Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
экология
6 кл
11.02.2017
Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)
Программа в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год. Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)
рабочая программа ОЗОЖ 6 кл.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сосновка» Саратовского района Саратовской области «Рассмотрено»   на заседании  МО                                                 «Согласовано»                                                   «Утверждаю»   Протокол №   от  «____»_______   ____2015 г.                             Зам. директора по УВР                                     Директор МОУ   Руководитель МО                                                                     ________    Малофеева Е.В.                                     «СОШ с. Сосновка»      _____________/Горина И.А./                                                 «___» ____________2015 г.                                      ______Чеберяк В.Ф.                                                                                                                                                                                          «___»___________2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОЗОЖ в 6 классе учителя   Гориной Ирины Алексеевны  на 2015­2016 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                    Рабочая программа составлена на основе: ­   Регионального компонента     образовательного   стандарта     и базисного учебного плана общеобразовательных  учреждений  Российской Федерации  2004 года. ­ примерной программы общего среднего образования; курса "Основы здорового образа жизни". Программа в  6 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год. УМК для 5­6 классов продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 5 класса          Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.  Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи,   высокого   риска   безработицы,   неэффективности   функционирования   государственных   структур   общества,   избытка   информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.         Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить   такую   деятельность   способен   только   человек,   обладающий   определенным   мировоззрением,   уровнем   развития   личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.      Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.                 Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: ­ формирование личности,  ­способность реализовать себя максимально эффективно в современном мире,  2 ­творчески относиться к возникающим проблемам,  ­владеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.                Задачи: Программа предусматривает:  ­получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; ­ формирование потребности в здоровом образе жизни; ­ формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний; ­ формирование навыков ухода за больными;  ­ формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.                   Знания и навыки: программа предусматривает в получение учениками необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование  потребности  в  здоровом  образе  жизни,   навыков  гигиены   и  профилактики   заболеваний,  ухода   за  больными,   рационального питания и других способов самосовершенствования.                  Содержание программы  предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.                  Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование  и тестирование,  игровое моделирование.  Предполагается  широкое использование  технических средств  (аудио­ и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций. Программа  6 класса состоит из пяти блоков. 3 Медико­гигиенический блок дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.            Этический блок  включает основные философские  понятия о мире, жизни, закономерностях существования  Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.            Психологический блок развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.             Правовой блок  обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.              Семьеведческий   блок  дает   комплексные   знания   о   механизмах   создания,   развития   и   функционирования   семьи.   Формирует   ценность   и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности. 4 Учебно – тематическое планирование По основам  здорового образа жизни Класс  6 Учитель Горина И.