлечения несовершеннолетних к  административной и уголовной ответственности». Изучение опыта работы отделов по профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних Организационные социально­педагогические  технологии работы с детьми группы риска Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] Понятие и виды «организационные социально­педагогические технологии» 1 Социально   –   педагогическая   диагностика,   профилактика,   адаптация, 2 реабилитация, коррекция в социальной педагогике. Социальная опека и попечительство как технологии. Технология   консультирование. социального   патронажа, социально­педагогическое 3 4   12 3 3 2 2 1 2 2 ОК6,  ОК9, ПК 1.3, ПК  3.1, ПК  1.6. ОК   5, ОК7, ПК 1.1,   ПК 1,   2,   ПК 1.4. ОК2, ОК 4,   ПК 1.2,   ПК 1.1,   ПК 1.5. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 13. Встреча со специалистами МУ ДО " «Центр психолого­ педагогической, медицинской и социальной помощи». Создание   пакета   диагностических   методик.   Подготовка глоссария   по   теме.   Создание   картотеки   социально­ педагогических технологий. Социально­педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Сущность, задачи и основные этапы социально—педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Целевое и локальное назначение технологий. 2 3 4 Наиболее   характерные   проблемы   детей   группы   риска   и   содержание социально­педагогических технологий индивидуальной (групповой) работы. Формирование и исследование банка данных. Программы   индивидуальной   и   групповой   профилактической   работы. Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям.   Профилактика   школьной   дезадаптации,   педагогической   и   социальной запущенности Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Деловая игра ­ семинар для классных руководителей  «Социально­психологические аспекты воспитательно­ профилактической работы с учащимися девиантного  поведения» Подбор методик для индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Подготовка к презентации пакета  методик. Итого 1 семестр – 54 часа, из них 41 час – лек., 13 час – практ. СР – 22 часа Тема 14. Технологии социального воспитания в образовательном учреждении. Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Сущность и содержание социального воспитания. Социальное воспитание с позиции государства и общества. Социокультурная   среда   образовательного   учреждения   и   ее   влияние   на обучающихся. Технология работы с проблемными детьми в массовой школе. Совет профилактики. Социально­педагогический консилиум 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 15. Семинар «Технологии социального воспитания в образовательном учреждении». Подготовка   выступлений   «Школьная   служба медиации».   Подготовка   к   семинару   «Технологии социального   воспитания   в   образовательном учреждении». Технологии работы с беспризорными и безнадзорными  детьми и подростками. Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Понятие «беспризорность» и «безнадзорность». Причины беспризорности и  безнадзорности. Социальный портрет безнадзорного и беспризорного ребенка. 2 13 1 2 3 3 2 4 2 3 3 ОК   1, ОК   6, ПК   1.1, ПК   1.3, ПК 3.3. ОК2, ОК 5,   ПК 1.2,   ПК 1.5,   ПК 1.6,   ПК 3.3. ОК   5, ОК7, ПК 1.1,   ПК 1,   2,   ПК 1.4. 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 3 4 Профилактика   беспризорности   и   безнадзорности.   Роль   образовательного учреждения в  решении   проблемы   беспризорности   и   безнадзорности.   Основные   этапы технологии патроната. Проблемы осуществления патроната.   Технология   работы   с   беспризорными   на   улице.   Задачи   и   основные направления   технологии.   Опыт   реализации   программы   «Дети   улицы». Проблемы организации уличной работы с беспризорными.    Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 16. Составление обобщённого портрета беспризорного ребенка (по материалам СМИ) Изучение опыта профилактики беспризорности и  безнадзорности. Составление социального портрета  «уличного» ребенка. Технологии социально­педагогической реабилитации и  коррекции детей и подростков группы риска   Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Реабилитация и коррекция – ведущие методы преодоления дезадаптивного или ресоциализация отклоняющего несовершеннолетнего.  Содержание,   формы   и   методы   социально­педагогической   коррекции   и реабилитации. Опыт   работы   социальных   центров,   образовательных   учреждений   по реабилитации   и   коррекции   детей   и   подростков   группы   риска.   Службы реабилитационной педагогики.    Процесс 2 3   поведения.   Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 17. Встреча с социальными педагогами города по проблемам  педагогической реабилитации и коррекции детей и  подростков группы риска Подготовка выступлений по теме «Опыт работы  реабилитационных детских центров», «Оценка  эффективности социально – педагогической  реабилитации и коррекции», «Реабилитационные и  коррекционные программы для детей и подростков  группы риска». Технологии социально­педагогической деятельности в  учебно­воспитательных учреждениях разного типа. Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] Социокультурная среда интернатного учреждения и ее влияние на ребенка. 1 Нормативно­правовые основы регулирования деятельности учреждений для 2 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Содержание,   формы   и   методы   социально­педагогической   деятельности   в учебно­воспитательных учреждениях разного типа. Пути повышения социализирующей и воспитательной роли учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 18. Лекции Защита моделей социально­педагогической работы в  учебно­воспитательных учреждениях разного типа с  использованием презентаций. Подготовка мультимедийных презентаций «Социально­ педагогическая деятельность в учебно­воспитательных  учреждениях разного типа» Воспитание ребенка в семье и пути повышения ее  воспитательных возможностей 14 1 2 2 2 1 2 2 1 2 ОК2, ОК 4,   ПК 1.2,   ПК 1.1,   ПК 1.5. ОК   1, ОК   6, ПК   1.1, ПК   1.3, ПК 3.3. ОК2, ОК 5,   ПК 1.2,   ПК 1 3 2 2 3 2 2 3 2 Типы семей и особенности социально­педагогической работы с ними Особенности воспитания ребенка в семье. Основные причины негативной социализации ребенка в семье. Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Решение педагогических задач. Обсуждение в группах  проблем, требующих социально­педагогического решения. Подготовка   к   дискуссии   «Причины   негативной социализации ребенка в семье». Изучение опыта эффективного семейного воспитания. Социально­педагогическая работа с семьей Тема 19. Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Основные направления социально­педагогического взаимодействия семьи и  образовательного учреждения Содержание, формы и методы социально­педагогической помощи семье Организационно­педагогическая   работа   образовательного   учреждения   с родителями.  Содержание, формы и методы работы с семьей. 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 20. Деловая игра «Родительское собрание». Знакомство с деятельностью родительского комитета  класса, школы. Подготовка к деловой игре «Родительское собрание» Организация социально­педагогической работы в  учреждениях образования разного типа Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Специфика   деятельности   социального   педагога   в   образовательном учреждении Работа социального педагога в дошкольном образовательном учреждении. Работа социального педагога в учреждениях интернатного типа. Социально­педагогическая   работа   в   учреждении   дополнительного образования. 2 3 4 Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Тема 21. Разработка и защита модели организации социально­ педагогической работы в учреждениях образования разного типа Подготовка   модели   организации   социально­ педагогической   работы   в   учреждениях   образования разного типа. Изучение опыта социально­педагогической работы в  учреждении дополнительного образования. Организация и управление социально­педагогической  деятельностью в образовательном учреждении. Лекции Содержание учебного материала [указывается перечень дидактических единиц] 1 Функции и основные требования к деятельности социального педагога в  образовательном учреждении. Методика   планирования   и   контроля   социально­педагогической деятельности 2 15 1.5,   ПК 1.6,   ПК 3.3. ОК2, ОК 4,   ПК 1.2,   ПК 1.1,   ПК 1.5. ОК   5, ОК7, ПК 1.1,   ПК 1,   2,   ПК 1.4. ОК6,  ОК9, ПК 1.3, ПК  3.1, ПК  1.6. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 3 3 3 4 Взаимодействие   социального   педагога   со   специалистами   социально­ педагогической сферы.     Документы   социального   педагога   и   требования   к   их   ведению   и оформлению.   1 2 Изучение и анализ планов социально­педагогической  деятельности. Семинарские  (практические)  занятия Самостоятельная  работа студентов Итого 2 семестр –36 часа, из них 22 час – лек., 14 час – практ., СР – 23 часа Создание пакета документов социально­педагогической  деятельности. 1 3 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному  материально­техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие 4.1.1 учебного кабинета Кабинет Теории и методики социальной работы 4.1.2 лаборатории 4.1.3 зала информатики и информационно­коммуникационных  технологий; библиотека; читальный зал с выходом в сеть Интернет. № 3.2 Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Наименования объектов и средств материально­технического Примечания обеспечения Оборудование учебного кабинета рабочие места по количеству обучающихся – не менее 25 рабочее место преподавателя доска для мела раздвижная демонстрационная система Печатные пособия Тематические таблицы Портреты Схемы по основным разделам курсов Диаграммы и графики Атласы Цифровые образовательные ресурсы Цифровые компоненты учебно­методических комплексов (заполняется при наличии в кабинете) Экранно­звуковые пособия Видеофильмы  Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса Аудиозаписи и фонохрестоматии (заполняется при наличии в кабинете) Лабораторное оборудование (демонстрационное оборудование) (заполняется при наличии в программе лабораторных или практикумов) Технические средства обучения [заполняется при наличии в кабинете в соответствии со спецификацией] № Наименования объектов и средств материально­технического обеспечения Технические средства обучения (средства ИКТ) Примечания Телевизор с универсальной подставкой  Видеомагнитофон (видеоплейер)  Аудио­центр Мультимедийный компьютер  Сканер с приставкой для сканирования слайдов Принтер лазерный Цифровая видеокамера Цифровая фотокамера Слайд­проектор Мультимедиа проектор Стол для проектора Экран (на штативе или навесной) 3.3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, кейс метод, психологические и иные тренинги, круглый стол (групповые дискуссии и дебаты), проблемное обучение, мозговой штурм или   брейнсторминг,   интеллект­карты,   интернет­экскурсии     (нтерактивная   экскурсия), экскурсионный практикум, мастер­класс, знаково­контекстное обучение, проектное обучение, олимпиада,   лабораторные   опыты,   конференция,   дистанционное   обучение,   работа   в   малых группах,   социальные   проекты   (внеаудиторные   формы   ­  соревнования,   фильмы,   спектакли, выставки и др.), интерактивные лекции (применением видео­ и аудиоматериалов) и  др. 3.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: № Выходные данные печатного издания 1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию:  учеб.пособие для студентов вузов/ Н.Ф. Басов, В.М.Басава,  А.Н.Кравченко. – М.: Издательский центр»Академия», 2010. 2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Под. общ.  ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2011 3. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие/под общ.ред.  А.В.Иванова/ А.В.Иванов. – М.: Изд.»Дашков и К», 2010 4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов  педагогических вузов/ А.В.Мудрик. М.: Изд.центр «Академия»,  2011 5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для вузов/  Л.В.Мардахаев. – 5­е изд. – М.: Гардарики, 2011 18 Гриф Год издания 2014 2015 2014 2014 2016 6. Шакурова,   М.В.:   Методика   и   технология   работы   социального педагога. учебник для студентов педагогических вузов/ Шакурова М.В ­ М.: Академия, 2012 2015 Дополнительные источники:  1. Варывдин   В.А.   Управление   системой   социальной   защиты   детства: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое о­во России, 2012. 1. Галагузов А.Н. Социально­педагогические задачи: Учеб. пос. для вузов   – М.: Владос, 2015. 2. Олиференко   Л.Я.   Социально­педагогическая   поддержка   детей   группы риска: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2016. 3. Рыбинский   Е.М.   Управление   системой   социальной   защиты   детства: Социально­правовые   проблемы:   Учебное   пособие   для   вузов.   –   М.: Академия, 2014. 4. Словарь­справочник   по   социальной   педагогике   и   социальной   работе   / Автор­составитель М.В. Звяглова. – В. Новгород, 2013. 5. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для вузов / Е. И. Тихомирова.  2­е изд., стер. – М.: Академия, 2015.  6. Шептенко П.А. Методика работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов. – М.: Академия, 2016. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2015. – 184 с. 8. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 176 с. 9. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 440 с. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека http://window.edu.ru/window/library Электронная   библиотека   учебно­методической   литературы   для   общего   и профессионального образования.  Библиотека Гумер ­ гуманитарные науки http://www.gumer.info/ Коллекция   книг   по   социальным   и   гуманитарным   и   наукам:   истории,   культурологии, философии,   политологии,   литературоведению,   языкознанию,   журналистике,   психологии, педагогике, праву, экономике и т.д. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua/ http://www.psylib.org.ua/books/index.htm 19 Полные   тексты   публикаций   по   следующим   темам:   психология,   философия,   религия, культурология. Также на сайте вы найдете подборку ссылок на ресурсы Интернета, связанные с психологией и смежными областями знания. Детская психология http://www.childpsy.ru Интернет­портал   предназначен   для   специалистов   в   области   детской   психологии   и содержит   большую   коллекцию   публикаций   по   перинатальной,   педагогической,   специальной, дифференциальной,   социальной   и   другим   отраслям   психологии.   Виды   материалов:   научные статьи,  рецензии,   книги,   методические  разработки,  справочные  материалы.   Информационное наполнение включает более чем 1000 статей, более чем 1000 книг и учебников, более 1000 аннотаций к зарубежным статьям, более 2500 авторефератов диссертационных исследований.  Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://lib.socio.msu.ru/l/library Содержит   фундаментальные   труды   классиков   социологии,   учебно­методическую   и справочную литературу по социологии и социальным наукам, а также электронные публикации преподавателей, аспирантов и студентов факультета. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Банк средств для оценки результатов обучения Контроль   и   оценка   результатов   освоения   учебной   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий   и   лабораторных   работ, тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Оценочные   средства   составляются   преподавателем   самостоятельно   при   ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.3. ПК 3.3. Умения: ­ осуществлять  профессиональную  деятельность в соответствии профессиональными  ценностями социально­ педагогической  деятельности, оперировать  основными понятиями и  категориями специальности; 20 Практические занятия,  внеаудиторная  самостоятельная работа,  индивидуальные задания,  решение ситуационных  задач, самоконтроль,  самопроверка. ­ оценка выполнения задания в тестовой форме; ­ оценка оформления понятийного словаря; ­ оценка составления схемы  направлений деятельности  социального педагога. ­ оценка анализа социально­ педагогической  деятельности  образовательных  учреждений своего региона и составления таблицы;  ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности); ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы; ­ оценка выполнения  реферата по темам (на выбор студента). ­ оценка выполнения  индивидуального задания; ­ оценка решения  практических ситуаций; ­ оценка устного ответа по  изучаемой теме; ­ оценка выполнения  практической работы. ­ оценка выполнения задания в тестовой форме; ­ оценка оформления  понятийного словаря; ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности); ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. оценка решения  практических ситуаций; ­ оценка результатов  исследования, наблюдения  социально­педагогической  деятельности. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.3, ПК 3.1, ПК 1.6. обосновать необходимость  взаимодействия  образовательной  организации с учреждениями и организациями социальной сферы и иных систем; характеризовать специфику  деятельности социального  педагога (цель, задачи,  направления и т.д.) в  учреждениях социальной  сферы; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1.  ПК 3.1. определять взаимосвязь  социальной педагогики в  системе наук, её связь с  другими науками; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.2, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК  3.3. осуществлять социально­ педагогическую  диагностику, коррекцию,  профилактику и  консультирование; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.5, ПК.2.1. 21 ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1, ПК 1, 2, ПК 1.4. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1, ПК 1, 2, ПК 1.4. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1.  ПК.1.6. ПК 3.1. взаимодействовать с  педагогами, родителями,  специалистами социальных и других служб в оказании  помощи детям и  подросткам; использовать методики и  технологии социально­ педагогической работы с  разными категориями детей  и родителей, в различных  сферах микросреды, в  различных социальных  институтах; определять проблемное  поле, практические  проблемы социально­ педагогической  деятельности, принимать  решения и аргументировано  отстаивать свою точку  зрения в корректной форме Знания:  основные категории и  понятия социальной  педагогики, специфику  профессии; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.2, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК  3.3. сущность социально­ педагогической  деятельности: цели и  принципы, направления и  закономерности, уровни и  субъекты; особенности  профессиональной  деятельности специалиста:  функциональные и  ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1.  ПК 3.1. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.2, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК  3.3. 22 ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы; ­ тестовый контроль знаний. ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности); ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. ­ оценка составления  структурно­логической  схемы направлений  современной социально­ педагогической  деятельности; оценка решения  практических ситуаций; ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. ­ оценка выполнения задания в тестовой форме; ­ оценка электронного  глоссария по социальной  педагогике; ­ оценка оформление  понятийного словаря; ­ оценка решения  ситуационных задач; ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практического задания  ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ анализ опыта работы  социального педагога. ­ оценка составления   духовно ­ нравственного  портрета социального  работника; должностные обязанности  социального педагога,  квалификационные  требования к специалисту; ценности профессиональной  деятельности социального  педагога, границы  компетентности и  социальной ответственности; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1.  