А. Количество часов Всего 35 час; в неделю 1 час. Планирование составлено на основе региональной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской  области «Здоровый образ жизни» авторы: БарылкинЮ. А.,  Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В., и другие. Рабочая тетрадь Здоровый образ жизни для 5­ 6  классов ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой ­Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"­ "Добродея", 2008. №  п/п Наименование разделов и тем Раздел 1.  Физическое здоровье Всего  часов 6 5 (Медико­гигиенический блок) Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка.  Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены. Здоровье и состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья 1 2 3 4 5­6 Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника.  Закаливание и его методы. Раздел 2. Психологическое здоровье (Психологический блок) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное,  неуверенное и грубое поведение. Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление  уверенности, неуверенности, грубости.. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания  нагрубить у себя и у других. Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между  людьми. Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других  людей. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.  Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же.  Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия  собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида  оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого  человека.  Права человека, несправедливость. Эмоциональная поддержка, Собственное мнение, убеждение.  Умение  высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ. Раздел 3. Социальное здоровье (Правовой блок) 17 Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации. 1 1 1 1 2 10 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 6 18­ 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить  человека. Способы принуждения.  Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.  Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного  поведения. Раздел 4. Моральное здоровье (Семьеведческий блок) Семейные реликвии. Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие   и   значение   семейных   праздников.   Семейные   традиции,   как передающиеся   из   поколения   в   поколение   способы   действия,   ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево. Раздел 5. Духовное здоровье (Этический блок) 29 Мир. Я – подросток. Я и мир. 30 Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему  миру. Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни. Свободоспособность. Понятие свободы выбора. Мы выбираем свою  жизнь. Резерв 31 32 33 34 35 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 7 8 Раздел программы Календарно­тематическое планирование по ОЗОЖ в 6 классе  Тема урока Тип урока Содержание урока Виды контроля   Дата м е у р и н а л п я а к с е ч и т к а ф я а   Характеристика деятельности учащихся (УУД) Знать основные  понятия о жизни  человека Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать  известные; Знать основные  понятия о развитии  организме человека Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать  известные; Знать основные  понятия о влиянии  ИКТ (дата) м е у р и н а л п к с е ч и т к а ф я а я а 9 № ур ок а 1 2 Физическое  здоровье   Таинство появления  человеческой жизни.  Рождения ребенка.  Физическое  здоровье   Личная гигиена  мальчиков и девочек. Средства личной  гигиены.  Таинство появления человеческой   Процесс жизни. рождения ребенка.   Уход   за новорожденным. Работа с  текстом  учебного  пособия по  заданиям Урок  формирования  новых знаний,  умений,  навыков Работа с  текстом  учебного  пособия по  заданиям   Личная   гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.. органы и  системы органов  человека; личная  гигиена пассивная и активная;  средства личной  гигиены; личная  чистоплотность  в профилактике  заболеваний. Урок  формирования  новых знаний,  умений,  навыков.  3 Физическое  здоровье   Здоровье и  состояние  Урок  формирования  Состояние окружающей Работа с  текстом окружающей среды. Физическое  здоровье   Значение  физического  воспитания и спорта  для здоровья 4 5­ 6 Физическое  здоровье   Профилактика  нарушений осанки и  искривлений  позвоночника.  Закаливание и его  методы. новых знаний,  умений,  навыков.  Урок  формирования  новых знаний,  умений,  навыков.  Урок  формирования  новых знаний,  Практическое  занятие учебного  пособия по  заданиям Работа с  текстом  учебного  пособия по  заданиям.  Дискуссия по  теме Дискуссия по  теме. Тесты. Практическая работа окружающей среды  на здоровье  человека Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать  известные; Знать основные  понятия о влиянии  спорта на здоровье Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; Знать основные  понятия об  организме человека и его закаливании Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; их среды.. факторы окружающей   среды; санитарно­ гигиеническое значение; санитарно­ гигиеническое регламентирован ие (нормирование) качества. Значение физического воспитания спорта   здоровья.    и для Профилактика нарушений осанки и   искривлений позвоночника. Закаливание и его методы. Достижение эмоционального благополучия. Физические  упражнения,  закаливание.  осанка,  формирование  осанки,  нарушения  осанки; виды  10 Психологиче ское  здоровье   Способность к  самопознанию и  уверенность в себе.  Уверенное,  неуверенное и грубое поведение. Урок формирования новых знаний, Урок­ дискуссия Психологиче ское  здоровье   Отношение к себе,  отношение к другим.  Вербальное  проявление  уверенности,  неуверенности,  грубости.. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Практич. занятие 7 8 искривления  позвоночника;  профилактика  нарушений. Уверенное,  неуверенное и  грубое поведение.  Чувство  собственного  достоинства,  ценность  взаимодействия  между людьми.  Зависимость  нашей  уверенности и  неуверенности от  других людей.  Трудности в  принятии и  выражении  критики и  похвалы Способность к  самопознанию и  уверенность в  себе. Уверенное,  неуверенное и  грубое поведение.  Отношение к себе, отношение к  другим. Уверенные,  неуверенные и  грубые ответы. Дискуссия по  теме. Знать основные  понятия темы  урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы Работа с  текстом  учебного  пособия по  заданиям Знать основные  понятия темы  урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы 11 Психологиче ское  здоровье   Наблюдательность в  отношении  уверенности,  неуверенности,  желания нагрубить у  себя и у других. Урок формирования новых знаний  Способность к  аблюдательности  в отношении  уверенность в  себе.Грубое  поведение.  Отношение к себе, отношение к  другим. Уверенные,  неуверенные и  грубые ответы. Психологиче ское  здоровье   Чувство  собственного  достоинства,  ценность  взаимодействия  между людьми.  Зависимость нашей  уверенности и  неуверенности от  других людей. Урок игра,  беседа Развитие  интеллектуальной  и поведенческой  креативности. 9 10 Выполнение  тренировочны х упражнений  в рабочих  тетрадях Выполнение  тренировочны х упражнений  в рабочих  тетрадях 11 Психологиче ское  здоровье   Трудности в  принятии и  выражении критики  и похвалы.  Урок игра Работа по  карточкам .  Беседа по  теме  Развитие умения  логически  мыслить, излагать  свое мнение,  проявлять чувство юмора, принятие  критикии похвалы Иметь  представление об  эмоциональных и  личностно­ коммуникативных  барьерах,  связанных с  осуществлением  познавательных  процессов Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать  известные; Знать:    представление об  уверенном,  неуверенном и  грубом поведении. что такое  расслабление;  12 Психологиче ское  здоровье   Разнообразие в  восприятии и  понимании людьми  одного и того же.  Особенность и  неповторимость  каждого. Уважение к себе. Урок  формирования  новых знаний Урок игра Психологиче ское  здоровье   Вербальные и  невербальные формы выражения наличия и отсутствия  собственного  достоинства.  Понятие об обратной связи, обида  оскорбление, ирония. Урок беседа 12 13 14 Психологиче ское  здоровье   Трудности  понимания друг  друга. Уважение к  чувствам другого  человека.  Урок­ практикум Способность к  самопознанию и  уверенность в  себе. Уверенное,  неуверенное и  грубое поведение.  Отношение к себе, отношение к  другим. Уверенные,  неуверенные и  грубые ответы. Вербальное  проявление  уверенности,  неуверенности,  грубости.  Наблюдательность в отношении  уверенности,  неуверенности,  желания  нагрубить у себя и у других. Разнообразие в  восприятии и  понимании людьми одного и того же.  Особенность и  неповторимость  каждого.  Уважение к себе.  Вербальные и  невербальные  правила поведения   в тренинговой  группе. Формы  поведения. Уметь:  характеризовать   правила поведения Отработать:  невербальные  формы уверенного,  неуверенного и  грубого поведения. Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. Тестирование. Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  13 формы выражения  наличия и  отсутствия  собственного  достоинства.  Понятие об  обратной связи,  обида  оскорбление,  ирония. Трудности понимания друг  друга. Уважение к  чувствам другого  человека. Права человека,  несправедливость. Эмоциональная  поддержка,  Собственное  мнение,  убеждение.   