ПК 3.1. теорию, методику и историю социальной педагогики; ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.2, ПК 1.1, ПК 1.5. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.2, ПК  1.1, ПК 1.5. закономерности воспитания,  образования, развития  личности на всех стадиях  онтогенеза, влияние среды  на процесс социализации  личности; основы методики и  технологии социально­ педагогической работы с  разными категориями детей  и подростков, в различных  сферах микросреды, в  различных социальных  институтах; основы социальной политики государства и социально­ правовой защиты детей,  особенности социальной  работы во всех сферах  ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.1, ПК 1, 2, ПК 1.4. ОК 1. ­ ОК 9. ПК 1.3, ПК 3.1, ПК 1.6. 23 ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности); ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. ­ оценка решения  практических ситуаций  клиентов; ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности);  ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. ­ оценка выполнения  самостоятельной работы; ­ оценка выполнения  практической работы. оценка составления таблицы  «Влияние среды на процесс  социализации личности»; ­ оценка анализа результатов своей практической работы  по изучаемой теме  (рефлексия своей  деятельности); ­ оценка выявления  закономерностей воспитания и развития личности; оценка выполнения  самостоятельной работы  «Социально­педагогические  технологии»; ­ оценка выполнения  практической работы. Тестовый контроль знаний. ­ оценка деятельности по  выявлению особенности  социально­педагогической  работы с детьми жизнедеятельности  человека; находящимися в трудной  жизненной ситуации. 24 4.2 Примерный перечень  вопросов для дифференцированного зачета 1. Предмет, задачи и сущность социальной педагогики. 2. Основные принципы социальной педагогики и их сущность. 3. Сущность процесса социализации. 4. Факторы и тенденции социализации личности в современных условиях. 5. Понятие «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. 6. Педагогические методы социальной работы. 7. Семья как социальный институт общества. Роль и место семьи в современном обществе.  Социальный статус семьи и ее типология. 8. Понятие семейного воспитания. Развитие идей семейного воспитания в России.  Специфика и особенности семейного воспитания.  9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности. 10. Основные функции социального педагога в работе с семьей. Формы и методы социально­ педагогической помощи семье. 11. Социальный патронаж как одна из форм социально­педагогической помощи семье. 12. Консультирование как одна из форм социально­педагогической помощи семье. 13. Родительское собрание как одна из форм организационно­педагогической работы  образовательного учреждения с семьей. 14. Планирование социально­педагогической работы образовательного учреждения.  15. Документы, определяющие социально­правовую защиту семьи и ребенка. 16. Девиантное поведение детей и подростков: сущность, причины, пути преодоления. 17. Профилактика и реабилитация – основные виды социально­педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. 18. Аддиктивное поведение подростков. Сущность. Виды аддикций. 19. Социально­педагогическая деятельность с детьми и подростками, склонными к  табакокурению и употреблению алкоголя. 20. Социально­педагогическая деятельность с детьми и подростками, склонными к  употреблению психоактивных веществ. 21. Преступность несовершеннолетних как социально­педагогическая проблема. 22. Социально­педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями. 23. Профилактика девиантного поведения. 24. Учреждения дополнительного образования ­ один из основных институтов социального  воспитания. 25. Социально­педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. 26. Социальный педагог дошкольного учреждения, его основные функции. 27. Социально­педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики и  как пограничная область знаний. Факторы виктимизации. 28. Содержание и формы социально­педагогической работы с различными группами людей,  ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации. 29. Государственная система поддержки и защиты детей­сирот.  30. Детская инвалидность в современном обществе. Особенности социального развития и  воспитания детей­инвалидов. Цели, задачи и виды педагогической помощи семьям,  имеющим детей с ограниченными возможностями. 31. Особенности социально­педагогической деятельности в социальных приютах для детей,  оставшихся без попечения родителей. 32. Проблема бродяжничества среди детей, пути решения.  33. Конвенция «О правах ребенка»: основные положения (ООН, 1989). 34. Социальная защита детства: основные направления, тенденции, проблемы. 25 35. Социальная, правовая, психологическая, медицинская, педагогическая помощь детям в  Республике Коми. 36. Содержание деятельности волонтерских организаций.  26

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной педагогики"

Рабочая программа "Основы социальной  педагогики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018