Беседа по  теме  Психологиче ское  здоровье   Права человека,  несправедливость. Урок формирова­ ния новых знаний Психологиче ское  здоровье   Эмоциональная  поддержка,  Собственное мнение, убеждение.  Умение  высказать просьбу,  согласие или отказ.  Умение принять  отказ. урок­ практикум обобщающий урок­ праздник Умение высказать  просьбу, согласие  или отказ.  Умение принять  отказ. Анализ успешных  и неуспешных  форм поведения Выполнение  упражнений,  требующих  проявления  наблюдательн ости,  интеллектуаль ной гибкости.  15 16 обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать 14 17 Социальное  здоровье   Знакомство со  статьями из  Уголовного кодекса  Российской  Федерации. Урок формирования новых знаний со из     шантаж, Знакомство   статьями   Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятие принуждения,   т.е. действия, к которым   могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, вымогательство, обман, психологическое или   физическое давление и т.д. «Уголовный  кодекс»;  принуждения,  как действия, к  которому могут  принудить  человека: к  сексуальным  отношениям, к  употреблению  наркотиков, к их  приобретению,  хранению,  транспортировке наркотических  средств, к  совершению  других  противоправных  деяний (из УК  РФ). Способы  принуждения:  угрозы, шантаж, вымогательство, обман,  психологическое  давление,  физическое  Работа со  статьями из  Уголовного  кодекса  Российской  Федерации. Знать основные   статьяи из  Уголовного  кодекса Российской Федерации. Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать 15 Социальное  здоровье   Понятие  принуждения, т.е.  действия, к которым  могут принудить  человека. Способы  принуждения.  Социальное  здоровье   Склонение к  преступлению.  Отягчающие вину  обстоятельства.  18 ­ 19 20 Урок формирования новых знаний Урок формирования новых знаний 21 Социальное  здоровье   Способы  противостояния  принуждению. Круглый стол давление и другие. Ответственность за принуждение. Ответственност ь, принуждение,  склонение,  преступление,  наказание;  преступник,  жертва,  пострадавший,  жертва. Защита прав человека  (адвокат,  судебно­ медицинская  экспертиза,  правоохранитель ные органы).  Склонение к   преступлению. Отягчающие   вину обстоятельства.  Отягчающие  вину  обстоятельства  (групповое  преступление,  преступление в  состоянии  алкогольного или  наркотического  опьянения и т.д.). Способы противостояния принуждению. Провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением   к наркотикам   и алкоголю.      Работа со  статьями из  Уголовного  кодекса  Российской  Федерации. Работа со  статьями из  Уголовного  кодекса  Российской  Федерации Работа с  текстом  учебного  пособия по  заданиям Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  16 Социальное  здоровье   Повышение  личностной  самоценности и  развитие навыков  уверенного  поведения. Моральное  здоровье   Семейные реликвии. 22 23 Урок формирования новых знаний Урок формирования новых знаний 24 Моральное  здоровье   Праздники: понятие,  определение. Виды  праздников. Урок формирования новых знаний.Игра Работа с  карточками.  беседа Урок­беседа.  Урок­диспут. Повышение личностной самоценности   и развитие   навыков уверенного поведения. Необдуманные  поступки,  безответственно сть,  неосторожность , доверчивость.  Личностная  самоценность,  уверенное  поведение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия   своей семьи. Генеалогическое дерево. генеалогическое  древо,  родословная,  семейная  реликвия,  семейные  традиции. Семейные  реликвии.  Праздники:  понятие,  определение.  Виды праздников.  Понятие и  значение  семейных  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  17 праздников Моральное  здоровье   Понятие и значение  семейных  праздников.  Семейные традиции,  как передающиеся из поколения в  поколение способы  действия, ритуалы,  уклад жизни. Моральное  здоровье   Понятие семейных  реликвий и их  воспитательное  значение. 25 26 Родословная.  Принципы  формирования  родословной. .  Анкетировани е. Беседа. Урок формирования новых знаний Работа с  заданиями  учебного  пособия.  Беседа . Семейные  традиции, как  передающиеся из  поколения в  поколение  способы действия, ритуалы, уклад  жизни. Понятие  семейных  реликвий и их  воспитательное  значение. Урок беседа 27 Моральное  здоровье   Родословная.  Принципы  формирования  родословной. Урок формирования новых знаний Родословная  семьи. Принципы  формирования  родословной. Беседа Презентация отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь:­  анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы;­  высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  положения урока Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  понятия о  родословной семьи Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; 18 Моральное  здоровье   Генеалогия своей  семьи.  Генеалогическое  дерево. Беседа Презентация Урок формирования новых знаний . Урок беседа Генеалогия своей  семьи.  Генеалогическое  дерево Духовное  здоровье   Мир. Я – подросток.  Я и мир. Урок формирования новых знаний Мир. Я –  подросток. Я и  мир. Все связано  со всем.  Взаимосвязь  компонентов  природы. Работа с  заданиями  учебного  пособия.  Беседа Духовное  здоровье   Все связано со всем.  Взаимосвязь  компонентов  природы. Урок формирования новых знаний Я – ребенок; Мир; Я – часть Мира;  взаимосвязь  элементов  природы. Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. 28 29 30 ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать основные  права и  обязанности  ребенка Уметь: ­ анализировать,  делать выводы,  отвечать на  вопросы; ­ высказывать  собственную точку  зрения или  обосновывать Знать: основные  понятия: Я­ребенок.  Мир. Я­часть Мира. Уметь:  характеризовать  взаимосвязь  элементов природы. 19 Духовное  здоровье   Индивидуальный  образ мира.  Потребительский  подход к  окружающему миру. Урок формирования новых знаний Духовное  здоровье   Экологический  подход к миру.  Последствия  отношения к миру Урок практикум  31 32 33 Духовное  здоровье   Самоценность жизни. Осознанность  человеческой жизни. Урок практикум Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. Моделирован ие  проблемных  ситуаций и их  анализ. Работа с  заданиями  учебного  пособия.  Беседа Образ мира,  потребительский  подход к  окружающему  миру,  экологический  подход к миру Последствия  отношения к  миру. Образ мира, потребительский  подход к  окружающему  миру,  экологический  подход к миру. Самоценность  жизни.  Осознанность  человеческой  жизни.  Самоценность  жизни,  осознанность  жизни,  свободоспособнос ть Знать: вопросы  отношения к  окружающему миру. Уметь: вооружиться навыками  безопасного  взаимодействия с  миром. Знать: основные  понятия темы. Уметь:  осуществлять  собственный  индивидуальный  выбор в отношении с  миром, развивать  способность  20 Духовное  здоровье   Свободоспособность. Понятие свободы  выбора. Мы  выбираем свою  жизнь. мини­ конференция самостоятельно  строить свою судьбу. Работа с  заданиями  учебного  пособия.  Беседа Свободоспособно сть. Понятие  свободы выбора.  Мы выбираем  свою жизнь.  Самоценность  жизни,  осознанность  жизни,  свободоспособнос ть Резервный урок. 34 35 21 (1час в неделю, всего­34 часа) Содержание тем учебного курса. 6 класс «Жизненный путь личности» Этический блок Занятия 1­2. Я и мир. Все связано со всем. (2 ч) Цель: Показать взаимообусловленность основных понятий темы, сформировать у школьников понимание причастности к процессам  происходящим в мире. Основные понятия: Я – ребенок; Мир; Я – часть Мира; взаимосвязь элементов природы. Занятие 3­4. Экологический подход к миру. (2 ч) Цель: Сформировать личностную позицию школьников по вопросам отношения к окружающему миру, как ситуацию нравственно­этических  норм взаимодействия с ним. Вооружить навыками безопасного взаимодействия с миром. Основные понятия: образ мира, потребительский подход к окружающему миру, экологический подход к миру. Занятие 5­6. Осознанность человеческой жизни. (2 ч) Цель: Сформировать представления об основных понятиях темы. Дать характеристику механизму их реализации – свободоспособности, как  способности к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром,  осуществлять собственный индивидуальный выбор. Основные понятия: самоценность жизни, осознанность жизни, свободоспособность. Психологический блок Занятие 7. Цель: Сформировать представления об уверенном, неуверенном и грубом поведении. Содержание: Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях. Упражнение: Уверенные, неуверенные и грубые ответы. 22 Занятие 8. Цель: Отработать невербальные формы уверенного, неуверенного и грубого поведения. Содержание: Ритуал начала занятий. Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздаёт школьникам папки. Подчёркивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что никто не  имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Рассказывает, что дневники будут запечатываться «личной печатью».  Упражнения: «Футболка с надписью» «Сила слова» «Зеркало» Занятия 9­10. Цель: Выявить зависимость уверенности и неуверенности от других людей, определить что такое чувство собственного достоинства. Проводится ритуал начала занятия. Содержание: Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит  это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через следующее упражнение: Упражнения:  «Хвалить или ругать?»  «Я не такой, как все, и все мы разные» Занятия 11­12.  Цель: Овладеть вербальными и невербальными формами выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Ритуал начала занятия.  23 Содержание. Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого­то радость изображена  более правильно, а у кого­то менее ­ эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чём различны, что даёт нам  возможность и что мешает понимать друг друга. Обсуждение:  Что такое – уважение к чувствам другого человека? Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает? Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Занятие 13­14.  Цель: Подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе. Ритуал начала занятия. Обсуждение домашнего задания по вопросам: Каких событий было больше? Какого типа эти события? Упражнение «Мои права» Занятие 15.   Цель: Отработка умения высказать просьбу, принять согласие или отказ в её выполнении. Ритуал начала занятий. Содержание: Ведущий обращает внимание участников на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и  отказаться от выполнения этой просьбы. Затем он предлагает участникам посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит  желающих объяснить, почему они включили или не включили эти права.  Упражнение «Чемпионат» Занятие 16.  Цель: Научить различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав. 24 Содержание. Анализ успешных и неуспешных форм поведения. Подводятся итоги упражнения «Чемпионат». Награждаются чемпионы, а  также занявшие второе и третье место. Обсуждение.  Упражнение «Интервью» Правовой блок Занятия 17­18. Понятие принуждения. Цель: Проинформировать школьников о способах и механизмах принуждения. Дать правовые знания по основным аспектам данного понятия.  Познакомить с соответствующими статьями УК РФ. Основные понятия: «Уголовный кодекс»; принуждения, как действия, к которому могут принудить человека: к сексуальным отношениям, к  употреблению наркотиков, к их приобретению, хранению, транспортировке наркотических средств, к совершению других противоправных  деяний (из УК РФ). Способы принуждения: угрозы, шантаж, вымогательство, обман, психологическое давление, физическое давление и другие. Занятия 19­20. Ответственность за принуждение. Цель: Познакомиться со статьями УК РФ, касающимися ответственности за принуждение к сексуальным отношениям и употреблению  наркотических и психоактивных веществ, а также противоправным действиям. Основные понятия: Ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва, пострадавший, жертва. Защита  прав человека (адвокат, судебно­медицинская экспертиза, правоохранительные органы). Отягчающие вину обстоятельства (групповое  преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д.). Занятие 21­22. Способы противостояния принуждению. Цель: Проинформировать школьников о различных видах принуждения. Сформировать умения и навыки противостояния в ситуации  принуждения. Повысить личностную самоценность и развить навыки уверенного поведения. Основные понятия: провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением к наркотикам и  алкоголю. Необдуманные поступки, безответственность, неосторожность, доверчивость. Личностная самоценность, уверенное поведение. 25 Занятия 23­28. Цель: Формирование знаний генеалогии своей семьи, формирование теплого отношения к родителям, бабушкам и дедушкам, и семейным  реликвиям. Осознание школьниками себя как части своей семьи. Основные понятия: генеалогическое древо, родословная, семейная реликвия, семейные традиции. Семьеведческий блок Медико­гигиенический блок Занятия 29­30. Знание своего тела и уход. Личная гигиена мальчиков и девочек­подростков. Средства личной гигиены. (2 ч.) Цель: Закрепить и углубить знания личной гигиены, полученные ранее. Основные понятия: органы и системы органов человека; личная гигиена пассивная и активная; средства личной гигиены; личная  чистоплотность в профилактике заболеваний. Занятие 31­32. Таинство появления человеческой жизни. Процесс рождения ребенка. Уход за новорожденным. (2 ч) Цель. Сформировать у учащихся правильные представления о процессах, ведущих к зарождению новой жизни и рождению ребенка, процессах  происходящих в организме женщины при беременности. Дать представление об основных этапах развития плода, рождения ребенка и периоде  новорожденности. Оборудование. Наглядные пособия: куклы, плодный мешок, плацента, детские пеленки и средства ухода за новорожденным. Плакаты,  иллюстрирующие стадии развития плода. Видеофильм «Откуда я взялся» Занятие 33. Гигиена окружающей среды: воздух, почва, вода. (1 ч.) Цель: Сформировать у школьников научный подход к оценке качества окружающих факторов среды: воды, почвы, воздуха. Основные понятия: факторы окружающей среды; их санитарно­гигиеническое значение; санитарно­гигиеническое регламентирование  (нормирование) качества. 26 Методические рекомендации Педагог устанавливает исходный уровень знаний учеников по данной теме путем опроса, и с помощью наглядных материалов знакомит их с  гигиеническими основами окружающей среды, основными факторами, антропогенной деятельностью, влиянием на здоровье,  профилактическими мероприятиями. Занятие 34. Гигиена физического воспитания. Закаливание. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. (2 ч.) Цель: Сформировать у детей отношение к физическим упражнениям и закаливанию как неотъемлемой части здорового образа жизни.  Объяснить детям причины нарушения осанки и искривления позвоночника, рассказать о профилактических мероприятиях. Основные понятия: Физические упражнения, закаливание. осанка, формирование осанки, нарушения осанки; виды искривления позвоночника;  профилактика нарушений. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6  КЛАССА ПО КУРСУ «ОЗОЖ» Раздел «Жизненный путь личности» Знать:  ­ вопросы отношения к окружающему миру ­ правила поведения  в тренинговой группе  ­ формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое) ­ права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе ­ статьи из Уголовного  кодекса РФ ­ что такое  расслабление  ­ что такое  чувство собственного достоинства ­ что такое  просьба 27 ­ что такое  генеалогическое дерево своей семьи ­ что такое  семейные реликвии  ­ что такое  семейные традиции ­ что такое  личная гигиена ­ о таинстве появления на свет ­ как ухаживать за ребенком ­ о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека ­ виды искривления позвоночника, ­ о профилактике нарушения осанки  ­ правила закаливания Уметь: ­ характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы ­ характеризовать  правила поведения в обществе  ­ характеризовать  основные способы принуждения ­ характеризовать  способы  противостояния принуждению ­ характеризовать  понятие семейные реликвии ­  слушать собеседника ­ овладевать  вербальными и невербальными формами поведения ­ выявлять  зависимость уверенности и неуверенности от других людей ­  определять, что такое чувство собственного достоинства ­ отстаивать свои права 28 ­ высказывать просьбу ­ принимать согласие или отказ  о её выполнении. ­ различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав ­ уверенно вести себя в определенных ситуациях ­ составлять генеалогическое древо своей семьи ­  пользоваться средствами личной гигиены ­ вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром. ­ осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу ­ характеризовать  процесс рождения ребенка ­ характеризовать состояние окружающей среды обитания ­ проводить закаливание организма ­ правильно сидеть при работе за столом  Учебно­методическое обеспечение программы 6 класса В учебно­методический комплект входят:  Учебное пособие для учащихся 5­6 класса Здоровый образ жизни ; под редакцией М. Ю. Михайлиной, М. В. Лысогорской, М. А. Павловой ­Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"­ "Добродея", 2008. Региональная образовательная программа, издание второе, дополненное и переработанное, издательство "Добродея", 2008 г. Дидактические материалы разработанные САРи КПРО Литература   для   учителя 29 Для   информационно­компьютерной   поддержки   учебного   процесса   использую   программно­педагогические   средства,   реализуемые   с помощью компьютера:  компьютерные презентации  Дополнительные   средства   обучения Список литературы 1. Михайлина М. Ю. Учебное пособие для учащихся 5­6 класса Здоровый образ жизни.  КИЦ "Саратовтелефильм"­ "Добродея", 2008. 2. Науменко Ю. В.  Моё здоровье. ­ М.: Глобус, 2010. ­ 236 с. ­ (Серия "Воспитательная работа") 3. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии” М. 1988г. 4. Кузнецова Л.И. “Женщина на работе и дома” М., 1980г. 5. “Культура семейных отношений” М., 1980г. 6. “Мы и наша семья.” М., 1985г. 7. Мацковский М., Золотова Т. “Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни” М., 1980 г. 8. Павлова Л.Г. “Спор, дискуссия, полемика” М, 1991 г. 9. 10.  Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., Мозг, Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1969,­240 с.  Абрамян Е.В. Искусство здоровья. М.: Инноватор., 2001., ­ 123 с. 30

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)

Рабочая программа "Основы здорового образа жизни"(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017